Вы здесь

Трудные тексты Библии. Сборник экзегетических статей. Глава 12. Что значит «вечный грех» в Мар. 3:29? (П. А. Бегичев)

Глава 12. Что значит «вечный грех» в Мар. 3:29?

Маленькая деталь, которую добавляет Марк, к известному высказыванию Иисуса о хуле на Духа Святого, звучит в дословном переводе с греческого, как «виновный вечного греха». В известном русскоязычному читателю варианте синодального перевода содержится фрагмент из манускриптов византийского корпуса текстов – «вечному осуждению».

Формулировка вопроса

Мы неоднократно встречались с различными толкованиями этих слов Иисуса. Фразы о хуле на Духа Святого содержатся во всех синоптических Евангелиях. Строгость и исключительность этих предостережений заставляют серьезно задуматься над значением слов Спасителя. Однако не все христиане подходят к толкованию этого текста с должной серьезностью.


Нам известны случаи, когда представители пятидесятнического движения грозили членам баптистских церквей вечным осуждением за то, что те позволяли себе усомниться в Божественном происхождении феномена пятидесятнической глоссолалии.


Известны случаи, когда искренние христиане впадали в депрессию, решив, что они уже похулили Духа Святого.


Разномыслия также касаются вопроса: кто может согрешить таким образом – верующий или неверующий?


Имеет смысл также поинтересоваться, что именно означает странная фраза «вечный грех».


Как видите в данной статье нам предстоит охватить довольно широкий круг тем и смыслов. Но с Божьей помощью мы попытаемся это сделать.

Возможные варианты толкования

1. Грех хулы на Духа Святого – это сознательное и продолжающееся отвержение Евангелия неверующими людьми.


Действительно, фарисеев (а именно к ним обращена речь Иисуса) трудно назвать возрожденными христианами. Исходя из этого факта многие толкователи считают, что вечным грехом является сознательное отвержение Евангелия на протяжении всей жизни неверующего человека.

Вот содержание предостережение: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления (пренебрежительные слова; подразумевается, в адрес Бога), за исключением хулы на Духа Святого. Судя по контексту, Иисус имел в виду не отдельные слова или действия людей, а их враждебное отношение к Богу, выражающееся в отвержении Его спасающей человека силы, которая действует в Личности, помазанной Духом Святым, т. е. в Нем – в Иисусе Христе. Такое отношение вызывается упорным желанием оставаться во мраке даже и тогда, когда свет истины осиял человека (см. Иоан. 3:19). Упорство это и сознательное неверие могут настолько ожесточить сердце его, что потребность в покаянии, а соответственно – и прощение (источником того и другого является Дух Божий) окажутся невозможными для него. Такой человек подлежит …вечному осуждению (ср. Мат. 12:32). Примером этого может служить Иуда Искариот (см. Мар. 3:29; 14:43—46).


Джон Д. Грассмик. Толкование на Евангелие от Марка.


***

Человек, который испытывает раскаяние, т.е. отвращается от грехов, в которых повинен, не страдает очерствением сердца и, следовательно, не совершает греха, который Бог может счесть не подлежащим прощению. Все, кто рожден свыше, не могут совершить непрощаемый грех, поскольку они движимы Духом, а Бог не может разделиться в Себе и действовать против Себя (1 Ин 3:9).


Новая Женевская Библия. Грех, не имеющий прощения. Статья

2. Вечный грех – это отступничество от Бога верующих, однажды просвещённых силою Духа.


Сторонники этой точки зрения напирают на тот факт, что похулить невозможно ту личность, с которой у тебя нет отношений. В этом смысле фарисеи представляются нам хотя и не рожденными свыше христианами, но всё же людьми, познавшими силу Духа Святого, Который говорил через пророков и во времена Ветхого Завета. И уж конечно с этой точки зрения подобный грех совершают те, христиане, что отрекаются от веры в Христа.

…я полагаю, что человек, будучи причастным слову и разуму, если перестанет жить разумно, то поступит невежественно и глупо, и потому может быть прощен. Однако если уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает от Него, то это и будет означать хулить Духа Святого.


Ориген, О началах.


***


Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в ветхом завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мной по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание.


Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея

3. Вечный грех – это сознательное противление спасающему действию Духа Святого. Оно может быть присуще, как верующим, так и неверующим.


Таким образом, третья точка зрения являет собой объединение первых двух, не усматривая противоречий между ними.


Разновидностью этой точки зрения является убежденность, что непростительный грех – это нежелание каяться в грехах.

Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.


Августин Иппонский, Проповеди

Выбранное решение вопроса

Нам представляется наиболее убедительной третья точка зрения.


К подобному выводу мы приходим на основании следующих герменевтических принципов.

Принцип грамматики и лексического анализа

Мы должны признать, что Христос не уточняет, что Его слова относятся исключительно к фарисеям или исключительно к ученикам Его.


Напротив, мы видим, что это предупреждение носит универсальный характер. В 28 стихе говорится о том, что аудиторией этого предупреждения являются «сыны человеческие» (τοις υιοις των ανθρώπων).


Местоимение же ος (который) из 29 стиха также относится к одному из этих сынов человеческих.


Интерес для нашего толкования представляет форма глагол «похулит». Это греческое слово βλασφημήση̣ – аорист сослагательного наклонения (конъюнктива). Аорист в данном случае указывает не на время глагола, а на его завершенность. В русской грамматике такого рода понятия выражаются глаголами совершенного вида.


Таким образом, формально здесь не говорится о продолжающихся действиях, происходящих несколько раз в жизни человека. Здесь рассматривается одно отвержение, которое делает грех вечным. Видимо, речь идет о реакции человека на последнее Божье предупреждение и призыв к покаянию. Подобно тому, как долготерпение Господа по отношению к Иезавели Фиатирской было не бесконечно: «И Я дал ей время, чтобы она покаялась, но она не хочет покаяться…». (Откровение 2:21, пер. Кассиана)


Само же выражение «грех вечный» встречается в Новом Завете только один раз. Хотя слово «грех» (ἁμαρτία) встречается в Библии 357 раз, а слово «вечный» (αἰώνιος) только в Новом Завете – 70 раз.


Слово «вечный» везде в Новом Завете означает атрибут бесконечно длящегося состояния или понятия: «жизнь вечная», «наказание вечное», «огонь вечный», «осуждение вечное» и т. д.


Наверное именно поэтому в целый ряд рукописей Нового Завета вкралась замена слова «грех» на слово «осуждение». Тем не менее наиболее авторитетные рукописи (синайский, ватиканский кодексы, а также ряд других) содержат именно слово «грех». Таким образом, мы можем быть уверены, что речь идет о грехе, который «растягивается» на всю вечность. Т.е. это грех, имеющий вечные последствия для согрешившего.


Однако ничто не указывает нам, что эти грехи могут совершить только верующие или только неверующие.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Литературный контекст и авторский замысел также оставляют без внимания наш спор о статусе согрешающих.


Кажется, что Иисуса и Евангелистов волнуют несколько иные вопросы, а именно вопросы отвержения Божественности Христа.


Противопоставление Сын – Дух, это не противопоставление Ипостасей Святой Троицы. (Иисус не имеет в виду, что можно хулить Бога-Сына, главное не хулить Бога-Духа Святого, а про Бога-Отца тут вообще не говорится).


Противопоставление тут иное – Если вам не нравится человек по имени Иисус из Назарета, это еще было бы ничего. Но беда в том, что вы не принимаете Духа Божьего, Который на этом Сыне Человеческом. Если бы вы хулили только человека Иисуса, то это было бы простительно, но вы хулите Бога, ставшего Человеком – это непростительный грех.


Бог сообщает нам «…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем…» (Рим.1:3,4).


Совершенно ясно, что Христа интересует не только частный случай, когда фарисеи приписали действие Божье князю бесовскому.


Марк даже вообще опускает слова о хуле в адрес Сына Человеческого. Его интересует только отвержение Бога. Господь произносит нечто вроде каламбура: всякий грех может быть прощен кроме того, который быть прощен не может.

Конец ознакомительного фрагмента.