Трудовое законодательство как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования трудовых отношений)
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Трудовой кодекс РФ, а именно ст. 6, вслед за Конституцией РФ предусматривает регулирование полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Указанная статья провела такое разграничение полномочий по двум критериям: по предмету регулирования и по содержанию (объему) регулирования.
В ч. 1 ст. 6 ТК РФ устанавливается четкий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.
По предмету регулирования к ведению федеральных органов государственной власти отнесены: порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства; порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, т. е. практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда. По условиям труда на федеральном уровне устанавливается обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам и особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Отнесение указанного круга вопросов к ведению федеральных органов государственной власти связано прежде всего с их общегосударственным значением и необходимостью повышенной защиты прав и законных интересов трудящихся, а также с установлением единой системы гарантий их реализации.
На региональном уровне органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. В том случае, если такие нормативно-правовые акты содержат более высокий уровень трудовых прав и гарантий работников по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными актами РФ и это приводит к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, то такой уровень должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
На уровне субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права, гарантии, льготы и преимущества.
Органы власти субъектов РФ также вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, однако это возможно тогда, когда подобные вопросы не были урегулированы последними, и в том случае, если будет принят федеральный закон или иной нормативно-правовой акт на федеральном уровне по этим вопросам, то закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
Законы и иные нормативно-правовые акты, которые приняты органами власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с РФ и содержат нормы трудового права, не должны противоречить федеральным законам либо снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных ТК РФ. В случае такого противоречия применяется ТК РФ или иной федеральный закон.