Глава 6
Трудоустройство и занятость населения
При переходе к рыночным отношениям складывается противоречивая ситуация в области распределения и использования трудовых ресурсов. С одной стороны, наличие рынка труда создает конкуренцию в борьбе за рабочие места, усиливает заинтересованность работников в повышении квалификации, смягчает проблему дисциплины труда, открывает широкие возможности для развития инициативы и предприимчивости. С другой стороны, все это сопровождается структурной перестройкой экономики, технологическими изменениями в производственной сфере и, как следствие, таким социально-экономическим явлением как безработица.
Абсолютной безработицы, когда потерявшее работу лицо бывает согласно на «любую работу», практически не бывает. Безработица носит, как правило, структурный характер, когда при избытке одних профессий ощущается недостаток других.
В переходный период недостаточно эффективно работает механизм рыночной саморегуляции, основанный на спросе и предложении труда, что и порождает проблему занятости трудоспособного населения. Проблемы безработицы, занятости, трудоустройства носят глобальный характер. Они остры и для экономически развитых стран и в то же время специфичны для каждой отдельно взятой страны.
Своеобразно и «лицо» российской безработицы. Она более чутко реагирует на различные экономические и социальные процессы и явления, носит ярко выраженный структурный и региональный характер. При наличии значительного количества безработных в стране существует постоянный спрос не только на малопрестижные и низкооплачиваемые работы, но и на высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов и представителей некоторых рабочих профессий. Экономическая модернизация страны настоятельно требует перевода рынка труда на инновационный путь – удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, в том числе и за счет привлечения иностранной рабочей силы.
Безработица провоцирует преступность.
На этом фоне значительно возрастает роль права в регулировании занятости и трудоустройства. Оно призвано закреплять права и свободы человека труда, обеспечивать защиту интересов участников рынка труда, гарантировать безусловное исполнение нормативных установок и договорных обязательств в сфере труда.
6.1. Понятие трудоустройства и занятости
Безработица — социально-экономическое явление, связанное с нарушением на рынке труда баланса между спросом и предложением рабочей силы. При безработице часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу из-за отсутствия на рынке труда рабочих мест при достигнутом уровне заработной платы в обществе.
Трудоустройство — система правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле под трудоустройством понимают процесс поиска работы и устройства на работу всеми доступными способами, не противоречащими законодательству (самостоятельное обеспечение работой, внутреннее трудоустройство сокращаемых работников, обеспечиваемое работодателем, в порядке целевой контрактной подготовки специалистов и т. д.). В узком смысле трудоустройство – поиск и устройство на работу при содействии органов службы занятости.
Значение трудоустройства заключается в следующем:
1) оказание гражданам содействия в реализации права на труд, устройстве на работу;
2) помощь работодателям в подборе необходимой рабочей силы;
3) сокращение потерь рабочего времени при подыскании работы.
Трудоустройство есть средство обеспечения занятости населения.
Занятость в широком смысле – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017 № 235-ФЗ), далее – Закон о занятости). В узком смысле – это трудовая деятельность по найму или иным основаниям, которая приносит регулярный заработок или доход.
Конституция РФ гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ), т. е. свободно по своему волеизъявлению выбирать тот или иной вид занятости. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 ТК РФ). Незанятость граждан не может служить основанием привлечения их к юридической ответственности (ст. 1 Закона о занятости).
В соответствии со ст. 2 Закона занятыми считаются следующие лица:
• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
• зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
• обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению службы занятости населения;
• временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.
Согласно Постановлению КС РФ от 25 мая 2010 г. № 11-П не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице учредители или участники организаций, которые имеют в них имущественные права (работники, которые участвовали в приватизации предприятий, вложившие ваучеры в хозяйственное общество, имеющие какую-либо долю в уставном капитале, независимо от того получают или не получают они доходы). Это положение не касается простых держателей акций, ваучеров, владельцев паев. Конституционный Суд РФ указал, что государство не освобождается от обязанности оказывать помощь тем участником хозяйственных обществ, которые оказались малоимущими или в бедственном положении.
В категорию занятых граждан не включаются лица, занятые домашним хозяйством, воспитанием детей, уходом за больными членами семьи, благотворительностью и т. п. Эти лица выполняют полезные для общества функции, не приносящие им какого-либо дохода. В силу этого они не попадают под понятие «занятых» граждан.
Занятому населению противостоят «незанятые» граждане. Среди них выделяются:
• нетрудоспособные лица (несовершеннолетние, нетрудоспособные пенсионеры и инвалиды);
• трудоспособные лица в трудоспособном возрасте:
• лица, по разным причинам ранее прекратившие трудовые отношения и не установившие их вновь (домохозяйки, лица, ухаживающие за детьми, больными членами семьи и т. п.)
• лица, не желающие заниматься общественно-полезным трудом (бомжи, алкоголики, наркоманы, проститутки и другие социально-деградированные маргинальные типы населения).
До недавнего времени к гражданам, не желающим заниматься общественно полезной деятельностью, культивировалось резко отрицательное отношение как к тунеядцам, ведущим паразитический образ жизни.
Особое положение среди «незанятых» граждан занимают безработные. Понятия «безработный» в житейском смысле и «безработный» в юридическом значении не совпадают. Не совпадают они и в нормах российского и международного трудового права.
Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то данное обстоятельство еще не основание считать его безработным. Всегда существовала и существует категория лиц, которые могут и способны, но по каким-то причинам не желают трудиться.
В разных странах применяются разные методики подсчета количества безработных. Применяемая в России методика отличается от методики Международной организации труда (МОТ). Согласно методике подсчета МОТ к безработным относят всех, кто не имеет работы, активно ее ищет, в том числе самостоятельно, и готов приступить к ней в кратчайший срок.
Многолетняя практика показывает, что органы службы занятости в РФ регистрируют безработных обычно втрое меньше, чем об их количестве свидетельствуют оценочные данные МОТ. Причина таких расхождений в наличии латентной безработицы. Нигде не учтенные фактически безработные лица оказываются вне какого-либо учета и выведены за рамки социальной помощи и поддержки.
Законом установлены определенные критерии и требования, при наличии которых лицо может быть признано безработным. Безработными признаются лица, отвечающие следующим требованиям:
• трудоспособные, т. е. достигшие установленного законом возраста и способные по состоянию здоровья выполнять определенную работу;
• не имеющие работы и заработка, т. е. лица, не работающие и не имеющие доходов (от участия в хозяйственных товариществах и обществах, проценты по ценным бумагам и др.). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
• зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
• ищущие работу и готовые приступить к ней.
Готовность приступить к работе носит субъективный характер и определяется желанием лица трудиться, а не намерением получать пособие по безработице. Отношение лица к труду выражается в отношении его к предложениям подходящей работы в службе занятости населения (ст. 3 Закона о занятости).
В порядке, установленном законом, безработными могут быть признаны лица, уволенные по разным основаниям с государственной службы (гражданской, военной, иной).
Для того чтобы получить статус безработного лицо должно встать на учет и пройти официальную процедуру признания в качестве безработного. Регистрация безработных в органах службы занятости предоставляет им право на гарантированную государством социальную поддержку, которая включает в себя пособие по безработице, стипендию, материальную помощь и др.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минсоцзащиты РФ (ст. 3 Закона о занятости). Действующий ныне Порядок регистрации безработных граждан определяется Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».
Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости по месту жительства в определенной последовательности (первичная регистрация безработных; регистрация безработных в целях поиска подходящей работы; регистрация лиц в качестве безработных; перерегистрация). Органы службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему) и при этом не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Оказание безработным помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). В случае невозможности предоставления безработным подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у лица профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку, дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
Регистрация лиц в качестве безработных осуществляется в следующем порядке. Безработные, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы службы занятости следующие документы:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
• документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
• справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) предъявляют:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,
• документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Регистрация в качестве безработного осуществляется на основании решения органов службы занятости о признании лица безработным, в случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней с первого дня предъявления указанных документов (ст. 3 Закона о занятости). Лица, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, – не реже одного раза в месяц.
Не могут быть признаны безработными лица:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• получающие в соответствии с пенсионным законодательством трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от профессионального обучения, дополнительного профессионального образования или от предложенной оплачиваемой работы (включая работу временного характера);
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы или не явившиеся в срок для регистрации в качестве безработных;
• осужденные к исправительным работам без лишения свободы или к наказанию в виде лишения свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, другие недостоверные данные для признания их безработными (ст. 3 Закона о занятости).
Лицо, которое не признано безработным, приобретает право на повторное обращение в органы службы занятости для признания безработным через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (ст. 3 Закона о занятости).
Лицу не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование) дважды.
Цель трудоустройства – обеспечение занятости, путем предоставления лицу подходящей для него работы. Подходящая работа – это работа, в т. ч. и временного характера, соответствующая:
• профессиональной пригодности работника;
• уровню профессиональной подготовки;
• условиям последнего места работы;
• состоянию здоровья;
• транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона о занятости).
Главный признак подходящей работы – ее соответствие профессиональной пригодности работника.
Один из критериев подходящей работы – ее транспортная доступность. Она зависит от максимальной удаленности подходящей работы от места жительства лица и определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности (ст. 4 Закона о занятости). Например, в Санкт-Петербурге максимальная удаленность составляет 1,5 часа в одну сторону (от места проживания до места работы).
Подходящей признается любая оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей) предварительной подготовки, включая работу временного характера и общественные работы, которая отвечает требованиям трудового законодательства, для следующих категорий лиц:
• впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
• уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
• прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
• стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
• направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (ст. 4 Закона о занятости).
Не может считаться подходящей работа, если:
• она связана с переменой места жительства без согласия лица;
• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
• предлагаемый заработок лица ниже среднего, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ (ст. 4 Закона о занятости).
При возникновении спора по поводу подходящей или неподходящей работы вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости населения, так и в суде.
6.2. Государственная политика, правовое регулирование трудоустройства и занятости населения
Работу по организации и регулированию занятости населения в РФ осуществляет государство при участии организаций работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления. Цель государственного регулирования занятости населения – содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения.
Содействие занятости — это комплекс социально-экономических, организационных и юридических мер и гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права свободно распоряжаться способностью к труду. Содействие занятости населения обеспечивается проведением активной политики в этой области, мероприятиями по трудоустройству, проведением ярмарок вакансий и рабочих мест, информированием о положении на рынке труда, мерами по социальной адаптации на рынке труда и другими.
Для содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость Российское государство проводит целенаправленную политику (ст. 5 Закона о занятости), основные направления (принципы) которой следующие:
• развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
• обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
• поддержка трудовой и предпринимательской инициативы, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию способностей к производительному и творческому труду;
• осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
• предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
• объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
• координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
• координация деятельности государственных органов, профсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории РФ.
Законодательство о занятости основывается на ст. 37 Конституции РФ (ст. 6 Закона о занятости). Задачами законодательства РФ о занятости населения таковы:
• обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы;
• определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения;
• определение и разграничение компетенции по занятости населения между органами государственной власти различных уровней;
• определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц, а также правовое регулирование их отношений в сфере занятости.
Законодательство о занятости включает в себя:
• федеральные законы;
• иные нормативные правовые акты РФ, включая нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Из них выделяются нормативные правовые акты Минсоцзащиты РФ (положения, инструкции, административные регламенты и др.), методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти, а также действующие и в настоящее время приказы, инструкции, постановления Министерства (труда, затем – труда и социального развития, здравоохранения и социального развития). Министерство труда и социальной защиты РФ выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на принятие нормативных правовых актов.
Отдельные правила, касающиеся трудоустройства, могут содержатся в актах органов местного самоуправления, социального партнерства и в локальных нормах, устанавливаемых в организации.
Центральное место среди правовых нормативных актов, регулирующих занятость населения, занимает Закон о занятости[15].
Исходя из этого, федеральное законодательство о занятости населения призвано:
• разграничивать компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;
• определять круг вопросов в области содействия занятости населения.
В этой части федеральные законы являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
• устанавливать общие нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование занятости населения.
В соответствии со ст. 71–73 Конституции РФ и проводимой государством политикой совершенствования разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, Российская Федерация вправе передать осуществление своих отдельных полномочий в сфере занятости населения органам государственной власти субъектов РФ. Это привело в настоящее время к значительному перераспределению компетенции между РФ и ее субъектами и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере занятости населения.
Полномочия Правительства РФ и Минсоцзащиты РФ в области содействия занятости населения закреплены в ст. 7 Закона о занятости, а полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и органа государственной власти субъекта РФ – в ст. 7.1–1 Закона о занятости.
К полномочиям РФ в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:
• пособия по безработице;
• стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
• материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
• материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
• пенсии, назначенные по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта РФ переданных им полномочий, эти полномочия могут быть изъяты Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ст. 7–1 Закона о занятости).
В соответствии с законодательством о занятости (п. 8 ст. 7-1-1 Закона о занятости) населению могут оказываться следующие государственные услуги:
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
• информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ;
• организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
• организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
• психологическая поддержка безработных граждан;
• профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
• организация проведения оплачиваемых общественных работ;
• организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
• социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
• содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
• содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
• выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно (ст. 15 Закона о занятости). Государственной услугой содействия в занятости могут пользоваться все желающие, независимо от гражданства, места жительства, отношения к занятости (безработные, работающие, студенты, пенсионеры, работодатели, подбирающие для себя персонал и т. п.). Вместе с тем, деятельность службы занятости населения строится на основе приоритетного права на трудоустройство граждан РФ.
Устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения. Федеральные государственные стандарты – совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости.
Федеральные государственные стандарты должны обеспечивать:
• единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в РФ;
• полноту и качество предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения;
• равную доступность государственных услуг в области содействия занятости населения.
Разработка и утверждение федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 15-1 Закона о занятости).
В целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств формируются и ведутся регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц и работодателей. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Этот же орган устанавливает и порядок ведения регистров (ст. 16-1 Закона о занятости).
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций (ст. 16 Закона о занятости).
Содействие в обеспечении занятости населения оказывают соответствующие органы двух видов:
• общей компетенции (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления);
• специальной компетенции, которые образованы для оказания населению содействия в занятости (Государственная служба занятости населения, координационные комитеты содействия занятости, профсоюзы и организации работодателей).
Правовой статус Государственной службы занятости населения определен Законом о занятости. Государственная служба занятости населения включает в себя:
• уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
• органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
• государственные учреждения службы занятости населения (агентства, центры, отделы занятости в районах и городах и т. п.).
Основные направления деятельности Государственной службы занятости населения:
• оценка состояния и прогноз развития занятости населения;
• информирование о состоянии на рынке труда;
• разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников;
• организация мероприятия активной политики занятости населения;
• осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
• осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения (ст. 15 Закона о занятости).
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
• проведения общественных работ;
• временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных, испытывающих трудности в поиске работы, безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
Конец ознакомительного фрагмента.