Глава 1
Я впервые увидел Маленького Принца на перемене, когда Саня Рыбин, по прозвищу Рыба, поймал меня в коридоре. Рыба требовал денег, а я молчал, надеясь, что ураган как-нибудь пролетит мимо. Смотрел в его налитые кровью глаза, вдыхал вырывающийся из его рта отвратительный запах сигарет и мятной жвачки.
– Ну что, Димыч, давай по-хорошему, а? – говорил Рыба, потирая кулак. Костяшки покрыты коростами запекшейся крови.
Я молчал. Пытался разлепить губы и соврать, что денег нет, но не мог. Только смотрел в глаза своему мучителю и молил его мысленно: «Отстань от меня, пожалуйста! Сделай вид, будто меня не существует!» Если бы я мог тогда выбрать любую суперспособность из любого фантастического фильма, то стал бы невидимым.
– Ты чего на меня так смотришь? – Рыба дернул рукой, делая вид, что хочет ударить, и я инстинктивно согнулся пополам. Семен Волохин, маячивший за спиной Рыбы, засмеялся.
– Слышь, ты с «брони» слезай, пока не поздно, – сказал мне Рыба. – Я у тебя полтинник прошу. Не дашь – заберу все. И после школы тебя встретят. Тебя каждый день колошматить будут, если я так скажу, понял? Понял меня, я тебя спрашиваю?
Мысленно я распрощался с небольшим количеством мелочишки, которую оберегал до последнего. Рука потянулась к карману, когда раздался неприятный тонкий голос:
– Господа, не могли бы вы мне помочь?
Рыба и Семен повернулись и смерили взглядами стоящего перед ними коротышку. Тот смотрел на них, будто совсем не испытывая страха. Пухлый, круглолицый, с коротко стриженными светлыми волосами. При виде его мне, несмотря ни на что, захотелось улыбнуться.
– Тебе чего надо? – с угрозой в голосе спросил Рыба. – Ты кто такой?
По лицу паренька скользнуло нечто, поначалу показавшееся испугом. Но потом, воскрешая в памяти тот случай, я пришел к выводу, что он просто прищурился, словно пытаясь что-то вспомнить. Что до меня, то я радовался крошечной надежде спастись.
– Мне нужно узнать, где занимается одиннадцатый «Б» класс, – отчеканил парень. – С сегодняшнего дня я числюсь в этом классе. Меня зовут Борис Брик!
– Брик? – усмехнулся Рыба. – Немец, что ли? А что ты мне дашь, если скажу?
Пользуясь сложившейся ситуацией, я старался незаметно выскользнуть из угла, не совершая резких движений. Семен тоже отвлекся, так что я мог беспрепятственно улизнуть. О нависшем над пропастью новичке старался не думать. Сам виноват, нечего было влезать.
– Насколько мне известно, моя национальность – русский, – пожал плечами Брик. – Ты предоставляешь платные информационные услуги?
– А? – растерялся Рыба.
– Я так понимаю, что мне нужно внести некую плату за необходимую информацию, так?
– Ну, так. – В голосе послышалась неуверенность.
– Сколько я должен заплатить? – Брик полез в карман. Я остановился на месте и во все глаза смотрел на этого чудака. Он что, правда ничего не понимает?
Рыба и Семен переглянулись.
– А сколько у тебя есть? – подал голос Семен.
– В данный момент с собой – шесть тысяч сто двадцать рублей, – тут же ответил Брик. – Этого хватит?
Рыба присвистнул и выпучил глаза. У меня перехватило дыхание. Мое представление о карманных деньгах заканчивалось на двух сотнях, которых за глаза хватало на неделю, а то и больше.
– Шесть? – прохрипел Рыба, оглядываясь на проходящих мимо школьников. – Давай!
Брик выдал ему содержимое карманов.
– Учись, Димыч. – Рыба повернулся ко мне и махнул купюрами. – Вот, правильный пацан, нежадный. А ты за пятьдесят рублей жмешься. Пошли!
Они с Семеном поспешили прочь. На лице Брика появилось удивление. Он посмотрел на меня, и я почувствовал жалость к этому несчастному дурачку. Словно поняв, что помощи от меня не будет, Брик развернулся на каблуках и крикнул в спину Рыбе:
– Одну секунду!
Рыба обернулся.
– Чего тебе?
– Мне нужно узнать, где занимается одиннадцатый «Б» класс, – повторил Брик. – Я только что заплатил тебе за эту информацию.
– Да я вообще без понятия! Вон, у Димыча спрашивай, – посоветовал Рыба.
Тут в коридоре появился новый персонаж – завуч Александра Петровна. Седая женщина в круглых очках, в любую погоду кутающаяся в шаль. Она с осуждением поглядела на вымогателей, равнодушно – на меня и задержала взгляд на Боре. Тот, не обращая внимания на нее, заговорил так громко, что у меня в ушах зазвенело:
– Я заплатил шесть тысяч сто двадцать рублей тебе. Если ты не в состоянии оказать мне необходимую услугу, то передай деньги Димычу, раз уж мне придется обращаться к нему.
Рыба замер. Семен, пользуясь тем, что на него не смотрят, ускользнул. Несколько проходящих мимо учеников остановились, наблюдая за происходящим. Александра Петровна насторожилась.
– О чем идет речь? – спросила она.
– Без понятия вообще! – жалобно заныл Рыба. – Это новенький, он гонит!
– Ты Боря? – спросила Александра Петровна. – С утра не пришел, я уж думала, завтра только будешь.
– Я Борис Брик, – кивнул ей Боря. – К сожалению, с утра нужно было позаботиться о маме, и прийти на первый урок не получилось.
– Ясно. Что у тебя с этим охламоном приключилось? – Она перевела взгляд на Рыбу.
– Я спросил его, где занимается одиннадцатый «Б» класс. Он назначил цену за эту информацию – шесть тысяч сто двадцать рублей. Когда же я передал ему деньги, он отказался оказывать информационные услуги. Мне кажется, в таких ситуациях нужно вызывать милицию, но я пока не уверен.
Александра Петровна, когда начинала злиться, раздувалась, будто морская рыба в минуту опасности. Надулась она и в этот раз.
– Саша! – грянула она. – Опять начинается?
– Он врет! – заорал Рыба. – Нет у меня никаких денег!
– В правом кармане брюк лежат шесть тысяч сто двадцать рублей, – отрапортовал Боря. – Купюрами по пятьсот рублей, сто рублей и десять рублей. Номера купюр…
Когда он начал перечислять номера купюр, я потерял веру в реальность происходящего. В коридоре творилось что-то невообразимое. Собирался народ. Все переговаривались, спрашивая друг у друга подробности. Они глядели на смешного коротышку, который громким писклявым голосом называл какие-то цифры и буквы. Среди собравшихся я заметил Жанну. Она тоже бросила на меня взгляд, и я поспешил отвернуться. Полжизни за невидимость!
– Выверни-ка карманы! – Александра Петровна двинулась к Рыбе.
– Вы права не имеете! – отступил тот.
– Я? Не имею, конечно! Давай тогда позовем тех, кто имеет. Милицию вызовем, отчима твоего. Хочешь?
Рыба в ярости сплюнул, вытащил деньги, подошел быстрым шагом к Боре и протянул ему.
– На, забери. Разнылся!
Боря и пальцем не пошевелил.
– Передай деньги Димычу, – повелел он.
– Я тебе чего, на побегушках? – рявкнул Рыба.
– К тому же ты должен извиниться, – добавил Боря. – Из-за твоего непрофессионализма возникла конфликтная ситуация.
– Да я тебя сейчас!..
– Саша! – прикрикнула Александра Петровна.
– Да слышу, слышу!
Рыба подошел ко мне и сунул деньги с таким выражением лица, что я понял три вещи:
1. Если я не возьму деньги, он убьет меня прямо сейчас;
2. Если я возьму деньги, он убьет меня сегодня после уроков;
3. Если я внезапно умру до конца уроков, он достанет меня с того света и убьет.
Желая протянуть как можно дольше, я, не глядя в глаза Рыбе, взял деньги и сунул в карман. Ворча страшные ругательства, Рыба ушел. Ко мне приблизился Брик. Все собравшиеся смотрели на него, и я тоже внезапно оказался в центре внимания. Тогда я услышал эти слова, произнесенные непонятно кем: «Маленький Принц!» Действительно, несмотря на свою комическую внешность, Брик держался и говорил с безупречным достоинством.
– Расскажешь мне… – начал он.
– Да-да, пойдем! – Я схватил его за рукав и потащил в класс, желая как можно скорее скрыться от настойчивых взглядов.
Мы поднялись на третий этаж, зашли в кабинет, пустовавший перед уроком алгебры. Я покинул Борю и подошел к последней парте первого ряда. Усевшись, обнаружил, что Брик стоит рядом и внимательно смотрит на меня.
– Ты из одиннадцатого класса «Б»? – спросил он.
Я кивнул и, спохватившись, вытащил деньги из кармана. Был небольшой соблазн оставить их себе. На уровне секундной фантазии.
– Забери.
Боря посмотрел на протянутые купюры, потом перевел взгляд на меня.
– Почему? Я не имею никаких претензий…
– Боря, ты что, ничего не понял?
Его взгляд меня поразил. Он смотрел, как маленький ребенок, открывающий для себя мир. Ему было интересно, непонятно и немного смешно.
– Здесь в обращении другие денежные единицы?
Я откинулся на спинку стула и вздохнул. Новичок явно не в себе. Что, объяснять ему прописные истины? Придется.
– Тот парень, который взял у тебя деньги, просто хотел их отобрать. Он постоянно отбирает у всех деньги.
Боря снова нахмурился, то ли вспоминая что-то, то ли пытаясь осмыслить новые сведения.
– То есть, информационные услуги предоставляются бесплатно?
– Разумеется!
Он забрал деньги и положил их в карман. Наступило молчание. Я принялся готовиться к уроку: положил на парту учебник, тетрадь, дневник, ручку и карандаш. Боря с любопытством следил за моими приготовлениями.
– Все это нужно для обучения?
Я замер. Странности этого паренька перевалили за все мыслимые границы. Если сначала я записал его в клуб совершенно заучившихся «ботаников», то теперь он уверенно разрывал и эти рамки.
– Ну… Конечно!
– А если у меня этого нет? Что тогда?
Я вырвал из тетради двойной листок и отдал Боре, заодно пожертвовав запасную ручку.
– Это все меняет?
– Ну, не то чтобы все… Ты новичок, тебя сильно ругать не будут. Дома-то есть учебники, тетради?
Боря посмотрел на учебник, на тетрадь. Кивнул.
– Да, есть! Завтра возьму все это с собой. А где мне нужно сидеть?
– Где хочешь, на любом свободном месте, только…
Я не питал иллюзий относительно того, что кто-то захочет общаться со мной дольше необходимого. Не надеялся и обзавестись другом. Если уж за десять прошедших лет ничего не вышло, то и выпускной год исключением не станет.
– Спасибо, Димыч, – кивнул Боря и сел рядом со мной.
– Дима, – поправил я.
– Дима? – Боря нахмурился. – Это ведь… Дмитрий, если не ошибаюсь?
– Ну да, Дмитрий. Сокращенно – Дима.
– Ясно. Я понял тебя, Дима. Спасибо тебе.
В класс потянулись ученики. Каждый бросал взгляд на новенького. Борис, в свою очередь, внимательно разглядывал новых одноклассников и улыбался каждому. Никто не отвечал на его улыбку, кроме Насти Елизаровой. Она с первого класса старалась казаться воплощением доброты и милосердия.
Разговоров почти не слышно: каждый занимался своими делами. Зевая, доставали учебники. Девочки расчесывались, глядя в зеркало. Кто-то пытался за пять оставшихся минут написать домашнюю работу.
В класс вошла Жанна, и у меня перехватило дыхание. Она выделялась из всех, приковывала внимание, будто айсберг, внезапно выросший по соседству с египетскими пирамидами. Платиновые волосы, редко знавшиеся с расческой, торчат во все стороны, напоминая дикий куст – так же, как в первом классе. Белая блузка и джинсовая юбка безупречно чистые, но утюг для них – тема запретная. Девушка, которой плевать, как она выглядит. Но выглядела она сногсшибательно. Ее не портили даже веснушки, которые с годами становились все бледнее и теперь почти не бросались в глаза.
– Почему ты на нее так внимательно смотришь?
Я вздрогнул. Брик задал вопрос громко, на весь класс, и теперь все таращились на меня. И Жанна! Господи, как бы я хотел в этот момент снова оказаться лицом к лицу с Рыбой!
– Заткнись, – прошипел я, краснея.
Боря оценил ситуацию быстро. Он наклонился ко мне и, сквозь зарождающийся в классе смех, я услышал его шепот:
– Ты не хочешь, чтобы она знала, что ты на нее смотришь?
– Да, не хочу! – шепнул я, чувствуя, что на глаза наворачиваются слезы.
– Почему?
– Непочему. Отстань.
– Мне показалось, что она тебе нравится.
– Отвяжись, пожалуйста!
– Почему тогда ты боишься показать это? Мне действительно интересно. Кажется, людям свойственно сближаться с теми, кто им нравится.
– Не так все просто.
– Объяснишь?
– Потом. Урок начинается!
Но я не удержался и глянул-таки в сторону Жанны. Она сидела ближе к доске, на соседнем ряду, небрежно бросив на стол учебник и тетрадь. Поигрывала ручкой. Я почти не видел ее лица, но легко мог его представить: равнодушное и как будто немного усталое.
Одновременно со звонком в класс ворвалась Екатерина Михайловна, наша сумасшедшая математичка. Пожилая женщина с острым маленьким личиком, напоминающим мордочку лисы. Мы все подскочили и замерли в молчаливом приветствии. Боря некоторое время сидел, но потом неторопливо поднялся и с любопытством оглядел стоящих рядом учеников и Екатерину Михайловну, которая, раскрыв журнал на нужной странице, ждала безупречной тишины.
– Садитесь! – каркнула она.
Ученики единым порывом опустились за парты. Родился и быстро умер шепоток.
– Брик Борис, новенький, где?
– Я здесь! – откликнулся Боря.
– Где? Тебя руку поднимать не учили?
Боря, помешкав, поднял руку.
– Ясно. Первый день, и сразу без учебника. Молодец, ничего не скажешь. В какой школе учился?
Брик опустил руку на голову и почесал макушку, вызвав негромкий смех класса.
– Не уверен, что смогу сейчас ответить на этот вопрос, – признался он.
– Что? Это еще почему?
– Я думаю, в данной ситуации уместно говорить о шоке, вызванном резкой сменой обстановки. Из-за этого шока могут возникать небольшие провалы в памяти. Завтра я приду в себя и смогу дать подробный отчет о том, где учился ранее.
Тишина. Все пытались осмыслить слова Бори. Нелегкая задача, ведь обычно все изъясняются куда более простыми предложениями.
– Встань! – крикнула Екатерина Михайловна.
Боря послушался.
– Характер свой мне тут показывать не надо, понятно?
– Да, понятно, – кивнул Боря.
– Не знаю, какие были порядки в твоей бывшей школе, но тут ты будешь себя вести, как полагается!
– Я прикладываю к этому все усилия.
– Ты издеваешься?
– Нет, я поддерживаю диалог…
– Это тебе не диалог! Это я тебе говорю! Ты понял?
Боря на секунду задумался и кивнул:
– Не показывать характер, вести себя согласно установленным порядкам, не вступать в диалог. Да, я понял.
Екатерина Михайловна кипела, но продолжать прения не имело смысла. Все ее фирменные приемчики, доводящие до слез любого, словно падали в черную дыру.
– Садись!
Она сделала перекличку. Присутствовали все, кроме Рыбы. Напротив его фамилии Екатерина Михайловна поставила «Н», судя по венам, взбухшим на запястье, прорезая ручкой страницу насквозь. Урок начался.
Когда отзвенел последний на сегодня звонок, я схватил Брика за руку и провел к черному ходу. Мы вышли на задний двор школы, перелезли через забор и углубились в лес, окружающий поселок. Я увидел лежащее на земле трухлявое бревно и со вздохом облегчения уселся на него. Боря сел рядом.
На улице еще тепло. Совсем недавно минул август, и солнце по-прежнему светит ярко, воздух полнится свежестью и ароматами лета. На земле окурки, пустые бутылки и банки из-под пива и коктейлей. Очевидно, бревно пользовалось популярностью. Может, не самое безопасное место, но Рыба вряд ли станет нас здесь искать.
– Теперь ты можешь ответить на мои вопросы? – спросил Брик, оглядываясь по сторонам. Я тоже покрутил головой, но не увидел ничего, достойного внимания. А Боре, кажется, был интересен каждый сучок.
– Какие вопросы? – покорился я.
– Почему мы вышли из школы не как все?
– Из-за Рыбы.
– Мы пойдем на рыбалку?
Я засмеялся. Эта святая простота начинала меня забавлять.
– «Рыба» – это кличка. Так называют Саню Рыбина, который у тебя деньги хотел отобрать. Он сильно разозлился, и я думаю, что он подстерегает нас у выхода. Потому мы и убежали.
– А что он хочет, по-твоему, сделать?
– Ну, что… Избить нас, думаю.
– Зачем?
– Что «зачем»?
– Зачем ему нас бить?
Я задумался.
– Боря, скажи, где ты жил раньше?
Он повернулся ко мне, отвлекшись от созерцания мха на северной стороне дерева. Смотрел, будто размышляя о чем-то.
– Это очень непростой вопрос, Дима. Я отвечу тебе на него позже, при одном условии.
– Каком условии?
– Ты будешь моим другом?
Я чуть не рухнул с бревна. Вот так просто взял и спросил, как в фильмах делают предложение! В моем понимании дружба должна начинаться несколько иначе.
– Я? Другом?
– Ну да. У меня сложная ситуация, в которой необходим друг. Человек, который поможет мне. Я понимаю, что дружба – это процесс взаимовыгодный. Пока я, к сожалению, не знаю, какие услуги смогу оказать тебе взамен, но, наверное, что-нибудь придумаю.
Странный это был паренек, очень странный. Но явного неприятия он во мне не вызывал. Хм, друг… надо же…
– Ладно, – улыбнулся я и протянул ему руку. – Друзья?
– Друзья! – Боря скопировал мою улыбку и ответил на рукопожатие. – Итак, Дима, объясни мне, зачем этот Рыба бьет людей?
– Рыба считает себя крутым…
– Что значит, «крутым»?
– Значит, самым сильным, что ли… Он пьет, курит, общается с криминальным… миром. В общем, считает себя выше всех. И, чтобы доказать это, унижает людей.
Меня понесло. Чуть ли не впервые в жизни я общался с человеком, способным понять предложение, составленное более чем из трех слов.
– Видишь ли, есть общественная иерархия, включающая в себя уйму факторов. Первый фактор – возраст. Чем человек старше, тем он главнее. Другой фактор – интеллект, напрямую влияющий на образование. Человек более образованный будет главнее менее образованного. Так, люди с высшим образованием занимают руководящие посты, люди со средним специальным работают на них, а со средним или даже без среднего – работают на самой неблагодарной работе. Так живет мир. Понимаешь?
– Разумеется, – пожал плечами Боря.
– Ну вот. А что если человек очень хочет пробиться наверх, но при этом у него не хватает ума? Он ведет себя так, как Рыба. Он бьет и унижает тех, кто слабее. Дальнейшая его жизнь – это бандитизм. Бандиты убивают и грабят, паразитируя на обществе. Вот и все.
Боря улыбнулся.
– Я понял. Сильный порабощает слабого. Этот закон действует во всей Вселенной. Ладно, оставим. Думаю, остальное я смогу постепенно понять и сам. А теперь меня интересуют твои чувства к той девушке.
Я вздрогнул и почувствовал, как снова краснею.
– Что тебе интересно?
– Все. Это ведь любовь, так?
Я чуть не завыл в голос.
– Боря, да с какой ты планеты?
Настал черед Бори содрогнуться и выпучить на меня глаза.
– Почему ты задал такой вопрос? – пробормотал он.
– Потому что ты ведешь себя странно, не понимаешь очевидных вещей. Как будто инопланетянин, честное слово.
Боря встал с бревна, прошелся по небольшой полянке, потрогал сосну и повернулся ко мне. На его лице расцвела улыбка.
– Давай так, – сказал он. – Представь, будто я и вправду инопланетянин, и мне очень важно понять, как устроен ваш мир.
– Но на самом-то деле это не так? – с надеждой спросил я.
– Конечно, нет. Но мы же договорились, что я расскажу о себе позже. А до тех пор ты расскажи мне все, что сможешь. Меня очень интересует любовь!
Будь рядом со мной нормальный человек, я, может, и раскрыл бы перед ним душу. Но Боря ждал не откровений. Он жаждал информации, как одержимый биолог подстерегает очередную лягушку, готовя сачок и скальпель.
– В другой раз, – сказал я. – Когда расскажешь о себе.
Путь через лес с Борей превратился в целый поход. Он останавливался у каждого куста, поднимал листья, шишки, провожал взглядом птиц. Вел себя так, будто это не он двумя часами раньше разозлил самого свирепого парня в школе.
В поселок мы вышли возле частного сектора.
– Где ты живешь? – спросил я.
– Здесь.
Он показал на ближайший частный дом, который, сколько я себя помню, стоял заброшенным.
– Здесь?
– Да. Два дня назад переехал.
– Круто… Ну ладно. Давай тогда до завтра.
Я отошел на несколько шагов, когда Боря меня окликнул:
– Не хочешь зайти?
– В смысле? – обернулся я.
– Ну, зайти в гости. Друзья ведь так поступают, да?
Я озадачился. Почему-то приглашение меня встревожило. Может, звучало чересчур интимно, не знаю.
– На самом деле мне нужна твоя помощь, – признался Брик. – Там целая куча этих учебников и тетрадей. Ты можешь помочь отобрать те, что понадобятся завтра?
Половицы истошно скрипели под ногами, известка сыпалась со стен. Боря включил свет, и тот, прежде чем загореться, несколько раз мигнул. Я поежился, стараясь побороть чувство брезгливости.
– А здесь вообще жить можно? – поинтересовался я.
– Наверное. Никто не запрещал.
Одноэтажный домик состоял из двух просторных комнат, кухни и даже ванной с туалетом. Повсюду громоздились коробки и мешки – чувствовалось, что переехали недавно и не успели обжиться. В прихожей несколько банок с краской – видимо, мадам Брик планировала произвести хотя бы косметический ремонт. Я увидел и ее саму: в одной из комнат висела фотография, на которой Боря, совсем еще ребенок, сидел на коленях у седеющей женщины с усталым лицом. Мне стало грустно от этой фотографии. Матери Брика, должно быть, несладко пришлось в жизни. И наверняка она любит сына, раз уж первым делом повесила на стену фотографию.
Немало не смутившись беспорядком, Боря прошел в комнату и продемонстрировал старинный письменный стол, заваленный учебниками.
– Какие нужны?
Я, воскрешая в памяти расписание, отобрал необходимые учебники. Все тетради оказались чистыми, и я вложил в каждый учебник по одной.
– Вот так вот, – сказал я.
– Спасибо, Дима! – поблагодарил меня Брик. – Кажется, я понемногу осваиваюсь.
Я улыбнулся. Все-таки, он был очень смешон в своей манере говорить все, что приходит в голову.
– Как в школе? – спросил отец, заходя в кухню. Он жевал бутерброд и, кажется, вообще не обращал на меня внимания. Открыл холодильник, достал бутылку пива – первую за вечер.
– Нормально, – ответил я, ковыряя вилкой макароны.
Отец кивнул и вышел. Судя по звукам из комнаты, телевизор готовится показать крайне важный футбольный матч.
Мама сидела за столом напротив меня, уткнувшись в кроссворд. Уловив краем уха вопрос отца, встрепенулась и подняла взгляд:
– Чего наполучал? – Имелись в виду полученные мной оценки.
– «Четыре» по алгебре, – буркнул я.
– А почему «четыре»?
– Не знаю.
– Как ты не знаешь?
– Ну, не знаю. Вызвали, ответил. Поставили «четыре».
– Наверное, плохо ответил?
– Ответил бы плохо – поставили бы «два».
Мать отложила газету с кроссвордом и посмотрела на меня.
– Дима, ты когда за ум возьмешься? – начала она привычный монолог. – Ты понимаешь, что ты уже не ребенок? Это уже жизнь! Я десять лет с тобой бьюсь, а ты… Вот не дай бог в институт не поступишь, в армию тебя загребут – и все! Куда ты потом? Сантехником работать будешь? Стоило тогда учиться столько времени!
Эти разговоры преследуют меня с первого класса. Рассказы о том, что в армии меня если не убьют, то покалечат. Рассказы о том, что всем миром управляет злобное сантехническое божество, так и жаждущее заполучить в свои сваренные из труб лапы очередную зазевавшуюся жертву. Что я мог возразить? Я, не знающий жизни совершенно?
– Все нормально будет, – сказал я, теряя остатки аппетита.
– Ты уроки сделал?
– Нет еще, я ем.
– Ну так ешь быстрее и иди, занимайся!
Я заставил себя проглотить остатки макарон, положил в раковину тарелку и закрылся у себя в комнате. Уроки. Мертвые черные буквы на белой бумаге. Унылые синие линии, которые я вывожу в тетради. Это – жизнь?