Глава 6
Социальное партнерство. коллективные договоры и соглашения
6.1. Понятие и значение социального партнерства. Принципы социального партнерства. Законодательство о социальном партнерстве
Статья 14 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.
Статья 2 Трудового кодекса Республики Беларусь относит развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления к числу основных задач Трудового кодекса.
Социальное партнерство является формой взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанной на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 ТК). Таким образом, социальное партнерство можно определить как совместную деятельность соответствующих участников общественных отношений в социально-трудовой сфере.
Социальное партнерство позволяет обеспечить формирование и реализацию социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества посредством переговоров, отказа от конфронтации и конфликтов. Именно для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений, а также для разрешения неизбежно возникающих между ними конфликтов используется данная форма их взаимодействия.
Основываясь на договорном регулировании целого комплекса вопросов в социально-трудовой сфере (вопросы оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др.) на национальном, отраслевом или местном уровнях, социальное партнерство создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Основными организационно-правовыми формами социального партнерства являются консультации (как правило, по наиболее сложным вопросам в социально-трудовой сфере с участием соответствующих специалистов) и переговоры.
Из определения социального партнерства следует представительский характер социально-партнерских отношений. Как отмечается в юридической литературе, в социально-партнерских отношениях используется институт представительства, который характеризуется следующими существенными признаками: 1) представители работников и нанимателей действуют от имени представляемых и в их интересах по отношению к третьим лицам, осведомленным о представительном характере их деятельности; 2) отношение представительства является трехсторонним, поскольку связывает трех самостоятельных субъектов: представляемого, представителя и третье лицо;
3) действия представителя являются его собственными, самостоятельными, правомерными и волевыми действиями, хотя и направленными на возникновение определенных юридических последствий для представляемого[38].
Представительство интересов работников в социальнопартнерских отношениях в соответствии со ст. 354 Трудового кодекса могут осуществлять профсоюзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Руководитель организации и его заместитель не могут быть представителями работников.
Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций (ч. 1 ст. 355 ТК). Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей (ч. 2 ст. 355 ТК).
Субъекты социального партнерства (в том числе осуществляющие представительство работников и нанимателей) на соответствующем уровне определены п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»[39]. Это, в частности:
• на республиканском уровне – республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, а также Правительство Республики Беларусь, уполномоченные им органы;
• на отраслевом уровне – отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, республиканские отраслевые органы государственного управления;
• на местном уровне – профсоюзы (их объединения), наниматели (их объединения), местные исполнительные и распорядительные органы;
• на уровне организации – наниматель либо уполномоченный им представитель и профсоюз (профсоюзы) или иные представительные органы работников, уполномоченные в соответствии с актами законодательства представлять их интересы.
В целях осуществления взаимодействия Правительства Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Положение о данном совете утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 июля 1999 г. № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»[40]. На отраслевом и территориальном уровнях для осуществления взаимодействия соответствующих субъектов социального партнерства создаются соответствующие советы по трудовым и социальным вопросам.
Принципы социального партнерства – это основополагающие, руководящие начала, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса Республики Беларусь основными принципами социального партнерства являются:
1) равноправие сторон. Данный принцип предполагает равные права соответствующих сторон коллективных трудовых отношений, а также равное представительство в создаваемых сторонами органах. Принцип равноправия сторон находит свое закрепление в целом ряде норм Трудового кодекса, например:
• каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения (ч. 1 ст. 357 ТК);
• для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей (ч. 1 ст. 357 ТК);
• примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе (ч. 2 ст. 380 ТК) и др.;
2) соблюдение норм законодательства. Суть данного принципа заключается в том, что субъекты социального партнерства в процессе взаимодействия обязаны руководствоваться нормами международного права, Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами;
3) полномочность принятия обязательств. Данный принцип означает следующее:
• соответствующие действия (ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений и др.) должны осуществляться субъектами социального партнерства строго в рамках их полномочий;
• представители сторон должны иметь документы, подтверждающие их полномочия;
• должны быть соблюдены ограничения, предусмотренные законодательством в отношении представителей сторон – в частности, запрет ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями (ч. 3 ст. 356 ТК); запрет на осуществление представительства работников руководителем организации и его заместителем (ч. 2 ст. 354 ТК).
Принцип полномочности принятия обязательств находит свое проявление также в следующих нормах Трудового кодекса:
• при ведении коллективных переговоров представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия (ч. 2 ст. 357 ТК);
• коллективный договор, соглашение подписываются уполномоченными представителями сторон (ст. 369 ТК);
• для регистрации коллективного договора, соглашения наниматель представляет в соответствующий орган копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора, соглашения (ч. 1 ст. 371 ТК);
4) добровольность принятия обязательств. Указанный принцип означает, что стороны коллективных трудовых отношений, действуя в рамках, очерченных законодательством, свободны в выработке решений, принимаемых в партнерском порядке (ч. 2 ст. 361 ТК закрепляет право, а не обязанность заключения коллективного договора); нормы о содержании коллективного договора, соглашения не носят императивного характера (ч. 2 ст. 364 ТК закрепляет положения, которые может (но не должен) содержать коллективных договор; в соответствии с ч. 1 ст. 360 ТК содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции). Отметим при этом, что стороны не вправе включать в коллективные договоры, соглашения условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников актами более высокого уровня;
5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств. Данный принцип предполагает недопустимость формального заключения коллективных договоров, соглашений без учета возможностей реализации закрепленных в них положений. Наличие возможности реализации соответствующего обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа информации, характеризующей экономическое положение нанимателя, компетенцию органа государственного управления, и другой представленной информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. В целях реализации рассматриваемого принципа ч. 4 ст. 357 Трудового кодекса закрепляет обязанность нанимателей (их объединений), соответствующих органов государственного управления предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров;
6) обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства. Указанный принцип придает устойчивость правовому механизму социального партнерства. Он предполагает недопустимость уклонения сторон от выполнения достигнутых в процессе коллективных переговоров договоренностей, так называемую позитивную ответственность сторон за принятые обязательства (их добросовестность в процессе выполнения обязательств), а также возможность применения мер принудительного воздействия в отношении стороны, которая не выполняет или ненадлежащим образом выполняет принятые обязательства (так называемую негативную ответственность);
7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности. Этот принцип означает, что стороны при условии выполнения принятых обязательств должны воздерживаться от односторонних, не предусмотренных коллективным договором, соглашением действий (проведения забастовок, массовых увольнений и т. п.). Реализация данного принципа обеспечивается нормой, в соответствии с которой изменения и дополнения в коллективный договор, соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом для их заключения (ст. 372 ТК);
8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации необходимо в первую очередь для предотвращения социальных конфликтов, которые могут возникнуть из-за обусловленной таким изменением невозможности выполнения соответствующей стороной принятых на себя обязательств. Стороны должны иметь доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров. В связи с этим в ч. 4 ст. 357 Трудового кодекса закреплена обязанность нанимателей (их объединений), соответствующих органов государственного управления предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. При этом представители сторон коллективных переговоров, получившие доступ к сведениям, являющимся государственной или коммерческой тайной, не имеют права разглашать данные сведения и согласно ч. 5 ст. 357 Трудового кодекса несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством. Реализация рассматриваемого принципа обеспечивается также мерами принуждения. В частности, ст. 9.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. Нормы, направленные на реализацию рассматриваемого принципа, содержатся и в Законе о профсоюзах. В частности, ст. 20 Закона о профсоюзах закрепляет право профсоюзов в соответствии с законодательством Республики Беларусь получать от нанимателей (их объединений), субъектов хозяйствования, а также от органов государственного управления информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием, в пределах установленной статистической отчетности.
Законодательство о социальном партнерстве основывается на положениях Конституции Республики Беларусь и нормах Трудового кодекса Республики Беларусь. Помимо указанных норм на развитие социального партнерства направлены и нормы ряда иных нормативных правовых актов. К ним, в частности, относятся Закон о профсоюзах, Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»[41], Указ Президента Республики Беларусь от 5 июля 1999 г. № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»[42], иные нормативные правовые акты, регулирующие социальнопартнерские отношения.
6.2. Понятие и содержание коллективных трудовых отношений. Коллективные переговоры и порядок их ведения
Коллективные трудовые отношения – совокупность общественных отношений, возникающих при взаимодействии работников (представителей работников), нанимателей (представителей нанимателей), органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в целях согласования интересов работников и нанимателей в социально-трудовой сфере (достижения компромиссов и договоренностей, отказа от конфронтации и социальных конфликтов).
Коллективные трудовые отношения являются длящимися отношениями, которые в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь входят в число отношений, связанных с трудовыми. При этом коллективные трудовые отношения носят целевой характер (направлены на согласование интересов работников и нанимателей в социально-трудовой сфере) и сопутствуют трудовым отношениям.
Субъектами коллективных трудовых отношений являются субъекты социального партнерства, обозначенные в § 6.1. При этом важно различать стороны коллективного договора, соглашений, социального партнерства (коллективных трудовых отношений) и представителей сторон. Сторонами коллективного договора являются работники и наниматели; сторонами коллективных соглашений (местных, тарифных, генерального) – работники, наниматели, государство. Представлять интересы работников могут органы профсоюзов и иные представительные органы работников, уполномоченные на это актами законодательства (ст. 354 ТК); нанимателей – лица, уполномоченные учредительными документами или локальными нормативными правовыми актами организаций, полномочные органы объединений нанимателей (ст. 355 ТК); государство – Совет Министров Республики Беларусь, уполномоченные им органы государственного управления (например, соответствующие министерства)[43].
Юридической формой коллективных трудовых отношений, согласно сложившемуся в науке трудового права подходу к пониманию правоотношения, выступают коллективные трудовые правоотношения.
Содержание коллективных трудовых правоотношений (форму по терминологии отдельных источников см. подробнее в § 4.1) составляют взаимные субъективные права и обязанности их участников. Данные права и обязанности дифференцируются в зависимости от вида конкретного правоотношения и связаны с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; ведением коллективных переговоров и заключением коллективных договоров, соглашений; реализацией права работников на участие в управлении организацией, а также (с учетом подхода законодателя, обозначенного в разделе IV Трудового кодекса, который называется «Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений» и включает нормы о разрешении коллективных трудовых споров) с разрешением коллективных трудовых споров.
Анализ практики взаимодействия субъектов социального партнерства позволяет сделать вывод, что наиболее часто используемой и эффективной формой социального партнерства при регулировании коллективных трудовых отношений являются коллективные переговоры, целевое предназначение которых заключается в сопоставлении, учете и согласовании интересов работников и нанимателей в социально-трудовой сфере.
Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и нанимателей в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса предоставлено их представительным органам (более подробно о представительных органах работников и нанимателей см. в § 6.2). Данные органы вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению соглашения или коллективного договора.
При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников каждому из них предоставляется право на ведение коллективных переговоров от имени представляемых ими работников. При этом не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями, а также лицами, представляющими нанимателей (ч. 3, 4 ст. 356 ТК).
Каждая из сторон коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения. При этом другая сторона обязана начать коллективные переговоры в семидневный срок, если стороны не определили иной срок. Указанный срок исчисляется в календарных днях по правилам ст. 10 Трудового кодекса. Коллективные переговоры могут быть начаты и в иной срок, определяемый по соглашению сторон. Отказ от ведения коллективных переговоров не допускается.
Конец ознакомительного фрагмента.