Вы здесь

Три менеджмента в одном флаконе. Серия «Русский менеджмент». Предисловия (Владимир Токарев)

Предисловия

Предисловие к третьему изданию

Один из персонажей «Хазарского словаря» Милорада Павича читал книги не в кабинетной тиши, а на улице, причем в любую погоду. Этот герой полагал, что та информация, которую он воспримет и запомнит, невзирая на капризы стихии, и есть по-настоящему ценная. Даже если вы воспользуетесь его методикой для прочтения этого издания, вы все равно усвоите по меньшей мере 90% материала книги – настолько просто и ясно она написана.

Автор доходчиво и емко излагает концепцию применения классических методов менеджмента в управлении собой – включая такие тонкие материи как проявления характера, эмоциональный фон, уровень и результативность творческой активности. Для этого он предлагает соединить инструментарий менеджмента и психологии. Естественно, те же приемы и способы можно применять и к управлению другими людьми – вот он, тот самый эмоциональный интеллект, без которого, как принято считать, не вполне эффективен современный руководитель, да и нерабочие отношения не совсем гармоничны. Каждая предлагаемая автором техника проиллюстрирована краткими примерами из жизни, благодаря которым вам будет проще воспринять и включить в свой арсенал рекомендуемые методы.

Книга богата отсылками к дополнительной литературе и по психологии, и по управлению, которые позволят вам вкратце ознакомиться с ключевыми положениями солидных изданий по обеим тематикам и впоследствии подробнее изучить те материалы, которые вас заинтересуют. Это открывает вам путь к знаниям и компетенциям, которые станут вашими конкурентными преимуществами в карьере и деловых отношениях и просто обогатят вашу жизнь.

Значительную часть издания составляют практические упражнения и инструкции. Они дадут вам не только дополнительные навыки, но и заряд хорошего настроения, поскольку излагают серьезный материал в шутливой форме. Часть из них уже оценили по достоинству тысячи читателей Сообщества менеджеров E-xecutive, часть – первыми прочтете именно вы. Не упустите шанс порадовать такими инструкциями близких и, конечно, подчиненных!

Главное достоинство этого издания – в том, что оно открывает вам новые горизонты, стимулирует задуматься над теми предметами и сферами вашего бытия, которым до этого вы, быть может, уделяли недостаточно внимания. Пусть эта книга станет вашим шагом на пути к себе, ведь только понимая и принимая себя, можно эффективно управлять и процессами, и людьми, и собственной жизнью.

2012 год. Светлана Шишкова,
директор по развитию
Сообщества менеджеров E-xecutive в 2012 году

Предисловие к первому изданию

Умение определять приоритетные дела и способность правильно распределять свое время – это не такие качества, которые можно мимоходом приобрести в Гарвардской школе бизнеса. Официальный учебный курс может дать много знаний, но ряд жизненно важных навыков человек обязан выработать у себя сам.

Ли Якокка

Здравствуйте, уважаемый Читатель!

Первое решение, которое Вы должны принять сами – это стоит ли читать эту книгу.


Для кого предназначена данная работа?


Поскольку данная книга отнимет у Вас определенное количество времени на само чтение, на выполнение упражнений, а также на мучительные наблюдения за самим собой, то мне бы хотелось сразу предостеречь тех, кто, прочитав это пособие, пожалеет, что он напрасно потратил время. Чтобы этого не случилось, ниже представлен портрет моего читателя. Если Вы не похожи на это описание, но все же взялись читать, то пеняйте сами на себя – это был Ваш собственный выбор.


Сколько Вам лет?


Один мой знакомый, прочитав книгу Д. Гранина «Эта странная жизнь», сказал с горестью: «Если бы эта книга попалась мне, когда я был двадцатилетним, я бы прожил жизнь совсем по-другому».

Так вот, данная работа предназначена для тех, чей возраст находится строго в пределах 15 – 65 лет. Хотя весьма вероятно, что тринадцатилетние, или те, кому за 70, захотят просмотреть ее хотя бы из чистого любопытства, чтобы узнать, почему им читать эту книгу еще рано или уже поздно.


Какой у Вас характер?


Это чрезвычайно важная характеристика: моего читателя вполне устраивает собственный характер. Однако, поскольку одна из целей работы как раз и состоит в том, чтобы Вы могли сами выработать нужный Вам характер, то в качестве своих читателей я вижу также и тех, кто недоволен собой.


Чем Вы занимаетесь?


Эта книга предназначена для тех, кто избрал профессию менеджера, а у них, как известно, есть подчиненные. В то же время, если Вы собираетесь стать учителем школы, тогда это пособие именно для Вас – каждый учитель должен быть хорошим менеджером и, наоборот, каждый менеджер еще и учитель. Если же Вы считаете, что у Вас пока нет возможности кем-то руководить, то смею заверить – это не так. Каждому из нас приходится управлять по крайней мере одним очень трудным подчиненным – тем, кого мы каждое утро видим в зеркале. Данная книга представляет собой руководство по управлению собой и своими действиями, а это нужно практически каждому человеку.


Чем Вы недовольны больше всего?


В первую очередь, Вы недовольны тем, что жизнь коротка, а хочется сделать так много. Иногда Вы недовольны тем, что время тянется мучительно медленно, но чаще оно пролетает слишком быстро. Бывает, что Вы недовольны собой, а иногда своими близкими.


Что Вы хотите?


Мой читатель хотел бы получать от жизни как можно больше. Он хотел бы успевать больше читать, лучше понимать других и себя, он хотел бы сделать как можно больше за отведенное ему Богом время.


В том случае, если Вы узнали себя в этом портрете, то смело принимайтесь за чтение – впереди нас ждет тяжелая работа, но и счастливое будущее, и не так уж важно, сколько у Вас этого будущего осталось.

Автор, 1999 г.

Благодарности автора

Я сердечно благодарю долготерпеливую жену Анюту и посвящаю ей свой труд. Её полезная критика на протяжении всей работы над этой книгой побуждала автора искать лучшие формы выражения своих мыслей.

Инструкция к тренажеру

Книга состоит из 3 частей, приложений к каждой части и ко всей книге и полезных инструкций «От А до Я».


Первая часть – посвящена тайм-менеджменту. Здесь вы познакомитесь с техниками управления временем. В этой части я попытался рассмотреть управление временем как инструмент для принятия решений на основе полученной информации о расходах нашего времени. Также, как данные о финансах предприятия позволяют высшему руководству коммерческой фирмы принимать важные управленческие решения о поддержке перспективных направлениях развития компании. В приложении к первой части даны упражнения для развития важных управленческих навыков – умения применять научный метод, представлены полезные инструкции для осмысления и овладения организационно-экономическими законами.


Вторая часть – это экспериментальный менеджмент, где у вас будет возможность проводить безопасные эксперименты на себе самом (хотя при учете времени по рекомендациям первой части вы уже научитесь наблюдать за собой и делать полезные выводы). В этой части предпринята попытка соединить наши противоречивые рациональные и эмоциональные составляющие в единое целое: чтобы собой управлять, нужно хорошо представлять – из каких частей мы состоим и как они взаимосвязаны, как работает наша «личная система управления». В этой части представлены также вполне конкретные инструменты управления рядом наших эмоцией, а также эффективная техника воспитания воли.

В приложении ко второй части рассматривается как управлять собою как единым целом, а также как проводить «лабораторные управленческие испытания» на себе самом, ну и целый ряд для этого полезных инструкций.


Третья часть – это настоящий менеджмент-тренажер, который позволит не только освоить управление собой, но и практически усвоить важные функции управления. Хотя и в предыдущих частях элементы менеджмент-тренажера присутствуют: в первой части – это практическое освоение научного метода, а во второй – освоение важнейшей функции мотивации. В третьей части последовательно описан процесс управления собой. При этом предполагается, что мы ведем себя вполне рационально, и потому, поставив себе цели, мы стремимся их достигнуть. Однако в реальной жизни все сложней – наша психологическая составляющая постоянно нас отвлекает от намеченных планов. Эта в определенной степени иррациональная составляющая, без умения управлять ею – многие наши желания не реализуются на практике, а остаются пожеланиями. Но после изучения второй части это уже не должно быть для вас проблемой.

Менеджмент – это и наука и искусство. Приложение к третьей части помогут практически освоить многие полезные управленческие инструменты.


Для удобства читателя в конце книги представлены краткий обзор главной идеи книги – в форме статьи, список полезной литературы, небольшой глоссарий управленческих терминов, а непосредственно в тексте на протяжении всей книги вы встретите блог автора (построенный в форме беседы автора и любознательного читателя) по персональному менеджменту, который можно рассматривать как своеобразное «чтиво», позволяющее прерывать напряженную работу над собой необходимыми перерывами для отдыха. Но не только «чтиво» – в «Приключениях английского», важном разделе моего блога, показан реальный пример применения ряда рассмотренных инструментов персонального менеджмента к одной конкретной задаче – самостоятельному овладению иностранным языком.


У данной книги, которую я рекомендую как тренажер для топ-менеджеров, а также тех, кто хотел бы им стать, несколько задач. Научившись управлять собой, можно не только повысить свою личную эффективность, но облегчить задачу управления своим бизнесом, поскольку в персональном менеджменте вы приобретаете бесценные навыки научного управления.

Кроме того, персональный менеджмент можно еще использовать и как определенного рода лабораторию, где можно проводить испытания новых управленческих инструментов (пример такого испытания представлен в приложении в конце книги), которые активно предлагаются сегодня руководителям фирм на рынке консультационных услуг.


Уровень сложности

Читателю книги не обязательно иметь специальную подготовку (в управлении, в психологии), однако если какие-либо разделы покажутся вам сложными, при первом чтении их можно опустить. Читать книгу не обязательно подряд, вы можете ограничиться чтением параграфов выборочно, по своему усмотрению.