Вы здесь

Убедить. Призвать. Добиться своего!. Глава 1. Значение слова речевое воздействие (Андрей Донских)

Глава 1. Что такое речевое воздействие

Каждый адекватный и здравомыслящий человек заинтересован в том, чтобы уметь доносить свои мысли, говоря при этом правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Не имеющее силы само по себе слово становится мощным оружием, если оно сказано вовремя и к месту.

Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать грамматику и иметь некий словарный запас. Необходимо научиться пользоваться своей речью так, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него и привлечь на свою сторону.

Так что же такое «Речь»? Спрошу у «всезнающего» Яндекса. Ого. Нашлось более 33 миллионов ответов. Открываю самый первый. И на поставленный мною вопрос отвечает «Википедия»:

«Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей». В зависимости от формы проявления речь может быть как устной (мы говорим и слушаем), так и письменной (мы пишем и читаем).

Именно через речь происходит непосредственное взаимодействие человека с окружающим его миром. Речь – это процесс пользования языком.

Основные функции языка:

• Средство существования, передачи и усвоения опыта предков.

• Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

• Средство общения и воздействия.

При общении люди оказывают друг на друга речевое воздействие… И вновь в моем мозге всплывает уже перефразированная мысль, пришедшая однажды утром: «…Речь управляет…, формирует…, предопределяет…, побуждает…».

Так, в процессе общения нам могут:

• Отдать приказ: «Открой дверь», «Отгони машину», «Выгуляй собаку».

• Озвучить просьбу: «Купи, пожалуйста, что-нибудь вкусненькое», «Помоги мне с квартальным отчетом, плиииз», «Будь добр, перезвони через 15 минут».

• Задать вопрос (и не один): «Который час?», «Почему ты опоздал?», «Ты подготовил доклад?».

• Попытаться уговорить на совершение некоторых действий: «Я знаю, что лучше тебя никто не сможет провести эти переговоры», «Ну, Зайчик, купи-купи мне эту шубку!», «Давай подумаем, какие изменения внести в данное коммерческое предложение».

• Назначить встречу: «Давай встретимся завтра в кафе в половине первого»; «Предлагаю переговоры перенести на следующую неделю. Созвонимся».

• Дать рекомендации как себя вести: «Пожалуйста, соблюдайте правила корпоративного дресс-кода», «На улице минус 5 0С. На дорогах гололедица. Будьте осторожны. Соблюдайте дистанцию», «Будь мужественным».

• Сообщить информацию, необходимую для принятия решения: «Курсы валют на завтра, установленные ЦБ РФ…», «Согласно производственному календарю на текущий год, выходными днями будут…», «По результатам проведенных исследований…».

И так далее.

Таким образом, когда мы говорим своему собеседнику, что ему необходимо сделать, то оказываем на него прямое речевое воздействие. А когда сообщаем важную для него информацию, на которую он будет ориентироваться при соответствующих обстоятельствах, то косвенное. Из этого следует, что речь выступает инструментом координации совместной деятельности людей.

Речевое воздействие – есть воздействие на индивидуальное и /или коллективное сознание и поведение с помощью разнообразных речевых средств. Целью речевого воздействия является «проникновение» в сознание собеседника.

Уверен, что вы согласитесь со следующим утверждением: у нашего собеседника всегда есть какие-то свои интересы, цели, приоритеты, взгляды, мнения, и он далеко не всегда готов поступиться ими и безропотно занять то место, которое мы ему уготовили в своих планах:

Лишь единицы («не дружащие» со своей головой), не раздумывая, готовы выполнить приказ прыгнуть с 9-го этажа или броситься под идущий поезд.


Не всякий избиратель положительно отреагирует на призыв проголосовать, например, за «партию власти».


Далеко не все домохозяйки согласятся, что «Vanish – больше, чем отбеливатель». Это просто отбеливатель. И как показывает практика, лучше обычного хозяйственного мыла еще никто ничего не придумал.


И не каждый мужчина считает, что лучше Gillett для него ничего нет. Есть и приверженцы, и я в их стройных рядах, электрических бритв.


Наш собеседник, словно «часовой», стоит на страже своего сознания, особорежимного и секретного для других объекта, определяет правила информационного обмена, пароли и ключи доступа и выстраивает оборонительные рубежи, защищающие его от чужого проникновения и влияния.

Вспоминая свое военное прошлое, выделю несколько результативных способов преодоления оборонительных рубежей и гарантированного проникновения на охраняемый объект:

• Прорвать оборону, используя грубую силу, а часового, при необходимости, вывести из строя.

• Найти слабые места в обороне и воспользоваться оплошностью часового.

• Незаметно просочиться мимо часового через оборонительные рубежи.

• Открыто и без применения силы проникнуть на охраняемый объект, назвав часовому правильный пароль для прохода.

• Подкупить часового, предложив ему некую компенсацию за невыполнение долга.

Рассмотренные способы преодоления защиты находят свое отражение и в окружающей нас реальности.

В частности, «прорвать оборону» можно, используя многократное повторение информации и эмоциональное давление, широко практикуемое в политической и социальной пропаганде и в рамках особо интенсивных рекламных кампаний.

Так, в 2010 году Джулиан Ассанж – основатель сайта WikiLeaks, вошел в историю как человек, бросивший вызов западному обществу. Он показал, насколько уязвима секретная информация. Ущерб, нанесенный публикациями американских секретных материалов, по мнению некоторых экспертов, сопоставим с последствиями терактов 11 сентября. В 2001 году мир столкнулся с новой формой терроризма. В 2010 году – с новым проявлением «виртуальной» реальности.

При переосмыслении событий современной российской политической и социальной действительности на ум приходит ряд ярких примеров из категории «испытанных на себе». Полагаю, вы без особого труда расширите этот список. Ибо эпоха перемен, в которой, как гласит китайская мудрость «Не дай Бог жить…», в нашей стране задержалась и, по-видимому, надолго.

Первый Президент РФ Б. Ельцин вышел победителем из всероссийского референдума о доверии 25 апреля 1993 года, в том числе благодаря и моему голосу. Этот референдум хорошо запомнился россиянам, благодаря четырем коротким словам «Да – Да – Нет – Да» и развернутой в СМИ масштабной агитационной кампании. Вот только, как точно звучали эти четыре вопроса, вряд ли кто из вас сегодня вспомнит.


Президент РФ Д. Медведев в своем третьем Послании Федеральному собранию, озвученном 30 ноября 2010 года, в качестве руководства к действию для региональных властей привел пример социальной рекламной кампании «Они были третьими». Данная кампания проходит в Алтайском крае и призывает решиться на рождение третьего ребенка в семье. Внимательно слушая призыв главы государства, обнаружил в своем сознании неожиданную мысль: «А не „родить“ ли мне еще одного пацана?»


Неоднозначно принимаемый обществом вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ и сегодня не снимается с повестки дня. Его обсуждение продолжится в 2011 году, заявляет статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов, отмечая при этом, что повышение пенсионного возраста не должно происходить резко. О таком решении обществу должно быть объявлено заранее, и дан подготовительный период. «Например, о том, что через пять лет мы начнем повышать пенсионный возраст на полгода каждый год», – сказал замминистра. Понимаю, что с моим пенсионным возрастом все именно так и будет происходить.


Вспомните и запишите примеры политической и социальной пропаганды, оказавшей воздействие непосредственно на вас:




Возвращаюсь к «часовому». Его можно и «подкупить». В нашей повседневной жизни «подкуп» происходит, прежде всего, за счет облечения речевого сообщения в «привлекательную упаковку», что наиболее ярко проявляется в коммерческой рекламе. Информация подается так, что человек на ее основе якобы самостоятельно делает определенные «правильные» выводы. Поскольку он «сам» приходит» к этим выводам, то он автоматически принимает такое знание как свое собственное и с большим доверием или менее критично относится к самой информации.


Продолжите рекламные слоганы сами или поинтересуйтесь их продолжением у детей:




Шампунь от перхоти №1 _____________________________________

Чистота – чисто ______________________________________________

Тойота ________________________________________________________

Праздник к нам приходит ____________________________________

Не тормози! ___________________________________________________

У «часового» достаточно слабых мест, на которые можно искусно воздействовать, применяя различного рода техники внушения и гипноза, в том числе эриксоновского, криминального (цыганского) и т. д.

Кашпировские и Гробовые. Многочисленная армия «целителей» и «прорицателей» рангом пониже. Саентологи и огромное количество прочих разномастных сект. Финансовые пирамиды и многоуровневый маркетинг.

Для открытого проникновения на «охраняемый объект» на практике можно использовать многочисленные техники аргументации. Этому нас «научат» на всевозможных тренингах по технологиям продаж, ведению переговоров, проведению презентаций и публичных выступлений.

А «незаметно» просочиться в сознание собеседника тоже возможно, овладев набором приемов, подробно описанных в психологической научной и популярной литературе. Один Карнеги с его советами «Как завоевать себе друзей» чего стоит! Только ответов, как это сделать, там нет.

***

И снова любимая трубка. Набиваю. Раскуриваю…

Как же все-таки часто возникают ситуации, оказавшись в которых мы даже и не осознаем, что на нас было оказано речевое воздействие.

Во многочисленных публикациях этому процессу дано определение – «языковое манипулирование». Манипулятор выставляется злым гением без чести и совести, использующим других для достижения своих эгоистичных целей.

Авторы статей критикуют манипуляцию, как целевое психологическое воздействие, говорят: «Ай-яяяя-Яй!» и добавляют эпитеты «скрытая» и «подсознательная», что придает термину дополнительную негативную оценку, ярко выраженный мистический оттенок, словно это какой-то сглаз или порча.

Философы, ораторы, поэты, говорившие на латыни в римском сенате, знаменитых банях, античных библиотеках и улицах древних городов, вкладывали в понятие «манипуляция» (от лат. «manipulare») иной смысл. И понимали под манипуляцией управление в позитивном смысле, как оказание другому человеку помощи и содействия.

Что ж, манипуляции и манипуляторы достойны подробного освещения. Об этом во второй главе книги.

***

Здесь лишь отмечу, что манипуляция – это всего лишь инструмент для достижения определенных целей. И как инструмент она не может быть сама по себе плохой или хо-рошей.

Так, например, любой автомат Калашникова российского производства обладает изначально заданным еще на этапах его конструирования и последующего серийного производства набором тактико-технических характеристик: прицельной дальностью, кучностью стрельбы, количеством патронов в магазине и т. д., и предназначен для поражения живой силы противника. Степень эффективности его применения зависит лишь от уровня подготовки конкретного воина.

Кто для нас этот воин: защитник или агрессор? Это определяется целями, которые он преследует, и тем, насколько мы готовы их разделять. Всё определяют цели, которые преследует человек, осуществляющий речевое воздействие.

И еще. Вряд ли вы будете отрицать тот факт, что практически каждый день при общении каждый из нас периодически пытается навязать кому-либо свою точку зрения, свое личное отношение к человеку или ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение, подталкивая собеседника к совершению выгодных для себя действий и поступков.

Именно речь позволяет создавать «выгодные» для нас картины действительности, которые, с одной стороны, оказывают на собеседника подсознательное психологическое воздействие, а с другой – создают наше «авторское» видение окружающего мира:

Одного и того же человека, который «любит придумывать всякие небылицы», можно в равной степени назвать «фантазером», «мечтателем», «сказочником», «обманщиком».


О соседской собаке можно рассказать, как о «милом песике», «страшной псине», «безродной дворняге», «глупой шавке», «злобном Барбосе».

Об оригинальной и эксклюзивной вещи от кутюр можно отозваться как о «модной тренде», «никчемном изыске», «абсолютной безвкусице», «бесформенной тряпке».


Представьте, что вы общаетесь с абсолютно разными собеседниками (членами семьи, коллегами, знакомыми, случайными встречными). Выразите свое мнение:




О своем начальнике:__________________________________________

________________________________________________________________


Об автомобиле знакомого: ___________________________________

________________________________________________________________


О новой квартире друзей: ____________________________________

________________________________________________________________


О компании-конкуренте: _____________________________________

________________________________________________________________


В результате, сталкиваясь с речевым воздействием, каждый из нас имеет дело не с объективным (реальным) описанием действительности, а с вариантами ее субъективной интерпретации отдельно взятыми людьми, нами, в том числе.