Вы здесь

Удвоение продаж в оконном бизнесе. Удвоение розничных продаж окон в примерах (Андрей Меркулов, 2016)

Удвоение розничных продаж окон в примерах

Чтобы наш разговор получился более конкретным, давайте сначала разберемся, от чего все-таки зависит прибыль в розничной компании по продаже окон, а потом уже рассмотрим конкретные примеры увеличения продаж.

Оконная воронка продаж

Многие оконщики, причем не только начинающие, часто не имеют ни малейшего понятия о том, как увеличить продажи окон.

В своей работе они учитывают количество заключенных сделок, прибыль с них и, если повезет, еще и количество входящих обращений. Большинство понимает, что чем больше звонков поступит в компанию, тем больше денег можно будет заработать к концу месяца.

Отсюда и распространенное заблуждение, что для того, чтобы увеличить продажи окон, необходимо подождать, пока рынок вырастет, а количество звонков увеличится само собой. Или нужно самому увеличить расходы на рекламу и обеспечить достаточное количество входящих обращений. При этом редко кто задумывается о качестве продаж и о том, насколько эффективно ваш менеджер работает с входящим потоком клиентов. Часто сотрудники, которые получают только оклад без премии, могут просто не брать трубку или брать ее через раз, и все ваши рекламные усилия будут напрасны. Для менеджера вариантов «запороть» входящий поток звонков достаточно много:

1. Вместо грамотной установки контакта говорить «алло» и называть цену «в лоб».

2. Вместо презентации, основанной на потребностях клиента, загрузить клиента техническими терминами.

3. Рекомендовать клиенту самостоятельно замерить окно и перезвонить.

4. Рекомендовать вызвать замерщика из другой фирмы, для того чтобы клиент обращался к вам только с готовыми результатами замера.

5. В ответ на возражения «Дорого», «Подумаем», «Необходимо посоветоваться», «Предложили дешевле» отправлять клиента в другую компанию.

6. Забыть заплатить за телефон в начале месяца.

7. Нагрубить клиенту.

8. Провести заказ мимо кассы компании, договорившись с вашим замерщиком.

9. Наконец, записать замер и продать его другой компании, которая, в отличие от вас, готова платить вашему менеджеру за результат.

Помимо увеличения расходов на рекламу существуют сотни других способов увеличить прибыль оконной компании. Часть из них мы рассмотрим на страницах этой книги, часть мы раскрываем только в рамках индивидуальной работы с оконными компаниями, для того чтобы сохранить их явное конкурентное преимущество.

Давайте разберем типичную оконную воронку продаж.

1. К вам в компанию за месяц обратилось 100 новых клиентов.

2. После того, как ваш менеджер по продажам озвучил СТОИМОСТЬ ОКОН, ТОЛЬКО 20 из них согласилось на замер. Конверсия менеджера в этом случае будет 20%.


Этот коэффициент показывает, насколько эффективно ваш менеджер умеет договориться с клиентом о замере.

3. Из 20 записанных замеров состоялось лишь 15, т. к. некоторые листки с замерами были потеряны, в других случаях клиент вас не дождался и заказал окна в другой компании. Сколько замеров состоится, зависит как от менеджера, так и от замерщика. В данном случае конверсия состоявшихся замеров к записанным будет равна 75%.

4. Из 15 замеров ваш замерщик заключил 10 договоров. В большинстве случаев пришлось максимально снизить цену, чтобы клиент согласился заказать окна именно у вас. Конверсия замерщика, т. е. процент заключенных вашим инженером сделок, составит 66%.


В этот же показатель будут входить сделки, которые клиенты будут заключать в офисе уже после визита замерщика (сделки по кредиту или сделки с недоверчивыми клиентами, которые хотят убедиться в существовании вашего офиса, и т. д.).




Рис. 3. Розничная воронка продаж


Из данного примера видно, что только каждый десятый позвонивший клиент согласится отдать вам свои деньги, а остальные 9 человек закажут окна в других компаниях.

Таким образом, количество сделок, которое вы заключите, будет зависеть от следующих 4-х показателей:

1. Количество входящих обращений (шт.),

2. Конверсия менеджера – т. е. % позвонивших людей, которые согласятся на замер,

3. Конверсия состоявшихся замеров, %,

4. Конверсия замерщика, %.


С каждым из этих коэффициентов можно работать. К примеру, обучив менеджера и правильно организовав работу в отделе продаж, можно увеличить показатель конверсии менеджера в среднем до 50-60%.

Ваша прибыль в результате такой работы увеличится более чем в 2,5 раза, при этом расходы на рекламу и количество звонков могут остаться на прежнем уровне.

Почему необходимо учитывать одновременно две воронки продаж

Оконная воронка продаж для клиентов по рекомендации и повторных обращений больше похожа на цилиндр, т. к. вам в основном будут звонить клиенты, уже готовые к покупке.


Рис. 4. Воронка продаж по рекомендациям и повторным обращениям


Если вы правильно организуете работу с рекомендациями, то итоговый показатель конверсии по этому каналу продаж может быть больше 100%. Часто бывает так, что, приезжая на один замер, ваш инженер по пути выполнит замер окон у соседей, у друзей клиента и привезет не один, а несколько договоров на установку окон.

Когда вы начнете вести раздельный учет оконной воронки продаж по рекомендациям и по новым обращениям, то показатели эффективности ваших менеджеров и замерщиков на входящем потоке будут отражать их реальные навыки продаж и умение уговорить клиента, который обратился в компанию впервые.

Если воронку не разделять, то вы будете переплачивать деньги в виде сдельной части зарплаты за тех клиентов, которые уже и так были готовы приобрести окна у вас в компании. Лучше эту сумму инвестировать в развитие программы стимулирования рекомендаций.


Кроме того, при разделении оконной воронки на две части:

– любые отклонения в конверсии и попытки замерщиков или монтажников увести заказ очень легко отслеживаются;

– можно увидеть реальную эффективность от инвестиций в рекламу и рассчитать стоимость привлечения только новых клиентов, без учета рекомендаций.

Учет показателей оконной воронки продаж в динамике

Если вы ведете учет показателей оконной воронки, важно, чтобы у вас была возможность сравнить показатели текущего месяца с результатами предыдущих месяцев работы. Так вы сможете выявлять даже незначительные отклонения в работе вашего отдела продаж, конкретных менеджеров и замерщиков, а также в работе вашего отдела рекламы.


Вот несколько примеров реальных ситуаций, в которых вам поможет этот отчет:

– вы сменили исполнителя, который разносил листовки, и сразу резко снизилось количество обращений по этому каналу рекламы;

– ваши монтажники стали уводить повторные заказы и заказы по рекомендации и оставлять свои визитки;

– ваш замерщик решил часть заказов провести через себя.

В сравнении с результатами предыдущих месяцев все эти изменения отлично видно, поэтому этот отчет является еженедельным и обязательным в компании «Квадрат» для нашего штатного маркетолога.

Формула оконных продаж – от чего еще зависит ваша прибыль в оконном бизнесе

Общая формула продаж для любого бизнеса выглядит следующим образом:


Прибыль = Число звонков (шт) × Конверсия (%) × Средний чек (руб.) × Маржа (%),


где маржаэто ваша торговая наценка, которая измеряется в процентах, а Средний чексредняя стоимость сделки в рублях.

Почему классическая формула продаж неприменима в оконном бизнесе

Проблема классической формулы в том, что средний чек (средняя стоимость сделки) будет сильно меняться от договора к договору, так как в каждом из них указывается разное количество окон.

Поэтому мы просто не можем брать за единицу измерения среднего чека один договор. Впрочем, считать средний чек на 1 окно тоже не имеет смысла, так как размер окон всегда будет отличаться.

Поэтому я не рекомендую использовать такие показатели, как средняя стоимость сделки и средняя стоимость окна.

В авторской методике «Оконная воронка продаж» мы доработали формулу продаж с учетом специфики оконного бизнеса, приняв за показатель среднего чека среднюю стоимость одного квадратного метра.

Этот показатель определить легко, достаточно разделить ваш объем продаж в рублях за последний месяц на соответствующий объем продаж в квадратных метрах.

Среднее число квадратных метров окон на один договор

В среднем на один договор у вас будет приходиться от 3,5 до 6 м2окон в зависимости от региона, в котором вы работаете, вашей ценовой политики, а также от целевой аудитории (деревня, город и т. и.).

Среднее число кв. м на договор необходимо учитывать для того, чтобы вы могли привязать денежные показатели (среднюю стоимость 1 кв. м и прибыль на 1 кв. м) к итоговой формуле продаж к договорам и при этом продолжать их учет по квадратным метрам.

Этот показатель достаточно определить один раз и в дальнейшем использовать его в своих расчетах. Возьмите объем продаж в квадратных метрах за максимальный период и разделите его на количество договоров.

Итоговая формула оконных продаж

В результате прибыль оконной компании будет определяться следующей формулой:


Прибыль = Число звонков (шт.) × Конверсия (%) × Сред. м2/договор (от 3,5 до 6 м2) × Среди, стоимость 1 кв. м × Маржа (%)


Как показала практика использования этой формулы, в регулярных отчетах гораздо удобнее оперировать показателем прибыль с 1 кв.м, чем каждый раз перемножать торговую наценку (маржу) и среднюю стоимость 1 кв. м. Поэтому мы упростили формулу и ввели показатель «Прибыль на 1 кв. м»:


Прибыль на 1 кв.м = Среды, стоимость 1 кв. м × Маржа (%)


Рабочая формула, по которой мы прогнозируем прибыль и оцениваем динамику продаж, состоит из 5 показателей и выглядит следующим образом:


Прибыль = Число Звонков (шт) × Конверсияменеджера(%) × Сред. м2/договор (3,5_2) × Прибыль на 1 кв. м.


Таким образом, прибыль розничной оконной компании зависит от следующих показателей:

1. Количество звонков,

2. Конверсия отдела продаж – насколько хорошо ваши сотрудники умеют продавать и заключать сделки,

3. Прибыль на 1 кв. м, которая определяет, какую торговую наценку вы используете в продажах (Маржа), а также сколько опций, дополнительных товаров и услуг вы смогли включить в договор (Средняя стоимость 1 кв. м).

Маржинальная или чистая прибыль: какой показатель использовать?

В формуле продаж мы рассчитали маржинальную прибыль, которая определяется по объему продаж за вычетом всех расходов, связанных с выполнением договора. Это расходы, которые можно привязать к конкретной сделке: стоимость окон, дополнительных элементов, доставка, зарплата монтажников, сдельная часть заработной платы менеджера и замерщика, бензин замерщика, налоги по УСН и т. п.


Чистая прибыль – это прибыль, которая остается к распределению после вычета из маржинальной прибыли постоянных расходов: уплаты налогов по ЕНДВ, аренды, коммунальных услуг, услуг связи, офисных расходов, выплаты окладной части работникам и т. д.

При работе с продажами мы всегда используем маржинальную прибыль, так как ее можно посчитать в любой момент, в отличие от чистой прибыли, которая будет известна только по истечении месяца.

Но это совершенно не значит, что постоянные расходы не нужно оптимизировать. У нас есть специальная форма отчета, в которой контролируется этот показатель и по результатам анализа принимаются меры по снижению постоянной части расходов.

Пошаговый алгоритм работы с продажами окон

Чтобы окончательно во всем разобраться, давайте разберем работу с продажами окон на простом примере.


Шаг 1: Выписываем показатели работы компании за прошедший месяц.

– В оконную компанию позвонило 100 человек;

– Менеджер в офисе договорился о 20 замерах;

– Из них состоялось 18 замеров;

– Инженер-замерщик на месте смог заключить 15 договоров;

– Объем продаж в кв. м. = 75 кв. м;

– Объем продаж в рублях = 375 000 рублей;

– Маржинальная прибыль в текущем месяце = 75 000 рублей.


Шаг 2: Рассчитываем показатели продаж.

– Конверсия менеджера = 20% (20 / 100 × 100%);

– Конверсия состоявшихся замеров = 90 % (18 / 20 × 100 %);

– Конверсия замерщика = 83% (15 /18 × 100 %);

– Итоговая конверсия отдела продаж = 15 %;

– Средняя прибыль с 1 кв. м. составила 1000 рублей (75 000 рублей / 75 м2);

– Среднее количество м2 на 1 договор поданным за последний месяц = 5 кв. м (75 кв. м. /15 дог.);

– Маржа = 20 % ( 75 тыс. / 375 тыс.).


Шаг 3: Анализируем показатели продаж.

Прежде чем увеличивать рекламный бюджет и приводить в компанию больше клиентов, необходимо проработать остальные показатели продаж:

– Конверсия менеджера очень низкая, оптимальное значение конверсии 50-60%;

– Конверсия состоявшихся замеров в норме;

– Конверсия замерщика в норме;

– Итоговая конверсия отдела продаж неудовлетворительная из-за работы менеджера;

– Прибыль с 1 кв. м необходимо довести хотя бы до 1500 рублей.

При работе с продажами всегда начинайте с самого слабого звена!

В предыдущем примере – это прибыль с 1 кв. м, которую в первый месяц необходимо довести хотя бы до 1 500 рублей.

Кроме того, необходимо детально проработать конверсию менеджера, которая после проведения специального обучения и внедрения нашей технологии работы с клиентом по телефону уже в первый месяц должна составить не менее 35% и впоследствии достигнуть целевого значения 50-60%. Это фактически означает, что каждый второй позвонивший в компанию записывается на замер.

Шаг 4: Рассчитываем прогнозируемую прибыль при изменении конверсии менеджера и прибыли.

Прибыль = 100 звонков × 0,35 × 0,9 × 0,83 1300 руб. × 5 м2= 169 900 рублей.

В результате проведения работ в отделе продаж прибыль в следующем месяце должна составить 169 900 рублей, что на 94 900 рублей больше, чем в предыдущем месяце. Фактически прибыль компании вырастет более чем в 2 раза!


Шаг 5: Составляем план внедрения конкретных инструментов в отдел продаж.

По каждому из коэффициентов в этой книге вы найдете множество конкретных рекомендаций. После того, как вы определите самое слабое звено в продажах, детально поработайте с соответствующим разделом этой книги.

Еще три примера работы оконных компаний

Для окончательного понимания нашей методики работы с продажами давайте разберем пример работы трех оконных компаний с одинаковым рекламным бюджетом и количеством входящих обращений (см. таблицу).


Таблица 1: Пример работы трех оконных компаний




Нетрудно посчитать, что при равном количестве звонков прибыль двух компаний в данном примере будет отличаться в 15 (!) раз, не говоря уже о том, что при такой работе компания новичка будет в принципе убыточной и очень скоро закроется.

Я ни в коем случае не призываю вас отказаться от оптимизации рекламы и прорабатывать только коэффициенты, связанные с продажами. Но в случае, если вы только начинаете работать в этом направлении, необходимо начинать с самого слабого звена и использовать те инструменты, которые не потребуют от вас больших расходов и времени.

Ваша отправная точка

Теперь, когда вы знаете, как формируется прибыль в отделе продаж, ваша первоочередная задача – рассчитать свои текущие коэффициенты. Для этого отложите книгу, возьмите информацию о продажах за последний месяц и выпишите следующие шесть показателей:

1. Количество входящих звонков,

2. Количество записанных замеров,

3- Количество состоявшихся замеров,

4. Количество заключенных сделок,

5. Объем продаж в кв. м,

6. Объем продаж в рублях.

Диагностика оконных продаж

На втором шаге ваша задача – рассчитать свои текущие показатели воронки продаж. Вы должны не только рассчитать, но и получить оценку своих показателей продаж:

1. Конверсия менеджера,

2. Конверсия состоявшихся замеров,

3. Конверсия замерщика,

4. Итоговая конверсия отдела продаж (складывается из трех предыдущих),

5. Средняя прибыль с 1 кв. м.,

6. Среднее количество кв. м. на 1 договор (данный показатель не изменяется),

7. Маржа.


Все, что вам остается сделать – это починить самое слабое звено, регулярно отслеживать эти показатели и постоянно улучшать каждый из них в дальнейшем.

5 из 7 коэффициентов вы сможете прорабатывать напрямую, а остальные два являются для вас только информационными. В коучинг-программе «Удвоение прибыльности бизнеса» мы каждую неделю составляем план конкретных действий для проработки всех показателей продаж.

Фактически вместо последовательной и равномерной проработки каждого коэффициента мы реализуем стратегию активной проработки системы продаж во всех направлениях. Такой подход позволяет получить отличный результат в самый короткий срок. Правильный подбор заданий позволяет коэффициентам не пересекаться, благодаря чему видно, какие инструменты и каким образом влияют на продажи.

Что еще необходимо знать о своих продажах

Как я уже говорил, в самом простом случае вам необходимо вести раздельный учет показателей продаж:

– для новых клиентов,

– для повторных обращений и рекомендаций.


Отчеты необходимо вести в динамике, чтобы вы могли сравнить текущие данные с аналитикой за предыдущие месяцы.

Для того, чтобы контролировать работу каждого сотрудника, необходимо учитывать показатели продаж по каждому менеджеру и замерщику. В этом случае вам недостаточно будет простого отчета в Excel, а придется внедрить систему управления отношениями с клиентами (CRM).

Принципы работы с продажами

Давайте разберемся, как происходит работа с продажами на практике. Один из ключевых принципов в увеличении продаж – необходимо всегда начинать с самого слабого звена.

Для того чтобы его найти, проводится диагностика продаж. Чаще всего самое слабое звено – это конверсия. Второе слабое звено, как правило – количество входящих обращений клиентов.

Важно понимать и второй принцип увеличения продаж: не существует одного волшебного способа, который увеличит ваши продажи многократно. Но есть десятки способов, которые увеличат продажи на небольшой процент, а в результате применения многих инструментов вы получите многократный рост прибыли.

Часто в бизнес-литературе можно прочесть о том, что при работе с продажами необходимо последовательно внедрять различные инструменты, после этого измерить результат и только потом переходить к следующему инструменту. Иначе возможны накладки и вам будет сложно понять, какой из нескольких инструментов привел вас к желаемому результату.

По моему мнению, это неправильно, т. к. если вы будете внедрять последовательно все инструменты и техники, которые описаны в этой книге, то до последней страницы вы доберетесь уже ближе к пенсии. Схема поэтапного внедрения и тестирования подходит только для крупного бизнеса, в котором есть большой входящий поток клиентов и вы можете замерять даже незначительные изменения в продажах.

При работе с оконными продажами, а также с продажами других услуг лучше всего подходит «стратегия массированных действий». Ключевое отличие здесь в том, что вы не выбираете, в какой последовательности прорабатывать коэффициенты продаж, а готовите общий план, в котором вы будете одновременно прорабатывать каждый коэффициент.

К примеру, вы берете в разработку количество входящих обращений и составляете список из 10-15 инструментов, которые вы внедрите для улучшения этого показателя. После вы можете выбрать 10-15 инструментов для увеличения эффективности работы вашего менеджера, начиная от скриптов разговора и заканчивая его внешним видом. Точно так же вы действуете по отношению к остальным коэффициентам вашей воронки продаж.

Далее вы внедряете инструменты продаж таким образом, чтобы на каждую неделю приходилось не более одного инструмента по каждому коэффициенту. Основная идея в том, что мы не внедряем одновременно 10 инструментов увеличения конверсии менеджера, а берем 1 инструмент из рекламы, 1 инструмент из конверсии менеджера, 1 инструмент из конверсии замерщика ит. д.

Другими словами, мы выбираем инструменты, которые не будут у нас пересекаться, и таким образом сможем внедрять все гораздо быстрее, чем те люди, которые планируют все делать последовательно.

Эта концепция получила условное название «запустить максимум шаров в воздух». Самое важное здесь – это правильное переключение с одной задачи на другую. Нельзя начинать внедрять новый инструмент, бросив заниматься предыдущим до того, как он начнет работать без вашего участия.

Подбросьте максимум шаров в воздух

Принцип «подбросить максимум шаров в воздух» заключается в следующем. Представьте себе, что жонглер в цирке – это менеджер, который одновременно управляет большим количеством проектов.

Основной секрет жонглера в том, что в определенный момент времени он смотрит только на один шар – на тот, который находится в самом верху, не обращая внимания на другие. Мастерство жонглера-менеджера заключается в том, чтобы подбрасывать максимальное количество шаров в воздух.

Вернемся к развитию бизнеса. Что значит подбросить проект в воздух? Это значит сделать все, что от вас зависит, и перевести проект в состояние ожидания действия от другого человека.

К примеру, вы создали листовку, написали текст и отложили ее. Это совершенно не значит, что вы запустили канал рекламы. Ваша задача – сделать как можно быстрее так, чтобы этот «шар» полетел к другому человеку и он начал над ним работать! В данном примере – отправить листовки в печать и оплатить счет за услуги. Это будет означать, что вы подбросили шар в воздух и вам остается ждать, пока он вернется к вам обратно.

Следующий «шар-проект» – вам необходимо организовать работу по партнерской программе или по найму персонала. Первое действие – это дать объявление, определиться с критериями подбора персонала. Далее нужно организовать сбор и фильтрацию резюме, а также приглашение кандидатов на собеседование без вашего участия. Для этого ваш менеджер должен получить конкретные инструкции о том, что отвечать соискателям по телефону. После того, как у вас будут готовы инструкции и размещены объявления, вы оставляете этот шар до тех пор, пока не придет дата собеседования.

Мастерство менеджера зависит от того, сколько проектов он сможет вести одновременно. Частой ошибкой начинающих управленцев является естественное желание сделать максимум работы за один раз и сократить количество моментов, когда необходимо будет снова включаться в задачу. Иными словами, они хотят подбросить шар максимально высоко.

Когда, жонглируя, вы подбрасываете шар слишком высоко, убедитесь, что он вернется вам в руку.

Когда мы внедряли проектную методику работы у себя в компании, я обнаружил проблему с переключениями между задачами у своих менеджеров. Люди просто не понимали, когда задача запущена в воздух, а когда нет. И именно концепция «подбросить максимум шаров в воздух» помогла им все понять.

Что касается скорости исполнения и получения результатов, я считаю эту технику одной из лучших.

Если у вас немного менеджеров, например 3-4, то вам будет проще всего взять лист А4 и записать, какие задания вы дали конкретным менеджерам, после чего периодически не забывать их контролировать. Если же у вас 5 менеджеров и более, я рекомендую использовать систему управления проектами. У себя в компании мы используем доработанную версию бесплатной системы redmine (www.redmine.org).

Подробнее о принципах оконных продаж я рассказал в тренинге «Быстрые деньги в оконном бизнесе».