Глава 3
Источники трудового права
3.1. Понятие и особенности источников трудового права
Понятие «источники права» в науке принято рассматривать в двух аспектах:
1) в материальном смысле – как объективные факторы, порождающие право как социальное явление и влияющие на его развитие (экономические, политические, социальные потребности общества). Иными словами, материальные условия жизни общества, способ производства, экономический строй общества являются той силой, под влиянием которой создается право, поэтому данные факторы могут рассматриваться как источники права;
2) в формально-юридическом смысле – как способы (внешняя форма) выражения правовых норм, принимаемых компетентными на то органами либо лицами; способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм и придания им тем самым определенной юридической силы.
Выделяют также идеологические (правосознание, правовая культура) и «институциональные» (деятельность законодательных, судебных органов и др.) источники[12].
В связи с такого рода многоаспектностью понятия «источники права» следует отметить, что понятие источников трудового права традиционно рассматривается в юридической литературе и будет рассматриваться в настоящей главе в формально-юридическом смысле. Под источниками трудового права следует понимать внешне объективированные результаты правотворческой деятельности международных организаций, компетентных государственных органов, иных уполномоченных на осуществление данной деятельности субъектов трудового права в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Приведенное определение позволяет утверждать, что источники трудового права представляют собой многоуровневую систему международных источников (международных документов, закрепляющих общепризнанные принципы и нормы в сфере труда) и национальных источников (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, иные акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные правовые акты).
С учетом вышеуказанной многоуровневой системы источников трудового права можно обозначить их основные особенности:
1) значительное влияние положений, закрепленных в соответствующих международных источниках, на развитие национальных источников трудового права (при этом наибольший удельный вес в числе международных источников занимают Конвенции МОТ);
2) наделение при формировании национальных источников правом на участие в правотворчестве (создании источников трудового права) не только компетентных государственных органов, но и на соответствующем уровне коллективных субъектов трудового права (в частности, представительных органов работников, представительных органов нанимателей), а также самих нанимателей;
3) значительный процент нормативных правовых актов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь среди национальных источников трудового права;
4) особое значение в регулировании трудовых и связанных с ними отношений придается таким источникам трудового права, как локальные нормативные правовые акты;
5) наличие достаточно большой степени дифференциации в правовом регулировании труда в зависимости от особенностей производства, условий работы, субъектных признаков и социальных групп работников и др.
Источники трудового права следует разграничивать с актами применения норм трудового права, к которым относятся организационно-распорядительные документы нанимателя (например, приказы о поощрении работников, об увольнении и т. п.), а также соответствующие решения органов по рассмотрению трудовых споров. Акт применения норм права в отличие от источника права, во-первых, не создает норм права, а только базируется на них (это не результат правотворчества, а результат правоприменения), во-вторых, распространяет свое действие на изначально определенный круг лиц и, в-третьих, рассчитан, как правило, на однократное применение.
Понятие «источники трудового права» следует разграничивать с понятием «источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений», которое используется в ст. 7 Трудового кодекса. Последнее из указанных понятий будет являться более широким, поскольку им охватываются не только нормативно-правовые источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений (собственно источники трудового права), но и индивидуально-договорные источники (в частности, трудовой договор, индивидуальные соглашения о труде).
3.2. Понятие, субъекты и виды источников международно-правового регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование вопросов, связанных с применением труда, с помощью правовых актов, принимаемых международными организациями, и международных договоров.
Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда является система стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, закрепленная в актах, принятых Организацией Объединенных Наций (далее – ООН), МОТ, актах региональных объединений государств, а также в двусторонних соглашениях государств. Указанная система стандартов получила название международных стандартов труда.
Особое значение для закрепления международных трудовых стандартов имеют акты ООН и МОТ, поскольку указанные акты обобщают мировой опыт в области регулирования трудовых и связанных с ними отношений, носят универсальный характер, обозначают необходимый минимум социально-трудовых прав, который должен быть обеспечен на национальном уровне.
К основным субъектам международно-правового регулирования труда традиционно относят ООН и МОТ.
Организация Объединенных Наций является универсальной международной организацией, созданной для поддержания мира, международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. В числе универсальных международно-правовых актов данной организации можно выделить:
• Всеобщую декларацию прав человека (1948), в которой сформулированы основные неотъемлемые и неотчуждаемые права человека (на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливые и благоприятные условия труда, на равную оплату за равный труд и др.);
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), закрепляющий и гарантирующий право каждого на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы и участие в забастовках и др.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), устанавливающий запрет принудительного труда, рабства и работорговли, гражданскую и политическую свободу, свободу от нужды и иные права, имеющие значение в сфере регулирования труда.
Кроме того, в ряде конвенций ООН, в частности в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), в Международной конвенции о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) также закреплены международные трудовые стандарты.
Международная организация труда – это международная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН. Структура данной организации основывается на принципе трипартизма, предполагающем построение всех ее органов на трехсторонней основе, что обеспечивает представительство правительств, трудящихся (работников) и предпринимателей (нанимателей, работодателей). Республика Беларусь входит в МОТ с 1954 г.
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда (далее – МКТ). Международная конференция труда собирается ежегодно и состоит из представителей государств – членов МОТ. Каждое государство представлено на МКТ четырьмя делегатами с правом решающего голоса: два делегата – от правительства, один – от предпринимателей (нанимателей, работодателей); один – от трудящихся (работников). На МКТ обсуждаются социальные и трудовые вопросы, принимаются международные нормы, заслушивается отчет о работе исполнительных органов, избирается Административный совет.
Административный совет является исполнительным органом МОТ. Совет организует ее работу в период между конференциями, принимает решения относительно ее политики. Данный орган состоит из 56 человек (из них 28 представителей правительств и по 14 – от предпринимателей (нанимателей, работодателей) и трудящихся (работников)). Административный совет избирает Генерального директора Международного бюро труда и контролирует его работу.
Международное бюро труда является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром.
Основными задачами МОТ являются:
• разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
• помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
• защита социально-трудовых прав человека;
• борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня, развитие социального обеспечения;
• разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
• содействие организациям работников и нанимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
• разработка мер по защите наиболее уязвимых групп работников (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов и др.).
Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворческая деятельность, а к наиболее широко распространенным формам актов международного регулирования труда данной организации следует отнести конвенции и рекомендации.
Конвенция МОТ – это многосторонний международный договор, вступающий в силу после ратификации его, как минимум, двумя государствами – членами МОТ и открытый для ратификации иными государствами. Государство – член МОТ, ратифицировавшее конвенцию, принимает обязательства по соблюдению ее положений и приведению в соответствие с ее нормами норм национального законодательства.
Рекомендации МОТ – это также акты международно-правового регулирования труда, которые достаточно часто дополняют и детализируют положения конвенций, но в отличие от последних не подлежат ратификации, а играют только роль ориентиров при разработке национального законодательства и осуществлении практических мероприятий в социальнотрудовой сфере. Международно-правовое регулирование труда может осуществляться также на региональном уровне (например, в рамках Содружества Независимых Государств) и на уровне двустороннего межгосударственного сотрудничества, что позволяет вести речь о наличии соответствующих субъектов такого регулирования на данных уровнях.
С учетом указанного источниками международно-правового регулирования труда являются международно-правовые акты универсального характера (например, международные договоры, заключенные в рамках ООН, МОТ), регионального характера (международные договоры, заключаемые в рамках региональных международных образований), а также двусторонние соглашения государств.
Соотношение законодательства о труде Республики Беларусь с международным трудовым правом. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного трудового права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Трудовом кодексе Республики Беларусь, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 8 ТК).
3.3. Виды и характеристика источников трудового права Республики Беларусь
Многообразие источников трудового права позволяет осуществлять их классификацию на основе различных критериев, поэтому в юридической литературе имеется значительное количество классификаций указанных источников. Например, в зависимости от уровня принятия все источники трудового права принято подразделять на международные и национальные (в юридической литературе они обозначаются также как внешние и внутренние соответственно).
К международным источникам относятся декларации, конвенции, иные международные договоры, заключаемые на соответствующих уровнях (см. § 3.2).
Национальные источники, в свою очередь, с учетом их иерархии в зависимости от юридической силы (а также с учетом положений ст. 7 ТК) могут быть представлены следующим образом:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Трудовой кодекс Республики Беларусь;
3) иные акты законодательства о труде;
4) коллективные соглашения и коллективные договоры;
5) локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.
Таким образом, важнейшим национальным источником права в целом и трудового права в том числе является Конституция (Основной Закон) Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и закрепляющая основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан:
• на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41);
• вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением (ст. 42);
• отдых (данное право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст. 43));
• охрану здоровья (ст. 45);
• социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47).
Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В сфере трудовых и связанных с ними отношений таким нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., вступивший в силу с 1 января 2000 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь состоит из шести разделов и учитывает сложившиеся в науке трудового права подходы к пониманию системы трудового права (в частности, деление на общую и особенные части, наличие индивидуального и коллективного трудового права). Трудовой кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим законам.
Акты законодательства о труде – это нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов, в числе которых выделяют:
• некодифицированные законодательные акты (законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
• иные акты законодательства о труде (постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, нормативные правовые акты иных республиканских органов государственного управления, комитетов, решения органов местного самоуправления и местных исполнительных и распорядительных органов и др.).
Обратим внимание на то, что от актов законодательства о труде следует отличать законодательные акты, к которым относятся только Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Коллективные соглашения и коллективные договоры также являются источниками трудового права. Статья 358 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет соглашение как нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Соглашения могут быть заключены на республиканском (генеральное), отраслевом (тарифное) и региональном (местное) уровнях.
Коллективный договор в соответствии со ст. 361 Трудового кодекса – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Отметим, что в юридической литературе вопрос об обоснованности отнесения коллективных договоров и соглашений к локальным нормативным правовым актам является дискуссионным, хотя ст. 1 Трудового кодекса определяет коллективные договоры и соглашения именно как локальные нормативные правовые акты.
Локальный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. В трудовом праве локальные нормативные правовые акты – это, как правило, акты, принятые в установленном порядке у конкретного нанимателя. К числу локальных нормативных актов ст. 1 Трудового кодекса, помимо коллективных договоров, соглашений относит также правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. В частности, к локальным нормативным правовым актам относят также положение о премировании, должностные инструкции, графики работ (сменности), графики отпусков и т. п.
Отметим также, что в ст. 7 Трудового кодекса в качестве источника регулирования трудовых и связанных с ними отношений обозначен трудовой договор. Вместе с тем в силу приводимых ранее различий между понятиями «источники трудового права» и «источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений» (см. § 3.1) трудовой договор к источникам трудового права не относится.
3.4. Действие законодательства о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Единство и дифференциация в трудовом праве
Действие законодательства о труде во времени. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Трудового кодекса Республики Беларусь законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством. При этом ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-3 предусматривает, что нормативный правовой акт (его часть) приобретает обратную силу: 1) если это предусмотрено в самом нормативном правовом акте или в нормативном правовом акте о введении его в действие; 2) если нормативный правовой акт смягчает или отменяет юридическую ответственность; 3) если нормативный правовой акт иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется его действие.
Нормативный правовой акт действует в течение неопределенного срока, если в нем не оговорено иное; если акт (его часть) носил срочный характер, то он утрачивает свою силу по истечении установленного срока либо в связи с наступлением определенного указанного в нем события. Кроме того, нормативный правовой акт (его часть) утрачивает силу в связи с официальной отменой соответствующих норм. Согласно ч. 2 ст. 8 Трудового кодекса по отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.
Действие законодательства о труде в пространстве и по кругу лиц. Общая норма, определяющая особенности действия законодательства о труде в пространстве и по кругу лиц, в Трудовом кодексе отсутствует. Данный факт обусловлен прежде всего невозможностью установления единых правил в силу многообразия источников трудового права. Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь, определяющая его сферу действия, устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь.
Применительно к остальным источникам трудового права особенности действия их в пространстве и по кругу лиц следует определять в зависимости от вида (а в ряде случаев – и от содержания) соответствующих нормативных правовых актов. Так, например, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, как правило, распространяются на всю территорию Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующую территорию Республики Беларусь, локальные нормативные правовые акты действуют в пределах конкретной организации, если в самих указанных источниках не обозначено иное. Аналогичным образом вывод о действии указанных источников трудового права по кругу лиц следует делать с учетом их содержания.
Единство и дифференциация в трудовом праве. Одним из основных принципов трудового права, как указывалось ранее, является принцип единства и дифференциации, предполагающий, с одной стороны, обязательность (единство) для всех нанимателей и работников норм законодательства о труде и, с другой стороны, необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию трудовых и связанных с ними отношений в связи с наличием ряда особенностей их участников.
Основания дифференциации традиционно принято подразделять на две группы:
1) основания, обусловленные объективными обстоятельствами (дифференциация по отраслевому признаку; дифференциация в зависимости от конкретных условий труда; территориальная дифференциация; характер трудовой связи между работником и нанимателем);
2) основания, обусловленные субъективными (по терминологии ряда источников – субъектными) обстоятельствами (например, половозрастными, физиологическими особенностями работников).
С учетом необходимости соблюдения принципа единства и дифференциации в трудовом праве правовые нормы, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, в зависимости от сферы их действия принято подразделять на общие (распространяющиеся на всех работников и нанимателей) и специальные (действующие в отношении отдельных категорий работников или нанимателей). Специальные нормы, в свою очередь, делятся на нормы-изъятия, нормы-дополнения и нормы-приспособления. Нормы-изъятия – это нормы, предусматривающие исключения из правил, установленных общими нормами (например, в отношении временных, сезонных работников, работников-надомников и др.). К нормам-дополнениям относят нормы, устанавливающие дополнительные гарантии и льготы. Нормы-приспособлен и я – это нормы, приспосабливающие общие нормы к особенностям условий труда определенных категорий работников (например, особенности режима труда, техники безопасности). Специальные нормы отменяют действие общей нормы в отношении соответствующих субъектов и сохраняют свою юридическую силу при изменении общей нормы.