Глава вторая
ЭМОЦИИ, КОТОРЫЕ ПОРТЯТ ЖИЗНЬ
Тот, кто владеет собой, владеет миром
Если говорить о том, что больше всего портит жизнь человека, то, в первую очередь, это его негативные эмоции, такие как гнев, обида, зависть, страх, чувство вины, ревность, беспокойство, уныние. Они делают нас больными и несчастными. Вспомните, как мы описываем некоторые свои ощущения: «меня мутит от страха», «перехватывает дыхание», «в горле комок», «внутри все опустилось», «сердце от волнения выпрыгивает из груди» и др. Нервное напряжение может вызвать сердечный приступ, повышение давления, тошноту, диарею (ее в этом случае называют «медвежьей болезнью»). Организм сам показывает, как ему плохо от таких эмоций! Не зря Гиппократ говорил: «Не допускайте злобы, она является источником болезни». К этим словам можно добавить, что нельзя допускать также страха, гнева, обид, ревности, волнений и тяжелых переживаний. Эти эмоции, как рак, поселяются в человеке, съедая любовь, дружбу, отношения и годы жизни. Их можно назвать болезнями нашей души21.
Негативные эмоции возникли в процессе эволюции. Десятки тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). Он еще недалеко ушел от своих звериных предков. Но уже тогда обладал практически всеми негативными эмоциями. Страх, ревность, агрессивность, жадность и даже лень – все необходимо было этому древнему человеку для выживания. Гнев и агрессия должны были отпугнуть противника (вспомните оскал собаки, шипение кошки), ревность была обусловлена инстинктом продолжения рода. Беспокойство и страх порождались инстинктом самосохранения. Они должны были сигнализировать об опасности. И даже обычная для нас лень в древности была вызвана стремлением к экономии сил, что при дефиците пищи было важно.
С тех пор прошло много времени. У нас нет проблем с пищей и звериными шкурами, нам не грозит быть съеденными соседями. Отношения с женщинами тоже изменились. А вот эмоции практически остались теми же: злость, агрессия, ревность, страх и лень. За десятки тысяч лет мы в области этих эмоций не так далеко ушли от наших звериных предков22.
Более того, к этим далеко не лучшим эмоциям добавились новые: обида, вина, зависть, уныние и депрессия. Давайте представим, что самец в те доисторические времена принес с охоты не самую большую добычу. В этом случае женщина должна была обидеться или напасть на самца в гневе, стараясь доказать тому, что он совсем никудышный мужчина. А самец, наверняка, должен был почувствовать непреодолимую вину и впасть в депрессию. Он перестал бы ходить на охоту и лежал, закутавшись в звериные шкуры, глядя на потолок пещеры. Интересно, что было бы при таких эмоциях с эволюцией, и дожило бы человечество до наших дней?
И все-таки, неужели эволюция ничего не изменила в плане человеческих эмоций? Конечно, изменила. Это появление таких эмоций, как доброта, душевность, бескорыстие, любовь, милосердие и благодарность23. Эти эмоции свойственны человеку на высокой ступени развития (я надеюсь, что мы на ней находимся) и отличают нас от наших древних предков.
Но негативные эмоции, как я говорила, сохранились до наших дней. Как не позволять этим эмоциям портить нашу жизнь, как научиться владеть ими – этому посвящена данная глава. А теперь давайте поговорим о каждой из негативных эмоций.
Не размахивай тлеющей головешкой!
Поддаться гневу – все равно, что схватить тлеющую головешку с намерением швырнуть ее в другого: прежде она обожжет вас.
Этот раздел посвящен злости и гневу, а также их младшему собрату раздражению. Будда сравнивает гнев с тлеющей головешкой. Он, хоть и направлен на другого человека, но обжигает самого гневающегося. То же самое происходит со злостью и с раздражением. Эти эмоции разрушительно действуют на человека и его жизнь. Нельзя избавиться от своей «несчастливости25», не избавившись от них.
Рассмотрим влияние этих эмоций на здоровье человека. Все мы знаем, что человек находится в своеобразном энергетическом поле26. Это поле формируется не только жизнедеятельностью его организма, но и эмоциями человека. Если эмоции сильны, то их энергия может выходить за пределы биополя человека и даже вторгаться в биополя других людей, производя разрушительные действия. Люди чувствуют эту энергию. Вы наверняка замечали, что хочется отойти от раздраженного или недовольного человека. А человека в гневе хочется обойти за версту. И не зря!
Ученые провели эксперимент: они взяли несколько образцов разных видов растений и постоянно ругали их. Очень скоро ученые заметили изменения в растениях: их клетки мутировали так, как будто их подвергли облучению в несколько тысяч рентген. Растения быстро погибли. Но это еще не все. Растения, выросшие из их побегов, также были не жизнеспособны.
Я знаю Катерину Т., которая долгое время не могла справляться со своим гневом. Доставалось всем ее домочадцам. Катерина взяла себя в руки, только когда умерла ее любимая собака. «Я знаю, она не выдержала тот негатив, который от меня исходил. Это уже третий случай в моей жизни. Животные не выдерживают моей злости», – сказала женщина.
Достается и самому гневающемуся человеку. Ведь ему приходится жить в своей негативной энергии. Кроме того, в природе действует закон бумеранга. Негативная энергия, посланная другому человеку, во многих случаях отражается его биополем и возвращается к источнику. А это не подарок!
Ученым известно, что гнев и агрессия вызывают у человека выброс большого количества адреналина, что создает чрезмерную нагрузку на организм. А это тоже не проходит бесследно. Сколько людей гибнет от инфаркта или инсульта после такой встряски!
Негативные эмоции оказывают отрицательное воздействие не только на здоровье, но и на всю нашу жизнь. Когда мы гневаемся, то, как говорится, «теряем голову», «выходим из себя» и пр. Но разве, потеряв голову, можно принимать правильные решения и разумно действовать? В порыве злости мы можем наговорить то, о чем будем потом долго сожалеть. Сколько ссор в семье, конфликтов на работе, аварий и несчастных случаев связано с тем, что мы «теряем голову».
Так изучение событий, предшествующих ДТП со смертельным исходом, проведенное специалистами США, показало, что 31 из 40 погибших водителей находились под влиянием негативных эмоций. А сколько преступлений совершенно в состоянии аффекта – т.е. состояния, в котором человек не владеет собой (им владеют негативные эмоции). Впоследствии люди часто жалеют о содеянном. Но изменить ситуацию уже невозможно. А ведь проблема была только в том, что человек потерял контроль над своими эмоциями!
Вы можете мне сказать: «А что мне делать? Ведь даже психологи утверждают, что накапливать внутри себя негативные эмоции вредно, что их надо выпускать наружу. Даже советуют побить подушку, покричать в лесу, или, в крайнем случае, в ванной». Многие читали о манекенах начальников в Японии, которые недовольные сотрудники бьют, избавляясь таким образом от своего недовольства и гнева.
Я не считаю, что надо бить ни в чем неповинную подушку или манекены, наполнять тишину леса своими агрессивными криками. Но и не призываю вас устраивать внутри себя склад негативных эмоций. Это небезопасно: в любой момент склад таких «боеприпасов» может взорваться.
Так какой же выход? Копить нельзя, выбрасывать тоже…. Выход есть: не создавать эти эмоции. Если злость и гнев не возникли, то они и не накапливаются. А это означает, что нет необходимости их извлекать наружу.
Прежде всего, давайте разберемся, в чем кроются основные причины гнева, злости и раздражения. Это в первую очередь расхождение желаемого с действительным! Мы хотим, чтобы весь окружающий мир подстроился под нас, вернее, под наше представление о правильности. А так как это не происходит, то раздражаемся, сердимся, гневаемся и обижаемся. Мы страдаем из-за ситуаций и отношений, если они не соответствуют нашему «правильному» представлению о них, предъявляем претензии другим людям, потому что они думают не так, как мы, не то говорят, не так себя ведут и пр. Начинается все с недовольства. Но, если ничего с этим не делать, то оно переходит в раздражение, а потом в сердитость. А там и до гнева с агрессией недалеко.
Мы не прощаем чужие ошибки. Но при этом разрешаем ошибаться себе. Давайте обращать внимание на свои ошибки и разрешать ошибаться другим людям.
Вспомним рассказ Василия Шукшина, который называется – «Обида». Сашку Ермолаева в магазине не понятно за что обругали последними словами. В результате Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь случайность мешает ему совершить убийство. А ведь продавщица просто ошиблась, приняв его за вчерашнего хулигана.
Часто поводом для раздражения или гнева являются сущие пустяки. Например, вы, наверно, не раз становились свидетелями ругани и драк среди водителей, стоящих в пробках. А в семье поводом для ссоры может стать разбитая чашка, неудачно сказанное слово или плохая оценка сына. Не злитесь по пустякам. Не преувеличивайте значимость тех событий, которые вам по чему-либо не нравятся. Ведь, если убрать все необоснованные негативные эмоции, то обоснованных, как утверждает статистика, останется меньше процента.
Мы уже отмечали, что лучший способ избавиться от негативных эмоций, которые портят нам жизнь, – это не допускать их появления. Вы сами знаете, что легко выйти из себя, а вот войти намного труднее. «Но как предупредить негативную эмоцию?» – спросите вы.
В истоке большинства эмоций лежат наши мысли. Раздражение, злость и гнев здесь не исключение. Когда вы не принимаете ту или иную ситуацию, слова или поведение другого человека, то в вашей голове звучит: «Это не правильно!», «Так не должно быть!», «Как он мог…», «Почему она так сделала?!» и пр. В этот момент надо сказать этим мыслям «Стоп!» А дальше в работу вступает ваш разум. Все доводы о субъективности вашей «правоты» и «справедливости», о праве человека на ошибку, о том, что вы тоже не ангел, – работают на вас. Они избавят от недовольства и не допустят раздражения, злости и гнева.
Если вы пропустили момент появления эмоций, то теперь самое главное не допустить их развития. Недовольство не должно стать раздражением, а раздражение не должно перейти в сердитость, злость и гнев.
Если вы чувствуете раздражение, остановитесь на мгновение и передайте власть разуму. Скажите себе: я раздражен. Это часто помогает осознать свою эмоцию и перейти к работе с ней. Подумайте, какие истинные причины лежат в основе вашего раздражения. Причем все искать надо только в себе.
Если раздражение все-таки перешло в сердитость или злость – это означает, что эмоция уже развилась и надо приложить больше усилий, чтобы ликвидировать ее. Но путь тот же: анализ и поиск причины в себе.
Гнев и агрессия – это уже высшая (но отнюдь не лучшая) степень этой негативной эмоции. Здесь уже человек плохо владеет собой. Последствия могут быть самые плачевные: от поступков, о которых человек может потом жалеть всю жизнь, до слов, которые вряд ли удастся «вырубить топором». Единственный выход сказать себе: «Стоп!» Наше сознание хорошо реагирует на это слово. Но, если с первого раза не получилось, крикните еще раз себе: «СТОП!!!»
Надеюсь, что это вас остановит. Если есть возможность, покиньте «поле боя». Иногда для этого вам придется приложить значительные усилия. Ведь так хочется вскочить и сказать объекту своей агрессии все, что о нем думаете. Но вот этого, как раз делать ни в коем случае нельзя. Никаких слов, никаких действий! В психологии есть хорошее выражение: «Куй железо, когда оно остыло!» Так дайте остыть самому себе.
Хочу сделать небольшое отступление. Я заметила, что в отношениях трудно переступить какую-либо грань только первый раз: подумать плохо о человеке, наговорить ему гадостей, поднять на него руку. Во второй раз все это делается намного проще. А потом вообще не замечается, как будто, так и положено. Поэтому очень хочу предупредить: не переходите свою грань в первый раз. Скажите себе «Стоп!»
Для успокоения можно проделать дыхательные упражнения, описанные в приложении к этой главе. Дышите, пока не успокоитесь.
Если адреналин зашкаливает, направьте его в другое русло: это – физические упражнения. И чем тяжелее, тем лучше. Помахали гирей (но не убейте этой гирей своего обидчика) или вскопали грядку и успокоились.
Главное: при этом никаких прежних мыслей! Иначе знаете, что будет? Вы сами скажете: «К черту это дыхание, к черту упражнения! Он (или она) не смел (а) так поступать!» И все надо будет начинать сначала.
И только, когда эмоции совсем утихнут, оставив вас наедине с разумом, можно проанализировать ситуацию и понять причину гнева. Причем, повторяю, искать надо только в себе! И ни в коем случае не переходите к размышлениям по поводу того, что вам не нравится в поведении другого человека. Ну а теперь остается только «сменить гнев на милость» – а как же иначе, если вы поняли, что проблема в вас! Но этой стадии гнева лучше не допускать.
Научиться справляться с гневом не так просто. Особенно первое время. Но с каждым разом будет все легче и легче. И настанет время, когда вы будете полностью контролировать себя и не допускать этой эмоции.
Я знаю это по своему опыту. Мой подросший сын часто вел себя не самым лучшим образом. И я часто на это реагировала. …Ну, вы сами понимаете, как я реагировала. Результата естественно никакого. До тех пор, пока я не поняла, что действовать надо по-другому. Но как же трудно было вначале остановить себя. Я буквально вцеплялась в кресло, чтобы не вскочить и не сказать сыну все, что я думала о его поведении. Раза с третьего стало чуть легче. А потом и совсем легко. Если я слышала его бурчание или даже грубость, я просто продолжала заниматься своими делами. Вот поест, отдохнет – тогда можно и поговорить. Но большей частью в разговорах не было нужды: сын сам понимал, что был не прав.
Исправить ситуацию часто помогает шутка. Моя подруга взялась на даче прополоть цветы. Но вместе с сорняками выполола и сами цветы. Я, конечно, расстроилась и почувствовала раздражение. А на глазах у подруги были слезы. Мы обе чувствовали себя неловко. Но нас выручил юмор. Мы стали представлять, что выполотая грядка – кусочек аравийской пустыни. Потом представили, что таким же образом мы выпололи все клумбы и перешли к соседям, превратив и их участки в пустыню. Через несколько минут мы с удовольствием танцевали танец аборигенов. От раздражения, неловкости и огорчений не было и следа.
Если вы чувствуете, что раздражение или гнев одолевают вашего партнера, помогите ему. Прежде всего, не подливайте масла в огонь: не продолжайте тот разговор, который ему неприятен. Не пытайтесь в этот момент, ему что-либо доказать, переубедить. Если надо – отойдите от него. В других случаях постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на другое. В «легких случаях» помогает юмор. Моя знакомая Лиза поделилась со мной: когда она начинает сердиться, ее муж обычно шутит: «Матушка Елизавета, не извольте гневаться, извольте миловать». Лизе это помогает. Но, если человек часто «выходит из себя», разрешает себе приступы гнева и ярости, предупредите его, что вы не намерены это терпеть, и он должен сделать выбор: общение с вами или потворство своим плохим эмоциям.
А в заключение я хочу рассказать вам притчу.
Джонни лег спать. Но ему не давала покоя маленькая муха. Она не только противно жужжала, но и пыталась сесть на него. Он отмахивался от мухи, пытался ее прихлопнуть, шлепая себя по лицу и телу. Но муха продолжала противно жужжать, выводя его из себя. Наконец, терпение Джонни лопнуло: он схватил молоток и с силой ударил по мухе, когда та села ему на ногу. Муха взлетела. Но Джонни уже было не до нее. Пришедший врач наложил Джонни повязку на распухшую ногу и сказал:
– Я Вам также пропишу еще лекарства от мух.
– Замечательно, – ответил Джонни.
– Это спокойствие и здравый разум. Если Вы их примите, то мухи не будут Вас донимать.
И вы, когда вас будет донимать «маленькая муха», сразу примите лекарство: спокойствие и здравый разум.
Обиды или тихий гнев
Обида – это яд, который выпиваешь и надеешься, что от него погибнет обидчик27.
А теперь поговорим про обиду. Что же такое – обида? На мой взгляд, обида – наша реакция на неприятное событие, которое мы не можем забыть и простить. Обида, по сути, тот же самый гнев, но тихий. И, если гнев вспыхивает и может скоро погаснуть, то «тихая» обида может длиться годами. Она заставляет человека снова и снова мысленно возвращаться к неприятному событию в прошлом и заново переживать его. Это становится для человека постоянным стрессом. А о том, какой вред он может причинить, вы, безусловно, знаете. Даже такое тяжелое заболевание, как онкология, часто связано с обидами. Об этом я говорю не понаслышке, а на основании опыта работы с пациентами.
А уж о разрушенных отношениях и говорить не приходится. Наталье К. больше 20 лет назад ее подруга сказала слова, которые Наташе показались обидными. Отношения между подругами прекратились, но это не исцелило обиду. Спустя много лет при воспоминании о том событии женщина заливалась слезами.
Но самая большая потеря от обид – это жизнь человека, который лишает себя радости и счастья, и проводит свои годы в обиде. Я знаю уже немолодую женщину Надежду Р. Ее отец через несколько лет после того, как овдовел, еще раз женился. Надя, которой тогда было 18 лет, вынуждена была жить вместе с семьей сестры. Конечно, это было для нее неудобно. Она не могла привести в дом своих подруг, а потом молодого человека. У Нади не сложилась семья. И во всем, как она считала, были виноваты отец и сестра. Сейчас Надежде 55 лет. Это хмурая, обиженная женщина. Она по-прежнему живет с сестрой. За 37 лет женщина не сделала ничего, чтобы изменить ситуацию, только лелеяла обиду. А в результате потерянные годы жизни.
А теперь, давайте посмотрим, что обычно является причиной обид? В большинстве своем, это все то, о чем мы говорили подробно в первой главе.
В первую очередь, это непринятие свободы другого человека, а также ожидание, что он будет думать и действовать в соответствии с нашими, а не его представлениями. Ведь свои представления мы считаем правильными!
Сколько из-за этого обид в семьях! Здесь я только хочу только напомнить, что любимый человек не наша собственность, и он не должен жить и поступать по нашим правилам! Кстати, это касается не только партнеров по браку, но и любых других отношений.
Другой причиной обид является нежелание понять другого человека, «встать на его место». Непонимание, как мы уже отмечали раньше, связано с тем, что на события, поступки и слова другого человека мы смотрим со своей точки зрения, которую считаем, единственно верной. Но мы все разные. Мы «другие»! Очень важно это понять. Каждый «другой» буквально кричит: не требуй от меня, чтобы я стал таким, как ты хочешь! Пойми меня и прими. В разделе «Пойми другого» первой главы мы много об этом говорили.
Часто люди обижаются, когда считают, что их добрые дела не оценили в должной мере. Ко мне пришла Александра. Женщина сказала, что не может справиться с обидой на подругу. Та в свое время заболела. Александра навещала Валю, иногда помогала по хозяйству. Валя выздоровела. Но Александра считала, что та не оценила по достоинству ее помощь. И пожаловалась мне: «Знаете, она мне недавно даже заявила: «Лучше бы ты мне тогда не помогала».
– Неужели Валя ни разу вас не поблагодарила? – спросила я.
– Нет, благодарила…
– Скажите, Александра, Вы помогали Вале в расчете на благодарность? – продолжала я.
– Нет. Но она сама должна была оценить и помнить, как много я для нее сделала, – ответила женщина.
– Знаете, Александра, в Индии я услышала от Саи Бабы слова: помни добро, которое сделали тебе, но забудь то хорошее, что сделал сам!
Слушая Александру, я вспомнила другую историю. Лена Т. рассказала мне про своего сына Виталика, которому тогда было всего пять лет. Лена сделала сыну подарок и ожидала от него слова благодарности. Когда Лена спросила, почему Виталик не поблагодарил ее, то маленький сын очень серьезно ответил: «Если ты не просто сделала мне подарок, а что-то ждешь взамен, то лучше не делай подарки». Это был хороший урок для мамы Виталика и для всех нас, кто выслушал эту историю.
Но вернемся к обидам. Почти всегда они связаны с жалостью человека к самому себе. Проанализируйте приведенные выше примеры. Везде сквозит эта жалость. Подумайте: за что вы жалеете себя в том или ином случае? Есть ли для жалости серьезные основания? А, может быть это выгодно вам? Ведь родной сестрой жалости является нежелание человека взять ответственность за свою жизнь на себя.
Хочу еще раз подчеркнуть, только от самого человека зависит, поймет ли он другого, даст ли ему право на ошибку, возьмет ли на себя ответственность за свою жизнь или будет жалеть себя и обижаться.
«Но неужели все дело только в нашем восприятии? Ведь бывают действительно плохие и незаслуженные поступки», – скажете вы. Безусловно, такое бывает. Но стоит ли всегда тяжело переживать из-за этого? Ведь это проблема того человека, который совершил плохой поступок. Это у него совесть не чиста. Вы хотите изменить его – это маловероятно. Или вы мечтаете отомстить ему? Но ведь вы отомстите, прежде всего, себе, лишив себя радости, потратив на месть часть своей жизни. Неужели она так мало стоит?!
Мы много говорили здесь о том, какой вред приносят нам обиды. Но, давайте подумаем, как избавиться от них.
Лучший способ не иметь обид – это не допускать их появления. Меня спросят: как же оставаться спокойным, когда, например, тебе говорят обидные слова? На это я могу ответить: зачем переживать, если обвинения несправедливы? Ну, а если они справедливы, тогда тем более не о чем переживать. Можно быть только благодарным человеку, который показал тебе твои недостатки. На практике это совсем не просто. Ведь намного приятнее, когда нас хвалят и говорят о наших достоинствах.
Но что делать, если обиды уже поселились в вашем сердце? Я предлагаю вам следующее.
•Внимательно рассмотрите свои претензии к тем, на кого вы обижены.
•Проанализируйте, не являются ли они результатом вашего желания, чтобы другие люди поступали в соответствии с вашим представлением о правильности.
•Если ваши «обидчики» действительно допустили промахи, подумайте, почему вы отказали им в праве на ошибку. Так ли вы сами безупречны, чтобы требовать безупречного поведения от других людей.
•Подумайте также, что в вашем поведении могло спровоцировать непонравившуюся вам ситуацию.
•Перестаньте жалеть себя и возьмите ответственность за все в своей жизни на себя.
•Если ваши обидчики намеренно причинили вам вред, подумайте, стоят ли они того, чтобы тратить свою жизнь на месть им.
В качестве примера рассмотрим случай с Наташей К., которая обиделась на свою подругу из-за неприятных слов в ее адрес. Первый вопрос, который должна была задать себе Наташа: а может быть подруга права? Только отвечать она должна абсолютно честно! Если – «да», то какая может быть обида? И подумать, не говорит ли в ней просто жалость к себе? Если же – «нет», она еще раз должна подумать о честности своего ответа и беспристрастно проанализировать претензии подруги. Если подруга все же неправа, то Наташе нужно понять, что подруга имела право на ошибку. Хорошо бы Наташе вспомнить свои ошибки, а, может быть, и случаи, когда она сама несправедливо обвиняла других людей, говорила им неприятные слова. Наверняка, у нее найдутся такие случаи. И они помогут ей понять подругу и простить ее (если та действительно неправа). А теперь Наташе надо вспомнить, что хорошего ей сделала ее подруга, и подумать, как по сравнению с этим незначителен ее проступок. Теперь Наташа сама захочет поблагодарить свою подругу за все хорошее и попросить прощения за то, что обиделась на нее. В конце женщине следует попросить прощения у себя за то, что двадцать лет вместо радости общения с подругой чувствовала только обиду и злость на нее. Только не надо забывать, что прощение должно быть искренним и полным!
И в заключение я хочу предложить универсальное средство от всех обид. Оно заключается в следующем: найди в себе честность, чтобы признать свою вину, мудрость – чтобы понять другого человека и дать ему право на ошибки, великодушие – чтобы простить его, – и ты не будешь обижаться.
Конец ознакомительного фрагмента.