Вы здесь

Трудовое право. Краткий курс. Тема 3. Социальное партнерство в сфере труда (Е. Н. Евстигнеев, 2009)

Тема 3

Социальное партнерство в сфере труда

Изучение этой темы позволит вам уяснить:

• сущность и значение социального партнерства;

• основные принципы, на которых оно основывается;

• уровни социального партнерства;

• формы социального партнерства;

• порядок формирования и основы деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3.1. Понятие, стороны и система социального партнерства

Социальному партнерству в сфере труда посвящены 7 глав Трудового кодекса. Этот новый институт трудового права обусловлен вхождением России в рыночную экономику, усилением договорных методов регулирования труда. Теоретические основы этого института трудового права разработаны еще задолго до принятия Трудового кодекса 2002 г. профессором А. С. Пашковым.[3] Основное назначение социального партнерства – упреждать социальные конфликты, добиваться принятия взаимоприемлемых решений путем согласования социально-экономических интересов работодателей и наемных работников.[4]

Определение социального партнерства дается в ст. 23 ТК. Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами

местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Представителями работников в зависимости от формы социального партнерства выступают: профессиональные союзы и их объединения; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные избираемые работниками представители в случаях, предусмотренных законодательством. Таковыми, например, являются комиссии по трудовым спорам, в которых представители работников избираются общим собранием (конференцией) сотрудников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Аналогично избираются представители работников для переговоров с работодателями при возникновении коллективных трудовых споров.

Представителями работодателей также в зависимости от форм социального партнерства могут выступать руководители организаций, работодатели – индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими лица, а также объединения работодателей, создаваемые для представления и защиты интересов своих членов. Представителями работодателей – государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций – также являются органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

В ст. 24 ТК сформулированы основные принципы, на которых базируется социальное партнерство:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях (ст. 26 ТК).

На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.

На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъектах РФ.

На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).

На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях.

На локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

В соглашениях, заключаемых на межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях, не могут содержаться положения, снижающие уровень правовых гарантий работников по сравнению с нормами, содержащимися в федеральных соглашениях. В то же время включение в указанные соглашения дополнительных льгот, преимуществ и других норм, улучшающих положение работников, вполне допустимо и даже желательно.

3.2. Формы социального партнерства

Статья 27 ТК предусматривает четыре формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных, связанных с ними, отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

• участие работников и их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Коллективные переговоры, а также взаимные консультации (переговоры) между представителями работников и работодателей ведутся по поводу подготовки, заключения коллективных договоров и соглашений, внесения изменений в указанные нормативные акты, а также по другим проблемам социально-трудовых отношений. Инициатива их проведения может исходить от представителей каждой из сторон. Причем представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения оповещения.

Порядок ведения коллективных переговоров и урегулирования возникающих в ходе переговоров разногласий регламентируется ст. 36–38 ТК. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон.

Работники и их представители наделены широкими правами по участию в управлении организациями (предприятиями) – ст. 52–53 ТК. Эти права могут осуществляться работниками как непосредственно, так и через представительные органы (профсоюзные и др.). При этом работодатель обязан обеспечивать работникам и их представителям возможности для реализации их прав.

В порядке и в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан при принятии решений учитывать мнение представительного органа работников (ст. 371–373 ТК). Такая обязанность лежит на работодателе во многих случаях: при увольнении по его инициативе некоторых категорий работников по предусмотренным в законе основаниям; при введении неполного рабочего времени для предотвращения массовых увольнений сотрудников; при привлечении в ряде случаев к сверхурочным работам и во многих других.

Представительные органы работников участвуют в проведении консультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Представители работников вправе получать информацию от работодателя по всем проблемам, затрагивающим интересы работников, в том числе по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических мероприятий, влекущих изменение условий труда; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. При этом они могут участвовать в заседаниях органов управления организацией при их рассмотрении и вносить соответствующие предложения по разрешению возникших проблем.

Этим не исчерпываются возможности социального партнерства. Предусмотрены и некоторые другие формы участия работников в управлении организацией.

Представители работников и работодателей на паритетных началах участвуют в досудебном рассмотрении трудовых споров. Так, первичным органом по рассмотрению большинства индивидуальных трудовых споров, связанных с применением законодательства о труде, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, является комиссия по трудовым спорам, создаваемая в организациях из равного числа представителей работников и работодателей (ст. 384 ТК). Ее решения имеют обязательную силу для работодателей.

На равноправной основе из представителей сторон (работников и работодателей) формируется примирительная комиссия для разрешения коллективных трудовых споров. Если согласие в этой комиссии не будет достигнуто, стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 402 ТК).

3.3. Органы социального партнерства

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии формируются на всех уровнях на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства (ст. 35 ТК).

Комиссии создаются в целях:

• обеспечения регулирования социально-трудовых отношений;

• ведения коллективных переговоров;

• подготовки проектов коллективных договоров и соглашений;

• заключения коллективных договоров и соглашений;

• контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

На федеральном уровне формируется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ.

Членами Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Основными задачами Комиссии являются:

• ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ;

• содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

• проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законодательных актов в области социально-трудовых отношений;

• согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

• рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

• изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства.

В ст. 5 упомянутого Закона определен порядок принятия решений Комиссией: решение считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, а также положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне комиссии формируются с целью ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

В организациях также образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Законом установлены гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения. Они освобождаются на это время от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более чем на 3 месяца. Представители работников в период ведения коллективных переговоров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены (за исключением случаев увольнения за правонарушение) по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (ст. 39 ТК).

Законом РФ от 30 июня 2006 г. заметно усилена роль системы социального партнерства в сфере труда.

Органы социального партнерства теперь участвуют в реализации государственной политики в сфере труда путем привлечения их к правотворческой деятельности государства (ст. 351 ТК). Так, на органы государственной власти РФ и субъектов РФ возложена обязанность направлять в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты нормативных актов в сфере труда и программ социально-экономического развития. Решения комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими эти акты.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывает рекомендации по установлению систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые должны учитываться Правительством при подготовке проекта бюджета на очередной год (ст. 135 ТК).

Расширен круг вопросов, которые решаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующих комиссий: региональных, территориальных, отраслевых.

На локальном уровне социального партнерства работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного органа:

• разрабатывают и утверждают правила и инструкции по охране труда для работников (ст. 212 ТК);

• устанавливают нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 223 ТК);

• устанавливают повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых, вредных и опасных работах (ст. 219 ТК) и т. д.

Из приведенных нововведений ясно, что в современный период достаточно активно развиваются отношения социального партнерства в сфере труда.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что такое социальное партнерство? Кто является его сторонами и имеет ли какая-либо из сторон приоритет при решении вопросов регулирования социально-трудовых отношений?

2. На каких принципах основывается социальное партнерство и в чем смысл и значение каждого из них?

3. Каковы уровни социального партнерства?

4. В каких формах осуществляется социальное партнерство? Какие из них вам представляются более значимыми и почему?

5. Каковы органы социального партнерства? С какими целями формируются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и чем обусловливается деление их на двусторонние и трехсторонние?

6. По каким направлениям в современный период усиливается роль социального партнерства?