© В. Федоровский, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В истории России было много великих полководцев. Но только трое из них не проиграли ни одного сражения. Это Суворов, Ушаков и Скобелев.
В книге в живой и занимательной форме кратко излагаются их биографии, военное искусство в конкретных сражениях, человеческие качества и интересные эпизоды из их жизни.
Книга будет полезна всем, кто интересуется военной историей России, важна для патриотического воспитания молодёжи и особенно актуальна в связи с обострением отношений России и Турции.
Биография Суворова
Александр Васильевич Суворов – светлейший князь Италийский, граф Рымникский, граф Римской империи, гранд и принц Сардинского королевства, национальный герой Швейцарии.
Генералиссимус всех российских военных сил, подполковник лейб-гвардии Преображенского полка (чин самой императрицы Екатерины 2).
Фельдмаршал австрийский, фельдмаршал войск Сардинии, великий маршал пьемонтских войск.
Кавалер российских орденов: Анны, Георгия 1-го и 2-го кл, А. Невского, Владимира 1-й степени, Андрея Первозваного, Иоанна Иерусалимского.
Кавалер 13 высших орденов иностранных государств.
Награждён российскими монархами золотой шпагой, бриллиантовым пером на каску, шпагой с алмазами и лавровыми венками, бриллиантовым эполетом и перстнем, военным жезлом с бриллиантами, табакеркой с драгоценными камнями, портретом, осыпанного бриллиантами, Павла 1; дарственной грамотой на 7 тыс. крестьян; бронзовой статуей, установленной в Москве и многочисленными ценными подарками иностранных правителей.
Суворов командовал войсками более чем в 60 сражениях и во всех одержал победы. Причём в большинстве из них побеждал в 2, 3 и более раз превосходящего силами противника.
Суворов родился 13 ноября 1729г. в Москве. Его дед по отцу был генеральным писарем Преображенского полка. Дед по матери – по национальности армянин – получил от Екатерины 1 генеральское звание.
Отец Суворова, Василий Иванович, сын писаря незнатного рода, пошёл по военной линии и дослужился до генерала. Но всё время служил по интендантской линии и в действующую армию не стремился.
Он был знаком с Петром 1 и довольно тесно общался с Ганнибалом (сыном эфиопского князя, камердинером и секретарём Петра 1, прадедом А. Пушкина).
Из-за слабого здоровья Александра отец готовил его к гражданской службе. Но по настоятельному совету Ганнибала пристроил 12-летнего Александра в лейб-гвардии Семёновский полк.
После 4-х лет домашнего обучения, в том числе и военным наукам, Александр в 16 лет был зачислен рядовым, а в 18 стал капралом Семёновского полка. Эти 2 года он со всеми солдатами переносил все тяжести армейской жизни.
В 24 года Суворова назначили поручиком Ингерманландского пехотного полка. После начала войны с Пруссией он в течение нескольких лет сопровождал батальоны пополнения из России в Пруссию.
Бесконечные подводы, нерадивые ямщики, забота о фураже и продовольствии не радовали Суворова.
Затем он заведовал в Мемеле продовольственными магазейнами и гошпиталями. Это папенька, понимая толк в снабжении, пристроил сына к хлебному делу.
Позже Суворов был комендантом Мемеля и разбирал пьяные драки офицеров, жалобы жителей на военных постояльцев. И всё время рвался в действующую армию. Он чувствовал своё призвание на полях сражений. Но отец его не отпускал, жалел своего единственного сына, считая его худым и слабым.
Но однажды Суворов поставил отцу ультиматум, и тот согласился посодействовать его назначению в действующую армию. Но остался верен себе – пристроил сына на тихое место в качестве дежурного майора в штаб дивизии генерала Фермора. Суворову в это время было уже 30 лет.
Если бы отец Суворова знал, какое блестящее будущее ждёт его сына, он не стал бы тормозить его военную карьеру.
Прослужив в штабе Фермора 2 года, Суворов только в 32 года непосредственно принял участие в военных действиях в звании подполковника – командира лёгких войск (быстро передвигавшихся, внезапно нападавших на противника и наносящих ему существенный урон) в дивизии генерал-майора Берга.
Затем в звании полковника, а затем бригадира командовал Суздальским и Астраханским полками. В этот период разделял все тяготы солдатской жизни, лично постоянно обучал, тренировал солдат ведению боя в самых тяжёлых условиях, что стало залогом будущих побед этих полков и примером для других армейских командиров.
В 40 лет стал генерал-майором в 1-й армии фельдмаршала Румянцева. В 45 – генерал-поручиком. Командовал Крымским, Кубанским пехотными корпусами и Петербуржской дивизией.
В 57 лет – генерал-аншеф, командир Кременчужской дивизии. И всё это время постоянно конфликтовал со своими начальниками по вопросам ведения военных действий.
После ряда блестящих побед – при Туртукае, Козлуджи и особенно после взятия неприступного Измаила, который до Суворова несколько раз, понеся огромные потери, не смог взять сам Румянцев, долгожданного повышения по службе Суворов не получил.
Из-за невыполнения ряда формальных приказов Румянцева и по его доносу императрице Суворов был произведён только в почётное придворное звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка и отправлен (фактически сослан) командовать войсками в Финляндии, а затем на юге Украины.
И только в 1794 г. в возрасте 65 лет после смерти Румянцева и подавления Суворовым польского восстания Костюшко Екатерина 2 присвоила Суворову сразу через одну генеральскую ступеньку звание фельдмаршала.
Императрица говорила: Я посылаю для усмирения польского восстания покорителя Измаила. А это две армии. Первая армия – это войска под командованием Суворова, а вторая армия – это сам Суворов.
В 1796г. Екатерина 2 умерла, на престол взошёл Павел 1. Он стал вводить в армии глупые прусские порядки, с которыми Суворов был совершенно не согласен.
Понимая, что Павел 1 пытается разрушить в армии то, что много лет создавали русские генералы и благодаря чему русская армия стала непобедимой, Суворов всячески пытался эти порядки игнорировать.
Но долго, конечно, такое неповиновение продолжаться не могло. Понимая бесполезность своего противостояния с императором, Суворов подал в отставку. Но его опередил Павел 1 – в 1797г. в возрасте 68 лет Суворов был уволен из армии. И более того, из-за доносов недоброжелателей он был сослан в ссылку в своё имение под надзор приставника.
В немилости Суворов находился 2 года. В этот период Павел 1 несколько раз вызывал его в Петербург и ждал, что Суворов признает свою вину и попросится опять на службу.
Но Суворов был твёрд, вины своей не признавал. Его устраивало только возвращение ему звания и должности без всяких предварительных условий.
На этом бы, наверно, карьера Суворова и закончилась, если бы не война Франции против европейских государств.
В феврале 1799г. австрийское правительство попросило военной помощи у России в борьбе с Францией и выразило желание, чтобы объединёнными силами командовал Суворов.
Павел 1 вызвал из ссылки Суворова и назначил его командующим союзными войсками для освобождения Италии от французов. Суворов с энтузиазмом согласился.
После нескольких блестящих побед над французскими армиями и освобождения Италии от французов Суворов намеревался идти на Париж, чтобы окончательно сломить сопротивление Франции. Но тут палку в колёса стали вставлять союзники – Австрия и Англия.
Они испугались могущества российской армии, повышения влияния России в Европе, испугались, что освобождённая Италия отойдёт к России и фактически встали на путь измены.
Австрия и Англия сумели уговорить Павла 1, что на Париж идти рано, надо сначала освободить от французов Швейцарию.
Павел 1 поддался на уговоры (он слишком поздно понял, с какими «союзниками» имеет дело) и приказал Суворову идти в Швейцарию.
Как показали дальнейшие события, Австрия и Англия решили погубить русскую армию в Европе.
Это понимал и Суворов: Меня погнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить.
Австрийцы увели свои армии с полей сражения, никого не поставив в известность. Англичане тоже внесли свою «лепту» – вспомогательный русский корпус, действовавший против французов в Голландии под командованием «заботливых» англичан, практически весь вымер от голода и болезней.
После невероятно героического зимнего перехода через швейцарские Альпы, голодная и замёрзшая армия Суворова вышла в Германию.
За героический переход Суворова через Альпы и победу над французами Павел 1 присвоил Суворову звание Генералиссимуса всех военных сил России.
Павел 1 писал Суворову: Побеждая всюду любых врагов Отечества, Вам оставалось победить и саму Природу. Вы и над ней одержали верх.
При возвращении в Россию у Суворова обострились болезни, которыми он страдал последние годы. Он возвращался в Петербург уже в лежачем положении.
К тому же, из-за многочисленных мелких доносов на Суворова и глупой мнительности и педантичности Павла 1 был отменён торжественный приём Суворова в Петербурге, что усугубило здоровье Суворова.
В дороге он получил письмо от Павла 1, который называл официальную причину своей немилости:
Господин Генералиссимус, князь италийский, граф Суворов-Рымникский, во время военных действий вы имели при себе дежурного генерала вопреки моим наставлениям и уставу. Повелеваю Вам уведомить меня, что Вас побудило это сделать.
Суворов умер 6 мая 1800г. и похоронен в Александро-Невской лавре. Павел 1 лишь на минуту заехал понаблюдать за похоронной процессией.
Вначале на могильной плите Суворова была высечена многословная надпись с перечислением его регалий.
Но через несколько лет родственники Суворова добились, чтобы эта надпись была такой, какую ещё при жизни он сам хотел: Здесь лежит Суворов.
Вот как отзывались о Суворове известные полководцы.
Французский генерал Моро, которого побеждал Суворов:
Никто не соединял более него и в высшей степени качества военачальника, никто лучше него не мог воодушевлять войска.
Французский генерал Макдональд:
Моя неудача при Треббии (Суворов разбил на этой реке армию Макдональда) могла бы стоить мне карьеры. Меня спасло лишь то, что моим победителем был Суворов.
Зам. Суворова, генерал Дерфельден:
Суворов читал биографии великих людей, хвалил примеры их величия; но для своей славы проложил новую, дотоле неизвестную тропу.
Не имея сановитости и дара слова Румянцева, миллионов и видной наружности Потёмкина, он стал играть свою роль, ни от кого не заимствованную, а самим им для себя сотворённую, и выдержал её во всех превратностях судьбы: казался чудаком, а был героем.
Английский адмирал Нельсон писал Суворову:
Я получил много орденов и других наград разных государств. Но вчера я получил самую высокую награду: мне сказали, что я похож на Вас.
В заключение краткой биографии Суворова можно констатировать следующее.
Суворов обладал гениальным военным талантом, который раскрывался в нём очень медленно по нескольким причинам.
Во-первых, он был не знатного рода. Дети князей, графов, больших чиновников быстрее получали очередные воинские звания даже при меньших военных талантах, чем у Суворова.
Во-вторых, отец Суворова долго тормозил перевод его в действующую армию. Командовать отрядом в военных условиях Суворов стал только в 32 года в чине подполковника.
В-третьих, обладая независимым характером, он смело отстаивал своё мнение, иногда в резких выражениях.
Нередко бывало, что совсем уж глупые или недостаточно смелые в решительные моменты сражений приказы вышестоящих начальников он под разными предлогами не выполнял и поступал по-своему.
Но несмотря на то, что его решения оказывались правильными, и он побеждал противника, такая самостоятельность и невыполнение приказов вызывали большое недовольство начальства, что тормозило его движение по служебной лестнице.
Кроме того, он не стеснялся публично высмеивать разных лжецов, льстецов и подхалимов среди гражданских лиц, подвизавшихся в окружении императорского двора, чем нажил себе большое количество врагов.
По этим причинам Суворов получил звание фельдмаршала, которое позволяло ему всегда единолично принимать все военные решения, только в 65 лет.
Можно только предполагать, каких бы ещё больших военных успехов добился Суворов, если бы он получал свои очередные воинские звания лет на 10—15 раньше.
И, наверно, можно утверждать, что военная кампания 1812г. проходила бы совсем по другому сценарию, если бы Суворов жил лет на 20 позже и командовал русскими войсками.