Вы здесь

Ты можешь больше. Практическое пособие по управлению изменениями в твоей жизни. *** (М. А. Колосова, 2017)

МАРИЯ КОЛОСОВА

ТЫ МОЖЕШЬ БОЛЬШЕ

практическое пособие по управлению изменениями в твоей жизни

Прежде всего, стоит обозначить, для кого предназначена эта книга. Эта книга для тех, кто решился на сложный процесс изменения себя и своей жизни. Для тех, кто делает это постоянно и подходит к этому осознанно, и тех, кто решается на изменения лишь однажды. И даже для тех, кто и не думал про это, но изменения настигли их и поставили перед фактом: та, прошлая жизнь, которая их вполне устраивала, больше невозможна.

Итак, человек начинает описывать свалившееся на него несчастье, и в этот момент драматургия его рассказа достигает высшей негативной, на его взгляд, точки, его мир рушится, а земля уходит из-под ног, – он чувствует себя потерянным и несчастным, возмущенным, обиженным и, возможно, еще не смирившимся с тем, что изменения неизбежны. Так вот, в этот самый момент я не могу удержаться от восклицания: «Поздравляю! Теперь с вами случилось самое интересное!» Причем восклицание это будет искренним. И радость за человека тоже. Хотя ему самому часто не до веселья.

Но, независимо от того, откуда пришли изменения – так уж сложились обстоятельства, наш ли это выбор или мы просто стараемся оправдать чьи-то ожидания, – все, кто оказался в водовороте изменений, почти неизбежно столкнутся с неуверенностью, тревогой, ошибками, трудностями и страхами, разочарованием и даже отчаянием. И только тот, кто преодолеет эти препятствия, тот, кто пройдет через них продуктивно и мужественно, именно этот человек окажется в точке под названием «Радость и полнота жизни». Именно туда ведут все закономерные этапы, которыми сопровождается процесс изменений, – конечно в том случае, если мы проходим их эффективно. И эта книга описывает процесс от «Так больше продолжаться не может» и «Надо что-то менять» или даже от «Я хочу большего» до того момента, когда жизнь становится для нас полной смысла и искренней радости.

Само описание процесса можно считать наличием своеобразной карты, которая может если не облегчить маршрут, то сделать его гораздо более управляемым и предсказуемым. Кроме описания этапов и возможных вариантов развития событий в ходе каждого из них, эта книга содержит множество примеров. Примеров из реальной жизни, из сказок, легенд и историй, которые вобрали в себя общечеловеческий опыт, связанный с изменениями. Ведь любая история, любая сказка или интересный рассказ повествуют об изменениях. О пути, который проходит герой, становясь другим внешне и, самое главное, внутренне.


Все живое неизбежно меняется – так говорит нам опыт и известные пословицы. И все изменения проходят закономерные этапы. День сменяется ночью, зима – весной, юность – зрелостью… Это то, что мы можем наблюдать в физическом мире. Намного сложнее, когда изменения носят не внешний, а внутренний характер. Вот человек, который освоил новые навыки или получил новые знания. Он изменил свою жизнь, свои привычки. Стал качественно другим, и процесс изменений здесь происходит не на поверхности. Но и тут существуют законы, по которым один этап сменяется другим.

Они стали понятны мне, когда я изучала психологию в МГУ, когда работала с одаренными детьми, ежедневно делающими новые открытия, когда стала работать в качестве бизнес-тренера и коуча, помогая взрослым людям меняться и осваивать новое.

Они стали мне еще понятнее, стали для меня ориентирами и невероятным опытом, пригодившимся, когда я растила своих четверых детей, когда я сама решалась что-то – на то, чего не делала раньше: меняла профессию, образ жизни, среду обитания, свои увлечения, тело, отношения с детьми и другими значимыми для меня людьми.

Книга построена так, что, с одной стороны, я привожу здесь накопленные мною знания, классифицированные и описанные явления и закономерности, которые последовательно отражают этапы, через которые проходит любой человек, который что-то меняет в себе и своей жизни. С другой стороны, так как процесс изменений и стремление человека к большему родились не вчера, я буду приводить примеры. Примеры из жизни и примеры из сказок. Потому что любая сказка – это символическое описание пути героя, начиная с момента, когда то, что с ним произошло, требует изменений: жила-была девочка, мать умерла, отец женился на злой мачехе… И получилась Золушка. Или вот этот герой, который жил себе припеваючи, но отец оставил осла и мельницу старшим братьям, а ему только кота. А помните необычно большое яйцо с птичьего двора, из которого вылупился уродливый, с точки зрения дворовых уток, птенец? И девочку, которая сама отвязывает лодку и отправляется по незнакомой реке вслед за мальчиком с ледяным сердцем, или Ясона, ведущего свои корабли за прекрасным золотым руном…

Не век лежит на печи Емеля, и вот сын крестьянина влюбляется в прекрасную принцессу и получает от отца-короля невыполнимые задания. И герой начинает действовать! Действовать, проходя через различные по сюжету, но очень похожие по законам драматургии (да и психологии) этапы. И мы следим за этим действиями до того момента, когда кризисная ситуация проходит все положенные ей стадии, а герой оказывается в безопасности, и тогда мы можем выдохнуть, закрыть книгу и далее не беспокоиться о его судьбе. По крайней мере, до нового витка изменений. Стоит признать, что такой анализ сказок и мифологических сюжетов в работе с теми, кто идет по пути изменений, часто дает множество подсказок.

Сама способность человека к изменениям в целом является для меня синонимом или, можно сказать, симптомом того, что человек еще жив с психологической точки зрения. Потому что физическую жизнь, кроме каких-то особых случаев, мы можем констатировать наличием сердцебиения, дыхания и температуры. Ну, и еще наличием, может быть, каких-то базовых рефлексов. Пока они есть – человек жив. Жив физически. Но я не врач, и моя работа и интерес возникают тогда, когда встает вопрос о том, насколько человек жив психологически. И между этими двумя состояниями огромная разница.

Пульс, температура и дыхание вместе со всеми рефлексами могут быть в порядке, но психологически человек для меня – живой труп. Нет, он каждое утро встает с постели, завтракает, обедает и ужинает, делает ставшие такими привычными дела, говорит похожие слова и выносит понятные, соответствующие выработанной точке зрения суждения. Он сажает картошку по весне, пропалывает ее, собирает вредителей, поливает, выкапывает, осенью складывает в мешки и зимой съедает. Что не съел – снова сажает… И так год за годом. Дело не в самой картошке: картошка здесь просто пример повторяющихся действий, жизни по кругу. Когда отсутствует новое, нет эксперимента, нет изменений. Человек радуется и огорчается и, возможно, даже о чем-то мечтает. Но для меня он проживает не двадцать дней или двадцать лет. Он двадцать раз проживает один день или один год. В его жизни ничего не меняется.

Поэтому я всегда задаю своим клиентам три вопроса, которые служат лакмусовой бумажкой для проверки того, насколько человек жив психологически. И это будут не вопросы про цели – цели могут быть, а движения к ним не будет. И не вопросы про эмоции и переживания. И даже не про мечту. Это будут вопросы про то, в какой степени человек сохранил способность к изменениям.

Вот они:

1. Когда ты последний раз делал что-то новое, то, чего до этого никогда не делал?

2. Когда ты последний раз совершал ошибку?

3. Когда ты последний раз боялся?


Все эти вопросы точно показывают, насколько человек в психологическом плане не-труп. Движется ли он вперед. И все это имеет прямое отношение к изменениям.


Жизнь устроена так, что новые виды деятельности мы осваиваем преимущественно в первые годы жизни. Учимся ходить, разговаривать, есть ложкой, завязывать шнурки, надевать колготки… То есть каждый день и на постоянной основе делаем что-то новое. Мы падаем, пытаясь ходить, коверкаем слова, у нас не получается попадать ложкой в рот с первого раза – мы совершаем ошибки. А что касается страха, то у детей его часто нет, потому что природа страха является двусторонней. Есть биологический страх – когда мы делаем что-то, что для нас не привычно и не закреплено жестко рефлексами. А рефлексами закрепляется то, что необходимо для выживания: мать-природа сформировала эти навыки, чтобы ты выжил, и этот проверенный эволюцией способ поведения помог выжить миллионам таких, как ты, задолго до тебя. И если ты отклоняешься от своих рефлексов, то испытываешь биологический страх. Так происходит биологическая регуляция.

Но у страха есть и социальная составляющая. Нас хвалят, когда мы делаем что-то правильно или соответствуем чьим-то ожиданиям. И вот мы начинаем бояться ошибок, потому что боимся негативной оценки. Или того, что нас отругают. Или попросту того, что нас не будут любить.


В дошкольном возрасте мы все время делаем что-то новое и ошибаемся, иногда боимся – и это в большой степени принимается окружающими и значимыми для нас людьми как норма. И даже вызывает похвалу и поощрение: вот ребенок в первый раз встал на ножки, сам пошел, сказал первое слово, нарисовал первый рисунок…

Но уже в школьном возрасте все меняется: вот – правило, вот – алгоритм, вот – образец. Один недочет – пять с минусом, два – четверка, три – тройка. Пять ошибок – «неуд.». Эту шкалу все мы хорошо знаем. Ее мы проходили и закрепляли ежедневно, одиннадцать лет подряд. Нас приучали к тому, что действовать надо именно так, соблюдая весь ритуал. И даже олимпиадные задачки можно научиться решать. Да-да, по алгоритму.

Неудивительно, что страх ошибки за это время становится невероятно отчетливым, а желание делать что-то новое, экспериментировать, идти на риск и ошибаться практически уходит. Снижается и способность честно ответить самому себе на вопрос «Чего я хочу на самом деле?» Потому что ответ может находиться совсем не в той плоскости, в которой лежат социальные ожидания. И не в той, в которой нам давали четко заданные алгоритмы и образцы. А значит, придется рисковать. Делать то, что не будет одобрено. Плыть против потока на свой страх и риск.

Складывается непростая ситуация с множеством разных аспектов и сложных вопросов. В том числе и таких: «Что я знаю о себе-настоящем?», «Насколько хорошо слышу собственный голос?», «Насколько взрослым я стал?», «Вырос ли я потому, что многое умею и знаю об окружающем мире, или потому, что хорошо отделяю себя от него?» И эти вопросы появляются даже в том случае, если речь идет о благих намерениях близких нам людей, которые, разумеется, желают нам только самого лучшего. И в том случае, если мы с ними согласны.

Возникают и вопросы о собственном призвании: «В полной ли мере я реализовываю свои способности?», «Что я вообще знаю про свое призвание и свои способности?»


Здесь можно провести аналогию с аппетитом. В детстве все просто: если мы голодны, об этом нам скажет пробудившийся аппетит. И он не обманет. Всем известно, как сложно заставить ребенка есть, когда он не хочет. Или заставить его съесть что-то, что ему не нравится или не соответствует его природному аппетиту. Но потом родители и другие знатоки правильного питания, а также пищевая промышленность, которая гонится за собственной выгодой, заглушают этот природный голос. Они подменяют его правилами и продуктами, сделанными с целью обмануть этот аппетит. В результате читаемыми и востребованными становятся книги по правильному питанию, а проблемы с весом и аппетитом перерастают в хронические.

Самым эффективным средством борьбы с такими проблемами является восстановление связи со своим природным аппетитом и последующая коррекция пищевого поведения на основе этой связи.

Аналогично формируются и ситуации, когда речь идет о талантах человека. К примеру, как определить, в какой сфере лежат способности ребенка? Да очень просто! Если малышу нравится чем-то заниматься, то именно в этой области и находятся его таланты. Его желание делать что-то движется именно его способностями. Но потом вдруг появляется множество факторов, в том числе школьная программа, где может отсутствовать обучение из области интересов ребенка. Или же это обучение может быть построено таким образом, что оно, скорее, будет подавлять желание человека двигаться в этом направлении.

Не стоит забывать и о родительских ожиданиях. Аргумент, который часто приводят родители, – отсутствие у них возможности дать ребенку заниматься чем-то, что ему нравится, – весьма относительный. В биографиях людей, достигших многого, часто говорится о том, что родители были внимательны к способностям и особенностям своих детей. И это самое главное. Остальные факторы лишь дополняют это первоначальное условие.


Моя семья жила в маленьком городке в сорока километрах от большого города, который был вытянут вдоль берега реки еще на двадцать километров. Моя сестра с детства непрерывно рисовала. Как только ей в руки попадалось что-то, чем можно было оставлять следы на поверхности, она изрисовывала все вокруг. Чаще всего это были стены нашей квартиры. То есть, обои. И тогда моя мать поступила очень разумно: она стала приносить с работы перфоленту и каждую неделю переклеивала разрисованный слой. У моей сестры не было возможности учиться в художественной школе, потому что та располагалась в дальнем от нас конце этого города, до которого еще надо было как-то добраться, а транспорт ходил плохо. А в нашем городке не было тех, кто мог бы учить ее. Но все это не помешало ей стать художником: без специальной подготовки сестра поступила в художественное училище, а потом на художественный факультет ВГИКа. И это стало возможным только благодаря тому, что мои родители были внимательны к ее интересам и делали все, что было в их силах, чтобы поощрять и развивать ее способности. И таких примеров очень и очень много.

Но в естественный ход событий часто вмешиваются родительские ожидания или даже некая мода. Как известно, существуют устойчивые стереотипы о том, что девочкам неплохо бы заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, изучать литературу и иностранные языки или танцевать, а мальчикам нужно осваивать борьбу и что-нибудь техническое. И дети стараются соответствовать ожиданиям, перенимают отношение взрослых к интересующему их занятию, как к чему-то несерьезному. А в итоге забывают о том, что им нравится на самом деле.

Конечно, совсем в никуда наш истинный интерес никогда не уходит, его всегда можно восстановить. Он не исчезает – он видоизменяется, но везде оставляет свои следы. Этот интерес находит отражение даже в персонажах, которые кажутся человеку привлекательными и на которых он хотел бы походить. Рано или поздно человек начинает проделывать путь к истинному себе, к своему таланту и особым способностям. И оказывается на пути к своему призванию. Зачастую этот путь очень сложен.

А сложен потому, что поиск себя – это всегда еще и вопрос смелости. Оценка способности человека поступать в соответствии с тем, что ему подсказывает внутренний голос. Ведь у всех нас есть обязательства, как и обстоятельства. И мы живем не в пустыне. И денежных проблем никто не отменял. А быть успешным по этим, социальным, меркам очень хочется. И даже неплохо получается! Так зачем рисковать? А если нам только кажется, что нам нужно во-о-он туда? А если это ошибка? А если не получится? И это очень сложные вопросы.

Я видела много людей, которые выбирали профессию, образ жизни и даже вторую половинку в соответствии с правилами, а не по зову сердца. Видела многих, кто упорствовал в этом выборе, выливая в жизнь все отчаяние и бессмысленность этой затеи. Я не буду это комментировать. Просто выражу свои соболезнования. В утешение (а, может быть, кто-то расценит это в качестве вызова) могу сказать одно: в силу профессии я общаюсь со многими людьми, в том числе с теми, кто достиг многого и хочет многого. Потому могу заявить достаточно весомо, что смелость – одно из самых редких качеств, встречающихся в людях. Я имею в виду не безрассудство или ложный героизм, а истинную смелость – способность ежемоментно делать выбор в соответствии с собственными ценностями, согласно своим представлениям о добре и зле и своему призванию.

Меня часто спрашивают о том, как у меня получается так много успевать. И краткий ответ, если не вдаваться в тонкости и подробности, будет таким: «Есть два условия для того, чтобы быть очень продуктивным. Первое – надо делать то, что соответствует твоим ценностям и твоему призванию. Кстати, это очень сложно. И второе: чем больше ты делаешь, тем больше у тебя сил и желания что-то делать. Если, конечно, соблюдается условие номер один».


Все мы боимся ошибок и хотим гарантий. И чем большего мы достигаем, тем больше можем потерять, и тем сложнее мы идем на перемены, на риск и эксперименты. Тем сложнее становится для нас поиск себя-настоящего.

Тем не менее, правдой остается и то, что те, кто был поставлен в сложную ситуацию и вынужден был заново отвечать самому себе на целый ряд вопросов, те, кто прошёл через сложности, кризис и мучительные изменения, но сохранил способность задавать себе новые вопросы и искать на них ответы, делать что-то новое, рисковать, бояться, смотреть в глаза неизвестности без гарантий и, порой, внятной надежды, – именно они до преклонных лет не теряют радости в жизни и детского блеска в глазах. Они оставляют след, который сложно не заметить.


Я вижу судьбы разных людей. Вот женщина, жившая по правилам и по этим же незыблемым правилам воспитавшая двоих дочерей, так похожих на нее. И вот – поздние роды. И, наконец, появляется сын, любимый и долгожданный. Но он – другой. И мать понимает, что если будет делать все, как раньше, то просто сломает его. Ей – пятьдесят, ему – шесть. И она впервые начинает действовать по-другому.

Вот женщины (и таких я вижу очень часто), в зрелом возрасте пережившие или переживающие эмиграцию. Новая страна, чужой язык, другие правила, нередко недоброжелательная атмосфера. И все нужно проходить заново, как в раннем детстве – учиться разговаривать, налаживать быт. Искать работу, осваивать новую профессию или строить бизнес. Самой принимать очень сложные решения. Эти женщины очень сильные. И очень интересные. И внутренне они невероятно молоды.

А вот люди среднего возраста. После разводов. После смертей близких. После профессионального выгорания. Они уже поняли, что жизнь – не мешок Деда Мороза. Те из них, кто проходит через это, заново выстраивает сам себя. Их сила и потенциал уже не ограничены ничем.


Так что эта книга – гимн изменениям! Это пошаговая история того, как эти изменения происходят. Книга о той важнейшей роли, которую изменения играют в нашей жизни, а также об умении управлять ими. И о том, как жить, смело принимая ситуации, требующие изменений, и о том, как использовать эти кризисы в качестве мощнейшего двигателя, помогающего нам двигаться к себе и своей самореализации.

Эта книга о том, как важно не бояться и важно рисковать. О том, что нужно делать ошибки и исправлять их. И о том, как выходить из сложных, тяжелых и даже кажущихся непоправимыми ситуаций, искренне говоря самому себе: «Поздравляю! Теперь с тобой случилось самое интересное!»