О происхождении китайцев. Срединная империя
Китайцы – очень древний народ. Они произошли от группы племен, обитавших в III тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ (археологическая культура Яньшао). Течение Хуанхэ крайне непостоянное. Часто капризная река смывала плодородные лессовые отложения, уничтожая посевы, деревни и даже города. Древние китайцы постоянно боролись со своенравной рекой, строя дамбы и плотины. Природа страны была необычайно красива, о чем рассказывают прекрасные картины китайских художников. Леса муссонного субтропического типа росли в долинах рек и на склонах гор. К сожалению, сейчас они сохранились только на склонах хребтов Циньлиня и Наньлиня. Интенсивное освоение территории привело к полному уничтожению природных ландшафтов на Великой Китайской равнине.
Во II тыс. до н.э. китайцы были еще немногочисленным народом, постепенно продвигавшимся на восток к Желтому морю, ассимилируя небольшие племена, жившие в низовьях Хуанхэ. В XVIIIв. до н.э. усилилось племя Шан. Они создали государство, которое соседи назвали Инь. Вооружение древних шаньцев еще было из камня и кости, но появляются уже медные, а затем и бронзовые мечи. Китайские императоры назывались ванами и носили желтую одежду. Деньги заменяли раковины моллюсков – каури, а основной ценностью был крупный рогатый скот. Рабство было очень примитивным, а иногда рабов – военнопленных тысячами приносили в жертву богам. Соседями китайцев были чжурджэни – на северо-востоке, сяньбийцы, кидане и хунны на севере, динлины и тангуты – на западе, тибетцы – на юго-западе. Постепенно китайцы выходят на берега Янцзы. К югу от Янцзы жили многочисленные племена «мань» (так их называли китайцы) – предки современных вьетов, таи, лао, кхмеров, чжуан, яо и мяо. Индокитай и Малайский архипелаг были населены тогда австралоидами. Экспансия китайцев на юг происходила постепенно, как пресс, выдавливая другие народы, истребляя и ассимилируя их. В этом плане китайцы были очень демократичны. Пожалуйста, становитесь китайцами, но примите наши обычаи, традиции, культуру, религию, забудьте свою родину. Вот вы и китаец. И таких было много к югу от реки Янцзы. Они были просто вынуждены это сделать, иначе их ждало рабство или очередное жертвоприношение. Северные племена были менее уступчивы. Часто северные «варвары-кочевники» сами покоряли китайцев, но об этом позже. А сейчас поговорим о названии Китай.
Европейцы называли Китай страной «Чин» от названия древней империи Цинь (III в. до н.э.). Отсюда происходит немецкое название Хина, французское Шин и английское Чайна (China). В Х в. родичи монголов кидане (китаи или каракитаи, как их называли среднеазиатские таджики) завоевали Северный Китай и начали прорываться на запад в Среднюю Азию. Через кочевников или через купцов о существовании китайцев услышали славяне Киевской Руси, которые и сохранили название Китай до наших времен, хотя владычество киданей закончилось почти тысячу лет назад. Сами китайцы называют свою страну «Чжун-Го» или Срединное государство, «Хуа» – цветущая или «Чжун-Хуа» – Срединная Цветущая. В древности они называли себя по названию царствующих династий – Шан, Чжоу, Цинь, Хань. Часто и сейчас они называют себя «Хань»
На западе от царства Шань жило племя Чжоу. Их вождь У-ван разбил войска Шан в 1122 г. до н.э. и захватил всю долину Хуанхэ. Выделяют две эпохи Чжоу – Западный Чжоу со столицей Хао и Восточный Чжоу, когда столицей был Лоян. Во время Восточного Чжоу в стране царила полная междоусобица, мелкие царства воюют друг с другом, причем для войн используют северных «варваров» – хуннов, сяньбийцев и чжурджэней. В это время китайцы попали под власть динлинов (динлины – европеоиды Алтая) от которых избавились с огромным трудом, а затем вступили в войну с жунами на западе (монголоиды в предгорьях Наньшаня). Динлины были даже ванами (правителями) Чжоу. Несколько лет назад в Китае были проведены раскопки, и было найдено много скелетов высокорослых европеоидов. Вероятно, динлины были родственны сакам (скифам) и говорили на североиранских наречиях. Наконец из множества мелких царств выделяются семь. Китайцы называют этот период Чжаньго – эпоха «воюющих царств». Тем не менее, на севере, в прифронтовой полосе идет интенсивное смешение китайцев с кочевниками – формируется новое военное сословие.
Гораздо интенсивнее шли процессы ассимиляции племен в бассейне Янцзы, где племена «мань» пока еще численно превосходят китайцев. Войны достигли своего апогея к концу IV в. до н.э. – началу III в. до н. э. А в это время на Китай начинают нападать сюнну из северных степей. Появляется стремление к объединению «воюющих царств».
Цари Цинь постепенно покоряют своих соперников. В 221г. до н. э. Цинь Шихуанди (первый циньский царь) подчинил себе всю территорию Великой Китайской равнины, за 36 лет своего правления сократив население с 60 млн. до 12,5 млн. человек. Ему это удалось благодаря железным мечам, которыми циньцы перерубали бронзовые мечи своих врагов. Прибавим сюда чудовищную жестокость – пленных китайцы не брали, а мирное население уничтожалось. Главный удар наносился на север – по хуннам, а также на юг от Янцзы – по государству Юэ. Все племена «мань» стали добычей кошмарного вана. Союзниками Цинь стали сяньбийцы – предки монголов. Китайская дипломатия имела успех.
Цинь рухнула в результате мощного крестьянского восстания во главе с Лю-Баном, который основал династию Хань в 206г. до н. э. При нем было продолжено строительство Великой Китайской стены, начатой еще при Цинь для защиты от хуннов (сюнну). При императоре У-ди китайцы разбили на западе юэчжей (согдийцев) и динлинов, были побеждены хунны на севере и корейцы на востоке. Необычайный рост культуры и экономики привели к быстрому росту населения Хань. В 57 году китайцы захватили Ордос и вытеснили хуннов на запад, что со временем и вызвало Великое переселение народов. В дальнейших «добрых» отношениях китайцев и хуннов мы узнаем в следующей главе. Что касается Китая, то династии будут меняться много раз, его захватили и тангуты, а затем табгачи – дикие кочевники Забайкалья, которые образуют здесь новую могучую империю Тан. Знатные табгачи слились с китайской верхушкой. Потом были монголоязычные кидане, перенявшие китайские обычаи и превратившиеся в китайцев, слившись с ними в военную касту. Такова удивительная способность китайцев ассимилировать другие народы, впитывать их в себя, как губка впитывает воду. Великая Китайская стена смогла помочь им гораздо меньше. Племена «мань» ненавидели китайцев, частично отступая на юг в дебри Индокитая, частично подчиняясь китайцам, принимая их язык и традиции. Те, кто отступил стали вьетами, кхмерами, лао, таи и другими обитателями Юго-Восточной Азии. Отметим, что северные (настоящие) китайцы несколько раз в истории почти истреблялись, их почти не оставалось (вспомним Чингиз-хана). Но их сильно ассимилированные потомки так прочно впитали в себя китайскую культуру, что стали самым большим на земле народом. Китайский мудрец Кун-Цу (или Конфуций), живший в 551 – 479 гг. до н.э., создает новую религию или скорее свод законов подчинения старшим, который служит китайцам до сих пор. Вероятно, это самое прочное учение в мире – жизнь по законам муравейника, где каждый знает свое место.
Китайцы всегда вызывали уважение своим трудолюбием, покладистостью, дисциплиной и внешней покорностью. Во время упадков и неразберихи это было так, но, когда империи Цинь, Хань или Тан становились могущественными, они превращались совершенно безжалостных завоевателей, уничтожая не только население, но даже природу ограбленных стран.
Китайцы – великие изобретатели: длинные железные мечи, арбалеты – еще до н.э. (в Европе в XIV веке), бумага, компас, шелковые ткани, метательные машины и наконец порох. Если бы они прорвались в Европу, что бы могло произойти? Но их кто-то не пустил. Теперь узнаем кто.