Вы здесь

Трудовое право. Глава 5. Субъекты трудового права Республики Беларусь (Н. И. Тарасевич, 2014)

Глава 5

Субъекты трудового права Республики Беларусь

5.1. Понятие и классификация субъектов трудового права

Согласно сложившемуся в науке трудового права подходу, под субъектами трудового права понимаются участники общественных отношений, регулируемых законодательством о труде, которые могут обладать определенными правами и обязанностями и реализовывать их[21].

Каждый субъект трудового права наделен специфическим свойством – правовым статусом, под которым понимают юридически закрепленное базовое положение субъекта (его правовое состояние), дающее ему возможность участвовать в конкретных правоотношениях.

В учебной литературе устоявшимся является обозначение в содержании правового статуса следующих элементов:

1) трудовой праводееспособности (трудовой правосубъектности);

2) закрепленных в законодательстве основных субъективных прав и обязанностей;

3) юридических гарантий осуществления прав;

4) ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, закрепленных в законодательстве.

Трудовая праводееспособностъ (трудовая правосубъектность) как особое свойство субъекта трудового права представляет собой способность (возможность) иметь и своими действиями приобретать и распоряжаться субъективными правами, выполнять обязанности, составляющие содержание конкретных правоотношений. При этом трудовая правоспособность и трудовая дееспособность традиционно рассматриваются в неразрывном единстве, что и обусловливает применение термина «трудовая правосубъектность».

Для возникновения трудовой правосубъектности необходимо наличие либо возникновение определенных условий (для каждого из субъектов трудового права они различны). В частности, для граждан такими условиями являются дееспособность и достижение определенного возраста, для нанимателя – наличие предоставленного законодательством права заключения и прекращения трудовых договоров с работниками (права приема и увольнения работников), для иных субъектов трудового права – ряд организационных предпосылок.

Закрепленные в законодательстве субъективные права и обязанности составляют ядро (основу) правового статуса и называются статутными (например, основные статутные права и обязанности работника и нанимателя как субъектов трудового права сосредоточены в ст. 11, 12, 53–55 Трудового кодекса. Статутные права и обязанности следует отграничивать от субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание конкретных правоотношений.

Под юридическими гарантиями осуществления прав понимаются правовые средства, с помощью которых обеспечиваются возможности для реализации их (прав) соответствующими субъектами. К основным функциям юридических гарантий относят предупреждение нарушения обязанными субъектами трудовых прав, установление границ действий для обязанных лиц, а также обеспечение возможности своевременного обжалования действий, нарушающих права субъектов трудового права.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, закрепленных в законодательстве, является правовым средством обеспечения выполнения субъектами трудового права возложенных на них обязанностей путем применения к ним санкций в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей.

Отметим, что применительно к обозначенным в данном параграфе элементам правового статуса субъектов трудового права в юридической литературе высказывается и иная точка зрения, согласно которой трудовую праводееспособность и правовой статус следует рассматривать как самостоятельные правовые явления, а к элементам правового статуса следует относить статутные права, обязанности, основания и виды юридической ответственности[22].

К субъектам трудового права могут относиться:

1) граждане (работники);

2) наниматели;

3) профсоюзы (профсоюзные комитеты) или иные представительные органы работников;

4) коллективы работников;

иные субъекты (органы по труду, занятости и социальной защите, социальные партнеры на соответствующем уровне в лице объединений нанимателей, объединений профсоюзов, органов государственного управления, органы контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде, органы, рассматривающие трудовые споры, и др.).

С учетом возможности выделения в рамках конкретной группы субъектов права особых подгрупп, для которых свойственна определенная специфика, различают общий (характеризуемый одинаковыми для соответствующего вида субъектов трудового права правами и обязанностями) и специальный (учитывающий внутривидовые различия соответствующих субъектов) правой статус.

Помимо обозначенного устоявшегося подхода к классификации субъектов трудового права имеются и иные подходы к определению их видов. В частности, предлагается выделять следующие виды субъектов трудового права: физические лица (работники, а также физические лица, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником), юридические лица, а также коллективные образования, которые на основании правовых норм могут выступать участниками общественных отношений, составляющих предмет трудового права (профессиональный союз, трудовой коллектив, КТС, трудовой арбитраж и пр.)[23].

5.2. Граждане (работники) как субъекты трудового права

Одним из основных субъектов трудового права является работник.

Граждане (работники) как субъекты трудового права должны прежде всего обладать фактической способностью к труду Однако для признания гражданина субъектом трудового права требуется не просто появление фактической способности к труду, а и возникновение способности к систематическому, регламентированному нормами права труду без ущерба для своего умственного и физического развития.

Работником может быть только физическое лицо, соответствующее определенным законодательством требованиям. Для того чтобы гражданин мог являться субъектом трудового права и выступать в качестве работника, он должен обладать трудовой правосубъектностью. Традиционно выделяют два критерия трудовой правосубъектности граждан (работников): возрастной и волевой.

Возрастной критерий предполагает наличие установленных законодательством требований к возрасту, с которого гражданин может выступать в качестве работника. По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые: 1) не являются вредными для его здоровья и развития; 2) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (ч. 2 ст. 272 ТК). Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144[24].

Трудовой договор, заключенный с лицом моложе 14 лет, в силу п. 4 ст. 22 Трудового кодекса Республики Беларусь должен признаваться недействительным.

Волевой критерий предполагает состояние волевой способности граждан к труду. Не могут быть субъектами трудового права и выступать в качестве работников лица, признанные в судебном порядке недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Трудовой договор, заключенный с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, признается недействительным (п. 3 ст. 22 ТК).

Нормы права, определяющие критерии трудовой правосубъектности граждан, носят императивный характер.

Основные статутные права и обязанности работников нашли свое закрепление в нормах Трудового кодекса Республики Беларусь. Перечень основных прав работников содержится в ст. 11 Трудового кодекса, в соответствии с которой работники имеют право:

1) на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;

3) участие в собраниях;

4) участие в управлении организацией;

5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;

6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, и отпуска продолжительностью, не ниже установленной Трудовым кодексом;

7) государственное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантии в случае инвалидности и потери работы;

8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;

9) судебную и иную защиту трудовых прав.

Основные обязанности работников перечислены в ст. 53 Трудового кодекса:

1) добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, в том числе установленные нормы труда;

2) подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам;

3) не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

4) обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;

5) соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;

6) бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;

7) принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т. д.) и немедленно сообщать о случившемся нанимателю;

8) поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте;

9) соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей;

10) хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ;

11) исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Юридические гарантии трудовых прав работников в зависимости от содержания и способов осуществления принято подразделять на материально-правовые и процессуальные. Кроме того, по целевому назначению указанные гарантии традиционно подразделяют на гарантии реализации трудовых прав граждан и гарантии охраны этих прав.

Гарантиями реализации трудовых прав являются нормы, предписывающие варианты поведения в процессе реализации соответствующих трудовых прав (нормы, обеспечивающие возможность реализации гражданами права на труд, на соответствующие условия труда и т. п.). К гарантиям охраны трудовых прав относят нормы, посредством определенных предписаний (запретов, санкций) обеспечивающие соблюдение реализуемых либо реализованных трудовых прав (например, нормы, ограничивающие увольнение по инициативе нанимателя).

Юридическая ответственность работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей может быть дисциплинарной, материальной, административной (в отношении отдельных должностных лиц), уголовной (в отношении отдельных должностных лиц).

5.3. Наниматели как субъекты трудового права

Наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст. 1 ТК).

На основе данного определения можно выделить три группы нанимателей:

1) наниматели – юридические лица;

2) индивидуальные предприниматели;

3) наниматели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

Наниматели – юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (п. 1 ст. 44 Гражданского кодекса). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 47 Гражданского кодекса), тогда же приобретает и трудовую правосубъектность.

Обособленные структурные подразделения юридических лиц в соответствии с и. 3 ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь не являются юридическими лицами, а следовательно, не относятся к категории нанимателей, но могут выступать от их имени.

Выделяют два критерия трудовой правосубъектности нанимателя – юридического лица:

• оперативный (способность осуществлять подбор и расстановку кадров, организовывать труд работников, создавать необходимые условия труда и т. п.);

• имущественный (способность осуществлять оплату труда работников (наличие обособленных фондов заработной платы, соответствующих счетов в банках и т. п.)).

При этом несмотря на формальное сходство (наличие обособленного имущества; способность нести самостоятельную ответственность, выступать от своего имени во взаимоотношениях с другими субъектами права, быть истцом или ответчиком и т. п.) не следует отождествлять трудовую правосубъектность и гражданскую правосубъектность юридических лиц. Признаки трудовой правосубъектности характеризуют юридические лица с точки зрения субъектов права, участвующих в общественных отношениях, складывающихся внутри кооперации труда, тогда как признаки гражданской правосубъектности – с позиций субъекта права, выступающего в гражданском обороте (вне данной кооперации труда).

Наниматели – физические лица. В числе физических лиц, способных выступать в качестве нанимателя, выделяют индивидуальных предпринимателей, а также иных физических лиц, которым законодательством предоставлено право найма и увольнения работников.

Право использования индивидуальным предпринимателем наемного труда основывается на положениях ст. 22 Гражданского кодекса, а также нормах Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»[25]. В соответствии с и. 2 данного Указа для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.

Трудовой кодекс Республики Беларусь не устанавливает перечня физических лиц – нанимателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Вывод о возможности указанных физических лиц выступать в качестве нанимателей можно сделать на основании норм гл. 26 Трудового кодекса, определяющей особенности регулирования труда домашних работников. В соответствии со ст. 308 Трудового кодекса домашними работниками признаются лица, выполняющие по трудовому договору работу в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством. С учетом данной нормы физические лица – наниматели, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе использовать наемный труд для выполнения работ в домашнем хозяйстве, оказания им технической помощи в литературной, иной творческой деятельности и других видов услуг, предусмотренных законодательством. Перечень видов услуг, которые могут выполняться домашними работниками, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 августа 2006 г. № 99 «Об утверждении перечня видов услуг, которые могут выполняться домашними работниками»[26].

К критериям трудовой правосубъектности нанимателей – физических лиц следует отнести волевой и возрастной. При этом представляется оправданной точка зрения, что применительно к возрастному критерию следует вести речь о необходимости достижения физическим лицом совершеннолетия для возникновения нанимательской правосубъектности[27]. Отметим также, что в нормах Трудового кодекса данный вопрос не урегулирован.

Основные права нанимателя сосредоточены в ст. 12 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой наниматель имеет право:

1) заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным Трудовым кодексом и законодательными актами;

2) вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;

3) создавать и вступать в объединения нанимателей;

4) поощрять работников;

5) требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;

6) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом;

7) обращаться в суд для защиты своих прав.

Статья 54 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет обязанности нанимателей при приеме на работу:

1) потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

2) ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

3) ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

4) провести вводный инструктаж по охране труда;

5) оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

6) в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку

В случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании наниматель обязан направить запрос в республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в сфере образования, о подтверждении факта его выдачи конкретному лицу (ч. 2 ст. 54 ТК).

Статья 55 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет обязанности нанимателей при организации труда работников:

1) рационально использовать труд работников;

2) обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;

3) вести учет фактически отработанного работником времени;

4) выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;

5) обеспечивать условия труда, соответствующие требованиям по охране труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности;

6) принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;

7) в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;

8) обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;

9) обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;

10) своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними;

11) обеспечивать подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством;

12) создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования в соответствии с Трудовым кодексом;

13) обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах;

14) представлять статистические данные по вопросам условий и охраны труда в объеме и порядке, определенных законодательством;

15) оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением);

16) отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и законодательством;

17) создавать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны (ст. 55 ТК, п. 161);

18) исполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров (ст. 55 ТК, п. 17).

Гарантии прав нанимателя традиционно подразделяют на материально-правовые (например, нормы, определяющие ограничения при расторжении трудового договора по инициативе работника; нормы, устанавливающие материальную ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю, и т. п.) и процессуальные (например, нормы в части порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности, обращения нанимателя в суд и т. п.).

Юридическая ответственность нанимателей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей может быть гражданско-правовой, материальной, административной, а в отношении нанимателей – физических лиц – уголовной.

5.4. Профсоюзы как субъекты трудового права. Правовой статус профсоюзов

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст. 1 ТК).

Профсоюзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХII «О профессиональных союзах»[28] (далее – Закон о профсоюзах), иными актами законодательства о труде. Значительный объем прав в сфере трудовых отношений предоставлен профсоюзам нормами Трудового кодекса.

В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами являются юридическими лицами.

Государственная регистрация республиканских профсоюзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, территориальных профсоюзов, профсоюзов в организациях – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 605 «О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)»[29]). Порядок и условия государственной регистрации профсоюзов определены Положением о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций), утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»[30].

Для создания и деятельности республиканского профсоюза необходимо не менее пятисот учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска; территориального профсоюза – не менее пятисот учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профсоюза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа, но не менее 10 человек.

Трудовая правосубъектность профсоюза возникает с момента его государственной регистрации. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений – решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов – решением суда по заявлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

Основными принципами создания и деятельности профсоюзов являются:

1) независимость от органов государственной власти, нанимателей и других организаций или объединений (данный принцип находит свое закрепление в нормах, устанавливающих запрет вмешательства в деятельность профсоюзов, если это может повлечь ограничение их прав или препятствовать их законной деятельности; имущественную самостоятельность профсоюзов и др.);

2) самоуправление (принцип проявляется в нормах, закрепляющих право профсоюзов на самостоятельную внутреннюю организацию);

3) добровольность объединения в профсоюзы (реализация данного принципа обеспечивается с помощью норм, наделяющих соответствующих субъектов правом создавать профсоюзы по своему выбору и вступать в них при условии соблюдения их уставов; правом создавать профсоюзы без предварительного разрешения);

4) равноправие (все профсоюзы и их органы одного уровня имеют равные права независимо от численности и других признаков, принуждение (дискриминация) или преимущественное обращение (фаворитизм) со стороны государства в отношении какого-либо профсоюза не допускается).

5) законность создания и деятельности профсоюзов.

Отметим, что принципу равноправия не противоречит институт наиболее представительного профсоюза, если определение такого профсоюза основывается на объективных, заранее сформулированных критериях, а признание его наиболее представительным не выходит за рамки предоставления данному профсоюзу определенных прав, не лишая при этом другие профсоюзы основных средств защиты своих членов.

В соответствии со ст. 7 Закона о профсоюзах основаниями представительности республиканских профсоюзов (объединений профсоюзов) и их организационных структур в органах государственного управления является наличие:

• соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов и требованиями законодательства Республики Беларусь;

• установленной ежегодной внутрипрофсоюзной статистической отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.

Республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, имеющие указанные основания представительности, обладают всеми полномочиями, предоставленными Законом о профсоюзах, и на соответствующих уровнях обеспечивают защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.

Республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, не имеющие установленных Законом о профсоюзах оснований представительности, отстаивают интересы своих членов в пределах предоставленных законодательством Республики Беларусь полномочий, а также путем присоединения (с согласия сторон) к коллективным договорам (соглашениям), заключаемым наиболее представительными профсоюзами или их объединениями.

Основные права профсоюзов закреплены в гл. 2 Закона о профсоюзах. К ним относятся:

1) права по защите трудовых прав граждан:

• защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, высвобождаемых из организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и законодательством Республики Беларусь;

• защищают трудовые права граждан – членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица;

• вправе (в лице правовых инспекторов труда профсоюзов) при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, требовать от нанимателя в интересах работника – члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) в случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению);

• вправе при осуществлении общественного контроля в форме проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора (соглашения).

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя производится после предварительного, но не позднее чем за две недели, уведомления соответствующего профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.

Ликвидация или реорганизация организаций, их структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления (не позднее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов граждан;

2) права по социальной защите граждан (ст. 11 Закона о профсоюзах) профсоюзы:

• вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности, а также мер по социальной защите граждан, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, в решении вопросов, связанных с оздоровлением и медицинским обслуживанием граждан, и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по социальной защите граждан;

• в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, участвуют в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), – в распределении средств, предназначенных для жилищного строительства;

• осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях;

3) право на участие в решении вопросов приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

4) права в области охраны труда (ст. 13 Закона о профсоюзах); в частности, профсоюзы имеют право:

• осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

• участвовать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда;

• участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности;

• в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, требовать от нанимателя устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления этим нанимателем выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений (при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда техническими инспекторами труда);

• при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора (соглашения), требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих;

5) права в социально-партнерской сфере: право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений), на заключение соглашений в социально-трудовой сфере, на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения), на объявление забастовок;

6) право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах;

7) право на информацию и др.

Юридические гарантии прав профсоюзов находят свое закрепление в гл. 3 Закона о профсоюзах. В их числе могут быть выделены:

• обязанности нанимателей (их объединений), государственных органов, субъектов хозяйствования, общественных объединений и должностных лиц по отношению к профсоюзам (соблюдать права профсоюзов, не препятствовать представителям профсоюзов посещать организации, в которых работают члены этих профсоюзов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, создавать условия для осуществления деятельности профсоюзов);

• имущественные гарантии, закрепленные в ст. 27 Закона о профсоюзах. В соответствии с указанной статьей профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

В собственности профсоюзов могут находиться капитальные строения (здания, сооружения), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации физической культуры и спорта, туризма, культурно-просветительные организации, учреждения среднего специального, высшего образования, центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих и другие организации, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов. Источники доходов организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются финансовыми и налоговыми органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды;

• личные гарантии (гарантии прав профсоюзных работников, определяемые ст. 24 Закона о профсоюзах). В частности, в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то профсоюзным работникам этого профсоюза предоставляются следующие гарантии (если иное не предусмотрено этим договором (соглашением)):

– расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается лишь с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны;

– расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;

– лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях;

– работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации;

– привлечение к дисциплинарной ответственности представителей профсоюзов, уполномоченных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на осуществление общественного контроля, и работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых в организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, в примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа;

– коллективным договором (соглашением) могут предусматриваться дополнительные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же социальными и трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (соглашением).

Ответственность профсоюзов.

В соответствии со ст. 29 Закона о профсоюзах профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

С учетом охарактеризованных элементов правового статуса профсоюзов могут быть обозначены его особенности:

1) юридические обязанности не возлагаются прямо государством на профсоюзы, а вытекают из их защитной функции;

2) обязанности профсоюзов являются обязанностями перед работниками, а не перед государством;

3) выполнение соответствующих обязанностей обеспечивается в первую очередь силой общественного (внутрипрофсоюзного) воздействия.

5.5. Коллектив работников как субъект трудового права, его полномочия и представительные органы. Иные субъекты трудового права

Понятие «трудовой коллектив» в настоящее время не используется в нормах Трудового кодекса Республики Беларусь[31]. Вместо указанного понятия в Трудовом кодексе и иных актах законодательства о труде употребляется, как правило, термин «работники».

Единой точки зрения относительно того, является ли трудовой коллектив субъектом трудового права, в науке трудового права не сформировано. Одни ученые расценивают трудовой коллектив как самостоятельный субъект трудового права, другие[32] не относят его к числу «полноценных» субъектов трудового права.

Обоснованной представляется точка зрения, что трудовой коллектив является одним из субъектов трудового права, а для его легализации в качестве такового «государство должно четко определить правовой статус этой социальной общности и именовать его в трудовом законодательстве термином «трудовой коллектив», сформулировав в Трудовом кодексе соответствующее легальное определение[33]. Отметим, что в Кодексе законов о труде, утвержденном Законом Республики Беларусь от 23 июня 1972 г. (в ред. законов Республики Беларусь от 15 декабря 1992 г. и 16 июня 1993 г.)[34], имелась глава XV-A «Трудовой коллектив предприятия», в нормах которой закреплялось понятие трудового коллектива, определялся порядок создания и деятельности его органов, их полномочия, гарантии работникам, избранным в состав представительных органов трудового коллектива.

Имеющийся в настоящее время пробел в национальном законодательстве в части организационных вопросов формирования воли трудового коллектива в силу норм Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. № 261-3 «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР»[35]предлагается преодолевать путем применения норм Закона СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями»[36]. С учетом традиционно сложившегося подхода трудовой коллектив составляют все работники (лица, с которыми заключены трудовые договоры), осуществляющие совместную трудовую деятельность в конкретной организации, за исключением руководителя организации и его заместителей[37]. Трудовой коллектив, таким образом, это не случайное скопление людей или группировка их по какому-либо признаку, а целостное социально-трудовое объединение, обладающее организационным единством, общими органами управления, действующими в рамках конкретной организации, применяющей труд наемных работников.

Высшим органом трудового коллектива является общее собрание (конференция). По решению трудового коллектива могут создаваться и иные его органы. Общее собрание и конференция по своему правовому статусу равны.

Конференции обычно проводятся в организациях, где созыв собраний затруднен в связи с большой численностью работников, либо в связи с многосменной работой, либо в связи с территориальной разобщенностью структурных подразделений. Конференция предполагает присутствие не всех работников организации, а только делегатов от определенных групп работников. Конференция считается полномочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов (ч. 2 ст. 379 ТК, ч. 3 ст. 389 ТК). Собрание предполагает созыв всех работников данной организации. Собрание правомочно, если на нем присутствует более половины работников (ч. 2 ст. 379 ТК, ч. 3 ст. 389 ТК).

Решения на собрании (конференции) могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием. Как правило, голосование бывает открытым, однако в случаях, предусмотренных законодательством (например, решение о проведении забастовки принимается тайным голосованием – ч. 1 ст. 389 ТК)) либо по решению самого собрания (конференции) проводится тайное голосование.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь определяется только ряд полномочий, предоставленных высшему органу трудового коллектива. В частности, к компетенции общего собрания (конференции) Трудовой кодекс относит:

• утверждение требований работников в случае возникновения разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст. 379 ТК);

• принятие решения о проведении забастовки (ст. 389 ТК);

• принятие решения о прекращении забастовки (ст. 394 ТК).

Вопросы периодичности, порядка созыва и ведения собрания (конференции), избрания председателя, принятия и оформления решений, ведения делопроизводства, как правило, регулируются на локальном уровне посредством утверждения соответствующего положения (регламента). Общее собрание (конференция) вправе (но не обязаны) создавать иные органы трудового коллектива и определять их компетенцию с учетом действующего законодательства.