Глава 2
Основы уголовной политики
2.1. Уголовно-правовые основы уголовной политики
В доктрине существует относительно широкая дискуссия по поводу соотношения уголовной политики и уголовного права. Наиболее распространенной научной позицией является понимание того, что уголовная политика предопределяет уголовное право и обладает приоритетом перед ним. Н. А. Лопашенко в связи с этим прямо указывает: «Уголовно-правовая политика первична по отношению к уголовному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним, и большей частью – через уголовное законодательство – воплощается в нем»[16].
Наряду с этим в науке существует и иное мнение. В частности, О. А. Малышева последовательно доказывает обратный по содержанию тезис о необходимости усиления роли права в соотношении «политика и право». По мнению исследователя, «не уголовная политика должна определять содержание уголовно-правового комплекса, а наоборот, содержание уголовной политики должно определяться основными принципами права, учитывая его сущностную природу». Уголовная политика, резюмирует автор, обусловливает лишь содержание формы права – закона[17].
Представляется, что вряд ли уместна сама постановка вопроса о первичности права или политики по отношению друг к другу Связь между этими феноменами не является причинно-следственной и не может быть раскрыта с использованием категорий, характеризующих последовательную смену событий или состояний.
Близко к истинному пониманию соотношения уголовной политики и уголовного права подошел А. Э. Жалинский. Он писал: «Соотношение политической и правовой составляющих в действии уголовного закона должно состоять в том, что политика определяет в существующих конституционных границах цели действия уголовного закона, обеспечивает его возможности, добивается социальной поддержки граждан как источника власти, вовлекая их в выбор решений, имеющих всеобщее значение, а право закрепляет (юридизирует) принятые решения, обеспечивая их легитимность, стабильность, точное исполнение и предсказуемость, либо отказывает в этом. Уголовная политика должна быть правовой, опираясь на Конституцию страны, но в определенном смысле она предшествует праву и воздействует на выбор права»[18]. Полностью разделяя эти суждения, отметим все же, что А. Э. Жалинский, по нашему мнению, не вполне оправданно ограничил правовые основы уголовной политики, апеллируя лишь к конституционным предписаниям. Правовой фундамент уголовной политики определяется не только Конституцией страны, но и иными отраслями права, в том числе уголовным. А потому политика, конечно, предопределяет содержание права, но в то же самое время и сама определяется правом, причем не только конституционным, а всей системой его отраслей.
Стоит заметить также, что уголовная политика не разрабатывается и не реализуется в социальном вакууме. Она обусловливается комплексом факторов, выступающих в качестве ее оснований. К таковым следует отнести конституционные, криминологические, экономические, нравственные, религиозные и иные обстоятельства. В их ряду должны занять свое место и факторы уголовно-правовые, поскольку уголовное право выступает частью социальной действительности, одним из множества объективных факторов, с учетом и на основе которого государство строит и реализует свой уголовно-политический курс. А потому уголовное право вполне может быть представлено в роли одного из элементов основания уголовной политики.
В то же время уголовная политика на уровне правоприменения не предопределена тотально содержанием правовых норм. При неизменности правовых предписаний степень интенсивности правоприменения, его репрессивность, концентрация правоприменительных усилий, востребованность правовых норм могут меняться под воздействием факторов, связанных непосредственно не с правом, а с политикой. Уголовная политика должна чутко реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия и потому может меняться даже при относительной стабильности уголовного права. Уголовная политика может меняться и в том случае, когда установившаяся практика решения уголовно-правовых вопросов не решает задач, поставленных перед уголовным правом. И тогда политика направляет применение закона в новое русло либо обосновывает изменение уголовного закона.
Таким образом, связь уголовного права и уголовной политики слишком сложна и многовекторна, чтобы рассматривать ее лишь с позиций последовательного развития событий; она в любом случае не является линейной: право предопределяет политику и определяется ею одновременно.
Рассматривая определяющее влияние уголовного права на уголовную политику, целесообразно различать влияние, оказываемое правом на различные направления этой политики. Наиболее тесным и непосредственным будет влияние, оказываемое уголовным правом на уголовноправовую политику, более опосредованно – влияние, оказываемое на уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, криминологическую и иные составляющие уголовной политики. Сила влияния в данном случае непосредственно связана с содержанием оказываемого воздействия.
Во-первых, исследуемая связь может быть охарактеризована посредством понятий и категорий, восходящих к представлениям о пределах и границах. Именно уголовное право исчерпывающе определяет область преступных деяний, лиц, подлежащих ответственности, пределы возможного ограничения их прав и свобод. Тем самым оно формирует параметры предмета уголовно-процессуальной, исполнительной, криминологической политики. Уголовное право задает их пределы, за границами которых должны применяться принципиально иные методы и средства управления социальными процессами.
Во-вторых, уголовное право содержит важные целевые установки, достижению которых служит не только содержание собственно уголовноправовых норм, но и весь комплекс мероприятий, реализуемых в рамках отдельных направлений уголовной политики. Цели уголовного права и составляющих его институтов подчиняют себе инструментальные средства, предоставляемые для их достижения различными компонентами уголовной политики, и служат одним из критериев в оценке их эффективности.
В-третьих, содержание уголовного права задает тон формированию инфраструктуры всей уголовной политики, ее организационному оформлению. Очевидно, что наличие в классификации преступных деяний преступлений, не обладающих большой общественной опасностью, обусловливает формирование мировой юстиции; особый подход к проблемам ответственности несовершеннолетних стимулирует обсуждение вопросов ювенальной юстиции; наличие в системе наказаний мер, связанных с изоляцией от общества, побуждает к развитию системы социальной реабилитации осужденных и т. д.
В-четвертых, объем уголовного права определяет параметры «пропускной способности» правоохранительной (включая судебную и пенитенциарную) системы, формируя как важнейшие показатели численности сотрудников, обслуживаемых участков, рабочей нагрузки и т. д., так и некоторые принципы их работы.
Признавая такое многовекторное влияние уголовного права на процессуальное, исполнительное, криминологическое направления уголовной политики, нельзя не сказать и о том, что влияние это не является однонаправленным. Уголовное право, в свою очередь, испытывает на себе многие трансформации компонентов уголовной политики. Наиболее яркой иллюстрацией сказанному может служить ситуация, связанная с изменением санкций уголовного закона и так называемой гуманизацией практики назначения наказания в 2009–2011 гг., которая во многом была продиктована трансформацией целей и содержания уголовно-исполнительной политики и настойчивым желанием государства сократить численность «тюремного населения».
Конец ознакомительного фрагмента.