Вы здесь

Трудовое право. Глава 4. Профессиональные союзы как субъекты трудового права (В. Б. Гольцов, 2018)

Глава 4

Профессиональные союзы как субъекты трудового права

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества в качестве общественных организаций со своими особыми задачами и функциями, определяемыми их уставами. Права профсоюзов в России впервые были признаны и законодательно закреплены в 1918 г., что в дальнейшем повлекло их «огосударствление», сращивание с государственной машиной. Долгие годы в СССР за профсоюзами признавалось выполнение двух основных функций – производственной и защитной, причем акцент делался на выполнение именно производственной функции («профсоюзы – школа коммунизма»), что находило отражение и в правовом статусе профессиональных органов. Профсоюзы рассматривались как приводной ремень от Коммунистической партии к массам.

Исторически профессиональные союзы, как это видно из их названия, создавались по профессиональному принципу и объединяли работников определенной профессии (металлистов, пекарей, печатников, железнодорожников, углекопов и т. п.). Советское государство, наделив профсоюзы некоторыми функциями государственных органов в сфере труда, отказалось от построения профсоюзов по этому принципу, заменив его на производственный: профсоюзы стали объединять работников определенной отрасли, независимо от их профессии (угольной промышленности, железнодорожного транспорта, народного образования, государственных учреждений и др.). Профсоюзы участвовали в управлении производством, в регулировании трудовых отношений, в принятии управленческих решений, в правотворческой деятельности как самостоятельно, так и совместно с государственными органами.

Конституция СССР 1977 г. наделила профсоюзы правом законодательной инициативы. Профсоюзы превратились в забюрократизированный придаток государственного механизма, что не позволяло им эффективно защищать интересы работников.

Становление рыночных отношений в России изменило положение и роль профсоюзов, оставив за ними право защищать законные права и интересы работников всеми законными средствами и методами. Право граждан России на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений и запрещает принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

4.1. Законодательство о деятельности профсоюзов и их правовой статус

Среди субъектов трудового права профессиональные союзы занимают особое положение. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.

Каждый гражданин, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, может по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право осуществляется свободно, без предварительного разрешения (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», далее – Закон о профсоюзах). Профсоюз может быть создан, если в него вступило не менее трех работников.

Право на членство в профессиональном союзе имеют гражданские служащие (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», далее – Закон о госслужбе). Статья 11 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) наделяет муниципальных служащих правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

Профсоюзы могут создавать и сотрудники так называемых «силовых структур». Особенности применения Закона о профсоюзах в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, противопожарной службы, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, Следственного комитета РФ, войск национальной гвардии РФ, судей и прокуроров определяются соответствующими федеральными законами (ст. 4 Закона о профсоюзах).

Законодательство о профессиональных союзах включает в себя:

• Конституцию РФ (ст. 30);

• Трудовой Кодекс РФ (ст. 370–378 и др.);

• Закон о профсоюзах:

– регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций,

– устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности,

– определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно.

Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом о профсоюзах, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий (ст. 4 Закона о профсоюзах).

Законодательство о профессиональных союзах направлено на регулирование их отношений:

• с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) и представителями;

• государственными органами и органами местного самоуправления;

• другими субъектами общественных отношений (например, избирательных, имущественных, налоговых);

• юридическими лицами и гражданами (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Правовые основы деятельности профсоюзов составляет законодательство о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности, а также трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников. Некоторые права профессиональных союзов устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов работников, успешного функционирования профсоюзов. Законодательство о профсоюзах меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, прежде всего, от отношений собственности, и социально-политической обстановки в стране.

Приведем основные принципы деятельности профсоюзов.

1. Принцип независимости. Профсоюзы независимы в своей деятельности, не подотчетны и неподконтрольны органам государственной власти, органам местного самоуправления, работодателям и их объединениям, политическим партиям и другим общественным объединениям.

2. Принцип самоуправления. Профсоюзы самостоятельно принимают свои уставы, осуществляют и регулируют всю внутреннюю деятельность, избирают свои руководящие органы.

3. Принцип добровольности объединения работников в профсоюзы.

4. Принцип равноправия профсоюзов. Равенство всех профсоюзов перед законом означает, что профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков и особенностей. Тем самым в законодательстве нашел отражение профсоюзный плюрализм – возможность наличия не одного, а нескольких разных профсоюзов в одной организации.

5. Принцип законности создания и деятельности профсоюзов. Принцип основан на соблюдении и исполнении законодательства о профсоюзах всеми субъектами трудового права.

Законом запрещены вмешательство в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав или воспрепятствовать законному осуществлению их деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах), и дискриминация граждан по признаку принадлежности или не принадлежности к профсоюзам (ст. 9 Закона о профсоюзах).

Функции профсоюзов – это основные направления их деятельности. Функции профсоюзов вытекают из задач, которые стоят перед ними в условиях рыночной экономики.

Основных функций у профсоюзов две:

• представительская – профсоюзы представляют работников и выступают от их имени;

• защитная – профсоюзы защищают права и законные интересы, прежде всего, своих членов, а объективно и всех работников наемного труда.

Кроме указанных, профсоюзы осуществляют и другие функции:

• производственная – профсоюзы участвуют в деятельности организации и управлении ею совместно с работодателем;

• социальная – профсоюзы участвуют в организации труда, быта, отдыха, досуга работников и членов их семей, в установлении и обеспечении социально-трудовых преференций;

• воспитательная – профсоюзы формируют позитивное отношение к труду и его результатам, к собственности и ее сохранению и преумножению, содействуют укреплению дисциплины труда.

Свои функции профсоюзы осуществляют при помощи определенных средств и методов: профсоюзных, предусмотренных их уставом, и правовых, установленных законодательством.

• Содержание и объем прав профсоюзов обуславливается, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе, поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Правовой статус профсоюзов устанавливается законодательством и включает в себя: праводееспособность профсоюзов, их статусные права и обязанности, гарантии их осуществления, юридическую ответственность. На практике правовой статус профсоюзов всегда проявляется не вообще, а в качестве конкретного правового статуса определенного профсоюзного органа.

4.2. Организационная структура профсоюзов

Профсоюзы строятся по производственно-территориальному признаку, но могут создавать свои объединения и по отраслевому, профессиональному, территориальному или иному признаку, учитывающему определенную специфику.

Объединения (ассоциации) и органы делятся на:

• общероссийские,

• межрегиональные,

• региональные (в субъектах РФ).

Деятельность профессиональных союзов протекает в двух областях: внешней и внутренней. Внешняя деятельность профсоюзов состоит в их взаимоотношениях с работниками, которые не являются членами профсоюза, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями. Именно в этой области профсоюзы выступают как представители работников и осуществляют защиту их прав и законных интересов. Эти отношения носят правовой характер, регулируются нормами права вообще и трудового в особенности.

Внутренняя деятельность профсоюзов распространяется на отношения, складывающиеся внутри профсоюзных организаций, между членами профсоюза и профсоюзной организацией и ее органами, а также на отношения между различными органами профсоюзов. Эти отношения регулируются уставами профессиональных союзов, их объединений, уставами различных отраслевых профессиональных союзов, постановлениями высших органов профсоюзов, уставами первичных профсоюзных организациях, которые ими самостоятельно разрабатываются и утверждаются (ст. 7 Закона о профсоюзах), т. е. не правовыми, а корпоративными нормами.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Профсоюзы самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, сами определяют свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе образование профсоюзных организаций и их структурных подразделений (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Также профсоюзы самостоятельно образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию. Профсоюзный орган — это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом о первичной профсоюзной организации.

Профсоюзные представители (доверенные лица) – это профорганизаторы, профгруппорги, руководители профсоюзов, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа, другие лица, уполномоченные на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы сами организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (ст. 7 Закона о профсоюзах).

Правоспособность профессиональных союзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности. Регистрация носит уведомительный характер (ст. 8 Закона о профсоюзах). С момента регистрации профсоюз приобретает статус юридического лица.

Первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от формы собственности и подчиненности, либо филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя-индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.

Член профсоюза – лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации. Им может быть работник, временно не работающий, учащийся или студент образовательной организации.

В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах). Первичная профсоюзная организация может объединять как наемных работников, так и гражданских и муниципальных служащих, если они являются членами одного профсоюза.

Межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территории менее половины субъектов РФ. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюзов и иные профсоюзные организации.

Территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

Общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза, – связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или несколысих видов экономической деятельности, действующее на всей территории РФ или на территории более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюзов и иные профсоюзные организации (ст. 3 Закона о профсоюзах).

4.3. Основные права профсоюзов

Трудовой кодекс РФ наделяет определенными правами не профсоюзы вообще, а тех или иных субъектов профсоюзной деятельности. Чаще всего права профсоюзов классифицируют по сферам и направлениям их деятельности. Законодательно установлены и определены следующие права профессиональных союзов.

К социально-трудовым правам профсоюзов относятся:

1. Право на представительство (ст. 29 ТК РФ, ст. 11 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы представляют интересы своих членов по трудовым и другим социальным вопросам. Профсоюзы вправе также представлять не только членов своего профсоюза, но и других работников, если они уполномочили представлять их интересы (ст. 30 ТК РФ):

• в переговорах с работодателями;

• комиссии по трудовым спорам;

• суде;

• коллективном трудовом споре.

1. Право на защиту трудовых прав и законных интересов работников.

2. Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, профилактика таких нарушений, восстановление незаконно нарушенных прав и установление ответственности работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства (ст. 370 ТК РФ). В широком же смысле под защитой трудовых прав работников следует понимать реализацию защитной функции трудового права, в которой отражена политика государства в этой области.

В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав в юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты трудовых, социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

3. Право на содействие занятости населения (ст. 12 Закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее – Закон о занятости). В этой области профсоюзы имеют право:

• принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, увольняемых в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости;

• осуществлять защиту социальных гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством;

• проводить с органами исполнительной власти, с работодателями взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости;

• требовать включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом увольнении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя.

4. Право на участие в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров (ст. 399–418 ТК РФ).

Профсоюзы вправе:

• участвовать в разрешении коллективных трудовых споров;

• организовывать и проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, а также забастовки, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14 Закона о профсоюзах, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

5. Право на социальную защиту работников в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, на участие в формировании социальных программ, на осуществление контроля за соблюдением законодательства в этой сфере (ст. 370 ТК РФ, ст. 22 Закона о профсоюзах).

6. Право на осуществление уставной деятельности, на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей, их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления информации по социально-трудовым вопросам, на пользование государственными средствами массовой информации (по договорам с их учредителями), самим быть учредителями средств массовой информации (ст. 370 ТК РФ, ст. 17 Закона о профсоюзах). Производственные права профсоюзов:

1. Право на участие в охране труда и окружающей природной среды (ст. 218, 370 ТК РФ).

Профсоюзы участвуют в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и иных актов, регламентирующих вопросы охраны труда, предотвращения профессиональных заболеваний, экономической безопасности. Профсоюзы вправе участвовать также в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (ст. 20 Закона о профсоюзах).

2. Право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (ст. 16 Закона о профсоюзах).

В области общественного контроля профсоюзы имеют право контролировать соблюдение законодательства о труде (ст. 370 ТК РФ, ст. 19 Закона о профсоюзах). Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются необходимыми полномочиями. Такие инспекции создаются на федеральном уровне общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями; на региональном уровне – межрегиональными и территориальными объединениями или ассоциациями организаций профсоюзов. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекции труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

• осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей-индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

• защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

• предъявлять работодателям требования о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

• осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

• принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

• принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

• принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ).

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лица обязаны незамедлительно выполнить такое требование. Работодатели, должностные лица обязаны сообщать профсоюзам о результатах рассмотрения их требования и принятых мерах.

Профсоюзы, их инспекции взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Закона о профсоюзах).

3. Право контроля за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 51 ТК РФ).

Это право носит комплексный характер и закреплено в Законе о профсоюзах (ст. 13). Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

К имущественным правам профсоюзов относятся:

1. Право на профсоюзную собственность.

Профсоюзы являются собственниками принадлежащего им имущества. Им гарантируется неприкосновенность и защита права собственности. Исполнительная власть не может осуществлять финансовый контроль за средствами профсоюзов, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Профсоюзы могут самостоятельно или через учрежденные ими организации осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (ст. 24 Закона о профсоюзах). Источники, порядок формирования имущества и использования средствами профсоюзов определятся их уставами и положениями.

В собственности профсоюзов находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, иные организации, в т. ч. издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество. Профсоюзы вправе создавать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров и др.

2. Право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества через создаваемые комиссии по приватизации (ст. 21 Закона о профсоюзах).

3. Право на паритетное участие с другими социальными партнерами в управлении фондами (социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими) и на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов (ст. 15 Закона о профсоюзах).

4. Право на создание образовательных и научных организаций, осуществление подготовки и дополнительного профессионального образования профсоюзных работников и членов профсоюза (ст. 18 Закона о профсоюзах).

Политические права профсоюзов включают в себя:

1. Право на участие в нормотворчестве (ст. 370 ТК РФ, ст. 8 Закона о профсоюзах).

Профессиональные союзы могут выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих отношения в сфере труда. Проекты таких актов рассматриваются и принимаются соответствующими государственными органами с учетом мнения и предложений профсоюзов (ст. 11 Закона о профсоюзах).

2. Право участвовать в рассмотрении своих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями (ст. 11 Закона о профсоюзах).

3. Право участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 15 Закона о профсоюзах).

4. Право вступать в международные объединения и организации на сотрудничество с профсоюзами других стран.

При взаимодействии с профсоюзами работодатель должен:

• принимать некоторые решения совместно с профсоюзами (ст. 29, 38,384 ТК РФ);

• учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при решении определенных законом вопросов (ст. 82, 99, 113, 144 ТКРФидр.);

• получать согласие профессиональных союзов на совершение определенных действий (ст. 39 ТК РФ).

Работодатель должен учитывать мнение профессиональных союзов или иного представительного органа работников (а им на практике является, как правило, профсоюзная организация) при:

• введении и отмене режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ст. 74 ТК РФ);

• привлечении работников к сверхурочным работам, если случаи, когда такое привлечение допустимо, не указаны в ст. 99 ТК РФ;

• составлении графиков сменности при сменной работе (ст. 103 ТК РФ);

• разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);

• привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ);

• составлении графика очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ);

• установлении системы оплаты труда (ст. 135, 144 ТК РФ);

• утверждении формы расчетного листка (ст. 136 ТК РФ);

• установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

• установлении конкретных размеров повышения размеров оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

• введении, замене и пересмотре норм труда (ст. 162 ТК РФ);

• принятии необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК РФ);

• утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

• применении дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ);

• подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников (ст. 196 ТК РФ);

• подготовке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ);

• увеличении работодателем продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);

• утверждении графика режима труда и отдыха при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК РФ).

Процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов организации и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлены ст. 372 и 373 ТК РФ.

4.4. Охрана и защита прав, гарантии деятельности и ответственность профсоюзов

Государственные органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности (ст. 15 Закона профсоюзах).

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления строятся на основе принципов:

• социального партнерства;

• взаимодействия сторон;

• системы коллективных договоров, соглашений (ст. 16 Закона о профсоюзах).

Работодатель обязан всемерно содействовать профсоюзам и создавать благоприятные условия для их деятельности. Создание таких благоприятных условий выражается в:

• отчислениях, предусмотренных коллективным договором, профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу;

• безвозмездном предоставлении необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи, помещения для хранения документации, создании условий для размещения информации в доступном для работников месте;

• предоставлении зданий, помещений, сооружений, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников и членов их семей;

• перечислении членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений на счет профсоюзной организации.

Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств (ст. 377 ТК РФ).

Охрана прав профсоюзов – это предупреждение их нарушения при исполнении профсоюзных обязанностей путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации профсоюзных прав.

Защита прав профсоюзов состоит в применении принудительных мер в целях реализации и восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей. Защита прав профсоюзов осуществляется судом по жалобе соответствующего профсоюза, первичной профсоюзной организации или по заявлению прокурора (ст. 29 Закона о профсоюзах).

Гарантии прав профессиональных союзов – это предусмотренные законодательством средства обеспечения прав профессиональных союзов. Среди этих гарантий особое место занимают юридические гарантии.

Юридические гарантии — это государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивают профсоюзам возможность осуществлять свои правомочия. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средства воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими норм трудового права.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

• имущественные,

• личные.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов включают в себя право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение; право юридического лица, другие имущественные права.

Личные гарантии — это специальные трудовые права лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, непосредственно контактирующим с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно Конвенции МОТ № 135 профсоюзные активисты имеют право на дополнительную защиту при осуществлении общественной деятельности. Такая защита обеспечивается путем предоставления профсоюзным активистам определенных гарантий. Эти гарантии предоставляются работникам, входящим в состав профсоюзных органов (ст. 374–376 ТК РФ, ст. 25–26 Закона о профсоюзах).

К таким работникам относятся:

• освобожденные профсоюзные работники, избранные в профсоюзные органы;

• входящие в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденные от основной работы.

Конституционный Суд РФ Определением от 3 ноября 2009 г. № 1369-О-П отметил, что предусмотренное в первоначальной редакции ст. 374 ТК РФ положение, согласно которому увольнение не освобожденного от основной работы профсоюзного руководителя в организации допускается только с согласия вышестоящего профсоюзного органа, является противоречащим ст. 19 Конституции РФ, которая провозглашает равенство всех перед законом и судом.

В действующей редакции ст. 374 ТК РФ допускает увольнение по п. 2–3 ст. 81 ТК РФ руководителей и их заместителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, помимо соблюдения общего порядка увольнения, также и с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Увольнение по и. 5 ст. 81 ТК РФ указанных работников, помимо соблюдения общего порядка увольнения, производится с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Членам коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в качестве делегатов в различных мероприятиях (съезды, конференции, работа выборных органов и т. п.), для краткосрочной профсоюзной учебы (ст. 374 ТК РФ).

После окончания выборных полномочий работникам, освобожденным от основной работы в выборных органах первичной профсоюзной организации, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя или, с согласия работника, в другой организации. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за таким работником средний заработок за период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования на срок до года. Время работы освобожденного профсоюзного работника включается в общий и специальный стаж (ст. 375 ТК РФ).

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями не допускается в течение двух лет после окончания их выборных полномочий. Такое увольнение производится только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, кроме случаев полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения (ст. 376 ТК РФ, ст. 27 Закона о профсоюзах).

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы, их органы и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав установлена ст. 378 ТК РФ, ст. 30 Закона о профсоюзах и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. 02.06.2016 № 179-ФЗ).

Действующее российское законодательство не только устанавливает права профсоюзов, но и предусматривает правовые средства их защиты. К числу названных средств относится гарантированная законом судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях этих прав рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (ст. 29 Закона о профсоюзах).

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 378 ТК РФ). Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц нанесли вред репутации, авторитету профсоюза (по нормам гражданского законодательства).

Представительные органы работников, включая профсоюзы, вправе требовать от работодателя привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения руководителя организации и его заместителей, нарушающих законодательство о труде, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 195 ТК РФ). Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения ими законодательства РФ несут юридическую ответственность (ст. 41 Закона об общественных объединениях).

Профсоюзы и лица, входящие в профсоюзные органы, могут нести ответственность (ст. 31 Закона о профсоюзах) за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, если такая ответственность предусмотрена федеральными законами. Профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств. Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

В случае, когда деятельность профсоюзов вступает в противоречие с законодательством, она может быть приостановлена (на срок до шести месяцев) или запрещена соответствующим судом (ст. 10 Закона о профсоюзах).

Рыночные отношения в России изменили роль профессиональных союзов в общественной жизни. Изменились и сами профессиональные союзы: их названия, структура, задачи, сфера их деятельности, взаимоотношения с работодателями и государственными и муниципальными органами. Профсоюзы стали влиятельной организацией в системе социального партнерства. Обладая значительной материальной базой, профессиональные союзы способны эффективно решать свои уставные задачи и осуществлять свои социальные функции.

Но в силу разных причин профессиональные союзы не в полной мере осуществляют свою главную функцию – защиту прав и законных интересов работников, как состоящих в профсоюзах, так и не входящие в них. Главные недостатки в работе профсоюзов: отсутствие единства в их рядах, склонность профсоюзных функционеров к соглашательству с работодателями и властью, пассивность при отстаивании интересов работников, кастовость и замкнутость отдельных профсоюзов и т. п. Современное российское общество, тем не менее, рассматривает профсоюзы как самое многочисленное по количеству членов объединение граждан, как эффективный инструмент демократического развития и гражданского общества.

Выводы

1. Профессиональные союзы наделены широкими правами, которые позволяют им эффективно защищать права и законные интересы работников, занимать активную и самостоятельную позицию в вопросах социального партнерства.

2. Важнейшими из этих прав являются право собственности профсоюзов и право представлять интересы работников и защищать их права.

3. Мнение профсоюзов по вопросам, установленным в законе, должно учитываться работодателями при принятии решений и проведении мероприятий в сфере социально-трудовых отношений.

4. Деятельность профсоюзов, связанная с защитой законных прав и интересов работников, обеспечивается системой юридических, имущественных и личных гарантий, предусмотренных законодательством, особыми средствами охраны и защиты прав профсоюзов.

5. Профсоюзы, как и все общественные объединения, несут ответственность за допущенные ими нарушения законодательства.

6. Установлена также ответственность работодателей за действия, препятствующие деятельности профсоюзов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профсоюзы? Кого они объединяют и каковы их цели и задачи?

2. Какими нормами регламентируется их внутренняя и внешняя деятельность?

3. Каковы основные принципы деятельности профсоюзов?

4. Кто и на каких условиях вправе создать профсоюз?

5. Какие существуют принципы объединения работников в профессиональные союзы?

6. Что понимается под первичной профсоюзной организацией?

7. Какие объединения (ассоциации) и на какой основе могут создавать профсоюзы?

8. Что представляет собой право профсоюзов на представительство работников?

9. Каким образом профсоюзы защищают законные права и интересы работников?

10. Как профсоюзы участвуют в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров?

11. В чем состоит профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде?

12. Какой собственностью располагают профсоюзы и как они могут ее использовать для решения своих уставных задач?

13. Могут ли профсоюзы осуществлять предпринимательскую деятельность?

14. Что понимается под учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в установленных законом случаях?

15. Какие гарантии деятельности профсоюзов установлены законодательством?

16. Чем защита прав профсоюзов отличается от охраны таких прав?

17. Какие обязанности несет работодатель по отношению к профсоюзам?

18. Установлена ли законодательством юридическая ответственность самих профсоюзов?