Украина. Декабрь 1991 года – январь 1992 года. От Югославии
Обычно, историки, да и простые граждане в этом периоде заостряют внимание на том, что произошло в Беловежской пуще. Кто-то еще вспомнит Алма-Ату. Но мало кто помнит о том, что после подписания алма-атинских соглашений процесс раздела советского наследства не закончился, он только начался…
Хуже того, он мог закончиться, едва начавшись, и закончиться он мог войной по югославскому варианту. Зимой 1991–1992 годов для этого были все возможности.
После Беловежской пущи – ни одна из сторон не чувствовала, что добилась того, чего хотела. Ельцин не сумел продавить Украину, и, как и любой русский человек – он слабо представлял себе Украину независимой. Соглашение о создании СНГ в том виде, в каком оно появилось – было написано под диктовку Леонида Кравчука. Но и Кравчук по видимому не считал себя победителем – Ельцин реализовал те угрозы, которые он высказал в Вискулях, и главная из них – Россия начинает реформы вне зависимости от того, готовы к ним остальные или не готовы. Не готовы – вам же и хуже. Немного забегая вперед – по крайней мере, часть украинской экономической катастрофы 1992 года была обусловлена тем, что Россия, еще находясь в едином экономическом пространстве, начала реформы, ни с кем их не согласовывая. После того, как Гайдар отпустил цены – все продукты и вообще все, что пользовалось спросом в России – из Украины вымело как будто метлой. Понятное дело, что их предпочитали продавать по свободным ценам, нежели по государственным (Украина длительное время контролировала внутренние цены, например, в 1993–1994 году государство контролировало до 80 % цен, что только усугубляло ситуацию в экономике). Украина была вынуждена приспосабливаться к тому, что делает Россия, при этом не имея ни программы, ни кабинета реформ.
Приведу пару отрывков из газет, чтобы всем было понятна общая диспозиция и кто в этой игре – банковал.
Однако, несмотря на те преимущества, которые дает России роль правопреемницы Союза (выпуск наличности, контроль за армией и т. д.), в ходе переговоров ей приходится либо соглашаться со всеми "капризами" Украины, либо откладывать их удовлетворение до следующего раза.
Надо полагать, на следующей встрече глав государств – участников Содружества военные вопросы будут все же решены окончательно. Причем так, как этого захочет Украина. Если и в дальнейшем процесс создания "союзозаменителя" будет проходить мирно, за столом переговоров, Содружество станет настолько мягким образованием, насколько это будет устраивать Украину[3].
Давайте, еще уясним для себя: почему Кравчук так себя вел – да потому что выхода у него особо то и не было. Его сзади подпирали национальные демократы, которые имели меньшинство – но это меньшинство в любой момент могло выйти к Раде, а то и ворваться. А у Кравчука – не было в подчинении ни армии, ни милиции – а если кто и был, еще непонятно, стал бы он выполнять приказ, события 1990–1991 годов сильно деморализовали всех, вселив страх перед улицей, перед толпой. Пытался же Кравчук отложить рассмотрение документов 24 августа на другое заседание – так один из националистов ему сказал на ухо: задушу. Думаете, не смог бы?
ОППОЗИЦИЯ – ЗА ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ К РЕАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ[4]
КАК ИЗВЕСТНО, на встрече глав государств – членов Содружества в Минске 30 декабря в работе украинской делегации принимали участие и депутаты парламента от оппозиции.
Это первый прецедент, когда в сферу большой украинской политики была включена оппозиция. Председатель Народного Руха Украины Иван Драч, комментируя минскую встречу, сказал по этому поводу: "Наша делегация во главе с президентом Леонидом Кравчуком отстаивала достоинство и независимость Украины. Конечно, в этом соглашении об СНГ, в достижении независимости таким путем для Украины есть свои плюсы и минусы… Мы стали, например, свидетелями того, как российская делегация во главе с Ельциным пыталась сохранить как можно больше от того Союза, который рухнул, и наложить руку на все его наследство. Например, российские флаги были подняты на всех советских посольствах, торгпредствах, представительствах Аэрофлота. Это, конечно, раздражало все другие республиканские делегации, и они откровенно говорили об этом.
Но, с другой стороны, в сложившейся ситуации, ни в коем случае нельзя было идти другим путем. Например, в создании украинской армии. Ведь мы сначала приняли пакет документов о вооруженных силах Украины, а потом договаривались. И только на встрече в Минске 30 декабря мы договорились окончательно: с 3 января украинские вооруженные силы создаются практически и принимают присягу на верность Украине. Это конкретный эволюционный путь к достижению государственной независимости. Только благодаря ему на Украине нет той крови, которая есть в других регионах. Очень хорошо, что в составе украинской делегации были представлены различные политические силы Украины, в том числе и руховцы. Это элемент доверия, и поэтому мы решили поддержать Леонида Кравчука в его первых действиях по созданию независимого государства… Это не лишает нас возможности оппонировать Леониду Кравчуку, если он будет уклоняться от избранного в Минске курса".
Слова Драча про то, что в Минске договорились относительно армии – ложь. Ни о чем не договорились.
Были три точки зрения относительно того, как должна была выглядеть армия. Первый – вся армия должна быть единой и управляться из единого центра. Второй – должна быть и армия Украины, и армия СНГ на Украине. В армию СНГ должны были входить стратегические ядерные силы, части ВДВ, морской пехоты, спецназа, флот (по факту того, что на нем началось сопротивление украинизации). Точка зрения Украины – все, кроме ядерных сил, в том числе и флот, переходит под юрисдикцию Украины. Вероятно, они оставили бы себе и ядерные силы или по крайней мере сделали бы их предметом торга, но США явно дали понять, что появления еще нескольких ядерных стран они не допустят. Уже разворачивалась трагедия Югославии, уже обстреливали Вуковар, уже неспокойно было в Боснии, Назарбаеву уже звонил Муаммар Каддафи. Что такое мусульманские ядерные силы, что случится, если хоть один боезаряд попадет к Каддафи или Саддаму Хусейну, что если не договорятся и придется иметь дело с Югославией в квадрате – США отлично себе представляли и играли строго за Россию. Ядерное оружие – только для России и никак иначе.
30 декабря 1991 года – в Минск прибыли большие делегации всех стран – участниц СНГ. Основной вопрос – конкретизация решенных вопросов и достижение договоренности по нерешенным. Прежде всего, по армии. Далее – по статье Павла Фельгенгауэра в Независимой газете[5]
ПОЧТИ пять часов 30 декабря в Минске главы независимых государств обсуждали частично согласованный проект Соглашения по оборонным вопросам на переходный период, но достичь компромисса даже в самой общей, обтекаемой форме не удалось – позиции сторон оказались несовместимы.
Молдова и Азербайджан создают собственные армии с вполне очевидными локальными целями. Соответственно и военная угроза, исходящая от немногочисленных соединений, которые под силу создать данным независимым государствам, будет достаточно локальна. Иное дело Украина, которая собирается "национализировать" войска и вооружения трех военных округов (Прикарпатского, Одесского и Киевского), а также Черноморский флот. Позиция Украины представляется совершенно однозначной: никаких взаимных (союзных) обязательств по отношению к членам СНГ – доброжелательный нейтралитет в лучшем случае. Такова воля нынешнего украинского руководства, и нравится это или нет, но с этим придется считаться сопредельным странам.
Впрочем, нынешнее украинское руководство добивается не просто нейтралитета, а нейтралитета вооруженного, собственными независимыми и достаточно мощными вооруженными силами.
Нетрудно предвидеть последствия маневров украинского руководства: существующая (отнюдь не идеальная) система снабжения и управления войсками будет разрушена, а новой создать не удастся. Угроза того, что управление войсками будет утеряно – вполне реальна. Армия может скоро стать вполне самостоятельной и в то же время достаточно неуправляемой политической силой. Последствия подобного развития событий будут самые печальные как для Украины, так и для остальных ныне как бы независимых государств…
Обратите внимание – и Молдова и Азербайджан на тот момент уже участвуют в вооруженных конфликтах. Украина – нет, но ее позиция более чем красноречива. Никаких союзных обязательств по СНГ – не более чем нейтралитет.
Приведу вырезки из соглашения по вооруженным силам, принятым на Минской встрече.
ДОПОЛНЕНИЯ И ПОПРАВКИ НЕКОТОРЫХ РЕСПУБЛИК К СОГЛАСОВАННОМУ ТЕКСТУ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБОРОНЫ[6]
СТАТЬЯ 4
СОГЛАСОВАННЫЙ ТЕКСТ: Государства – участники Содружества признают необходимость объединенного командования Стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным оружием и других видов оружия массового поражения Вооруженных Сил бывшего Союза ССР.
Заинтересованные государства – участники Содружества создают Объединенное командование силами общего назначения.
ПОЗИЦИЯ УКРАИНЫ: На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем Объединенного командования Стратегических сил Содружества Независимых Государств с целью его неиспользования и ликвидации (позиция Украины: к концу 1994 года, в том числе тактического ядерного оружия – до 1 июля 1992 года). Процесс уничтожения ядерного оружия, размещенного на территории Украины, осуществляется при участии Украины и под международным контролем. Состав Стратегических сил, дислоцированных на территории Украины, порядок их сокращения и ликвидации, а также сил их обеспечения определяется отдельным Соглашением. Государства – участники Содружества с пониманием относятся к стремлению Украины придерживаться трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия и не принимать участия в военных союзах в мирное время как постоянное нейтральное государство.
СТАТЬЯ 6
СОГЛАСОВАННЫЙ ТЕКСТ: Государства – участники Содружества подтверждают свое законное право на создание собственных Вооруженных Сил. С целью недопущения снижения обороноспособности Содружества Независимых Государств в переходный период государства – участники Содружества создают собственные Вооруженные силы поэтапно, они будут реализовывать планы своего военного строительства на основе взаимных договоренностей всех заинтересованных сторон о передаче сил и средств Вооруженных Сил и Внутренних войск бывшего Союза ССР государствам – участникам Содружества. Статус Объединенных Вооруженных Сил, находящихся на территориях государств – участников Содружества на переходный период, определяется специальным соглашением между ними. ПОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА, УКРАИНЫ:
Государствам – участникам Содружества, объявившим о создании собственных Вооруженных Сил, передачу войск в непосредственное их подчинение осуществить с 30 декабря 1991 года, освободив их личный состав от принятой ранее воинской присяги. Статус Вооруженных Сил бывшего Союза ССР определяется законодательством государств – участников Содружества.
СТАТЬЯ 9
СОГЛАСОВАННЫЙ ТЕКСТ: Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и прекращает действие по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: Настоящее Соглашение подлежит ратификации высшими законодательными органами участников Содружества.
Соглашение вступает в силу в день сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами – участниками, перечисленными в преамбуле, депозитарию – Правительству Республики Беларусь.
ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА: Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и прекращает действие для каждого государства – члена Содружества по решению его главы.
ПОЗИЦИЯ УКРАИНЫ: Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с национальными конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение правительству, которое настоящим назначается в качестве депозитария.
Действие этого Соглашения прекращается в отношении того государства – участника, с территории которого будет вывезено для уничтожения ядерное оружие в соответствии с международным соглашением и под международным контролем.
Как Вы видите, договориться в Минске по вопросу вооруженных сил СНГ – не удалось. Позиция Украины, к которой в одном из моментов присоединились еще и Азербайджан с Молдовой более чем красноречива: армия ей необходима немедленно, она не собирается ее «формировать», ей нужно привести к присяге те части, которые расквартированы на ее территории. Само соглашение – вступает в силу только после его национальной ратификации, статус и вообще процесс перехода военных частей под юрисдикцию страны определяется национальным законодательством, а не на уровне СНГ. Более того, Украина настояла на установлении четкого, жесткого, короткого срока действия этого соглашения – до того, как с территории государства – участника не будет вывезено все ядерное оружие. Украина опасалась (и видимо, небезосновательно) – что вооруженные силы СНГ превратятся потом в российские военные базы на ее территории – как инструмент давления и контроля. Опасаться основания, кстати, были – в Югославии начиналась гражданская война, в которой федеральная армия выступила на стороне Сербии, ее казармы – оказались в осаде, а части с территории Сербии – вступили в бой с наспех сформированными частями (по факту бандформированиями) вновь созданных государств. Это все – происходило ровно в то время, когда принимались решения.
02 января – Егор Гайдар отпустил цены и начал радикальные экономические реформы…
УЖЕ 1 января первый вице-премьер РСФСР Геннадий Бурбулис заявил, что следующая встреча членов СНГ будет вовсе не через два месяца, как решили в Минске-2, а 25 января. Как и предполагала "НГ", разговор о либерализации цен, банковской системе и собственных валютах отложить не удалось. Хотя именно он, видимо, и взорвет СНГ.
"Согласованная экономическая политика" так легко была провозглашена "тремя славянами" в Бресте лишь потому, что ни у кого из них даже сегодня нет возможности проводить самостоятельную финансовую политику. Если маленькие государства Прибалтики год пытаются ввести свою валюту, то Украине с ее размахом (таможни, собственная армия) времени потребуется не меньше. Может быть, поэтому на финише переговоров в Минске-2 Леонид Кравчук о рублевой зоне как о фикции уже не отзывался. Правда, упомянув о трудностях России, выжимающей все соки из печатного станка, президент Украины как бы, между прочим, заметил, что в январе выплатит часть зарплаты в купонах. Пока часть… и то лишь потому, считают эксперты, что украинское правительство не успевает полностью "купонизироваться" в ближайшее время. Кстати, на итоговой пресс-конференции в ответ на вопрос, кто будет контролировать эмиссию денег, и Кравчук, и Ельцин скромно промолчали.
"Денежная" кнопка в отличие от ядерной для членов СНГ будет яблоком раздора. Уже и восточные члены СНГ публично признались в том, что с новогодней либерализацией цен их зависимость от печатного станка России все более увеличится. Ситуация при этом становится трагикомической: независимые государства, до сих пор мало считавшиеся с усилиями МЭКа, направленными на стабилизацию рубля, теперь скрупулезно подсчитывают рублевую наличность[7].
А уже 03 января 1992 года (совпадение это или нет – непонятно), несмотря на то, что договоренностей достичь не удалось – Украина объявила о том, что расквартированные на ее территории воинские части (в том числе и Черноморский флот полностью) принадлежат Украине. Начался процесс принятия присяги на верность Украине…
ВОЙСКА, ДИСЛОЦИРОВАННЫЕ НА УКРАИНЕ ПРИВОДЯТСЯ К ПРИСЯГЕ НА ВЕРНОСТЬ НАРОДУ УКРАИНЫ.[8]
ГЛАВА ПАРЛАМЕНТА РОССИИ НАЗВАЛ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНЫМИ
Павел Фельгенгауэр
5 ЯНВАРЯ 1992 года украинское правительство начало приводить к новой республиканской присяге войска, дислоцированные на Украине. Армейские источники сообщают, что руководство трех украинских военных округов не препятствует принятию присяги, занимая достаточно нейтральную позицию. Однако многие части все же отказались присягать. В особенности "офицерские" виды вооруженных сил (ВМФ и ВВС), где украинцы в меньшинстве.
Пока трудно сказать, какой процент морских офицеров примет в конце концов украинскую присягу, но из достоверных источников в ВВС стало известно, что из десяти полков армейской авиации присягать согласился всего один.
Заявление Руслана Хасбулатова о том, что "все воины наши… будут находиться под защитой Российского государства", немало повлияло на решение авиаторов. Кроме того, сообщают, что в одном из полков пилоты решили в случае дальнейшего давления со стороны украинских властей "перелететь" на боевых машинах на российскую территорию.
Весь день 5 января в российский Белый дом звонили представители частей, дислоцированных на Украине. Они хотели узнать текст российской присяги, чтобы они могли присягнуть на верность России. Однако российское руководство не сумело приготовить заранее даже текст. А президент Ельцин в первых числах января выпал из общественной жизни, как это уже не раз бывало во время кризисов.
В подобных условиях бывший министр обороны СССР, а ныне временный главнокомандующий СНГ маршал авиации Евгений Шапошников решился действовать самостоятельно и отправил 3 января в войска текст присяги, составленный в Министерстве обороны.
В течение декабря были последовательно упущены все возможности для достижения хоть какого-нибудь компромисса. Ведь все заинтересованные стороны были вполне готовы передать под юрисдикцию Украины большую часть сухопутных войск, дислоцированных на ее территории, но Кравчук упрямо требовал всего и сразу.
Теперь у глав независимых государств времени для принятия самостоятельных политических решений, похоже, совсем не осталось. Они смогли свергнуть Горбачева объединенными усилиями, но совладать с его наследством не смогли.
Прошло всего несколько дней после его отставки, к вооруженные силы уже вынуждены сами выбирать: кому присягать, кому не присягать; какие приказы выполнять, а какие – нет. А военному человеку, не выполнившему приказ, некуда отступать. Остается либо победить, либо идти под трибунал. Поэтому армию достаточно один раз вывести из состояния безусловного повиновения – дальше все пойдет само собой.
14 января в Кремлевском Дворце съездов будет заседать Всероссийское офицерское собрание (3 тысячи делегатов). Планируется доклад Ельцина. Наверное, Борис Николаевич опять сумеет сказать слушателям именно то, что они желают услышать, и, может быть, опять сорвет аплодисменты. Но рано или поздно его просто перестанут слушать. Как Горбачева, как Гамсахурдиа…
То есть, называя вещи своими именами – наступил кризис. Ельцин – хорошо отпраздновал Новый год и к работе не способен. Украинцы как всегда идут нахрапом, понимая, что их может спасти только быстрота – сделать, а потом поставить всех перед фактом, как они это делали на протяжении всего 1990–1991 годов. А в Российское МО – звонят представители воинских частей, расквартированных на Украине, просят текст российской присяги – а его… нет. Почему нет? А я вам скажу. Россия продвигала план создания ВС СНГ, не продвинула, а запасного плана – у нее не было. С этим – и ушли в Новый год…
А ведь это армия. Десятки тысяч вооруженных людей.
Кстати. Свидетельство о том, как вел себя в те критические месяца маршал Шапошников – последний министр обороны СССР – из уст Бориса Шарикова, зам. командующего Киевским военным округом.
http://gazeta.zn.ua/ARCHIVE/boris_sharikov_to,_chto_gkchp_provalitsya,_y...
В Киев я вернулся с горьким чувством. Здесь жизнь бурлила. Украина приняла акт о независимости, начался процесс формирования своих, в т. ч. и силовых, структур. Активную деятельность развил и Шапошников. Но мне было стыдно за действия новоиспеченного министра обороны.
Я тридцать лет воспитывался и воспитывал у других продуманность, взвешенность решений, точность в формулировках, логичность в суждениях и действиях, настойчивость в выборе пути. Я был воспитан в традициях воинства, офицерства. А от поступков Шапошникова веяло политиканством и приспособленчеством. Сегодня он подписывает приказ, доводит его до войск, завтра он же его отменяет. Сегодня посылает телеграмму в войска, назавтра ее опровергает. 30 ноября 1991 года он прилетел в Киев. Выступая на военном совете ККВО, заявил: «…Начавшиеся процессы в Украине не остановить… Мы должны оказать помощь Украине в создании своих Вооруженных Сил. Мы об этом говорили с товарищем Кравчуком. Надо не становиться в позу, а помогать». А несколькими днями спустя – 4 декабря 1991 года – присылает в войска телеграмму: «Принято решение о единых Вооруженных Силах. Всех несогласных – уволить». Можно вспомнить и о другой телеграмме, где содержалось требование привести части, дислоцируемые на территории Украины, к военной присяге России. Для меня то, что Шапошников долго не задержался на посту министра обороны, выглядело вполне закономерным. Можно спорить о преимуществах той или иной идеологии, о разумности следования тем или иным принципам, но беспринципности, цинизму или неблагодарности оправданий не бывает.
Далее.
МИНИСТР обороны Украины Константин Морозов сказал на пресс-конференции, что с 18 часов 3 января войска трех военных округов, дислоцированных на Украине, и Черноморский флот переподчинены президенту Украины Леониду Кравчуку и Министерству обороны Украины и начали принимать присягу на верность народу республики. Механизм переподчинения был оговорен на минской встрече глав государств СНГ 30 декабря. Все войска будут приведены к присяге в течение ближайших двух недель. 5 января примет присягу личный состав Национальной гвардии, 12-го – пограничные войска Украины. Командующий Черноморским флотом адмирал Касатонов занял отрицательную позицию по вопросу переподчинения правительству Украины вверенного ему флота. Как сообщил Константин Морозов, двухдневные переговоры с командованием Черноморского флота по вопросу переподчинения ни к чему не привели и будут продолжены.
"Наша стратегическая линия в отношении флота однозначна: Украина – морская держава и должна иметь свой флот. И она будет его иметь", – сказал министр обороны[9].
Ельцин – спал, но не спали депутаты. Они обратились к Украине с заявлением, которое подогрело страсти.
ГРУППА народных депутатов России обратилась к Верховному Совету Украины с письмом следующего содержания: "Как нам стало известно, 2 января 1992 года в Верховный Совет Украины приглашен высший командный состав Черноморского флота, где офицерам и генералам будет предложено принять новую воинскую присягу на верность Украине и требование поднятия над кораблями Черноморского флота Государственного флага Украины. Есть сведения о том, что аналогичные требования могут быть предъявлены военно-воздушным войскам, дислоцированным на территории Украины.
Эти действия нарушают алма-атинское и минское соглашения, на которых еще не просохли чернила, и создают, по нашему мнению, взрывоопасную обстановку. Мы просим украинский парламент подтвердить или опровергнуть вышеуказанную информацию, и если она верна, объяснить нам, чем вызваны такие действия со стороны руководства Украины.
Со своей стороны, призываем вас строго придерживаться минской и алма-атинской договоренностей, открыто и согласованно путем переговоров при соблюдении равной безопасности сторон и взаимного уважения решать любые самые сложные проблемы, в том числе и проблему вооруженных сил. Наши парламенты должны не только уметь формировать, но и отстаивать самостоятельную точку зрения, даже если она в каких-то вопросах расходится с точкой зрения правительства или президента. Хотим напомнить о той огромной ответственности, которая лежит на нас с вами перед нашими народами[10]".
Украина – в ответ пошла ва-банк.
УКРАИНА ОТКЛЮЧИЛА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ
КОРРЕСПОНДЕНТУ НЕГА сообщили в Генеральном штабе вооруженных сил бывшего СССР, что украинские власти отключили автоматическую систему боевого управления войсками трех военных округов, расположенных на территории республики.
Таким образом, Генштаб лишился возможности эффективно оперативного управления, в том числе и "украинским" тактическим ядерным оружием.
Черноморский флот имеет отдельную систему управления (не через Киев), которая пока что функционирует[11].
НЕГА
В первых числах – в Киев вылетела делегация МО пока что СССР – для переговоров…
КАК ИЗВЕСТНО, в первые дни нового года на Украине побывала делегация Министерства обороны бывшего СССР во главе с генерал-полковником Пьянковым.
Визит и переговоры в Киеве были посвящены одному вопросу: какие воинские части и соединения, дислоцированные в республике, войдут в состав стратегических сил СНГ под общим командованием. Министр обороны Украины генерал-полковник Константин Морозов так прокомментировал итоги переговоров: "Этот вопрос был главным и основным. К сожалению, делегация, которую возглавлял генерал-полковник Пьянков, прибыла с заранее подготовленным проектом документа. В состав стратегических сил было включено очень много частей, соединений, учреждений, которые никакого отношения к стратегическим силам не имеют. Например, строительные войска, ремонтные заводы, дома и базы отдыха, санатории, склады, принадлежавшие бывшему союзному военному ведомству. Мы детально рассмотрели предназначение каждого из этих объектов и целый ряд из них из списка исключили. Переговоры по этому поводу еще не закончены".
Дислоцированные на Украине войска начали принимать присягу. Сначала это сделали части и соединения, входящие в состав Национальной гвардии Украины. На 6 января присягнуло более 6 тысяч военнослужащих, среди которых 3200 офицеров. Окончательно завершить присягу Министерство обороны Украины планирует к 20 января. Были и случаи отказа от присяги, но, как объяснили в пресс-центре Министерства обороны Украины, эти случаи имели место в основном со стороны военнослужащих, проходящих действительную воинскую службу и призванных из других республик. Скорее всего, они или дослужат без присяги, или будут заменены выходцами с Украины. Отказов по чисто политическим причинам мало – офицеры, по-видимому, надеются на дополнительные гарантии своей социальной защищенности.
В Министерстве обороны Украины заверяют, что никакой дискриминации отказавшихся от присяги не будет[12].
Этим визитом – кризис разрешен не был.
НА УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБОСТРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ из военной сферы переходит в область политики и, овладевая общественным сознанием, выливается в знакомый принцип – "кто кого?".
8 января в Севастополе на центральной площади состоялся многолюдный митинг под лозунгом: "Черноморский флот – Содружеству независимых государств!". В тот же день состоялась пресс-конференция командующего флотом адмирала Игоря Касатонова. Он, в частности, заявил: "Ситуация на Черноморском флоте контролируется. Идет нормальная учебная работа, и он управляем командованием. Но Военный совет флота втянут в политические игры. Перед флотом не стоит вопрос, выполнять или не выполнять приказ президента Украины Леонида Кравчука. Флот подчинен непосредственно главнокомандующему войсками СНГ маршалу Евгению Шапошникову и бывшему командующему военно-морскими силами СССР адмиралу Чернавину".
К борьбе за Черноморский флот подключились и средства массовой информации Украины. В республиканской прессе мелькают сообщения о якобы имеющемся неопубликованном указе президента России Бориса Ельцина о передаче под юрисдикцию России всех вооруженных сил бывшего СССР, призыве вице-президента России Александра Руцкого не поднимать на Черноморском флоте украинский флаг, а также заявлении председателя ВС России Руслана Хасбулатова о том, что все четыре флота бывшего СССР будут принадлежать именно России. Российская Федерация прямо обвиняется в попытках развязать войну. 9 января было распространено заявление Украинского национального информационного агентства, в котором, в частности, говорится: "Претензии в отношении подписанных 30 декабря 1991 года в Минске соглашений полностью безосновательны. Как известно, участники Содружества подтвердили в Минске свое законное право на создание собственных вооруженных сил в соответствии с их национальным законодательством. Согласно закону Украины имущество и финансовые ресурсы объектов союзного подчинения, расположенных на территории Украины (а Черноморский флот дислоцирован главным образом на Украине), являются государственной собственностью Украины".
Леонид Кравчук зачитал шифрограмму маршала Шапошникова, в которой тот приказал всем войскам, дислоцированным на территории республики, 10–12 января принять присягу на верность России. Текст присяги прилагался, и в нем есть такие слова: "Клянусь исполнять законы Российской Федерации и не поднимать оружия против своего народа". Какое отношение российский народ имеет к украинскому, было непонятно даже генералам.
Генерал-майор Башкиров, командующий соединением стратегической авиации, дислоцированным в городе Узине, прямо заявил, что, хотя его часть и принадлежит стратегическим войскам, она хотела бы присягнуть Украине. "Когда шли споры о том кому будет принадлежать ядерная кнопка, мы, у которых таких кнопок более ста, не чувствовали себя защищенными Содружеством независимых государств. Поэтому очень хотелось бы, чтобы Украина гарантировала нам контроль в неиспользовании ядерного оружия", – заявил генерал. Не выступали против подчинения Украине и другие генералы, кроме командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Касатонова.
Кравчук опроверг заявление Касатонова и сказал, что в Минске не было принято решения о Черноморском флоте как составной части стратегических сил Содружества. Только часть флота, имеющая ядерное оружие, сказал Кравчук, входит в состав сил СНГ под общим командованием. Она вернется Украине после уничтожения на ней ядерного оружия.
Хочу обратить внимание еще на один момент. Все время этого кризиса – у Украины было собственное Министерство обороны, пусть и не до конца дееспособное – а у России не было. В Москве находилось Министерство обороны СССР, всю первую половину января защищающее страну, которой юридически уже не существовало.
И был еще один момент. Свидетельствует Борис Шариков, начальник политотдела Киевского ВО в 1991 году.
http://gazeta.zn.ua/ARCHIVE/boris_sharikov_to,_chto_gkchp_provalitsya,_y...
– Когда в Украине начался процесс создания собственных силовых структур, он (Командующий Киевским ВО Чечеватов), как и командующие ОдВО генерал-полковник Иван Морозов и ПрикВО генерал-полковник Виктор Скоков, сразу честно и четко определили свое отношение к этому. Они были противниками создания Вооруженных Сил Украины, и участвовать в этой работе отказались. Я не знаю, было ли это их искренним убеждением, следствием совместной договоренности или четкого соблюдения указаний из Москвы. Но это был их выбор, они не юлили, и само по себе это вызывало уважение.
В начале 1992 года на совещании по вопросам военного строительства, которое проводил Президент Украины, произошел четкий водораздел: командующие округами высказались решительно против создания ВСУ, командиры дивизий и командармы – столь же решительно за. Это и определило дальнейшую судьбу каждого. Помимо объективных причин, повлиявших на выбор позиции генералитета, существовали еще и причины субъективные. За каждым командующим округом, в прямом и переносном смысле, стояла Москва. Почти каждый имел квартиру в столице (независимо от того, где он проходил службу), а также реальную перспективу карьерного роста.
Вопрос тут не в квартире и перспективах военного роста – хотя и в них тоже. Все сгубили два обстоятельства. Первое – обратите внимание, как разделились голоса: все командующие округами против, а все комдивы и командармы – за. Правильно говорят, революция это десять тысяч новых вакансий. Комдивы и командармы поняли, что в ВС СНГ все останутся на своих местах. А вот если они поддержат Кравчука – то в новых ВС Украины они и будут министрами и командующими округами, продвинувшись по карьерной лестнице. А командующие округами не сопротивлялись, по той же причине, почему не сопротивлялось все союзное чиновничество: РСФСР формировало свои органы власти и им не грозила безработица. Я не говорю про долг и присягу, но если бы все эти… чувствовали что их на улицу выбрасывают, может, и сопротивлялись бы. А так…
Вот так и рухнула держава. Рухнула последняя реальная скрепа, соединявшая бывшие союзные республики – Вооруженные силы.
МОСКВА И КИЕВ, КАЖЕТСЯ, ДОГОВОРИЛИСЬ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ план, разработанный российским руководством с целью скорейшего разрешения военно-политического кризиса в СНГ, пока что успешно выполняется. Созданная в соответствии с данным планом "Государственная делегация Российской Федерации" провела довольно успешные переговоры в Киеве: украинское руководство пошло на некоторые принципиальные уступки, согласившись разделить дислоцированную на Украине армию и Черноморский флот на "стратегическую" и "нестратегическую" (украинскую) доли. До того Украина претендовала на весь Черноморский флот и на все сухопутные силы общего назначения. Собственно стратегическими (то есть подчиненными единому командованию) признавались только части Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и стратегической авиации.
Следует отметить, что до самого последнего времени российское руководство не имело собственной отчетливо сформулированной позиции в оборонных вопросах. И даже сейчас, в середине января 1992 года, нет окончательной ясности в том, где кончается министерство обороны бывшего СССР и где начинается Россия.
Руководство же министерства обороны бывшего СССР и ранее было готово "отдать" Украине значительную часть дислоцированных там сухопутных соединений. Предполагалось поделить группировку более или менее "по-честному": то есть примерно пополам. Предполагалась также (как недавно признал главком ВМФ Чернавин) выделить Украине две бригады бронекатеров и вертолетный полк из состава военно-морской авиации. Причем такова была лишь исходная позиция министерства обороны – в ходе переговоров (как стало известно из достоверных источников в военном ведомстве) были возможны и дальнейшие уступки.
Однако "мобильные силы" (ВВС, ВМФ, ВДВ и некоторые другие элитные соединения) должны были, по всем расчетам, войти в состав стратегических сил, подчиненных единому командованию. Таким образом, Украина получила бы немалую по численности армию (и вместе с тем – немалые военные расходы из тощего республиканского бюджета). Впрочем, подобное войско было бы не в состоянии самостоятельно (без поддержки объединенных сил СНГ) решать сколько-нибудь серьезные стратегические боевые задачи.
Но Киев подобная сделка не совсем устраивает. 9 января на всеукраинском совещании по вопросам военного строительства министр обороны Украины генерал Константин Морозов изложил планы трансформации группировки войск на Украине в мощную самостоятельную украинскую армию. Особое значение, насколько можно судить, имеет переподчинение Черноморского флота. Причем собственный флот. вовсе не великодержавная блажь.
Если значительная часть Черноморского флота (а также морская авиация) станут украинскими, то и все торговое судоходство на Черном море окажется для России, впервые со времен русско-турецких войн, полностью под контролем иностранной державы. А ведь именно через южные порты поступает основная часть жизненно важного хлебного импорта (в первую очередь через Новороссийск). Любой межреспубликанский экономический либо политический конфликт, подобный тем, что происходят сейчас почти еженедельно, может привести к морской блокаде, которой Россия ничего не сможет противопоставить. Единственная надежная защита от подобной угрозы – собственный российский Черноморский флот, который был бы не слабее украинского. Так что единственно разумное и самое дешевое и для России, и для Украины решение проблемы это – оставить основные силы Черноморского флота под объединенным командованием. Стихийное сопротивление офицеров "второй" украинской присяге помешало Украине быстро взять на себя части и соединения явочным порядком. Российское руководство успело тем временем выработать некое подобие собственной позиции по оборонным вопросам. От Украины потребовали серьезных уступок. Одновременно стало известно, что Россия готова, в случае неудачи переговоров, временно взять под свой контроль все вооруженные силы бывшего СССР, в том числе дислоцированные вне территории Российской Федерации. Это, надо думать, и помогло достигнуть известного прогресса во время переговоров в Киеве. Теперь проблему украинской армии будут решать военные эксперты, которым предстоит чудовищно трудная задача: решить судьбу каждой отдельной части – кого отнести к "стратегическим", а кого к "украинским" силам. Стороны, по сути, вернулись в прежнее, "до алма-атинское" положение. Впрочем, не совсем. Драматические события первой недели января втянули в межреспубликанскую борьбу среднее офицерство (основу армии), и по мере того, как офицерские собрания втягиваются в политику, армия теряет безусловную прежде управляемость.
В середине декабря армия приняла бы любое "компромиссное" решение по разделу войск на Украине. Лишь некоторые офицеры подали бы рапорты о переводе. Теперь же нельзя поручиться, что части, "приписанные" к Киеву, выполнят решение, принятое за их спиной. Впрочем, некоторые части могут, в свою очередь, отказаться подчиняться Объединенному Командованию Стратегических сил.
17 февраля в Москве состоится Всеармейское офицерское собрание. Вполне возможно, что большинство делегатов выскажется за единство вооруженных сил бывшего СССР. Кроме того, не исключено, что уже на этом собрании или вскоре после него будет создал некий постоянно действующий координирующий орган офицерского движения. Президентам СНГ (и не только СНГ) придется считаться с новой политической силой.[13]
Владимир Скачко
"ЛУЧШЕ СЕВЕРНЫЙ БЕРЕГ ЧЕРНОГО МОРЯ, ЧЕМ ЮЖНЫЙ БЕЛОГО"
КОМАНДОВАНИЮ Черноморского флота пришла телефонограмма от маршала Евгения Шапошникова с приказом привести флотских новобранцев к присяге на верность СНГ. Командующий флотом адмирал Игорь Касатонов отдал свой приказ – принять присягу к 25 января.
В то же время 22 января на заседании постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны и государственной безопасности Украины стало известно: две трети сухопутных войск, дислоцированных на Украине, что составляет 300 тысяч человек, уже присягнули Украине. В Киевском военном округе присягу приняли 99 процентов личного состава, в Одесском – 84 процента, в Прикарпатском – 87. В связи с этим в более чем двусмысленном положении оказались командующие округами генерал-полковники Чечеватов, Морозов и Скоков. Принимать присягу они отказались и остались без войск. Члены парламентской комиссии пришли к заключению, что присяга на Украине принималась добровольно, а мотивы отказов не были политическими. Те, кто отказывался присягать, просто хотели дослужить в своей республике. Офицерам, которые не приняли присягу, но хотели бы служить на Украине, предложено подписать специальные соглашения, разработанные Министерством обороны республики. Министр обороны Украины Константин Морозов заявил, что не видит в этой ситуации никакой безвыходности и что у него в портфеле есть, по крайней мере, три варианта разрешения возникшей проблемы. В тот же день приняло присягу руководство Министерства внутренних дел Украины. Первыми это сделали министр генерал-полковник Андрей Василишин, а также председатели постоянных парламентских комиссий – по вопросам охраны правопорядка и борьбы с организованной преступностью – депутат полковник Ярослав Кондратьев и комиссии по вопросам обороны и безопасности – генерал Василий Дурдинец.
Однако остается нерешенной проблема Черноморского флота. Украинское руководство, судя по всему, не собирается от него отказываться. 21 января состоялась пресс-конференция депутатской делегации, посетившей Севастополь по заданию Леонида Кравчука. Руководитель делегации – секретарь оборонной комиссии Александр Тарасенко и другие участники пресс-конференции сообщили журналистам, что им удалось встретиться только с командованием флота, делегациями от экипажей кораблей и частями, дислоцированными на берегу. На суда депутатов даже не пустили. Они смогли посетить только один боевой корабль с разрешения народного депутата Украины вице-адмирала Виктора Некрасова, который не смог отказать коллегам. Участники делегации высказали общее мнение: они ездили к морякам отнюдь не с целью пропагандировать присягу на верность независимой Украине, а только разъяснять основы военной политики и доктрины суверенного государства. Они также рассказали, что были удивлены поразительной неосведомленностью морских офицеров ж личного состава о всех принятых парламентом Украины военных и других законодательных актах. Для некоторых офицеров из высшего командования флота было откровением даже то, что на Украине уже принят закон о гражданстве, наличие которого многие выдвигали как условие для принятия присяги на верность Украине.
Подводя итоги визита, депутат Николай Поровский сказал: "Тут дело не в моряках, а в командовании флота. Разреши оно принимать присягу, мы уверены – Украине присягнет более 80 процентов личного состава. Нам многие откровенно говорили, что им лучше служить на северном берегу Черного моря, чем на южном берегу Белого моря. Кроме того, нам стало известно, что были две попытки поднять на кораблях Андреевский флаг, но этого сделать не удалось, так как экипажи заявили, что сойдут на берег".
Лидер парламентской оппозиции Лесь Танюк сообщил, что Народная Рада приняла заявление с требованием отстранить от должности командующих округов Чечеватова, Морозова и командующего Черноморским флотом адмирала Касатонова. Украинское телевидение открыто призвало правоохранительные органы разобраться с "истинными патриотами" России, которые угрожают расправой командиру бригады морских пограничников Альферьеву и его семье, часть которого первая в Севастополе присягнула на верность Украине[14].
Как стало известно уже сейчас – в ситуации с Черноморским флотом – существовала реальная угроза вооруженного столкновения с непредсказуемыми последствиями.
Из интервью Степана Хмары, на тот момент депутата ВРУ
https://antikor.com.ua/articles/196925-hmara_ne_gotovy_vyjti_na_tretij_m...
В апреле 1992 года, в воскресенье, после съезда Союза офицеров Украины я и еще три народных депутата пришли в кабинет президента Кравчука. Ждали его в приемной с 15.00. Я сказал: "Будем до утра сидеть, пока не встретимся". Не сомневаюсь, Кравчуку докладывали. Да он и сам знал мое упорство.
Наконец, в 21.00, Кравчук появился. "Леонид Макарович, – говорю, – немедленно созывайте СНБО и решайте вопрос по Черноморскому флоту". Он отвечает: мол, ну мы же на среду наметили совещание. Я ему объясняю, что поздно будет: у нас есть информация, что уже в понедельник Ельцин издаст указ о подчинении всего Черноморского флота ВМФ СССР непосредственно России.
Собрали экстренное заседание СНБО, вынесли решение: весь военно-морской флот, все объекты и корабли, которые базируются на территории Крыма, с сегодняшнего дня подчиняются Украине. Точка. Дальше разработали план: если штаб ВМФ СССР в Крыму не подчинится, направляем самолет со спецназом СБУ "Альфа". За то, что случилось потом, Кравчука расстрелять мало!
Почему была проиграна последняя возможность сохранить единые Вооруженные силы – как прообраз будущего единого государства – согласитесь, СНГ с армией и СНГ без армии это разные вещи, и все это понимали, а украинцы – лучше других? Здесь видимо, многое сплелось в один клубок. Первое – было элементарно не до армии, перед городами – стоял призрак возможного голода, в казне было сорок миллионов долларов США. Второе – Россия пробуксовала с созданием собственного Министерства обороны и в критический момент – в Москве было министерство обороны юридически несуществующей страны, даже не СНГ – а СССР, которое вообще было не полномочно.
17 января – в Москве состоялся съезд офицеров, от которого многие ждали беды – но советские офицеры оказались не способны не только на военный переворот, но и на более – менее внятное политическое заявление. После чего – ситуация начала рассасываться сама собой. Под давлением США было выведено ядерное оружие, а все военные части, расквартированные на Украине – приняли украинскую присягу, в том числе ВВС, ВДВ, спецназ. Вопрос с разделом Черноморского флота был решен скорее в пользу России через несколько лет – когда у власти на Украине был другой президент, а националисты, стоявшие за спиной Кравчука – были расколоты, подавлены и деморализованы ростом цен и общей тяжелой экономической ситуацией в стране, заставлявшей бороться за выживание, а не предъявлять требования.
Подобное решение проблемы – в 2014 году обернется войной. Но война – могла вспыхнуть и в первых числах девяносто второго года.
Украина и Россия в определяющий момент сделали разные ставки, которые во многом определили их будущее: Россия на экономические реформы, Украина – на достижение реальной независимости со всеми ее атрибутами. В итоге – Россия не смогла сохранить единство союзного пространства – а Украина уже на старте увязла с экономическими реформами, и это отставание – не смогла компенсировать до сих пор. Ельцин – последовательно выполнил все те угрозы (в сфере экономики), какие он высказывал Кравчуку в девяносто первом в Вискулях. Во многом, выполнение этих угроз стало причиной падения Кравчука и прихода к власти пророссийского Леонида Кучмы, который оказался отнюдь не пророссийским. Но самое главное, что показал этот кризис – что в России почти никто не заметил – Украина, только родившись, уже показала, что она отнюдь не пророссийская, что она не собирается идти куда-то вместе с Россией, что никакого братства народов нет и в помине, и что она не хочет иметь никаких обязательств перед Россией – ни моральных, ни юридических. Если не на уровне народов, то на уровне политических элит это было сказано четко.
В 2014 году – это сыграет немалую роль в произошедшем.
Для самостоятельного изучения
1. 1993 год Севастополь – убийства офицеров Российского Черноморского флота
https://www.youtube.com/watch?v=KVOuy0qyvbc
2. В 1992-ом Черноморский флот был на 100 % украинским – Лупаков