Вы здесь

Трудовое право. Глава 2. Источники трудового права (В. Б. Гольцов, 2018)

Глава 2

Источники трудового права

2.1. Понятие и классификация источников трудового права

Понятие источников трудового права. Трудовые и иные, непосредственно с ними связанные, отношения регулируются нормами трудового права, которые содержатся в различных нормативных правовых актах. Нормы трудового права – это общеобязательные, формально-определенные, установленные государством правила поведения, которые обеспечивают регулирование трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений

В определенной степени трудовые отношения могут регулироваться и правовыми обычаями, хотя объем такого регулирования невелик. К сожалению, ТК РФ, в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ, (ст. 5) не указывает на обычай как источник трудового права, и на наш взгляд совершенно напрасно. На применение такого источника трудового права как «обычай делового оборота» обращают внимание не только ученые, но и судебная практика[5]. В трудовых отношениях нередко возникают различные прецеденты, которые связаны с судебной практикой и которые не рассматриваются как источники трудового права, но учитываются при разрешении конкретных дел в юрисдикционных органах.

Понятие «источник права» в юридической науке имеет два значения:

• объективные факторы, порождающие право как социальное явление (материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности);

• деятельность органов государства по формированию права и приданию ему формы нормативных правовых актов[6].

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права могут отождествляться с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по организации и применению труда наемных работников. Источники, т. е. нормативные правовые акты, относящиеся к трудовому праву, составляют систему трудового законодательства, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты. В эту систему включают в одних случаях только законы о труде, в других – все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Цели трудового законодательства:

• установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

• создание благоприятных условий труда;

• защита прав и интересов работодателей.

Основные задачи трудового законодательства:

• создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

• правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (ст. 1 ТК РФ).

Система трудового законодательства включает в себя:

• трудовое законодательство, которое состоит из ТК РФ и иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права[7];

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;

• нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовые и иные, непосредственно связанные с ними, отношения

могут также регулироваться:

• коллективными договорами и соглашениями;

• локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), что предполагает разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. К ведению федеральных органов государственной власти относится установление:

• основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

• основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

• обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

• порядка заключения, изменения и прекращения трудовых договоров;

• основ социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

• порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

• принципов и порядка осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

• порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• системы и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

• порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

• видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения;

• системы государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

• особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (ст. 6 ТК РФ).

Классификация источников трудового права. Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе выделяют законы, которые обладают наивысшей юридической силой по сравнению с другими источниками, и подзаконные акты, обладающие меньшей юридической силой по сравнению с законами (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти).

По сфере действия источники могут быть: федеральными, региональными, отраслевыми (межотраслевыми), муниципальными и локальными.

Известна и классификация источников по кругу лиц, на которых распространяются те или иные нормы трудового законодательства.

Источники трудового права делятся также на внутренние и внешние (международные).

Иерархическая структура источников трудового права выражена в расположении их в строго определенной последовательности.

1. Конституция РФ.

Главное место среди источников российского трудового права занимает Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., законодательно закрепившая свободу труда, запрет принудительного труда и дискриминации (ст. 37 Конституции РФ).

2. Федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция РФ не предусматривает принятия федеральных конституционных законов, регулирующих трудовые отношения. Однако некоторые такие законы (например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении») содержат нормы, способные повлиять на трудовые отношения при чрезвычайных обстоятельствах.

Федеральные законы, как и Конституция РФ, имеют высшую юридическую силу. Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает ТК РФ. Будучи основным источником трудового права России, он регулирует весь комплекс общественных отношений, охватываемых предметом этой отрасли права. Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед другими законами РФ и иными нормативными правовыми актами в области труда (ст. 5 ТК РФ), при этом сам Кодекс сориентирован на отношения социального партнерства.

В Трудовом кодексе РФ многократно упоминаются «иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права». К ним можно отнести многочисленные законы, которыми регулируется труд определенных категорий работников (железнодорожного транспорта, связи, образования, доноров, шахтеров, рыбаков, судей и т. п.). Эти законы носят комплексный характер и содержат нормы, которые регулируют административные, гражданско-правовые, страховые, социальные и иные отношения. Вместе с тем они включают в себя и нормы трудового права, распространяющиеся на работников определенной сферы деятельности.

3. Законы субъектов РФ.

Поскольку Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательство к ведению РФ и ее субъектов, среди источников трудового права следует различать федеральные законы и законы субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и ее субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа) последние осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законов.

При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует федеральный закон.

Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует различать конституционные и обычные (текущие) законы. Они принимаются соответствующими органами законодательной власти и распространяют свое действие на территории субъектов РФ.

4. Акты Президента РФ (указы, распоряжения).

Эти акты относятся к подзаконным. Не все акты Президента РФ можно рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера, т. е. те из них, которые содержат правовые нормы – общеобязательные правила поведения. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Исходя из высокого правового статуса Президента РФ, можно сделать вывод, что характерной особенностью его указов как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди подзаконных нормативных правовых актов и в юридической иерархии стоят сразу после федеральных законов РФ.

Президент РФ может, если отсутствуют соответствующие законы, издавать нормативные указы, регулирующие определенные общественные отношения, которые действуют до принятия палатами Федерального Собрания РФ соответствующего закона. Большое количество таких указов было принято в 1990-е годы, когда действовал безнадежно устаревший КЗоТ РФ 1971 г., не учитывавший в полной мере реалий рыночных отношений. Многие положения таких указов Президента РФ вошли в ныне действующий ТК РФ.

5. Акты Правительства РФ.

В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права.

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Обычно постановления Правительства принимаются в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. В юридической иерархии источников трудового права постановления Правительства РФ стоят вслед за федеральными законами РФ и нормативными указами Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В отличие от указов Президента РФ, принимаемых единолично, постановления Правительства РФ – коллегиальные акты.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Будучи нормативными правовыми актами, принятыми в целях развития действующего законодательства и нередко по прямому указанию федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ содержат правовые нормы, которые не противоречат законам и указам, развивают и конкретизируют их.

Особо следует выделить постановления Правительства РФ, регулирующие специфические условия труда различных категорий работников и устанавливающие юридический статус отдельных категорий работников (например, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621, Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок на женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» и др.)

6. Акты федеральных органов исполнительной власти.

К органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Они издают нормативные правовые акты, которые могут содержать нормы трудового права, распространяющиеся на работников в сфере деятельности федерального министерства и сфере деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении соответствующего федерального министерства. Такие акты могут быть внутриведомственными и межведомственными.

Издаются также совместные акты, принимаемые по согласованию между двумя федеральными министерствами, а также с другими организациями (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ ит.п.).

Сфера труда и трудовых отношений в России с мая 2012 г. находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ (наименование министерства несколько раз менялось – Министерство труда, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и социального развития). Министерство действует на основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610. Сохраняют значение и принятые в разные годы постановления, приказы, инструкции и разъяснения Минсоцзащиты РФ (когда оно носило иные официальные названия), которые относятся одному из видов источников трудового права, поскольку исходили от федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению федеральных законов о труде и соответствующих указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Минсоцзащиты РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов охраны труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Минсоцзащиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, также координацию деятельности Пенсионного Фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Минсоцзащиты РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, попадающим в сферу регулирования труда, издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам – приказы ненормативного характера. Министерство обобщает практику применения законодательства и проводит анализ государственной политики в своей сфере деятельности. Учитывая, что акты Минсоцзащиты РФ касаются регулирования труда различных категорий наемных работников, занятых в организациях различных министерств, служб и агентств, их следует рассматривать в большинстве случаев как межведомственные источники трудового права.

Акты министерства не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются, Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

Нормативные акты Минсоцзащиты РФ подписываются министром и публикуются в «Бюллетене трудового и социального законодательства», издаваемом этим министерством.

7. Акты органов государственной власти субъектов РФ.

К числу источников трудового права также относятся и акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В их числе и акты, именуемые законами субъекта РФ. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (территорию субъекта РФ), и они не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным правовым актам.

Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

8. Нормативные акты органов местного самоуправления.

Эти органы принимают решения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ, федеральными законами, законами и другими нормативными актами органов власти субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления обычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующих регионов, времени начала и окончания работы организаций торговли, сферы обслуживания и транспорта.

9. Акты социального партнерства (коллективные договоры, соглашения).

Коллективные договоры – соглашения на двусторонней основе между работниками и работодателем по различным социально-трудовым вопросам, которые действуют только в конкретной организации и распространяются только на работников этой организации. В ТК РФ указано, что коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, тем самым декларируется его нормативный характер. Наличие норм поведения, обязательных для его сторон, отличает коллективный договор от других видов договоров и позволяет отнести его к источникам права.

Генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, территориальные и иные соглашения – это договорные акты, заключаемые на двухсторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной здесь может выступать соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Соглашения занимают промежуточное место между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами.

Соглашения, как специфические договорные источники трудового права, характеризуются тем, что они исходят от субъектов трудовых отношений и их представителей. Государственные и муниципальные органы здесь могут участвовать лишь в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. В соглашениях могут содержаться положения по трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

10. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает значение локальных нормативных актов. Господствовавшие ранее административные методы управления экономикой уходят в прошлое, работодателям предоставляется больший объем прав и ответственности, чем раньше, и локальные нормы в большей мере способны отразить особенности правового регулирования трудовых отношений. К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, соглашения по охране труда и другие акты, а также приказы и распоряжения руководителя организации. Таким образом, локальные акты делятся на: нормативные, содержащие нормы трудового права, и правоприменительные.

Работодатель, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. При их принятии работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Предусматривается также возможность принятия таких актов по согласованию с представительным органом работников, если это установлено коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).

11. Акты судебных органов.

Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов не является нормотворческой. Однако высшие судебные органы должны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами, потому их постановления и определения по конкретным делам и документы, обобщающие судебную практику, играют важную роль.

Акты судебных органов восполняют пробелы в законодательстве, разъясняя правильно его смысловое значение и обеспечивают единство в принятии решений и соответствие их закону. Среди постановлений Пленума ВС РФ важное место занимает постановление от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. Постановления от 28 декабря 2006 г. № 63) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Верховный Суд РФ в результате обобщения судебной практики может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство и, воспользовавшись предоставленным ему законом правом законодательной инициативы, обратиться с соответствующим представлением в Государственную Думу.

Особыми полномочиями наделен Конституционный Суд РФ. Он может принимать решения о признании неконституционными как отдельных положений трудового законодательства, так и законов в целом. Конституционный Суд РФ вправе признать тот или иной нормативный правовой акт либо его отдельные положения соответствующими Конституции РФ только в истолковании, данном КС РФ. Это требование, вплоть до внесения изменений в закон и другие подзаконные акты, должно учитываться всеми правоприменительными органами.

12. Международные правовые акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются нормы международного договора (ст. 8 ТК РФ).

Конституция РФ (ст. 46) закрепляет право каждого гражданина в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Российские и международные нормы трудового права находятся в одном ряду. В силу государственного суверенитета РФ российские нормы трудового права по отношению к международным являются приоритетными. Международные нормы могут применяться в двух случаях:

1) когда трудовые отношения вообще не урегулированы российским законодательством;

2) когда международные нормы трудового права улучшают, по сравнению с нормами российского трудового права, положение работника.

Исторические и социально-трудовые традиции и особенности России и сегодня во многом определяют содержание норм российского трудового права, которые в большинстве случаев обеспечивают более эффективную защиту трудовых прав работника, чем международные и тем более национальные нормы трудового права других стран.

Интеграция норм международно-правового регулирования трудовых отношений в трудовое законодательство РФ происходит путем: подписания или присоединения к конвенциям и иным актам международных организаций, участником которых является РФ; заключения двухсторонних или многосторонних международно-правовых договоров или соглашений с другими государствами.

Международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из элементов российского трудового права, что необходимо учитывать при рассмотрении и разрешении трудовых споров. Возможно прямое применение международных норм в случае их ратификации Российской Федерацией. Это достигается включением международно-правовых норм в российское законодательство, в структуру конкретных законов и через правоприменительную практику. Так, в ТК РФ практически дословно без каких-либо текстуальных изменений включены положения двух конвенций МОТ о запрещении дискриминации в труде (ст. 3 ТК РФ) и принудительного труда (ст. 4 ТК РФ).

Международно-правовое регулирование труда – это установленная международными договорами система стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору и ратифицировавшие его, должны использовать в своем национальном трудовом законодательстве.

Субъектами создания международных стандартов труда являются Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированный орган – Международная организация труда (МОТ). Членами МОТ являются более 180 государств. Устав МОТ указывает, что главным направлением ее деятельности является международное нормотворчество, т. е. создание международных трудовых стандартов, разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики и программ МОТ.

Международная организация труда (МОТ) принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. В конвенциях и рекомендациях МОТ опирается на принцип: трудовые отношения в каждой стране регулируются национальным трудовым законодательством. Национальное трудовое законодательство должно регулировать трудовые отношения, учитывая специфику национальной экономики, географические характеристики и исторические тенденции.

К началу нынешнего столетия МОТ приняла 182 конвенции и 190 рекомендаций. Конвенции МОТ подлежат ратификации и после этого становятся обязательными для страны их ратифицировавшей. Рекомендации МОТ часто подробно разъясняют конвенции, дополняют их. Некоторые рекомендации МОТ фактически дублируют конвенции, но имеются и рекомендации по вопросам, которые не рассматриваются в конвенциях. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации. В России в настоящее время действует примерно третья часть этих конвенций.

Принятие ряда конвенций и рекомендаций МОТ направлено на обеспечение охраны труда (техники безопасности и гигиены труда), в частности, запрета использования некоторых вредных веществ (белый фосфор, бензол и др.) в производстве, охраны труда детей и подростков, на установление минимального возраста их допуска к отдельным видам труда, запрета использования труда женщин на подземных работах, медицинского освидетельствования детей и подростков для выяснения их пригодности к труду в промышленности, охраны материнства, ограничения подъема тяжестей, защиты от профессиональных заболеваний.

Сравнивая эти конвенции с нормативными предписаниями российского трудового законодательства, в частности с действующим ТК РФ, можно прийти к выводу о том, что их положения нашли должное воплощение и преломление в отечественном праве.

2.2. Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов о труде во времени. Регламентация времени вступления в силу нормативных правовых актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Обратной силы они не имеют, и в случае коллизии одновидовых нормативных актов подлежит применению акт более поздний по времени вступления в силу.

Действие законов о труде во времени регулируется ст. 12 ТК РФ и Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. 01.07.2017 № 148-ФЗ). «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня опубликования.

Опубликование законов производится в периодическом издании «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликование в указанных средствах массовой информации является официальным. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных изданиях, обнародованы по телевидению и радио, в этом случае обнародование является разъяснительным, но не официальным, как в предыдущем случае.

Акты Президента РФ нормативного характера в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях.

Упомянутые выше сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Указом Президента РФ установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ и официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящий межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты социального партнерства вступают в силу со дня их подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК РФ). В отношении иных локальных актов действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового локального акта, истечения срока действия, отмены. Локальные акты индивидуального характера (приказы и распоряжения руководителя) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до их отмены.

Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, прекращают свое действие в связи с:

• истечением срока их действия;

• отменой – признанием их утратившими силу;

• вступлением в силу нормативных правовых актов, в которых для работников установлен более высокий уровень гарантий;

• принятием нового нормативного правового акта.

Правила, содержащиеся в упомянутых выше федеральных законах и указах Президента РФ, закреплены в ст. 12 ТК РФ.

Действие нормативных правовых актов о труде в пространстве. Действие законов и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве обусловлено федеративным устройством РФ, т. е. действуют они в пределах той территории, где изданы. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные и региональные нормативные правовые акты, а также акты органов местного самоуправления.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют лишь на территории субъекта РФ (республики, края, области и т. п.). При расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом, действует последний. Таким же образом решается вопрос при коллизии норм законодательства.

Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов РФ распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов (например, нормативные акты о льготах для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т. п.).

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ).

Так как территория Российской Федерации включает в себя не только пространство между территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами, действие нормативных правовых актов РФ о труде распространяется на территории посольств, представительств, торговых судов под российским флагом и другие объекты РФ за рубежом. Некоторые нормативные правовые акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это предусмотрено международными соглашениями.

Действие нормативных правовых актов о труде по кругу лиц (категориям работников). Трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, также и на всех работодателей. Однако. Положения трудового законодательства не распространяется на:

• военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

• членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

• лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;

• других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК РФ).

Правовые нормы в сфере труда делятся на две группы.

1. Общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда без их дифференциации.

2. Специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников с их дифференциацией.

Специальные нормы позволяют учитывать:

• субъективные особенности работников (пол, возраст, состояние здоровья, семейные обязанности);

• объективные условия труда (тяжесть, вредность и опасность труда, продолжительность трудовой связи работника и работодателя, характер трудовой функции, природно-климатические факторы и т. п.).

Такие средства правового регулирования трудовых отношений, как конституционные принципы и нормы, нормы, определяющие основные права и обязанности работников и работодателей, общие положения трудового законодательства, действующие на всей территории РФ, распространяются на всех субъектов трудового права, включая работников и работодателей. В этом выражается единство трудового права и правового регулирования труда.

Единство правового регулирования трудовых и социально-трудовых отношений обеспечивается участием России в значительном количестве конвенций Международной организации труда и наличием в государстве кодифицированного законодательства о труде (ТК РФ). В этих актах содержатся единые принципы регулирования отношений между работодателями и наемными работниками, а также минимальные правовые гарантии для последних.

Но поскольку каждый конкретный труд имеет свою специфику, требуется использование и разных средств его регулирования, т. е. дифференциации правового регулирования труда в зависимости от ряда факторов, как-то:

• тяжесть, вредность, опасность труда;

• особенности труда в определенной отрасли, на определенном производстве;

• особенности трудовой связи с работодателем (временные, сезонные, вахтовые работники, надомники и др.);

• природно-климатические особенности труда (Крайний Север, высокогорные и пустынные местности);

• психофизиологические особенности работников (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т. п.).

Дифференциация правового регулирования достигается:

• самостоятельностью в управлении трудом со стороны субъектов РФ;

• возможностью в централизованном порядке регулировать отношения в отдельных отраслях экономики;

• предоставлением возможности решения весьма широкого круга вопросов посредством заключения соглашений нормативного характера (от федерального до локального уровней).

Конкретное содержание дифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для некоторых категорий устанавливаются:

• особый по сравнению с общим порядок приема и увольнения;

• особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха;

• дополнительные права;

• льготы и преимущества в оплате труда;

• особая дисциплинарная и материальная ответственность и т. п.

Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в выделении особых глав в ТК РФ (например, глава 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»), либо путем принятия нормативного акта.

Существует устоявшееся мнение, что важнейшее предназначение трудового права – защита интересов работника. Однако нельзя недооценивать и создание надлежащего правового механизма, направленного на защиту интересов работодателя. Нормы трудового законодательства должны в равной степени учитывать субъективные особенности как работников, так и работодателей, а также обеспечивать более широкие возможности для регулирования отношений между ними в договорном порядке.

Выводы

1. Источники трудового права – различные нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права; благодаря им нормы трудового права получают конкретное выражение и закрепление, определенное место в правовой иерархии.

2. В силу федеративного устройства Российского государства источники трудового права делятся на федеральные, региональные и локальные.

3. Источники трудового права делятся на законы и подзаконные акты, а также на общие акты, относящиеся ко всем работникам, и специальные акты, распространяющиеся на определенные категории работников.

4. Источниками российского трудового права могут быть и нормы международного трудового права, как интегрированные в российские источники трудового права, так и как самостоятельные источники в виде правовых норм, содержащихся в договорах, соглашениях, пактах, конвенциях, рекомендациях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое источник трудового права?

2. Какую роль в регулировании трудовых отношений играет Конституция РФ?

3. Какое место в регулировании трудовых отношений отводится законам?

4. Дайте правовую характеристику ТК РФ.

5. Какими подзаконными актами регулируются трудовые отношения, служебно-трудовые отношения?

6. Что такое локальные нормативные акты?

7. Можно ли считать источниками трудового права решения судебных органов? Приведите доводы «за» и «против».

8. Относятся ли международные нормы о труде к источникам трудового права?

9. Какую роль в регулировании трудовых отношений играют нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, в частности, акты Минсоцзащиты РФ?