Вы здесь

Тростинка на ветру (сборник). Уренгойские характеры. Очерки. Публицистика (Г. Ф. Вершинина)

Уренгойские характеры

Очерки. Публицистика

От автора

Журналистская работа на Крайнем Севере дает мне счастливую возможность встречаться с людьми разных возрастов и профессий, профессионального и общественного положения – от простого рабочего, инженера до руководителя предприятия, крупного управления. За долгие годы у меня накопилось множество газетных и журнальных вырезок с мимолетными зарисовками, очерками, статьями, интервью… Готовя некоторые из них для публикации в этой книге, поначалу я намеревалась многие из них переделать с учетам прошедшего времени, изменившихся обстоятельств. Однако материал сопротивлялся позднему вторжению. В конце концов я оставила все как есть, только расставила даты, дающие представление читателям, в какой период жизни я встречалась со своими героями, когда происходили те или иные события. Получилась своего рода историческая хроника дел и свершений работников Уренгойгазпрома. В разделе <·Уренгойские характеры> в основном представлены заметки о наших замечательных мужчинах, в разделе <·Жемчужины Севера·> вы познакомитесь с нашими не менее замечательными и прекрасными женщинами, а в следующем разделе «По дорогам памяти» я расскажу о поездках уренгойцев в Белгород и на Прохоровское поле, по городам и весям России, местам боев в годы Веткой Отечественной войны. Рубрика «Из блокнота журналиста>, намой взгляд, не требует особых пояснений.

Бригада

Говоря образно, скважины, как и люди, стареют и болеют. Те, кто потом их врачуют, обязательно ставят скважину «на ноги». Для непосвященных – это тайна за семью печатями, как бы легковесно некоторые ни рассуждали об этом. Врачеванием скважин на земле и под землей занимается цех капитального и подземного ремонта скважин управления интенсификации и ремонта скважин.

Бригада Бориса Николаевича Бондарева – единственная в цехе КПРС, которая ведет подземный ремонт скважин. Исследовать их состояние, провести ревизию имеющегося там оборудования и собрать максимум информации для дальнейшего ее обслуживания – вот задача небольшого коллектива операторов скважин, с которой они небезуспешно справляются. А задача, надо сказать, не из легких. Не каждая скважина предсказуема. Прояснение протекающих на глубине нескольких тысяч метров процессов чаще всего происходит в небезопасных для жизни условиях. Потому ее исследование требует от специалистов знании, опыта и в неменьшей степени – умения мобилизоваться для принятия оперативного и верного решения.

На счету бригады Бориса Бондарева наберется не одна тысяча удачно отремонтированных и исследованных скважин. Па Уренгойском месторождении эксплуатируется более двух тысяч нефтяных и газовых скважин, и каждая из них подвергалась тщательному обследованию уже не по одному разу. В условиях падающей добычи углеводородного сырья увеличение дебита скважин в определенной мере зависит и от грамотно проведенных «подземниками» исследований их технического состояния. Неслучайно каждый в бригаде мастера Бондарева имеет высшую оценку профмастерства. Им доверяют, как и они полностью доверяют друг другу, понимают с полуслова. Годы, точнее, десятилетия совместной работы наложили свой отпечаток на многое: взаимопонимание, поддержку, стремление к успешному результату общего дела. Если раньше бригада производила подземный ремонт по извлечению и ревизии клапанов отсекателей, открытию-закрытию циркуляционных клапанов, то в настоящее время она обследует техническое состояние скважин, управляет различным подземным оборудованием и проводит нестандартные сложные операции с использованием канатной техники.

Более двадцати лет вместе! Факт, заслуживающий особого внимания и уважения. Бригаду Бондарева отличает крепкая мужская дружба. Основной костяк небольшого коллектива – кубанцы. Кроме мастера, это Алексей Бардаков, братья Петр и Николай Бабанцы. С разницей в год ехали друг за другом земляки на Север. У них одна, можно сказать, северная история и судьба.

Когда в 1977 году Борис Бондарев окончил нефтяной техникум и по вызову приехал в Надым для работы в Медвежинском газопромысловом управлении, необходимость в исследовании скважин Медвежьего месторождения уже появилась. Вначале устроился слесарем линейно-эксплуатационного участка, затем – учеба по использованию импортного оборудования при капитальном ремонте скважин, и Бондарева сразу же назначают мастером. Почти в это же время приезжает в Пангоды Алексей Бардаков, друг Бориса. Когда через год начался набор молодых кадров, специалистов для работы на Уренгойском месторождении, парни не остались в стороне от предстоящих грандиозных событий. Так на основе пангодинской бригады капитального ремонта скважин в феврале 1978 года при уренгойском газопромысловом управлении был организован участок по капитальному и подземному ремонту скважин, в его состав и вошла бригада мастера Бондарева. Операторами на то время в бригаде были А.Бардаков, Н.Бабанец, В.Омельченко, В.Драчуков, В.Бондарчук. Вот так ребята оказались в Уренгое и сразу же приступили к подземному ремонту газовых скважин первого куста на первой установке комплексной подготовки газа Большого Уренгоя…

Все Уренгойское месторождение прошла бригада Бондарева, от I-АС до УКПГ-15. Шло время, совершенствовались технологии, менялось оборудование. Крепло и развивалось управление, которое, кстати, совсем недавно отметило двадцатилетие со дня образования. Одним словом, все этапы становления предприятия происходили при непосредственном участии бригады Бондарева, которая год за годом нарабатывала бесценный опыт исследователей земных недр. Даже первая колтюбинговая установка, поступившая в Новый Уренгой, была доверена этой бригаде. Тогда впервые состояние нефтяных скважин бригада обследовала при помощи тросового инструмента без глушения скважины, и тем же оборудованием, выражаясь языком специалистов, ими было произведено «…обслуживание забойного комплекса плунжерного газлифта, открытие и закрытие циркулярных клапанов паркеров». В последующем руководство ООО «Уренгойгазпром» и ОАО «Газпром» неоднократно доверяло управлению в целом и этой бригаде в частности испытание и внедрение первых образцов современного нефтегазопромыслового оборудования. Сегодня управление интенсификации и ремонта скважин имеет семнадцать подъемных установок и семь колтюбинговых агрегатов, их с успехом используют в работе бригады КРС.

Мастер Бондарев – специалист высокого класса, он в совершенстве владеет технологией подземного ремонта. Учитывая его богатые знания техники и технологий, деловой опыт организатора, администрация управления не раз предлагала ему перейти на руководящую работу в отдел, но Борис Николаевич всегда отказывался. Нму больше по душе, как он сам говорит, простор тундры, живое дело, а «бумажной работы» мастеру бригады и так хватает.

Бытует мнение, что мастер в бригаде все равно, что отец родной для ребят. Он и поймет по-мужски, и пожурит, если есть за что, и пример в работе покажет. Он – лидер и наставник идеологический, если хотите. В бригаде Бондарева все равны, но авторитет у мастера железный.

Ребята во многом схожи: трудолюбием, ответственностью, отношением к жизни. У них прекрасные семьи, и семейную жизнь каждый из них строил на основе любви и уважения. Совсем недавно, к примеру, супруги Бондаревы отметили серебряную свадьбу. Со своей будущей супругой познакомился Борис Николаевич еще на Медвежьем месторождении, куда она приехала с Игрима для работы диспетчером в том же, Медвежинском ГПУ. Сегодня Зинаида Михайловна является заместителем начальника производственно-диспетчерской службы Уренгойгазпрома. У Бондаревых взрослые дети, подрастает шестилетняя внучка Анечка. Старшая дочь Екатерина продолжает династию газовиков, трудится в геологической службе газопромыслового управления. Борис Николаевич за свою многолетнюю добросовестную работу награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», ему присвоено звание «Почетный работник газовой промышленности».

Не подвести товарища – один из главных принципов в бригаде. Иначе успешный результат коллективных усилий невозможен. Оператор Петр Бабанец, рассказывая об отношениях в бригаде, подчеркивает, что не только работа связывает их крепкими узами. Если удается, то в каждом отпуске, бывая на родной Кубанщине, они непременно встречаются, отдыхают семьями вместе. Уха у ночного костра – обязательный ритуал в совместном отдыхе друзей, потому что рыбалка – многолетнее и общее увлечение земляков. И если на Кубани в основном попадаются лещи, то на Пуре улов более разнообразен и богат. В зависимости от времени года это может быть язь, пыжьян, налим или щокур. Хотя, как известно, для настоящего рыбака главное, не сколько рыбы поймано, а сам процесс лова, приносящий удовольствие и отдых. Как говорит Петр Григорьевич, северная экзотика за эти годы стала близкой и родной настолько, что просто невозможно представить другой свою судьбу: здесь особенный ритм жизни и работы. Привычной работы, приносящей удовлетворение.

Петр приехал в Уренгой в 1979 году после службы в армии по вызову брата Николая, который уже работал в бригаде Бондарева. Сразу же направили Петра в Саратов на учебу, познавать азы ремонта эксплуатационных нефтяных и газовых скважин. Там он познакомился с обаятельной девушкой Светланой. Любовь между молодыми людьми вспыхнула с первого взгляда. Справив свадьбу на Кубани, Петр вернулся в Уренгой уже с молодой женой, которая отправилась вслед за мужем на Север с большой охотой. С того времени и работает она в аэропорту Нового Уренгоя. Большая любовь помогала молодоженам и помогает сегодня переносить все трудности, жить насыщенной жизнью, растить и воспитывать детей. Старшая дочь? Канна – уже студентка университета, сын Женька – девятиклассник.

Без всякого сожаления Петр Григорьевич добавляет: «Здесь прошла вся наша молодость. Время было прекрасным. Но жизнь продолжается, она такая же интересная, главное – не сидеть без дела и увлечений, стремиться и добиваться цели». Что до работы – так она тоже интересна, хотя и сложна, считает оператор Петр Бабанец. Настолько же – непредсказуема. Случай, когда отбросило его давлением газа на несколько метров от скважины, помнится ему до сих пор. «Это было весной 1980 года. Мы стояли на кусту в районе УКПГ-2. Молодой был, неопытный, – сейчас уже с улыбкой вспоминает Петр Григорьевич. – Пришлось испытать выброс газа с девятиметрового коллектора на себе. Хорошо, что обошлось без возгорания. Теперь технология ремонта скважин и новое оборудование позволяют нам стравливать газ, но процесс этот по-прежнему небезопасен». Петр Бабанец без ложной скромности признается, что на сегодняшний день владеет технологией подземного ремонта скважин практически в совершенстве. Стоит добавить, что за свой труд он награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

Также в работе, в похожих заботах и радостях идут северные годы еще одного оператора подземного ремонта скважин бригады Бондарева – Алексея Алексеевича Бардакова. Он приехал в Иангоды в 1977 году. В Медвежинском ГПУ под началом своего опытного друга начиналась его профессиональная деятельность. «Наша работа сложная, опасная и ответственная, – говорит Алексей Бардаков. – Очень помогает нам сплоченность нашего коллектива. Мы друг за друга стоим горой. Северные годы многому нас научили, главное – укрепили нашу дружбу, которой каждый из нас очень дорожит».

Взаимопонимание – как важно оно в коллективе. Это качество стало неотъемлемой частью и в семейных отношениях супругов Бардаковых, которые почти четверть века идут по жизни вместе. Жена Алексея Алексеевича Лидия Григорьевна также работает в системе Общества «Уренгойгазпром» – в научно-техническом центре. Старший сын Игорь по примеру родителей тоже выбрал нефтегазовую отрасль. Он окончил губкинскую академию нефти и газа и работает в дочернем предприятии ОАО «Газпром», руководимом И.С.Никоненко. Младший сын Бардаковых служит в рядах Вооруженных Сил РФ. А ведь почти в таком же возрасте ехал на Север комсомолец Алексей Бардаков. Ехал, как и многие в те времена, за романтикой. С энтузиазмом, порывом молодости и зовом души он примкнул к первопроходцам освоения месторождений. Работал всегда в полную силу, учился и набирался опыта, и краснеть за свой труд заслуженному работнику нефтяной и газовой промышленности не приходится. Он по-прежнему в рабочем строю, по-прежнему – в бригаде мастера Бондарева.

Остальные члены бригады – тоже северяне со стажем и большим опытом работы в области подземного ремонта скважин. Это Владимир Клименко, Рафаэль Хисамов, Тамаз Чкадуа. Мастер своей бригадой доволен. Все как на подбор – работящие, опытные, ответственные. Не чураются взрослые, степенные мужики при необходимости и за учебник взяться, и курсы обучения пройти дополнительно. Ведь с каждым годом совершенствуются технологии, повышаются требования к качеству подземного ремонта и исследованию технического состояния скважин. Использование сложного оборудования требует новых знаний и навыков. Сейчас бригада применяет в работе гидравлические лебедки американской фирмы «Мэтью». Специально оборудованная машина имеет массу приборов и датчиков, выдающих любую информацию о состоянии скважины с любой глубины. Ошибиться в параметрах будет для всех дорогого стоить. В месяц бригада проводит от 40 до 50 различных операций на скважинах, заявленных на обследование их технического состояния газопромысловым и нефтегазодобывающим управлениями, своими бригадами капремонта.

Сейчас перед Уренгойгазпромом стоит задача проведения широкого комплекса ремонтных работ скважин в сложных условиях аномально-низкого пластового давления и обводнения. Соответствующие службы управления, в их числе технологическая и промыслово-исследовательская лаборатория, производственно-технический отдел активно работают над подбором новых технологий и рецептур при глушении, водоизоляции, освоении и интенсификации скважин. Начальник НТО Николай Васильевич Рахимов, который принимает активное участие во внедрении прогрессивной техники и технологий, сам прошедший когда-то суровую северную школу в цехе капитального и подземного ремонта, так оценивает дальнейшие перспективы подземного ремонта скважин на Уренгойском НГКМ:

«В настоящее время сам подземный ремонт с использованием канатной техники видоизменился. Бригада Бориса Бондарева производит много технологических операций по обслуживанию технического состояния скважин, но управлению газлифтным оборудованием, участвует в подготовительных работах по гидроразрыву пласта. Большой объем работ бригада выполняет и по извлечению посторонних предметов из скважин. В перспективе мы планируем расширить состав бригады, так как сейчас появился новый, немалый объем работы по подземному ремонту скважин на отдаленных участках – Северо-Уренгойском и Ен-Яхинском. Для этого у нас есть все технические возможности. А опытом, мы уверены, бригада Бондарева поделится с новыми, молодыми кадрами».


2003

Под Полярной звездой

Хорош август на Севере. Правда, с непривычки от разноцветья тундры рябит в глазах. Окропленная всеми цветами радуги природа еще не увядает, еще полна жизни и какой-то невесомой радости.

Очарованный невероятной красотой новой местности, Арзамасцев стоял на взлетной площадке и раздумывал. Стих рев улетающего обратно в Надым грузового АН-2. С самолетом на Уренгой Арзамасцеву просто повезло: пилот согласился взять его на борт за помощь в погрузке и выгрузке груза. Проводив взглядом удаляющуюся точку «кукурузника», Юрий еще раз осмотрелся вокруг. В тишину первозданной природы врезался ровный гул. Он понял, что стоящий неподалеку газовый промысел находился в рабочем режиме. Стальные корпуса установки напоминали стены родного металлургического комбината, на котором Арзамасцев работал в Казахстане почти четыре года. Теперь это, можно сказать, в прошлом. Впереди – новая жизнь и новая работа. Испытание своих сил и возможностей, желание познать неизведанное. Сам хотел этого: попасть на Север – и отступать некуда! Уже через минуту Арзамасцев уверенным шагом шел по наезженной песчаной колее в сторону поселка. Нагнавшая его попутка сократила время недалекого и незнакомого пока пути. Водитель лишь успел рассказать, что заплутать в Уренгое невозможно и что контору производственного объединения «Уренгойгаздобыча» он не перепутает: кроме нее, из деревянных строений в небольшом поселке только библиотека. Это было 13 августа 1979 года. В напряженный день приезда на Крайний Север времени для размышлений о предстоящих переменах у Арзамасцева не было…

Сильнее вечной мерзлоты

Нынче «хозяйство» Юрия Ивановича Арзамасцева, заместителя начальника Уренгойского газопромыслового управления по ДКС и СОГ, куда более чем хлопотное. Он отвечает за бесперебойную работу дожимных компрессорных станций и станций охлаждения газа всего Уренгойского месторождения.

Сложное оборудование. Опасное производство. Непростая задача. Эти составляющие характеристики его работы лишний раз подтверждают, что человеку подвластно многое. Ведь все, что знает и умеет человек, он обязательно применит на практике. Обретая в жизни дополнительные знания и навыки, он тоже направит их на пользу дела. Главное при этом – стремиться к цели, добиваться лучшего результата, иметь волю и воодушевление.

Тогда, на короткий миг оставшись с тундрой один на один, разве мог он помышлять, что когда-нибудь ему придется досконально изучить сложное оборудование, способное миллионами кубометров извлекать из глубин вечной мерзлоты драгоценное сырье, название которого определяет целую отрасль в стране?! И не просто добывать, а поддерживать уровень добычи «голубого топлива», что в последние годы является прерогативой деятельности крупнейшего газового монополиста (в лучшем смысле этого слова) и приоритетной политикой укрепления экономического потенциала всей страны!

Конечно же, бывший механик металлургического комбината постигал новую сферу деятельности постепенно. Не ошибся начальник производственно-диспетчерской службы ПО «Уренгойгаздобыча» Сергей Тимофеевич Пашин при первой встрече с новым работником, когда определил его на строительство котельной УКПГ-3, готовящейся к пуску в эксплуатацию. Уже знакомому со сложным технологическим оборудованием по предыдущей работе новичку было проще подключиться к монтажу и наладке столь серьезного объекта. Работа по шестнадцать часов в сутки тогда не казалась Арзамасцеву, как и многим его товарищам, изнуряющим занятием. Это были всего лишь издержки производства ударного времени, которые с лихвой компенсировались удовлетворением от результатов труда.

Вспоминая первые и нелегкие годы освоения месторождения, Юрий Иванович нередко задается вопросом: могли ли двадцать с лишним лет назад первопроходцы Севера, и он в том числе, думать о том, что у самого Полярного круга вырастет красавец-город Новый Уренгой?! Хотя ответ на этот вопрос он знает прекрасно. Мечтали, конечно, и мечту воплощали в жизнь. Не зря же первую улицу поселка так и назвали – улица Оптимистов – энтузиастов и романтиков! Разве можно забыть трудовую поступь северян, когда вагон-городки и тесные общежития заменялись многоэтажными кварталами, строились детские сады и школы, просторные магазины и больницы. Нетронутые сотни лет торфяники и болота пересекали асфальтированные дороги, давшие новый толчок развитию цивилизации на краю земли под Полярной звездой. Ее свет озарял труд тысяч людей разных профессий, работавших на трассе и днем, и ночью.

Не зря все же бывалые северяне говорят, что Север – он как магнит. Правда, верится в это не сразу. Это потом, бывая на Большой земле в отпуске ли, в командировке, чувствуешь, что тянет тебя обратно и понимаешь, почему это происходит. I [отому что есть все-таки она, эта непонятная и в то же время такая знакомая сила притяжения, в которой слились воедино и ощущение твоей значимости на этой суровой земле, и чувство гордости за все созданное тобой и твоими товарищами по работе. И, как оказывается, неодолима эта сила вечной мерзлоты…

Юрий Иванович убежден, что такие организации, как градообразующее предприятие «Уренгойгазпром», – основные и самые надежные столпы, на которых держится экономическая мощь России. Производственное объединение по добыче газа было создано по решению Министерства газовой промышленности СССР 25 лет назад. Многотысячный коллектив газовиков-северян, осваивающий подземные богатства Уренгойского месторождения, достойно выдержал выпавшее па его долю бремя трудностей и славы газового гиганта. В конце 2001 года из недр Ямала был добыт 10-триллионный кубометр газа. Вклад «Уренгохггазпрома» в эти триллионы получился самый что ни на есть весомый – ровно половина! Если быть еще точнее – пятый триллион из подземных кладовых Уренгойского НГКМ был добыт 11 января 2002 года в 17 часов по местному времени. Грандиозное для всей страны событие стало поистине торжеством труда уренгойских газодобытчиков.

Второе дыхание Большого Уренгоя

Но истоки газовой реки Большого Уренгоя постепенно переходят в новое русло. Юрий Иванович, располагая практически всей информацией о возможностях Уренгойского месторождения, по долгу своей службы прекрасно осознает, что годы работы газовых промыслов на естественном пластовом давлении прошли. Освоение месторождения, начиная со второй половины 80-х годов, происходит в режиме принудительного отбора газа из скважин. Первая дожимная компрессорная станция на Уренгое была запущена в 1987 году, последняя – в 1999-м. С апреля 1989 года его работа в газопромысловом управлении связана непосредственно с решением этой проблемы. Тогда он был назначен начальником ДКС-7. Сегодня уже пятнадцать ДКС, предназначенных для поддержания добывной мощности каждого газового промысла, и четыре станции охлаждения газа стали неотъемлемой частью всего технологического комплекса Уренгойского НГКМ.

Несложная арифметика позволяет понять, что с их помощью еще десятки лет добыча газа будет соответствовать плановой. Мыслимо ли: за каждый час работы со всех газовых промыслов Уренгоя на головные компрессорные станции поступает более двадцати миллионов кубометров газа! А это всего лишь отдача сеномана, верхнего слоя «уренгойского пирога» (так образно окрестили Уренгойское месторождение в процессе изучения его пластов в разрезе). В недалеком будущем – строительство ДКС на газовых промыслах, уже отбирающих газ с более глубоких, валанжинских залежей. Для активного освоения «валанжина» в четвертом квартале 2003 года «Уренгойгазпромом» планируется пуск в эксплуатацию ДКС на УКПГ-2 и уже отсыпана площадка для строительства ДКС на УКПГ-1АС. Оснований для оптимизма у газпромовцев вполне достаточно.

Газовая эпопея

Не удивительно, что в свои пятьдесят Арзамасцев не утерял чувства романтики. Юрий Иванович с легкостью, присущей его характеру, признается, что его, как и в первый раз, пленяет неповторимость красок северной природы, поражает творение ума и рук человеческих, покоривших вечную мерзлоту. Он гордится тем, что принадлежит к особой когорте северян-газовиков. Его рабочий настрой по-прежнему определяют вдохновение и воля. Он многое познал за эти годы, испытал настоящую дружбу и простые человеческие отношения. Им всегда двигало чувство долга. За двадцать с лишним лет работы на Уренгое у него ни разу не возникло сомнения в том, что все, сделанное им и его товарищами, было сделано не напрасно. Звание «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации» ему присвоено по праву.

Счастлив человек, если его знания и труд востребованы производством ежедневно. Счастлив он, когда знает, что уважаем и любим. В семье Арзамасцевых всегда поддерживают друг друга в трудные минуты и вдохновляют в минуты радости. Счастливые супруги уже давно отметили серебряную свадьбу, и ждет их в этом году свадьба жемчужная. Но ценится в этой семье богатство куда дороже серебра и жемчуга – это накопленная за почти тридцатилетие совместной жизни энергия добра, которой они щедро делятся с окружающими. Наталья Ивановна приехала вслед за мужем на Север месяц спустя. Ее северный трудовой стаж тоже перешагнул за второй десяток. Сейчас она работает в тресте, строящем дороги Уренгоя. Арзамасцевы ни разу не пожалели о том, что когда-то, совсем молодыми, решились на переезд в этот суровый край.

Их дочери продолжают семейную преемственность газовиков. Это обычное явление в среде северян. Младшая, Мария, – студентка третьего курса Тюменского нефтегазового университета, и ее газовая эпопея еще впереди. Старшая, Ольга, работает бухгалтером в газопромысловом управлении. С трудом верится, что хрупкая и обаятельная Оля Арзамасцева десять лет назад начинала свою трудовую деятельность регенераторщиком отработанного масла на ДКС-7 именно на той дожимной компрессорной станции, где в свое время ее отец вплотную занялся решением проблем увеличения добычи газа с Уренгойского месторождения. Со временем, получив высшее техническое и экономическое образование, Ольга Юрьевна остановила свой выбор на бухгалтерском учете и аудите. Об истинной ценности «длинного северного рубля» и тяжелой работе на опасном производстве она знает не только по рассказам отца.

Как и многих опытных производственников-наставников, Юрия Ивановича заботит молодое пополнение старой гвардии газовиков. Отрадно, говорит он, что не вся нынешняя молодежь «помешана» на легком бизнесе и банковском деле. В уренгойских учебных заведениях нефтегазового профиля, с которыми сотрудничает УГПУ, выпускники школ становятся студентами, минуя высокий конкурс. Газопромысловое управление – не единственная организация в городе, где молодые подготовленные кадры всегда востребованы. В свое время муж старшей дочери Арзамасцевых, Олег Николаев, тоже окончил уренгойский филиал Тюменского нефтегазового университета. Машинист технологических компрессоров, старший механик, заместитель начальника УКПГ-4 – его послужной список выглядит довольно внушительно. Сегодня Олег Александрович работает начальником первого газового промысла, он входит в резерв перспективных руководителей газопромыслового управления. Так что на смену опытным ветеранам приходят молодые управленцы, не лишенные глубокого чувства ответственности за будущее газовой отрасли.

Пульс месторождения

Череда буден Уренгойского месторождения продолжается. Не успела осень отсыпаться листопадом, а зима уже стелется колючими снегами. Будто замерло все под покровом полярной ночи. Звенит студеный воздух, и в лютом холоде, кажется, не должно быть ни малейшего намека на жизнь. Но вот морозную мглу прорезает вереница огней спешащих на промыслы машин. У самой кромки скрытого ночью горизонта мерцают оранжевые всполохи – гам идет освоение очередной газовой скважины. По краю купола темного неба россыпью огней светятся дальние промыслы и дожимные компрессорные станции. И будто гудят от напряжения отдающие свои подземные богатства земные недра.

Под звездами полярными неостановимо бьется пульс месторождения…


2002

Дороги, зовущие вдаль

Трудно не согласиться: не так-то просто ступить среди множества зовущих дорог на ту, единственную, которая поведет тебя по всей жизни. Не так-то просто разглядеть и то дело, которому посвятишь всю свою жизнь. Как понять, что вот оно, твое призвание? Говорят, что у человека обязательно бывают такие мгновения в жизни, когда как бы приоткрывается завеса над будущим.

Такие мгновения Константин Романович Цеханович, управляющий трестом «Уренгойгазавтодор», помнит с детства. Его отец, Роман Антонович, не мыслил своей жизни без дорог. Заслуженный дорожник Украины (он и в годы войны воевал в автомобильных войсках), вернувшись с фронта домой, приобщил к благородному делу созидания своих сыновей. Константин Романович и детство свое, сколько помнит, по большей части провел на работе отца, в дороге и на дороге, которую строил отец.

В буквальном смысле слова выросший на трассе Ленинград – Киев – Одесса, видевший, как серьезно относится к своей работе отец и как важна дорога в жизни, Константин Романович рано определил для себя, что вряд ли найдется что-нибудь главнее, чем быть дорожником и строить дороги. Так вышло, что для мальчишки, растущего в Одессе, у самого Черного моря, не стали заманчивее ни морские путешествия, ни дальние плавания. Не сманили его упругие паруса бригантин – заманила дорога, всегда зовущая в неведомую даль.

– После школы я сразу же поступил в Одесский автомобильный техникум, – вспоминает о начале большого пути Константин Романович. – Во время производственной практики начал по-настоящему познавать, как строится дорога, начинаясь с нижних слоев покрытия и заканчиваясь укладкой асфальта. Получив распределение после техникума, приступил к работе мастером на асфальтобетонном заводе Одесского дорожного управления. Штаты на заводе были небольшими, и кроме жгучего запаха горячего асфальта запомнились бесконечные вагоны с щебнем, битумом, песком, которые приходилось разгружать и днем, и ночью.

После службы в армии вновь вернулся в это дорожное управление. Сразу же поступил в институт и оканчивал его уже заочно. Наше предприятие обслуживало автомобильную трассу Ленинград – Киев – Одесса, в это время начиналась ее активная реконструкция. Постепенно набирался опыта, постигал тонкие премудрости тяжелого ремесла.

Работа ладилась, прилагал к тому все усилия и старания. Через какое-то время назначили меня мастером, потом инженером. Мне было 27 лет, когда моя кандидатура утверждалась в Министерстве дорожного строительства Украины на должность главного инженера дорожно-эксплуатационного управления № 890 объединения «Укрмагистраль». Это ко многому обязывало.

В 1985 году мне было доверено возглавить Дирекцию строящихся дорог по Одесской области объединения «Укравтодор» Миндорстроя УССР. Работал в полную силу всегда. И если мое усердие в то время и было замечено вышестоящим руководством, то я по сегодняшний день благодарен тем людям, которые еще в самом начале моего профессионального пути направляли меня словом и делом, учили жить и работать, передавали умение находить подход клюдям и разбираться в жизненных ситуациях. Мне везло в жизни на встречи с хорошими людьми…

Неудивительно, что руководство Дирекцией строящихся дорог было доверено Константину Романовичу в 33 года. Он знал свое дело и любил свою работу, получая от нее большое моральное удовлетворение.

Судьбоносным в его призвании стал 1986 год. Оказавшись в Уренгое, Константин Романович убедился, что значит построенная на Севере дорога. В экстремальных условиях необжитого края требовались иные подходы к выверенным этапам строительства дорог на Большой земле. Здесь дорога приравнивалась к самой жизни: от нее зависели вовремя доставленные продукты и грузы, технологическое оборудование и четкая пересменка работающих по вахтам людей. Надежно проторенный зимник не раз спасал северян, затерявшихся в пурге… Предложение руководства ПО «Уренгойгазпром» возглавить новый дорожный трест Цеханович принял без долгих раздумий.

Константин Романович вспоминает, насколько большими были объемы работ по реконструкции устаревших и строительству новых дорог. Основной задачей на тот момент было решение проблемы организации проезда автотранспорта по межпромысловой трассе в зимнее время. Это была нелегкая работа. Неуправляемые снежные заносы стали главным препятствием на пути техники, движущейся в сторону промыслов. То же самое – в сторону города. Борьба с ними отнимала силы, время и немалые средства. Техники – минимум, и та устаревшей модификации.

Благодаря личной заинтересованности Рима Султановича Сулейманова, его помощи и поддержке, по большому счету и состоялся трест как структурная единица мощного механизма «Уренгойгазпрома», убежден Цеханович. Трест сразу же оказался востребованным, от его работы зависел труд газодобытчиков и вспомогательного производства объединения, всего городского хозяйства. Рим Султанович поддерживал и чаще сам инициировал приобретение повой, более производительной, в основном импортной техники, с применением которой качество дорог Уренгойского месторождения и их эксплуатация год за годом заметно повышались…

– В любой случае, первым строителям дорог нужно отдать должное, – считает Цеханович. – Но строились они тогда ускоренными темпами, порой с нарушениями технологий, и за недостатки, брак в работе крайнего было найти трудно. Нам сразу же пришлось эти самые дороги ремонтировать, реконструировать, строить практически заново…

Итак, профессиональный уровень Цехановича экзаменовал уже Север. Трудностей он не боялся. О них предупреждал еще старший брат Владислав, строитель газопроводов, приехавший в Уренгой па пять лет раньше. Забегая вперед, стоит отметить, что фирма ООО «Уренгойгаздорстройматериалы», которой сегодня руководит Владислав Романович, более десяти лет является подрядчиком треста «Уренгойгазавтодор», и братьев объединяет тесное сотрудничество. Они не конкуренты – они коллеги-партнеры.

Возвращаясь к первым годам становления треста, стоит отметить, что Константин Романович придерживался строгого принципа: строить только хорошие дороги. Время лишь подтвердило правильность выбранной стратегии, и наступил тот долгожданный момент, когда железобетонное покрытие уренгойских дорог скрыло аккуратное полотно серебристо-черного асфальта.

Сама идея асфальтировать дороги, что на Крайнем Севере вообще было редкостью, теплилась у уренгойцев еще в 1986 году. В Ноябрьске, расположенном южнее, гладким покрытием дорожного полотна уже могли в то время похвастаться. Руководство и специалисты треста съездили туда, посмотрели на качество ноябрьских дорог, оценили работу асфальтового завода и, не отметив ничего необычного, приступили к производству асфальтобетона сами. Так почти со времени создания треста и появился на уренгойских дорогах асфальт.

Сейчас «Уренгойгазавтодор» имеет два таких завода по его производству, расположенные в черте города и в районе УКПГ-12. Прошлым летом завершен монтаж еще одной асфальтосмесительной установки марки «Тельтомат», гораздо производительнее предыдущих и более безопасной в экологическом плане. Выпуск асфальтобетонной продукции для прошедшего сезона был заметно увеличен.

Сегодня к дорогам без асфальтового покрытия в Уренгое можно отнести разве что уложенные плиты пешеходных тротуаров, зато к самому дальнему промыслу месторождения местные водители домчат за каких-нибудь два часа. И те по отличной трассе – в радость. Да что горожане! Сколько приезжих отмечает, что уренгойские дороги не хуже других российских.

Константин Романович не обольщается похвалами, но коллегам подобные отклики передает с большим удовольствием. Это тоже радость, когда знаешь, что плоды твоего труда нужны людям и оценены по достоинству. Сам же управляющий ценит в людях, в первую очередь, ответственность в деле, преданность своей работе, верность предприятию. Как-то само собой получилось, что в «Уренгойгазавтодоре» работает много выходцев с Украины, а они, как известно, народ работящий, смелый. Да и большинство сотрудников предприятия трудятся в тресте со дня основания. Случалось, конечно, некоторые уходили, пасуя перед трудностями, но о них не жалели и не вспоминали.

Заслуженным авторитетом пользуется управляющий. «Строгий, но справедливый!» – обычно кратко, но весомо характеризуют его подчиненные. Цеханович убежден, что профессия дорожного строителя, особенно на Севере, – одна из самых благородных. Она – не из разряда легких и непыльных, физических нагрузок здесь предостаточно. Про жару и пыль, дождь и ветер, снег и зной говорить не приходится. Такая работа погоду не выбирает. А работать куда интереснее, если не бояться трудностей. Дорожники гордятся своей профессией, как и управляющий – своим коллективом:

– Шло время, крепло наше предприятие – происходило становление коллектива. Сегодня он стабилен и надежен. Мы имеем огромный технический и, так скажем, творческий потенциал. Мощная, разнообразная техника позволяет нам выполнять любые виды строительных и ремонтных работ при содержании дорог. Ею управляют рабочие высокой квалификации, имеющие по нескольку смежных профессий, что позволяет нам оперативно перестраиваться на сезонные виды работ.

Самоотдачи и старания – этого я от души желаю молодым кадрам, которые идут на смену нашим ветеранам.

С полным правом может напутствовать молодых Константин Романович, потому что сам с юных лет всегда работал в полную силу, стремился познать в своей профессии все. Благодаря старанию, у него многое получилось.

Чего не отнять в характере Константина Романовича, так это глубокой любви к жизни и прекрасному во всех их проявлениях. Человеку очень самодостаточному, ему и удается многое. Мечтает Цеханович и о том времени, когда удастся-таки ему организовать для своих специалистов-дорожников автоэкскурс по дорогам России, начиная «колесный вояж» с юга и заканчивая севером. Идея очень заманчивая, считает управляющий дорожным трестом: не интересно ли присмотреться, оценить, взять на вооружение все лучшее, что можно применить в строительстве дорог в суровых, северных условиях?

Много планов и мыслей у дорожника-строителя Цехановича, потому что Уренгой, ставший за эти годы самым родным местом на земле, хочется сделать и самым красивым городом на Севере. Вот совсем недавно побывали в Надыме, посмотрели, как работают надымские дорожники. Да, с бордюром дороги смотрятся гораздо симпатичнее. Стали пробовать окаймлять подобным образом и уренгойские автомобильные пути, получается неплохо. Дальнейшее зависит от бережного отношения эксплуатационников.

При каждом удобном случае управляющий сам садится за руль служебного автомобиля и с удовольствием «обкатывает» очередной отремонтированный участок вверенных его тресту уренгойских дорог. Нередко вспоминаются трогательные картинки из детства, когда пятилетним пацаном он испытывал небывалое счастье, катаясь с утра и до вечера с отцом по трассе. Бывало, заснувшим в машине привозил его отец к дому и передавал спящего малыша на руки заждавшейся матери.

В роду Цехановичей почитание родителей и любовь к детям – самая ценная семейная реликвия, переходящая из поколения в поколение. Непревзойденным авторитетом на всю жизнь стали для Константина Романовича родители. Оба ветераны войны, воевали на разных фронтах с 1941-го по 1945-й, заслужив за свои боевые подвиги немало наград. Командир автобатальона и сержант-зенитчица и после Победы не искали легких путей. Восстанавливали мирную жизнь, растили и выводили в люди своих сыновей.

Оба – заслуженные строители России, у них прекрасные семьи, самостоятельные дети и красивые внуки. Младший внук Константина Романовича назван в честь прадеда Романом, а старший – Костей, для которого тезка-дед также является главным авторитетом пока что в его девятилетней жизни. Он любит находиться рядом с дедом, и когда их видят рядом, то чаще всего моложавого, подтянутого, обаятельного мужчину принимают за его отца. Тогда Костя-младший с завидным упорством и гордостью начинает доказывать: «Это не папа. Это – мой дед!»

Совсем недавно родные Константина Романовича переехали в Одессу. Его супруга Татьяна Андреевна много лет отработала в городской больнице рентгенологом, затем в тресте инженером по гражданской обороне. По совету врачей пришлось ей, как и дочери Ольге, сменить северный климат на южный. Скучать им на юге не приходится. Заботы о доме и подрастающих мальчишках требуют немало времени и хлопот, к которым с удовольствием присоединяется глава семейства в своем краткосрочном отпуске.

Редко выпадают часы отдыха у руководителя дорожного треста. Не дает успокаиваться и останавливаться на достигнутом дорога, начавшаяся когда-то у родного дома и вечно зовущая вдаль. Первый управляющий предприятия строителей-дорожников Уренгоя вот уже пятнадцать лет руководит коллективом дорожных строителей. А впереди – новые планы и, вне сомнений, новые достижения.

Оттого, начиная скучать по Уренгою в очередном отпуске, Константин Романович непременно говорит: «Пора домой. Пора в путь-дорогу…»

Не серебром и златом жизнь богата…

Судьба уренгойской семьи Ревчук во многом похожа на судьбы сотен других газовиков – замечательных, сильных духом первопроходцев Севера, осваивающих месторождения Ямала. От улыбок, заботы и душевного тепла женщин, подобных Людмиле Григорьевне, жизнь в краю вечной мерзлоты становилась уютнее и легче. От мужества и силы характера таких мужчин, как Александр Иванович, работалось в экстремальных условиях севера надежнее и спокойнее (см. снимок 6 на цветной вкладке).

В создании отечественной газовой индустрии ведущая роль принадлежит Ямало-Ненецкому автономному округу, где сосредоточена огромная сырьевая база, и самоотверженным трудом северян добывается «голубое топливо». В Уренгой – одну из самых крупных кладовых углеводородного сырья и удивительный край – стремились попасть тысячи людей. Многие из них уже заочно, по рассказам знакомых, знали об особенностях этой суровой земли: там холода и морозы, там сплошная неизвестность, но там интересно и здорово, туда съезжаются и молодежь, и люди в возрасте. Там трудно, но на трудности не особо обращают внимания.

Конец ознакомительного фрагмента.