Введение
Я побывала в лавре на крещенье.
Снега искрились, как века назад.
В январском золотистом освещенье
Сияла лавра, словно Божий град.
Я помолилась в Троицком соборе
За Русь святую, за своих детей.
И чудилось мне в тихом, стройном хоре
Освобожденье от земных страстей.
Я приложилась к чудотворной раке
Святого Сергия. Небесный аромат
Струился от нее, и таяли во мраке
Огни цветные золотых лампад.
И в этом древнем храме намоленном
Любовь я ощутила и покой,
И старец, сединою убеленный,
Коснулся сердца ласково рукой.
На живописный холм Маковец, затерянный в чаще Радонежского бора и омываемый с трех сторон рекой Кончурой, пал выбор преподобного Сергия Радонежского, основавшего на этом месте в 1337 г. русский мужской монастырь.
В 1340 г. была освящена первая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Вскоре Сергий по просьбе братии стал игуменом монастыря и разработал первый общинножитийный устав, одобренный впоследствии патриархом Константинопольским. Духовные подвиги Сергия Радонежского прославили его обитель и способствовали объединению русских князей.
У преподобного Сергия было множество учеников и последователей. Они создавали монастыри по всей Московской Руси с единым уставом общинной жизни. После смерти Сергия Радонежского в 1408 г. монастырь сжег хан Едигей, а в 1422 г. были открыты нетленные мощи преподобного и православная церковь причислила Сергия к лику святых. Над его гробницей был возведен белокаменный собор, ставший сразу местом паломничества.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева обитель стала центром культурной и духовной жизни Московского государства. Монахи интенсивно занимались перепиской рукописей, летописанием, иконописью. Процветали в монастыре и художественные ремесла. Там создавали свои труды знаменитые Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет (Серб). Они стали авторами Жития преподобного Сергия Радонежского, которое заняло достойное место среди памятников древнерусской литературы.
В 1561 г. царь Иван Васильевич Грозный дал монастырю статус архимандрии. С этого времени обитель стала принимать к постригу родовитых бояр и членов царской семьи. Во времена Смуты монастырь снова сыграл объединяющую роль. В 1608–1609 гг. обитатели монастыря и укрывшееся там небольшое войско с успехом выдержали 16-месячную осаду армии Сапеги и Лисовского.
Архимандрит Дионисий, настоятель монастыря, и келарь Авраамий Палицын распространяли по всей Руси грамоты с призывами объединить силы и встать на защиту Москвы. Обитель передала значительную денежную сумму и множество драгоценностей для вооружения объединенного войска.
С начала истории монастыря берет свое начало и история города Сергиева Посада. Еще задолго до осады крепости вокруг холма Маковец возникли подмонастырские села и слободы. В Житии Сергия, написанном в 1418 г., уже упоминается село Клементьевское.
Жители добровольно селились вокруг обители и занимались обслуживанием монастырского хозяйства, писали иконы и создавали предметы бытовой и церковной утвари. Во время осады окрестные села опустели, а жители укрылись в монастыре и наравне с монахами защищали народную святыню.
Особенно быстро поселения стали разрастаться после снятия осады и размещения в крепости воинского гарнизона. Взамен разоренных сел были заново построены ремесленные слободы, которые получили названия по профессии тех, кто там селился.
В 1682 г. монастырь стал убежищем для царевны Софьи с малолетними государями Петром и Иваном. Пётр I нашел здесь защиту и в 1689 г., когда ему пришлось укрываться от взбунтовавшихся стрельцов. В царствование Петра Великого на территории монастыря были построены царские Чертоги и трапезная палата с храмом Сергия Радонежского.
Императрица Анна Ивановна в 1738 г. ввела в обители Духовный собор старцев, который принял на себя управление монастырем. С 8 июня 1744 г. Троице-Сергиев монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны стал именоваться лаврой, а все московские архиереи получили сан священноархимандритов Троице-Сергиевой лавры.
Через 20 лет, в феврале 1764 г., все земли русских церквей, в том числе и вотчины Троице-Сергиевой лавры, были переведены под управление государственной Коллегии экономии. Лавре было утверждено штатное расписание и денежное довольствие ее братии.
Троице-Сергиева лавра в начале XVIII в.
Гравюра И. Зубова, 1723
Троице-Сергиева лавра на протяжении веков была одной из самых богатых русских обителей. Монастырю принадлежали обширные сенокосные луга, большое лесное хозяйство, пруды, а также конный двор, типографии, литографии, мастерские, лавки, гостиницы и часовня. К началу XVIII в. села замкнули кольцо вокруг монастыря. В 1782 г. им было дано общее название – Сергиев Посад.
Посад имел свои органы управления, а спустя 100 лет получил свой герб. Среди мелких промыслов особым развитием отличалось производство деревянных резных игрушек. Именно в посадских мастерских была придумана русская национальная игрушка – многоместная матрешка.
На вооружение русского войска во время Отечественной войны 1812 г. монастырь пожертвовал 70 тысяч рублей. Обитель тогда чудом избежала разорения. Французский отряд, отправленный Наполеоном за монастырскими сокровищами, заблудился в глухом радонежском бору и был вынужден вернуться в Москву.
Среди самых дорогих святынь лавры – мощи Сергия Радонежского, Никона и Михея Радонежских, святого Серапиона, митрополита Московского Иоасафа, архимандрита Дионисия и преподобного Максима Грека.
Чудотворная икона Святой Живоначальной Троицы кисти Андрея Рублёва – самая почитаемая в монастыре. Драгоценную ризу для нее подарил в 1600 г. Борис Годунов.
В ризнице лавры хранились личные вещи преподобного Сергия Радонежского, многочисленные пожертвования царственных особ. Библиотека Троице-Сергиевой лавры богата уникальными рукописями и старопечатными книгами.
В архиве обители хранились подлинники и копии документов XVI–XX вв., многие из которых заняли свое место в Российском государственном архиве, в фондах Государственного исторического музея и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Лаврский некрополь знаменит захоронениями семьи Бориса Годунова, князя Андрея Радонежского и представителей многих знатных русских фамилий. В храмах лавры покоятся московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.
Троицкая духовная семинария готовила священнослужителей до 1814 г., а затем в лавре обосновалась Московская Духовная академия. К Троице-Сергиевой лавре относились еще и малые монастыри: скит Параклит, Черниговский скит, Гефсиманский скит, Боголюбская киновия, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь и другие.
После событий Октябрьской революции (с 1917 по 1920 г.) были закрыты духовные школы, кощунственно вскрыты святые мощи преподобного Сергия Радонежского, закрыт Троицкий собор. До 1920 г. в скитах еще теплилась монашеская жизнь. Затем все оставшиеся монахи были выселены, а многие из них репрессированы. Все это вызвало многочисленные протесты верующих.
Согласно декрету Совета народных комиссаров в 1920 г. в стенах Троице-Сергиевой лавры был создан музей. Многие здания лавры были заняты научными учреждениями, а часть из них приспособили под жилье.
От сильных пожаров в июле и августе 1920 г. пострадали здания Пятницкой башни и Святых ворот Надвратной церкви Иоанна Предтечи. В октябре 1919 г. постановлением советских губернских властей был образован Сергиевский уезд, и посад получил статус города.
В 1930 г. город Сергиев был переименован в Загорск в честь одного из большевистских руководителей Москвы В. М. Загорского, погибшего после революции. В этом же году с колокольни были сброшены почти все колокола, в том числе и Царь-колокол, весивший 65 тонн.
Осенью 1941 г. в городе и его окрестностях проходило формирование 1-й Ударной армии, предназначавшейся для ведения наступательных боев. На протяжении всей Великой Отечественной войны на территории монастыря работали военные госпитали.
Возрождение монастыря началось после великой Победы, летом 1945 г. Тогда патриархом Алексием I в лавру был назначен архимандрит Гурий. Первое богослужение в Успенском соборе состоялось в Великую субботу 16 апреля 1946 г. Лавра вновь была передана православной церкви. В июне 1947 г. восстановили монастырскую обитель и возобновилась работа московских духовных школ.
В 1993 г. монастырю были возвращены древние святыни: богослужебные облачения и келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Через год состоялось обретение святых мощей Филарета и Иннокентия Московских и преподобного Антония, а в 1996 г. – преподобного Максима Грека.
Троице-Сергиева лавра всегда служила местом проведения соборов Русской православной церкви и международных религиозных конференций. В 1971, 1988 и 1990 гг. в Трапезном храме лавры проходили Поместные соборы Русской православной церкви.
Над воссозданием исторического облика Троице-Сергиевой лавры с 1920 г. работают реставраторы, архитекторы и художники, резчики и скульпторы. Их мастерство дает нам возможность восхищаться прекрасным архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой лавры.
После войны Загорск быстро превратился в один из самых крупных промышленных, научных и культурных центров Подмосковья. В городе действовали две фабрики детских игрушек. В 1967 г. Загорск обрел новый герб, где не было места героическому прошлому лавры, на гербе были изображены символы экономического положения района.
В современном гербе Сергиева Посада отражена славная история градообразующей обители: на лазоревом фоне щита – серебристая крепостная стена с широкими зубцами и черными воротами. Серебряную башню венчает золотой купол, сопровожденный двумя бердышами. Щит обрамлен золотыми колосьями, перевитыми лентой, и увенчан башенной короной с двумя зубцами.
В 1970 г. Загорск был включен в список исторических городов, сохранивших основы древней планировки, а в 1991 г. Московский областной совет народных депутатов принял решение вернуть городу Загорску историческое название – Сергиев Посад. Через два года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры был внесен ЮНЕСКО в Список вечного наследия.