Вы здесь

Украшаем цветочные горшки. Роспись на горшках (Е. А. Михайлова, 2013)

Роспись на горшках

Краски и кисти


Цветоводы предпочитают высаживать комнатные растения в горшки из неглазурованной керамики красного или коричневого цвета, ведь она химически нейтральна, хорошо «дышит» и удерживает влагу. При этом декоративная роспись по натуральной керамике – творческий и увлекательный процесс, а для создания чудесного рисунка достаточно всего лишь запастись яркими красками и кистями.

В наше время художественная роспись керамики доступна каждому, поскольку в свободном доступе имеются самые современные материалы. Такие краски для росписи стекла и керамики практически безвредны и предоставляют возможность украшать в домашних условиях любую керамику, используя техники холодной сушки при комнатной температуре или горячей сушки в обыкновенной духовке.

Эти техники достаточно просты в применении, кроме того, их можно использовать и для росписи пластика.

Все материалы для росписи керамики можно разделить на четыре основные подгруппы: краски, контуры, маркеры и плавящиеся материалы, например, гранулы и пленка.

Основным материалом для росписи являются краски, причем в зависимости от цели росписи их следует разделить на два основных вида: краски под обжиг и краски, не требующие обжига.

При росписи керамики специальными акриловыми красками под обжиг изделия запекают в духовке, что обеспечивает достаточно плотное связывание красок с декорируемой поверхностью. Кстати, для росписи собственно горшков, в которых будут расти цветы, лучше использовать краски, подходящие для столовой посуды или изделий, предназначенных для хранения пищевых продуктов. Краски, предназначенные для росписи декоративных изделий, контакт с которыми не желателен для продуктов, можно применять для украшения кашпо.

Гончарные терракотовые изделия благодаря глине имеют теплый и спокойный естественный цвет, который прекрасно подходит для цветочных горшков и домашней утвари, выполненной в «деревенском» стиле. В то же самое время темный фон керамики, произведенной из красножгущихся глин, не позволяет использовать всю цветовую гамму красителей для создания многоцветных рисунков. Поэтому специальные керамические краски под обжиг изготавливают из смеси пигментов, флюсов и оттеночных компонентов. Обычно керамические краски содержат около 20 % пигмента. В качестве стеклообразующих компонентов – флюсов – употребляют фритты, глазури, полевые шпаты. Оттеночными средствами служат прокаленный кварц, обожженный каолин, фарфоровый бой, а также такие оксиды, как кремнезем, глинозем и оксид цинка.

Флюс в составе керамических красок призван придавать им блеск, исключением являются краски с матовым эффектом. Кроме того, флюс, обеспечивая необходимое сцепление с поверхностью глазури, не должен снижать окрашивающие свойства пигмента.

Для росписи можно использовать самые разные краски. Так, роспись в один мазок выполняют красками, состоящими из чистого пигмента и воды. Они не имеют глазурного содержания, нетоксичны и безопасны, поэтому их можно использовать для росписи изделий, в которых предполагается хранить пищевые продукты. Эти краски подходят для прорисовки мелких деталей, поскольку всего один мазок дает яркий насыщенный цвет, но из-за своей полупрозрачности не подходят для сплошного покрытия.

В работе с керамическими горшками можно также использовать краски, предназначенные для росписи под глазурь. Их наносят в два и больше слоев, и в зависимости от толщины нанесенного слоя они могут быть как полностью прозрачными, так и давать яркие насыщенные цвета. Такие краски хороши тем, что они легко смываются в случае ошибки.

Домашние растения должны находиться в гармонии с цветовой гаммой помещения, хотя совсем не обязательно сочетать красные соцветия с красной портьерой или обивкой. Объединяющим элементом служит декорированная посуда для цветов: горшки, кашпо, вазоны.

Для украшения декоративных кашпо можно выбирать краски с последующей горячей сушкой, которые представляют собой полупрофессиональный материал, но, тем не менее, просты в применении и обладают высокой надежностью. Декорированное изделие после росписи нужно высушить при комнатной температуре, а затем обжигать в домашней духовке при температуре 160–170 °C. Необходимая температура при обжиге и срок обжига всегда указаны на упаковке краски или в инструкции по применению. Чаще всего время обжига составляет от 30 до 90 мин. Затем изделие нужно выдержать еще два дня, покрыть лаком и повторно высушить. Техника обжига в домашней духовке – простой и износостойкий способ закрепления росписи на керамике.

Краски для росписи керамики на водной основе обеспечивают безопасность и простоту нанесения. Посуду, расписанную этими красками, после закрепления в обычной духовке можно использовать на кухне, поэтому декорировать можно даже ту часть горшка, которая контактирует с землей.

Завершив роспись, достаточно выждать 10 ч до полного высыхания краски, а затем поместить изделие в холодную духовку, установив температуру на 160 °C. Запекать изделие следует примерно 1,5 ч, после чего выключить духовку и дождаться полного остывания, не открывая дверку. Остывшее изделие нужно промыть в теплой воде с мылом, не применяя абразивные средства.

Для рельефной росписи и создания рельефных узоров и украшений над или под цветной глазурью используют пасту – непрозрачный продукт на основе глины, обычно черного или белого цвета. Иногда ею выполняют и контурную обводку, поэтому ее называют еще и рельефным контуром.

Для росписи кашпо больших размеров, которое предполагается использовать в чисто декоративных целях, можно применять краски на растворителе. Они обладают яркими и насыщенными цветами и лучше растекаются по большим поверхностям. После полного высыхания выполненной росписи изделие можно мыть в теплой или прохладной воде с мягкими моющими средствами.

Акриловые покрывные краски по стеклу и керамике используют для росписи фаянсовых и пластиковых цветочных горшков. Они светостойки, устойчивы к воде, хорошо смешиваются между собой, сохраняя чистоту цвета в смесях, главное при смешивании тонов – использовать краски одной торговой марки. Правда, акрил не подходят для посуды, контактирующей с пищей, поэтому их не следует использовать и для отделки глиняных горшков, в которые будет насыпана земля.

Для достижения эффекта прозрачности эти краски можно разводить специальным растворителем для стекла и керамики той же торговой марки. После завершения росписи нужно поместить декорированное изделие в обычную духовку и запекать при температуре 60–70 °C в течение получаса, что повысит прочность красочного покрытия.

Краски на водной основе для керамики, фарфора, металла и стекла имеют яркие, насыщенные цвета, экономны в расходе, образуют равномерную глянцевую поверхность. Покрывными красками для стекла и керамики на водной основе можно расписывать керамические и различные пластиковые изделия. Они быстро сохнут, устойчивы к воде и свету, не требуют фиксации обжигом. При их использовании легко получить новые цвета, поскольку краски хорошо перемешиваются между собой, сохраняя чистоту тона. Кроме того, они отличаются тем, что ими легко расписывать предметы, находящиеся даже в вертикальном положении.

Глянцевыми красками для росписи керамики и стекла можно также расписывать декоративные керамические кашпо, пластмассовые цветочные горшки и металлические емкости. Их можно смешивать друг с другом для получения нового тона, они кристаллизуются при обычной температуре, поэтому не нуждаются в обжиге.

Такие краски нужно наносить на чистую и сухую поверхность, используя натуральную мягкую кисть. По завершении росписи кисти требуется промыть специальным разбавителем. Изделие оставляют на просушку, а через 48 ч наносят один или больше слоев бесцветного лака для защиты росписи.

Эти краски безвредны, однако они не рекомендованы для росписи той части посуды, которая контактирует с пищей или землей. Расписанные изделия можно мыть только через 15 дней, не используя сильные моющие средства.

Существуют покрывные краски для росписи керамики, стекла, фарфора и терракоты с глянцевым блеском, но на водной основе. Они имеют однородную консистенцию, густые, без запаха. После завершения росписи изделие нужно высушить и обжечь в течение 30 мин в духовке при температуре 170 °C.

Для небольших изделий из керамики или терракоты, которые будут постоянно подвергаться внешнему воздействию, лучше использовать акриловые краски на водной основе под обжиг. После обжига расписное изделие приобретает хорошую устойчивость к внешним воздействиям, может контактировать с землей.

Краски перед работой нужно хорошо взболтать, при использовании продукции одной торговой марки они легко смешиваются между собой. Их удобно наносить кистью на очищенную и обезжиренную поверхность, после работы кисти достаточно просто промыть водой. Через 4 ч краска полностью высохнет. Расписанное изделие нужно поместить в холодную духовку, установив нагрев до 160 °C, и запекать в течение 1,5 ч. По истечении времени духовку выключают и оставляют работу остывать внутри духового шкафа. После обжига краски приобретают устойчивость к воде и атмосферным явлениям.

Можно использовать для декора горшков витражную краску на водной основе, которая отличается прозрачностью и глянцем, готова к применению, позволяет получать новые оттенки путем смешивания имеющихся и разбавляется обычной водой. Она подходит для росписи стекла, акрила, керамики, фаянса и даже дерева. Витражная краска обладает хорошей светостойкостью, устойчива против истирания и погодных условий, сохнет всего 30 мин, после чего расписанное изделие нужно обжечь в духовом шкафу при температуре 150 °C.

Помимо красок, для росписи цветочных горшков можно использовать грунты, лаки, маркеры, контуры для росписи стекла и керамики и др.

Контур-рельеф на водной основе для керамики, фарфора, металла и стекла обычно продается в аппликаторе с удобным наконечником, что позволяет наносить тонкие линии (рис. 1).

Рисунок 1. Контур-рельеф на водной основе для керамики, фарфора, металла и стекла


После нанесения рисунка изделие нужно просушить в течение 4 ч на воздухе, а затем закрепить в домашней духовке в течение 1,5 ч при температуре 160 °C. Расписанное изделие после этого можно даже мыть в посудомоечной машине, что, впрочем, цветочным горшкам обычно не требуется.

Маркер на водной основе по керамике, фарфору, металлу и стеклу позволяет создавать тонкие узоры, легко и равномерно ложась даже на глянцевую поверхность. После нанесения рисунка изделие нужно просушить на открытом воздухе в течение 4 ч, а затем закрепить путем обжига в домашней духовке в течение 1,5 ч при температуре 160 °C.

Глянцевый прозрачный контур требует закрепления путем 30-минутного обжига в домашней духовке при температуре 160 °C с предшествующей просушкой в течение 4 ч. После обжига рисунок приобретает устойчивость к воде, свету и атмосферным осадкам. Перед применением тюбик с контуром нужно встряхнуть, затем нажать на кончик (прокачать), а изделие в процессе росписи располагать строго горизонтально.

Покрывные лаки для керамики используют для придания краскам той же торговой марки большего глянцевого блеска или матовости. Они представляют собой густую, эластичную, не имеющую запаха субстанцию. Покрывной матовый лак нужно наносить на краску после высыхания, а после сушки обжигать в духовке при температуре 160 °C. Кроме того, его можно добавлять в краску, варьируя степень матовости соотношением количества краски и добавленного лака. Так, при соотношении 1:2 достигается 100 %-ная матовость, а соотношение 1:1 дает полуматовую краску.

Правильный подбор формы, цвета и пропорций цветочных сосудов, сочетающихся с растениями и удачно выглядящих в интерьере, – настоящее искусство. Поэтому при их покупке так важно четко представлять, какое место они займут в вашем доме.

Для покрытия пористых поверхностей (терракота и жженая керамика) потребуется грунт, который снизит степень впитывания красок. Таким образом, им нужно покрывать легко впитывающую поверхность перед нанесением красок для керамики под обжиг. Изделие, покрытое грунтом, следует обжигать в духовке при температуре 160 °C, предварительно высушив его при комнатной температуре.

Грунт образует прозрачную, матовую, плотную оболочку, которая обеспечивает идеально ровную поверхность для последующего нанесения краски. Грунтовка для керамики отличается густотой, эластичностью, высокой покровной способностью и отсутствием запаха, причем до обжига ее легко смыть водой. Даже при нанесении в один слой поверх грунта краска сохраняет насыщенный цвет.

Для временного декорирования изделий из керамики и фарфора, например, для создания определенной атмосферы на тематической вечеринке, можно приобрести специальную глянцевую пленку по стеклу и керамике. Поскольку она рекомендована исключительно для декорирования посуды, не контактирующей с пищей, ее можно использовать только для украшения кашпо, пластиковых или металлических емкостей.

При росписи цветочных горшков из древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные и анилиновые. Затем роспись защищают от воздействия внешней среды (влаги, перепадов температур, активных веществ) лаковым покрытием. Кроме того, такие покрывные материалы, как олифа, мастика или лак, придают изделию дополнительный декоративный эффект.

Чаще всего деревянные емкости покрывают масляным лаком, который зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он прозрачный, достаточно светлый, хотя придает росписи некоторую желтизну, и хорошо разбавляется натуральным скипидаром.

Основной инструмент, используемый при росписи по керамике, – кисть. При этом кисти должны быть хорошими и достаточно дорогими, желательно использовать эластичные беличьи и колонковые кисти разных размеров. Кисти могут быть плоскими или круглыми, со срезанным ворсом или в форме веера (рис. 2). Для тонких прорисовок контура и деталей применяют кисть-лайнер из собольего волоса.

Рисунок 2. Кисти, применяемые при живописных работах керамическими красками: а) круглая; б) плоская; в) веерная; г) срезанная


Приобретая кисти, следует внимательно их осмотреть. Идеальная кисть для росписи должна иметь форму капли, семечка или пламени свечи, быть густой, с аккуратно подобранными волосками. Для проверки кончика кисти нужно макнуть ее в воду и стряхнуть, кончик качественной кисти будет острым.

Деревянную ручку кисти можно использовать для нанесения точечного рисунка. Кроме того, для этих целей можно использовать и отработанную кисть, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Для смешивания красок или удаления с кисти лишней краски потребуется палитра, которую можно приобрести в любом художественном магазине или же использовать вместо нее белое блюдце, кафельную плитку, кусок оргстекла или пластиковую крышку.

Многие традиционные керамические краски и цветные глазури резко изменяют свой цвет после обжига, в большинстве случаев становясь ярче. Это вызвано происходящими в них сложными химическими процессами при повышении температуры в результате обжига, по итогам которых образуются окрашиваемые соединения, придающие декору интенсивное звучание. При использовании таких красок желательно иметь при себе контрольную палитру, где показаны образцы обожженных красок, значащиеся под определенными номерами, чтобы на выходе получить именно тот оттенок цвета, какой задумывался еще при работе над эскизом.

Для удобства расположения расписываемого предмета можно использовать турникетку, которую можно приобрести в специализированных магазинах. По форме она похожа на обычный турникет, повернутый набок.

Тонкие цветные полоски можно проводить, поместив изделие на гончарный круг, а внешнюю кайму оформить, используя губку. Особенно хорошо для формирования очаровательных кружевных узоров подходят морские губки.

Из разнообразных дополнительных материалов для росписи может понадобиться картон или другой подходящий материал, чтобы вырезать трафареты.

Работа с рисунком

Прежде чем приступить к росписи выбранного изделия, необходимо подготовить эскиз, в котором будут сразу прорисованы все детали, учитывая форму и пропорции выбранного сосуда, а также подписаны основные цвета (для простоты их можно обозначить буквами: К – красный, С – синий и т. д.) (рис. 3).

Тот, кто совсем не умеет рисовать, но очень хочет украсить свои цветочные горшки, может воспользоваться готовыми трафаретами. Для многократного использования готовый трафарет нужно закрепить скотчем на емкости, которую предполагается расписать. Затем контуры рисунка обвести карандашом, он отобразится на декорируемой поверхности. После этого остается только обвести рисунок акриловым контуром для керамики и разрисовать. В таком случае контур можно использовать еще не один раз.

Рисунок 3. Примерный эскиз росписи по керамике


Все трафареты для росписи можно свести в три основные группы:

✓ бордюры, повторяющийся рисунок по верхнему или нижнему краю емкости;

✓ заполняемый рисунок, имеющий четкие границы, который ложится на всю декорируемую поверхность;

✓ простой рисунок, составленный из разных мелких рисунков, не имеющих особенных отличий.

Для создания трафаретов лучше всего использовать самые простые рисунки, ведь несмотря на кажущуюся простоту, они великолепно украсят любой цветочный горшок. Например, для создания трафаретов отлично подходят изображения бабочек, так как даже при использовании одного и того же трафарета два разных человека не нарисуют их одинаково (рис. 4).

Рисунок 4. Примерный рисунок бабочек для трафарета


Великолепно украсит горшок композиция с весенними цветами, при этом на керамику можно перенести как все изображение полностью, так и любой из понравившихся элементов (рис. 5).

Для создания трафарета можно использовать простенький букет тюльпанов или же перевести на рабочую поверхность всего один цветок.

Великолепным летним мотивом может стать побег вьюнков или одинокий цветок шиповника (рис. 6).

Рисунок 5. Весенние цветы для росписи цветочных горшков: а) подснежники; б) крокусы


Рисунок 6. Примерный трафарет для росписи: цветок шиповника


По нижнему и верхнему краю горшка или кашпо можно пустить простенький рисунок из точек, стилизованных перевернутых запятых и восклицательных знаков (рис. 7).

Рисунок 7. Примерный трафарет бордюра для росписи цветочного горшка


Прежде чем приступить к декорированию, нужно тщательно очистить и просушить изделие. Поверхность керамической или пластиковой емкости необходимо вымыть любым средством для мытья посуды, обсушить и обезжирить с помощью спиртосодержащей жидкости и ватного тампона. После этого желательно не прикасаться пальцами к обезжиренной поверхности, для чего надо работать в перчатках, хотя бы простых хлопковых.

Далее следует перенести выбранный рисунок на поверхность с помощью копировальной бумаги для глины. При этом ее удобнее всего использовать для перевода рисунка на плоские или слегка закругленные поверхности. Перед началом нужно проверить правильность укладки бумаги, поместив ее на поверхность декорируемого предмета и сделав маленькую пометку карандашом – должна появиться голубая отметка. После можно продолжать перевод рисунка, обводя мягким карандашом узор на обычной бумаге, уложенной поверх копировальной бумаги. Если есть такая возможность, выбранный узор можно отпечатать при помощи фотокопира на лицевой стороне копировальной бумаги для глины, а затем просто перевести его, обводя контуры мягким карандашом.

Выигрышно смотрятся деревянные кадки небольшого размера для подоконника и в виде бочек для веранды или зимнего сада. При этом деревянные контейнеры пропитаны специальным составом и безвредны для растений.

Для перевода рисунка на выгнутую или угловатую поверхность удобнее использовать папиросную бумагу с рыхлой структурой, чтобы нанесенный маркер перешел на декорируемую поверхность. При этом способе рисунок переводят на папиросную бумагу, затем переворачивают ее так, чтобы лицевая сторона стала обратной, и прикладывают к изделию. После этого необходимо еще раз обвести узор, но уже контрастным цветом. Когда бумага будет снята, узор окажется на декорируемой поверхности.

Декорируемые участки при использовании папиросной бумаги нужно слегка увлажнить губкой и подождать, пока они высохнут естественным путем перед переводом узора. В случае применения копировальной бумаги узор можно переводить без увлажнения.

Тот, кто умеет хотя бы немного рисовать, может перенести рисунок на поверхность мягким карандашом, срисовывая с эскиза. Затем нужно взять контур для росписи по керамике и прорисовать им мелкие детали рисунка. При прорисовке контуров рисунка, а также при последующей прорисовке сложных деталей желательно поворачивать изделие. По завершении этого этапа работу оставляют до полного высыхания контура, этот срок обычно указан на упаковке (рис. 8).

Рисунок 8. Трафаретная роспись


Самый древний вид декорирования керамики – роспись кистями. При использовании профессиональных красок для росписи керамического изделия пигмент помещают на палитру, растирают его кистями и смешивают с разбавителем. В этом случае кисть надо подрезать для нанесения узора нужной ширины.

Простейшие способы росписи края изделия – отводка края, усик или лента – удобнее выполнять, вращая изделие на турникетке. Очень тонкие линии можно наносить пером, только краску для этого придется разбавить больше, чем обычно. Подобным образом можно выполнить и стаффаж – подрисовку кистью свободным мазком.

Сама техника нанесения рисунка кистями состоит в следующем: сначала нужно наметить контуры рисунка, а затем растушевать его внутренние детали. Тонкие линии можно проводить тонкой кистью с острым кончиком и не слишком длинными ворсинками, так как таким образом легче контролировать движения руки, которую нужно держать в вертикальном положении. Проводя тонкую линию или контур, следует брать на кисть немного краски. Для удаления излишков краски кисть можно отжать о край блюдца или стакана, одновременно придавая ее кончику заостренную форму.

При декорировании деревянных емкостей под цветы перо лучше не использовать, поскольку оно режет древесину, оставляя на поверхности изделия вмятины, портящие его внешний вид.

Для проведения длинной линии на кисть необходимо набрать достаточное количество краски, чтобы можно было выполнить ее одним движением. Желательно, чтобы кисть в процессе росписи отрывалась от поверхности как можно реже, иначе окрашивание цветных участков рисунка получится неровным.

Готовую к употреблению краску важно тщательно размешать до однородной консистенции. Приступая к росписи, нужно наносить мягкой кистью небольшие мазки сначала светлых, а затем уже темных тонов. При этом, взяв один цвет, желательно сразу закрасить им все предполагаемые участки, равномерно нанося краску таким образом, чтобы мазки кисти ложились рядом друг с другом и сливались в общий гладкий фон. При необходимости можно слегка наклонить изделие, не боясь, что какое-то количество краски стечет вниз. Однако это допустимо только при закрашивании фона, если нет опасности, что краска попадет на тот участок рисунка, где ее не должно быть.

Если краска попала на фрагмент рисунка, который должен остаться незакрашенным или быть окрашен в другой цвет, требуется быстро исправить дефект, не дожидаясь, пока краска высохнет. Для этого нужно стереть ее с помощью чистой, слегка увлажненной кисти.

В процессе росписи керамических изделий важно держать плечо и предплечье неподвижно, чтобы двигалась только кисть руки. Поэтому необходимо на что-то опереть локоть, чтобы он находился на одном уровне с расписываемым предметом.

После нанесения первого слоя краски нужно подождать, пока он полностью высохнет, а затем нанести второй слой, чтобы рисунок получился более ярким. Подобным образом расписывают все детали рисунка, оставляют работу до полного высыхания краски и отправляют изделие на обжиг. Если же он не требуется, то можно сразу после сушки приступить к лакированию и нанести на расписанную поверхность 1–2 слоя прозрачного лака для керамики. После лакирования готовое изделие нужно просушить, пока лак не полностью затвердеет, необходимое время сушки обычно указано на его упаковке.

Керамические изделия ручной работы можно мыть или чистить только через 15 дней после окончания работы. Такая керамика требует тщательного ухода и бережного отношения.

Помимо кистей для нанесения красок, при декорировании цветочного горшка можно воспользоваться губкой или специальной резиной. Тампонная техника позволяет создавать на керамике как фоновые изображения для дальнейшей живописи, так и вполне законченные произведения. Для этого краску предварительно наливают в большую емкость и промакивают в ней губку, стараясь не набрать много краски.

При окрашивании губкой поверхность изделия также необходимо обезжирить. Для получения более мягкого оттенка можно разбавить краску бесцветным лаком. Если нужно оставить некоторые участки незакрашенными, то их следует заклеить бумажным скотчем. На высыхание фона обычно требуется один день. После заполнения и высыхания фона можно перейти к технике нанесения рисунка кистью или воспользоваться трафаретом. Далее готовую работу необходимо высушить и покрыть бесцветным лаком.

По краям необливных керамических горшков может появиться известковый налет, который невозможно оттереть обычной щеткой. Для удаления солевого налета глиняный горшок нужно заполнить водой и оставить на ночь в ведре с перегноем. Можно также протереть горшок сырой картофельной кожурой, а затем жесткой щеткой.

Можно воспользоваться техникой декорирования поверхностей с помощью резиновых штампов. Штампы изготавливают с использованием гипсовой формы, моделью для которой служит рисунок, выгравированный на деревянной или металлической пластине. Во время работы штамп нужно периодически припудривать сухим порошком краски, чтобы усилить цвет. Этим способом можно наносить обрамляющие узоры или монограммы.

Для получения интересного эффекта применяют резину для кеширования, которая служит для покрытия неокрашенных участков и снимается пальцами. При нанесении кистью на поверхность изделия она превращается в эластичную пленку. Рисунок нужно наносить очень быстро, поскольку материал молниеносно сохнет. Лучше всего в этой технике получаются этнические и примитивные «наскальные» рисунки.

После нанесения резины для кеширования на поверхность керамического изделия, в том числе и резину, равномерно наносят краску. Затем работу оставляют на сутки, чтобы краска высохла, и легко снимают резину пальцами. В результате получается изображение, похожее на негатив. Готовое изделие покрывают 2–3-мя слоями лака.