Вы здесь

Троице-Сергиева Лавра. Глава 1. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (С. О. Ермакова, 2004)

Глава 1. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Очарование Троице-Сергиевой лавры, словно память детства, зовет к себе всех, кто однажды побывал здесь. Все самые яркие впечатления тускнеют и становятся пустыми, когда вновь хочется вернуться в обитель преподобного Сергия.

Троице-Сергиева лавра – это истинная Родина, где история и народность соединились в русскую государственность. Кажется, что именно здесь складывается общественное мнение и вершится суд над всеми событиями жизни России. Здесь, как нигде, ощущается пульс русской истории, и вся Россия видится отсюда как единое и неделимое целое.

Сам же Сергий Радонежский – основатель этой России. Троицкая обитель с самого начала ее существования осознавалась народом как сердце Руси, а преподобный Сергий – ее ангелом-хранителем.

Сергия Радонежского при жизни называли Игуменом земли Русской. В России это самый почитаемый святой. Многие святые, канонизированные в XIV–XV вв., были его последователями или просто встречались с ним и смогли испытать на себе влияние этого необыкновенного человека.

На протяжении многих столетий зажигаются лампады в Троице-Сергиевой лавре. Русские люди свято хранят заветы преподобного Сергия Радонежского, обращаясь к нему с надеждой и верой как к великому защитнику и покровителю Русской земли. В минуты скорби и печали многие приходят на поклон в Троицкий собор к раке со святыми мощами Сергия.

Чтобы понять Россию, нужно войти в лавру и принять ее душой, а чтобы это произошло, надо внимательно всмотреться в образ ее основателя, еще при жизни почитаемого как святого.

О жизни преподобного Сергия можно узнать лишь из Жития, написанного знаменитым Епифанием Премудрым, над созданием которого писатель начал работать сразу после кончины преподобного. Сначала главы Жития были написаны не по порядку, только в 1408 г. произведение обрело стройную композицию и окончательную отделку.

Через некоторое время другой писатель и переводчик, Пахомий Логофет (Серб), внес в Житие дополнения и отредактировал сей труд, заслужив тем самым звание соавтора Жития Сергия.

Итак, преподобный Сергий Радонежский родился в семье знатных ростовских бояр, Кирилла и Марии, в 1314 г. За несколько дней до появления на свет во время церковной службы ребенок три раза прокричал из утробы матери.

Крестили младенца, по существовавшему тогда обычаю, на 40-й день после рождения. При крещении родители рассказали иерею об этом чуде, на что тот ответил: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы» (Житие).

Ребенку было дано имя Варфоломей по имени апостола, память которого церковь отмечает 11 июня. После крещения родители стали замечать одну странность в поведении малыша: в постные дни недели, по средам и пятницам, он отказывался от материнского молока и не прикасался к другой пище.

Первые годы детства Варфоломея прошли в уютном родительском поместье, среди живописных полей и лесов Ростовской земли. В семье было еще два сына: старший Стефан и младший Пётр. Отец был знатным боярином и владел большим состоянием. Семья ни в чем не нуждалась, но вскоре все изменилось.

Дела родителей пошли не очень хорошо «из-за частых хождений с князем в Орду, из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар» (Житие).

Великим князем Московской Руси в то время был Иван Данилович Калита, который уверенно шел к намеченной цели: собрать под своей рукой как можно больше княжеств и областей. Для этого Калита выкупал за серебро у хана Золотой Орды ярлыки на города. Он безжалостно отбирал у бояр имевшееся у них серебро.

Это походило не на сбор дани, а на грабеж и насилие. Больше всех пострадали ростовские бояре и вельможи. Они поневоле отдавали москвичам свое имущество и бросали опустошенные поместья. Многие из них лишились не только состояния, но и здоровья: посланцы великого князя при малейшем сопротивлении били и калечили мирных жителей.

К 1330 г. Ростовское княжество тоже перешло под власть московского князя. Кирилл и Мария разорились, семье пришлось покинуть Ростов и поселиться в 54 верстах от Москвы, в небольшом городке Радонеже. Сюда же переехали и многие их родственники. Родители хотели, чтобы сыновья стали грамотными людьми, и уделяли большое внимание их образованию.

Стефан и Пётр быстро научились читать, а 7-летнему Варфоломею грамота не давалась. Родители и учителя расстраивались, а юноша день и ночь молил Бога: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня» (Житие). Однажды отец отправил Варфоломея на поиски убежавших лошадей. Когда же мальчик возвращался домой, он встретил на окраине города молящегося под дубом монаха.

Он дождался, когда старец закончит молитву, и попросил его помолиться Богу, чтобы Всевышний помог ему овладеть грамотой. Старец прочитал молитву, дал Варфоломею святую просфору и произнес: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты» (Житие).




М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890


Со дня чудесной встречи со старцем Варфоломей стал прекрасно владеть грамотой и взялся за изучение святых книг. Он избегал подвижных игр, редко смеялся, не спорил со сверстниками, всегда строго соблюдал пост.

Подошло время для самостоятельной жизни, братья Варфоломея обзавелись семьями, а он даже не помышлял о женитьбе. Время шло, и Варфоломей все более укреплялся в своем стремлении к отшельничеству и последующему принятию пострига в каком-либо уединенном монастыре. Когда же он решился рассказать о своем решении родителям, они попросили его не делать этого до их кончины и провести с ними все оставшиеся годы.

Незадолго до смерти Кирилл и Мария приняли монашеский постриг в Покровском монастыре Хотьково. Родители умерли в 1335 г. Варфоломей проводил их в последний путь, оставил дом и все имущество младшему брату Петру. Старший брат Стефан к тому времени похоронил жену и тоже монашествовал.

Варфоломея всегда привлекало уединение. Однажды ему удалось уговорить Стефана уйти из монастыря в чащу Радонежского бора и основать свой небольшой монастырь (пустынь). Братья долго скитались по лесным местам, пока не вышли к берегу реки Кончуры. Холм Маковец, который выбрали братья, с трех сторон омывался рекой и представлял собой живописнейшее место.

Вначале братья построили каждый для себя келью и, поселившись в них, принялись за возведение деревянной церкви во имя Святой Троицы. Церковь освятили приехавшие из Москвы от митрополита Феогноста священники.

Жизнь братьев была полна трудностей и лишений. Скудная пища и строгая отшельническая жизнь была не по душе Стефану. Он вскоре оставил пустынь и поселился в московском Богоявленском монастыре.

Варфоломей, оставшись один, «хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни» (Житие).




М. В. Нестеров. «Пустынник»


Сергий продолжал жить в лесной чаще. Поблизости не было ни одного поселения людей, только дикие звери обитали в тех глухих местах. Как любой человек, Сергий боялся, что стаи голодных волков или медведь-шатун нападут на его жилище. Денно и нощно он молился и укреплялся в вере.

Постепенно о преподобном Сергии стала идти молва по Московской Руси. Издалека приходили к нему люди за советом и благословением. Для каждого преподобный находил доброе слово поддержки и утешения.

Приходили в пустынь и монахи, желающие поселиться в этой глухомани, но преподобный Сергий отказывал им, пугая трудностями жизни в этих местах. Монахи продолжали настаивать, и Сергий позволил им строить кельи рядом с его жилищем. Все чаще наезжал к Сергию игумен Митрофан, совершая монашеские постриги над отшельниками, а вскоре остался здесь насовсем.

Через три года в чаще радонежского леса образовалась настоящая обитель с игуменом Митрофаном во главе. «Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыни: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому» (Житие).

Преподобный постоянно жил суровой постнической жизнью. «Добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный» (Житие).

Сергий подавал инокам пример своим трудолюбием и смирением. О нем и его обители заговорили по всем окрестностям. По соседству с монастырем стали селиться люди. Они жертвовали обители свое имущество, благодаря чему пустынь превращалась в богатый монастырь. Монахи строили для себя кельи и жили в обители, во всем подражая преподобному Сергию.

Иногда Сергию хотелось снова насладиться отшельнической жизнью. Оставив монастырь, он искал все новые уединенные места. Однажды в 20 верстах от Троицкой обители он нашел два источника, бьющих прямо из скалы. Согласно преданию, Сергий просто ударил своим монашеским посохом по скале, чтобы забили родники и путники могли утолить здесь жажду в знойный день.




Сергий Радонежский. Вышитый покров, выполненный с прижизненного портрета преподобного


Спустя годы монахи Троице-Сергиева монастыря благоустроили святой родник: воду заключили в деревянные желоба, к источникам подвели деревянную лестницу и устроили специальные купальни. Рядом с родниками Сергия поставили две часовни и возвели деревянный храм. Здесь многолюдно в любое время года и при любой погоде.

Совсем рядом с источниками, всего в 2 километрах, находится еще одно удивительное место. Это храм Николы на Стогу в деревне Малинники. Существует предание о чудесном событии, предшествовавшем основанию храма. Однажды один крестьянин увидел на стогу икону святителя Николая. Он отнес ее в ближайший православный храм в селе Слатино. На следующий день икона снова была на прежнем месте.

Священнослужители устроили крестный ход и торжественно внесли икону в храм, но результат был тот же – икону вновь нашли на стогу. Святитель Николай, явившийся во сне благочестивому крестьянину, повелел построить храм на том месте, где нашли его образ.

Вначале монахов в Троицкой обители было немного. Они огородили территорию монастыря и церкви крепким тыном и поставили у ворот привратника. Сергий лично принимал участие во всех монастырских делах. Он заботился о своих братьях-иноках: заготавливал и колол дрова, носил воду, пек хлеб, шил одежду и обувь.




М. В. Нестеров. «Труды преподобного Сергия». Часть триптиха, 1896–1897


За неполные 10 лет монашеской жизни преподобный Сергий основал Борисоглебский монастырь недалеко от Ростова и Благовещенскую обитель на Киржаче. Игумен Митрофан умер, и братия долго уговаривала Сергия принять сан игумена.

«И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель Святой Троицы. И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились.

Преподобный Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся» (Житие).

Согласившись принять сан игумена, преподобный Сергий пешком отправился в Переяславль-Залесский к заменившему тогда отсутствующего митрополита Алексея и управлявшему Русской православной церковью волынскому епископу Афанасию.

В 1353 г. Афанасий возвел Сергия в сан иподьякона. Через некоторое время он стал иеродьяконом, а затем и священником. С 1354 г. Сергий Радонежский игумен Троицкого монастыря.

После принятия сана Сергий не изменил своего образа жизни. Он по-прежнему брался за любую работу и все делал для людей. Ночами он усердно молился, а ранним утром уже был в церкви. Из храма он также уходил последним.

Пищей Сергия всегда были хлеб и вода, а в дни поста он не ел ничего. Но тяготы жизни не отражались на его здоровье, а лишь все более закаляли его, придавая силы для новых испытаний и подвигов.

В Житии рассказывается о том, как однажды в монастыре было очень голодно. Монахи еще жили каждый отдельно и сами распоряжались всем, что имели. У Сергия закончился хлеб. После трех дней вынужденного голодания он решил наняться на работу к монаху, который хотел пристроить к келье сени.

Монах боялся, что преподобный дорого возьмет за работу, но Сергий успокоил его, сказав, что будет рад получить оплату в виде нескольких кусков черствого хлеба, да и то только после завершения трудов. Лишь на заходе солнца Сергий, окончив работу, помолился и съел полученный хлеб.

Есть в Житии еще одно предание про преподобного, рассказывающее о том, как один крестьянин, желая увидеть Сергия, не признал его, одетого в ветхое рубище и копавшего землю на огороде. Когда же крестьянин увидел прибывшего в обитель богатого князя, низко кланявшегося старцу, то спросил у монахов имя бедно одетого инока.

Узнав, что это и есть игумен Сергий, крестьянин склонился перед преподобным в глубоком поклоне и попросил прощения, что не признал в нем великого угодника. Сергий успокоил человека: «Не скорби, чадо. Ты один правильно думал обо мне, говоря, что я простой человек. Прочие же ошибаются, почитая меня великим» (Житие).




Деревянная утварь, принадлежавшая Сергию Радонежскому


Борис Зайцев в XX в. писал: «О, если б его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе – через всю ея условность – образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все – возведенное к предельной легкости, чистоте».




М. В. Нестеров. «Труды преподобного Сергия».

Часть триптиха, 1896–1897


С 1355 г. в монастыре был введен новый устав общинножития. До этого в Московской Руси монастыри были в основном особножительные (келиотские), где монахи жили в кельях и сами владели своим имуществом. Такие монастыри основывались князьями и боярами.

Монастыри общежительного типа основывались на полном отказе монахов от собственности и существовали на принципах равного участия всей братии в монастырских службах и хозяйственных работах.

Первым общежительным монастырем стал Киево-Печерский, но иноки этой обители вернулись впоследствии к келиотскому образу жизни. Поэтому общежительный устав, разработанный преподобным Сергием, стал примером для других обителей.

Монахи, жившие ранее отшельниками в своих кельях, теперь должны были вместе питаться, вести общее хозяйство и участвовать в монастырских работах. В обители были построены общая Трапезная, Пекарня, Поварня и другие сооружения.

Интересно читать в Троицком столовом обиходнике XV в. (более ранние не сохранились) о ежедневном рационе питания братии в монастырской Трапезной: «В неделю: каша гречневая или с горохом, да пиво обычное. В понедельник: каша овсяная. Во вторник: каша гречневая. В среду: горох или каша цеженая. В четверток: каша с горохом. В пяток: лапша или каша с соком. В субботу: каша овсяная, да пиво обычное, а в вечере: яйца или сыры или молоко; а коли корм тогда каша. В говейно сельди немецкие.

Месяц сентябрь.

1. Память Преподобнаго отца нашего Семиона Столпника. Ясти братии в трапезе: рыба, да пиво сыченое…

7. Предпразнество Рожества святей Богородице. Ества обычная, да пиво обычное.

8. В Рожество святыя Богородицы: сковороды, да колачи до изъеда, да по чаше меду…

12. В отданье Рожества святей Богородицы: яства обычная, да пиво.

13. В препразнество Воздвижениа и обновлениа (храма) Христова Воскресения: рыба, да пиво сычено.

14. Воздвижение честнаго креста: икра или сущь, да колачи, да по три меры меду…

20. Память Князя Михаила Черниговскаго: рыба, да пиво сычено.

21. В отданье Здвижению: яства обычная, да пиво…

23. В зачатие Иоанна Предтечи: рыба, да пиво сычено.

25. В Сергиеву память. Корм великаго Князя: четвера рыба, да по шти (шести) мер меду.

26. Наутриа Иоанна Богослова: рыба, да по три меры меду…

28. Харитона исповедника: рыба, да пиво сычено».




Монастырь в XIV в.


Перестройка монастыря проводилась по плану преподобного Сергия. Церковь и общественные здания находились в центре. Кельи, огороды, поля с рожью и пшеницей располагались вокруг. Вся площадь обители представляла правильный прямоугольник и была обнесена новой оградой – деревянным тыном из заостренных дубовых бревен.

Слава о деятельности преподобного Сергия дошла до Константинополя. В 1372 г. патриарх Филофей прислал игумену параманд (4-угольный плат с изображением Страстей Христовых), крест с частицами мощей мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, казненных в Литве, и схиму вместе со своим благословением.

Филофей одобрил общинный устав, введенный Сергием в его обители, и советовал строго соблюдать его. Со временем этот устав был принят и в других православных монастырях.

В Троицком монастыре распределили обязанности между монахами. Были назначены келарь, повара, хлебники и прочие. Сергий потребовал от всех неукоснительного соблюдения главной заповеди устава: «Ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать». Не всем монахам пришелся по душе новый устав. Недовольные покинули монастырь.

Имя игумена Троицкого монастыря было известно во всей Руси. Преподобный Сергий Радонежский обладал удивительным даром воздействия на людей. «Тихими и кроткими словами» он мог прекратить многолетнюю вражду между людьми, примирить их ожесточенные сердца.




Крест-мощевик – благословение Сергию Радонеж-скому от патриарха Филофея Константинопольского


Сергию удавалось остановить междоусобицы русских князей и уговорить их подчиняться московскому князю. Именно при помощи преподобного Сергия великий князь Дмитрий Иванович сумел объединить всех князей и дать решительный отпор татарскому хану Мамаю.

Сергию Радонежскому первому из русских святых являлась сама Пресвятая Богородица. Как гласит предание, однажды вечером, когда преподобный Сергий закончил свою молитву, перед ним в ярких лучах света возникла Царица Небесная. Сергий упал ниц, а она произнесла: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих, посмотри же, сколько иноков собирается в твою обитель». Сергий увидел множество прекрасных птиц, поющих ангельские песни. А Царица продолжала: «Не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего…» (Житие).

Древняя Русь еще не знала подобных чудес. Весть о необыкновенном видении троицкому игумену быстро распространилась по всей земле Русской. Народ расценивал это событие как весть о покровительстве Руси Божьей Матери.

«Время общественных бедствий – есть его время… Когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий…» (Житие).

Собираясь на битву с татарскими полчищами в 1380 г., Дмитрий Иванович приехал к Сергию Радонежскому, помолился вместе с ним и получил благословение преподобного. Сергий предсказал великому князю победу и спасение от гибели. Он отправил с ним на битву двух иноков, обладавших богатырской силой и прославившихся до пострига своей воинской доблестью – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

8 сентября 1380 г., когда русское войско подошло к Дону, великий князь получил от преподобного Сергия грамоту, где он советовал как можно быстрее начать нападение на татар. «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени» (Житие).

Поддержка преподобного придавала силы воинам. Битва на Куликовом поле началась поединком богатыря Пересвета и татарского великана Телебея. Верхом на конях сшиблись они копьями со страшной силой и упали замертво.

Во время битвы преподобный Сергий собрал всю монастырскую братию в храме на молитву и усердно просил Всевышнего о победе русского войска. За сотни верст от поля Куликова Сергий, вглядываясь вдаль, одного за другим называл павших и читал им заупокойные молитвы.

Битва окончилась полным поражением Мамаева войска. Еще не получив грамоты от великого князя, Сергий уже поведал о победе, одержанной над татарами.

Спустя два года после Куликовской битвы на Русь напал свирепый хан Тохтамыш, разоривший Москву. Сергий Радонежский находился тогда в Твери. Враги подошли совсем близко к обители, но так и не обнаружили Троицкий монастырь.

После Куликовской битвы Дмитрий Иванович получил в народе прозвище Донской. Он снова приезжал в Сергиеву обитель и совершил обряд поминовения по всем русским воинам, оставшимся на поле сражения. Сергий Радонежский стал духовным советником великого князя, крестным его сыновей.

В конце 1385 г. великий князь попросил преподобного Сергия отправиться к рязанскому князю Олегу Ивановичу и помочь прекратить вражду между ними. Сергий, будучи уже в преклонном возрасте, пешком проделал путь длиной более 200 верст по грязи и бездорожью. Ему удалось помирить князей.

Вот как говорится об этом в Житии: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы… беседовал с ним о пользе душевной и о мире, и о любви. Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с Великим Князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род». В жизни Сергия Радонежского это было последнее дело государственной важности.

В 1389 г. Дмитрий Донской, заручившись поддержкой преподобного, узаконил новый порядок наследования престола на Руси – от отца к старшему сыну. За полгода преподобный почувствовал приближение своей кончины. Он поставил игуменом монастыря своего любимого ученика Никона и предался полному безмолвию, готовясь отойти в иной мир. В сентябре 1393 г. Сергий тяжело заболел.

Он призвал к себе иноков и, прощаясь, обратился к ним с поучениями о вере и наставлениями пребывать в единомыслии. В последние минуты жизни преподобный причастился, воздел руки к небу и умер с молитвой на устах. Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 г.

Спустя 10 лет после кончины преподобного татары все еще помнили о том, кто был вдохновителем русского войска в Куликовской битве. Хан Едигей долго искал пути к монастырю.

Когда же татары все-таки нашли затерянную в лесах обитель, они с лютой злобой сожгли все постройки монастыря. Никону пришлось заново отстраивать монастырь после их опустошительного набега в 1408 г.

Русские князья понимали значение Троице-Сергиевой обители и всемерно помогали Никону в ее восстановлении. На месте сгоревшей церкви, где было захоронение преподобного Сергия, возвели новую, больших размеров. Она была освящена в 1412 г. Остальные постройки и кельи расположились вокруг по прежнему плану, в виде прямоугольника.

В 1422 г. были обретены нетленными мощи преподобного Сергия. Над его могилой был заложен каменный храм. Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников на Руси. Закладка собора проводилась торжественно, в присутствии духовенства и князей во главе с Юрием Дмитриевичем Звенигородским.

Тогда же была проведена канонизация Сергия Радонежского. Он был причислен к лику святых и провозглашен покровителем Русской земли и ее заступником перед Богом. Для народа его слово всегда стояло выше слова самого митрополита.

В ризнице Троице-Сергиевой лавры хранится вышитый шелком покров с изображением преподобного Сергия. Этот покров подарил монастырю сын Дмитрия Донского великий князь Василий. Выражение лица Сергия поражает отразившейся в нем силой скорби и печали о бедах Русской земли.

Во всех уголках огромной России почитают преподобного Сергия. Согласно данным церковных историков, Сергием Радонежским и его учениками было основано 90 монастырей. Среди ближайших учеников преподобного, основавших храмы и обители, можно назвать кроткого Андронника, племянника и любимого ученика Феодора, Савву Сторожевского.

Через 500 лет после смерти Сергия Радонежского русский историк В. О. Ключевский сказал: «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его». В словах этих звучит могучая уверенность – такого не произойдет никогда.