Вступительная статья
С удовольствием предваряю прочтение этой книги коротким предисловием. Тот, кто заинтересован вопросами лечения или формальной диагностики, не получит здесь ответа на возможные вопросы. Но тот, кто столкнулся с феноменом аутизма лицом к лицу и не прошёл мимо, наверняка останется доволен.
Ранее было принято считать, что эти особенные дети не воспринимают мир вокруг них и потому замыкаются внутри себя. Сейчас мнение специалистов диаметрально изменилось – считается, что нарушено восприятие окружающей действительности, но не в минус, а в плюс, что нам трудно понять. Ребёнок отгораживается от социума, так как перегружен поступающими извне ощущениями. Подтверждение этой теории я не раз находила в практике.
Я счастлива поучаствовать в продвижении этой темы, делая её более доступной для неспециалистов.
По роду профессии я вижу детей с аутизмом фактически каждый день и в воспитании многих принимаю участие, будучи не только специалистом по логопедии и поведению, но, надеюсь, и на правах друга. Я очень рада, что познакомилась с Валерией и её подопечным Тишей. Я рада, что смогла поделиться своим опытом через много километров расстояния между нами.
Отвечу на вопрос, значимый для предисловия. Почему эту книгу хочется читать?
Валерия Сивкова имеет дар восприятия и изложения. Она воспринимает происходящее с непоблекшей детской остротой. А жизненный и литературный опыт помогает ей излагать воспринятые мысли и чувства коротко, образно и ярко.
Зачастую контрасты жизни привносят в её рассказы резкие краски, но они не оставляют читателя с чувством горечи.
Для нас сейчас приоткрывается ларчик, куда мы не всегда заглядываем, но это не значит, что в нём лежат лепестки роз. Порой могут оказаться и шипы. Вот какой ларчик приоткроется – наш собственный или мир ребёнка с ограниченными социальными возможностями – зависит от самого читателя.
А возможно, произойдёт встречное движение. И тогда в себе захочется что-нибудь изменить. И непонятное в других детях не будет вызывать лишь защитную реакцию отторжения.
В рассказах море любви и чистоты. И если вам в жизни этого хоть чуть-чуть не хватает – читайте эту книгу.
Открытое сердце закрытого человечка
Аутист, как ангел чист.
В поднебесной синеве
Улыбнулся мне во сне.
Через сонное стекло
Заглянул ко мне в окно.
Взрослым людям не понять,
Как же по ночам летать.
Ночью детки спят давно,
А не светятся в окно.
Аутята, почувствовав, что дверь закрыта, заглядывают в окно… в надежде…
Живут аутята в другом мире, не доступном нам. И часто, общаясь с ними, я вдруг подумала (это мои догадки), что мир этот разный. Грустный: и тогда они привносят в наш мир то же настроение, как и в том, возможно, существующем мире. Или очень радостный, где всё благоухает и нет места печали. И они радуются, поют и недоумевают, почему этот наш мир иной (такой Тиша). А наша задача: понять их мир.
– Пойманный звук пролетевшего ветра…
– Большие объятия маленьких рук…
– Звук из горлышка маленького солнышка…
– Они открыли окно и увидели лужи.
– Он открыл окно и увидел небо, плещущееся в воде…
– Они слышали только друг друга.
– Он услышал, как дерево поведало ему, что скоро весна, открыло секрет распустившейся почки и тайну вечного корня…
– Они закрыли окно и поторопились в мир спешки.
– Он распахнул окно, чтобы порадоваться ещё не пришедшей весне…
Если уместно так сказать, всем с Тишей повезло. Он очень хочет быть полезным и многое умеет. Но речью почти не пользуется, кроме простых слов, хотя может повторить самые труднопроизносимые. И на просьбы чаще всего отзывается.
Как мне повезло! Родители Тиши доверили мне, Тишиной няне, прогулку с Тишей в Кузьминки.
5 января этого года я с 11-летним Тишей и группой друзей отправились покататься в московские Кузьминки с горок на ватрушках. Было весело!!!
Смеркалось. Пора возвращаться. И вдруг: вот только что Тиша стоял рядом и исчез.
Дорогие читатели, у кого есть дети. Ваш говорящий ребёнок потерялся. Представляю, что вы чувствуете. А Тиша практически не говорящий, да ещё без рюкзачка, где лежит его удостоверение.
Меня всю сковало от ужаса. И даже язык сделался деревянным. А надо бы сразу кричать: «Тиша! Тихон!!!!» И всех призвать, чтобы он отозвался.
Тиша прекрасно знает дорогу от своего дому до «Строителя», где он занимается. Но в Кузьминках он в первый раз.
Мы его нашли буквально через минуту в маленьком кафе рядом с горкой. Он стоял в очереди и с интересом разглядывал в витрине булочки. Вечером, ещё не совсем освободившись от шока, я начала фантазировать:
Представила, что люди куда-то подевались на время. Но всё, созданное человеком, продолжает работать. И только один человечек оказался в мире, где нет людей. Но не очень нужны Тише люди, кроме самых близких. И я представила, зная хорошо Тишу, как он будет действовать. Откроет холодильник, и если ему не понравится содержимое, приготовит еду сам, отыскав для неё всё необходимое. Потом посмотрит любимый мультик, пришьёт оторвавшуюся пуговицу, непременно вынесет мусор, проверит, не горит ли без надобности свет, и только тогда ляжет спать. А утром, во вторник, поедет в свой любимый «Строитель», где столярные, слесарные мастерские и ещё много чего интересного и полезного. И вот тогда Тиша удивится, почему никого нет? Почему в метро его никто не разглядывает, а в «Строителе» никто радушно не встретил.
Здесь мне хочется остановиться. Тиша будет счастлив какое-то время, потому что ему никто не мешает. Никто не рассматривает его в упор, когда он в метро тихо напевает. А вдруг… самое страшное зло. Даже боюсь об этом думать.
И всё же я верю в доброту людскую, иначе бы Мир давно рухнул. Верю, и всё же назвала свои размышления фантазиями.
Решила дополнить свой рассказ. Самые отзывчивые люди, как ни парадоксально это звучит, – подростки. Стоит попросить их пообщаться с Тишей, мгновенно отзываются, выспрашивают меня, что с ним случилось, здороваются с Тишей при встрече по-мужски за руку. Недавно футбольный мяч Тише подарили. Но что-то происходит с ними по мере взросления. И на смену доброму участию ко многим приходит равнодушие.
И я очень хочу, чтобы пришло время, когда люди в мет ро или в других публичных местах хоть на время забудут свои планшеты, снимут наушники, не будут ежесекундно по мобильнику сообщать, какую станцию проезжают. Возможно, тогда они увидят человека потерявшегося и помогут ему.
«Звук из горлышка маленького солнышка…
– Открытое сердце закрытого человечка…» —
Эти строчки мне особенно близки, потому что это моя цель на занятиях с маленьким человеком. Сказать, что Ваши тревоги трогают за живое – ничего не сказать. Я думаю, что детки с аутизмом – это «stop» – знак для современного мира, своего рода пазел, взывающий к человечности, вниманию и милосердию. Неудивительно, что именно подростки с еще не заржавевшими сердцами внимательнее к ним. А мы – взрослые – поглощены собственной важностью! А еще мне думается, что где-то, наверное, есть идеальная деревенька, где все живут одним миром и принимают окружающих с их проблемами как часть семьи, выполняют свою пусть маленькую, но полезную для всех работу. В такой общине ребёнок никогда не потеряется. Пусть это мир моей мечты, но пожить в ней так хочется!