Уважение к Тайне
– Как вы относитесь, уважаемый У, к мистике, к тайне, к непознанному? – спросил один из называвших себя его учениками.
– Как к окрошке, – усмехнулся У. – Тут всё перемешано, осталось только квасом залить.
– Тогда по отдельности, – спохватился ученик. – Как вы относитесь к мистике?
– Немного иронически, – признался У. – Обычно мистикой называют необъяснённое и неосмысленное, но при этом расцвечивают её живописными объяснениями, смахивающими на фантазии.
– А что же такое тайна? Разве это не синоним мистики?..
– Тайна – это то, чего мы не знаем, а не то, чего мы не можем объяснить. Тайна – область тех смыслов, к которым мы можем прикоснуться, на которые мы можем надеяться. Но не место обитания наших фантазий… Тайну надо уважать. Я бы её всегда писал с большой буквы.
– Как можно уважать то, чего не знаешь? – удивился ученик.
– Но ведь мы знаем, что Тайна существует, что её намного больше, чем того, что нам известно. Знаем, что в области Тайны скрыты главные смыслы жизни, которые помогают нам ориентироваться. Знаем, что оттуда, из Тайны, поступаёт к нам сигналы, к которым стоит прислушиваться. Разве этого мало для уважения?.. Можем ли мы без уважения к Тайне разумно воспринимать главные свойства жизни?..
– Да… Есть о чём подумать… – почти согласился ученик. – А что такое непознанное? Разве не то же, что Тайна?
– Нет, конечно, – продолжал растолковывать У. – К Тайне относится и непознанное пока, и непознаваемое, которое мы вообще никогда не поймём. Да и отличить одно от другого редко когда удаётся. Если мы считаем, что Тайна это непознанное, то как бы рассчитываем, что человечество рано или поздно со всем разберётся, всё оприходует, всю Тайну переработает в знание. Тут одна смешная самоуверенность вместо уважения к Тайне. И знаешь, что мне кажется?.. – и У перешёл на шёпот. – Это совершенно мистическая самоуверенность…