© Московская городская организация Союза писателей России, 2016
© НП «Литературная республика», 2016
© Фролов В., 2016
Странники бытия
О новой книге Виктора Фролова «Туристы»
Несообразность и парадоксы нашего бытия хлынули и в современное литпространство. Не вчера ли отменили некое «крепостное право» и литература вырвалась на широкую дорогу греха? Литераторы либерального толка ринулись живописать оттенки серого и голубого, чтобы засветиться в гламурном формате. А иначе не будет пиара, который им замена счастия и бренной славы.
Но ничто не ново под луной. Не об этом ли писал литератор, а по службе цензор (при этом слове иной писатель вздрогнет от негодования, а напрасно) А. В. Никитенко в 1872: «Нам теперь нужна немножко хмельная и очень растрепанная и косматая проза, откуда бы, как из собачьего зева, лился лай на всё прекрасное и на всякую правдивую мысль». Так это же о грядущих либеральных русскоязычных хамах, заполонивших сегодня своим рукодельем полки книжных магазинов.
Для русской литературы правда жизни была и остается неоспоримой ценностью. Такова и книга Виктора Фролова «Туристы». Она вобрала в себя разнообразные спектры нашей жизни от веселых 60-х до лихих 90-х. Сборник рассказов имеет точное, соответствующее внутреннему замыслу название. Его герои не обременены земным тяготеньем. Они путешествуют по жизни, не принуждая себя к поиску смыслов бытия. И если герой рассказа «Ветеран», судя по всему, «афганец», привязан к родному порогу, то другие ощущают себя «туристами» на родной земле. Обстоятельства ли, среда ли заела, но они не вольны над неосязаемой рутиной причин и следствий.
Одно из многих достоинств книги – женские образы.
В рассказе «Self-made-man» типичная история 90-х. Семиклассница Татьяна уходит из семьи работяги-пьяницы отца. Обстоятельства проявляют в ней волю и упорство. Она продвигается по житейской лестнице от фасовщицы кооператива до руководителя департамента заграничной недвижимостью.
Но в этой гонке за лучшей участью и красивой жизнью и став «бизнесвумен», Татьяна теряет бесценные женские качества – теплоту и душевность. Муж-писатель нужен ей для антуража и делового комфорта. Но настоящего женского счастья она так и не обрела. Автор нарисовал портрет внешне успешной героини. Но по стилю рассказа, по недоговоренности, так необходимой для этого жанра, участь её незавидна.
Автору удалось создать драматичный образ современной русской женщины – судьба, которой полностью зависит от обусловленных жизнью обстоятельств. Татьяне предстоит деловая поездка в Малагу. И она, по сути, тоже турист. У неё всего четверть часа, чтобы успеть укрыть пледом мужа и полюбоваться красотой зимнего сада.
В рассказе немало говорящих узнаваемых эпизодов из контекста «дикого капитализма». Так, например, тетка подруги героини бросает нищий институт и вынуждена стать риелтором.
Над героями рассказов тяготеет неуловимая бесцельность бытия.
Колоритны образы тех героев, кому выпала судьба жить в переломное время. Неприкаянный художник «вольный такой-то», как он себя называет, отпал от семьи и прислонился к торговке Наталье. Рисует русалок, а та приторговывает ими. Вспомнил он о своем сыне, но тот не захотел знаться с «папаней». Как и у других персонажей, у «Айвазовского», так зовут его собутыльники, нет контактов ни с родным сыном, ни с окружающими, которые его терпят то ли из жалости, то ли из милости. Так и пропадает человек в плену полного равнодушия близ находящегося мира.
В своих рассказах Виктор Фролов создал галерею типов людей, брошенных на произвол судьбы. «Жизнь задыхается без цели» – писал в свое время Достоевский. Следуя классической традиции русской литературы, Виктор Фролов защищает «маленького человека». Автор видит в этом большую драму современного русского человека, лишенного веры и внутреннего самостоянья. Тема одиночества обретения себя присутствует во всех рассказах сборника. Его герои дороги нам тем, что они воплощают образ уходящей «эпохи» лихих 90-х. Они долго еще будут жить с читателем, напоминать нам о суровой истории страны.
Круг характеров, диапазон их художественного осмысления у Виктора Фролова весьма широк: от одинокого «бобыля» Варфоломеича, ставшего от своего одиночества мужицким философом, до легкомысленных студентов и криминальных авторитетов («Командировка»).
В. Фролов мастерски владеет жанром рассказа. В «Варфоломеиче» автор использует прием «рассказ в рассказе», что большая редкость в современной литературе. История героя о своей жизни перевернула мировосприятие случайного прохожего Игорька.
В рассказе «Туристы» трое одноклассников рванули в Анапу. Там они обдумывают свою судьбу после школы. Мечты заносят их в безоблачные пределы. На то она и юность…
Не обычна интрига рассказа. Николай, Борис и Игорь в Анапе получали записки от незнакомок подписавшихся «К. Ю. И.» Так и не разгадав инкогнито, они разъехались. И вот годы спустя трое друзей встречаются на ВДНХ. Разгадка ждала их два десятка лет. Николай женился на одной из Коалиции Юных Интриганок. Но житейский смысл рассказа в ином. Друзей, некогда вместе мечтавших о высоком, «новая жизнь» разнесла по другим высотам. У них изменилась философия жизни. Они мечтают уже не о пользе, которую хотели некогда приносить стране, а о своем «дельце», предпринимательстве. Но что-то живое и чистое осталось у них от советских времен. Очень точно определил их состояние один из героев: «Кто мы с вами други, по своей сути? Да, ясно же – туристы. Без руля и ветрил плывём, куда кривая выведет…»
Герои Виктора Фролова из нашего смутного времени, без почвы, без корней.
Книга Виктора Фролова – это «картинки с выставки» тревожной русской жизни. Его герои – странники, они в дороге, но найдут ли они путь к себе?
На этот вопрос автор и предлагает найти ответ читателю.
Алексей Агафонов,
кандидат филологических наук