Предисловие, структура книги и др.
Эта книга входит в серию из пяти книг по тренировке памяти.
Мой блог. Как я стал проводить тренинги по тренировке памяти
Мой постоянный спутник на страницах моих книг2 – любознательный генеральный директор (далее Любозн. гендир., с которым мы еще с первых моих книжек «на ты»). Он, своими вопросами, будет мне помогать рассказывать.
Мы, вместе с этим виртуальным персонажем, расскажем в моем блоге (в блоге я допускаю использование сленга, сори) о том, как появился тренинг по памяти, который вы держите в своих руках (либо в бумажном варианте, либо в электронном виде – на своем планшете или смартфоне). Рассказ не короткий – во всю книгу из 5 самостоятельных книжек – он предназначен для отдыха между упражнениями тренинга.
Но, поскольку любое серьезное дело нужно начинать с перекура3, мы и начнем наше повествование с моего блога.
Мой блог. Про тренировку памяти.
Любозн. гендир: Расскажи, а когда ты впервые начал обучать правильному запоминанию?
Автор: Нет уж, я хочу начать свою историю с самого начала. С того момента – как мне казалось, что у меня память так себе. Я и сейчас так думаю. Но сейчас я еще одновременно думаю, что мне повезло, и у меня уникальная память. Так может быть, причем… одновременно, но обо всем по порядку.
Любозн. гендир: Так я это и имел в виду, может просто не удачно задал вопрос?
Автор: Ну тогда усаживайся поудобнее – история длинная, не в один пост.
Но только давай иметь в виду, что читатель пришел не нас с тобой слушать, ему нужно улучшить свою память, потому я начну с перечисления чужих книг про память. Поскольку в этой книге представлена не моя «супер новая концепция о том, как повысить эффективность запоминания», а мой авторский тренинг, ничего удивительного нет в том, что я использую чужие идеи и книги (не тексты, разумеется, тексты мои).
Предисловие для самого себя
Можно было бы эту книгу написать очень быстро – объемом в пару строк – отослать читателя к книге Ф. Лёзера «Тренировка памяти»4 и этим, собственно, ограничиться.
Почему же автор решил все таки написать самостоятельную книгу, пусть и с названием Тренинг по Ф. Лёзеру?
Тому достаточно много разных причин:
1. Первая – чисто техническая – я относительно регулярно провожу тренинги и семинары (часто очень короткие – на 1—2 часа) по тренировке памяти. При этом использую как открытие Франца Лёзера, о котором мы скоро поговорим, так и его замечательную модель и книгу, изданную еще в советское время (поскольку Лёзер был восточным немцем5, то забавно в книге читать про критику капиталистического строя, который уже вышел победителем в соревновании с так называемым социализмом). Однако при каждом повторном чтении я обнаруживаю – что многое, что думал, что у Лёзера написано так-то, у меня уже звучит несколько иначе, потому тренинг по тренировке памяти с каждым годом (а лет прошло целых 30, или 20? уже плохо помню :))) все дальше и дальше отходил от оригинала. В первую очередь за счет моих личных историй по памяти.
2. Вторая причина. Книги и статьи по памяти продолжают публиковаться с завидной регулярностью. Однако каждый раз меня удивляет, насколько предлагаемые методы отстают от того, что предлагал Лёзер. Зачастую встречаются рекомендации (например – тренируйтесь каждый день запоминать за один раз все больше и больше), в определенной части противоположные рекомендациям гуру в моих глазах.
3. Есть третья причина – я, конечно же, если встречаю что-то новенькое по памяти, то не прохожу мимо, и что-то от других авторов попадает в мой тренинг, чего нет у Лёзера по понятным причинам. Например, к такого рода произведениям можно отнести «Маленькую книжку о большой памяти» советского психолога Лурия – в книге Лёзера не было места для уникальной памяти, которая встречается в природе крайне редко.
4. Четвертая причина – это то, что меня роднит с Лёзером – он, как и я, не являлся психологом, когда писал свои книги. И потому его технология эффективного запоминания – в меньшей степени опирается на психологию, и в большей степени – на практическую технологию. А менеджмент – сфера моих интересов – это и теория и практика, словом, – технология.
5. Пятая причина – я рассматриваю запоминание – как один из специализированных разделов персонального менеджмента. А в персональном менеджменте (ПМ) у меня есть некоторые достижения – как практические (я занимаюсь ПМ более 30 лет), так и теоретические – считаю себя автором оригинальной концепции Тайм-менеджмента (ее-то я и называю Персональный менеджмент).
6. Шестая причина как раз связана с персональным менеджментом – третье издание моей книги с новым названием6 «Три менеджмента в одном флаконе» не позволяет многие специальные разделы ПМ, такие как память, управление эмоциями, развитие творческих способностей, воспитание силы воли и др. описать достаточно подробно в одной книге. Потому вполне логично развитие ряда важных разделов ПМ в самостоятельные произведения. Так что это первая часть первой книги из запланированных пяти.
7. Ну и последняя причина – связана с обозначенным главным моим интересом в последние более 20 лет. Я занимаюсь профессионально вопросами менеджмента (общего, стратегического и персонального). И мне бы хотелось не просто предложить тренинг по модели Лёзера, а попробовать обогатить тренировку памяти знаниями из менеджмента. Почему бы и нет, такого рода опыт обогащения одной сферы знаний знаниям из другой сферы у меня уже есть и вполне успешный7. С другой стороны, я, как все нормальные люди, болею за нашу страну8. И потому хотелось бы попробовать найти общее в тренировке памяти и менеджменте и предложить этот коктейль нашим управленцам, чтобы он им помог обогнать американских коллег (у которых мы все учимся, но ученик должен обогнать своего учителя, это нормально). Насколько это у меня получится – судить читателю. В качестве которого я вижу не только любых специалистов и только еще получающих знания в школе или в вузе, но и руководителей компаний. Тренируя память на тренинге, что представлен в книге, я попробую донести и некоторые важные моменты о теории и практике управления через управление по эффективному запоминанию.
Такое подробное пояснение я написал, скорее всего, для самого себя, чтобы самому лучше понять, что данная книга – это не графомания, чем мне заниматься не положено – времени у меня осталось маловато (активной жизни всего лет 10—15, если использовать данные статистики на этот счет), чтобы успеть выполнить все то, что еще нужно успеть в этой не такой, как выяснилось, длинной жизни.
Структура книги – для читателя
В первом разделе мы рассмотрим подробно открытие Ф. Лезера, применение которого позволяет значительно улучшить процесс запоминания.
Во втором разделе мы начинаем знакомиться с наукой управления, которую собираемся использовать для повышения продуктивности нашей памяти. Одновременно она у нас будет выступать объектом для тренировок по запоминанию.
Третий – центральный раздел – посвящен описанию процесса эффективного запоминания по технологии, предложенной Ф. Лёзером.
Четвертый раздел – это первые упражнения, они включают как упражнения по менеджменту, поскольку в наших планах улучшить запоминание, используя управление процессом запоминания, так и по тренировке памяти.
В приложении – начало глоссария по менеджменту. Но поскольку автор относит запоминание – к подпроцессам коммуникации, а коммуникация – это одна из функций управления, вполне вероятно, что в словарик будут добавлены и термины по запоминанию. Но это будет выполнено уже в следующих выпусках «Тренировки памяти».
При этом отмечу, что на самом деле в этой книге содержится 3 в 1 – тренинг по правильному запоминанию, критическая масса знаний по менеджменту, ну и методика результативного овладения новыми знаниями в любой сфере.
Для чего эта книга
Обычно автор книги особо указывает, для кого предназначена представляемая книга.
Я решил немного изменить правила игры и написать не для кого, а для чего эта книга, поясняя почему книга попала в тот или иной раздел по классификации книг издательства Ридеро.Ру (Издательские решения):
Почему книга попала в перечисленные ниже разделы:
Fiction / Современная проза
Так как книга содержит 1 произведение микропрозы.
Non fiction / Бизнес и экономика
Так как книга про менеджмент.
Non fiction / Детская образовательная литература
Так как книга для детей с 12 лет – для развития правильного запоминания.
Non fiction / Хобби и ремесла
Так как менеджмент может стать вашим хобби, как у меня было и остается своеобразное хобби – персональный менеджмент.
Non fiction / Семья и отношения
Так как часто родители расстраиваются, когда ребенок плохо запоминает и потому плохо учится – не ругайте ребенка – а дайте ему возможность научиться правильно запоминать.
Non fiction / Здоровье
Хорошая память – это важная слагаемая здоровья. А пожилым людям плохая память часто портит нервы.
Non fiction / Юмор
В книге есть и юмористическое произведение.
Non fiction / Развлечения
Хм, когда, например, вы проверите свою память – это будет полезным развлечением. Как и выполнение некоторых упражнений.
Non fiction / Игры
В книге есть и одна игра.
Non fiction / Самосовершенствование
Несомненно, развитие памяти – это ваше совершенствование.
Non fiction / Психология
Запоминание – это процесс в большой степени психологический.
Non fiction / Энциклопедии и справочники
Книга содержит словарик по менеджменту, он будет в 5 частях – каждая часть в своей книге.
Non fiction / Руководства
Эта книга – руководство по развитию памяти.
Non fiction / Критика
Она, вслед за книгой Ф. Лёзера, критикует книги, где рассказывается о памяти, но не даются инструменты по ее развитию.
Научная и учебная / Философия
Центральная тема книги – запоминание как познавательный процесс. А познание – вопрос философии.
Научная и учебная / Технологии
Серия из 5 книг по памяти, начиная с этой, – это описание технологии эффективного запоминания.
Научная и учебная / Прикладные науки
Вопросы памяти – это вопросы прикладной науки – помогающей, например, хорошо осваивать новое.
Научная и учебная / Языкознание и филология
Изучение иностранных языков я бы начал с тренировки памяти – пока упражнений в этой книге на эту тему еще не очень много, но уже есть целых две инструкции о том, как запомнить английский алфавит и как построить «правильный» англо-русский словарик и пользоваться им для эффективного запоминания английских слов.
Научная и учебная / Общественные науки
Поскольку это своего рода исследование – то логично, что оно попало в рубрику «научная».
Fiction / Детектив
Ну и, «до кучи» – размещаем книгу в рубрику детектив, поскольку содержащаяся в ней сказка «Красная шапочка» – это история о преступлении (убийстве) и его раскрытии.