Социальное партнерство (понятие, принципы, формы)
Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей.
Отношения социального партнерства могут быть как двусторонними, т. е. между работниками и работодателями, представителями работников и представителями работодателей, так и трехсторонними – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система социального партнерства – это совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, начиная от общефедерального уровня и до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Следовательно, система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Как самостоятельный институт социальное партнерство трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а только развивают их.
Основными принципами социального партнерства являются:
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
– полномочность представителей сторон;
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей, которыми могут выступать профессиональные союзы, представителями работодателей могут быть руководители организаций либо объединения работодателей.
Формами социального партнерства являются:
1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.