Вы здесь

Трудовое право. Глава 5. Социальное партнерство в сфере труда (В. Б. Гольцов, 2018)

Глава 5

Социальное партнерство в сфере труда

Интересы работников и работодателей не всегда и не во всем совпадают. Работодатель заинтересован в постоянном увеличении прибыли, что далеко не всегда обеспечивается использованием передовой технологии, техники, соответствующей организацией труда. Нередко получение высокой прибыли достигается путем экономии материальных затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, злоупотреблений при оплате их труда, ущемления их прав в социальной сфере.

Наемные работники, как наименее экономически защищенная сторона трудовых отношений, заинтересованы в получении более высокого вознаграждения за свой труд, в обеспечении благоприятных и безопасных условий труда. Преодоление негативных последствий и напряженности в отношениях между работодателями и работниками достигается различными средствами, но цель при этом одна – оптимальное согласование интересов и социально-экономических возможностей, предупреждение трудовых споров и конфликтов.

Не всегда и не во всем совпадают интересы представителей нанимателя и государственных и муниципальных служащих. Между ними могут возникать и возникают разногласия по различным вопросам служебно-трудовых и социально-трудовых отношений. Эти разногласия могут быть разрешены юридическими средствами и способами, доступными как работникам, так и работодателям. Важную роль при этом играет трудовое законодательство, которое закрепляет принципы и правила, направленные на обеспечение согласия и сотрудничества сторон социального партнерства.

5.1. Социальное партнерство: понятие, субъекты, принципы, система, формы, органы

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возрастание роли социального партнерства в современных условиях нашло свое выражение в том, что основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В настоящее время социально-партнерские отношения в Российской Федерации регулируются:

• Трудовым кодексом РФ (ст. 23–55);

• Законом о профсоюзах;

• Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

• Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;

• рядом конвенций и рекомендаций МОТ, к которым присоединилась Россия. К ним относится, в частности, Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам», ратифицированная Российской Федерацией 1 июля 2010 г.

Социальное партнерство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения. Как правовая категория «социальное партнерство» также выступает в нескольких взаимосвязанных значениях.

Социальное партнерство:

• входит в предмет трудового права в виде отношений непосредственно связанных с трудовыми отношениями;

• признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ);

• основа коллективно-договорного регулирования трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров и соглашений, существенный элемент метода трудового права;

• институт трудового права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения социального партнерства.

Социальное партнерство в сфере труда может строится на основе:

• бипартизма (работники – работодатели);

• трипартизма (работники – работодатели – государство в лице его органов, муниципальные образования).

Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнерство в современной России формируется на этой основе. Субъектами социального партнерства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из этих субъектов определяется трудовым законодательством.

Непосредственными сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Следует отметить, что ТК РФ закрепляет общие положения о социальном партнерстве, которые действуют на всей территории РФ и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов государственной безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, из содержания ст. 28 ТК РФ вытекает, что нормы трудового законодательства РФ о социальном партнерстве применимы к гражданским и муниципальным служащим, работникам системы МВД РФ с учетом особенностей, установленных «служебным законодательством».

Принципы социального партнерства:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Система социального партнерства включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень, устанавливающий обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ).

Формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• участие работников и их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Представители работников. Право быть представителями работников в социальном партнерстве имеют:

• профессиональные союзы и их объединения,

• иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов,

• иные представители, избираемые работниками.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст. 11 Закона о профсоюзах: профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников зависит:

• от волеизъявления работников,

• представительности профессионального союза,

• уровня социального партнерства.

На локальном уровне социального партнерства представителями работников могут быть следующие органы.

1. Первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы:

• работников данного работодателя, которые являются членами соответствующих профсоюзов;

• всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора.

Работникам, не являющимся членами профсоюза, ст. 30 ТК РФ дает право уполномочить выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организации;

2. Иные представители работников.

Иные представители работников или представительный орган работников избираются из числа работников тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников для представления интересов всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне в случаях:

• когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

• когда ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Как первичная профсоюзная организация, так и иные органы, избираемые работниками, могут представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении и разрешении трудовых споров работников с работодателем.

На других уровнях социального партнерства представителями работников могут быть:

• соответствующие профсоюзы, их территориальные объединения;

• объединения профессиональных союзов;

• объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представители работодателей. Круг лиц, выступающих от имени работодателя, определяется ст. 33–34 ТК РФ и Законом об объединениях работодателей.

Статья 33 ТК РФ определяет, что представителями работодателя на локальном уровне являются:

• руководитель организации;

• работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);

• лица, ими уполномоченные.

В качестве руководителя организации выступает физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). Руководитель (генеральный директор, директор, начальник, управляющий, председатель и т. п.) без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы как в гражданско-правовых отношениях, так и в трудовых отношениях с работниками. Право руководителя организации издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех ее работников, а также вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя, как правило, закрепляется в учредительных документах юридического лица (организации).

Иными представителями работодателей могут быть:

• соответствующие федеральные органы исполнительной власти;

• органы исполнительной власти субъектов РФ;

• иные государственные органы;

• органы местного самоуправления.

Все перечисленные органы финансируются из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ).

На других уровнях социального партнерства представителями работодателя являются соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они представляют интересы работодателей в случаях:

• проведения коллективных переговоров;

• заключения или изменения соглашений;

• разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;

• формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Органы социального партнерства можно разделить на органы общей компетенции и специализированные органы. Органами социального партнерства общей компетенции служат трехсторонние или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе.

Органы социального партнерства участвуют:

• в формировании и реализации государственной политики в сфере труда;

• разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность этих органов социального партнерства определяется ст. 35 ТК РФ и Законом о трехсторонней комиссии. Они обеспечивают:

• регулирование социально-трудовых отношений;

• ведение коллективных переговоров;

• подготовку проектов коллективных договоров, соглашений;

• заключение коллективных договоров, соглашений,

• контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

На региональном уровне (в субъектах РФ) могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Могут быть образованы отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы социального партнерства общей компетенции правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, которые могут найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов разных уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимающих указанные акты (ст. 35-1 ТК РФ).

К специализированным органам социального партнерства следует отнести:

• координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона о занятости);

• совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

5.2. Коллективные переговоры

Правила, регламентирующие порядок ведения коллективных переговоров (ст. 36–39 ТК РФ), применимы к процедурам заключения и изменения как коллективного договора, так и соглашения, хотя и с определенными различиями. Согласно Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) термин «коллективные переговоры» включает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей либо одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников с другой, в целях:

• определения условий труда и занятости;

• регулирования отношений между предпринимателями и работниками;

• регулирования отношений между предпринимателями и их организациями и организацией или организациями работников.

Инициаторами ведения переговоров могут выступить как работники, так и работодатель в лице своих представителей.

Если в организации уже действует коллективный договор, то любая из сторон вправе до окончания срока его действия направить другой стороне письменное предложение о начале переговоров по заключению нового коллективного договора или продлению действующего. Представители сторон, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения вступить в переговоры, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ). Эта обязанность носит юридический характер, ее неисполнение представителями работодателя влечет административную ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).

Для проведения переговоров создается специальная комиссия из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями. Сложности в формировании комиссии могут возникнуть в связи с представительством работников, если в организации несколько профсоюзов или же профсоюзы вовсе отсутствуют. Здесь возможно несколько различных вариантов представительства.

1. В организации одна первичная профсоюзная организация работников.

В состав комиссии по ведению коллективных переговоров включаются: руководитель организации и (или) уполномоченные им лица, представители единственного выборного профсоюзного органа.

2. Одна (из нескольких) первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, индивидуального предпринимателя.

Эта организация, как наиболее представительная первичная профсоюзная организация работников данного работодателя, вправе по решению своего выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

3. Две или более первичных профсоюзных организаций, которые объединяют в совокупности более половины работников данного работодателя.

Эти организации по решению их выборных органов на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. В состав комиссии включаются члены единого представительного органа. Этот орган направляет работодателю предложение о начале коллективных переговоров.

4. Ни одна из нескольких первичных профсоюзных организаций или первичные профсоюзные организации, пожелавшие в совокупности создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя.

В таком случае проводится общее собрание (конференция), которое тайным голосованием определит первичную профсоюзную организацию, пользующуюся наибольшим доверием работников. Эта организация при согласии ее выборного органа направляет работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

5. Первичная профсоюзная организация не определена или же работники вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации.

Общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ст. 37 ТК РФ).

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган, иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступать с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны также поставить в известность о начале коллективных переговоров все иные профсоюзные организации и в течение пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Переговоры ведутся по плану, разработанному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора, соглашения.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе и обсуждении вопросов, которые могут быть включены в коллективный договор, соглашение.

В ходе переговоров представители сторон несут определенные обязанности и пользуются предоставленными законом правами. Стороны должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Такая информация передается каждой из сторон не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса (ст. 37 ТК РФ). Непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет административную ответственность работодателя и лиц, его представляющих (ст. 5.29 КоАП РФ).

Все участники переговоров (представители сторон и лица, привлеченные в качестве специалистов и экспертов) не должны разглашать сведения, доверенные им в ходе разработки проекта коллективного договора, соглашения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. За разглашение таких сведений эти лица несут уставленную законодательством ответственность, в т. ч. они обязаны возместить причиненные убытки (ст. 37 ТК РФ).

Представителям сторон и специалистам (экспертам), участвующим в коллективных переговорах, предоставляются предусмотренные трудовым законодательством льготы, гарантии и компенсации:

• освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более трех месяцев в течение года;

• сохранение среднего заработка на период участия в коллективных переговорах;

• компенсация затрат, связанных с участием в переговорах.

Для представителей работников предусмотрены дополнительные гарантии. В период ведения коллективных переговоров их не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа:

• подвергнуть дисциплинарному взысканию;

• перевести на другую работу;

• уволить по инициативе работодателя, за исключением случаев увольнения за виновное поведение (ст. 39 ТК РФ).

Указанные выше правила применяются также в филиалах, представительства, обособленных структурных подразделениях организации.

Коллективные переговоры завершаются либо разработкой проекта коллективного договора и его подписанием, либо составлением протокола разногласий, если стороны не смогли прийти к соглашению (ст. 38 ТК РФ). В этом случае возникает коллективный трудовой спор, который рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 398–418 ТК РФ. В ходе таких переговоров для оказания давления на работодателя с целью учета и принятия требований работников возможно проведение одночасовой предупредительной забастовки (ст. 410 ТК РФ).

5.3. Коллективные договоры

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор регулирует отношения внутри организации. Он относится к локальным нормативным актам (ст. 8 ТК РФ).

Коллективный договор может быть заключен как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах. По гражданскому законодательству филиалы и представительства не обладают правами юридического лица, их руководители при заключении коллективного договора действуют на основании доверенности, выданной руководителем головной организации.

ТК РФ не содержит положения об обязательности заключения коллективных договоров. Однако отсутствие коллективного договора существенно ущемляет права работников, лишает их предоставленной законом возможности расширить свои трудовые права и защитить их.

В качестве сторон коллективного договора выступают работники и работодатель. Работодателя может представлять руководитель организации или другое уполномоченное им лицо. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть разрешены путем дальнейших коллективных переговоров или в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 40 ТК РФ).

В организации может быть заключен только один коллективный договор, даже если в ней функционируют одновременно несколько профсоюзов. Профсоюзы должны найти пути к объединению и решению общих для всех работников проблем. Статья 37 ТК РФ дает несколько альтернативных вариантов представительства профсоюзов в ведении коллективных переговоров.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Какого-либо перечня вопросов, которые могут или, наоборот, не могут быть предметом коллективного договора, не существует.

Условия коллективного договоров являются обязательными для сторон, и они не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и соглашениями. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

• улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин и молодежи;

• соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

• другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, компенсация транспортных и командировочных расходов) (ст. 41 ТК РФ).

По перечисленным и другим вопросам стороны принимают обязательства и устанавливают определенные правила.

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их невыполнение. Эти условия можно разбить на три группы.

1. Нормативные положения.

Это нормы, которые в соответствии с трудовым законодательством могут быть установлены сторонами социального партнерства. В коллективном договоре, согласно ТК РФ, могут быть определены:

• дополнительные гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ);

• льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными актами, соглашениями (ст. 41 ТК РФ);

• порядок разработки проекта и заключения коллективного договора (ст. 42 ТК РФ);

• порядок действия коллективного договора (ст. 43 ТК РФ);

• порядок его изменения и дополнения (ст. 44 ТК РФ);

• порядок осуществления контроля за его выполнением (ст. 51 ТК РФ);

• формы участия работников в управлении организацией (ст. 52–53 ТК РФ);

• некоторые правила для работодателя при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 43 ТК РФ);

• отличные от установленных законом сроки расторжения трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

• порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК РФ);

• режим работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ);

• режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);

• перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

• графики сменности при сменной работе (ст. 103 ТК РФ);

• наличие второго выходного дня при пятидневной рабочей недели (ст. 111 ТКРФ);

• порядок и условия предоставления дополнительных отпусков для работников (ст. 116 ТК РФ);

• продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);

• иной порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ);

• другие, помимо предусмотренных ТК, случаи предоставления работникам отпуска без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);

• порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

• системы оплаты труда (ст. 135, 144 ТКРФ);

• порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

• иной, чем предусмотренный законом, порядок исчисления средней заработной платы (ст. 139 ТК РФ);

• тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ);

• конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

• размеры выплат при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных согласно ст. 152–154 ТК РФ (ст. 159 ТК РФ);

• оплата труда при освоении новых производств (продукции) (ст. 158 ТКРФ);

• системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

• порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 168 ТК РФ);

• гарантии и компенсации работникам, обучающимся в различного типа образовательных организаций (ст. 173–176 ТК РФ);

• другие случаи выплаты выходных пособий и повышенные размеры этих пособий (ст. 178 ТК РФ);

• другие категории работников, пользующихся правом преимущественного оставления на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК РФ);

• необходимые меры при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК РФ);

• условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 ТК РФ);

• порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

• другие виды поощрения работников за труд (ст. 191 ТК РФ);

• условия и порядок прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (ст. 196 ТК РФ);

• дополнительные условия ученического договора (ст. 206 ТК РФ);

• повышенный размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ);

• дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ);

• особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет (ст. 272 ТК РФ);

• другие гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству (ст. 287 ТК РФ);

• выходные пособия для работников, заключивших трудовой договор на срок до 2-х месяцев (ст. 292 ТК РФ);

• более высокую оплату за переработку при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК РФ);

• дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 ТК РФ);

• меньшую продолжительность рабочей недели для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 320 ТК РФ);

• гарантии медицинского обслуживания, включая оплату стоимости проезда для медицинских консультаций и лечения (ст. 323 ТК РФ);

• дополнительные гарантии и компенсации работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллективных органов и не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ) и освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 ТК РФ);

• некоторые другие обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа (ст. 377 ТК РФ);

• гарантии работникам в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК РФ).

Согласно ТК РФ перечисленные положения у конкретного работодателя должны определяться коллективным договором.

2. Обязательственные положения.

Это конкретные обязательства сторон по проведению различных мероприятий в области охраны труда, организации быта и досуга работников и членов их семей и т. п. Обязательства могут быть как односторонними, так и двухсторонними. Как правило, дополнительные обязательства в коллективных договорах ложатся на работодателей.

3. Организационные положения.

Это положения, определяющие срок действия коллективного договора, отчеты о его выполнении, контроль за его выполнением.

Проект коллективного договора, подготовленный комиссией, сразу же по окончании ее работы может быть подписан представителями сторон, т. е. руководителем организации (или уполномоченным им лицом) и председателем выборного профсоюзного органа (единого представительного органа, иного представительного органа работников). Однако, согласно сложившейся практике, во многих организациях проект коллективного договора выносится на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников. Процедура созыва общего собрания (конференции), условия его полномочности, порядок голосования и другие вопросы решаются комиссией по ведению переговоров. Она же созывает и проводит собрание.

Коллективный договор подписывается представителями сторон после утверждения его текста общим собранием (конференцией). Подписанный коллективный договор вместе с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

Факт прохождения уведомительной регистрации не влечет за собой никаких правовых последствий: коллективный договор вступает в силу с момента подписания либо со дня, указанного в договоре (ст. 48 ТК РФ). Орган по труду не имеет права отказать в регистрации, потребовать внести в него какие-либо изменения. В таком же порядке заключается коллективный договор обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства).

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации (ст. 43 ТК РФ).

5.4. Социально-партнерские соглашения и их виды

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений различаются следующие их виды: генеральное соглашение (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне); межрегиональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ); региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ); территориальное (устанавливает общие условия труда, а также гарантии, компенсации и льготы работникам на территории муниципального образования); отраслевое либо межотраслевое (устанавливает общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли либо отраслей, может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства). Таким образом, могут быть заключены соглашения:

• федеральное отраслевое (межотраслевое),

• межрегиональное отраслевое (межотраслевое),

• региональное отраслевое (межотраслевое),

• территориальное отраслевое (межотраслевое).

Иные соглашения заключаются сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 45 ТК РФ).

Ст. 133-1 ТК РФ предусматривает возможность заключения в субъекте РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате. Разработка проекта и заключение указанного соглашения осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. В такой ситуации применяются правила, предусмотренные ст. 47 ТК РФ.

Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ должен предложить работодателям, осуществляющим деятельность на территории соответствующего субъекта РФ и не участвовавшим в заключении такого соглашения, присоединиться к нему, а в случае письменного отказа работодателя присоединиться к такому соглашению имеет право пригласить представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций (ст. 133-1 ТК РФ).

Содержание и структура соглашения (ст. 46 ТК РФ) определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

• оплата труда;

• условия и охрана труда;

• режимы труда и отдыха;

• развитие социального партнерства;

• иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

• всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

• работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

• органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений наиболее благоприятные для работников.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений (ст. 48 ТК РФ). Соглашения, как и коллективные договоры, подлежат уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду.

Коллективные договоры, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работникам по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

5.5. Участие работников в управлении организацией. контроль за выполнением коллективного договора, соглашения и ответственность сторон социального партнерства

Законодательством закреплено право работников на участие в управлении организацией (ст. 52 ТК РФ). Такое право может быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы. Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией:

• учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

• проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих участие в разработке и принятии коллективных договоров;

• получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

• обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

• обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

• участие в разработке и принятии коллективных договоров;

• иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором или локальными нормативными актами.

Для реализации права работников на участие в управлении организацией представители работников имеют права получать от работодателя информацию по вопросам:

• реорганизации или ликвидации организации;

• введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

• профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования;

• по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представителям работников также предоставлено право вносить по вышеуказанным вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК РФ). Такое право может быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их уполномоченными представителями, соответствующими органами по труду – Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Минсоцзащиты РФ, и другими. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Трудовое законодательство предусматривает ответственность сторон социального партнерства:

• за уклонение от участия в коллективных переговорах (ст. 54 ТК РФ);

• непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ);

• нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ);

Санкции в виде штрафа за названные правонарушения установлены ст. 5.28-5.31 КоАП РФ).

В условиях рыночной экономики социальная защита и поддержка работников не может лежать исключительно на государстве. Ответственность за выполнение социальных программ с ним должны разделить и работодатели.

Выводы

1. Социальное партнерство направлено на установление социального мира и согласия, учет взаимных интересов работников и работодателей и, в конечном счете, на благо общественного развития, рост благосостояния населения.

2. Социальное партнерство осуществляется на разных уровнях, что позволяет учитывать интересы не только конкретных работников и конкретного работодателя, но и их интересы в масштабах определенной отрасли, определенной территории и государства в целом; этой же задаче отвечают и разнообразные формы социального партнерства, позволяющие находить разные способы и средства решения возникших проблем.

3. Социальное партнерство требует длительной активной работы, направленной на достижение компромисса, учитывающего интересы сторон; учет интересов сторон, возможностей работодателя обеспечивается через переговорный процесс. ТК РФ регламентирует процесс коллективных переговоров, предоставляя их участникам различные права, льготы и устанавливая для них определенные обязанности.

4. Результатом коллективных переговоров является проект коллективного договора, соглашения, протокол разногласий.

5. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями в лице их представителей.

6. Коллективный договор – локальный правовой акт, в котором закрепляются права и льготы работников данного работодателя, исходя из его экономических возможностей, и которые распространяются только на работников, состоящих в трудовых отношениях с этим работодателем; положения коллективного договора не должны противоречить трудовому законодательству и ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

7. Соглашения – локальные нормативные акты, позволяющие учитывать особенности и интересы работников и работодателей как РФ в целом, так и отдельных регионов, территорий, муниципальных образований, отраслей и профессий в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; многоуровневый и многосторонний характер социального партнерства отображается в многообразии видов соглашений (генеральные, региональные, территориальные, отраслевые и иные).

8. Одним из участников ряда соглашений могут быть государственные органы исполнительной власти, что придает им более авторитетный характер, обеспечивает соответствующие гарантии.

9. Действующее законодательство позволяет сторонам социального партнерства самим устанавливать оптимальную систему контроля за выполнением принятых на себя обязательств; за выполнение принятых по актам социального партнерства обязательств несут ответственность все участники социального партнерства, тем не менее, ответственность работодателя является более строгой, так как реализация положений этих актов в большей мере зависит от работодателя, чем от работников.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое социальное партнерство? Когда и почему оно возникло?

2. Какими нормами регулируются социально-партнерские отношения?

3. Какими принципами руководствуются участники социального партнерства?

4. Какие уровни социального партнерства Вам известны?

5. Назовите формы социального партнерства.

6. Кто может выступать в качестве представителей работников в социальном партнерстве?

7. Кем могут быть представлены работодатели?

8. Как решается вопрос о представительстве работников, если в организации несколько профсоюзов?

9. Какие существуют органы социального партнерства?

10. Что такое коллективные переговоры и какова их цель?

11. Что такое коллективный договор?

12. Какие взаимные обязательства работников и работодателя могут быть включены в коллективный договор?

13. Найдите в Трудовом кодексе РФ прямые предписания о включении в коллективный договор тех или иных его положений.

14. На кого распространяется коллективный договор и соглашение?

15. Какие существуют виды соглашений? Кто является участником каждого из видов соглашения?