Система источников трудового права и ее особенности
Источники трудового права – это законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые правоотношения, устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.
Совокупность источников представляет собой систему трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведен перечень нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. По иерархии акты трудового законодательства и иные нормативные акты распределяются следующим образом: ТК РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Актом высшей юридической силы является Конституция РФ, которая устанавливает основные положения российской правовой системы и закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. Следующим после Конституции звеном являются законы. Основной трудовой закон в настоящее время – это Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Он является сводным федеральным законом в области труда и действует на всей территории РФ. ТК имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, которые не должны противоречить ТК РФ. ТК РФ закрепляет положения правового регулирования труда и подробно решает вопросы, которые возникают между работниками и работодателями.
Система источников трудового права характеризуется рядом особенностей:
во-первых, наличием актов как федерального, так и регионального уровня, а также актов органов местного самоуправления;
во-вторых, наличием ратифицированных международных актов о труде;
в-третьих, наличием нормативных соглашений между социальными партнерами;
в-четвертых, наличием локальных нормативных актов, принимаемых непосредственно в организациях;
в-пятых, делением нормативных актов на общие и специальные.
Акты высших судебных органов – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ – не являются источниками трудового права, поскольку постановления Пленума Верховного Суда обобщают правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства, а Конституционный Суд решает вопросы о конституционности того или иного нормативного акта.
Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить нормам Конституции РФ и федеральным законам.
Постановления Правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти, носят подзаконный характер и издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
Постановления, разъяснения и инструкции Министерства труда и социального развития РФ обеспечивают правильное и единообразное толкование и применение законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда, касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства и т. д.
Акты органов местного самоуправления определяют и регулируют вопросы труда на предприятиях и в организациях, находящихся на территории данного органа местного самоуправления, регулируют вопросы занятости населения и т. д.
Локальные нормативно-правовые акты имеют ограниченную сферу действия, принимаются непосредственно в организации и не могут противоречить законам и другим подзаконным актам. К ним относятся, например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании и т. д.