Лестница смыслов
– Мы когда-то говорили с вами, уважаемый У, – сказал один из называвших себя его учениками, – что жизнь полна множеством смыслов. Но как определить наиболее важные из них, достойные максимального внимания?
– Давай начнём с другого конца, – предложил У. – Какие смыслы заслуживают меньшего внимания?
– Наверное, самые примитивные, – ответил ученик. – Ну, какой бы пример привести… Смысл жёлудя – в дубе, который может из него вырасти…
– …Или в перегное который послужит росту других растений, если жёлудю прорасти не удастся… – подхватил У. – Впрочем, я с тобой согласен. С чего-то надо же начинать. Но всякий смысл, даже самый простецкий, непременно связан с более высоким смыслом. Скажем, смысл жёлудя ведёт к смыслу природы в целом, который можно понимать интуитивно, но вряд ли можно выстроить как систему рассуждений. То есть смыслы, начиная с нижних ступенек, уходят лестницей к смыслам более высокого уровня, в значительной мере скрытым в области Тайны.
– Как же мы можем судить о них, если они скрыты в области тайны? – в голосе ученика звучало сомнение.
– Судить, конечно, не можем, да и звучит это слишком высокомерно, – сказал У, словно прислушиваясь к звучанию слова. – Но можем некоторыми способами прикасаться к этим верхним смыслам, частично воспринимать их улавливающей стороной разума.
– Кажется, я понимаю, о чём речь, – с интересом отозвался ученик. – Но хотелось бы услышать, какие способы вы имеете в виду.
– Можно называть их интуицией, образным или метафорическим мышлением А есть ещё и вера, надежда, любовь, чувство призвания… Уже немало. Так что верхние уровни смысла, хоть и скрыты, но не совсем. Важно, насколько мы стремимся обратиться к ним. И насколько развиваем своё улавливающее мышление. Уловил?..
Ученик кивнул и радостно заулыбался.