Вы здесь

Туринская плащаница: вопрос остается открытым. Историчность личности Иисуса (Джованни Новелли, 1993)

Перевод с итальянского:

М. Мень, А. Фридман, М. Ермолаев

Редакторы: И. Баранов, О. Басий

Консультанты: о. А. Ильин, о. Г. Церох OFM Conwи., А. Юдин, С. Кириллова




Издательство Францисканцев благодарит автора проф. Джованни Новелли и Международное движение SERRA за помощь, оказанную в издании этой книги.


© Copyright by Editoriale Eco, 1993

© Издательство Францисканцев, 1998

© Издательство Францисканцев, 2000, второе издание, исправленное и дополненное

Историчность личности Иисуса

Исторические представления о личности Иисуса могут быть изложены в двух аспектах: первый раскрывается через смерть и воскресение и ведет нас к познанию Иисуса посредством веры; так Его почитали уже со времен первых общин, Им Самим вдохновленных; второй касается научного изучения исторического периода, предшествовавшего смерти Иисуса, человека, жившего среди людей, главного героя своего времени.

Учитываются ли в Евангелиях оба эти аспекта? Можно ли считать Евангелия подлинными и правдивыми документами эпохи, сообщающими факты, положенные в основу возникшей впоследствии религии, или же они являются только свидетельствами веры относительно воплощения Бога и спасения мира?

Оригинальную трактовку различных версий одного и того же события у евангелистов, являющуюся ответом на этот вопрос, предложил иезуит Армандо Джуидетти в книге «Исторические сведения об Иисусе из Назарета» (1981). Он напоминает, что Закон (Второзаконие 19, 15) предписывает: чтобы удостовериться в истинности факта – если так можно выразиться, заверить его нотариально – следует основываться на показаниях нескольких свидетелей. Итак, Евангелия должны были стать подлинными свидетельствами, подтверждающими истинность событий, главным действующим лицом которых был Иисус, а также истинность Его учения. Они должны были стать историческими свидетельствами, использовавшимися впоследствии для поучения христиан.

Этот аспект личности Иисуса как главного действующего лица важнейшего момента истории человечества, в котором заключено оправдание самого существования прошлых и будущих поколений, определяет интерес общественного мнения к самой драгоценной археологической находке, сохраненной христианской традицией.

Объект, который современная наука несмотря на некоторые противоречия пытается определить сегодня как немого свидетеля последнего акта земной жизни Иисуса – а именно, Туринскую Плащаницу, – некоторые без колебаний называют «Пятым Евангелием».