Глава 1. Как это все было…
Двадцатый век преподнес миру много сюрпризов и неожиданностей. И, наверное, самый большой из них связан с Россией.
Начиная с первых годов XX века, Россия приковывала к себе взоры всего цивилизованного мира. Она удивляла, опровергая все расчетливые прогнозы. Ни один из них, кроме, наверное, самого последнего, не оправдал себя. Можно выделить четыре главных события XX века. И каждое из них будет кровно связано с Россией.
1. Революция 1917 года и образование первого в мире государства с отсутствием частной собственности, где принципы демократии – свобода, равенство и братство – не остались только на бумаге, или на устах, а реализовались в жизнь.
2. Победа над фашизмом.
3. Полет первого человека в космос.
4. Развал Советского Союза, в результате чего на мировую арену вышли сразу несколько новоиспеченных независимых государств.
Ни у одного из вновь образованных государств, за исключением самой России, не было опыта государственности. Все предыдущие годы они жили в составе того или иного государства, принимая уже созданные кем-то законы, принимая предлагаемые правила жизни. Так получалось, что жить в постоянной зависимости от воли сильного было для них привычно. Но подобную жизнь они находили несоответствующей их внутренним национальным интересам и на своих «патронов» смотрели как на захватчиков и поработителей. На протяжении многих веков мечта о свободе от чужих интересов и воли, мечта о независимости, об отделении грела сердца малых народов. В их среде всегда находились те, кто поднимал национальный вопрос и требовал расширения национальных прав. Такое было практически со всеми народами, входившими в состав Советского Союза, потому что у каждого из них была собственная состоявшаяся история. Все имели свои корни, свои основания, своих героев, будь то народы Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, или Беларусь. Все имели свою часть. Все, кроме Украины.
Несмотря на свою внушительную промышленную, аграрную, политическую и культурную составляющую в теле СССР, именно Украина оказалась самой молодой национальной общностью. Ее младость была во всем, но при этом все старались всячески заретушировать эту историческую несуразность. Такая огромная территория, населенная 50 млн. человек, не могла быть этническим младенцем. Требовалось срочно создать свою историю, свою собственную культуру. И пусть даже все это будет мифом, но если постоянно и настойчиво внедрять его в сознание масс, то уже со сменой первого поколения он станет правдой. Созданием этой «правды» об образовании украинского народа и занялись различные историки и тому подобные сведущие люди. Своими увесистыми работами они рождали историю образования украинского народа, делая миф историей. А история, несмотря на свою очевидность, оказывается самой запутанной и политизированной наукой, оторванной от правды и наполненной множеством выдумок.
Мифичностью заражена вся современная история, а особенно ее текущая часть. Это звучит парадоксально, но чем более мы углубимся в века, где человеческая вера и сознание еще были тесно переплетены с мифом, тем больше исторической правды извлечем. И напротив, чем ближе к современности, тем больше в истории домыслов, искажений и лжи. И причина этого в том, что еще живы люди, которые работали над искажением истории, над созданием того или иного исторического мифа. Пока живы творцы мифов, мифы будут жить. Но время все расставит на свои места.
Миф об Украине и украинцах как некой отдельной нации, порожденный в далеко не украинских умах конца XIX – начала XX века, особенно продуктивно живет и действует сегодня. Свою лепту внесло и советское руководство, которому для упрочнения себя на политической арене требовалось создать и поддерживать миф-историю о многонациональном государстве, где все народы равны и живут одной дружной семьей. А для того, чтобы русский народ не выглядел как поработитель и гегемон, требовалось всячески принижать его историческую роль в формировании Восточной Европы и, собственно, самой России. Требовалось выдвигать на первый план крупные национальности, входившие в ее состав, отдавая им во всем приоритет. На укрепление и поддержание экономического благосостояния шла львиная доля всех поступлений в денежную казну. Периферии Советского Союза жили лучше и богаче, чем сам донор. РСФСР отдавала больше, чем имела сама. А миф постоянно требовал средств и вложений. Ведь только на искусственной подкачке извне он и может существовать. Пока вливания в него будут продолжаться, он будет жить, но как только они прекратятся – начнется процесс переосмысления и возвращения к корням.
Советскому руководству было выгодно поддерживать и расширять миф-историю об образовании украинского народа, всячески отделяя его от русского, противопоставляя ему. Конечно, украинский народ рассматривался как братский по отношению к русскому народу. Но сами того не понимая, советские идеологи «подложили свинью» развитию будущих отношений между украинским и русским народами, между Россией и Украиной.
Поначалу это противопоставление казалось незначительным штришком к созданию индивидуальности Украины. Никто даже не помышлял, к каким последствиям это приведет в будущем. Тогда, сто лет назад, все внутри страны понимали, кто есть кто, и кто откуда происходит. Даже самого понимания «украинский народ» тогда еще не было. Была Малороссия, Новороссия, были недавно присоединенные западные области, доставшиеся с Польским приданным. Но, собственно, никакой Украины и никаких украинцев не было. Даже Гоголь, написавший знаменитого «Тараса Бульбу», ставшего впоследствии национальным героем вольной Украины, называл своего героя русским, а вся знаменитая Запорожская Сечь была Русской землей. А ведь Гоголь сам родился и вырос на землях современной Украины и хорошо знал историю своей земли. Но формирование и укоренение мифа требовало, чтобы Тарас Бульба был украинцем, боровшимся за свободу и независимость Украины.
Широкие шаровары, длинные усы, трубка, расшитая на груди рубаха и, конечно же, чуб-оселедец на выбритой голове станут национальными символами Украины и украинского народа, несмотря на то, что являлись атрибутами русских воинов на протяжении нескольких тысячелетий. Первые русские князья-воины Игорь, Святослав как раз и соответствовали этим описаниям. Таков был облик все древнерусских воинов до принятия христианства, вместе с которым в моду вошли другие образы и облачения.
Поросенок, подложенный в формирование отношений между Россией и новоявленной Украиной, за 100 лет вырос в большую свинью. И теперь у нас в России многие недоумевают, как такое вообще стало возможно. А там, на Украине, радуются, что наконец-то освободились от засилья русских и России, забывая при этом, что не так давно их предки считали себя русскими и так записывали себя и своих детей в метриках. Свинья оказалась двуликая, как греческий Янус – символ лицемерия и политики, где не все так прозрачно и ясно, где есть внутренний антагонизм, несмотря на общее тело, есть два противоположных лица, взгляда, а через это само тело будет в постоянной борьбе и терзаниях.
Свинья, положенная в отношениях между Украиной и Россией – такая же искусственная подделка, как и все созданные мифы об особенности украинского народа и его отделенности от русского. Когда обнажится ложь мифа, и спадут пелены, то и свинья исчезнет. При этом так же внезапно и быстро, как и появилась. Нечистота никогда не может долго жить и действовать. Рано или поздно она станет явной для всех и изживется. Для развития общества требуется чистая пища и правда. Ложь, искажения и мифологизация останавливают движение и лишают его развития. Это тормоза и путы на дороге продвижения к свету, просвещению, свободе. И свиньям там нет места.
Так что же такое Украина сегодня? В чем ее смысл и особенность? Подобные вопросы встают сегодня остро, как никогда ранее. Мы все, живущие на огромном постсоветском пространстве, привыкли думать, что Украина – это почти мы сами. Но только немного поюжнее, посытнее, пошумнее… В общем, почти мы, но только с небольшими плюсами и минусами. Но впрочем, идеального дома нет, не исключение и мы сами. Многие, проживающие здесь, в России, даже разницы большой не видят между собой и ними. Тот же язык, та же культура, те же проблемы. Мы всегда привыкли видеть себя и их одним целым, и этого от нас не заберешь.
Так уж получилось, что большинство семей в двух новоявленных странах поделены на половины, четверти, трети. Кровь во всех нас до того перемешалась, что уже не понять, где украинское, а где русское. Только паспорта еще вносят какое-то разграничение. И то настолько условно, что мы больше верим своим внутренним чувствам и пониманию, чем паспортам. Да и как не верить, когда родители, мужья, деды, тети вдруг в одночасье, в 1991 году оказались по разные стороны границы. Их так и не спросили, хотят ли они этого. Даже итоги народных референдумов не остановили ельциных, кравчуков и шушкевичей в стремлении скорее отделиться от прежнего сосуществования, разделив шкуру медведя на части. Да, впрочем, ни для кого сегодня уже не секрет: решали совсем не они, а их заокеанские покровители, которые с трепетом и страхом смотрели на происходившее в огромной и великой стране на заре девяностых. Кукловоды были со звездно-полосатой пропиской. А руки, исполнители – наши, доморощенные, советские люди, бывшие высокопоставленные партработники, ратовавшие перед толпами с трибун за победу социализма и строительство коммунизма. Они умели красиво и пламенно говорить. Жаль, наш народ уж очень был приучен верить словам. Так уж нас воспитали – на вере в добро, в свет, в лучшее для всех.
Кукловоды ликовали, когда подписывалось предательское соглашение в Беловежской Пуще. Подписывали его от имени многомиллионного народа те, кто не имел ни малейшего права на это, но которым так удалось заморочить всем головы, что народ даже не удивился, проснувшись на следующее утро в разных государствах. Казалось, что это сон, недоразумение. Что скоро все поймут ненужность подобного, и все будет по-прежнему. Но прошло 25 лет, а никто ничего не собирается возвращать обратно. Наоборот, все ревностно вцепились в свои куски жирного пирога и не выпускают из своих коготков. Все готовы дружить и подхалимничать перед кем угодно, хоть перед самим чертом, лишь бы не лишиться своей удельной власти и не соединиться с бывшем патроном – Россией.
Больше всех эта трагедия разделения некогда единого и могучего государства коснулась русских. Ведь именно они были тем государственно образующим звеном, соединявшим в единое целое различные области огромной империи, разной во всем – по уровню культуры, грамотности, промышленности, сельскому хозяйству, языку, религии. Русские несли для политически и экономически отсталых народов Средней Азии, Кавказа, Дальнего Востока и, что греха таить, самой Украины и Белоруссии – просвещение, формирование и сохранение собственного алфавита, языка. Они строили и восстанавливали города, создавали промышленность, научные школы, университеты. Именно русские помогли народам окончательно оформить собственные национальные отличия, сохранить фольклор, этническую культуру. Этого требовала идеология братских народов. Брат брата должен поддерживать и беречь. Эта формула, изначально отсутствующая в идеологии первых коммунистов, позже, при становлении СССР, стала необходимым условием для возможности существования первого в мире социалистического государства на огромной многонациональной территории. Теорией пришлось поступиться перед требованием и необходимостью жизни и практики. Жизнь всегда все расставляет на свои места.
Для возможности безбарьерного общения нужен был единый язык. Им и стал русский, по факту большинства государствообразующего народа. Русские, из-за необходимости поднятия отсталых и регрессивных районов страны, оказались разбросаны по всем ее уголкам. Не было места, где не было бы русских. Им пришлось заново начинать жизнь на новом месте, осваиваясь с местными культурными и природными особенностями, учитывая их и зачастую, подстраиваясь под общий ход жизни. Резко что-либо нарушать было нельзя. Требовалось малыми порциями, шаг за шагом добавлять в традиционную жизнь этих народов новое, знакомя с новыми мировыми технологиями, тенденциями, открытиями. Во времена царской России подобное внедрение нового происходило малыми шагами и усилиями, потому что миры аристократии и тех, кто обслуживал ее, не пересекались. В новой рабоче-крестьянской стране, где вся власть принадлежала этим самым рабочим и крестьянам, требовалось массовое и целенаправленное просвещение прежде всего крестьян, чтобы в дальнейшем создавать условия по их перетеканию в класс рабочего пролетариата.
Российская Империя в большинстве была крестьянской. В особенности ее многонациональные окраины, жившие или крестьянской, или полукочевой жизнью. Условия их жизни и быта мало изменялись на протяжении столетий. Казалось, что цивилизация лишь легонько коснулась их. Подлинную культурную революцию, послужившую к сдвигу их многовековой патриархальной цивилизации, принесло именно время СССР. Особенно переломными были первые годы Советской Власти.
Украину эти переломы не миновали. Наоборот, именно она стала одной из первых национальных территорий, на которой новые власти проводили эксперименты по внедрению всех своих теорий.
Украина всегда рассматривалась как нечто культурно близкое России. А потому, именно здесь возможно было без стеснения пробовать все. Братский народ стерпит.
Также не следует забывать, что именно Украина вследствие плодородности своих земель была всегда излюбленной мечтой завоевателей. Прежде всего, немцев. Территория Украины постоянно была театром больших военных действий. Никто не хотел уступать эти богатые и населенные земли другому. Советское правительство, видя себя территориальным наследником Российской Империи, юридически рассматривало за собой это право и всячески отстаивало его перед другими претендентами. Право России на Украину слабо оспаривали Европейские державы и США после подведения итогов Первой Мировой Войны. Они сами были сильно ослаблены вследствие этой войны и уже не могли сильно сопротивляться тому, что центральная и юго-восточная Украина отошла в зону влияния СССР и теперь входила в него, как самостоятельная Республика на правах Федерации.
Украинская ССР имела свои государственные органы правления. Официально признавались два языка – русский и украинский. Имелись национальные школы, национальные культурные центры. Украинец имел равные права с русским при получении высшего образования, устройстве на работу. Многие украинцы занимали высшие государственные посты в политике, армии, экономике страны. Миграция русских на Украину и украинцев в Россию стала масштабной. Именно на данном этапе происходило смешение народов, образование нового, советского человека, который был выше национальных различий и гордости. Русскими оказывались все, хотя часто с чисто украинскими фамилиями или неславянской внешностью. Но на это мало кто смотрел. Это в братской, многонациональной стране было не важно. Важен был мир и понимание, поддержка друг друга. Национальные, культурные и религиозные вопросы отошли на второй план. Они оказались не вопросами жизни и смерти. Не они помогали одерживать трудовые подвиги в создании нового государства. Не они помогли одержать победу в страшной войне. Не они двигали страну дальше, в космос, восстанавливая и обновляя народное хозяйство. Не за ними и будущее.
Как оказывается, и сегодня это очень четко видно именно на примере Украины, именно национальные, культурные и религиозные отличия становятся тем камнем преткновения и соблазна, на котором разбиваются все благие намерения и мирное сосуществование народов. Получается, что политика СССР по национальным, культурным и религиозным вопросам больше соответствовала необходимым требованиям человеческого общежития, чем политика ультранационализма и нетерпимости, насаждаемая все последнее время. Не отстала от этого и религиозная система. Сегодня на Украине даже Православная вера разделена на две Патриархии – Московскую и Украинскую. При этом Украинские православные власти не признают Московские, всячески подчеркивая свою обособленность. Жаль, что религиозные иерархи забывают слова Христа (кому сами, вроде, поклоняются), что «дом, разделившийся сам в себе – не устоит».
Сегодня мы видим, как сбываются слова Божьи. Дом, взявший курс на отделение, да еще и разделение в самом себе, действительно, устоять не может. Он падает. И падает стремительно. Только вот плохо, что жильцы, проживающие в нем, не видят этого, а продолжают выяснять отношения друг с другом и что-то делить, думая, что они будут так жить вечно. Но только вот поезд их уже давно в огне, и черный дым гари начинает проникать в другие дома, напоминая всем одну простую истину: мы все дети одной земли, одного дома, который называется – планета Земля…