Вы здесь

Три секрета на каждый день. Практика благосостояния. ГЛАВА 1. Откуда уши растут (Владимир Медведев)

ГЛАВА 1

Откуда уши растут

Хочу начать с вами именно с этой темы. Откуда уши растут, или откуда всё начинается. Вся жизнь: события, достижения, успехи и неудачи, а также деньги. Всё начинается в семье, с того момента, как мы родились. Нас там окружали какие-то люди. У кого-то это большая семья из бабушек и дедушек, мам и пап, старших братьев и сестёр. А у кого-то были только мама и папа либо одна мама. Что важно в нашем контексте, так это то, что все эти люди с нами общаются на тему денег, работы и успеха, тем или иным образом. Они о чём-то с нами говорят, выражая свои установки, либо что-то нам демонстрируют, проявляя собственное представление о деньгах и достатке в целом. В этом моменте важно обратить внимание на то, как мы формируемся. Психология говорит, что человек, как личность, формируется до 7 лет. Представляете, что именно в этом возрасте мы принимаем основные решения о себе, о мире. Мы делаем выводы о том, кто такие женщины, на примере мамы, кто такие мужчины – на примере папы. Как мир относится и будет относиться ко мне – на примере отношения взрослых ко мне. А также, что же такое деньги, успех, благосостояние, работа. Мы рассматриваем деньги исходя из:

представления наших родителей о них;

ситуаций, в которые нас вовлекали родители;

детского опыта взаимодействия с деньгами.

Что такое деньги сами по себе? А какой я с деньгами – рисковый, прорывной или тормозящий, растерянный? А какой я в отношении действий связанных с деньгами? Я тот, с кем невозможно сотрудничать, так как он всего чурается и всего боится, в народе про таких говорят «ни украсть, ни покараулить», или я тот, кто везде: и проявляющий инициативу, энергичный, готовый нести ответственность, готовый предлагать и отвечать за последствия этого предложения. Какой я? Все эти представления, базовое понимание себя, складываются к семи годам. Дальше, когда мы растём, эти представления уточняются и дополняются. Но, база остаётся всё та же. Эти базовые установки находятся в нашем подсознании и влияют на все решения, которые мы принимаем уже во взрослом возрасте. Они влияют как на сами решения, так и на действия, связанные с этими решениями. Исходя из этих подсознательных установок, мы принимаем полезные или бесполезные, а иногда и вовсе вредные решения. Мы не осознаём этого влияния. Мы не видим, как выводы, сделанные в детстве, влияют на решения сейчас, просто не видим, не осознаём. Нас не учили понимать себя, хотя это достаточно просто. Давайте же рассмотрим пример того, как оно работает. Как формируются установки и как затем они на нас влияют.

Уже много лет я работаю с людьми в теме денег. Бывает, я задаю вопрос: «Скажите, что вы слышали в ответ чаще всего, когда в детстве просили деньги у своих близких? Вот захотели вы чего-то, например мороженое, и подошли к маме с просьбой: „Мама, дай денег“. Что вы слышали в ответ чаще всего?» В этом моём исследовании, в котором приняли участие уже тысячи людей, самый часто встречаемый ответ такой: «Денег нет». Знакомо? Конечно! Да, так происходит. Просто, наши родители:

1. Не знают, что с детьми нужно разговаривать по-другому.

2. Они не понимают, что детям надо объяснять, откуда берутся деньги и как они расходуются.




В тот момент, когда ребёнок просит деньги, нужно обязательно показывать ему, как он может самостоятельно повлиять на ситуацию деньгами. А если не может, то почему, чтобы он не ощущал себя бессильным и бесправным.

Далее происходит следующее. Когда из года в год, изо дня в день, а в году 365 дней, а за время детства это несколько тысяч дней, ребёнок подходит с просьбами и тысячи раз слышит отказ в форме: «Денег нет», годам к десяти, двенадцати он научается, что подходить и спрашивать смысла нет. Он научился жить без денег, с тем, что ему всё равно откажут. Как всё развивается, что происходит далее? Он обращается за деньгами только тогда, когда не может этого не делать, только в крайнем случае острой необходимости, крайней нужды. Так вот, человек за годы взросления тысячи и тысячи раз слышит: «Денег НЕТ!». Слышит это от людей, которым он верит безоговорочно и воспринимает их слова как непреложную истину. Помните народную мудрость: вода камень точит? Когда вода, капля за каплей, десяток за сотней, а далее и тысячи тысяч, пробивает крепчайший камень. Представляете, мягкая вроде бы вода что делает с твёрдым камнем. А когда за время взросления ребёнок несколько тысяч и тысяч раз слышит: «Денег нет», как вы думаете, какое представление о деньгах у него может возникнуть из подобной предпосылки? Как эта информация о невозможности влияет на его психику? Что у него может родиться как вывод? У этого ребёнка может родиться идея, что «Деньги – это то, чего нет». Пусто, нету, не существует, отсутствует. И помните, что эти процессы в нём протекают не сознательно. Человек не задумывается, не размышляет.




Это как научиться ходить. Помните? Маленький ребёнок, кроха, которому и годика ещё нет, когда он учится ходить. Вспоминайте! Он же совершенно не задумывается о том, как ему встать, не думает об этом. Он просто встаёт и падает, встаёт и падает и так много, много раз. Таким образом, постепенно, количество действий переходит в качество движения, в умение ходить. Ребёнок научается вставать и ходить. Внимание, это он делает не задумываясь! В нашей теме точно также. События, связанные с деньгами, накапливаются и переходят в качество. В качество отношения к деньгам. А из рассматриваемого примера, деньги – это то, чего нет. У меня этого нет. Для меня этого нет. В моём мире это отсутствует. Точка!

Здесь же я хочу с вами поговорить и про лень.


ПРО ЛЕНЬ


В своё время я много беседовал со своими клиентами на эту тему. Всегда есть люди, которые интересуются этим, задают вопросы. Как для себя, так и для своих близких. Бывает, что мы своих детей, мужей или жён, гоняем, не даём покоя: «Что ты лежишь?! Ты ленивый!!!». Хочу, чтобы вы знали, что человек лежит не потому, что он ленивый, бездельник в нашем понимании, лодырь. Нет! Он лежит потому, что у него есть чёткое представление, не сознательное, твёрдое представление, что денег нету (из нашего примера выше). Ну, реально! И, сколько бы вы ни «работали над собой», сколько бы ни боролись с ленью, это мало будет полезно, так как причина находится не там, не в лени, не в безделье. Здесь-то и будет полезным затронуть следующее.

Давайте немного про сознательность.


ПРО СОЗНАНИЕ


Представьте картину, на которой изображён айсберг. Огромный, гигантский! Где-то в океане плывёт такая могучая махина. Представили? А теперь мысленно разделите айсберг на две части. На ту, что над водой и ту, что под водой. Разделите же вот в каком соотношении: над водой около 20%, под водой около 80%. Увидели, представили? Айсберг даёт нам хорошее сравнение, понимание. То, что над водой, это наше сознание, что под водой – подсознание. Человек действует, совершает выбор и поступки в сознательном состоянии максимум на 20%. Львиная доля решений принимается подсознанием, до 80% всех решений и действий. Что значит подсознательно? Это значит, что вы этого не видите, не сознаёте. Эти решения, какой-либо выбор, ускользают от вашего сознания. Вы как-то действуете, а почему так – вы этого не знаете. Вернее, вы знаете, так как нашли удобное, логичное для вас объяснение. Но к реальности это не имеет никакого отношения. Сознательно – мы все хотим, чтобы с деньгами у нас всё было в порядке, хотим быть обеспеченными, быть богатыми. Мы хотим, чтобы были обеспечены как мы сами, так и наша семья, дети и чтобы мы могли помогать своим престарелым родителям. Хотим, но это с нами не происходит так, как мы этого хотим. И всё это потому что на уровне подсознания, в этих восьмидесяти процентах управления нашими действиями, работает такая программа как «Денег НЕТ». Мы это не понимаем, мы этого не видим. Ну, не учили нас в школе, институте себя понимать. А для того, чтобы этот пробел заполнить, я и провожу всевозможные программы личностного роста, индивидуальный коучинг и, в тему, курс «Свобода и деньги». Программу о том, как вырваться из пут различных ограничивающих «не могу» в пространство возможностей и достижений. Понимать себя, свою ситуацию, управлять процессами достижений реально и практически. На тренинге я показываю, как это делать сейчас, в сию минуту. Как понимать на самом деле своё подсознание – «Что мной руководит?». А в школе нас этому не учили, и в итоге мы хотим пойти направо, а ходим налево. Приведу вам пример моих многолетних наблюдений, можно сказать, исследование.


НАБЛЮДЕНИЕ


Приходит множество людей ко мне на денежные программы. Такие как «Свобода и деньги» или «С чего начинаются деньги» или на лидерскую программу, где мы тоже эту тему рассматриваем. Там я задаю вопрос: «Кто хочет улучшить своё благосостояние? Хочет уже продолжительное время. Может, год, может, пять или десять, а то и больше лет. Поднимите руку!» Так вот, руку поднимают почти все. Далее я спрашиваю: «Вопрос к тем, кто поднял руку. Если вы ощущаете, что там, где вы работаете, вы зарабатываете недостаточно, зачем вы ходите туда?». Тем, кто сейчас читает эту книгу я адресую этот же вопрос: «Зачем вы ходите работать туда, где вам платят недостаточно?» Задумайтесь на минуту. Интересный вопрос? Когда-то я задал его впервые и получил вот какой ответ от моей ученицы: «Я долго работаю на своём месте. Да, мне не хватает, я хочу больше. А где я это возьму? Мест с хорошей зарплатой не так много. Да и вообще, ситуация в стране… кризис в мире…». Она ещё многое могла объяснять и пояснять, почему она сегодня живёт не так, как хочет. К реальности эти слова, эти объяснения, а вернее, оправдания, не имеют никакого отношения. Она в этот момент говорила, а сама того не понимала, что её рассказ выглядит, как речь маленькой девочки, которую куда-то не пускают родители. Что важно здесь понять? Оправдания к правде не имеют никакого отношения. У этих слов корень один, зато суть разная. Когда мы оправдываемся, тогда мы начинаем выдумывать, это происходит несознательно и автоматически, мы придумываем удобоваримый ответ. Только он фикция, мыльный пузырь, а не реальная угроза, ограничение, из-за которого мы не можем действовать так, как хотим. Это выдумка, которая связана с нашим подсознательным ограничением. Когда же мы эту выдумку повторяем раз за разом, для себя и для других, то, в конце концов, мы начинаем верить в то, что пузырь не мыльный, а твёрдый и опасный. Но это не так!

События влекут нас далее. Установки закрепляются и расширяют своё влияние.

Продолжение следует…


ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПУТ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ «НЕ МОГУ» В ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ТВОРЧЕСТВА, ДОСТИЖЕНИЙ, ЭТО ТРЕНИНГ «СВОБОДА И ДЕНЬГИ»


СОБЫТИЯ РАЗВИВАЮТСЯ


Дальше. Что ещё очень часто нам говорят наши близкие? Ведь мы настаиваем, мы опять подходим: «Мама! Дай денег!» И мама, когда мы подходим к ней в 125 раз, или когда у неё очень ограниченна её зарплата и она понимает, что ей концы с концами не свести, она говорит возмущённо: «Что, опять?!!»

Конец ознакомительного фрагмента.