Глава 2
Слезы кончились, и сил рыдать больше не было. Женя лежала с пустой головой, из которой непонятным образом вылетели всякие мысли о будущем. Она продолжала лежать, когда за окном начало светлеть небо. И потом, когда по улице поползли первые троллейбусы, все также лежала неподвижно, уткнувшись взглядом в потертую обивку старенького дивана. Спала ли она вообще?
Евгения Александровна Колесникова была молодой женщиной, возраст которой приближался к сорока. Но по-отчеству ее называли только студенты вуза, в котором она работала преподавателем физкультуры. Все остальные – друзья, соседи, родственники, звали – «Женей», «Женечкой», «Евгешей». Она выглядела очень молодо, обладала стройной спортивной фигурой. Спортом Женя начала заниматься очень юной в своем городе Волжском, расположенном на правом берегу реки Ахтубы и в 20 километрах от Волгограда. Она была влюблена в «королеву спорта» – легкую атлетику. Прыжки в длину и высоту Жене очень нравились, но тренер считал, что у нее не достаточно роста для этих видов и переориентировал девочку на беговые дисциплины. И действительно, Женечка стала показывать хорошие результаты в беге на короткие дистанции. Побеждала на городских и областных соревнованиях. После окончания школы поступила в Волгоградский институт физической культуры, где также подавала надежды. Но после травмы лодыжки прогресса не было. Дорога в большой спорт была для нее закрыта.
В институте девушка встретила свою первую любовь, это был ее сокурсник и тезка – Евгений Борзовский. Юноша обладал высоким ростом, голубыми глазами при темном цвете волос и обворожительной улыбкой. Евгеша влюбилась в него сразу. Когда человек влюблен, у него «съезжает крыша», он находится как бы в состоянии постоянного аффекта. Так было и с Женей: есть не хочется, пить не хочется, спать не хочется, смотреть кино и читать книги – не интересно. Все помыслы только о своей любви и любимом. Никто и ничто любимого не заменит. А он – самый, самый, самый! Самая дежурная характеристика любви: «Я не могу без него жить!» В этот момент, любимый для тебя – значительнее и главнее тебя самого.
Евгению тоже нравилась Женя – она была симпатичной, стройной, веселой и целеустремленной девушкой. Ему хорошо было рядом с ней, но его чувства были далеки от одержимости. Тем более, что девичьим вниманием он не был обделен. Однажды на дискотеке Евгений заметил интерес к себе первой красавицы курса – Людмилы Карповой.
Людочка Карпова была самой настоящей красавицей. Огромные голубые глаза, бездонные словно море, пшеничные волосы, красивыми крупными волнами падающие на точеные плечики, кожа нежно-розовая, похожая на лепестки бутонов шиповника. И фигура не подкачала. Рост у нее был где-то около метра семидесяти пяти, талия тонюсенькая, бедра стройные, но в отличие от большинства своих однокурсниц – плоскогрудых «вешалок», бюст Людмилы тянул размер на третий, никак не меньше. Их роман был внезапным и скоротечным, через пару месяцев они поженились.
Когда теряешь любимого, то становится понятно, как много чувство к нему для тебя значит. При известии о свадьбе Евгения у Жени сжалось сердце. Для девушки это была трагедия, она выплакала ливни слез. В предательство Евгения долго не могла поверить, ведь для нее он был идеалом. Позже она часто испытывала это стеснение сердца, сталкиваясь с жаждой счастья и несовершенством человеческих отношений.
По окончанию института Евгения взяла направление на работу в небольшой провинциальный городок в Ростовской области. Здесь требовался преподаватель физкультуры в политехнический институт. Шахтерские города похожи друг на друга. Следуя за добываемой породой, они расползаются на десятки километров в длину, растут вширь, а не вверх, оставаясь, по сути – гигантскими поселками. Таким был и город, куда приехала Женя.
Девушка хотела поскорее забыть свою несостоявшуюся любовь. Вскоре она познакомилась со скромным, молчаливым и домовитым парнем по имени Иван Колесников, который, окончив горный техникум, работал помощником начальника смены на шахте. Колесников – человек, в общем, замкнутый, кроме работы, ничем по-настоящему не интересовался. Даже в кино его не вытащишь, а уж в о театре и речи нет. С Евгением они, бывало, могли часами говорить обо всем на свете. И Женя, конечно, что называется, почувствовала разницу. Иван совсем не был похож на красавчика Евгения, но Женю, он любил и берег.
Сначала молодая семья жила с родителями Ивана, а после рождения первого сына Костика, переехала в собственную двухкомнатную квартиру. Эту жилплощадь Ивану выделили на шахте, где его ценили и стали продвигать по службе – сначала назначили начальником смены, затем начальником участка. Женя работала в том же вузе, но успела побывать еще раз в декретном отпуске – родился Андрюша.
Она мечтала, что ее мальчишки будут заниматься ее любимой легкой атлетикой и добьются в спорте большего. Но не случилось! Сначала Костя не проявил никакого интереса к легкой атлетике, а стал заниматься в школе настольным теннисом. А позже и у Андрея не сложилось с «королевой спорта». Женя сама тренировала его, привела в секцию, но у сына ничего не получалось. Ни к прыжкам, ни к бегу, сердце у Андрюши не лежало, пришлось оставить эту затею. А вот у его друга Славика Тихонова наоборот все получалось: он прыгал в высоту, в длину и даже тройным прыжком. Тренер им гордился, считал перспективным, предрекал ему спортивную карьеру. Это было как раз то, о чем мечтала для своих ребят Евгения. Андрею же нравился хоккей. Но в городе не было крытого катка, хоккейной секции тоже не было. Поиграть в хоккей мальчик мог только во дворе с друзьями. Хотя еще иногда устраивались соревнования между детско-юношескими клубами, один из которых, «Орленок», был организован в их дворе.
Время шло, мальчишки росли, Евгения «старела», хотя внешне это ничем не проявлялось. Она по-прежнему выглядела стройной молодой девушкой, но в душе чувствовала себя стареющей теткой. Была ли Женя счастлива? И что такое счастье? С одной стороны, это знают все, с другой стороны, этого не знает никто. Как в любой семье, не все и не всегда было безоблачно, случались размолвки, ссоры, но кратковременные, без грома и молний. Все шло своим чередом – чередом серым и унылым, пока на ее горизонте вновь не появился «он» – несбывшаяся мечта, Евгений Борзовский.
В первые дни осени Евгения Александровна, закончив занятия с одной из групп студентов в легкоатлетическом манеже, поднялась на второй этаж, чтобы переждать небольшой перерыв в занятиях. С балкона она принялась смотреть за юными спортсменами, которые заполнили манеж. И вдруг Женя услышала знакомый голос и высокая фигуру тренера напоминала ей кого-то. Этого не может быть! Неужели это он?! Она спустилась вниз и стала наблюдать за тренером детской секции. Действительно, это был ее Евгений, возмужавший и слегка набравший вес, но по-прежнему очень привлекательный. Женя долго не решалась окликнуть его, но, наконец, позвала: «Евгений!» Он повернулся, но узнал Евгешу не сразу: «Боже мой! Неужели это ты! Как ты здесь?»
В этот день они долго сидели за столиком в кафе в городском парке и пересказывали друг другу свои истории жизни. Со своей женой Людмилой Евгений развелся полгода назад, у них была дочь, которая училась в 10 классе. В этот город он приехал работать совершенно случайно, порекомендовала Люда Кондратенко. Олимпийская чемпионка в беге на 100 м Людмила Кондратенко была уроженкой этого шахтерского городка. Она помогала развитию детско-юношеских секций легкой атлетики в родном городе. И когда узнала о семейных перипетиях своего приятеля Евгения Борзовского, с которым была знакома не один год, предложила ему место тренера в детской секции.
Осенний день светился все понимающей улыбкой, окружающее таяло в нем и стихало. Осень – великолепная художница. Спокойно и нежно желтели в парке березы и липы. Желтели и клены, но уже по-своему – ярко, сильно. Густо-пунцовой была листва у рябины. Чеканной медью и старой бронзой украсила осень осины и ясени. Тяжелая коричневая ржа начала съедать зелень каштанов. Густо-фиолетовым тоном залиты кусты бирючины. Повсюду цвели пестрые осенние цветы – астры, георгины, хризантемы. И над всем этим веселым и пестрым богатством раскинулся высокий, по-осеннему просторный и просветленный купол прозрачно-голубого неба. А на тонких паутинках повисли и летели неведомо куда маленькие паучки-парашютисты. Воздух будто стал чище, хотелось вдыхать его полной грудью.
Это было начало романа Жени и Евгения. Они встречались у него в общежитии. Женя была счастлива. А в счастье человек расцветает, глаза сияют, на губах улыбка, дело в руках спорится, он становится оптимистом. Жизнь прекрасна! Ради этого стоит жить! Стоит, стоит, но как? Люди давно придумали такую красивую метафору, что ум в голове, а чувства в сердце. И ум, и сердце должны быть в ладу и согласии. А если нет этого согласия? Евгению угнетало то, что приходилось обманывать мужа Ивана, который не заслуживал этого. Иван был очень хорошим человеком, старался быть заботливым мужем и отцом. Что будет с ними дальше, она не знала и пока не хотела об этом думать.
Человеку нужно не то, что у него есть. Человеку нужно то, чего у него нет. Что бы ни имел – ему нужно другое, иначе, не то. «Если тебе нужно что-то – возьми это и уплати положенную цену», – сказал американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон. Человек стремится к счастью, а попутно добывает себе хлопоты и переживания. Он бы предпочел обойтись без них, да так не бывает. Это всегда вместе. Все обстоятельства, которыми он оправдывается, все аргументы, которые выставляет, – вранье. Всегда можно полюбить другого, всегда можно поступить иначе, всегда можно чем-то пожертвовать – если смотреть со стороны и оценивать ситуацию рассудочно. Но «любовь» – рассудок тут ни при чем, тут роль главной скрипки играет сердце.
Однажды Жене приснился жуткий сон, который испугал ее. Она увидела себя входящей во двор родительского дома, там, где прошло ее детство. Было сумрачно. Увидела ступени крыльца, но в дом не вошла. Ее взгляд перешел влево – там посередине двора были три свежие могилы, одна большая и две поменьше. Рядом с могилами стояла она сама, опираясь обеими руками на черенок лопаты. От ужаса Женя хотела крикнуть, но не знала, кого можно позвать. И внезапно поняла, что бесполезно кого—либо звать, потому что она там, где уже никто не поможет. И от этой простой мысли стало вдруг муторно и жутко, испарина выступила на лбу, холодок пробежал по спине.
– Зачем ты здесь? – спросила у Жени ее двойник ледяным голосом.
– Заблудилась, – прошептала Евгения, замирая сердцем от того, что ей приходится разговаривать самой с собой.
– А у меня горе, – продолжала Женя-двойник, – видишь, здесь лежат мои дети и муж. Они бросили меня.
– Простите, – опять шепотом проговорила Женя, – но мне надо идти.
Она побежала прочь от увиденной картины, повернула за угол кирпичного дома и остановилась, как вкопанная. Перед нею стояли живые и невредимые ее мальчишки – Андрюша с Костей и муж Иван.
– Тс-с-с! – держа указательный палец у губ, произнес Иван, – не говори ей, что мы здесь!
Женя кивнула в ответ, не произнеся ни слова. И тут все пространство, весь сумрачный мир, который окружал Евгению, затрясся и в единое мгновение свернулся, как старый ковер, который кто-то смог так ловко сложить перед тем, как вынести во двор и выбить из него пыль.
Неприятные эмоции и впечатления, испытываемые человеком, неразрешенные внутренние конфликты, обрабатываются мозгом и транслируются во сне при помощи ночных «фильмов ужасов». Кошмары пугают нас тем, что они непременно воплотятся в реальность. Но страшные сны говорят лишь о душевном беспокойстве, о моральных переживаниях, проблемах, которые увязались черной полосой в данный момент жизни. Беспокойство по поводу этого сна не покидало Женю.
Утром 14 января Евгения отправилась в манеж, у студентов была зачетная неделя, и ей предстояло принять зачеты. У Ивана был выходной, он собирался отоспаться. Костя должен был отправиться к бабушке Екатерине – матери Ивана, она просила внука помочь расчистить снег во дворе. А Андрюша уже с утра убежал с коньками на ледяную площадку во дворе. Студентов в манеже было не очень много, так как основная масса уже получила зачеты, остались только те, кто не сдал норматив по кроссу на три километра. Отправив, соискателей зачета бежать круги по периметру манежа, Евгения Александровна заглянула в тренерскую. Евгений был там. Занятий у него сегодня с подростками не было, он пришел, чтобы встретиться с Женей. Тренер сидел за столом и заполнял журналы посещаемости его юных спортсменов.
– Привет! Я долго не задержусь, сейчас пробегут, и я их отпущу, – поприветствовала Женя любимого.
– Привет! Хорошо, я тебя жду.
Быстро закончив с делами, они отправились к Евгению в общежитие. Там с бутылкой шампанского, конфетами «Ассорти» и мандаринами они отпраздновали Старый Новый год.
Вернулась домой Женя около шести часов вечера, на улице уже стемнело, в окнах зажглись огни. Иван с Костей играли за кухонным столом в шахматы. Перед каждым было по большой керамической кружке с дымящимся чаем. На столе стояла большая тарелка с Андрюшиными сладостями.
– Едите подарки Андрея? А где он сам? – спросила Женя у домочадцев.
– А он еще не приходил, как с утра ушел, так и не появлялся, – ответил Иван.
– И что – целый день голодный? Костя, иди сейчас же позови его домой, – приказала Евгения сыну.
– Но во дворе его нет, а клуб уже закрыт. Наверное, сидит у кого-то из друзей в гостях, – сказал Костя.
– Иван, значит, вам с Костей нужно пройтись по квартирам его друзей и найти его. И построже будь с ним, совсем распоясался. А я пока приготовлю ужин, купила в магазине вареники с картошкой, сейчас сварю.
Иван с Костей вернулись через час, Андрея с ними не было. Они обошли все квартиры друзей Андрюши своего дома и двух соседних домов, никто его не видел. Тихоновых не было дома, а Вера Илларионовна сказала, что сегодня, вообще его не видела. Ромка целый день был в гостях у своей бабушки и тоже не встречался с Андреем. Видела его одна соседка утром, когда он катался на коньках. И все.
Женя обомлела. Как же так, что же делать? Нужно заявить в милицию!
Отделение милиции находилось в двух кварталах от их дома. Они отправились туда все вместе. Заявление у них приняли сразу без проволочки и отправили две машины с бригадами на поиски. Одна бригада, взяв фотографию и описание одежды мальчика, поехала на автовокзал и железнодорожный вокзал, а другая вместе с Колесниковыми отправилась на место происшествия. Во дворе стали обследовать все подвалы и чердаки близлежащих домов, опрашивать жильцов. Иван с Костей участвовали в поиске, а Евгению отправили домой. Вернувшись в квартиру, Женя решила обзвонить еще и одноклассников Андрея. Но все было безрезультатно. Она не знала, куда себя деть, что еще предпринять. На кухонном столе стояла большая миска с остывшими варениками. Около полуночи вернулись Иван с Костей. Поиски закончились безуспешно. Тихоновы сообщили, что видели Андрея около одиннадцати часов утра. Он собирался пойти в кино. Это было все, что им удалось узнать.
Нервная система Жени не устояла, она разразилась потоком слез.