Островок в океане
– Как вы относитесь к величию человеческого познания, уважаемый У? К тому, что знание – сила? – спросил один из называвших себя его учениками.
– С усмешкой, – и У в самом деле усмехнулся. – Если собрать все знания человечества за всё время его существования, это будет лишь остров, окружённый бескрайним океаном Тайны. Знание можно считать силой. Но оно, как и физическая сила, бессильно перед главными смыслами человеческой жизни.
– Но даже если представить знание островом, уважаемый У, разве познавательная деятельность человечества не расширяет его постоянно, отвоёвывая всё новые области у океана тайны? – настаивал ученик.
– Верно, расширяет, – согласился У. – Только это никак не влияет на бескрайность окружающего океана. Он всё равно таким и остаётся: несоизмеримым с ограниченностью нашего островка. Да и всё, что находится в области знания, любая его частица, по мере углубления интереса к ней, оказывается, тоже содержит внутри себя Тайну. Так что величие Тайны выглядит всё-таки убедительнее.
– Но что толку нам от главных смыслов жизни, о которых вы говорите, если они навсегда скрыты в тайне? – ученик был явно разочарован.
– Не совсем так. Эти смыслы не могут стать предметом рационального познания, но ведь разум обладает не только выстраивающей мыслительной способностью, но и улавливающей, – У посмотрел на собеседника, и решил, что тот понимает, о чём речь. – Интуитивное, образное, метафорическое восприятие позволяет нам прикасаться к области Тайны, постигать наиболее важные вещи, относящиеся к нашей жизни. Так что главные смыслы затаены, но не вовсе скрыты от нас. Догадываться о них можно по множеству примет во внешнем мире и во внутреннем.
– Ох, как всё это непривычно, уважаемый У, – вздохнул ученик. – Пойду обдумывать.
– Главное, не забывай пользоваться улавливающим мышлением, – напутствовал его У. – Чтобы не застревать навсегда на островке знания. В океане нас ждут удивительные открытия!..