Вы здесь

Трудные тексты Библии. Сборник экзегетических статей. Глава 9. Что значит предать сатане во измождение плоти? 1Кор.5:5 (П. А. Бегичев)

Глава 9. Что значит предать сатане во измождение плоти? 1Кор.5:5

Как-то раз мне довелось услышать о некой семейной паре, которую отлучили от церкви именно с формулировкой из 1 Кор.5:5.


Т.е. им прямо так на общем собрании сказали:


– Предаем вас сатане во измождение плоти!


Сказать, что эти люди были шокированы – значит, ничего не сказать!


Разумеется, их грех был достоин отлучения от церкви (умолчим о подробностях). Но сама формулировка многим членам церкви также явно пришлась не по вкусу.


Людям в церкви показалось, что они совершают некий темный обряд. Причем им толком не объяснили, что значат сии слова, каковы последствия этого решения. Разумеется самим отлученным также ничего толком не было разъяснено.


Сомнения, кривотолки и слухи унять было уже невозможно. Кто-то обвинил церковь в занятиях черной магией, кто-то пытался апеллировать к словам апостола. Но ясности не прибавилось.

Формулировка вопроса

А ясности здесь хочется.


Почему предать сатане, а не Богу для наказания? Значит ли это, что отлучение продлится до момента физической смерти отлученных? Возможно ли вообще в наши дни, когда никто из верующих не обладает апостольской властью совершать нечто подобное? Эти и другие вопросы не дают нам покоя.


Давайте же попытаемся разобраться.

Возможные варианты толкования

1. Здесь речь не идет об обычном отлучении.

Это уникальный обряд предания сатане, целью которого является физическое уничтожение тела грешников.


Похоже, что этой точки зрения придерживается А. П. Лопухин.

Одни толкователи видят в этом выражении обозначение простого отлучения от Церкви, но это толкование не обращает внимания на выражения: силою Господа… и во измождение плоти. Кроме того, упоминаемые в 1Тим. лжеучители Именей и Филат были преданы сатане для того, чтобы научились не богохульствовать. Но разве отлучение от Церкви заставило бы их прекратить свои богохульства?! Другие, обращая внимание на выражение: во измождение плоти, видят в настоящем случае предание преступника сатане, для того чтобы этот последний, по свойственной ему злобе и жестокости, мучил грешника… Это последнее мнение нужно признать наиболее вероятным.

Дейвид К. Лоури также считает эти стихи указанием на особую дисциплинарную меру, которая ведет к физической смерти.


Эта точка зрения заставляет нас предположить, что в древней церкви существовал какой-то особый чин «предания сатане».


Такое заявление должно бы было находить подтверждения в трудах ранних отцов Церкви. Но, похоже, никто из них ни о каком специальном чине «предания сатане» не слышал.


2. Здесь идет речь об обычном отлучении.


Об этом пишет Баркли:

Павел пишет, что против такого человека нужно принять серьезные меры. В образной фразе он заявляет, что его следует предать сатане. Он подразумевает под этим, что этого человека необходимо отлучить от церкви. Павел смотрит на мир как на царство сатаны (Иоан. 12,31; 16,11; Деян. 26,18; Кол. 1,13), а на Церковь как на царство Бога. Пошлите этого человека назад в царство сатаны, к которому он и принадлежит – решает он.

3. Речь идет об отлучении от Церкви за грехи, достойные смерти по закону Моисея.


Здесь речь идет о том, что отлучение от Церкви может сопровождаться различным наказанием от Господа. Если во времена Ветхого Завета за такие грехи побивали камнями, то во времена Нового Завета решение о смертной казни может принять только Господь.


В коринфской церкви совершилось то, за что Моисей заповедал побивать камнями: «Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:11)


С иудейской точки зрения такой грех должен был наказываться смертью. Но поскольку в Церкви царствует Господь, то Он только и может вынести смертный приговор.


Первая церковь, таким образом, должна была отлучить грешников, извергнув их из своего сообщества, из-под защиты Божьей в царство сатаны. А дальше наблюдать: не попустит ли Господь сатане поразить грешника физической смертью, чтобы, перенеся страдания физического умирания, грешник смог покаяться и дух его был спасен.

Выбранное решение вопроса

Нам представляется верной точка зрения №3.


Скорее всего, Павел имеет в виду отлучение, которое в новозаветные времена является альтернативой ветхозаветной смертной казни.


Прекрасно осознавая последствия такого шага, Павел допускает даже полное уничтожение тела блудника, т.е. смерть, но выражает уверенность в спасении человека.


К данному выводу мы склоняемся под влиянием следующих герменевтических принципов.

Принцип исторической преемственности

Как мы уже отметили выше, никто из ранних отцов Церкви не знает ничего об особом чине «предания сатане». Все, кто так или иначе комментируют этот стих, ссылаются на это событие как отлучение от Церкви, лишение грешника защитного Божьего покрова и ввержение блудника в мир трудностей, страданий и смерти, в мир, где сатана властен вредить его телу, но не духу.

Из этого мы научаемся, что на отделяемых и отлучаемых от тела Церкви наступает диавол, обретая их лишенными благодати.


Феодорит Кирский, Толкования на послания апостола Павла (1 Кор 5:5).


***


Слова предать сатане означают не то, что апостол постановляет, чтобы так было, – он говорит это, дабы исторгнуть из Церкви того, кто отпал от Бога и подчинился власти сатаны. Апостол повелевает изгнать такого из Церкви, и непременно впоследствии такой человек был предан сатане. Вместо наказания апостол сказал о последствии, чтобы сильнее устрашить его. Говорит же он так не потому, что непременно хотел отлучить его, но потому, что [хотел внушить ему] осознание собственного прегрешения, чтобы тот раскаянием смог сокрушить себя для настоящей жизни и представить достойным будущего спасения.


Феодор Мопсуестийский, Фрагменты».


***

Павел говорит об упомянутом выше оскверненном сатаной, чтобы дух был спасен в человеках Церкви в день суда: если не будет изгнан скверный из Церкви, не спасен будет дух Церкви в день суда. Заслужили это все по причине осквернения, и в день Господень нагими Духом Святым найденные, услышат от Господа Судии: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:23).


Амвросиаст, На Послания к Коринфянам 4.


***

Апостол делает это не для того, чтобы предать его власти сатаны или обрадовать сатану, но потому, что мы обычно приписываем сатане все трудное в жизни, например, болезни, печали, скорби и другие несчастья, как сам апостол говорит в одном месте: Дан мне жалом сатана удручать меня (2 Кор 12:7) 12. Таким же способом он и здесь приказывает предать его сатане – то есть жизненным трудностям.


Севериан Габальский, Фрагменты».


***

Не говорит: отдать такового сатане, но: предать, отверзая ему двери покаяния и как бы передавая его учителю… Для того он и сказал «во измождение плоти»: здесь он предписал законы диаволу и не позволил ему простираться далее пределов, подобно как об Иове Бог сказал: «только душу его сбереги» (Иов. 2:6).


Иоанн Златоуст.

Принцип грамматики и лексического анализа

Слово «предать» – греческое παραδίδωμι имеет значение передать, как бы во временное пользование. Иоанн Златоуст противопоставляет его однокоренному ἀποδίδωμι – которое несет смысл возвращения навсегда.


Слово «измождение» – греческое ὄλεθρος означает гибель, уничтожение или тяжкую болезнь, чуму.


Конструкцию «во измождение» – по-гречески εἰς ὄλεθρον можно перевести по-разному. Чаще всего такая конструкция употребляется в качестве обстоятельства цели (для уничтожения или болезни). Однако может быть и обстоятельством места или сферы нахождения (в гибели или болезни). Мы склоняемся к тому, что верно первое толкование, ибо именно в качестве обстоятельства цели подобная же конструкция используется Павлом в 1 Тим. 6:9.


Таким образом, Павел недвусмысленно указывает на то, что речь идет о грехе, достойном физического наказания болезнью или смертью. Причем Судьей тут должен выступить Господь, прокурором сам апостол, присяжными, выносящими вердикт «виновен» – церковная община, а палачом сатана.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Впрочем, хотя грех и достоин смерти. Павел нигде не говорит о том, что смерть должна наступить от рук людей. В чем же состоит сам процесс предания сатане? В магическом заклинании? В произнесении сакральных слов?


Вряд ли. Во всей пятой главе этого послания Павел говорит об обычном отлучении от Церкви. Об этом свидетельствуют такие термины, как «дабы изъят был из среды вас» (2 стих), «с таким даже и не есть вместе» (11 стих) и «извергните развращенного из среды вас» (13 стих).


Примечательно также, что апостол в 11 стихе перечисляет грехи, достойные смертной казни в Ветхом Завете.


Блудник

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. (Лев 20:10—13)

Жадный грабитель

Возможно, речь идет о похищении людей с целью продажи в рабство:

Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя. (Втор 24:7)

Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. (Исх 21: 16)

Идолопоклонник

Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его… (Лев.20:2)

Ругатель и пьяница.

Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся. (Втор.21:18—21)


А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля. (Втор 17: 12)

Все эти грехи в Ветхом Завете наказывались смертью. Поэтому для апостола Павла немыслимо легкое отношения к тем, которые не желают с подобными грехами расстаться, тем не менее считая себя христианами.


С точки зрения Павла, они невозрожденные (они только называются братьями – 11 стих). Их должен судить Господь, как внешних (13 стих). А поэтому, хотя они внешние де-факто, их надо сделать внешними и де-юре, т.е. извергнуть из среды верующих, отлучить от Церкви.


Правда, апостол Павел подчеркивает, что они какое-то время могут оставаться живыми (ибо с ними нельзя есть), т.е. церковь явно не должна приводить в исполнение смертный приговор. Это не наше дело, но Господне.

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

Интересно, что Павел несколько раз в своих посланиях выражал идею о Господнем наказании некоторых верующих смертью за те грехи, которые в Ветхом Завете были достойны смертной казни.


Так в 1 Кор. 11:30—32 Он говорит о том, что недостойное вкушение Вечери Господней (когда человек не рассуждает о теле Господнем, т.е. для него страдания Христа ничего не значат) влечет за собой физическую смерть, как наказание от Господа, «чтобы не быть осужденными с миром». Та же мысль – подвергнуться болезни или смерти, чтобы дух был спасен. Кроме того, тут явная аллюзия на целый ряд ветхозаветных заповедей о недостойном служении в скинии:

Чис 1: 51

…И когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.


Чис 3: 10

Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.


Чис 3: 38

А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.


Чис 18: 7

…И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти.

Также в 1 Тим. 1:20 Павел сообщает, что предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать».


Богохульство также наказывалось смертью в Ветхом Завете. И снова цель – спасение грешника, а не окончательное наказание.


Похоже, что пример такого наказания от Господа содержится в истории об Анании и Сапфире (Деян. 5)


Похоже, что о таком же грехе говорится и в 1 Иоан. 5:16 «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Тут Иоанн тоже говорит о том, что некоторые грехи ведут к физической смерти верующего. Бесполезно молиться о человеке, который умер, будучи наказан Господом.

Принцип исследования исторического контекста

Культурно-исторический комментарий К. Крейга гласит:

Евреи верили, что земные судьи вершат суд, опираясь на авторитет небесного суда (см. коммент. к Мф. 5:22). Отлучение от синагоги, или изгнание из общества (подтверждаемое Свитками Мертвого моря и раввинской литературой), по-видимому, служило в иудаизме заменой ветхозаветного смертного приговора; христиане переняли этот обычай у иудеев.

В Ветхом Завете слугам Божьим предписывалось объявлять все предметы, связанные с идолопоклонством, вне закона, подлежащими уничтожению; здесь Павел наказывает коринфянам предать этого человека сатане, пособнику погибели. Павел надеется, что в результате страданий (11:30) преступник покается, и тем самым спасется. Еврейские учителя обычно говорили, что страдания и покаяние могут искупить грех или (как в данном случае) что страдание может привести к покаянию.

Принцип ясности Писания

Церковь в Коринфе состояла не только из язычников, но и из евреев (см. 6:9—11; 8:10; 10:1—11; 12:13).


Судя по тому, как свободно Павел в 10 главе ссылается на историю Исхода, его читатели были хорошо знакомы с Законом Моисея. Поэтому первые читатели, скорее всего, мыслили в парадигме извержения грешников из сообщества Господня. Фразы из Ветхого Завета «да будет извержен», «истребится душа из общества» были у них на слуху. Они прекрасно понимали, что в те времена это означало смерть от побития камнями, удушения, убиения мечом или сожжения. Но жили-то они еще в те времена, когда иудаизм был довольно силен. В их сознании грех прочно ассоциировался с наказанием и смертью. Правда, коринфяне возгордились (2 стих), вероятно «широтой взглядов» или «небывалой любовью к грешнику». Но в словах Павла, они явно прочитали важный мессидж: «Такой грех достоин смерти. Да, мы больше не побиваем камнями, но мы предаем грешника суду Божьему, чтобы Тот изверг развращенного из нашей среды, поместив его в среду, где царствует сатана. Там грешник будет страдать и даже, возможно умрет, но это единственный способ побудить его к покаянию».

Вывод

Предать сатане во измождение плоти – это не магический ритуал и не заклинание. Это отлучение грешника от церкви с предупреждением о последствиях его греха.


Человеку, который упорствует в грехе (т.е. не борется с ним, не признает, что его поведение греховно) нужно сказать примерно следующее:


– Дорогой мой! Во времена Ветхого Завета, таких как ты предавали смерти. Мы же просто лишаем тебя церковного благословения. Господь будет судить тебя. Берегись! Возможно, Бог попустит тебе впасть в руки сатаны! Тебе придется претерпеть болезни или даже физическую смерть! Но все это будет сделано Господом для твоего покаяния и спасения. Мы любим тебя и молимся о тебе, пока еще не поздно!