Вы здесь

Тёмные времена. Звон вечевого колокола. Совет Дмитрия Александровича с боярами Переславля (И. Ф. Куликов, 2017)

Совет Дмитрия Александровича с боярами Переславля

Князь Дмитрий Александрович мирно жил в своём Переславле. Вопреки всем слухам, супруга его Анна Мстиславовна вскоре забеременела, и теперь все только и ждали, кого родит княгиня. Родить она должна была примерно в ноябре.

Князь Дмитрий несколько раз посещал своего старого друга Вадима Всевластовича, который так и не пришёл в разум истинный. Впрочем, у князя было много дел, и теперь он редко даже в разговорах вспоминал своего старого знакомца.

В самый разгар лета сыграли свадьбу ближника князя Алексея Перо с Анастасией Фёдоровной. Князь сам сосватал своему другу невесту. Отец Анастасии, боярин Фёдор Дмитриевич, сначала не хотел подобного брака, но после просьбы князя одобрил его. Да и сам боярин вскоре понял, что не прогадал, так как Алексей Перо, обласканный князем, получил и землю, и боярское достоинство.

Княгиня Анна сразу поладила с Анастасией, и теперь та была всегда рядом с ней. Анастасия была старше Анны и в глубине души сильно завидовала княгине. Зависть свою Анастасия скрывала, и княгиня считала её своей лучшей подругой.

Боярыня Анастасия, конечно, любила своего супруга, но иногда, боясь самой себя, задумывалась, а что было бы, если бы князь переславльский, как его дяди Ярослав и Василий, вместо того чтобы искать себе в жёны княжну, обратил внимание на боярынь, которые и лицом ничуть не хуже, и любить умеют так же жарко.

Впрочем, ничего плохого Анастасия в отношении Анны не предпринимала и служила ей на совесть.

Лето было в самом разгаре, когда в Переславль донеслись вместе со скоморохами странные слухи. Потешники сказывали, что в Новгороде великого князя погнали и что к нему, Дмитрию Александровичу, едет сам посадник звать на княжение.

Дмитрий позвал своих ближних бояр и решил обсудить с ними эти новости. В ближниках у князя ходили Алексей Перо, Фёдор Дмитриевич, отец супруги Алексея, и Афанасий Ярополкович, человек сладко говорящий и особо не любимый княгиней.

– Бояре, – начал Дмитрий Александрович, – сказывают потешники, что хотят меня вновь в Новгород княжить позвать. Что скажете и какой совет мне дадите?

– Князь, – первым взял слово Афанасий Ярополкович, – великий ум твой и храбрость, конечно же, приглядны Новгороду. И долг твой Руси служить, а здесь, в Переславле, оставить править за тебя верного человека. Хоть и любим мы тебя все от боярина до старика, но в Переславле тебе всё равно всю жизнь не прокняжить. Ты – птица более высокого полёта. Ждёт тебя великое княжение, и если закрепишься ты и в Новгороде, то силы твои будут велики.

Дмитрию очень понравилась речь боярина Афанасия, но князь не спешил, желая послушать мнение каждого.

– О верном человеке стоит подумать, князь. Я с радостью буду править Переславлем от твоего имени, – промолвил Фёдор Дмитриевич, – пока ты будешь княжить в Новгороде.

Афанасий Ярополкович не был в восторге от подобных речей своего заклятого врага и тут же высказал иное мнение.

– По мне, князь, вернее меня у тебя нет человека. Фёдора Дмитриевича надо бы отправить вместе с тобой в Новгород, чтобы он помогал тебе вести дела государственные.

– Князь, – сказал боярин Алексей Перо, – а зачем тебе вообще идти княжить в Новгород? Хоть и богат Отец Городов Русских, но своеволен. Помнишь, как выгнали тебя новгородцы и предпочли тебе твоего дядю? Ты нужен им, лишь чтобы свои интересы соблюсти, а как начнётся война с великим князем, Новгород от тебя вмиг открестится, словно от дьявола, и тех, кто тебя туда звал, ты не сыщешь.

– Что думаешь, боярин Алексей, – спросил Дмитрий, – отказаться мне от Новгорода?

– А ты, князь, думаешь, что усидишь там? Новгородцы – люди хитрые и торговые. Им свои интересы превыше всего. Думаю, что тебе не стоит ругаться с твоим дядей. Подумай, насколько ты сблизишься с ним, если не пойдёшь на поводу у новгородцев! Какую услугу ему окажешь!

– Глупости ты говоришь, зятёк, – сплюнув, сказал Фёдор Дмитриевич, который спал и видел себя наместником Переславля, – от такого не отказываются. Поторговаться стоит, но не отказываться. А что великому князю не услужил, так Новгород давно по праву нашего князя Дмитрия вотчина, и ушёл он оттуда, так как мал был летами.

Бояре ещё долго спорили. Князь не спешил принимать решение и только слушал их разговоры. Наконец ему всё это окончательно надоело и запутало его мысли. Тогда Дмитрий встал, и все замолчали.

– Вот что я вам, бояре, скажу, – сказал князь Дмитрий Александрович, – я должен ещё крепко обо всём подумать. Все вы по-своему правы и все по-своему не правы.

– Вот это слова истинного сына Александра Невского, – расплываясь в улыбке, сказал боярин Афанасий, – мудрость твоя, князь, досталась тебе от отца твоего, которым я всегда восторгался! Прими правильное решение, а не то, что они тебе советуют. Зять с тестем – это одно тесто. Я же верный слуга твой. Верь мне, мудрый князь.

– Я подумаю, Афанасий Фёдорович, – сказал князь, – но пока новгородцы ещё не приехали сюда и на княжение меня не позвали.