Вы здесь

Троице-Сергиева Лавра. Глава 2. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ (С. О. Ермакова, 2004)

Глава 2. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

Основание монастыря

Первоначальные сведения о Троицкой обители, памятнике древнерусского зодчества, были найдены в жизнеописании основателя монастыря. Авторами Жития преподобного Сергия Радонежского были Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. Именно в этом произведении есть свидетельства современников, по которым можно судить о первоначальном облике монастыря.

Сергий и его брат Стефан построили для себя кельи, а рядом с ними возвели небольшую церковь во имя Святой Троицы. Постепенно число келий увеличивалось. Располагались они вокруг церкви. Со временем монахам пришлось огородить территорию обители тыном из заостренных дубовых бревен высотой 4–6 метров.

После введения в монастыре общинно-житийного устава возникла необходимость в постройке общественных зданий. Преподобный Сергий продумал и составил план расположения всех зданий монастыря. Вся территория имела форму правильного прямоугольника. Вдоль ограды стояли кельи с окнами, обращенными на площадь.

Церковь находилась посередине и была видна отовсюду. Здесь же, на площади, находились Трапезная, Пекарня, Поварня и другие хозяйственные постройки. С восточной стороны при преподобном Сергии была построена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому. Таким образом, Троицкая обитель к XV в. представляла собой небольшой городок из деревянных зданий, расположенных строго по плану и обнесенных крепкой оградой с рублеными башнями по углам и над воротами.

Планировка Троице-Сергиева монастыря стала примером для постройки многих монашеских обителей на Руси. Как уже говорилось, деревянный монастырь был дотла сожжен татарами в 1408 г., уже после кончины преподобного.

Его преемник, игумен Никон, при восстановлении обители во всем повторил прежнюю планировку. Новая Троицкая церковь, гораздо больших размеров, чем первая, была освящена в 1412 г.

Глухое, удаленное от поселений место, когда-то выбранное для основания монастыря, неожиданно оказалось возле оживленной государственной дороги между Москвой и Ростовом.

Обитель быстро богатела, в ее собственность попадали все новые земли. В монастырь часто приезжали русские князья для примирения и заключения дружественных союзов.

В 1422 г. были открыты нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, его причислили к лику святых. Русское духовенство приняло решение увековечить память преподобного и возвести над его мощами белокаменный Троицкий собор. Этот храм стал одним из первых мемориалов на Руси.




Троицкий собор. XV в.


Храм, отличавшийся строгостью и монументальностью форм, был также напоминанием о единении всей Русской земли против татарского ига, об общей победе на Куликовом поле. В то время закладывались основы русской культуры, и Троицкий собор – один из немногих дошедших до наших дней памятников раннемосковского зодчества.

На протяжении 500 лет Троицкий собор постепенно менял свой облик: вокруг него выросли разные пристройки; высокий цоколь почти весь скрыла земля; изменилась форма покрытия купола и величина окон и т. д. Проведенные в последние годы реставрационные работы помогли представить первоначальный вид собора.

Храм являет собой кубическое здание с башнеобразной главой. Стены снаружи и внутри выложены из блоков белого камня правильной формы. Пространство между ними заполнено камнями, залитыми известковым раствором. Белый камень обработан так тщательно, что швы между блоками трудно различимы.

Единственное украшение собора – переплетающийся на фасадах орнамент из трех лент, широким поясом стягивающий храм. Узкие редкие окна на стенах собора подчеркивают толщину его стен.

Все внутреннее пространство собора подчинено стремлению вверх. Завершением здания является огромный башнеобразный барабан с 10 широкими окнами.

Вся архитектура собора отличается особой пластичностью и монументальностью. При сравнительно небольших размерах храм производит впечатление высокого и величественного здания, словно бы высеченного из монолитной каменной глыбы.

Троицкий собор имеет особое пирамидальное построение: наклон стен к центру достигает 45 сантиметров, что придает всей конструкции здания прочность и зрительную устойчивость. Стены собора были покрыты росписью, выполненной Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и их учениками. В середине XVII в. потемневшая от времени живопись была сбита и стены расписаны заново. Иконописцы старались следовать манере древних мастеров. Иконостас собора сохранился полностью, и благодаря реставраторам он приведен в свой первоначальный вид.

Можно представить, как мерцающие переливы света из верхних окон освещали настенную роспись и иконы храма, высвечивая благородные краски и изящество рисунка и вызывая самые светлые чувства и ощущение радости на душе.

Несомненно то, что зодчие осуществляли архитектурный замысел храма вместе с художниками. Примечательно, что строительство и отделка собора велись очень быстро и были закончены еще при жизни игумена Никона, то есть до 1427 г.




Троицкий собор и Духовская церковь в конце XV в.

Реконструкция В. Балдина


Троицкий собор стал первым каменным зданием монастыря. Он пользовался особым почитанием у русских князей. У гроба преподобного Сергия они совершали молебны, уходя в военные походы и возвращаясь из них. Здесь скрепляли крестоцелованием союзы и договоры, крестили наследников великокняжеского престола.

На территории обители Троицкий собор долго оставался единственным каменным зданием. Только через 50 лет были построены каменные Трапезная и Поварня.

В Трапезной палате монахи принимали пищу, здесь же совершались разные церемонии, принимали гостей монастыря. В Поварне готовили пищу, и до конца XV в. здания поварен строились отдельно. Потом они стали располагаться на первых этажах трапезных.

Трапезная Троице-Сергиевой лавры была построена в 1469 г. известным зодчим XV в. Василием Дмитриевичем Ермолиным. Он имел к монастырю самое прямое отношение: отец, дед и дядя Ермолина были монахами этой обители.

Кроме Троицкого монастыря, зодчий восстанавливал древние соборы в Юрьеве-Подольском и во Владимире, участвовал в обновлении построек Московского кремля.

Трапезная располагалась на том месте, где теперь находится колокольня. Она представляла собой двухэтажное здание с высокой башней и состояла из двух палат «малой трапезы отцов» и царской палаты.

На иконах XVII в. Трапезная изображена в виде двухэтажного здания с флюгером на высокой башне. Стены здания богато украшены, лестничные ходы вели на 2-й этаж в царскую палату.

Исследования архитекторов подтверждают, что при строительстве Грановитой палаты Московского кремля был использован проект Трапезной Троице-Сергиева монастыря.

Каменная Поварня была тоже возведена Ермолиным и во многом повторяла облик Трапезной. Украшением Поварни была скульптурная икона «Богоматерь Одигитрия», выполненная тоже Василием Дмитриевичем.

Теперь на центральной монастырской площади все здания были каменными. Исключение составляла деревянная церковь Святой Троицы, которую при строительстве каменного собора перенесли на другое место. Весной 1476 г. ее тоже заменили каменной церковью.

После сооружения каменных зданий Поварни и Трапезной оставалось построить хорошую звонницу. Для этого в монастырь были приглашены псковские мастера, славившиеся своим умением строить замечательные звонницы. Рядом с Троицким собором псковичи возвели из кирпича Духовскую церковь.

Это оригинальное сооружение, повторяющее схему Троицкого собора с шестипролетной звонницей, завершенной куполом и крестом. Колокола висят на крепких дубовых балках в пролетах звонницы. Барабан с прорезанными в нем узкими окнами служит отличным резонатором звука. Украшение Духовской церкви подобно Троицкому собору – это узорчатый пояс, охватывающий стены, покрытый лентами изразцов с глазурью красновато-желто-го и молочно-воскового тонов, являющийся примером древнейшего использования поливных изразцов.




Духовская церковь


Внутри церкви всегда царит полумрак, который не может рассеять слабый свет верхних окон. Лишь неверное пламя свечей и лампад освещает стены храма. Они были лишены росписи в течение двух столетий. Только в 1655 г. стены покрыли живописью.

Духовская церковь одной высоты с Троицким собором, но производит впечатление более высокого и стройного здания благодаря изящным пропорциям и высокой башне звонницы.

Колокола Духовской церкви были жестко закреплены на качающихся балках звонницы по псковскому образцу. Звонарь с земли раскачивал колокола, а барабан с узкими окнами служил прекрасным резонатором звука.




Колокольня Духовской церкви


Этот архитектурный памятник Древней Руси называют одним из самых поэтичных и уникальных. Звонница Духовской церкви является древнейшей звонницей подобного типа и имеет огромное значение для истории русской архитектуры.

К концу XV в. Троице-Сергиев монастырь выглядел весьма живописно. Низкие деревянные монашеские кельи с четырех сторон обрамляли монастырскую площадь. На одной ее стороне располагались каменные Трапезная и Поварня, а на другой возвышалось главное украшение обители – белокаменный Троицкий собор и ажурная башня-звонница Духовской церкви. Эти два здания по-прежнему остаются главными архитектурными памятниками Троице-Сергиевой лавры.

Архитектурные памятники XVI в.

В XVI в. великие князья Московской Руси уделяли большое внимание укреплению старых и строительству новых крепостей. Особенное значение придавалось возведению оборонительных сооружений вокруг Москвы. За короткое время были построены крепости в Туле, Коломне, Кашире, Зарайске и других городах.

Троицкий монастырь также был включен в кольцо оборонительных сооружений. Его территория была значительно увеличена, а деревянные стены заменены каменными. В течение 10 лет продолжались работы по превращению обители в крепость. Царствующий тогда Иван Грозный пожаловал из казны 3 тысячи рублей. Он часто приезжал в монастырь и наблюдал за ходом работ.




Монастырь в конце XV в.




Угол Пивной башни


Крестьяне, занятые на строительстве, были освобождены от податей и повинностей, а после завершения работ должны были постоянно следить за состоянием крепостных сооружений и поддерживать их в надлежащем виде.

Толстые двухъярусные каменные стены неправильным четырехугольником окружили монастырь. На первом располагались низко посаженные подошвенные орудийные бойницы, а на втором – еще два ряда бойниц, чтобы поражать врага в непосредственной близости от монастырских стен.

Протяженность крепостной стены составляла 1,5 километра. Высота стен достигала 5,5–6, а толщина – 3,3–3,5 метров. Овраги, окружавшие монастырь с трех сторон, были заполнены водой, а с южной стороны выкопан большой пруд.




Северная и западная крепостные стены


Важное оборонное значение имели 12 башен с площадками для орудий, равномерно расположенных на протяжении всей крепостной стены. Со временем башни были надстроены в высоту, а толщина стен увеличилась вдвое. Об их первоначальном виде архитекторы судят по оставшейся границе кладки в нижней части сохранившихся до наших дней Пивной, Красной и других башен.

Угловые башни – Уточья, Плотничья, Пятницкая – имели многогранную форму, а башня над Водяными воротами – четырехугольную. Большой объем выполненных реставрационных работ в Пивной башне дал возможность ощутить мощь оборонительных крепостных сооружений Троице-Сергиевой лавры.

Башня была намеренно выдвинута вперед так, что ее внутренняя стена совпадала с уровнем крепостной монастырской стены. Напротив башни в крепости располагался большой хозяйственный двор. В башне имелся потайной ход, который предназначался для совершения вылазок во время военных действий.




Водяная башня


Главный вход в монастырь находился с восточной стороны. Каменные ворота и церковь над ними после сооружения новых стен оказались внутри крепости. Напротив старых ворот были поставлены другие, с башней, получившей название Красной.

Красная (красивая) башня изначально была облицована белым камнем и отличалась строгой архитектурной формой. Крепостные стены монастыря не покрывались краской и белилами, а сохраняли естественный кирпичный цвет, и Красная башня выделялась на их фоне. О крепостных сооружениях Троице-Сергиева монастыря писал в 1675 г. датский посол Иаков Ульфельд: «Сей монастырь велик, с башнями и валом и каменною стеною обнесен; во всей России самый знатнейший».




Вид на Сушильную башню


При возведении оборонительных сооружений вся территория монастыря подверглась перепланировке. Северные и восточные кельи были перемещены к крепостным стенам, хозяйственные постройки отсюда перенесли за стены обители.

На освободившемся пространстве построили деревянный царский дворец, где жили царская семья и приближенные к ней придворные во время посещений монастыря.




Троицкий собор и Никоновский придел


В 1547 г. за монастырской оградой возвели две каменные церкви: Пятницкую и Введенскую, а годом позже над погребением игумена Никона Радонежского был построен Никоновский придел. За 4 столетия церковь претерпела немало изменений.

В результате реставрационных работ Никоновскому приделу возвращен первоначальный вид. Фасады церкви, в отличие от рядом стоящего Троицкого собора, богаты декоративными украшениями, а своеобразие здания заключено в особой пластичности его форм. Древние зодчие сумели соединить оба храма в ансамбль, показав существование глубокой взаимосвязи между Сергием и Никоном Радонежскими.

Введенская и Пятницкая церкви поставлены к юго-востоку от лавры. Они были сооружены на средства родовитого боярина Ивана Хабарова и на пожертвования жителей Служней слободы. Церкви построены очень близко друг к другу (на расстоянии 9 метров) и составляют единый ансамбль, но все же существенно различаются по архитектуре.

Введенская церковь претерпела сильные изменения за время своего существования. Она сильно пострадала при осаде монастыря в 1608–1610 гг. и долго стояла с обвалившейся кровлей и полуразрушенными стенами. В середине XVIII в. церковь перестроили по образцу храма Иоанна Предтечи.

Архитектура Введенской церкви очень близка к замыслу Духовской: повторяются пропорции, рисунок отдельных декоративных элементов; украшения из накладных жгутов и гирлянд также идентичны украшениям Духовской церкви. Главным же отличием Введенской церкви является возвышающийся на 3 метра подклетный этаж и окружающая храм с трех сторон открытая галерея с удобными лестничными ходами.




Введенская и Пятницкая церкви


Пятницкая церковь – простое и в то же время нарядное здание, вытянутое по горизонтали. Кроме самой церкви, в нем расположены трапезная и небольшая колокольня. Основным украшением храма служат обрамления оконных проемов в виде стрельчатых арок.

В церкви один вход, который находится в западной стене трапезной. Вход украшает нарядная колокольница, увенчанная небольшой главкой. Уютная Пятницкая церковь стала образцом небольшой посадской церкви, которые впоследствии стали возводиться по всей России.

Введенская и Пятницкая церкви встречают путников у подножия горы Маковец и создают особый, светлый, душевный настрой у посетителей Троице-Сергиевой обители.

В 1559 г. на освободившемся пространстве монастырской площади по указу Ивана Грозного был заложен белокаменный пятиглавый Успенский собор. При закладке собора присутствовало все царское семейство. Но в 1564 г. работы по строительству храма пришлось приостановить, так как сильнейший пожар разорил монастырь.

К этому времени царь охладел к монастырю и перестал оказывать денежную помощь. Ему донесли, что монахи осуждают введенную в государстве опричнину. Царская немилость выразилась в следующих словах: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего».

Только спустя 26 лет строительство Успенского собора завершилось. Храм был освящен в 1585 г., уже после кончины Ивана Грозного.




Успенский собор


Величественный и строгий Успенский собор превосходит размерами Успенский храм Московского кремля, построенный по тому же типу. Белокаменные стены собора украшены поясом из арок и колонн. Толщина стен подчеркнута двумя ярусами узких окон.

Внутри собор поражает обилием света, праздничными, яркими красками стенописи и богатым резным иконостасом. Живопись на стенах появилась не сразу. В 1684 г. в соборе работали ярославские иконописцы. В нижней части стен были перечислены имена всех 35 художников, сумевших расписать храм в кратчайший срок – за 100 дней.




Расписная трехъярусная галерея за иконостасом Успенского собора


Первыми среди ярославских мастеров были названы Дмитрий и Василий Григорьевы. Вместе с троицкими художниками они расписали не только стены, но и трехъярусную галерею для певчих, установленную за иконостасом. Руководил работами талантливый ярославский иконописец Дмитрий Григорьев.




Троице-Сергиев монастырь в конце XVI в.




Монастырь в конце XVI в.


До 1780 г. с западной стороны храма была большая паперть, которую заменили крыльцом барочной формы. Значительно увеличены размеры окон, а купола собора сменили древнюю шлемовидную форму на луковичную.

Окончание строительства Успенского собора в 1585 г. завершило формирование архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря XVI в. Возвышающийся над всеми строениями Успенский собор придавал крепости сходство с Московским кремлем. За красной кирпичной стеной сверкали белизной палаты и соборы.

У подножия горы живописным кольцом располагались вокруг монастыря села, посадские дворы и слободки, где жили ремесленники и мастеровые люди, участвовавшие в строительных работах. Возле стен оставалась широкая свободная полоса, имевшая большое оборонительное значение и защищавшая крепость от пожаров, часто возникавших в русских селениях.

Монастырь в XVII в.

В начале XVII в. Россию охватила великая Смута. Менялись правители, народ вышел из повиновения. Трагически закончилось царствование Бориса Годунова и его сына, был жестоко убит Лжедмитрий I. Вступивший на московский престол в 1606 г. Василий Шуйский не мог справиться с растревоженной, как улей, страной. Появился новый cамозванец, Лжедмитрий II, сумевший собрать немалые силы.

Самозванец намеревался войти в Москву. Его передовые отряды под предводительством Сапеги и Лисовского захватили и разграбили Ростов, Суздаль, Углич, Нижний Новгород, Ярославль, Переяславль-Залесский и другие города.

Сам Лжедмитрий II обосновался в Тушино и даже сформировал свою Боярскую думу. Воеводы постоянно спорили между собой и делили властные полномочия. Войско разделилось, и поляки решили захватить богатый Троице-Сергиев монастырь. Их предводители, Ян Сапега и Лисовский, были наслышаны о сокровищах, скрытых в кладовых обители, и надеялись на легкую победу.

Крепостным сооружениям Троице-Сергиева монастыря предстояло пройти тяжелые испытания. Защитниками обители были монахи, несколько боевых сотен из близлежащих городов и простые люди, жившие в окрестных селениях, укрывшиеся за крепостными стенами от бродивших по дорогам разбойников и надвигавшегося польско-литовского войска.

Прежде чем закрыть за собой монастырские ворота, храбрецы сделали большой запас продовольствия в крепости и сожгли все дома в округе. Они разделились на отряды и распределили между ними все участки крепостной стены, башни и ворота. Подготовившись к осаде, защитники не пошли ни на какие уговоры неприятеля, не испугались угроз и многотысячного войска.

Во главе защитников крепости стояли князь Григорий Долгорукий и воевода Алексей Голохвастов. А на стороне Сапеги и Лисовского были донские, волжские, запорожские казаки, а также иаиары, черкесы и астраханцы.

Говорили, что Ян Сапега обладал даром красноречия и умел убеждать людей. Кроме того, он был храбрым воином и этими качествами привлекал народ в свое войско.

Штурмом монастырь взять не удалось, и 23 сентября 1608 г. Сапега решил перейти к осаде крепости. На всех дорогах, идущих к монастырю, были организованы заставы, на близлежащих холмах с южной и западной стороны установили 60 артиллерийских орудий, на равнинной восточной стороне поляки вырыли множество ям и траншей. Юго-восточную угловую башню они намеревались взорвать через подкоп.

Осажденные выставили на звоннице Духовской церкви постоянный дозор, чтобы следить за передвижениями неприятельского войска. При возникновении опасности раздавался звон «всполошного» колокола. Все продовольственные запасы были строго учтены, а «питие» запечатано в погребах и выдавалось только раненым и больным.




Вид на крепостную стену


Уже 29 сентября поляки предложили защитникам монастыря сдаться и обещали всевозможные блага тем, кто откроет ворота, но «слова эти пали, как ветер на скалу Троицкую». После отказа защитников крепости сдаться Сапега принялся тщательно готовить штурм и ночью 12 октября попытался овладеть крепостью, причем Лисовский с большим отрядом намеревался проникнуть в нее с другой стороны, через подкоп, вырытый монахами под стеной.

Штурм не удался, а Лисовский был ранен в руку и потерял несколько казаков убитыми и ранеными. Защитники монастыря в ответ на это совершили 16 октября смелую вылазку, сумев уничтожить немало противников.

Сапега и Лисовский решили своими силами сделать несколько подкопов под монастырские стены, но Долгорукий и Голохвастов, предвидев это, устроили постоянное прослушивание стен и не давали подкопщикам творить свое черное дело.

Лисовский не мог усидеть возле монастыря и часто совершал набеги на близлежащие города. Так он покорил Суздаль, Ростов, Переяславль-Залесский и окрестные северные и южные окраины Руси. Ростов, оказавший ожесточенное сопротивление захватчикам, был сожжен. При взятии города Лисовскому удалось захватить в плен митрополита Филарета.

Падение Ростова поразило ужасом всю Россию. Кострома, Владимир, Ярославль, Вологда, Углич, Галич, Нижний Новгород были захвачены польско-литовскими войсками. К концу 1608 г. из российских городов во власти царя Василия Шуйского остались лишь Москва, Новгород, Смоленск и Троицкий монастырь.

Когда наступила зима, Троицкая крепость продолжала беспокоить Сапегу, сопротивляясь мужественно и стойко, как одинокий остров, посреди огромного океана, бьющего его со всех сторон огромными сильными волнами.

Лисовский больше не покидал Сапегу, и они вместе изобретали все новые способы взятия крепости. А неустрашимые осажденные продолжали свои боевые вылазки. Однажды при нападении храбрецов из монастыря Лисовский был ранен стрелой в левую сторону лица.

В начале января 1609 г. в результате очередной вылазки осажденных поляки потеряли такое количество людей, что одних только боярских сыновей было убито 70 человек.

А 26 января всему войску Сапеги пришлось принять бой, настолько внезапным и хорошо подготовленным было нападение защитников крепости.

Отбив нападение и преследуя противника до самых стен, Сапега намеревался «на их плечах» ворваться внутрь монастыря, но сверху на поляков обрушился град камней и бревен, и неприятель был вынужден отступить.




Переходы внутри крепостной стены


В одном из таких сражений Лисовский потерял своего родного брата Станислава.

В последний день июля 1609 г. Сапега, Лисовский и подоспевший им на помощь Зборовский решили предпринять штурм крепости и доказать свою непобедимую силу и военное искусство, но и этот штурм закончился ничем. Теснота, голод и жажда не сломили осажденных. Они не только оборонялись, но и совершали боевые вылазки и наносили врагам ощутимый урон. В польских летописях отмечено, что под стенами монастыря войско потеряло больше воинов, чем при взятии всех покоренных городов, а сама крепость «вооружена людьми, железом и мужеством». Вылазки защитников крепости продолжались и в суровых условиях зимы. В полной изоляции и совершенно не надеясь на помощь, осажденные продолжали держать оборону. В монастыре не хватало дров, воды, начались эпидемии.

Всех умерших относили в Успенский собор. В течение зимы 1610 г. в крепости умерло 2125 человек. Тех, кто еще мог держать оружие в руках, оставалось менее двухсот.

Неравный поединок защитников крепости и отборного войска Яна Сапеги продолжался с 23 сентября 1608 г. до 12 января 1610 г. За 16 месяцев беспримерной обороны Троице-Сергиева монастыря произошло много событий.

До наших дней дошло «Сказание Авраама Палицына», бывшего тогда келарем обители и запечатлевшего в произведении день за днем все героические подвиги горстки храбрецов.




Верхний ярус крепостной стены монастыря


По свидетельству Палицына, мужество защитников крепости не могли поколебать ни многочисленные штурмы, ни постоянные обстрелы из всех орудий, ни подкопы, ни засланные в крепость лазутчики, ни нехватка у осажденных воды.

В подошвенном бое крепостных стен были расставлены артиллерийские орудия. Их мощный огонь не давал противнику возможности приблизить стенобитные орудия и установить лестницы к стенам крепости. На тех же, кто все-таки подбирался к монастырю, сверху валились камни и кирпичи, лилась кипящая смола. Ни разу не удалось врагам подняться на крепостную стену.




Западная крепостная стена монастыря


Каждый защитник крепости сражался за честь всей Русской земли. Монастырь для осажденных был частью государства, оказавшегося в смертельной опасности.

Авраамий Палицын назвал среди храбрецов переяславльские сотни Бориса Зубова, Юрия и Афанасия Редриковых, туляков Ивана Есипова и Силы Марина, владимирцев Ивана Болоховского и многих жителей других русских городов, сел и деревень. В январе 1610 г. к осажденным наконец пробился небольшой отряд московских ополченцев, а вскоре подошли и регулярные войска воеводы Скопина-Шуйского. 12 января осада Троице-Сергиева монастыря была снята, а неприятельские войска были разрознены и бесславно отступили.

Царствующий в то время Василий Шуйский был весьма непопулярен в народе. Имея 70-тысячную армию, он так и не решился выйти из-за стен Москвы и дать сражение тушинцам. Царская власть не распространялась дальше Москвы, а государство находилось на грани распада.

Василий Шуйский не надеялся на собственные силы и обратился за военной помощью к шведскому королю. Тот собрал наемное войско численностью 15 тысяч и прислал его в Новгород. Царь доверил командование войском своему дальнему родственнику, князю Михаилу Скопину-Шуйскому. Трехтысячное русское войско, подкрепленное наемниками, выступило 10 мая 1609 г. из Новгорода и двинулось к Москве.

Под Тверью рать приняла сражение с тушинцами. Битва была такой жестокой, что наемники не выдержали и отступили назад. В распоряжении Скопина-Шуйского оставалось не более 1000 воинов, с которыми он отправился в Углич и 24 июля оказался в Калязине.

Здесь был свой Троицкий монастырь, и князь Михаил понял, что под его защитой можно разместить военный лагерь. Из Калязина по всей Руси полетели гонцы с призывом о помощи. Русские люди откликнулись, и к концу августа 1609 г. войско князя Скопина-Шуйского насчитывало до 15 тысяч воинов.

Ян Сапега, продолжавший держать в осаде Троице-Сергиев монастырь, узнал о надвигавшейся угрозе и решил первым напасть на калязинский лагерь. По численности войско Сапеги было примерно равно русскому. Сражение произошло 28 августа. Вначале был уничтожен передовой отряд тушинцев, после чего Скопин-Шуйский приказал держать оборону.

Семь часов беспрерывных и бесплодных попыток одолеть русских ополченцев ни к чему не привели. Когда стемнело, князь Михаил дал сигнал к наступлению, и русские ратники двинулись вперед. Измотанное и уставшее войско Сапеги не выдержало натиска и бежало по дороге к Угличу. Его преследовали на протяжении 15 верст до основного лагеря в Рябом монастыре.

Ночью русские отряды вернулись в Калязин. Через день польско-литовское войско и казаки ушли к Троице-Сергиеву монастырю, а русское войско еще в течение месяца собирало силы в калязинском лагере.

Накопив достаточно сил, Скопин-Шуйский осенью 1609 г. двинулся к Москве, последовательно освобождая от поляков Переяславль-Залесский, Александровскую слободу, а затем и Троице-Сергиев монастырь.

При приближении русского войска к Москве тушинцы сняли осаду со столицы и бежали. Вполне вероятно, что в случае победы под Калязиным Яна Сапеги Троице-Сергиев монастырь мог пасть, так как силы защитников были на исходе, а следом пала бы и Москва. Это означало бы полный распад Московской Руси.

Победа под Калязиным имела огромное значение: с этого момента на защиту государства встали все, от мала до велика. Во главе этого народно-патриотического движения после преждевременной смерти князя Скопина-Шуйского стали сначала братья Ляпуновы, а затем Минин и Пожарский.

Победе народного ополчения активно содействовал келарь монастыря Авраамий Палицын, опальный дворянин, насильно постриженный в монахи и вернувшийся из ссылки при Борисе Годуновом. Он распространял по стране грамоты с призывом к объединению в борьбе против неприятеля. Палицыну удалось убедить Пожарского поспешить начать боевые действия. Ополченцам были хорошо знакомы проповеди Авраамия. Он умел зажечь сердца патриотизмом и ненавистью к захватчикам.

Осенью 1612 г. у стен монастыря в течение 5 дней народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским готовилось к походу против поляков и освобождению Москвы от захватчиков.

После освобождения Москвы именно Авраамий Палицын был среди послов, отправленных в Кострому просить принять престол Михаила Романова.

Прошло 6 лет, Троицкая обитель залечивала раны, отстраивались подмонастырские селения, люди постепенно приходили в себя. Но Смутное время в России еще не закончилось, и новый претендент на российский престол, польский королевич Владислав, не сумев с ходу овладеть Москвой, оказался у стен Троицкого монастыря.

Едва оправившись от длительной осады, крепость снова оказалась в самой гуще военных событий. Обороной монастыря было поручено руководить Авраамию Палицыну, который впоследствии оставил свои воспоминания потомкам о Смутном времени, богатые историческими фактами и точными наблюдениями.

На королевское войско обрушился такой шквал артиллерийского огня, что поляки не решились на новую осаду монастыря. Владислав запросил мира, и в селении Деулино, расположенном поблизости от монастыря, 1 декабря 1618 г. было подписано Деулинское перемирие на длительный срок.

В память об этом событии селение получило новое название – Мирное, а на месте переговоров была построена церковь преподобного Сергия Радонежского. О героической защите Троице-Сергиева монастыря говорили по всей России. Крепость стала символом мужества и непобедимости русского народа. Авторитет монастыря рос, а вместе с этим росли и пожертвования в его казну. К середине XVII в. число крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигло 16 811, что значительно превышало царские и патриаршии владения.

Большое количество крепостных крестьян и значительные денежные вклады давали возможность монастырским властям не только быстро вести восстановительные работы, но и возводить новые здания. Прежде всего были обновлены оборонительные укрепления монастыря.

Боевые башни были надстроены ввысь, а получившие серьезные повреждения переложены заново. Вся крепостная стена стала вдвое выше и толще. Реставрировались старые каменные здания, и строились новые. Восстановление подмонастырских селений тоже шло быстрыми темпами, и к 1623 г. количество дворов в слободах достигало уже 600.

Появился в монастыре и свой воинский гарнизон, куда набирали не только крепостных крестьян, но и всех желающих. Жили пушкари и стрельцы гарнизона в специально построенных для них слободках к западу от монастыря. Население посада быстро росло за счет привлечения на восстановительные работы мастеровых людей и ремесленников.

К середине XVII в. монастырь был существенно перестроен, сохранив старую планировку в прежних пределах. Архитектурный облик обители существенно изменился, ансамбль дополнили новые здания и пристройки.

По царскому указу с 1641 г. была проведена работа по составлению описи всех имеющихся сооружений и остального монастырского имущества. Благодаря трехлетнему труду специальной комиссии и появившемуся на иконах изображению монастыря стало возможным достаточно точно воссоздать архитектурный ансамбль крепости середины XVII в.

У восточной стены Трапезной выросла новая церковь Михаила Малеина, Никоновский придел был расширен, купола церквей покрыли блестящей жестью, а на крестах засверкала позолота.

Стены и своды старой Трапезной были покрыты яркой росписью. Именно в это время была срублена со стен Троицкого собора рублевская живопись и заменена новой. Рядом с Духовской церковью была возведена каменная колокольня, превышавшая по высоте церковную звонницу.

Колокольня простояла около 100 лет и была разобрана, но по сохранившейся описи и плану архитектора И. Ф. Мичурина можно составить представление о ней.

Прямоугольное в нижней части здание многоярусной колокольни в верхней части было восьмигранным и завершалось небольшой главой. Новую колокольню зодчие примкнули к древней звоннице. Оба здания составляли единую группу, органично вписывавшуюся в архитектурный ансамбль монастыря.

Есть данные, что Борис Годунов подарил для колокольни 5 колоколов: два «благовестных», висевшие в ее нижних ярусах и звонившие по большим праздникам, два колокола звонили по определенным дням недели и один, «застольный», звонил, приглашая всех к трапезе. Всего на обеих звонницах было, согласно описи, 32 колокола.

На месте деревянного дворца Ивана Грозного возвели новые «царские хоромы» – длинное деревянное строение из шести секций. У каждой секции был отдельный лестничный ход. Напротив Троицкого собора стояли деревянные палаты царицы и царевича, а к западу от них – двухэтажные кельи архимандрита.

К 1640 г. относится и постройка двухэтажного каменного корпуса келий, где жили монахи и была небольшая гостиница для гостей. В подклетном этаже жили управляющие монастырскими вотчинами, а часть келий занимали переплетчики книг.

В северо-восточной части монастыря располагался Житный двор, где стояли хлебные амбары и кельи «житничных старцев». Там же находилось небольшое каменное здание, где хранился «пищальный порох». На западной стороне крепости размещались монастырские приказы.

Имелись в обители свои погреба и ледники, возле которых была построена ризница, где хранились монастырская казна, богатая церковная утварь и особо ценные вклады: ювелирные изделия, художественное шитье, иконы. Современик, видевший богатства ризницы, писал, что там хранятся вещи, «поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца».




Вид на Предтеченский корпус келий


В Крепостной палате хранились документы на крепостных крестьян и вотчинные земли, в соборных палатах сидели архимандрит, келарь и казначей. Здания на западной стороне монастыря завершали Больничные палаты. Напротив них была кузница и Оружейная палата.

В XVII в. сильно возросла роль монастырского келаря. В его ведении находилось огромное хозяйство. Для управления этой махиной был создан целый комплекс келарских служб. Расположили новые помещения прямо на крепостной стене. На иконе с изображением Троице-Сергиева монастыря келарские службы представлены в виде башни с двумя небольшими пристройками.

Территорию обители украшали зеленые сады и чистая гладь прудов, где монахи разводили рыбу. Повсюду на речках и прудах стояли ветряные мельницы, тоже являвшиеся своеобразным украшением обители.

Надо сказать, что благоустройству монастыря придавалось большое значение. Из Белого пруда вода подавалась по каменным трубам в Пекарню и Поварню. А из колодцев воду поднимали специальными подъемниками и подавали в помещения по медному водоводу.

В процессе современных исследований на территории лавры был найден дубовый колодец, построенный в XV в. Специалисты предполагают, что это часть одной из первых водопроводных систем, которая снабжала водой старую Трапезную.

Это не мог быть источник, так как у колодца очень крепкое дно. У рукотворного водоема нашли две трубы, одна из которых ведет к пруду, что в 150 метрах от бывшей Трапезной.

Для бесперебойного обеспечения строительных работ материалами монастырь имел свои кирпичные заводы. На Кирпичном дворе стояли два горна, где обжигали «кирпич синей», и печь для изготовления поливных изделий. В трех печах для производства стенового кирпича одновременно размещалось 44 200 штук.

Пятницкую и Введенскую церкви отстроили заново после сильных разрушений во время осады монастыря. При них был открыт небольшой женский монастырь всего на 13 келий для стариц.

Примечательно, что колодец, находившийся в этой самостоятельной обители, существовал со времен Сергия Радонежского. Он был выложен белым камнем и накрыт деревянным шатром.

К постройкам XVII в. относится комплекс Больничных палат и церкви Зосимы и Савватия. Больничные палаты представляют собой линию двухэтажных зданий с высокими крышами. Второй этаж посередине разрывается, и на площадке перекрытия первого этажа высится церковь. Это небольшой стройный одноапсидный храм с высоким каменным шатром.




Вид на Больничные палаты


Поставлена церковь во имя Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Это единственная подобная церковь, сохранившаяся до наших дней. Внутреннее убранство ее весьма скромное, и очевидно, что зодчие все свое мастерство направили на украшение внешнего вида церкви.

Вставки из зеленых поливных изразцов были применены здесь впервые. Они располагаются на здании поясами, группами и одиночными вкраплениями. На многих изразцах видны изображения воинов и артиллерийских орудий. Узорчатые фасады Больничных палат прекрасно сочетаются с красочным декором церкви.

При проведении реставрационных работ был выявлен объем Крепостной палаты, предназначавшейся для хранения документов. Палата представляла собой прямоугольную четырехъярусную башню, где каждый ярус был перекрыт сомкнутым сводом и сообщался с другими каменными лестницами. Имелось там и потайное помещение, расположенное ниже уровня пола, для хранения особо важных и секретных документов.

Мирные Келарские палаты были приспособлены и для оборонительных действий. Стены нижнего яруса использовались как боевые казематы, а из окон верхних ярусов в любое время можно было открыть стрельбу. В северной пристройке Келарской башни также было сделано расширение, где располагался ряд бойниц. Сейчас эти помещения носят название Бондарных палат, что ни в коей мере не отражает их назначения.




Церковь Зосимы и Савватия


Сложная система галерей, лоджий и переходов, связывавшая Крепостную палату и Келарские службы, восхищает оригинальным сочетанием различных форм и смелостью замысла.

Корпус братских келий, расположенный к югу от ворот, представляет собой длинное здание. Особенность расположения его на крутом косогоре позволила строителям с южной стороны возвести три этажа, а с северной – два.

Каждая келья состояла из жилой комнаты, сеней и большой палаты, где работал монах. В каждой секции было 12 келий. Келья имела отдельный вход и выход на крепостную стену, а те, что находились в верхних этажах, – еще и наружную деревянную лестницу. Внутри кельи были оригинально отделаны разноцветными полосами на стенах в виде панелей.

Конец ознакомительного фрагмента.