Глава вторая
Граф Петр Борисович Шереметев
(1713 – 1788)
Граф Петр Борисович Шереметев, второй владелец усадьбы на Фонтанке, был старшим из пятерых детей фельдмаршала от второго брака.
Он родился 26 февраля 1713 года в Малороссии, в Прилуках, на театре военных действий, поскольку молодая жена приехала туда вместе со своим супругом – фельдмаршалом. Восприемником младенца при крещении стал гетман Малороссии Иван Скоропадский, сменивший на этом посту предателя Мазепу. Факт крещения гетманом сына фельдмаршала Шереметева имел, безусловно, политический подтекст. Видимо, и имя для сына фельдмаршал выбрал не случайно. Об этом свидетельствует письмо с поздравлением по случаю рождения мальчика, полученное графом Борисом Петровичем от царя Петра, который пожаловал новорожденного чином фендрика, первого в то время офицерского чина в гвардии. Так что на службе молодой граф Петр Шереметев находился с рождения.
Мальчику было шесть лет, когда умер его отец-фельдмаршал.
Детские годы графа Петра прошли в основном в Москве и подмосковных вотчинах Мещериново и Кусково. Иногда его мать приезжала в Петербург, маленький граф Петр становился товарищем игр царевича Петра Алексеевича, внука Петра I, будущего императора Петра II, поскольку графиня Анна Петровна, по родству с царской семьей, имела свободный вход во дворец. Прусский посланник при русском дворе барон Мардефельд доносил своему правительству: «…Царевич …знает немного по-немецки, его прилежание оплачивается весьма скудно… наставница (мамка) и ее помощница – недостойные женщины, наказывают Великого князя розгами… Царь заходил часто и интересовался его успехами в учении, на него возлагают большие надежды… товарищ его игр – двенадцатилетний граф Петр Борисович Шереметев… Царевич играл на скрипке, и Петр Борисович тоже ему подражал…»
Художник И.П. Аргунов. Граф Петр Борисович Шереметев
В 1728 году, когда юноше исполнилось пятнадцать лет, скончалась его мать, графиня Анна Петровна, и он стал главой семьи, своего «дома».
Семья была большая: младший брат граф Сергей Борисович, четыре родные сестры, племянники, единокровные сестры и племянники – потомки его отца от первого брака с Авдотьей Алексеевной Чириковой.
Старшая из сестер, графиня Наталья Борисовна (1714 – 1771), 4 апреля 1730 года вышла замуж за обер-камергера князя Ивана Долгорукого (1708 – 1739), фаворита Петра II. Семья ее мужа 14 апреля того же года была сослана по приказу новой императрицы Анны Иоанновны за попытку ограничить ее самодержавную власть.
Мужем другой сестры, графини Веры Борисовны (1716 – 1789), стал Федор (Авраам) Лопухин (1697 – 1757), впоследствии тайный советник. Этот брак связал семью графов Шереметевых с семьей первой жены Петра I, поскольку муж Веры Борисовны приходился родным племянником царице Евдокии Федоровне Лопухиной. Отец Федора Лопухина попал в опалу и был казнен по обвинению в участии в заговоре царевича Алексея. У Лопухиных родилось семеро дочерей.
Младшая из его сестер, графиня Екатерина Борисовна (1717 – 1799), стала супругой князя Алексея Васильевича Урусова (1722 – 1796). Оба они погребены в Знаменской церкви Новоспасского монастыря, в семейной усыпальнице Шереметевых.
Неизвестный художник. Графиня Наталья Борисовна Шереметева, в замужестве княгиня Долгорукая
Брат граф Сергей Борисович в 1741 году женился на княжне Фетинье Сергеевне Лобановой-Ростовской (1714 – 1777), мать которой происходила из рода Чириковых, как и первая жена фельдмаршала.
К моменту смерти матери граф Петр Борисович достиг того возраста, когда дворянские недоросли фактически вступали в службу.
Служба
Первая и главная обязанность русского дворянина – служба своему государю. С петровского времени обращалось особое внимание на то, чтобы молодые люди были обучены закону Божьему, русской грамоте, арифметике, началам географии и истории, хотя бы одному иностранному языку, «политесу» – умению вести себя в обществе, танцевать. В то время такие знания и навыки молодые дворяне получали дома, для чего родители приглашали учителей. Молодой граф Шереметев получил такое же домашнее воспитание. Как уже говорилось, обычно молодой дворянин начинал службу в возрасте пятнадцати лет. Но многие записывали своих сыновей «в службу» сразу после рождения, и эта практика бытовала вплоть до времени царствования Павла I. Ребенок рос и одновременно продвигался в чинах, и к моменту начала реальной службы молодой дворянин находился, таким образом, уже в офицерских чинах.
Еще в ноябре 1726 года Екатерина I пожаловала графу Петру Шереметеву, записанному в гвардию при рождении, чин подпоручика гвардии. В феврале 1727 года, в дни коронационных торжеств в Москве, Император Петр II, товарищ детских игр графа, удостоил его чином поручика лейб-гвардии Преображенского полка, в декабре 1729 года произвел Петра Шереметева в капитан-поручики. Императрица Анна Иоанновна в январе 1738 года пожаловала его в капитаны Преображенского полка. В то время Россия не вела военных действий, гвардейские полки находились на своих «квартирах». У нас нет никаких сведений о том, имел ли граф Шереметев какие-либо реальные служебные обязанности в полку, кроме, возможно, церемониальных.
В 1732 году императрица вернула столицу в Петербург, сюда перевели гвардию и двор. Переехал в Петербург и граф Петр Шереметев. Следующие 34 года его жизни и службы прошли в Петербурге.
Граф П.Б. Шереметев не обладал талантами своего отца и не стал полководцем или крупным государственным деятелем. Однако заслуги фельдмаршала Шереметева и знатность рода предопределяли близость молодого человека ко двору и продвижение на поприще придворной службы.
Придворная служба требовала от человека некоторых особых навыков и манеры поведения. При дворе служили люди самых знатных фамилий, обладавшие немалым состоянием. Им приходилось тратить большие средства, чтобы иметь «авантажный вид».
Историк быта русских дворян XVIII – начала XIX веков Е.П. Карнович утверждал, что если во времена царей московских вся роскошь богатых бояр обращалась главным образом на конские уборы, то в XVIII веке русские вельможи стали строить себе роскошные дворцы и щеголять роскошью в одеждах – особенно придворные кавалеры и дамы. Князь М.М. Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России» писал о костюмах первого десятилетия екатерининской эпохи: «…И в простые дни златотканые с шитьем одеяния носили и почти уже стыдились по одному борту иметь шитье…»
Придворные чины получали и временщики, такие как курляндец Бирон, становившиеся надолго или на короткое время фаворитами сменявших друг друга на троне императриц. Придворные были в курсе придворных «течений», часто принадлежали к противоборствующим «партиям» и должны были обладать особым чутьем, чтобы не сделать опрометчивого шага и не оказаться в опале. Но придворные имели больше возможностей получить новые «деревни», денежную «дачу», новый орден, составить протекцию родственникам или «нужным людям».
Придворная карьера графа Петра Шереметева продвигалась успешно. В марте 1739 года он назначается камергером ко двору брауншвейгской принцессы Анны Леопольдовны; когда Анна Леопольдовна стала правительницей при своем малолетнем сыне Иване Антоновиче, она назначила графа Шереметева действительным камергером двора. Императрица Елизавета Петровна указом от 25 января 1742 года оставила его в том же звании. В феврале этого года в Петербург прибыл родной племянник Елизаветы Петровны принц Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих, будущий император Петр III. В апреле 1742 года, в день коронации своей тетки, он пожаловал некоторых придворных голштинским орденом Св. Анны, в числе награжденных был и действительный камергер граф Шереметев. В июле 1744 года, при праздновании годовщины мира со Швецией, граф Петр Борисович стал кавалером ордена Св. Александра Невского.
В сентябре 1754 года производится в генерал-лейтенанты с сохранением ему придворного звания. В 1758 году графу Шереметеву разрешено принять и носить орден Белого Орла (польский), которым его наградил польский король. В августе 1760 года он стал полным генералом и генерал-адъютантом Ее Величества. Император Петр III в день своего восшествия на престол 25 декабря 1761 года наградил его орденом Св. апостола Андрея Первозванного и на следующий день назначил обер-камергером двора.
О том положении, которое граф Петр Борисович Шереметев занимал в царствование Екатерины II, свидетельствует хранившийся в домовом архиве документ, датированный первыми днями ее правления. Это патент на чин полного генерала и обер-камергера, в котором подтверждались пожалованные ему еще в прошлое царствование милости: «Известно и ведомо будет каждому, что граф Петр Шереметев, который генерал-порутчиком и действительным каммергером служил, за оказанную его к службе ревность и прилежность 1760 года августа 30 генералом полным, а с 1761 года декабря 26 числа обер-каммергером пожалован. Того ради мы сим жалуем и утверждаем, повелевая всем нашим подданным, онаго графа Петра Шереметева нашим полным генералом и обер-каммергером надлежащим образом признавать и почитать. Напротив чего и мы надеемся, что он в тех ему пожалованных чинах так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму рабу надлежит. Во свидетельство чего мы сие собственною нашею рукою подписали и Государственной нашею печатью укрепить повелели. Дан в Санктпетербурге августа двадцать восьмого дня 1762 года. Екатерина».
Довольно странно видеть графа П.Б. Шереметева, человека сугубо штатского и не участвовавшего ни в одной военной кампании, «полным генералом». Но во времена императрицы Елизаветы Петровны награждения в знак особой милости воинскими чинами случались нередко. Воинская служба и чины, на ней полученные, считались более почетными, чем чин службы статской или придворной.
Екатерина II при восшествии на престол 28 июня 1762 года произвела ряд важных назначений, и граф П.Б. Шереметев, в числе еще нескольких вельмож, назначается сенатором. Также ему велено сопровождать императрицу в Москву и присутствовать на ее коронации. В должности сенатора он «сочинил» важный «регламент». Императрица желала, чтобы все высшие придворные чины знали свои обязанности, для чего повелела обер-камергеру графу П.Б. Шереметеву составить особый документ, в котором следовало подробно расписать «должность и преимущества обер-камергера» и «должность придворных кавалеров». 15 августа 1762 года «регламент», представленный П.Б. Шереметевым, утвердила Екатерина.
Сенат, учрежденный Петром I, был высшим судебным органом империи, в его департаментах разрабатывались законы, сенаторы надзирали за правильностью их исполнения, ревизовали губернии. При разделении Сената на департаменты в 1764 году Петру Борисовичу «определено» служить в 4-м департаменте. Однако в должности сенатора граф Шереметев прослужил недолго. Он имел еще один шанс отличиться на ниве законотворчества. Графа Петра Шереметева избрали от Литейной и Выборгской частей Петербурга членом Уложенной комиссии, образованной по указу Екатерины II в январе 1767 года. Комиссия предназначалась для составления нового кодекса законов для империи, в духе «просвещенной монархии». Графу Шереметеву в бытность его членом этой комиссии приписывали малореальную в те времена идею отпустить своих крестьян на волю, но вряд ли это было правдой.
Позже, в годы жительства в Москве, граф Петр Борисович тоже оставался на виду – его знали и как рачительного (и вместе с тем гуманного) помещика, и как просвещенного мецената. После проведения губернской реформы 1775 года дворянство некоторых губерний предприняло первые попытки корпоративной организации, и московское дворянство в 1780 году избрало графа П.Б. Шереметева своим губернским предводителем. Так вполне успешно складывалась карьера сына знаменитого фельдмаршала, завершившаяся отставкой в 1768 году.
Фонтанный дом
Мы не знаем точно, в каком из своих домов поселился граф Петр Шереметев, когда в начале 1730-х годов он переселился из Москвы в Петербург. Ему принадлежали Приморский дом на Васильевском острове и загородный Фонтанный дом, полученные им после отца. Вероятно, за годы отсутствия хозяев оба эти дома обветшали, требовали ремонта и переделок. Васильевский остров к 1730-м годам так и не обрел статуса центра города, как это задумал Петр I, при отсутствии постоянных мостов через Неву оттуда затруднительно было добираться до Зимнего дворца.
После переезда в 1732 году императрицы Анны Иоанновны с двором из Москвы в Петербург начался новый этап застройки города. Теперь центром города становился левый берег Невы. Согласно новому Генеральному плану, в основу планировки столицы легла знаменитая трехлучевая композиция главных улиц города: Невская перспектива, Гороховая улица и Вознесенская перспектива начинались от башни Адмиралтейства и доходили до Фонтанки. Жителей столицы снова обязывали ремонтировать или строить себе дома, «по числу владеемых душ». У Аничкова моста располагалась городская застава. Исходя из реальной градостроительной ситуации 1730-х годов, представляется, что для постоянного жительства графа Петра Борисовича в то время Фонтанный дом представлялся более удобным местом.
К началу 1730-х годов на участке, как гласит старый документ из шереметевского архива, было выстроено «…по чертежу каменное и деревянное строение и для выезду к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховую улицу… Сделаны были ворота и оставлено место против тех ворот…».
14 июня 1734 года генерал-полицмейстер Петербурга Василий Салтыков объявил графу Петру Шереметеву Высочайшее повеление «…об отводе ему в Санкт-Петербурге места на Адмиралтейском острову по берегу реки Невы, вниз от Исаакиевской церкви, для постройки каменного дома». Правда, через две недели это распоряжение было отменено, но графа Шереметева обязали достроить дом на Васильевском острове. И действительно, судя по переписке графа П.Б. Шереметева со своими служителями, он достраивал этот дом. Есть сведения о том, что фруктовый сад и огороды, бывшие на территории усадьбы на Фонтанке, в этот период, сдавались внаем купцам.
В декабре 1740 года Сенат постановил «зачесть» камергеру графу Петру Шереметеву построенный им на Московской стороне каменный дом в счет обязательной постройки им и братом его (графом Сергеем Борисовичем. – А. К.). Московской стороной называлась территория к югу от Фонтанки, поскольку отсюда, от заставы у Аничкова моста, начиналась дорога на Москву, проходившая по Невской перспективе и берегу речки Лиговки (позже – Лиговский проспект). В этом документе не сообщается точное местоположение дома, но никакого другого строения на Московской стороне, кроме дома на Фонтанке, у Шереметевых не было. Таким образом, в конце 1730-х годов хозяин озаботился строительством этого дома. Но каков был его облик – большой вопрос. Известен другой официальный документ, датированный 1741 годом, в котором сказано, что «…на Московской стороне оных Шереметевых каменного строения также нет. Построено два малые флигеля, а главное строение и прочие жилые покои деревянные…». (Чуть выше в Постановлении Сената от 1740 г. упоминается каменный дом на Московской стороне. Противоречие явное. Но так свидетельствуют документы. – А. К.)
В 1740-х годах Фонтанный дом претерпел серьезные переделки и стал звеном того «дворцового ожерелья» столицы, которое появилось в период царствования Елизаветы Петровны, к пятидесятилетию Петербурга. На берегах Фонтанки по проектам лучших зодчих того времени возникло несколько дворцово-парковых ансамблей. У самого истока реки, рядом с Летним садом Петра I, придворный зодчий Франческо Бартоломео Растрелли выстроил Летний дворец Елизаветы Петровны. По его же проекту на углу Фонтанки и Невского проспекта выстроили Аничков дворец, подаренный императрицей графу Алексею Разумовскому. Чуть ниже по течению на том же берегу реки Растрелли возвел резиденции для графа Воронцова, графа Чернышева, контр-адмирала Вильбоа, князя Юсупова. В этом ряду достойное место занял и обновленный Фонтанный дом графа Петра Борисовича Шереметева.
Художник И.П. Аргунов. Княжна Варвара Алексеевна Черкасская, в замужестве графиня Шереметева
Каждый владелец участка, предпринявший большую и дорогостоящую стройку, имел к тому свои собственные причины. Для графа Шереметева таким побудительным мотивом стала его женитьба и необходимость создания в бывшей скромной загородной усадьбе достойного его положения и богатства семейного очага.
Граф Петр Борисович женился в январе 1743 года, будучи уже в зрелом возрасте. Его супругой стала княжна Варвара Алексеевна Черкасская, которая была полутора годами старше своего мужа. Княжна Варвара – единственная дочь канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского и его жены княгини Марии Юрьевны, урожденной княжны Трубецкой.
Князья Черкасские к середине XVIII века принадлежали к русской аристократии, но происходил этот род с Северного Кавказа, из Кабарды, и вступили в русское подданство и службу после взятия Иваном Грозным Астраханского царства. Одна из жен царя Мария Темрюковна происходила из этого рода. Роднились с ними и Романовы, еще до того, как стали царствующей династией. Шереметевы в XVII веке тоже роднились с князьями Черкасскими – так, княжна Ирина Борисовна Черкасская была второй женой боярина Федора Ивановича Шереметева, выдающегося государственного деятеля Московского государства первой половины этого века. А правнук его князь Данила Григорьевич Черкасский женился на родной сестре фельдмаршала Марье Петровне Шереметевой, родной тетке графа Петра Борисовича.
«Сговорную грамоту» – своего рода брачный договор – подписали как свидетели 38 человек: родственники и первые вельможи государства того времени. Среди них было двое Шереметевых: генерал-майор, генерал-провиантмейстер Алексей Федорович Шереметев и майор Владимир Федорович Шереметев, внуки родного брата фельдмаршала Владимира Петровича Шереметева, приходившиеся племянниками графу Петру Борисовичу.
Князь Алексей Михайлович Черкасский умер в 1742 году, его жена скончалась в 1747 году. Варвара Алексеевна осталась единственной наследницей своих родителей. После женитьбы за счет приданого и наследственных вотчин Черкасских состояние графа Петра Борисовича увеличилось почти вдвое. Именно от князей Черкасских в род графов Шереметевых перешли такие села, как Останкино и Иваново, дом на Миллионной улице в Санкт-Петербурге (Миллионный дом), обширная территория в Москве на Сухаревке (Черкасские огороды) и другие имения. После венчания графиня Варвара стала статс-дамой императрицы.
Среди потомков графа Петра Борисовича существовало мнение, что дом на Фонтанке строил сам придворный зодчий граф Растрелли, однако документального подтверждения этого факта не обнаружено, да и сам Растрелли не упоминал об этой работе в «реестре» своих построек, который он составлял в конце жизни. Возможно, граф Шереметев заказывал проект придворному зодчему, но по какой-то причине он не был исполнен.
Некий проект каменного дома графа Шереметева, относящийся к 1740-м годам, хранится в так называемой «коллекции Берхгольца» в Стокгольме. Этот иностранец, долго проживший в России, собрал немало интересных документов, относящихся к Петербургу времен императрицы Анны Иоанновны и начала царствования Елизаветы Петровны.
Документы родового архива свидетельствуют, что к созданию нового каменного дома с садом и служебными постройками был привлечен архитектор Савва Иванович Чевакинский, который также «имел смотрение» «Миллионного дома», принадлежавшего тестю Петра Борисовича князю А.М. Черкасскому (то есть дома на Миллионной улице).
В строительстве Фонтанного дома, разбивке и украшении сада принимали участие многочисленные крепостные мастера графа Шереметева. Как уже говорилось, среди его «подданных» было множество талантливых крепостных.
Чертеж фасада дома графов Шереметевых (из коллекции Берхгольца)
В первую очередь к ним относится даровитая семья Аргуновых, она дала семерых мастеров, прославившихся своими талантами на всю Россию. Аргуновы, крепостные князя А.М. Черкасского, потом графа Шереметева, происходили из села Останкино Московского уезда. Семен Михайлович Аргунов (ок. 1685 – ок. 1765) принадлежал к верхушке крепостной администрации – он служил управителем Миллионного дома князей Черкасских, затем там же управителем графа П.Б. Шереметева. Его сын Федор Семенович (1733 – после 1768), стал архитектором. Известно, что он совместно с С.И. Чевакинским работал в Фонтанном доме, а потом в Кусково, где строил Оранжерею, павильоны Грот и Бельведер в парке, кухонный флигель. После смерти отца он стал управителем Миллионного дома. Вдова его с детьми получала от графа Шереметева пенсию.
Племянник Семена Михайловича Аргунова Федор Леонтьевич (1718 – 1754) жил с семьей дяди в Петербурге, он известен как иконописец и как светский художник, учившийся у известного живописца петровского времени А.М. Матвеева.
Другой его племянник, Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802), после смерти своего дяди и двоюродного брата также служил управителем Миллионного дома, а с 1788 года был назначен управителем московского дома и членом крепостной коллегии, в которую входили управители всех шереметевских вотчин. Однако в историю русского искусства он вошел как выдающийся художник-портретист и педагог. Им написаны множество портретов членов рода Шереметевых и их родственников. Ныне его работы украшают многие музеи нашей страны. Имея свою мастерскую, он не только мог работать сам, но обучал молодых художников. Среди его учеников кроме сыновей и трое «спавших с голоса» певчих Придворной капеллы – А.П. Лосенко, К.И. Головачевский и И.С. Саблуков, ставших со временем известными русскими художниками.
Сыновья Ивана Петровича продолжили художественные традиции семьи. Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 – 1806) стал архитектором, работал и при перестройках Фонтанного дома, на сооружении Останкинского дворца и других возводимых Шереметевыми сооружений. Николай Иванович Аргунов (1770 – 1828) не менее отца известен как портретист. Яков Иванович Аргунов (1784 – после 1837) также работал как портретист и график. Из этой же семьи происходил Алексей Аргунов – «урный мастер», лепщик и каменщик, создававший вазы для украшения садов и интерьеров домов.
Фонтанный дом дошел до нас не совсем в том виде, какой он получил к 1750-м годам. Процесс строительства дома и его последующих перестроек изучали многие исследователи. В 1928 году большую статью на эту тему опубликовал историк архитектуры Н.Е. Лансере, она и сейчас не потеряла своей научной и познавательной ценности. После Великой Отечественной войны, когда предстояла реставрация пострадавшего в годы блокады здания, историю дома изучал другой историк архитектуры П.Н. Петров. Он является автором исторической справки на дом как на памятник архитектуры XVIII века, написанной по заказу Государственной инспекции по охране памятников. В 1990-х годах эту же тему тщательно разрабатывал историк архитектуры Б.М. Матвеев, он написал историческую справку к проекту реставрации дворца, начавшейся в середине 1990-х годов. В процессе исследования он обнаружил немало важнейших документов, которые уточнили многие факты и открыли новые, прежде неизвестные страницы архитектурной истории Фонтанного дома. Перед началом реставрационных работ 1990-х годов проводились археологические обследования территории сада и самого дома, в результате подтвердились некоторые предположения историков и появились совершенно новые данные.
Итак, Фонтанный дом в середине XVIII века представлял собой каменное двухэтажное здание с мезонином. Центр дома обозначал выступающий вперед ризалит, два боковых флигеля выходили в сад. В целом получилась типичная П-образная объемно-пространственная композиция, характерная для усадебного строительства.
Центральная, наиболее старая часть здания сохранилась до нашего времени. Каменную набережную по Фонтанке в 1750-х годах еще не построили, между рекой и домом существовала ограда, за которой со временем оформился парадный двор. За домом разбили регулярный сад, выходивший к Литейной улице. Сад в сильно урезанном виде существует и в наши дни.
Если объемно-пространственная композиция дома в целом сохранилась, то фасад Фонтанного дома имел другой вид, нежели сегодня, он был декорирован более пышно, в стиле елизаветинского барокко.
Дом имел два входа: с Фонтанки и из сада. В центре фасада, обращенного к реке, располагался в виде аркады выступающий центральный подъезд. Простенки между арками украшали сдвоенные колонны. К входным дверям вели пологие пандусы, украшенные каменными изваяниями сфинксов. Эти сфинксы находились в парадном дворе Фонтанного дома еще в 1920-годах. В центре садового фасада имелся балкон, к которому вели деревянные лестницы – по ним можно было подняться в дом прямо из сада. При входе на лестницу стояли вызолоченные деревянные скульптуры лошадей работы придворного мастера Иоганна Дункера. Во фронтоне помещался герб рода графов Шереметевых. Возможно, герб был сделан и позже, поскольку официально русские дворянские гербы утверждались императором Павлом I. На карнизах здания были установлены деревянные скульптуры. О первоначальном виде дома свидетельствуют чертежи обоих фасадов конца XVIII столетия, зафиксировавшие его облик перед перестройкой, предпринятой следующим владельцем Фонтанного дома.
О том, какую планировку имел дом, мы узнали из чертежа, обнаруженного сравнительно недавно в фондах Останкинского дворца-музея. Этот чертеж зафиксировал планировку главного второго этажа Фонтанного дома накануне перестройки в конце XVIII – начале XIX веков.
План второго этажа Фонтанного дома (середина XVIII в.)
Деревянная Парадная лестница находилась в центре здания. Парадная анфилада состояла из восьми комнат, обращенных окнами в сад: «Плитошная» комната; Красная гостиная, или Предплиточная; Картинная; Конторка; Проходная; «Прихожая, обитая кожей»; Малиновая, или Предспальня, и Парадная спальня. Со стороны Фонтанки в ризалите находились еще несколько комнат: к северу от Парадной лестницы – Прихожая Зеленая палата, или Первый нумер; Второй нумер и большая угловая комната с девятью окнами – Галерея. По другую сторону Парадной лестницы находилась Наугольная и еще одна Малиновая комната со стенами, обтянутыми штофом. В северном флигеле существовали Танцевальный зал (позднее названный Старой залой), Столовая, Буфетная и Бильярдная. Из названия некоторых помещений легко догадаться, какие декоративные приемы и материалы использовал архитектор. Образцом служило, безусловно, убранство императорских дворцов.
В доме находилось множество произведений искусства, причем один из залов так и назывался Картинным. Покупка картин чаще всего поручалась Ивану Петровичу Аргунову, о чем свидетельствуют сохранившиеся в домовом архиве распоряжения графа Петра Борисовича.
В южном флигеле Фонтанного дома находилась домовая церковь Святой великомученицы Варвары. Личные покои хозяев располагались рядом с церковью.
На первом этаже дома находились Кунсткамера, где были собраны разного рода диковинные вещи, и Ригскамора – комната для хранения коллекции оружия.
Жилые помещения располагались в мезонине и частично на первом этаже. За домом находился регулярный сад, главная аллея которого, со шпалерами красиво подстриженых деревьев, вела к воротам на Литейную улицу.
В саду в ту пору существовало несколько павильонов: Грот, Китайская беседка, Эрмитаж. В саду были устроены фонтаны, установлены мраморные скульптуры. Сад являлся миниатюрной копией парков императорских резиденций, созданных придворным зодчим Растрелли.
Строительство нового каменного дома завершилось в основном к 1750 году. Осенью 1750 года с разрешения духовных властей в Фонтанный дом перенесли антиминс из домовой церкви Святой великомученицы Варвары, существовавшей в Миллионном доме князей Черкасских с 1739 года. В этой церкви уже в Фонтанном доме 1 июля 1751 года крестили новорожденного сына владельцев – графа Николая Петровича Шереметева. Собственно, факт крещения новорожденного в домовой церкви и дает нам основание считать, что строительство и отделка дома к этому времени завершились, и он стал основным местом жительства семьи.
В начале 1760-х годов в доме графа Шереметева устраивались пышные пиры, маскарады и ставились любительские спектакли.
В зимний сезон 1765 года, когда старшая дочь была уже «на выданье», отец неоднократно устраивал «на нарочито сделанном театре» спектакли, где игрались переведенные с французского языка пьесы, причем роли исполняли актеры-любители – графы Шереметевы, графы Строгановы, графы Чернышевы, князья Хованские и Белосельские-Белозерские. Один из спектаклей посетила Екатерина II.
В «Записках» Порошина, воспитателя великого князя Павла Петровича, читаем от 1 февраля 1765 года: «…У графа Петра Борисовича Шереметева было сего дня ввечеру представлена в доме комедия, на которой Его Высочество по оной причине (болезни. – А. К.) быть не изволил. Ея Величество изволила тут присутствовать…»
Об этом спектакле упоминала и газета «Санкт-Петербургские ведомости». В феврале следующего, 1766 года та же газета сообщала о спектакле у графа Шереметева, в котором играл наследник престола. После спектаклей обычно устраивались ужины на 100 – 120 персон.
Фонтанный дом к этому времени уже перестал восприниматься как загородная резиденция, поскольку Петербург сильно увеличился в размерах. В начале царствования Екатерины II многие вельможи строили свои загородные резиденции уже на петергофской дороге. В начале 1760-х граф П.Б. Шереметев также выстроил дачу Шампетр на Петергофской дороге, строительство которой некоторые исследователи приписывают И.Е. Старову. О том, каков был ее облик, пока не найдено достоверных свидетельств. Известно лишь, что находилась она в сыром месте и там «не было спасенья от комаров».
Можно предположить, что в годы пребывания в столице граф Петр Борисович жил с семьей как в Миллионном, так и в Фонтанном доме. Граф С.Д. Шереметев, собиравший и изучавший родовой архив Шереметевых, писал: «Прадед мой граф Петр Борисович жил преимущественно в своем доме на Неве, который назывался Миллионным домом, в отличие от Приморского, находившегося на Васильевском острове, там, где теперь Горный институт. Фонтанный же дом считался почти загородным. …С грустью был продан дедом… Миллионный дом, в котором жить тогда уже было не по силам после смерти Анны Петровны и графини Варвары Алексеевны…».
В действительности Миллионный дом был продан в казну за 310 тысяч рублей лишь в конце 1807 года его сыном, а до этого времени сдавался внаем. Там разместили Департамент уделов, а в середине XIX века на этом участке возводится Дворец для брата Николая I великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец, современный адрес – Дворцовая набережная, 18).
Приморский дом в 1773 году тоже купила казна, а на его месте и на месте соседних домов, возведенных в 1720 – 1730-х годах, архитектор А.Н. Воронихин встроил монументальное здание Горного института.
Облик графа Петра Борисовича той счастливой для него поры запечатлен на его портретах, написанных Иваном Петровичем Аргуновым. В портрете, датированном 1753 годом, вельможа предстает перед зрителем с Аннинской лентой и звездой. У ног его собака, что должно напомнить об излюбленном развлечении русской знати – охоте. Этот портрет находился в Фонтанном доме, а ныне – в Государственном Эрмитаже. В 1760 году И.П. Аргунов написал парные портреты графа и его супруги, экспонируемые сейчас в Останкинском дворце-музее. Примерно в тот же период портрет графа П.Б. Шереметева писал придворный художник П. Ротари.
Художник И.П. Аргунов. Граф Петр Борисович Шереметев
Однако счастливый петербургский период его жизни оборвался в связи с драматическими событиями в семье. 2 октября 1767 года на 57-м году жизни скончалась его супруга графиня Варвара Алексеевна, с которой они счастливо прожили почти четверть века.
Художник И.П. Аргунов. Графиня Варвара Алексеевна Шереметева
Графиню Варвару Алексеевну погребли в Москве в Новоспасском монастыре, где похоронены ее предки. Надгробные надписи в то время были весьма пространными, и по ним можно проследить основные вехи жизненного пути человека. На ее могиле начертано: «На сем месте покоится тело графини Варвары Алексеевны Шереметевой, супруги графа Петра Борисовича Шереметева, дщери великого канцлера Алексия Михайловича Черкасского и княгини Марьи Юрьевны, родившейся в 1711 году сентября 11, при императрице Анне Иоанновне она была почтена достоинством фрейлины, при императрице Елисавете Петровне камер-фрейлиною и статс-дамою, с возложением портрета государыни императрицы. Браком сочеталась 1743 года 28 генваря. Скончалась 1767 года 2 октября, прожив от роду 56 лет и 22 дня».
Ее смерть была отмечена публикацией в Москве стихотворного произведения в характерном для того времени жанре: «Ода на кончину ея сиятельства действительной ея императорского величества штатс-дамы графини Варвары Алексеевны Шереметевой, урожденной княжны Черкасской, последовавшей на 57 году от ея рождения октября во 2 день, 1767 года в Москве, где и тело ея сиятельства погребено в Новоспасском монастыре, того ж октября 5 дня, сочиненная переводчиком Васильем Рубаном».
Череда смертей близких людей обрушилась в те годы на графа Петра Борисовича. В январе 1768 года скончался его младший брат Сергей, который жил в Москве.
17 мая 1768 года в Петербурге умерла от черной оспы старшая дочь, графиня Анна Петровна, фрейлина императрицы, считавшаяся одной из первых красавиц при дворе. За три месяца до смерти, в феврале, она обручилась с графом Никитой Ивановичем Паниным, воспитателем наследника престола Павла Петровича. В городе ходили слухи, что в действительности смерть ее подстроили завистники. Эти слухи в обществе жили столь устойчиво, что дошли до нас в воспоминаниях графини Антонины Дмитриевны Блудовой, писанных в 1880-х годах, спустя более века после тех событий.
Художник И.П. Аргунов. Графиня Анна Петровна Шереметева
Граф Петр Борисович не мог больше оставаться там, где прошли счастливые годы его жизни. В 1768 году он оставил службу. Манифест «О вольности дворянству…», изданный императором Петром III в 1762 году, позволял дворянам самостоятельно решать – служить или уйти в отставку. Екатерина II снизошла на просьбу отпустить его в частную жизнь в связи с трагическими обстоятельствами личной жизни. 29 июля 1768 года она подписала именной указ, данный Сенату: «Генерал-аншеф, Двора нашего обер-каммергер и сенатор граф Шереметев просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел…».
Получив разрешение выйти в отставку, он покинул столицу и последние 20 лет жизни провел в Москве и в своих подмосковных имениях.
Москва (1768 – 1788)
Итак, граф Петр Борисович покинул Петербург и отправился «на жительство» в Москву. Там он жил преимущественно в доме на Никольской улице, купленном его отцом в 1702 году. Этот дом в переписке графа с другими лицами часто назывался Китайским домом, поскольку он находился в той части Москвы, которая именовалась Китай-городом.
В Подмосковной губернии графу Шереметеву принадлежало несколько усадеб «с деревнями». Сравнительно недалеко от Москвы находилось Марково с его замечательной охотой. Мещериново, которую так любили фельдмаршал и его жена, располагались довольно далеко от Москвы, в Коломенском уезде. Но любимой загородной резиденцией графа Петра Борисовича стало самое близкое к городу село Кусково, принадлежавшее роду Шереметевых еще с XVI века, а в графскую линию перешедшее покупкой в 1715 году.
В 1770-х годах граф Петр Борисович превратил Кусково в великолепный дворцово-парковый ансамбль для летнего отдыха и развлечений, который поражал и изумлял москвичей и гостей усадьбы.
В 1769 – 1775 годах был построен деревянный «летний увеселительный дом». Вокруг дома раскинулся регулярный парк размером в 30 гектаров с мраморными скульптурами, с Оранжереей, с павильонами «Голландский домик», «Эрмитаж» и «Грот». Близ дома находилась выстроенная в более раннее время каменная церковь с колокольней. Облик этой усадьбы запечатлен на полотнах многих художников.
Художник Г.Д. Мартынов (?). Вид усадьбы в Кусково
В кусковский дом по приказу графа отправлялись из Фонтанного дома портреты, мебель, посуда. Так, из Наугольной комнаты Фонтанного дома сюда перевезли написанные художником Иваном Аргуновым «исторические» (то есть написанные посмертно) портреты фельдмаршала и его жены графини Анны Петровны и портреты князя и княгини Черкасских, родителей графини Варвары Алексеевны, написанные в Петербурге в 1760-е годы. Сейчас эти портреты украшают стены Гостиной в кусковском доме. В 1770 году в Кусково его портрет писал французский художник Делапьер.
Создание и содержание такой роскошной усадьбы очень дорогое удовольствие: если в 1767 году ежегодные траты составляли 8105 рублей, то к 1786 году они выросли вдвое и равнялись 16 499 рублям. Деньги эти шли из доходов, получаемых с других имений.
Любимой затеей графа Шереметева московского периода его жизни стал театр, где играли его крепостные люди.
Театральная труппа возникла в 1778 году и состояла по преимуществу из специально отобранных и выученных молодых девушек и юношей из дворовых. Его сын и наследник граф Николай Петрович позже писал: «…Представился покойному отцу моему случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капель (капелла. – А. К.). Избраны были из служащих в доме способнейшие люди, приучены театральным действиям и играны сперва небольшие пиесы».
Театральные залы были обустроены в московском доме и в Кусково. Репертуар театра составляли оперные и балетные спектакли.
Художник Г.Д. Мартынов (?). Вид усадьбы в Кусково
Капельмейстерами и учителями танцев для постановки балетных спектаклей иногда приглашались иностранцы. Но славу театру принесли крепостные актеры, музыканты, художники.
Декорации писали крепостные художники, в том числе Аргуновы и Кондратий Фунтусов.
Либретто нередко сочинял Василий Григорьевич Вороблевский (1730 – 1797), сын управителя Вощажниковской вотчины, затем московского дома. Молодой человек получил хорошее образование в частном пансионе швейцарца Вириде. В 1770-х годах Василий Вороблевский сопровождал молодого графа Николая Петровича в заграничном путешествии по Европе, побывал в Голландии, Англии, Швейцарии, Франции. Он хорошо знал иностранные языки и зарубежную литературу и по возвращении в Москву нередко по требованию барина переводил какую-либо французскую или итальянскую пьесу для театра на русский язык.
Композитором и регентом хора графа Петра Борисовича был Степан Аникиевич Дегтярев (1766 – 1813), сын крепостного крестьянина Борисовской вотчины. По желанию графа Петра Борисовича юноша получил хорошее общее и музыкальное образование, брал частные уроки музыки у композитора Сарти, ездил с ним в Италию. Он стал одним из крупнейших русских композиторов доглинковской эпохи, сочинил около 60 концертов духовной музыки и ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
Для обучения актеров и музыкантов в Кускове открыли школу, где в 1791 году обучалось 30 детей.
Первый спектакль в Кусково сыграли в январе 1779 года. Театр могли посещать многие москвичи – не только знать, но и любители театра из разночинцев. В определенные дни гости могли гулять в кусковском парке и «по билетам» посещать спектакли. Гостями графа Петра Борисовича в Кусково бывали и титулованные особы.
В 1775 году дважды посещала Кусково императрица Екатерина II. Летом она посетила усадьбу вместе с императором Священной Римской империи Иосифом II, они присутствовали на спектакле. Давали оперу композитора А.-Э. Гретри «Браки самнитян», в которой заглавную партию Элианы исполняла первая певица труппы Прасковья Жемчугова. Газета «Московские ведомости» сообщала, что «игра первой и прочих актрис и актеров столь Ее Величеству понравилась, что изволила представить их пред себя и пожаловала к руке». Актеры получили награду деньгами, а Прасковье Жемчуговой был пожалован бриллиантовый перстень.
К моменту смерти графа Петра Борисовича в штате театра состояло около 170 человек, в том числе 115 артистов и от 40 до 50 музыкантов. Среди многих крепостных театров России шереметевский театр по праву считался лучшим.
Князь Петр Андреевич Вяземский в своих записных книжках следующим образом прокомментировал такое яркое яв ление отечественной культуры, как крепостные театры, которых в России в конце XVIII – начале XIX веков было немало: «...Если бы крепостное владение в России не имело бы других упреков и грехов на совести своей, а только эти полубарские затеи, то можно бы еще примириться с ним и отчасти сказать ему спасибо».
Другим важным делом для графа Петра Борисовича стало издание документов, относящихся к деятельности своего отца. Для участия в этой работе приглашается историк, академик Федор Иванович Миллер (1705 – 1783). Он обучался в Лейпцигском университете, а по приезде в Россию служил в Академии наук, управлял архивом Коллегии иностранных дел в Москве.
В 1773 году издаются «Записки путешествия генерала фельдмаршала российских войск, тайного советника и кавалера Мальтийского, Святого апостола Андрея, Белого Орла и Прусского ордена, графа Бориса Петровича Шереметева, в тогдашние времена бывшего ближнего боярина и наместника Вятского, в Европейские государства в Краков, в Вену, в Венецию, в Рим и на мальтийский остров, изданные по подлинному описанию, находившемуся в библиотеке его сына господина обер-камергера, генерал-аншефа, сенатора и кавалера святого апостола Андрея, святого Александра Невского, Белого Орла и святой Анны, графа Петра Борисовича Шереметева».
В 1774 году публикуются «Письма Петра Великого, писанные к генерал-фельдмаршалу, тайному советнику, мальтийскому Св. апостола Андрея, Белого Орла и Прусского ордена кавалеру графу Борису Петровичу Шереметеву». В обширном предисловии, написанном Миллером, впервые дан очерк деятельности полководца и истории его семьи и потомков.
Титульный лист книги «Письма Петра Великого …к фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву…»
В 1778 – 1779 годах вышли «Письма фельдмаршала к Петру Великому…» в четырех частях.
Все издания печатались в типографии Московского университета и представляют собой, кроме их исторической ценности, выдающиеся произведения книгопечатного искусства.
Жизнь его в Москве и в Кусково была так наполнена, что граф Петр Борисович долго не мог собраться навестить столицу. Он предполагал прибыть сюда в 1770, потом 1773 годах, но по разным причинам эти приезды не состоялись. Каждый раз петербургскому управителю давались распоряжения о починках и перестройках в Фонтанном доме. Последний раз граф Петр Борисович приезжал сюда в самом начале 1783 года. В Кусково хранится портрет Екатерины, пожалованный ею графу Петру Борисовичу с надписью на обороте холста: «Оной портрет Ея Императорское величество Всемилостливейше соизволила пожаловать графу Петру Борисовичу при отъезде Его из Петербурга Генваря 13 дня 1783 года».
Имения
Строительство таких усадеб, как Кусково, и содержание большой театральной труппы были доступны по средствам только очень богатому человеку. И действительно, граф Петр Борисович Шереметев – один из богатейших помещиков России. Один из иностранных путешественников писал, что у графа Шереметева сколько же крестьян, сколько у герцога Нассаусского подданных.
По завещанию отца, согласно Указу о единонаследии, он стал главным наследником родовых вотчин, получив около 60 тысяч крепостных. Приданое жены удвоило его состояние.
По данным Генерального межевания земель Российской империи, проводимого в 1772 – 1785 годах, за ним состояло в 17 губерниях по 62 уездам – 103 села, 27 селец, 1066 деревень, в которых жило крестьян: в родовых имениях 93 000 душ мужского и женского пола, в приданных за женою – 89 000 душ обоего пола, земли за ним значилось 930 793 десятины, ему же принадлежали вотчины, подаренные его отцу в Лифляндской губернии (Пебалгская мыза). Самое большое родовое имение находилось в Воронежской провинции – слобода Алексеевская, там жило 24 700 крепостных «душ». Одним из самых значительных имений была «Графщина» в Ярославской провинции – земли, пожалованные его отцу. Среди принадлежавших ему владений находились Воскресенская и Изварская мызы в Петербургской губернии. Эти земли были пожалованы старшему сыну фельдмаршала графу Михаилу Борисовичу, а позже их выкупила у его наследников вдова фельдмаршала графиня Анна Петровна. Граф Петр Борисович владел не только родовыми и придаными имениями, но и покупал некоторые – так, например, в 1755 году приобретено имение в Суздальском уезде.
По всеобщему признанию, он являлся хорошим хозяином. Известно, что время от времени он лично объезжал имения, но доглядеть самому за многочисленными вотчинами, разбросанными по многим губерниям страны, было просто невозможно. Со стороны государства защита крепостных почти отсутствовала, и благосостояние и жизнь их зависели от помещика – от чувства его ответственности за своих «подданных» и от его гуманизма. Это «пространство власти» граф Петр Борисович использовал разумно. Управление хозяйством он организовал достаточно эффективно, оно отчасти повторяло централизованную систему управления государством.
Во главе управления стояла Крепостная коллегия, куда входили управители всех вотчин. Штат «управленцев» по всем вотчинам составлял около двух тысяч человек. В Останкино находился так называемый «канцелярский институт» – школа для обучения наукам, «которые до дому нужны», – то есть в нем готовили кадры для управления имениями. Управители вотчин отвечали перед помещиком за экономическое благополучие и осуществляли полицейские функции. В родовом архиве хранятся «Журналы наказаний» крепостных за такие преступления, как воровство, пьянство, буйство, изнасилование. Самыми серьезными наказаниями считались ссылка в дальние вотчины (без семьи) или отдача в рекруты. За помещиком оставалась руководящая и контролирующая роль.
Среди управителей существовали целые династии – Аргуновы, Черкасовы, Чубаровы, Александровы и др. Должность управителя Миллионного дома исполняли по очереди трое членов семейства Аргуновых. После выхода в свет книги «Писем Петра Великого…» Иван Петрович Аргунов получил от графа в подарок это очень дорогое издание в знак благодарности за многолетнюю верную службу. Управителем Фонтанного дома служил Василий Якимович Замятин, умерший в мае 1773 года, его заменили Никита Александров, затем его брат Петр Александров. Благополучие таких крупных помещиков, как графы Шереметевы, в большой степени зависело от управителей, и Шереметевы обеспечивали их хорошим жалованьем и натуральными «дачами», проявляли определенную заботу об их здоровье, об их вдовах и детях. Так, когда Петр Александров заболевал, граф Петр Борисович в письмах к нему, помимо хозяйственных распоряжений, велел ему «советом лекаря или доктора пользоваться непременно». В 1788 году, узнав о сильной простуде управителя, он писал: «…от оной надо лечиться и содержать себя несколько дней в покое и тепле… впредь надобно беречься и одеваться – сходственно времени потеплее, а как ты подагрик, то более беречь ноги, чтоб не промочить…».
Некоторые крепостные мастера графа Петра Борисовича снискали себе славу далеко за пределами графского «дома». Самой знаменитой художественной династией были, конечно, Аргуновы. А Иван Алексеевич Черный, крепостной художник князей Черкасских, затем графа П.Б. Шереметева, стал одним их первых русских живописцев по фарфору, «финифтяного дела мастером», служил, оставаясь крепостным, на Императорском фарфоровом заводе. Его сыновья Андрей и Александр продолжили дело отца, их работы хранятся ныне в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и других музейных собраниях. К числу талантливейших русских мастеров относится и другой крепостной графа П.Б. Шереметева, иконописец и живописец Михаил Фунтусов, чьи работы также имеются в музеях.
Многие крестьяне шереметевских вотчин были людьми хоть и не свободными, но состоятельными. Иностранный путешественник отмечал, что ни у одного дворянина нет крестьян столь богатых, как у него. «Капиталистые крестьяне», как их называли, владели недвижимыми имуществами в городах, вели торговлю, зарабатывая большие деньги. Они могли выкупиться из крепостной зависимости, однако граф Петр Борисович не всегда соглашался на это. По данным разных источников, крестьяне платили помещику «за вольную» 17 – 20 тысяч рублей, выкупные суммы в отдельных случаях доходили до 160 тысяч рублей.
Семейные проблемы
Как у всякого человека, у графа Петра Борисовича имелись свои проблемы. Возможно, первая из них – сохранение родового имения и передача его детям. От брака с Варварой Алексеевной за годы их супружеской жизни родилось семеро детей.
Старшая дочь, графиня Анна Петровна, родившаяся 18 декабря 1744 года, умерла 17 мая 1768 года. Вторым ребенком стал сын, граф Борис-Порфирий (2 ноября 1745 – 2 ноября 1758), в детстве записанный в службу в лейб-гвардии Конный полк и умерший еще до начала реальной службы. Граф Алексей Петрович родился 28 октября 1746 года и умер в 1748 году. Также в младенчестве скончалась графиня Мария Петровна (26 октября 1747 – 1748). До взрослого состояния дожили лишь младшие дети – графиня Варвара Петровна (2 января 1750 – 27 мая 1824) и граф Николай Петрович, родившийся 28 июня 1751 года.
Незадолго до смерти графини Варвары Алексеевны, 2 октября 1767 года, супруги разделили свои «деревни» между тремя детьми, бывшими тогда в живых, и обратились к императрице с просьбою утвердить этот раздел.
Сыну и главному наследнику графу Николаю Петровичу были «отписаны» 19 642 крепостных крестьянина, среди самых больших – село Иваново (3328), село Пруды Тульской губернии (1817), село Марково Московской губернии (647), село Останково (Останкино) (49) и др. Среди них упоминаются и петербургские владения: Копорские мызы (964), сельцо Вознесенское (61) и Шлиссельбургская дача (14).
Старшей дочери графине Анне Петровне родители определили 12 367 крепостных крестьян. Кроме «деревень» ей отписаны «двор санкт-петербургский Миллионный и Приморский большой».
На долю младшей дочери графини Варвары Петровны приходилось почти столько же – 12 352 крепостных крестьянина и «двор на Васильевском острову».
Интересно, что в «расписании» имений Бориса Петровича не упомянуты московские дома, строения в Кусково и петербургский Фонтанный дом. Это следует понимать таким образом, что упомянутые владения подразумевались как главные и оставались во владении супругов до их смерти.
Если с разделом имения между детьми все было решено вовремя и безболезненно, то отношения Петра Борисовича с сестрой, княгиней Натальей Борисовной Долгорукой, доставляли ему и позже его сыну много неприятных моментов.
Она вышла замуж юной девушкой и по большой любви. Однако жизнь ее сложилась трагически. Спустя много лет княгиня Долгорукая, находясь уже в монашеском чине, по просьбе внука описала свой жизненный путь в «Своеручных записках»: «…за 26 дней благополучных, или сказать радошных, 40 лет по сей день стражду…».
Когда состоялось ее обручение в декабре 1729 года, семья ее мужа, князя Ивана Долгорукого, была в фаворе. И сама Наталья Борисовна, и иностранные дипломаты описывали эту церемонию как исключительно представительную и пышную. Герцог де Лирия, посол короля испанского при русском дворе, доносил: «Родственники фаворита и родственники дома Шереметевых определили брачные статьи как необходимое условие имеющего состояться брака, и вчера с величайшей пышностью состоялось обручение в присутствии царя и всех иностранных министров, которые были приглашены на эту церемонию. Брак этот совершится одновременно с браком царя…». Напомним, что юный царь Петр II уже выбрал себе невесту – родную сестру князя Ивана Долгорукого, княжну Марию.
О свадьбе Наталья Борисовна написала так: «…Брат тогда был болен большой, а меньшой, который меня очень любил, жил в другом доме по той причине, что он тогда не лежал еще оспою, а большой брат был оспою болен. Ближние сродники все отступились…, бабка родная умерла, и так я осталась без призрения. Сам Бог меня выдавал замуж, а больше никто…» Она описала, как по традиции жених и невеста одаривали друг друга и новых родственников: «…После обручения все ево сродники меня дарили очень богатыми дарами, бриллиантовыми серьгами, часами, табакерками …Мои б руки не могли б всево забрать, когда б мне не помогали принимать наши. Персни были, которыми обручались, ево в двенадцать тысяч, а мои – в шесть тысяч. …И мой брат жениха дарил: шесть пуд серебра, старинные великие кубки и фляши золоченые...»
Еще до свадьбы стало ясно, что всему большому семейству князей Долгоруких грозит опала. Простудился и скончался царь, на престол члены Верховного Тайного совета, куда входили князья Долгорукие и Голицыны, пригласили герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, ограничив ее самодержавные права определенными «кондициями». Взойдя на трон, Анна Иоанновна публично отреклась от этих «кондиций» и начала преследование своих противников. Далекая от политики юная графиня Наталья удивлялась: «…Мне казалось, что не можно человека без суда обвинить и подвергнуть гневу или отнять честь или имение. Однако после уже узнала, что при нещастливом случае и правда не помогает…» Родственники графини Натальи отговаривали ее от этого брака, но она и помыслить этого не могла: «…честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за нево шла, а когда он стал нещастлив, отказать ему...». Свадьба состоялась, но вскоре Долгорукие получили приказ выехать из Москвы в «дальние деревни». «…Брат прислал на дорогу тысячу рублев; на дорогу вынула четыреста, а то назад отослала; думаю, на што мне так много денег…» «…Из моей родни никто ко мне не приехал проститца – или не смели, или не хотели, Бог то разсудит…» Вместо своих имений князья Долгорукие получили приказ императрицы ехать в Сибирь, местом их жительства определили Березов, где провел свои последние годы и незадолго до этого умер враг Долгоруких Александр Данилович Меншиков. В ссылке ей пришлось пробыть более десяти лет. Мужа своего она боготворила: «…Я все в нем имела: и милостливого мужа, и отца, и учителя, и спасателя о спасении моем…» Но жизнь была неимоверно трудной как в смысле бытовом, так и в моральном. Она написала об этом словами народной мудрости: «Высоко взлетели – больно падать». Весной 1731 го да родился их первый сын князь Михаил Иванович, в 1739 году – второй сын, князь Дмитрий Иванович. Долгоруких, прозябавших в сибирской ссылке, не оставляли в покое. В 1738 го ду ее мужа арестовали и отправили в Центральную Россию, где снова начали «розыск» по делу 1730 года, когда Долгорукие и Голицыны хотели лишить императрицу прав самодержавно править страной. Князя Ивана Долгорукого и его троих братьев казнили под Новгородом в ноябре 1739 года. В начале 1740 года вдове с детьми позволили возвратиться в Центральную Россию. После смерти Анны Иоанновны на престол вступила дочь Петра I Елизавета Петровна, которая вернула княгине Долгорукой часть имений, конфискованных в 1730 году. Вероятно, Наталья Борисовна бывала и в Москве, и в Петербурге, встречалась с братьями и сестрами, но преимущественно жила в своих «деревнях» и воспитывала сыновей.
В 1758 году, когда старший сын князь Михаил Долгоруков достиг совершеннолетия, княгиня Наталья Борисовна постриглась в киевском Фроловском монастыре. В 1769 году, после смерти младшего больного сына, она прияла схиму под именем Нектарии. Схимонахиня Нектария скончалась в 1771 году.
Сын Натальи Борисовны князь Михаил Иванович очень почитал графа Петра Борисовича, однако внук ее князь Иван Михайлович Долгорукий относился к нему резко отрицательно. Отрицательное отношение он выплеснул на страницы своих сочинений. В 1810 году он писал: «…Граф Петр Борисович сделался наследником 60 тысяч душ не один, у него был брат, несколько сестер, в том числе моя бабка… и так граф Петр Борисович отнял все у безсильного и сделался могуч на чужих развалинах». Резко негативное отношение к графу Петру Борисовичу просматривается и в известном сочинении «О повреждении нравов в России» князя Михаила Михайловича Щербатова, свойственника князей Долгоруковых. Князь Щербатов писал о Шереметеве как о человеке, «не носившем, а таскавшем свое имя». О графе Петре Борисовиче крайне неприязненно писал и князь Петр Владимирович Долгоруков в своих мемуарах, изданных в 1868 году в Женеве. «…Она (княгиня Долгорукая. – А. К.) олицетворение физической и моральной красоты, он (граф Петр Борисович. – А. К.) не походил на нее и был способен на всякие низости…»
Граф С.Д. Шереметев, с большим почетом относившийся к доброму имени своих предков, в 1897 году на страницах журнала «Русский архив» опубликовал документ из домового архива, датированный 5 февраля 1745 года. Это расписка вдовы княгини Н.Б. Долгорукой, данная ею брату после ее возвращения с сыновьями из ссылки. В документе перечисляется все движимое и недвижимое имение, которая она от него получила по завещанию отца, фельдмаршала Шереметева. Она получила при выходе в замужество от брата движимого имущества на четырнадцать с половиной тысяч рублей, три тысячи рублей деньгами и «…вотчину в Пензенском уезде село Дмитриевское Тютняр тож, в ней мужеска пола пять сот душ с помещичьим двором и с винным заводом и с мельницами… с которой получается в год доходу шесть сот рублев». В тексте документа оговорено, что она или ее наследники заплатят неустойку в 1000 рублей, если кто-нибудь из них станет предъявлять требования на другие имения. К этой расписке приложена и «Роспись приданому княгини Н.Б. Долгорукой».
Совсем другой образ графа Петра Борисовича Шереметева предстает перед нами в воспоминаниях графини Антонины Дмитриевны Блудовой, которая ценила свое давнее родство с Шереметевыми – ее дед по матери князь Андрей Николаевич Щербатов приходился двоюродным братом графу Петру Борисовичу. «…Граф Петр Борисович был вообще добрый человек и родственник, как он доказал моему деду. Князь Н.П. Щербатов переехал уже на жительство в Москву, когда ему пришло время отдавать на службу сына своего, моего деда, князя Андрея, и отправить 16-летнего мальчика в Петербург. Это было в самом начале царствования Елисаветы. Его отправили прямо к двоюродному брату уже скончавшейся матери, и живя в его доме, скоро привязался к нему и к его жене, графине Варваре Алексеевне, урожденной княжне Черкасской… Они его полюбили… Родилась у них дочь Анна Петровна, которую князь Андрей полюбил с ея рождения как дочь, как сестру, как друга; она в нем находила и друга, и пестуна…»
Отношения графа Петра Борисовича с другой сестрой, княгиней Екатериной Борисовной Урусовой, были родственными, она получала от брата пенсию 500 рублей в год. Ее дети, два сына и две дочери, также поддерживали родственные связи со своим дядюшкой Петром Борисовичем. Княжна Анна Алексеевна Урусова получала от него пенсию. Княжна Варвара Алексеевна при выходе замуж за князя Ивана Федоровича Касаткина-Ростовского получила от дяди деньги на приданое. Однако между ними возникали трения материального характера – племянники Урусовы требовали приданную вотчину их матери в Алексинском уезде, которая вернулась в род Шереметевых.
«Дело претендетелей»
Еще одной тяжелой внутрисемейной проблемой для графа Петра Борисовича Шереметева оставались сложные отношения с потомками его старшего брата графа Михаила Борисовича, умершего в 1714 году. Они возникли на той же имущественной почве и стали следствием перехода к нему всех имений отца.
Но они не всегда были такими. Петр Борисович поддерживал добрые отношения со своими единокровными сестрами и племянниками.
Дочь графа Михаила Борисовича графиня Марфа Михайловна, в замужестве княгиня Долгорукая, овдовев, вместе с сыном жила в доме брата. Ее сын князь Иван Алексеевич Долгоруков получал от Петра Борисовича пенсию 600 рублей в год. Семья другой племянницы, графини Екатерины Михайловны, по мужу Салтыкова, жила в Фонтанном доме, а в середине XVIII века в одном из московских дворов брата «по родству». Графиня Александра Михайловна Шереметева была замужем за графом Федором Андреевичем Апраксиным, с семьей которого со времен фельдмаршала существовали близкие отношения.
Сын покойного графа Михаила Борисовича, приходившийся племянником Петру Борисовичу, полковник граф Алексей Михайлович Шереметев (он был на 15 лет старше своего дяди) жил в «петербургском» доме. (Возможно, в Фонтанном доме?) Конец его печален: болезнь и ранняя смерть в 1734 году, расстроенные имущественные дела.
Однако его сын, граф Сергей Алексеевич, получавший пенсию 600 рублей в год, по наущению своей матери графини Марии Андреевны, рожденной Нарышкиной, стал претендовать на часть имений своего двоюродного деда, графа Петра Борисовича. Претензии в начале 1780-х годов продолжали и его сыновья Михаил Сергеевич (1748 – 1803) и Алексей Сергеевич (1749 – ок. 1824), имения которых находились в совершенно «расстроенном» состоянии. Они требовали отдать им пензенское село «Дмитриевское Тютняр тож, в ней мужеска пола 500 душ с помещиковым двором и с винным заводом и с мельницами». Это было то самое имение, которое отдано княгине Наталье Борисовне Долгорукой в 1745 году. Эта тяжба, дошедшая до Сената, получила название «Дело претендетелей». Сенат постановил, что Указ о единонаследии не имеет обратной силы, и отказал братьям в их притязаниях.
Граф Петр Борисович тем не менее заботился о детях «претендетелей» – за «учение графа Алексея Сергеевича Шереметева детей» графская контора платила 400 рублей в год.
Пенсию от него получали домочадцы и служащие. Среди них: Анна Николаевна (Калмычка), воспитанница его покойной жены графини Варвары Алексеевны – 200 рублей в год; барон Лаутиц – 600 рублей; бывший учитель его сына француз Везьян – 300 рублей; московский доктор Фрез (Фрезе), который «пользовал» Петра Борисовича, его сына и других членов семьи и служащих, получал 1000 рублей в год. Архитектор К. Бланк, работавший в Кусково, также получал от графа пенсию 300 рублей в год.
Реметевы
Граф Петр Борисович Шереметев овдовел, когда ему исполнилось только 54 года, он пережил свою супругу на 20 лет. В годы вдовства у него имелись одна или даже несколько невенчанных жен, скорее всего из крепостных, что в то время для человека его социального и имущественного положения было в порядке вещей.
В его доме росли не только законные, но и внебрачные дети. Они были записаны под фамилией Реметевых. Такие «усеченные фамилии» получали в XVIII и в начале XIX веков внебрачные дети, если родитель их признавал и воспитывал, но по разным причинам не мог признать их законными детьми. Юридически такие внебрачные дети именовались «воспитанниками».
Старшая из внебрачных детей, Анастасия Петровна Реметева, родилась в 1772 году, в декабре 1775 года родился сын Яков Петрович Реметев и в марте 1779 года дочь Маргарита Петровна Реметева. Они были материально обеспечены отцом, граф Петр Борисович определил им пенсию 2000 рублей в год. Реметевы поддерживали отношения со своим единокровным братом графом Николаем Петровичем Шереметевым.
Смерть «Креза Московского»
Граф Петр Борисович Шереметев прожил большую жизнь и скончался в Москве 30 ноября 1788 года. 10 декабря он был погребен в Новоспасском монастыре, рядом с супругой.
Отклик на его смерть и описание похорон мы находим в сочинении его внучатого племянника и недоброжелателя князя Ивана Михайловича Долгорукова: «…скончался почти вдруг граф Петр Борисович Шереметев, богатый Лазарь древней столицы. Он готовился дать пир в самый этот день Андреевским кавалерам на позолоченном сервизе и вместо того обратился сам в злосмрадный кадавр. Казалось невероятным, что он умер, так привыкли все почитать его по богатству полубогом. Он оставлял сыну своему знатнейшее имение в России; и мудрено ли, когда отец его, сей славный витязь, а потом и он без уважения к родству и к правам естественным обогащались чужими достояниями, никому ничего не выделяли… При всех царях, начиная с Анны, граф Шереметев был не только в милости, но даже и балован ими. Все ему сходило с рук… Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу. Но смерть никого не чтит. Пришла роковая минута, и очи московского Креза вечным сном смежились… Похороны графа Шереметева были так великолепны, что Екатерина, узнав об о них, запретила впредь столь пышные делать приготовления для погребения частного лица. Подлинно, его хоронили как царя…»
После смерти графа Петра Борисовича его сын и главный наследник получил более 200 тысяч душ, более 700 тысяч десятин земли в 17 губерниях России и годовой доход более миллиона рублей. С недоброй руки князя Долгорукого он удостоился прозвища «Крез меньшой».
Фонтанный дом, основная столичная резиденция, также отходил сыну. После отъезда графа Петра Борисовича из Петербурга в 1768 году дом оставался без хозяина более двадцати лет. И только после переезда в 1795 году из Москвы в Петербург его сына Фонтанный дом снова ожил. Начался новый период его истории.