Всегда под рукой
Рабочая одежда – самуэ
Рабочая одежда монахов для выполнения разных работ называется самуэ.
Это одежда японского покроя, она не сковывает движений, неприхотлива в стирке, отлично подходит для уборки, хозяйственных работ или выхода на улицу с мелкими поручениями.
Существуют различные фасоны и цвета. Я люблю спокойные тона, индиго и черный, некоторые монахи предпочитают более светлые.
Это очень простая одежда, ее дизайн не устаревает со временем. Для каждого сезона шьют свой самуэ: на лето – из тонкого льна, на зиму – из более плотного хлопка с подстежкой.
Как выбирать
Для лета подходят легкие модели с сужающимися рукавами цуцусодэ, для зимы – более плотные, с резинками на рукавах, удерживающими тепло внутри. Чем больше карманов в костюме, тем удобнее в нем работать. Не следует выбирать самуэ из дорогих материалов, ткань должна быть практичной и легко стираться.
Как стирать
Хлопчатобумажные костюмы можно стирать, как обычное белье. Чтобы на одежде не оставалось складок, достаточно как следует встряхнуть ее после отжима, придать нужную форму и сразу же повесить сушиться.
Традиционная бандана – тэнугуи
С древних времен японцы используют в быту тэнугуи. Можно сказать, что этот предмет развивался вместе с японской культурой. Это многофункциональное ручное полотенце из хлопка. Его используют как обычное полотенце, тряпку для мытья посуды или бандану. Некоторые монахи во время работ обматывают тэнугуи вокруг головы. Вместе с костюмом самуэ она становится рабочей одеждой для уборки. Завязываешь тэнугуи на голове и словно говоришь себе: за дело!
В последнее время вместо тэнугуи многие монахи используют обычные полотенца. Например, так делают монахи буддийской школы Сото в храме Эйхэйдзи при выполнении работ на улице. Это необходимо, чтобы защитить бритые головы от царапин о ветки или края зданий. Для женщин с длинными волосами хороший способ – связать волосы в узел и закрепить прическу с помощи тэнугуи.
Как стирать
Крашеные тэнугуи, пока они не перестанут линять, рекомендовано стирать отдельно от других вещей. Со временем тэнугуи становятся только мягче. Преимущество их также в том, что они быстро сохнут. Для ежедневной уборки вполне достаточно иметь один тэнугуи, который можно стирать после каждого использования.
Сандалии на кожаной подошве – сэтта
Самая распространенная обувь буддийских монахов – сэтта. Говорят, что эти сандалии с тесемками через палец появились еще во времена самого известного мастера чайной церемонии – Сэн-но Рикю.
Слово сэтта можно записать иероглифами «снег» и «шаг». Плетеные сандалии сэтта не пропускают влагу, поэтому в них можно ходить по мокрой дороге и снегу, а пятка на подошве укрепляется кожаной вставкой, чтобы сандалии не скользили.
Сэтта внешне сочетаются с рабочей одеждой самуэ, кроме того, плетеная обувь хорошо закаляет ноги и идеально подходит для повседневных работ.
Последнее время многие плетут сандалии самостоятельно, чтобы использовать их в качестве домашних тапок. Это совсем не плохая идея.
Плетеные сандалии своими руками
Для изготовления вам понадобятся старая ткань, крепкие веревки, ножницы, клипсы, бамбуковые палочки и готовая основа подошвы (продается в японских магазинах).
Сейчас можно найти много мастер-классов или видеоуроков в Интернете, на которых объясняют, как самостоятельно сплести сандалии.
Рабочие перчатки – гунтэ и рабочие носки – гунсоку
Для работы на улице незаменимы плотные тканые перчатки из хлопка – гунтэ и носки – гунсоку.
Грязь с перчаток гунтэ лучше отстирывать сразу же после работы. Как правило, монахи стирают их вручную с мылом. Благодаря ручной стирке и отжиму они долго сохраняют форму.
Гунсоку – это носки с отдельным большим пальцем, поэтому их можно носить с сандалиями сэтта и любой другой обувью с тесемками через палец. Носок и пятку, которые больше всего пачкаются, обычно делают серого цвета. Так грязь на белом носке не бросается в глаза, а монах выглядит чисто и опрятно.
Для уборки в саду гунтэ и гунсоку – незаменимые вещи.
Они защищают не только от грязи, но и от шипов растений или осколков стекла. Внутри храма использование гунтэ и гунсоку не принято, там работают голыми руками и босиком или в тонких носках таби.
Веник и совок
Как в старые времена, так и сейчас основные наши инструменты для уборки – веник и совок.
Они не занимают места, не требуют электричества, их можно быстро достать. Легкие и удобные, они почти не нуждаются в уходе – практически идеальный инструмент.
Обычно мы пользуемся двумя вениками разного размера: маленьким с короткой ручкой для уборки внутри помещения и большим – чтобы подметать листья на улице.
Самый простой, легкий и надежный совок – жестяной. Для работы на улице удобно пользоваться большим совком.
Один из учеников Будды достиг просветления, подметая двор веником.
Жестяные совки с крышкой, которые используют издавна, называются забавным термином «культурные совки». Они легкие и надежные.
Один из учеников Будды достиг просветления, подметая двор веником.
Многофункциональные тряпки – дзокин
Раньше словом дзокин обозначали тряпки для бытовых нужд, сшитые своими руками из свернутых вдвое старых тканей или полотенец. В последнее время многие пользуются дзокин, которые продаются в магазинах.
Во многих семьях больше нет швейных машинок, и с этим ничего не поделаешь. Но тем, кто умеет шить, рукоделие, возможно, доставит удовольствие.
В буддийском мире послушники традиционно носили одежду фундзоэ, которая шилась из старых тканей. Одежда из ношеной ткани избавляет душу от заносчивости и помогает справиться с патиной на сердце.
Тряпки-дзокин – тоже важный инструмент, так почему бы не вложить немного своих сил в их изготовление.
В мире дзен-буддизма одной из базовых идей является повторное использование вещей. Дзокин не шьют из новых тканей. Можно сшить их из вышедшей из употребления одежды. Суть буддизма в том, чтобы ценить жизнь вещей до самого конца.
СУТЬ БУДДИЗМА В ТОМ, ЧТОБЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ ДО САМОГО КОНЦА.
Ведро
Во время уборки вода – самый лучший природный материал, посланный нам небесами. Поскольку ведро собирает в себя воду, будем обращаться с ним аккуратно.
Если для уборки на улице использовать дождевую воду, а в помещении – воду, оставшуюся после приема ванной, мы не будем понапрасну расходовать такой ценный ресурс.
Если во время уборки поставить ведро на пол, то на полу останется мокрое пятно. Поэтому мы всегда подстилаем под ведро тряпку.
Отжимая тряпку, мы внимательно следим, чтобы вода не натекла на пол.
Жестяные ведра, которые раньше часто использовали в школах, – легкие и удобные.
Они могут ржаветь, поэтому после использования необходимо вытирать их насухо.
Щетка и сметка
Щеткой мы пользуемся, когда смахиваем пыль с мелких предметов или вещей, требующих бережного обращения, например, с тонких перегородок сёдзи.
Поперечные рамки перегородок сёдзи обычно покрываются пылью, и их сложно протереть. Перегородки затянуты бумагой, и им противопоказана влажная уборка. Одно неловкое движение – и рискуешь только размазать грязь по поверхности, отчего она еще больше будет бросаться в глаза. В такой ситуации помогает щетка. С ее помощью можно быстро стряхнуть пыль, не прибегая к влажной уборке.
Такие важные реликвии, как изображения будд или бодхисатв, мемориальные таблички с именами предков требуют особо бережного обращения, поэтому мы аккуратно очищаем их мягкими щетками. Мы складываем ладони в молитве, а затем легкими движениями смахиваем пыль с реликвий, двигаясь сверху вниз. Алтари с позолотой можно обмахивать японскими щетками ручной работы без риска повредить их.
Высококачественные вещи – это кропотливая ручная работа мастеров. Используя эти предметы, мы чувствуем энергию, вложенную в них мастерами и вкладываем свою душу в процесс уборки.
В Японии изготовление щеток и сметок имеет долгую историю. Высококачественные вещи – это кропотливая ручная работа мастеров. Используя эти предметы, мы чувствуем энергию, вложенную в них мастерами, и вкладываем свою душу в процесс уборки.
Сметки с длинной ручкой помогают чистить потолок. Сметать пыль следует всегда сверху вниз.
Серп, ножницы и точильный камень
Для работы в саду нужны серп и садовые ножницы.
Главное – после каждого использования обеспечивать инструменту надлежащий уход. Поэтому под рукой лучше иметь точильный камень.
Если оставить серп и садовые ножницы в грязи, то лезвие заржавеет. Чтобы этого не случилось, нужно как следует их вымыть и избавиться от грязи и влаги.
Серп мы затачиваем точильным камнем, чтобы в следующий раз можно было воспользоваться им в любой момент.
Конец ознакомительного фрагмента.