Вы здесь

Туризмоведение. Выпуск I. Часть 1. Развитие туризма в мире (О. В. Ивлиева, 2014)

Часть 1. Развитие туризма в мире

1. Происхождение слов «турист» и «туризм»

Один из вопросов, который интересует как профессиональных исследователей туризма, так и широкие массы любителей путешествий, – это откуда и когда появилось слово «туризм»? Словари не дают однозначного ответа. Большинство из них утверждает, что родиной термина является Франция, другие – их меньшее число – называют Англию. Кто же прав?

Понятие «туризм» сформировалось на основе понятия «путешествие». Именно о путешествиях и путешественниках говорится в литературе, созданной до XIX столетия. Например, в древнерусских памятниках слова «путешествие», «путешествование» отмечены уже в текстах XIV в. Именно о путешествиях и путешественниках, а не о туризме и туристах многократно упоминают М. Монтень в своих «Опытах» (1580 г., глава «О суетности») и Ф. Бэкон в «Опытах, или Наставлениях нравственных и политических» (эссе 1597 г. «О путешествиях»). Если бы понятия о туризме и туристах существовали уже в те времена, соответствующие слова определенно были бы известны ученым-энциклопедистам и могли быть ими использованы. Но их мы ни в трудах французского философа Монтеня, ни английского ученого Бэкона не находим. Следовательно, в первой четверти XVII в. (Ф. Бэкон скончался в 1626 г.) «туризма» и «туриста» еще не существовало ни во французской, ни в английской лексике.

Как считают лингвисты, слово «tour», означающее прогулку, поездку, – французское. По всей вероятности, из французского оно было заимствовано в английский язык. До XIX в., скорее всего, слов «tourist» и «touriste» не существовало ни в английском, ни во французском литературных языках.

Словарь «Le Nouveau Petit Robert» (1994) сообщает, что сначала на основе заимствованного из французского в английский язык существительного «tour» в последнем появилось наименование лица, предпринимающего путешествие, – «tourist». Первая его письменная фиксация относится к 1800 г.[1] В 1803 г. это слово перекочевало и во французскую письменную речь.

Номинации «tourism» и «tourisme», обозначающие и в английском, и во французском языках одно и то же – «путешествие», появились гораздо позже. И английский, и французский источники датируют появление лексемы «tourism» в английском языке началом XIX в. (1805–1815 гг.). А во французский слово проникло из английского позже. Во всяком случае, в письменной форме оно известно только с 1841 г. Итак: «tour» – французское слово, «tourist» – английское, «tourism» – английское.

Следует отметить отношение общества к туристам в начале XIX в. Его можно оценить как весьма скептическое. Туриста считали человеком несерьезным, бездельником, путешествующим для того, чтобы «убить время».

Но туризм сразу же был воспринят миллионами людей. Быстрому его распространению по планете, а вместе с ним и возникновению термина «туризм» способствовало создание в 1841 г. в Англии Томасом Куком туристской конторы «Томас Кук», которая организовывала поездки во Францию, Италию, Египет, США и другие страны, кругосветные вояжи.

Уже через несколько лет у Томаса Кука появились последователи, и к концу XIX в. во многих европейских странах создаются агентства, специализирующиеся на предоставлении туристских услуг.

В конце XIX в. число туристов в Европе и США исчислялось не одной сотней тысяч. Только туристская контора «Томас Кук и сын» отправила более 20 тыс. англичан в 1867 г. в Париж на Всемирную выставку. Всего выставку посетило около 9 млн человек из разных стран.

Таким образом, слово «туризм» быстро распространилось по всему свету, приобретя статус интернационального термина (табл. 1).


Таблица 1. Отражение понятий «турист» и «туризм» в европейских языках


В русскую речь слово «туризм» активно стало проникать только в конце XIX в. Ни в широко известном «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (1863–1866), ни в русской универсальной энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1869–1907) оно не зафиксировано.

Отсутствовало оно и в наиболее известных документах, связанных в то время с развитием туризма. Его нет ни в уставе первого в России «Предприятия для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», созданного по подобию конторы англичанина Томаса Кука в Санкт-Петербурге в 1885 г. (справедливости ради заметим, что просуществовало «Предприятие Липсона» недолго и глубокого запоминающегося следа в истории российского туризма не оставило), ни в бумагах Крымского горного клуба (1890 г.), имевшего достаточно обширную географию учебных заведений на европейской территории России, с учащимися которых он проводил экскурсии по Крыму.

Впервые широкое знакомство жителей ряда городов Российской империи со словами «турист» и «туризм» в специализированных значениях произошло в конце XIX – начале XX в. Это было связано с образованием в 1895 г. в Санкт-Петербурге Российского общества туристов (сокращенно РОТ), или Русского туринг-клуба. В 1903 г. число его членов, называвших себя туристами, достигло рекордной для РОТ цифры – 2061. Члены РОТ проживали в 174 городах – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это было самое крупное общественное объединение туристов в Российской империи.

Благодаря ближним и дальним туристским поездкам, организованным для членов общества, а также издававшемуся РОТ журналу «Русский турист», дорожно-справочным книжкам для туристов «Дорожник» и «Ежегодник» неологизм «туризм» все более укреплялся в русском языке.

Но все изложенное о России выше не означает, что вплоть до XX в. никому из ее жителей не были известны слова «турист» и «туризм».

По данным «Национального корпуса русского языка», номинация «турист» в русских письменных источниках появляется уже в начале 40-х гг. XIX в., приблизительно в то же время, что и номинация «tourisme» во Франции.

Знакомо было слово «турист» определенному кругу представителей русской интеллигенции. Как хорошо известным, вполне освоенным термином пользуется словом «турист» автор «Писем из-за границы» (1841) русский литературный критик, историк литературы П. В. Анненков. Встречается оно в «Письмах из Индии» (1841) русского путешественника князя А. Д. Салтыкова. Номинацию «турист» употребляют писатель А. И. Герцен в романе «Кто виноват?» (1841–1846) и автор исторических романов М. Н. Загоскин в романе «Москва и москвичи» (1842–1859).

Образованная часть российского общества в XIX в. владела преимущественно французским языком, однако не только им, но и другими, чаще всего – английским и немецким. Эти люди путешествовали – «по казенным и личным надобностям» – по всей Европе и, естественно, не могли не встретиться со словами «tourist» (англ.), «Tourist» (нем.), «turisto» (исп.), «turiste» (итал.), «touriste» (франц.).

Слово «турист» в XIX столетии гораздо интенсивнее включалось в нехудожественные русскоязычные тексты, чем в беллетристику. В «Национальном корпусе русского языка» отмечено 98 его употреблений в 42 публицистических, мемуарных, эпистолярных, научных текстах за период 1841–1901 гг. и всего 40 – в 25 художественных произведениях того же периода.

В начале XX в. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1901) впервые вводит толкование слова «турист»: «Туристы – лица, путешествующие для развлечения или для ученой цели». Но лексема «туризм» в нем отсутствует.

Широкая экспансия слов «туризм» и «турист» в русскую речь произошла в начале 30-х гг. XX в. в связи с деятельностью Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое являлось главной туристской организацией СССР с 1930 по 1936 г.

В это время шла массированная пропаганда достижений социалистического строительства в стране. В мощный пропагандистский аппарат был включен и туризм как одно из сильных средств воздействия на людей. «Пролетарский туризм – один из методов социалистического строительства, использующий все меры и способы, которые предоставляет туризм», – писал идеолог пролетарского туризма, председатель ОПТЭ Н. В. Крыленко.

Популярны были лозунги ОПТЭ, которые вывешивались в общественных местах, на предприятиях, призывая граждан заниматься туризмом, становиться членами туристских ячеек общества: «Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Чтобы лучше знать – будьте туристами»; «Пролетарский туризм – лучший способ образования»; «Пролетарский туризм служит интересам обороны». И еще более десятка лозунгов ОПТЭ о туризме можно было встретить в цехах, студенческих аудиториях и т. д. В какой еще стране термины «турист» и «туризм» с транспарантов входили в лексику языка, становились понятными каждому?

2. Туризм – множественность понятий

Туризм – сложное, многофункциональное социально-экономическое явление, которое неодинаково трактуется различными специалистами и просто гражданами, увлекающимися путешествиями. Одни туризм связывают преимущественно с активными походами пешком, на лыжах, лодках или велосипедах, другие – с отдыхом в комфортабельных гостиничных комплексах на берегу теплого моря или в горах, для третьих туризм – это бизнес, связанный с предоставлением различных услуг туристам и получением соответствующей прибыли от этой деятельности.

По причине своей многогранности туризм не поддается какому-то единственному удовлетворяющему всех определению. Познакомимся с тем, как трактовался туризм в Советском Союзе в разные периоды жизни страны.

1947 год. «Большая советская энциклопедия» (первое издание): «Туризм, один из способов организации и проведения досуга в путешествиях. Разрешая ряд общих задач коммунистического воспитания трудящихся и используя как средство различные виды передвижения (пешком, на лыжах, водой и др.), советский туризм втягивает массы трудящихся в овладение физической культурой. Ставя своей задачей поднятие политического и культурного уровня и расширение кругозора трудящихся, советский туризм знакомит их как с природными богатствами Советского Союза, так и с историческим прошлым народов, населяющих Советскую страну, прививая трудящимся чувство советского патриотизма. Наряду с воспитательной ролью, советский туризм имеет огромное оздоровительное значение. В пешеходных, лыжных, горных и водных походах советские туристы получают физическую тренировку и закаляют организм… Совместное преодоление туристами трудностей и невзгод путешествий, подчас проходящих в тяжелых природных и метеорологических условиях, прививает такие навыки, как умение ориентироваться, приготовить пищу на костре, оборудовать привал и ночлег, оказать неотложную медицинскую помощь в несчастных случаях, культурно организовать досуг на привале, установить связь с местным населением и т. д. Таким образом, расширяя политический и культурный кругозор советских туристов, готовя будущих закаленных и выносливых бойцов, владеющих навыками походного быта, советский туризм имеет огромное военно-воспитательное значение».

Знакомство с извлечением из первой энциклопедической статьи о туризме позволяет отметить, что туризм в 1940-х гг. в стране был до крайней степени идеологизирован и рассматривался прежде всего в качестве одного из средств формирования человека новой социалистической формации. Этой цели была подчинена вся деятельность официальных и общественных туристских организаций, занимавшихся развитием туризма в стране.

Под туризмом понимались преимущественно туристские походы, связанные с палаточным бытом. Это можно рассматривать не только как способ формирования «выносливых бойцов», но и как недорогой вид отдыха, адекватный материальному положению и невысоким бытовым претензиям преобладающего числа жителей страны.

В СССР в конце 1940-х гг. в массовом сознании отсутствовало такое понятие, как международный туризм, что легко объяснимо. Потому в первой статье о туризме о нем вообще не упоминается.

Туризм был слабо диверсифицирован. Отсутствовали такие понятия, как лечебный туризм (никто бы и не подумал отнести к туристам пенсионера, отправившегося поправлять свое здоровье в санаторий), деловой, экологический, экстремальный туризм и т. п.

Определение понятия «туризм» в следующем, втором издании Большой советской энциклопедии (том со словом «туризм» увидел свет в 1956 г.) уже значительно отличалось от предыдущего и отражало целую эпоху развития туризма в стране: 1930-е – начало 1950-х гг.

1956 год. «Большая советская энциклопедия» (второе издание): «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта. В СССР туризм является не только средством познания родной земли и других стран, но и составной частью физической культуры – одного из средств коммунистического воспитания масс».

За десятилетие, прошедшее между первым и вторым изданиями томов БСЭ, в которых помещены статьи о туризме, можно отметить существенные изменения в понимании содержания этого термина. Прежде всего, хорошо заметно, что практически ушла тотальная идеологизация деятельности в области туризма в стране. Она сохранилась в основном в экскурсионной работе, главной целью которой была пропаганда достижений советского государства в хозяйственном строительстве, науке, культуре.

Новые определение туризма демонстрирует, что в стране начинает развиваться международный туризм. Но по-прежнему доминирующей составной частью туризма оставались походы с активными средствами передвижения по территории своей страны.

Более лаконичная трактовка понятия «туризм» была дана в «Энциклопедии туриста» в 1993 г.

1993 год. «Энциклопедия туриста»: «Туризм – путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т. п.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности».

В данной трактовке полностью отсутствуют мотивы идеологизации. Туризм рассматривается как своеобразная форма путешествия в свободное время с разнообразными видами занятий. Исходя из данного определения, в его сферу еще не попадали в начале 1990-х гг. такие виды, как деловой туризм (осуществляемый вне свободного времени), учебный, не представляющий собой форму активного отдыха, и др. Ничего в определении не говорится и о месте туризма в хозяйственном комплексе страны, хотя туризм в начале 1990-х гг. уже являлся во многих регионах страны существенной составляющей экономики.

В настоящее время специалисты пользуются определением туризма, предложенным Федеральным законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 1996 г. и уточненным в изменениях, внесенных в Федеральный закон в 2007 г.

1996, 2007 годы. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

Данная формулировка крайне широко трактует понятие «туризм» и соответствует определению туризма, принятому в международной практике. Но вопрос о дефиниции «туризм» не был снят с научной и практической повестки дня с появлением в России первого закона о туристской деятельности. В отечественных научных и популярных литературных источниках о туризме можно встретить множество определений. От простых, односложных, типа: «Туризм – разновидность рекреации, один из видов активного отдыха» [Крачило, 1980], до определений, пытающихся обобщить всю сложность этого культурного, социально-экономического, спортивного, воспитательного феномена. В качестве примеров приведем некоторые из них.

«Туризм – это отрасль экономики, предприятия которой удовлетворяют потребности клиентов (туристов) в материальных и нематериальных услугах. Туризм – это особое направление социально-экономической деятельности, которое занимает важное место в общественной жизни страны» [Воронцова и др., 2005].

А. Д. Каурова придерживается мнения, что «под сферой туризма понимается сложный межотраслевой комплекс» [Каурова, 2005].

Аналогичное определение туризма дает на страницах учебного пособия «Основы международного туризма» (2005) Е. В. Вавилова: «Международный туризм представляет сложную и комплексную сферу мировой экономики».

Это мнения экономистов. А педагоги утверждают, что туризм – эффективное средство воспитания и образования; работники физической культуры и спорта видят в туризме спортивную его грань и т. д.

Отдельные черты туризма хорошо выявляют односложные его определения, которые известны еще со времен ОПТЭ (начало 1930-х гг.): «Пролетарский туризм воспитывает мужественных бойцов»; «Пролетарский туризм служит интересам обороны»; «Туризм – лучший отдых» и др.

Приведенные примеры вместе со сложными определениями убеждают в многогранности этого явления, получившего в последней четверти XX столетия название «феномен века».

3. Классификации туризма

Классифицирование – выявление и описание различных сторон такого многогранного явления, каким является туризм, – представляет собой важную научную и производственную задачу. Туризму посвящено большое количество исследовательских работ, дающих возможность с большой степенью детализации изучить его.

Туристские путешествия ученые классифицировали по различным показателям:

– по целям путешествий;

– по способам передвижения;

– по средствам размещения туристов;

– по срокам и продолжительности путешествий;

– по возрастному составу участников;

– по числу участников в группе;

– другое.

3.1. Классификация туризма А. Ю. Александровой (2002 г.)

В качестве примера познакомимся с классификацией, представленной в учебнике А. Ю. Александровой «Международный туризм» (табл. 2).


Таблица 2. Классификация туризма [Александрова, 2002]


К содержанию таблицы необходимо добавить также то, что туризм подразделяется еще на два типа: международный и внутренний. В них много схожего, особенно в том, что касается технологий обслуживания клиентов. Но существует одно принципиальное различие: международный туризм, суть которого состоит в путешествиях граждан за пределы постоянного места жительства в другую страну, функционирует в рамках обязательных для исполнения туристских формальностей. При путешествиях по маршрутам внутреннего туризма, не связанным с пересечением государственной границы, туристские формальности отсутствуют.

Незавершенность туристских классификаций, являющихся отражением динамичного процесса развития туризма в мире, дает право на постоянное их совершенствование в соответствии с изменяющимися реалиями. В связи с этим исследователи туризма имеют достаточный простор для построения новых, модернизированных классификаций, учитывающих все происходящие в туризме изменения. Ниже приводится одна из подобных классификаций, предлагаемая автором настоящей монографии.

3.2. Классификация российского туризма Г. П. Долженко (2010 г.)

В представленной классификации туризм подразделяется на определенные разделы: типы, подтипы, виды, подвиды и блоки, объединяющие определенные виды туризма по какому-либо признаку (рис. 1).


Рис. 1. Классификация российского туризма Г. П. Долженко: * подвиды делового туризма: классические деловые поездки, МИСЕ; ** подвиды спортивно-оздоровительного туризма: пешеходный, горный, водный на гребных судах, водный парусный, лыжный, велосипедный, спелеотуризм, конный, автомототуризм; *** подвиды горнолыжного туризма: горные лыжи, сноубординг; **** подвиды экстремального туризма: каньонинг, горный велосипед, каякинг и др.; ***** подвиды военного туризма: полеты на самолетах, боевые стрельбы, танковые туры и др.


Одним из самых общих признаков, по которому в первую очередь дифференцируется туризм, является направленность туристских потоков по территории Российской Федерации и их отношение к государственной границе.

Исходя из названного признака, туризм согласно Закону о туристской деятельности в РФ подразделяется на три типа:

– внутренний;

– выездной;

– въездной.

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Каждый из типов туризма имеет свои особенности. Главной особенностью внутреннего туризма является то, что он не связан с пересечением туристами государственной границы, а следовательно, при организации туров, относящихся к внутреннему туризму, отсутствует необходимость исполнять туристские формальности.

Для участников туров выездного туризма необходимо наличие общегражданского заграничного паспорта, визы, которые подразделяются на туристские, бизнес-визы, частные, визы на обучение (кроме небольшого числа стран с упрощенным визовым режимом), медицинской страховки, а также выполнение ряда других туристских формальностей при пересечении границы. То же самое требуется и для участников туров въездного туризма.

Туризм выездной и въездной объединяется в понятие «международный туризм», туризм внутренний и выездной – в понятие «национальный туризм», которое соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).

Внутренний туризм для выявления направленности и объемов туристских миграций по территории России, а также упорядочения внутрироссийской туристской статистики необходимо подразделить на три подтипа:

– внутренний (внутрироссийский) региональный туризм;

– внутренний (внутрироссийский) выездной туризм;

– внутренний (внутрироссийский) въездной туризм.

Внутренний региональный туризм – путешествия жителей области, края, республики в пределах своего региона.

Внутренний выездной туризм – путешествия жителей одного субъекта федерации (поставщика туристов) по территории другого субъекта федерации.

Внутренний въездной туризм – въезд туристов на территорию субъекта федерации из других регионов страны.

Впервые это деление внутреннего туризма на образующие его составные части было использовано при анализе внутреннего туризма в Ростовской области. Удалось установить, что в объемах внутреннего туризма области 90 % составляют туристы внутреннего выездного потока, направленного преимущественно на Черноморское побережье Краснодарского края и в горы Северного Кавказа. Следовательно, внутренний туризм Ростовской области, зафиксированный в ее статистической отчетности, осуществляется на другой российской территории и, соответственно, приносит доход другим регионам России, но не своему краю [Долженко, Сухов, 2001].

Предложенное деление внутреннего туризма на подтипы дает возможность получить достоверную картину туристских миграций в любом регионе страны и определить место внутреннего туризма в его экономике. Если же рассматривать внутренний туризм как нечто единое, то достичь этой цели не представляется возможным.

Следующим важнейшим классификационным признаком туризма является сущностный, отражающий цель (мотив, содержание) туристского путешествия. Согласно ему туризм подразделяется на следующие виды и подвиды:

– купально-пляжный туризм;

– лечебно-оздоровительный туризм;

– культурный туризм;

– круизный водный туризм (подвиды: морской и речной);

– религиозный туризм (не идентифицировать с паломничеством);

– спортивно-оздоровительный (подвиды: пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомототуризм, спелеотуризм, лыжный, конный, парусный);

– охотничий туризм;

– рыболовный туризм;

– сельский туризм;

– шоп-туризм;

– экстремальный туризм (подвиды: трекинг, дайвинг-туризм, спелеотуризм, маутингбайк, сноубординг, рафтинг, каякинг, серфинг, кайсерфинг, виндсерфинг, виндбординг, каньонинг, джайлоо-туризм) и т. д.

Туристские путешествия и поездки, исходя из их целей исследователи туризма подразделяют на ностальгические, этнографические, орнитологические и другие туры. Б. М. Биржаков (2014) выделяет такой вид туризма, как озерный (например, путешествие на лодках по оз. Селигер), полярный (например, путешествие на Шпицберген). Сколько целей имеют туристские путешествия – столько может существовать и видов туризма.

В начале XXI в. Росавиакосмос доставил на Международную космическую станцию миллиардера из США Денниса Тито в качестве туриста, заплатившего за этот тур около 20 млн долларов США. Так было положено начало еще одному виду туризма – космическому.

Необходимо сделать некоторые пояснения относительно религиозного туризма и паломничества, представляющих собой два совершенно разных понятия, но многими воспринимаемых как взаимозаменяемые названия специфических видов туризма.

Сущность религиозного туризма, а точнее, туризма с религиозным содержанием, заключается в организации туров к святым местам, в храмы, монастыри, культовые музеи с целью ознакомления туристов с историей религии, ее местом в истории и хозяйственном строительстве государства, произведениями архитектуры, скульптуры, духовной живописи.

Паломничество от туризма отличается тем, что главным для паломников является поклонение святыне, а не осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре. Для православных паломников, например, важно участие в богослужениях, моление у святых чудотворных икон, поклонение святым мощам угодников Божьих.

В рекомендациях Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», прошедшей в 2004 г., записано: «Религиозный туризм, как разновидность светского туризма, представляет собой составную часть познавательного туризма и не является паломничеством, так как не имеет прямого отношения к жизни Церкви». Паломничество – это проявление религиозной жизни, экскурсия – проявление жизни культурной.

Специальные представители Русской Православной Церкви неоднократно поднимали перед законодательной и исполнительной властью вопрос о необходимости разделить туризм и паломничество в правовом плане. Эта точка зрения Русской Православной Церкви нашла поддержку у лидеров традиционных религий России: мусульман, иудеев и баптистов. 9 апреля 2003 г. Межрелигиозный Совет России рассмотрел вопрос о состоянии религиозного паломничества в нашей стране и единодушно принял решение о том, что паломничество никаким образом не относится к туристской деятельности.

Следующая группа классификационных признаков получила название формальных. Это возрастной состав участников (школьники младшего, среднего и старшего возрастов, студенты, люди среднего и старшего возрастов); число участников в туристской группе; виды используемых транспортных средств при организации туристских путешествий (автомобильный, железнодорожный, авиационный транспорт, речные и морские теплоходы) и др. С углублением исследования туризма число классификационных формальных признаков будет расти. Они никак не влияют на цели туристского путешествия, но их необходимо учитывать при подготовке к нему, выработке плана (стратегии) путешествия, особенностей его проведения. Так, например, при организации и проведении туристского похода в зависимости от возраста участников необходимо будет скорректировать протяженность дневных переходов, время подъема и отбоя, ассортимент продуктов, вес рюкзаков, наличие необходимых медикаментов в аптечке, число инструкторов и многое другое.

Особую роль играют формальные признаки при работе с туристской группой, состоящей из разновозрастных участников (от младших школьников до людей старших возрастов), имеющих различные интересы, разный уровень образования, разную физическую подготовку и др.

В настоящее время в мировом туризме, и в частности российском, сформировались направления, объединяющие различные виды туризма, но получившие новые акценты. В нашей классификации эти направления выделены в группы, которые названы блоками видов туризма:

– блок событийного туризма;

– блок экологического туризма.

4. Блоки видов туризма в классификации российского туризма (2010 г.)

4.1. Событийный туризм

Под событийным туризмом понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Блок событийного туризма включает в себя мероприятия:

1) культурные;

2) спортивные;

3) этнографические;

4) фольклорные;

5) выставочные;

6) поездки на международные соревнования и другие виды туризма.


4.1.1. Характерные черты событийного туризма за рубежом

Одними из первых широко известных в мире за последние три тысячелетия и действительно массовых общественных событий следует признать Олимпийские игры в Древней Греции. Они проводились в священной области Олимпии в честь бога Зевса один раз в четыре года с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. Игры представляли собой крупный спортивно-культурный форум, программа которого включала атлетические соревнования (бег, метание диска и копья, борьбу, кулачный бой и др.), конкурсы искусств, состязания трубачей и пр.

Олимпийские игры продолжались пять дней и собирали десятки тысяч людей, желающих увидеть новых героев Греции – победителей игр. В Олимпию приезжали спортсмены, тренеры, массажисты, родственники спортсменов и просто болельщики. Целый город из палаток вырастал вокруг нее. Здесь формировалась сеть различных услуг для участников Олимпиады и ее гостей, связанных с их размещением, питанием, развлечениями, вопросами санитарии и гигиены, охраны общественного порядка и др. Не вызывает сомнений, что Олимпиады становились и коммерческими мероприятиями, которых ждали хозяева гостевых домов, бань, различного рода коммерсанты.

В настоящее время к наиболее значимым культурным событиям, представляющим собой ресурсы событийного туризма, можно отнести кинофестивали в Каннах, Венеции и Берлине, Зальцбургский музыкальный фестиваль, фестиваль Вагнера в Байройте, фестиваль искусств в Эдинбурге, Недели высокой моды в Париже, Лондоне, Милане, Венские оперные балы и др. (рассматривается только Западная Европа).

Привлекают тысячи туристов имеющие длительную историю и совсем молодые карнавалы и народные праздники в Венеции, Кельне, Виареджо, Ницце, Женеве, Санта-Крус на острове Тенерифе, праздник Святого Патрика в Дублине, праздник Лас Фальяс в Валенсии, конные состязания Палио в Сиене, бега быков в Памплоне, помидорная битва «Томатина» в Буньоле, пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене, ежегодный красочный карнавал в лондонском районе Ноттинг-Хилл, принесенный в британскую столицу иммигрантами из бывших карибских колоний.

Современными формами карнавалов можно назвать зародившиеся в конце XX в. парады. К крупнейшим из них, быстро получившим европейскую популярность, относятся парады Любви в Берлине (первый проведен в 1989 г.), а также в Цюрихе и Лондоне, парад по каналам в Амстердаме, парад артистов в Лондоне.

Крупнейшие выставочные мероприятия, такие как аэрокосмический салон в Ле Бурже, Женевский автосалон, выставка цветов в Челси и др., стали важными мероприятиями событийного туризма, привлекающими не только профессионалов, для которых они в первую очередь и устраиваются, но и туристов из многих стран.

Большое место в событийном туризме сегодня занимают спортивные мероприятия. Особенно те из них, которые представляют собой грандиозные по масштабам зрелища, такие как летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по футболу, автогонки «Формулы 1».

Все эти и ряд других мероприятий собирают тысячи, а некоторые – миллионы участников. Самым многочисленным среди них является пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене – 7 млн посетителей. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее массовый в мире праздник (табл. 3).


Таблица 3. Средняя посещаемость некоторых популярных мероприятий событийного туризма в Европе


Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложение, в связи с чем резко поднимаются цены на транспортные перевозки туристов и номера в отелях. Если событие происходит ежегодно, то цены возрастают в среднем на 30 %, если же достаточно редко (например, чемпионаты по футболу) – цены в отелях могут подниматься в 3–4 раза. Так, стандартный номер в берлинском отеле «Hilton» предоставляется обычно клиентам по тарифу около 150 евро в сутки, но в период проведения в Германии чемпионата мира по футболу он стоил 400 и более евро в сутки.

Статистика утверждает, что каждый участник Кельнского карнавала расходует на билеты, еду, напитки и сувениры в среднем в сутки 160 евро. Отдельной статьей расходов является приобретение карнавальных костюмов. Кельнский карнавал ежегодно приносит экономике Германии около 250 млн евро.

За две недели зимней Олимпиады в Турине в 2006 г. было продано 900 тыс. билетов на соревнования и 30 тыс. на тренировки спортсменов. Сам Турин и область Пьемонт посетило около миллиона туристов. Общественный транспорт перевез в горы, где проходили многие соревнования, около 3 млн человек. По данным Оргкомитета игр и мерии Турина, затраты на проведение игр составили около 707 млн евро. Заработать же на Олимпиаде удалось 974,4 млн евро: 470 млн дала продажа прав на телетрансляцию, 420 млн предоставили спонсоры, 15 млн выручено от продажи лицензий, более 69 млн заработано на продаже билетов на олимпийские соревнования. Таким образом, чистая прибыль от Олимпиады в Турине составила 267 млн евро.

Входной билет на Оперный бал, проводящийся в Венской опере, стоит от 210 до 15988 евро. Число его участников ограничено и составляет всего 4500 человек. Но доходы, полученные от Оперного бала в 2004 г., достигли 17 млн евро.

Событийный туризм способствует возрождению местных культурных традиций, обычаев, развитию народного творчества. Правительства разных стран проводят политику его поддержки, так как мероприятия событийного туризма оказывают положительное воздействие на развитие региона и всей страны.

Событийный туризм является действенным инструментом формирования позитивного образа страны в мире. Так, большинство иностранцев, посетивших Германию во время чемпионата мира по футболу в 2006 г., сказали, что будут рекомендовать своим знакомым страну в качестве места отдыха. После проведения Олимпийских игр в Барселоне количество туристов, приезжающих в Испанию со всего мира, возросло более чем на 30 %.


4.1.2. Особенности событийного туризма в регионах России

В России событийный туризм еще не получил развития. В нашей стране не сформировались общественно значимые события, которые привлекли бы большие массы российских и зарубежных туристов. Среди претендующих на них можно назвать такие, как Авиакосмический салон МАКС в Жуковском, Широкая Масленица в Москве, этап чемпионата мира «Формула 1» по водно-моторному спорту в Санкт-Петербурге.

Первое Мосаэрошоу, которое изначально планировалось проводить как массовое общедоступное зрелищное мероприятие, состоялось в подмосковном городе Жуковском в 1992 г. Через год оно получило название «Авиакосмический салон МАКС». Его бюджет складывается из доходов от продажи билетов, рекламы, спонсорских взносов. Организаторы ставят своей целью достичь уровня авиасалона в Ле Бурже, тогда в России появится первое общественное событие международного уровня, приносящее ощутимый доход региону.

Широкая Масленица как туристский продукт была впервые представлена в Москве в 2002 г. Театрализованные представления, концерты фольклорных коллективов, исконно русские забавы – езда на тройках, масленичные гуляния и др. – прошли по всему городу. Финансирование праздника проводится из бюджетных средств, предназначенных на развитие туризма в Москве, а также за счет спонсорских взносов. Но коммерческим мероприятием, приносящим весомый доход в городскую казну, Широкую Масленицу пока не назовешь, на что имеются объективные причины.

Прежде всего, следует отметить незначительное участие в ней туристов из других городов России и из-за рубежа, специально прибывших в Москву для этой цели. Европейцами участие в событийных мероприятиях не позиционируется как ежегодный отдых во время отпуска. Последний они проводят в различных рекреационно-оздоровительных местностях. На событийные мероприятия граждане европейских стран отправляются на 2–3 дня с целью развлечься. Основным видом транспорта у них при этом являются личные автомобили. Нужно создать чрезвычайно привлекательное, уникальное мероприятие, чтобы заставить иностранцев на своих автомобилях двинуться в Россию, преодолев трудности с получением визы, российские дороги, не обращая внимания на дефицит современных гостиниц туристского класса и отрицательный имидж России за рубежом, создаваемый различными средствами массовой информации.

Участие россиян из других регионов страны в московской Масленице не может стать многочисленным, так как этот праздник сегодня начали организовывать в большинстве городов России по программе близкой к московской.

Проводимый в Санкт-Петербурге этап чемпионата мира «Формула 1» по водно-моторному спорту на акватории реки Невы в историческом центре города демонстрируется по многим телеканалам мира. Он, не став крупным коммерческим проектом для города, тем более для страны, имеет весьма важную функцию – способствовать продвижению за рубежом Санкт-Петербурга как туристского центра международного значения. Аналогична роль и пока первого в истории России международного профессионального турнира по теннису «Кубок Кремля», основанного в 1990 г. швейцарским бизнесменом Сасоном Какшури.

В 2014 г. в России прошло одно из крупнейших мировых мероприятий событийного туризма – зимние Олимпийские игры, которые, кроме решения коммерческих задач, были призваны помогать осуществлять имиджевую политику нашей страны за рубежом.

Российский событийный туризм в регионах в качестве ресурса использует фестивали, литературные праздники, исторические реконструкции, другие мероприятия, имеющие в основном региональное значение. Например, такие как литературный праздник в станице Пухляковской «Калининские чтения», историческая реконструкция «Азовское осадное сидение», праздник «День чебака» и др.

Мероприятия событийного характера в регионах России имеют целью патриотическое воспитание, пропаганду культурного богатства своего края и не предусматривают достижения какой-либо коммерческой выгоды.

4.2. Экологический туризм

Термин «экологический туризм» появился в современном туризме в начале 80-х гг. XX в. как концептуальное понятие одного из базисов развития природно-ориентированных видов туризма. «Экологический туризм – это сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите». Так звучало первое определение экологического туризма, данное мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллосом-Ласкурейном (цит. по: [Сергеева, 2004]).

Позже появилось множество определений экологического туризма, которые по своей сути близки между собой. Приведем некоторые из них.

Определение, рекомендуемое Всемирной туристской организацией, гласит: «Экотуризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе».

Всемирный фонд дикой природы предлагает следующую трактовку: «Экотуризм – это природный туризм, способствующий охране природы».

На кафедре общей географии, краеведения и туризма ЮФУ родилась следующая дефиниция понятия «экологический туризм»: «Экологический туризм представляет собой совокупность мероприятий природно-ориентированных видов туризма (прогулки по туристским тропам, экскурсии по экологическим тропам, многодневные путешествия, проживание в лесных домах для туристов, кемпингах, отелях и др.), организуемых среди естественных ландшафтов с экологически чутким отношением к природе ради наблюдения и приобщения человека к ней».

Блок экологического туризма, выделенный в нашей классификации, включает в себя природно-ориентированные виды туризма:

1) пешеходный;

2) водный;

3) велосипедный;

4) конный;

5) спелеотуризм;

6) сельский;

7) дайвинг и др.

Технология их проведения должна соответствовать принципам экотуризма. Статистика констатирует, что число участников экологических туров в конце XX в. составило 12 % всего объема мирового туризма. Наибольшую популярность экологический туризм приобрел в индустриально развитых странах, таких как США, Германия, Япония, Великобритания, Австралия и др.


4.2.1. Исторические корни экологического туризма

Повсеместно утверждается, что экологическому туризму около трех десятилетий. Однако этот постулат требует серьезных коррективов, для чего обратимся к истории туризма в России.

Факты свидетельствуют о том, что он изначально развивался как экологический. Пример тому – устав Крымско-Кавказского горного клуба (ККГК), образованного в Одессе в 1890 г. Тремя основными целями, которые ставил перед собой ККГК и что было записано в его уставе, являлись следующие [Долженко, 1988]:

– научное исследование Таврических (Крымских) гор;

– охрана редких горных видов растений и животных;

– поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности.

Сравним главные принципы построения в настоящее время эколого-туристских программ, приводимых А. В. Дроздовым (2003), с задачами Крымско-Кавказского горного клуба. Три из них следующие:

– программы экотуризма должны быть нацелены на экологическое образование и просвещение;

– туристская деятельность не должна наносить ущерба среде нашего обитания;

– она должна осуществляться с заботой о сохранении местной социокультурной среды.

Устав ККГК и принципы сегодняшнего экотуризма разделяет почти век, но они крайне близки между собой по своим задачам.

Прежде чем решать, когда незаметно произошло выделение экотуризма, следует вспомнить также о первых туристских тропах, созданных в России, которые подчеркивают экологический характер отечественного туризма в начале XX в.

В 1899 г. в окрестностях Ялты появилась первая тропа в России – Штангеевская. Созданная Ялтинским отделением ККГК, она шла от водопада Учан-Су на вершину хребта Яйлы по наиболее живописным его участкам. Имела протяженность 8 км и предназначалась для экскурсантов любой физической подготовленности. Позже были созданы также в Ялте Боткинская, Крестовая, Дмитриевская тропы. Они являлись предтечами многочисленных троп природы 1970 – 1980-х гг. в СССР: в Эстонии, Латвии, Москве, Ростове-на-Дону, в Константиновске Ростовской области и др.

Об экологизации российского туризма во все времена можно судить также по учебным программам подготовки туристских кадров 1950-х гг. Познакомимся с первой учебной программой «Туризм», по которой в нашей стране начали обучать премудростям туризма в середине 1950-х гг. студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. Две темы из 16 были посвящены охране природы и толерантному отношению к местному населению [Программы педагогических…, 1957]:

«Тема 10: Охрана природы (растительного и животного мира), исторических памятников, братских могил.

Тема 11: Воспитание среди участников похода чувства уважения к местному населению, бережного отношения к социалистической собственности».

Свойство «экологической чуткости» природно-ориентированного туризма всегда присутствовало в российских турах, как при подготовке их участников, так и при обучении туристских кадров.

Интерес вызывает книга директора Киевского эколого-культурного центра В. Борейко «Троянский конь экотуризма: смерть для заповедной природы», в которой автор развенчал три главных экотуристских мифа: 1) о безвредности экологического туризма для окружающей среды; 2) о том, что он в ООПТ зарубежных стран развивается эффективно, не нарушая среды обитания; а также о том, что 3) экотуризм при правильном его использовании может стать источником поступления денежных средств [Борейко, 2010].


4.2.2. Экономические реалии экологического туризма

Экологический туризм – это не пляжная рекреация, собирающая огромные массы туристов на ограниченной территории. Одна из его задач – объединить «радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны». Но в больших группах туристов этого достичь невозможно.

Исходя из сказанного, приходим к другому важному выводу. Он касается экономической выгоды от развития экологического туризма. О ней все время говорят в России, хотя никто этой выгоды еще не видел.

Ее можно попытаться достичь двумя способами: увеличением числа экотуристов или же повышением стоимости туров. Но где взять этих экотуристов?

Востребованность мероприятий экологического характера в России крайне низка. По данным информационного агентства «Туринфо», на экологический туризм приходится всего 1 % в структуре внутреннего российского турпотока.

Е. Б. Поспелова в качестве одной из главных причин неразвитости экотуризма в России называет крайне низкий уровень экологического воспитания населения, с укоризной уточняя, что знакомство с дикой природой вообще не рассматривается им (населением) в качестве приоритета отдыха [Поспелова, 2012].

Возникает вопрос: а почему взрослое население должна интересовать дикая природа, бедная животными, интересными для наблюдения? Это не Серенгети и не Йеллоустон.

Отметим, что преобладающее большинство взрослого населения страны предпочитает купально-пляжный и городской туризм. Суммарный их объем, по результатам исследований различных авторов, составляет 75–85 % внутреннего туристского потока, и делать что-либо во время отпуска туристы не желают («просто отдыхать» – стержень их программ отдыха). Переориентировать хотя бы часть этой гедонистически настроенной группы людей на экологический туризм, путешествие в дикую природу, да еще для изучения чего-либо в отпускное время, – задача неразрешимая, а попросту говоря, абсурдная.

Разработка программ отдыха должна идти строго в кильватере желаний рекреантов, так как они – потребители туристского продукта.


4.2.3. Статистика экологического туризма

Какова же сегодня мера участия России в международном экологическом туристском движении? На этот вопрос сложно ответить по причине отсутствия в России государственного статистического учета экологического туризма.

Анализ имеющегося в стране материала по посещению туристами национальных парков и заповедников был проведен Ю. А. Буйволовым (Росприроднадзор) и Л. П. Басанец (центр экологических путешествий «Зеленая Сеть») за период 2000–2005 гг. Они скрупулезно обработали отчеты директоров национальных парков и заповедников страны [Буйволов, Басанец, 2007].

Под посещаемостью ими понималось любое посещение ООПТ с познавательными, рекреационными и иными целями. К посетителям относили экскурсантов, туристов, прогуливающихся местных жителей и дачников.

Было показано, что в 2005 г. национальные парки и заповедники России посетило 2439 тыс. человек. Основное число граждан составляли экскурсанты. Наибольшее число экоэкскурсантов отмечено в Сочинском национальном парке и на Куршской косе.

Через три года появились новые сведения о посещаемости ООПТ в России. Е. Б. Поспелова в своей работе показывает, что в 2008 г. 43 национальных парка посетило 1805 тыс. человек, 103 заповедника – 1434 тыс. человек. Всего – 3239 тыс. человек. Основной формой деятельности оставались экскурсии.

При сравнении степени развития отечественного и зарубежного экотуризма приходится констатировать серьезную отсталость российского экотуризма и малую заинтересованность в нем населения страны.

Для сравнения возьмем только один национальный парк США – Йеллоустонский. Его посещает каждый год 3–4 млн туристов – граждан США и многих других стран мира. На территории парка создано 600 км живописных дорог, около 2000 км промаркированных туристских троп, многочисленные кемпинги, несколько комфортабельных отелей.

Проведенное сравнение явственно дает почувствовать, что российский экологический туризм как часть туристской индустрии страны находится еще на начальной стадии своего развития.

5. Классификация туризма в Испании (по X. Монтанер Монтехано)

Россия с конца 80-х гг. XX столетия стремительно входит в мировое туристское пространство, поэтому знакомство с зарубежными образцами туризмоведения представляет собой насущную необходимость для каждого исследователя туризма. В настоящей монографии представлены идеи, касающиеся классификации туристской деятельности, известного в Европе специалиста в области туризма испанца X. Монтанер Монтехано.

Туристскую деятельность, направленную на формирование предложений туристам различных возможностей для использования их в свободное время (время отдыха и каникул), X. Монтанер Монтехано подразделяет на десять основных классов [Монтанер Монтехано, 1997].


Класс 1. Культурно-познавательный туризм.

Культурно-познавательная деятельность группируется следующим образом:

1.1. Знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами с помощью экскурсий по архитектурным памятникам, музеям, участие в исторических маршрутах и т. п.

1.2. Посещение культурных или артистических предложений: музыкальных, кино – и театральных фестивалей, концертов, оперных сезонов, религиозных праздников, выставок картин, скульптур, фотографий, боя быков и т. п.

1.3. Посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранных языков.

1.4. Участие в демонстрации фольклора, национальной кухни, прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей, выставках национального народного творчества.


Класс 2. Сельский, или зеленый, туризм.

Туризм сельский (деревенский), или зеленый, является туристской деятельностью, которая проходит в контакте с природой, в лагере или маленьких поселках. Эта деятельность сопряжена с сельскохозяйственными работами, знакомством с жизнью небольших поселков, пешими экскурсиями по природным объектам, изучением флоры и фауны, занятиями водными видами спорта на реке, озере, путешествиями по горам, с организацией курсов национальной кухни и др. Проживание при таком туризме осуществляется в загородных домах, которые приспособлены для этих целей, т. е. имеются кухня, столовая и другие услуги или предлагаются дома, в которых проживают сами крестьяне.


Класс 3. Городской туризм.

Городской туризм развивается в крупных, особенно столичных городах, таких как Нью-Йорк, Париж, Лондон, Вена, Мадрид, Барселона, Рим и др. Продолжительность туров этого вида туризма составляет от нескольких дней до недели. Во время городского туризма уделяется внимание следующим видам туристской деятельности:

3.1. Экскурсии по городу, знакомство с историко-архитектурными его особенностями, посещение музеев, постоянных выставок.

3.2. Посещение временных выставок в области культуры и искусства.

3.3. Посещение кулинарных выставок и ресторанов с национальной кухней.

3.4. Посещение культурных мероприятий в области кино, театра, оперного искусства, музыки, танца и т. п.

3.5. Организация покупок (шопингов) в специализированных магазинах и универмагах.


Класс 4. Спортивный туризм.

Спортивный туризм представляет собой традиционную форму туристской деятельности. В последнее время его значительно оживили новые формы, особенно приключенческий спорт. В этот вид туризма входит следующая спортивная деятельность.

4.1. Водный туризм. Является активной формой деятельности, известной с давних времен в странах, имеющих водные ресурсы. В последние годы он переживает подъем, связанный с возникновением новых, современных спортивных форм. Имеется в виду использование различных типов судов под парусом или с мотором, которые приобретаются туристами или берутся на прокат.

Основной инфраструктурой этого вида туризма является спортивный порт – общественный или частный. Он состоит из следующих зон:

– морская зона;

– зона технического обеспечения: судовые верфи, заправка топливом и т. д.;

– зона дополнительного обслуживания: рестораны, магазины, дискотеки и т. п.

4.2. Зимний спорт. Практика зимнего спорта – это традиционный вид туристской деятельности. Она имеет разновидности: равнинные лыжи, горные лыжи, катание на санях и др. Основной инфраструктурой зимнего туризма является горная зимняя станция, включающая в себя следующее:

– места для проживания и питания – гостиницы, рестораны;

– катки;

– средства обслуживания туристов: пункты проката, медицинские пункты, администрация и т. п.;

– учреждения дополнительного обслуживания: дискотеки, магазины и др.

4.3. Охота и рыболовство. Деятельность, связанная с охотой и рыболовством, относится к традиционным формам туризма. Она осуществляется согласно определенным правилам, выдаваемым лицензиям и разрешениям. Одним из вариантов большой охоты является сафари в заповедниках Африки. Основные условия проведения рыбалки схожи с охотой.

4.4. Гольф. Гольф является одной из разновидностей специального вида туризма. Инфраструктура центров гольфа состоит из следующих зон:

– зона поля с соответствующими лунками;

– зона обслуживания игроков в гольф: раздевалки, технические службы, администрация, магазин;

– дополнительная зона: рестораны, бары, детские сады, зал для собраний, парковка автомашин.


Класс 5. Приключенческий туризм.

Приключенческий туризм можно условно разделить на две части: приключенческий спорт и приключенческие путешествия.

5.1. Приключенческий спорт. В настоящее время возникли новые виды спорта, связанные с приключениями, которые включаются в туристскую деятельность. Среди них можно выделить:

– аэростатный туризм – путешествие на воздушном шаре;

– «bus-bob» – спуск по реке на специальной лодке особой формы, в которой находятся все участники;

– «cars» – спуск на «саг» по горным склонам зимой по снегу, летом по траве;

– скалолазание;

– «kayak» – спуск на индивидуальных каноэ по бурным рекам;

– прыжки с парашютом;

– дельтапланеризм – спуск с гор на дельтаплане или специальном парашюте;

– водные лыжи;

– виндсерфинг – катание под парусом на доске в море или озере;

– «trekking» – путешествия пешком, которые длятся от одного дня до нескольких недель, при этом проводятся различные соревнования, знакомство с природой и т. п.

5.2. Приключенческие путешествия. Приключенческий туризм заключается в различных видах путешествий, маршруты которых проходят по территориям со сложными природными условиями. Кроме того, возможные трудности маршрута могут зависеть от транспортных средств, мест проживания, вида питания.

Туристскими зонами, в которых практикуются авантюрные путешествия, являются африканские саваны и пустыни, горные районы Азии и Южной Америки, река Амазонка и т. п.

Существуют специальные туристские агентства, обслуживающие в основном молодежь, которая предпочитает рискованный спорт и приключения другим видам отдыха.


Класс 6. Речной туризм.

Речной туризм получил свое развитие первоначально на реках и каналах Франции и Голландии и затем распространился в другие страны, располагающие соответствующими водными ресурсами.

Такая туристская деятельность заключается в путешествии от одной до нескольких недель на небольшом судне, вмещающем от 8 до 12 человек, на котором туристы проживают, питаются и отдыхают. Суда обычно берутся на прокат в специальных агентствах. Туристы во время путешествия выполняют все правила судовождения. Путешествие проходит в сочетании с экскурсиями, посещением музеев, театров, отдыхом на речных пляжах.


Класс 7. Морские круизы.

Морские путешествия возникли в XIX в. после революции на морском транспорте и появления пароходов. Ранее такие путешествия занимали несколько часов и проходили в прибрежной зоне, в настоящее время они могут длиться до нескольких месяцев и быть кругосветными.

Круизы имеют замкнутые циклы, т. е. суда выходят из какого-либо порта и туда же возвращаются. Одновременно практикуется сочетание «судно – самолет» и другие комбинации.


Класс 8. Бальнеологический туризм.

Туризм, связанный с термальными и лечебными водами, известен с древнейших времен. В настоящее время он активно развивается. Сущность его заключается в употреблении минеральной воды и медико-оздоровительных процедурах.

Организация инфраструктуры предполагает наличие трех зон:

1) Зона отдыха и питания, расположенная в основном в гостиницах.

2) Зона медико-санитарных процедур и минеральных вод, используемых для лечения.

3) Зона спортивных, оздоровительных и культурных занятий: библиотеки, игровые залы, спортивные сооружения и т. п.


Класс 9. Деловой и научный туризм.

Деловой и научный туризм непосредственно связаны с городским туризмом и развиваются, как правило, в больших городах.

9.1. Деловой туризм. Несмотря на то, что в узком значении слова торговля и деловая активность не являются собственно туристской деятельностью, они тесно связаны и развиваются параллельно в ряде областей, таких как:

– деятельность в области недвижимости;

– деятельность на транспорте;

– деятельность в сфере ресторанов;

– деятельность по туристским визитам;

– деятельность по закупке товаров (shopping);

– культурная, спортивная деятельность, проведение отдыха;

– деятельность по организации ярмарок, симпозиумов, приемов, презентаций и т. п.

Подобная деятельность является довольно рентабельной благодаря значительному числу коммерческих связей, которые осуществляются в деловых кругах, и количеству услуг, предоставляемых на высшем уровне клиентам.

9.2. Научный туризм. Научный туризм, связанный с организацией и проведением конгрессов, симпозиумов, семинаров, напоминает деловой туризм и обычно проходит в крупных городах, известных своими научными и культурными традициями.

Организационная деятельность по проведению мероприятий научного туризма имеет следующие аспекты:

1. Экономический аспект: бюджет для их проведения (стоимость, финансирование, расходы по приему гостей).

2. Инфраструктура: здания для проведения конгрессов, их обслуживание, пресс-центры.

3. Психологические аспекты: маркетинг самих встреч, информация, общественные сношения, оздоровительное и культурно-туристское обслуживание участников.

4. Аспекты обслуживания: гостиницы, транспорт, рестораны, переводчики, гиды, визиты, встречи.


Класс 10. Туризм поощрительный и познавательный.

Поощрительный туризм состоит в организации путешествий сотрудников туристских фирм для отдыха с целью поощрения их профессионального усердия и усиления мотивации в работе. Он также распространяется на продавцов турпутевок и отдельных постоянных клиентов для стимулирования продажи туристских путевок.

Познавательный туризм в организациях путешествий для профессиональных продавцов туров имеет целью их ознакомление с продуктом или услугами, которые они предлагают на продажу. Участники туров исследуют все аспекты предлагаемой продукции для повышения уровня продаж. Этот вид туризма распространен в турагентствах, гостиницах, транспортных организациях и ведет к улучшению уровня обслуживания клиентов.

Знакомство с классификацией туристской деятельности X. Монтанер Монтехано, построенной на основе изучения в первую очередь туризма Испании, показывает, что туристский комплекс в развитых зарубежных странах является сложной диверсифицированной сферой хозяйства. Важное внимание уделяется созданию инфраструктуры каждого вида и класса туризма. Отдельные классы, например культурно-познавательный туризм и городской, имеют много общих видов туристской деятельности.

6. Очерки истории развития туризма в мире

Классической работы, в которой была бы представлена история всего мирового туризма, пока не написано, так как задача эта чрезвычайно сложная. Ведь автору, а скорее всего – интернациональной группе авторов, придется обобщить фактический материал о туризме каждого из шести континентов, на которых расположено более чем 230 стран. И в каждой стране своя история.

Труднорешаемых вопросов возникнет чрезвычайное множество. И прежде всего: что считать начальной временной вехой в истории мирового туризма? Сколько веков или, может быть, тысячелетий он является составной частью мировой культуры? Вопросы, не имеющие на сегодняшний день однозначного ответа среди ученых – исследователей исторических аспектов развития туризма, так как ими используются разные подходы к пониманию этого феномена.

Нами за начальный отсчет истории мирового туризма предлагается принять времена Древнего Египта, в период расцвета которого уже совершались путешествия с целью получения наслаждений, как отмечает испанский исследователь X. Монтанер Монтехано (1997).

Достаточно много сведений о путешествиях, которые бы сегодня классифицировались как туристские, сохранилось в истории Древней Греции и Древнего Рима.

6.1. Туризм в древнем мире

Как в Древней Греции, так и в Древнем Риме туристские путешествия составляли важный элемент времяпрепровождения аристократии, артистических личностей, философов, поэтов и других любопытствующих свободных граждан, имеющих на это материальные возможности.

Особое место в жизни древних греков принадлежало спортивному туризму, связанному в первую очередь с Олимпийскими играми (об Олимпийских играх см. в параграфе 4.1 «Событийный туризм»).

Но не только Олимпийские игры собирали большие массы людей. В Древней Греции существовало немало и других спортивных праздников, среди которых популярными были Истмийские игры, проводившиеся на Коринфском перешейке, Немейские игры, проходившие в долине Арголиды около храма Зевса, и др.

В почете в Древней Греции и Древнем Риме были путешествия, связанные с получением знаний («учебный туризм»), знакомством с достижениями в зодчестве, памятниками художественной культуры («культурный туризм»). Всех привлекали семь чудес света. Особый интерес вызывали египетские пирамиды, не имевшие себе равных среди творений человеческих рук. О том, что с ними прибывали знакомиться тысячи туристов, свидетельствует множество обнаруженных археологами коротких надписей – «граффити», оставленных любознательными путешественниками на стенах пирамид.

В Египет за новыми знаниями совершали длительные путешествия философ Фалес Милетский, философ и математик Пифагор, законодатель Солон и др.

В Римской империи образование молодого римлянина считалось завершенным только после того, как он предпринимал поездку в какую-либо страну для ознакомления с ее культурой и наукой, обучения у знаменитых философов, историков, медиков. Такие поездки римляне совершали чаще всего на полуостров Пелопоннес.

Лечебно-оздоровительный туризм появился в незапамятные времена. Люди во все века использовали для лечения минеральные воды и грязи. Еще в Древнем Египте больные обмазывались иловыми наносами Нила и лежали на его берегу под горячими лучами солнца. Этот способ лечения пользовался популярностью во всем древнем мире. Так, известный древнегреческий философ Гераклит, страдавший от водянки, также принимал грязевые ванны.

Водолечение было широко распространено в Древней Греции. Исторические источники донесли до нас описание использования минеральных и морских вод в лечебных целях. Там, где находились источники живительной минеральной воды, создавались святилища бога врачевания Асклепия. Их развалины до сих пор сохранились в ряде мест на территории Греции.

В Древнем Риме, вероятно, еще шире, чем в Древней Греции, был развит лечебно-оздоровительный туризм. Особого расцвета медицина в Риме достигла в I–II вв., при лечении различных заболеваний врачи рекомендовали использовать силу минеральных источников, что привело к развитию ближних и дальних поездок в целебные местности.

Одним из самых популярных мест для восстановления сил считался курорт Байи (ныне Бая), находящийся на берегу Неаполитанского залива. Он был излюбленным местом отдыха и лечения римлян. Сюда приезжали императоры Марий, Помпеи, Цезарь. У источника Акве-Альбуле в ту пору располагался грандиозный бальнеологический комплекс с бассейнами и виллами аристократов, описанный Вергилием в «Энеиде». Об острове Эвбея, горячие источники которого привлекали больных из самых отдаленных районов древнего мира, повествовал Плутарх. Римляне совершали длительные небезопасные морские путешествия в Египет, чтобы там получить лечение от чахотки [Воронкова, 2004].

Исторические материалы свидетельствуют, что во времена расцвета Римской империи многие горожане в летние месяцы направлялись в места отдыха, расположенные на побережье морей. Об одном из таких мест отдыха упоминается в книге Овидия «Искусство любви».

После падения Римской империи и завоевания ее варварами подобные поездки практически прекратились, как и путешествия за знаниями. Исчезла и традиция лечения минеральными водами и грязями, соответственно, пришли в упадок курорты.

6.2. Туризм в Европе в период Средневековья и в начале Нового времени

Средними веками в исторической науке принято считать период, следующий за историей древнего мира (конец V в.) и предшествующий новой истории (середина XVII в.), т. е. отрезок времени между античной культурой и началом возрождения античных традиций в Европе.

В конце этого периода появились сведения о вновь совершаемых поездках на отдых и ради получения новых впечатлений. Но, как утверждает Гастон Парис, ссылаясь на итальянского историка Пасто, о них можно говорить начиная лишь с первых десятилетий XVI в., и то только в Италии [Монтанер Монтехано, 1997]. Становятся популярными многочисленные книги путешественников с впечатлениями от поездок, охватывающие период от XVI до XVIII вв., которые будоражили сознание соотечественников и побуждали их к путешествиям в другие страны.

С середины XVI в. происходит возрождение старых курортов и появляются новые на минеральных источниках: Карлсбад (ныне Карловы Вары в Чехии), Баден-Баден в горах Шварцвальд (ныне ФРГ) и др. Отмечается возрастающая популярность грязелечения. В конце XVI в., прежде всего в Италии и Франции, начинает практиковаться лечение грязью вулканического происхождения – фанго.

В XVII–XVIII вв. возрастает число путешествий за рубеж с образовательными целями. Мода на них особенно распространилась среди молодых людей. Так, юношам из английских семей рекомендовались путешествия на континент для пополнения знаний и получения жизненного опыта. Они становятся нормой и длятся от одного до трех лет. Главным мотивом данных долговременных вояжей являлось знакомство с шедеврами европейской культуры. Эти путешествия породили «большой тур» («гран тур») с обязательным включением в маршрут Парижа, Флоренции, Венеции и других центров культуры и науки, который стал популярным во многих странах Европы.

Люди среднего и старшего возрастов охотно начинают посещать в XVIII в. развивающиеся курорты. Представители высших слоев общества независимо от времени года любили отдых на французской и итальянской Ривьере либо на термальных курортах Швейцарии. Популярными были и поездки для лечения и отдыха в Грецию, Северную Африку, Египет, где в курортных местностях строились роскошные гостиницы.

В Средние века массовым являлся событийный туризм (в основном внутренний), связанный с различными городскими праздниками. Они проводились как профессиональные праздники ремесленников. Популярностью пользовались турниры рыцарей, выступления уличных артистов – кукольников, акробатов, дрессировщиков животных и др. Со всей городской округи стекались на эти праздники тысячи людей.

Постепенно в ряде городов Европы городские праздники превращаются в красочные карнавалы. Первые упоминания об их проведении в Италии, Франции, Германии относятся к IX–X вв. Главнейшей частью любого карнавала было шествие по главным улицам города в маскарадных костюмах, что позволяло его участникам оставаться неузнаваемыми и принимать активное участие инкогнито во всех увеселениях и развлечениях. Расцвета эти народные праздники достигли в XIV–XV вв.

6.3. Туризм в Европе в XIX веке

В XIX в. коренным образом меняется облик Европы, что было связано с промышленной революцией. Получили развитие железнодорожный, морской, автомобильный транспорт, средства массовых коммуникаций, такие как телеграф, телефон, радио. Все это произвело своеобразную революцию в восприятии мира, у людей изменилось ощущение пространства. Оно стало казаться меньшим. За счет транспорта, скорость которого постоянно возрастала, как будто бы сократились расстояния, ведь время на их преодоление уменьшилось. В цивилизованном мире стал повышаться интерес к туризму у все большего числа людей, так как сами путешествия превращались в комфортные и безопасные мероприятия, становились дешевле. Туризм постепенно трансформируется в массовое явление. Туристские поездки ради отдыха и любопытства являются теперь достоянием не только аристократии, но и народившегося многочисленного среднего класса буржуа. XIX век – это начало нового этапа в мировом туризме, который в первую очередь связан с организованными его формами, возникновением агентств, специализирующихся на обслуживании туристов.

Конец ознакомительного фрагмента.