Вы здесь

Тяма-веда. Концептуальное воспитание человека. III. Возможности представления процесса познания в живых системах (Павел Тукабаев)

III. Возможности представления процесса познания в живых системах

1. Краткий анализ проблем познания

В здоровом теле – здоровый дух? Каков дух, такое и тело? Возможна ли здоровая жизнь без идеи и цели? Каковы могут быть цели жизни? Что такое человек и кто им управляет? Что такое «русская идея»? Откуда вести отсчет времени: от гибели наших предков при катастрофе в Гиперборее или от крещения (начала библейского проекта со всеми его сионистскими «тонкостями»)? Заменят ли когнитивные технологии процесс познания? Начнем с экскурса в известнейшую арийскую практику – йогу. «Йога как высшая связь с космическими достижениями существовала во все века. Каждое учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжит путь. Он не отнял ничего чужого, он не извратил устремления, он допустил явление благодати пространства, он дал свободу силам сужденным, он овладел своим единственным имуществом. Не избегайте сил Йоги, но как свет, относите их в сумерки неосознанного труда. Для будущего мы встаем от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы. Сперва применим советы к жизни, а затем произнесем название Йоги ближайших дней. Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени» (Е. И. Рерих, 1929, Агни Йога).

Мы уважаем, приветствуем и всегда будем применять старшие учения Йоги, наше общечеловеческое богатство на все времена. Раджа-йога – это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним – необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Йога преодоления ума, т. е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Хатха-йога – йога власти над телом и над физической природой человека, йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями. [битая ссылка] Хатха-йога – это очень древняя техника. Вера в возможность получить спасение путем физических и дыхательных упражнений основывается на предположении, что спасение – вопрос осознания, которое зависит от состояния нервной системы человека, на что, в свою очередь, влияет его общее физическое состояние. Умело используя физиологию тела, можно воздействовать на нервную систему и изменить сознание. Это долгий и трудный процесс, требующий большого терпения и наставлений опытного учителя. Карма-йога учит правильному образу жизни, это йога деятельности. Карма-йога учит правильному отношению к людям и правильному действию во всех жизненных обстоятельствах. Карма-йога учит, как стать йогином в жизни, не удаляясь в пустыню и не вступая в школу йогинов. Джняна-йога ведет человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Бхакти-йога – это йога религиозного пути. Бхакти-йога учит, как верить, как молиться, как добиться спасения. Бхакти-йогу можно применить к любой религии, так как для нее не существует различий между религиями, есть только идея религиозного пути. Тантрические йоги – путь естественного спонтанного проявления своей внутренней сути, своего творческого начала. Лайя—йога уделяет основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании позвоночника. Крийя-йога: великий учитель Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас (управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и ишвара-пранидхана (поклонение или внимательность к Богу). Шурат-Шабд-йога – это единение души и слова. Движения, проповедующие эту технику, стараются держать свои методы в полной тайне и дают им разные названия: «Нам» (имя), «Упдеш» (знание), – чтобы ввести в заблуждение непосвященных. В действительности за этими названиями кроются методы физиологического (вибрационного) воздействия на сознание и медитация. Джапа-йога – это повторение или монотонное распевание [битая ссылка] мантры, которая обычно представляет собой имя Божества. Аштанга-йога является не столько отдельным видом, сколько принципом построения всякой основанной на йоге системы развития и объединяет древние техники Хатха-йогу и Раджа-йогу. Аштанга – восемь ступеней развития для достижения полного просветления. Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан (Патанджали – «это положение тела, которое удобно и приятно»), связанных между собой виньясами. Термин «виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений». При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает внутренний жар, вызывающий потоотделение. Таким образом, реализуются процессы очищения и омоложения организма, выводятся шлаки и токсины (см. ресурс [битая ссылка] http://www.yoga-cz.cz/?mod=pag&id=6 и все ресурсы, доступные в поисковых системах).

«Индия (как и весь МИР), начиная с послеведийского периода, в первую очередь старалась понять следующее: 1) закон всеобщей причинности, который привязывает человека к миру и осуждает его на бесконечные перевоплощения. Таков закон кармы; 2) таинственный процесс, порождающий и поддерживающий мироздание и, следовательно, делающий возможным „вечное возвращение“ существования. Такова майя, космическая иллюзия, которую человек терпит (и даже хуже – признает за действительное), пока он ослеплен неведением (авидья); 3) абсолютную реальность, лежащую за пределами человеческого опыта как обусловленного кармой; это Абсолютное, чистое Бытие может именоваться по-разному – Я (Атман), Брахман, необусловленное, трансцендентное, бессмертное, неразрушимое, нирвана и т. д.; 4) средства достижения этого Бытия, эффективные приемы для обретения освобождения. Из совокупности этих средств и состоит йога в собственном смысле слова» ([битая ссылка] http://www.way-s.ru/ezoterika/40/9.html).

В наше время к этим средствам и технологиям йогов добавились технические интеллектуальные системы, действующие во все более организованной среде – ноосфере (Вернадский). И вместе с техническими средствами эффективных приемов создания и постижения МИРА тоже добавилось.

Проблема выживания каждого в природе и обществе, выбор персонального конструктивного пути, методов воспитания с применением новейших технологий выходит на первый план. В нашем техногенном мире человек – это система, чье здоровье (его культурная, психологическая, физиологическая, анатомическая, экономическая и организационная составляющие) не является его сугубо личной принадлежностью. На здоровье влияют:

1. Корпоративные, экстремальные, профессиональные сферы деятельности человека, требующие применения во время и после работы интеллектуальных комплексов, направленных на реализацию современных медицинских технологий профилактики и лечения заболеваний. А также опору на все реально доступные населению и профессионалам научно-технические, приборные и инструментальные средства, устройства и технологии не только для достижения результата, но и для диагностики, терапии, реабилитации, профилактики заболеваний человека.

2. Возрастающий в геометрической прогрессии поток информации всех видов воздействия и способов доставки, требующий неустанной работы человеческого интеллекта, органов чувств и постоянного наличия морального стержня (устоев) для оценки происходящего в реальном масштабе времени. В настоящее время «цикл смены знаний/технологий составляет 3—5 лет и продолжает сокращаться» [14, с. 194]. А «сам процесс труда становится в основном когнитивным, т. е. связанным с потреблением знаний, необходимых для решения производственных задач и создания новых знаний» (там же).

3. Стрессы всех типов, как физические, так и психические: «стрессорами могут быть… любые эмоциогенные факторы… Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида [текст, изображение, предмет, любое контекстное событие – мое добавление],


Рис. 2. Динамика циклов смены знаний [14, с. 55]


внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом то, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация» (ресурс [битая ссылка] http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=607923). Человек необоснованно определяет врагов, цели и границы жизни.

4. Извращения всех видов: личные и общественные; анатомические, физиологические и психологические; моральные и материальные; пищевые и культурные; поведенческие и мировоззренческие…

5. Неблагоприятные изменения природы, вызванные в т. ч. и деятельностью самого человека. Постоянно экстремальный климат.

6. Смешение культур и обычаев – в одной семье, в одном доме, в одной школе, в одном городе, в единой стране. В одном человеке, у которого родители, происходящие от разных народов!

7. Появление персональных высокоэффективных мультимедиасистем, позволяющих создавать себе и нужным людям комфортную виртуальную среду.

8. Наркотики, химикаты, консерванты, заменители любых видов и способов воздействия.

Вместе с тем возможности информационных технологий растут, и по словам А. А. Вассермана, в 2022 году точные задачи по управлению обществом смогут быть решены менее чем за сутки при условии согласованной работы всех свободных компьютеров в облачном режиме. Социальная и техническая составляющие развития современного мира изменяют окружающий и внутренний мир человека, влияют на эволюционный процесс настолько, что фактически изменяют исходную задачу методов познания, в частности – биологии. Вместо исследования и описания чисто природного окружения, объяснения мира живого «как он есть» биология постепенно становится наукой описания живого в новом, постепенно преобразуемом этим живым мире. В этом смысле «чистая» биология в своем исходном классическом понимании постепенно утрачивает предмет своего исследования и реально (в связи с техногенным развитием человека) все более в своих задачах становится или сливается с биотехникой. Тем самым базовые задачи биотехники фактически становятся фундаментальными задачами описания и познания мира [6, с. 19—20].

Если техногенное развитие человечества в целом оказывает на живой (и не живой!) мир отрицательное влияние, то для самого человека этот процесс практически не может быть оценен в терминологии «хуже» или «лучше». Например, ресурс [битая ссылка] http://medportal.ru сообщает, что «регулярное питание так называемыми органическими продуктами, изготовленными или выращенными без использования синтетических пестицидов, регуляторов роста и искусственных пищевых добавок, не снижает риск онкологических заболеваний среди женщин».

Новые факторы влияния, все более определяющие окружение и внешний мир человека, давно стали необратимыми настолько, что само существование, выживание человека в ином – природном (не техногенном) – окружении уже не представимо. И биология, и техника – связаны. Все предшествующие виды йоги не рассматривали техническую (искусственно созданную) составляющую внутреннего и внешнего мира, не учитывали те особенности бытия – 8 пунктов, которые перечислены выше. Вспомним хотя бы водолазные глубоководные станции, где люди живут и работают на глубине неделями, или длительные космические полеты…

Поэтому утверждение о переходе к новому уровню постижения бытия (новой йоге), о переходе биологии к изучению биотехнических объектов как биологических систем, неразделимых в своем существовании с искусственными порождениями, не только справедливо, но и единственно правильно со всех точек зрения. «Биологические» и «биотехнические» системы становятся практически неразделимыми с точки зрения аппаратов и процедур из представления и познания. Изменяются, становятся «все более биотехническими» не только человек, но и близкие к его среде обитания животные, чьи поведенческие инстинкты начинают приспосабливаться к техногенному, а не природному окружению. Персональная ответственность каждого человека за принимаемые решения и действия высока – технические (любые искусственно созданные) системы могут нанести непоправимый вред природе, обществу и/или персонально человеку, начав действовать из-за неправильной команды. На первый план выходит воспитание личности, умение различить осознанное применение технических достижений.

Вспомним стремление людей улучшить свою жизнь, быт, сделать их ближе к своей природе, избавиться от ссудного процента и накопительной функции денег, оторваться от материального мира, стать здоровее… Многие ученые делают ставку на развитие когнитивных технологий. Например, Комашинский В. И., заместитель директора ЛО ЦНИИС, д-р техн. наук, и Соколов Н. А., главный научный сотрудник ЛО ЦНИИС, д-р техн. наук (Вестник связи, №10, 2011) так говорят о когнитивных технологиях: «Можно назвать по крайней мере три эффективных направления использования когнитивных технологий:

1. Реализация так называемого «дружественного интерфейса» между пользователем и сетью. В настоящее время не всем потенциальным абонентам телекоммуникационных сетей доступны информационные ресурсы и дополнительные услуги. Чаще всего такие проблемы испытывают люди преклонного возраста и с ограниченными возможностями. Соответствующие решения можно рассматривать как построение когнитивной системы «персональный помощник».

2. Организация эффективной системы технической эксплуатации, способной не только решать возникающие проблемы, но и прогнозировать их возникновение. Оператор связи инвестирует значительные средства в систему технической эксплуатации. По этой причине все решения, направленные на повышение функциональных возможностей системы технической эксплуатации, будут использованы оператором связи. В состав задач по эксплуатации телекоммуникационных сетей входят и процессы управления ресурсами при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Поддержка качественно новых видов услуг, позволяющих решить важные задачи для каждого пользователя телекоммуникационной сети и общества в целом. С точки зрения индивидуальных интересов речь идет о потребностях, отнесенных к высшим уровням по классификации психолога Абрахама Маслоу. Типичным примером услуг, в котором заинтересована значительная часть населения, служит концепция «work-at-home (работа дома)». Однако все же этот чисто технологический подход не может придать смысл жизни человеку, обладающему этими технологиями.

С помощью существующих государственных инструментов (по команде!) перейти на более высокий уровень невозможно! Это можно сделать только на пути познания – то есть каждому самостоятельно! Наша методология познания – это: а) самопознание и оздоровление с помощью специальной методики самомассажа по В. Н. Плетневу; б) постоянная работа с информацией, выработка навыков различения истины, правды, добра – от лжи, зла. Различение разнокачественностей порядка иерархии и характера отношений между частностями… Развитие способности к различению в темпе развития жизненных обстоятельств; в) конструктивная работа в семье и обществе.

Мы сами отвечаем за свою жизнь и делаем ее предсказуемой. Чем больше сил и амбиций, тем выше и труднее цели. Себя и своих детей мы готовим к жизненной борьбе, к труду, лишениям, учимся выживать в самых сложных условиях, сохраняя при этом человеческий облик, любовь к семье и детям, уважение к Родине. Ни бедность, ни отсутствие перспектив из-за политиков и/или некомпетентных правителей не могут – и не должны – заставить нас сложить руки. Мы помним: основная наша работа – это внешнее и внутреннее познание, и это – работа над собой и для семьи. Это – наше дело!

Наиболее полно наша методология определяется древнеславянским (арийским) словом тяма. Это умение организовать себя и среду вокруг себя, умение применить средства, дополняющие реальность, умение сообразить и применить силу мысли, сообразительность. Это жизнь в ноосфере, сфере разума, сфере технических достижений, максимальное использование возможностей своего генотипа. Наша русская йога – это веда организации и различения нужного и необходимого от ненужного и вредного, методология применения любых инструментов, приборов и технологий познания внешнего и внутреннего мира, это концепция и путь познания, это – тяма-веда.

Тяма-веда может быть оружием высшего приоритета в борьбе за познание и различение внутреннего и внешнего мира, за воспитание и выживание человека и общества, за самоидентичность народов России.

2. Теории существования живых систем

Бесконечен процесс познания внешнего и внутреннего МИРА, бесконечен процесс приближения к Высшей истине (к БОГУ!). В зависимости от уровня знаний человек и общество выдвигают все новые теории жизни, которые помогают объяснить явления и факты внешней и внутренней природы. Это, в свою очередь, помогает строить механизмы, инструменты и технологии для дальнейшего воспитания, познания и жизни в уже созданной среде. Антигуманные, откровенно деструктивные теории и технологии рушатся вместе с создателями и проповедующими их обществами и структурами. Моменты просветления позволяют человеку и обществу понять пройденный путь и увидеть новые вершины. Все субъекты, осмелившиеся вообразить себя истиной (вершиной) в последней инстанции, заканчивали свое существование без всяких иллюзий на свою исключительность. Рефлекторная теория Павлова, теория доминанты Ухтомского, теория функциональных систем Судакова и Анохина (см. таблицу 2) отражали существенные этапы познания структуры и функции живых систем. Однако они не смогли объяснить поведение и функционирование не только человека с его 2-й сигнальной системой, но и не имеющих 2-й сигнальной системы живых существ. Теория синергетики, как и множество других (например, общая теория систем), в том числе философских построений, так же помогают понять некоторые стороны жизни и развития человека и общества. Вместе с тем ни одна из упомянутых выше систем не позволяет объяснить и использовать основное качество интеллекта – умение преобразовывать окружающую среду и себя самого. Нами предложена теория открытых самосовершенствующихся интеллектуальных систем (ТОСИС – см. таблицу 3), где ВР – виртуальная реальность.

Таблица 2. Сравнение теорий функционирования живых систем (по П. Т. Тукабаеву, 2008 г., с изменениями).




Определяющим моментом в жизни самосовершенствующейся системы (в жизни человека) мы считаем выбранную концепцию жизни, которая позволяет выбрать значимость любых раздражителей в самопознании и самосовершенствовании; здесь инициативу в формировании поведения имеет свободно выбранная цель и программа поведения субъекта управления (СУ). Принципом строения системы является персональная виртуальная реальность, в которую СУ включает организм с его атрибутами, целями и граничными условиями развития; дополняющими реальность элементами. Конечный результат достигается любым объектом управления (как материальным, так и нематериальным); результат деятельности оценивается этой системой по объективным и субъективным (внешним и внутренним) категориям оценки пройденного пути; система функционирует как биотехническая активная самосовершенствующаяся интеллектуальная система; принципом распространения возбуждения (скорость) в этой системе является мысль, которая позволяет действовать с опережением и переносом (телепатически), то есть бесконечно быстро. Нами разработана концепция контекстного управления в сложных биотехнических системах, опубликован и защищен специальный математический аппарат [5, с. 75—89]. Более широко теоретические вопросы рассмотрены в книге [3]. Данный подход позволяет применить любые достижения человеческого знания и все природные феномены и явления на пользу человеку и обществу (при условии действий гуманистической направленности).

3. Инструменты управления деятельностью в познавательной сфере

С помощью особого вида инструментов – виртуальных реальностей (см. таблицу 3) – можно организовать эффективное познавательное производство, образование, воспитание профессиональное обучение.

Таблица 3. Различия виртуальных реальностей, где расшифровываются (3-я строка) инструменты управляющего воздействия в каждой реальности.




Нами выделены персональные коррекционные реальности, имеющие своей задачей самосовершенствование и коррекцию своего состояния. Эта ВР имеет внутреннее самоуправление. Управляющее воздействие осуществляется с помощью мысли (в т. ч. телепатия, телекинез, воображение), самого тела и его органов, устройств ввода-вывода информации: человеком разумным достоин называться тот, кто умеет выводить понятное из бессознательного, т. е. овладевает интуитивным способом мышления и действий! Объектом управления могут быть любые внешние и внутренние, материальные и нематериальные процессы и объекты (реальности). Целью управления может быть изменение своего тела и его физиологии, внутреннего и внешнего мира во всех его проявлениях. Границы управления определяются персонально, с помощью самоопределения целей, границ и условий своей жизни. В целях управления оценивается любая доступная, в т. ч. спроектированная информация, и в этом проявляется единство ВЕРЫ и ЗНАНИЯ как в обществе, так и в человеке: ведь вера и знание – это две стороны одной медали (это – веды у руссов (см. раздел «Вера и религия»)). На данные виртуальные реальности допускаются (имеют место быть) любые – материальные и нематериальные, ментальные и полевые – виды воздействий. Появилось новое направление науки – дополнение реальности. Например, во всех СМИ (в свободном доступе) вы сможете найти такие ментальные воздействия на людей и общество, как героизация фашизма; отрицание традиционного разделения полов; придание с помощью СМИ, кино и ТВ добродушного облика звериному оскалу англосаксонского мира; подделка исторических фактов и документов; искажение хронологии исторических событий в традиционных официальных работах (см. исследования академика Фоменко) с целью манипуляции общественным и персональным сознанием. Полевые воздействия, простейшие примеры: воздействие технических электрических полей на здоровье человека; болезненное состояние «компьютерная наркомания или зависимость». Рассматривая последовательно применение теории открытых самосовершенствующихся интеллектуальных систем и коррекционных виртуальных реальностей (таблицы 2 и 3), мы видим признаки развития и взаимодействия от простого к сложному и от низшего к высшему. Механические способы взаимодействия человека и технических средств неуклонно заменяются на информационно встраиваемые технологии. «Биологические» и «биотехнические» системы становятся практически неразделимыми с точки зрения аппаратов и процедур их представления и познания. Изменяются, становятся «все более биотехническими» не только человек, но и близкие к его среде обитания животные, чьи поведенческие инстинкты начинают приспосабливаться к техногенному, а не природному окружению. Ресурс [битая ссылка] http://www.nrcki.ru/pages/main/5354/5916/5367/index.shtml сообщает, что на базе [битая ссылка] Курчатовского НБИКС-центра проводятся исследования: «Цель – получение новых знаний в области конвергентных нано-, био-, инфо- и когнитивных наук, разработка и создание устройств и систем, обеспечивающих формирование научного задела принципиально нового технологического базиса, включая прототипы антропоморфных технических систем на гибридной и биоподобной компонентной базе, создание и эксплуатация исследовательско-технологических комплексов сверхпроводимости, нейрокогнитивных исследований воздействия различных видов излучений, частиц и полей на нервную систему и ее функции и моделирование биологических и гибридных нейрональных систем и др». То есть речь идет о создании нового технологического уклада, который должен изменить все сферы общества (распределение доходов, социальные и производственные технологии, образование, воспитание, оздоровление, организационные и управленческие методы).

Например, ресурс [битая ссылка] http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/173-dopolnennaya-realnost утверждает, что «дополненная реальность – термин, обозначающий системы, в которых окружающая действительность снабжается виртуальными объектами. Последние становятся доступны в реальности при использовании специальных компьютерных программ. Виртуальные объекты – это тексты, ссылки на сайты, фотографии, объемные элементы, звуки, видео и т. п. Они могут быть как пассивными, просто наблюдаемыми людьми, так и интерактивными, то есть взаимодействующими с ними. Устройства, способные расширять границы обыденной реальности, уже поступили в магазины, а разработчики и ученые давно занимаются созданием нового поколения техники, дополняющей окружающий мир. В простейшем случае для создания эффекта дополненной реальности нужны четыре основные составляющие: веб-камера, компьютер, маркер и программа». Широко известен случай с установкой над Москвой зловещего знака – «ока Саурона». Почему-то инициаторы установки этого виртуального элемента игнорировали мнение большинства опрошенных об опасности присутствия «ока» над столицей. Или назойливый маятник на 1 канале ТВ. Это и есть элемент манипуляции, управления сознанием. Манипуляторы игнорируют, что арийское (славянское) государство имеет иные символы – жар-птица, например. Где, кем и как воспитывались эти «умельцы»?

Мы обоснованно предполагаем, что персональные системы виртуальной реальности позволят усилить возможности воспитания:

– визуально представить свой проект (в т. ч. проект своего развития – своего тела, например);

– дистанционно и виртуально тренироваться, работать, учиться и условно присутствовать в удаленных и/или недоступных местах (например, внутри своего тела, в различных областях макро- и микромира) при различных событиях;

– продвигать свои интересы без физического контакта своего тела с материальным субстратом, участвующим в событиях.

Согласно определению д-ра экон. наук, академика РАН С. Ю. Глазьева (www://ru.wikipedia.org), «технологический уклад представляет собой целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, начинающийся с добычи и получения первичных ресурсов и заканчивающийся выпуском набора конечных продуктов, соответствующих типу общественного потребления. Комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, определяющие формирование ядра технологического уклада, называются ключевым фактором. Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями».

Этот же ресурс утверждает, что «нанотехноло́гия – область фундаментальной и прикладной [битая ссылка] науки и [битая ссылка] техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными [битая ссылка] атомами и [битая ссылка] молекулами». Ресурс [битая ссылка] http://robonovosti.ru/texnologii/5030-kognitivnye-texnologii.htm сообщает, что «когнитивные технологии – это технологии, „работающие“ с нашим познанием: оценивающие наше внимание, отслеживающие наше состояние, следящие за работой мозга и пытающиеся „понять“ человека». Мы знаем, что биотехнологии – позволяют использовать живые организмы и продукты их жизнедеятельности для решения технологических задач (биопротезирование); создавать живые организмы с заданными свойствами методами генной инженерии и модификаций (например, нанотехнологических) биологических организмов. Нам известно, что биотехника призвана разрабатывать, производить и обслуживать медицинские системы и комплексы, приборы и аппараты, в том числе медицинские информационные системы; а ее возможности значительно расширяет нанотехнологический подход. Созданием, сохранением, управлением и обработкой данных, в т. ч. и с применением вычислительной техники, эффективной организацией труда людей, оборудованием для этого занимается широкая область научных дисциплин под названием информационные технологии.

Итак, вот она, «большая четверка» технологий – конвергентные технологии, — в которую входят информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии. На ресурсе [битая ссылка] https://aftershock.news/?q=node/370841 приведено выступление М. В. Ковальчука, д-ра физ.-мат. наук и члена-корреспондента РАН перед СФ РФ 15.09.15. Он отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии. М. В. Ковальчук выделяет следующие основные черты современного развития в области естественных наук: «1) переход к наноразмерам; 2) изменение парадигмы развития от анализа к синтезу; 3) сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы; 4) междисциплинарный подход вместо узких специализаций». Ученые надеются, что разобравшись с работой мозга человека (например, с помощью магнитно-резонансной томографии), можно будет научиться воспроизводить полностью или частично его особенности. Это и будет, по их мнению, началом реально действующего искусственного интеллекта, способного к обучению или творчеству.

Стартовал международный проект АВАТАР (Россия-2045), участники которого предполагают «создать искусственное тело, которое по своим функциональным качествам будет не хуже оригинала, а со временем и превзойдет его, а также разработать технологии переноса в него личности человека, обеспечив таким образом неограниченную продолжительность жизни. Так как техника развивается стремительно, то по мере появления новинок можно будет менять устаревшие „детали“ на новые, более совершенные. А может быть, менять и все тело. Так мы сегодня чуть ли не ежегодно меняем мобильники и компьютеры». Среди участников проекта Ицков Дмитрий Ильич (основатель движения, президент конгресса «Глобальное будущее 2045»); профессор МГУ Александр Каплан, создатель первой в России лаборатории по нейроинтерфейсам; Давид Дубровский, профессор, сопредседатель Научного совета РАН по искусственному интеллекту; Теодор Бергер, создатель технологии протезирования мозга в Университете Южной Калифорнии; Эд Бойден, профессор Mассачусетского технологического института; Рэймонд Курцвейл, директор по техническим разработкам корпорации Google; Стюарт Хамерофф, профессор Университета Аризоны; Хироси Исигуро, директор центра робототехники в Осаке и др. Прогресс науки, конечно, не остановить. Современное образование должно соответствовать новому технологическому укладу, использовать новые технологии… Но как быть с идеологией? Анонсирован проект «Россия 1, 2, 3 книги»: проект противоречивый и путаный, многословный и пустой по своей сути. Авторы скрывают свою личность и прячут пустоту за высокими словами. Авторы не учитывают новейшие правила строительства идеологических организаций. Этот проект – «Россия» – безыдейный, он отвлекает людей от сути дела, а потому его можно считать бесполезным.

Однако, несмотря на все достижения и надежды современных ученых, никто не давал им права создавать и продвигать конкурентные человеку биологические и биотехнические сущности, способные занять место человека в ноосфере, ведь отказ от принципов гуманизма ведет к уничтожению человека и ноосферы. А перед нами всеми со всей определенностью встает задача навигации в бесконечном океане информационных воздействий; сохранения себя и своего окружения в процессе жизнедеятельности; вопрос воспитания нужных качеств субъекта в условиях, когда правящие элиты продвигают свои интересы через учебники, СМИ, административно внедряют нужные для сохранения своего влияния догмы. Познание должно стать основой для синтеза своих жизненных достижений и своего окружения (семья, работа, общество), себя в т. ч. Современный производственный уклад основан на познании.

Любой сложный технологический процесс, предмет, техническое устройство, изделие, машина имеют свою идеологию, которая объясняет смысл их существования и работы. Имеют свою идеологию и сложные биологические устройства – организмы. Идеология присутствует на каждом уровне организации живых систем: от сложного белка, вируса, клетки, органа к системе органов и организму, и сложность эта – бесконечна! Наука постоянно открывает все новые и новые подробности организации живых систем. А сейчас, с появлением когнитивного направления в науке, субъект приобретает возможность синтезировать себя и свое окружение. То есть да, основным объединяющим процессом для человека является познание, а применение его результатов обеспечивает идеология.

Биотехническое конструирование (в т. ч. себя) является частью процесса познания. Это конструирование возможно на основе развитых теоретических положений (и готовых баз данных, и знаний для воспитания) и выступает экспериментальным полем для проверки теоретических положений, поиска новых явлений и способов их объяснения. Здесь одновременно расширяются технологические, инженерные возможности биологии и развивается теоретический аппарат, необходимый для объяснения сущностных проявлений живого.

Таким образом, проектирование и конструирование, бывшие до сих пор прерогативой инженерно-технических исследований, становятся характерными средствами познавательной и практической деятельности в биотехническом исследовании. В результате интеграции биологии и технических наук приемы построения и теоретического объяснения «искусственного», существующие в области инженерно-технического проектирования и конструирования в технических науках, используются в изучении и практическом освоении биологических объектов.

Строго говоря, развитие искусственной биотехнической системы начинается еще в ее отсутствие (а за появление и развитие ребенка отвечают в основном его родители). Исследователь проектирует и конструирует то, чего еще нет в природной действительности, но что уже не является техническим в полном смысле этого термина. Таким образом, под воздействием фундаментальных наук о природе «классическая» биотехника приобретает определенные черты точного естественнонаучного познания, переживая вместе с тем период гуманитаризации. Это в полной мере касается образования и воспитания. В то же время в результате взаимодействия с техническими науками и производством осуществляется технизация биологии, в настоящее время – с помощью когнитивных технологий, в т. ч. и на наноуровне.

Обобщенно все постановки работ такого рода сводятся к следующему представлению:

Sбм∈ (Sб ∪ Sv) | Sб → Aб; Sм → Aм; Aб → Aм

где

Sбм – некоторая биотехническая система;

Sб – биологическая часть биотехнической системы;

Sб – техническая часть биотехнической системы;

Aб – выбранный аппарат представления биологической составляющей биотехнической системы;

Aм – выбранный аппарат представления технической составляющей биотехнической системы;

Aб → Aм – указание на выбранное для постановки исследований условие сведения аппарата представления биологической части биотехнической системы к ее преимущественно техническому описанию.

В такой постановке технические по своей сути работы охватывают все стадии создания комплексных биотехнических систем – от выделения биокомплекса до разработки технического обоснования создания всей биотехнической системы. Они включают в себя разработку и изготовление датчиков первичной медико-биологической информации, усилителей и систем первичной обработки, а также алгоритмизацию и программирование для компьютерной обработки данных текущей диагностики состояния организма человека в обычных и сложных экстремальных условиях, биотехнические информационно встраиваемые (в т. ч. нано-) технологии.

4. Математические предпосылки управления в сложных биотехнических системах

(текст, нумерация рисунков и формул далее даны по [5])

В плане поисков путей и основ для согласованного взаимодействия между созданными самим человеком технологическими инструментами и субъектом мы провели системные исследования.

Известное «классическое» утверждение о сходстве управления в живом и машине не более чем указание на его внешнее подобие, на подобие фазовых и механических траекторий эффекторных органов организмов и соответствующих траекторий их кибернетических моделей. И это утверждение, возможно, будет справедливым до тех пор, пока с помощью конвергентных биотехнологий не будут созданы полные управляемые аналоги этих органов человеческого организма. Уже сейчас происходят удачные креативные попытки. Сходство (возможно, даже на уровне гомоморфизма) существует лишь на самом нижнем, «моторном» уровне управления, полное же управление в живом представляет собой целостную иерархию систем, в которой некорректно выделять отдельный уровень, даже если он представим в рамках формализма структур, изучаемых кибернетикой. Сходство фазовых траекторий модели и организма может наблюдаться также на очень высоких уровнях организации управления организмом.

Сегодня достаточно ясно, что изложенное относится ко всему живому, начиная от отдельной клетки, отдельного нейрона, вплоть до «интеллекта как такового». Традиционная же кибернетика оперирует структурами типа обратной связи и их комбинациями:




где Т – постоянная времени, 1/р – оператор интегрирования, к – коэффициент усиления.

В общей теории систем по М. Месаровичу вводятся в рассмотрение структуры вида Ss=S {A (M, Sk)}, где А (М) – некоторый автомат с памятью, Sk – кибернетическая структура. Далее, в синергетике расширяется круг изучаемых структур до Sсин=S {A (M),N (Sk)}, где N – некоторый нелинейный оператор над структурой кибернетического типа, т. е. множество кибернетических моделей расширяется и включает в себя также все нелинейные и «синергетические» варианты структур.

Вряд ли справедливо утверждать, что все происходящее в мире (в живом) сводится к этим трем типам структур. Однако развитие кибернетики привело именно к такому утверждению; более того, это утверждение долго полагалось едва ли не априорным. Как будет показано далее, в реальных живых системах постоянно возникают ситуации, равносильные нарушению основных постулатов, на которых построена математика, аппарат моделирования. Например, живое не представимо в метрических шкалах, но только в ультраметрических (это общеизвестно), при функционировании биосистем возникают процессы и подсистемы с обращаемыми отношениями транзитивности, требование целостности образа системы, который она использует для построения ультраметрики, прямо противоречит канторовскому определению множества и т. д.

При любом из перечисленных условий математическая модель, корректная для живой системы в некоторое конечное время Т, в любой следующий момент T+Δt может превратиться в бессмыслицу, записанную с помощью математической символики. Попытки априори свести живое к математической модели приводят к невыполнению условий корректности применения математического аппарата. Таким образом, реальная задача организации управления в живом состоит в синтезе адекватного аппарата моделирования, во множестве конкретных случаев не сводимого к математической аксиоматике. Поэтому из кибернетики можно заимствовать только один безусловный тезис: управляющее устройство не менее сложно, чем управляемое.

Для разработки нового типа управления в живом целесообразен выбор построений П. К. Анохина и А. А. Ухтомского, опередивших построения Н. Винера. Эти построения определили традиционное, кибернетическое понимание управления еще до появления «кибернетического» подхода.

В течение долгого времени полагали, что технические системы требуют одного аппарата представления, живые – другого (так и не найденного до настоящего времени) аппарата. В связи с этим в биотехнических исследованиях использовался только математический аппарат, и, соответственно, биотехнические системы имели преимущественно техническое представление.

Цивилизация породила техногенную среду, существенно влияющую на природу, свела природную биологическую эволюцию (что бы под этим ни понимала та или иная школа) к эволюции биотехнической. В результате биотехнической революции техногенные и биологические компоненты стали неразделимы, т. е. появились системы биотехнические. Укажем, что, к примеру, в современной клинике происходит взаимодействие не только групп специалистов и пациентов, но и биотехнических комплексов, причем технические компоненты все более существенным образом влияют на решения, принимаемые людьми. Учитывая некоторую условность математической символики, можно записать:

Sбт ∈ (Sб ∪ Sт)

Sб →Aб

Sт →Aт

Aб →Aт

где Sбт – некоторая биотехническая система; Sб – биологическая часть биотехнической системы; Sт – техническая часть биотехнической системы; Aб – выбранный аппарат представления биологической составляющей биотехнической системы; Aт – выбранный аппарат представления технической составляющей биотехнической системы; Aб→Aт – выбранное для исследований условие преимущественно технического описания аппарата представления биологической части биотехнической системы.

В современном представлении биотехнических систем предполагается, что рецепторы биологической части могут давать количественно измеряемые сигналы. Соответственно, во всех случаях состояние объекта управления описывается многомерной, т. е. векторной переменной х, компонентами которой являются величины хi:

х = (x1,…,xN)

Величину х можно назвать переменной или вектором состояния объекта управления (биологической функциональной системы).

Величины хi изменяются непрерывно в некотором диапазоне значений или принимают конечное множество значений. При этом величина х также принимает конечное множество значений, и ее k-е значение обозначают через

x (k) = (x (k),…,xN(k)), где k = 1, …, n.

Тогда множество X = {х (1), …, х (n)} представляет собой пространство возможных состояний объекта управления. Пространство X можно назвать пространством решений, поскольку выбор некоторого конкретного состояния х из множества X представляет собой возможное решение задачи управления.

Ясно, что на значения xi накладываются различные ограничения (системы алгебраических уравнений или неравенств). Аналогично вводится конечное или бесконечное (обычно сводимо для простоты к конечному) множество

Θ= {Θ (1),…, Θ (h)}

называемое пространством состояний природы (состояний окружения объекта).

Отметим, что вместо точного знания состояния природы Θ во многих случаях приходится ограничиваться лишь знанием вероятностей ξ (Θ) различных состояний природы во множестве. Это же относится и к управлению: обычно используют управление, состоящее из нескольких управляющих воздействий ui, так что управление и представляет собой в общем случае многомерную величину. u = (u1,…, u R)

Множество допустимых управлений и может быть бесконечным или конечным:

U=u (1),…, u (γ)

Под действием сигналов управления и объект управления изменяет свое состояние. Проходящие при этом процессы определяются скоростью изменения переменной состояния объекта x= (dx) / (dt), которая представляет собой многомерную величину

x= (x1,…,xN)

где x1,…,xN – скорости изменения состояния компонент многомерной переменной х.

Для динамических систем, в которых физические процессы протекают непрерывно во времени, скорость х в некоторый момент времени зависит от состояния объекта управления в тот же момент времени. Это состояние, в свою очередь, зависит от значений переменной состояния х, состояния природы Θ и используемого управления и. Эту зависимость описывают системой дифференциальных уравнений

xi=gi (x, Θ, и),

xi (ο) =ci

где величины cii=1,…,N характеризуют начальное состояние объекта управления. Таким образом, наличие эфферентных и афферентных связей в построениях П. К. Анохина определяет тип системы управления, соответствующий приведенным выше выражениям (3), (5), (6). Отметим, что все изложенное справедливо тогда и только тогда, когда сигналы, поставляемые рецепторами в нервную систему, действительно являются числами, т. е. воспринимаются ею в некоторой метрической шкале. Исследователь видит некоторые числа на шкалах приборов, однако числами они станут только после того, как нервная система воспримет некоторые совокупности этих сигналов и сопоставит их с диапазоном параметров своей жизнедеятельности.

Простые значения чисел живыми системами не воспринимаются. Например, рецепторы человека способны реагировать на температуру 0°С, но интерпретация таких сигналов не имеет смысла в диапазоне параметров функциональных систем. Она имеет смысл только в диапазоне параметров «ситуационного окружения».

Отдельно взятый сигнал рецептора – это величина, зависящая от порога восприятия. И только когда будет воспринято некоторое количество сигналов такого рода и они будут сопоставлены с аналогичными сигналами других рецепторов, тогда сигнал рецептора становится значением на порядковой шкале.

Таким образом, в этом случае появляются основания воспользоваться математическими соотношениями и моделями. Биологическая часть биотехнической системы пользуется не абстрактными числами, но «числами», которые вообще имеют смысл только для некоторого целостного образа, создаваемого всей совокупностью рецепторов системы.

В кибернетических системах и математических моделях присутствуют ограничения, принятые их разработчиками. Таким образом, системы остаются замкнутыми, а значит, адекватно моделируемыми с помощью существующего контекстно-независимого математического аппарата и языков программирования. Изложенное соответствует формуле:




где S – некоторая система; Si– набор подсистем, полученный при декомпозиции системы S на N составляющих, причем эти подсистемы не подвергаются декомпозиции. Декомпозиция системы может быть проведена разными способами, не обязательно соответствующими одной логической системе в смысле вычислимости по Геделю.

В современном понимании открытость системы начинается с необходимости учета внешних воздействий на нее – воздействий, априори неопределимых за недостаточностью прецедентного материала. Биотехническая система наследует лишь «способ построения» биологической системы и некоторые начальные значения параметров, что соответствует формуле:

Конец ознакомительного фрагмента.