Вы здесь

Уголовный процесс. Шпаргалка. 20. Язык уголовного судопроизводства (М. С. Белоусов, 2009)

20. Язык уголовного судопроизводства

Данный принцип основывается на ст. 26, 68 Конституции РФ, подп. «f» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, подп. «е» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека, подп. «а» п. 3 ст. 6 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.), Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 11 декабря 2002 г.) и ст. 18 УПК РФ.

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства.

Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик.

В Верховном Суде Российской Федерации, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке.

Суть принципа в том, что:

1) участвующим в деле лицам, не владеющим языком или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют;

2) обеспечивается возможность бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК;

3) следственные, судебные документы, подлежащие обязательному вручению в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства в переводе на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на другой язык, которым он владеет.

Применительно к правосудию действующее законодательство использует категорию государственного языка Российской Федерации и государственного языка республик как субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции РФ русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики могут устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в государственных учреждениях наряду с русским языком (ст. 68 Конституции РФ). Исходя из названных конституционных положений Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» в ст. 18 установил ведение судопроизводства и делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводства в правоохранительных органах Российской Федерации на государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 10 уточнил вышеизложенные конституционные положения о национальном языке судопроизводства, указав, что судопроизводство (в т. ч. и уголовное судопроизводство) и делопроизводство в высших судах ведутся на русском языке – государственном языке Российской Федерации.

Устанавливая государственный язык судопроизводства, Конституция РФ гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право пользоваться в уголовном процессе родным языком или языком привычного общения.

Уголовно-процессуальный закон, признавая принцип языка судопроизводства одним из основных начал организации производства по уголовным делам, распространяет это право на все стадии уголовного процесса и не предусматривает каких-либо исключений.