Вы здесь

Тренировка мозга для генерации золотых идей. Школа Эдварда де Боно. Шаг 2. Великое искусство работы с информацией (Валентин Штерн, 2011)

Шаг 2. Великое искусство работы с информацией

Не следует подменять информацию мышлением. Вместо того, чтобы размышлять, когда может вылететь последний самолет из Лондона в Париж, проще посмотреть расписание или позвонить в справочную службу.

Эвард де Боно. Научите себя думать

Чем качественней собрана информация, тем намного эффективней мышление. Иногда потрясающе эффективней!

Надо ли изобретать велосипед

Итак, у вас есть цель, и вы твердо намерены ее достичь. Вы уже намечаете пути достижения этой цели, так как уверены, что точно знаете, как это сделать.

Но вы даже не подозреваете, что ваше «точное знание» может сыграть с вами злую шутку.

Дело в том, что большинство людей, привыкших к традиционной системе мышления, обычно не могут адекватно оценить степень достоверности имеющейся у них информации. Кроме того, они не догадываются, что имеющейся у них информации явно недостаточно.

Выводы, сделанные на основе недостоверной или недостаточной информации, практически всегда являются ошибочными. Это ведет к ошибочным действиям, и в результате – к провалу, краху всех планов и недостижению цели.

Информация может быть недостоверной и/или недостаточной по следующим причинам:

• вы опираетесь на непроверенные факты;

• вы опираетесь на азбучные, прописные «истины», которые, как правило, плохо соотносятся с реальностью;

• вы следуете стереотипным представлениям о том или ином явлении, тогда как эти шаблоны обычно не соответствуют действительности;

• вы доверяете чужому опыту, мнениям других людей, а может, даже слухам;

• вы доверяете своему прошлому опыту, не замечая, что мир изменился;

• ваше восприятие искажает информацию, так как вы подсознательно стремитесь не видеть того, что вам не хочется видеть;

• вы считаете, что вам все известно об интересующем вас явлении, и вы не пытаетесь вглядеться в него пристально и непредвзято.

К примеру, вы решили открыть свое дело, но собственного опыта в этом у вас нет. Вы советуетесь со «знающими» людьми и узнаете, какие у них возникали проблемы в том деле, о котором вы пока мечтаете. Вы во всеоружии готовитесь встретиться с этими проблемами. Но оказывается, что вам встречаются совсем другие проблемы, к которым вы оказались не готовы.

Другой пример: вы решили открыть свое дело, и не хотите полагаться на опыт других людей, справедливо считая, что каждый должен идти своим путем. И, встретившись с первой же проблемой, начинаете решать ее всеми способами, какие только приходят в голову, тратя на это массу времени и сил. Тогда как у этой проблемы существует простой и опробованный на практике способ решения. Но вы «изобретали велосипед», так как у вас не было информации о существовании этого способа.

Третий пример: вы решили открыть свое дело, собрали нужную информацию о том, с чего начинать – но субъективность вашего восприятия вас подвела: вы решили, что для вас это слишком сложно, вам это не по силам. В итоге отказались от своей цели, не догадываясь, что у вас есть на самом деле все возможности, способности и силы, чтобы решить задачу быстро и легко.


Чтобы избежать подобных ошибок, заставляющих многих людей отказываться от своих целей, надо научиться направлять свое мышление на поиск качественной, достоверной, нужной вам информации, и при этом построить свое восприятие этой информации так, чтобы оно (восприятие) не оказывало на информацию искажающего воздействия.

Казалось бы, в век информационных технологий к нашим услугам любая информация по любому вопросу в любой момент. Так-то оно так – но в безбрежном море всевозможной информации надо уметь сориентироваться, чтобы найти именно то, что вам нужно, и отсеять то, что не нужно. В этом вам помогут несколько простых приемов.

Отделите факты от убеждений

На первый взгляд может показаться, что разницы между фактами и убеждениями нет. Но это не так. Факт – это нечто, соответствующее реальности. Убеждение – это ваше представление об этой реальности. Например, вы убеждены, что быть богатым – рискованно и опасно. Вы считаете это фактом. И не замечаете, что это не факт, а лишь ваше убеждение. При попытке проверить, насколько это убеждение соответствует фактическому положению дел, вы можете узнать, что есть множество богатых людей, которые чувствуют себя в безопасности и даже порой считают, что в их жизни не достает риска.

Ошибка большинства людей состоит в том, что они принимают за факты свои собственные убеждения, и даже не удосуживаются проверить их на истинность.

У вас есть цель. Вы хотите ее достичь. Возьмите лист бумаги и напишите все то, что вы знаете об этой цели и способах ее достижения.

Затем перечитайте и подумайте: что из написанного является фактом, а что – вашим убеждением. Дальше решайте: будете вы опираться на факты или на убеждения в достижении своей цели. И если решите опираться на факты – вам придется их проверить. Для этого в современном мире существует множество источников информации.

Вы можете применить этот метод и к большим, важным и долговременным целям вашей жизни, и к целям более мелким, к текущим делам. Например, к таким, как ремонт в вашем доме.

Задумайтесь о том, почему вы решили заняться ремонтом. Основано это желание на фактах или убеждениях? Если вы считаете, что у вас страшный цвет стен – это убеждение. Не факт, что другим людям этот цвет тоже кажется страшным. А вот если потолок почернел от грязи, а паркет вздулся – это факт. Вы можете принять решение о ремонте, основываясь как на фактах, так и на убеждениях – это ваше право. Но отдавайте себе отчет о причинах и целях ваших действий. Вы хотите сделать дом чище – это одна цель. Вы хотите усладить свои чувства – это другая цель. Готовы ли вы потратить на вторую цель такую же сумму, как на первую? Какие материалы вы купите для отделки интерьера в первом и во втором случае? Какие сроки отведете на ремонт? Что хотите увидеть в итоге? Как видите, от того, опираетесь вы на факты или на убеждения, зависит и результат, и сам процесс: отличия могут быть очень существенны. И если вы точно не знаете, чего, как и почему хотите, то результат вряд ли вас удовлетворит.

Соберите недостающую информацию

Итак, вы выяснили, что вы знаете об интересующей вас проблеме. Вы обнаружили, что из ваших знаний является фактом, а что убеждением. Наверняка вы поняли, что в ваших знаниях есть пробелы. Иными словами – фактов у вас недостаточно, потому что то, что вы считали фактами, оказалось убеждениями, и выпало из поля вашего рассмотрения.

В достижении больших целей основываться на убеждениях опасно. Они могут завести как в тупик, так и в пропасть.

Поэтому важная для вас задача – собрать как можно больше фактов.

Казалось бы, чего проще – собрать информацию? Но на самом деле сложность в том, что нам вовсе не всегда необходима вся имеющаяся информация по предмету. Например, если вы хотите поправить свое здоровье, это не значит, что вам теперь надо прочитать от корки до корки все существующие медицинские энциклопедии и фармакологические справочники. Вы просто утонете в море информации и в итоге не узнаете того, что вам нужно.

Поэтому важно сразу сузить поле поиска. Не стремитесь узнать все сразу. Разбейте все, что вы хотите узнать, на отдельные вопросы. Пусть каждый вопрос касается какой-то узкой области. Для этого вам придется включить вашу способность к анализу, и решить, какие именно знания вам нужны.

Например, вы хотите начать свое дело. Не хватайтесь сразу за всю литературу по бизнесу. Сначала разберитесь в одном вопросе, например: как зарегистрировать фирму. Ваша задача – не ограничиваться каким-то одним источником информации. Прочитайте, что по этому поводу написано в разных книгах, статьях. Узнайте, что говорят официальные лица, и каков опыт людей, уже осуществивших это на практике.

Если вам сложно сразу окунуться в море незнакомой информации, начинайте с малого – постарайтесь получить сначала общее, пусть даже упрощенное представление о проблеме, которая вас интересует. Затем осмыслите, «переварите» узнанное, и лишь после этого двигайтесь дальше. Не опасайтесь, если поначалу у вас возникнут лишь предположения о способах достижения ваших целей. Постепенно вы будете их проверять и уточнять.

Для начала вы можете даже настроить себя на то, чтобы буквально отовсюду, казалось бы, из случайных источников улавливать информацию по интересующему вас вопросу. Вас удивит, как неожиданно много вы можете «случайно» услышать об этом из радио– или телепередач, из обрывков чьих-то разговоров, да мало ли еще откуда. Все дело – в вашем настрое, который делает вас более чутким к восприятию ответов на заданные вами вопросы.

Еще хороший способ пополнить свои знания: начать читать книги и издания, которые вы раньше игнорировали, ходить на выставки, которые обычно не посещаете, общаться с тем кругом людей, который всегда считали чужим. Вы найдете множество новых и неожиданных взглядов на интересующую вас проблему!

Причем не отбрасывайте никакую информацию: берите к сведению все, что только можно – и факты, и чьи-то мнения, и даже слухи. Когда у вас будет достаточно разнообразной информации, вы легко разберетесь, что вам на самом деле нужно, а что нет, что является фактом, а что лишь чьим-то непроверенным утверждением.

Разобравшись таким образом с одним вопросом, прояснив его для себя, переходите к следующему, затем к следующему и так далее.

Хороший способ собирать информацию – задавать вопросы разным людям. Если вы зададите один и тот же вопрос как можно большему числу людей, то для вас очень многое прояснится. Эдвард де Боно выделяет два типа вопросов: вопросы «рыбацкие» и вопросы «охотничьи». Разница в следующем: рыбак забрасывает удочку и не знает, что именно попадется на крючок, а охотник целится во вполне конкретную цель. «Рыбацкие» вопросы – открытые, они предполагают развернутый ответ. Например: «Сколько человек придет ко мне на презентацию?». Тогда как «охотничьи» вопросы предполагают только два варианта ответа, «да», или «нет», например: «Ко мне на презентацию придет больше двадцати человек?»

Расспрашивая людей об интересующей вас проблеме, используйте оба типа вопросов. Начинать лучше с первых, а для уточнения использовать вторые.

Когда вы соберете достаточно информации, вы сможете неожиданно для себя обнаружить, что какая-то часть вашей задачи уже решилась. Потому что иногда вся наша цель состоит в том, чтобы добыть нужную информацию. Например, вы долго размышляли на тему, как вам получить нужные подписи под важными документами. А когда перешли от размышлений к сбору информации, выяснилось, что все бумаги уже подписаны, так как это делается автоматически для каждого, обратившегося с просьбой или вопросом.

Вы удивитесь, какое множество вопросов на самом деле решается легко – а вы безо всякого на то основания опасались трудностей, просто потому, что не ставили перед собой цели собрать информацию.

Затем вы можете объединить все имеющиеся у вас сведения и на их основе решать, что вам делать дальше. Не ждите, что у вас сразу появятся готовые ответы. Одной лишь информации еще недостаточно для достижения цели. Информацию нужно правильно обработать.

«Приступив к решению какой-либо проблемы, мы пытаемся собрать как можно больше информации и установить природу проблемы. Потом мы решаем эту проблему, устраняя ее причину. Поэтому можно утверждать, что в некоторых случаях информация выполняет за нас все мыслительные операции. Но нельзя считать, что если информации много, то мыслить вообще не надо».

Эдвард де Боно. Научите себя думать

В процессе сбора информации вы столкнетесь с чьими-то идеями, убеждениями, понятиями, предложениями. Опасайтесь оказаться у них в плену – вам нужно их творчески переосмыслить, чтобы быть в состоянии выдвигать свои идеи, убеждения, предположения.

Вы можете не только проанализировать информацию, но и скомбинировать известные вам идеи, «перекроить» их иначе, или и вовсе придумать что-либо альтернативное.

Более подробно об этом вы узнаете из следующих шагов. Пока же вам надо усвоить: даже самая точная и полная информация – это еще не все. Знание и анализ нужны для успеха, но не гарантируют его. Главная работа – впереди.

А еще нам надо решить одну серьезную задачу – избежать искажений, которые вносит в информацию наше восприятие.

От логики «каменной» к логике «водной»

Наше восприятие порой искажает действительность. Мы можем воспринимать какой-то магазин как самый лучший, и не замечать, что товары там не всегда отличного качества. Мы можем считать, что хорошая погода – это когда тепло и сухо, и не замечать прелести, которая есть в прохладе и дождике. Но все это не значит, что от восприятия надо отказаться, или по крайней мере не брать его в расчет. Человек – существо воспринимающее, и от этого никуда не деться. Безусловно, без учета восприятия нельзя принимать важных решений. Если вы покупаете дом, чтобы в нем жить, и вам все в нем не нравится – вряд ли стоит заключать эту сделку, какой бы выгодной она ни казалась. Иногда восприятие важнее фактов.

Но бывает, что восприятие обманывает нас. Вы работодатель и вам не нравится человек, нанимающийся к вам на работу. Вы можете поддаться восприятию и отказать ему – и тем самым потерять ценного сотрудника. К тому же негативное восприятие может быть лишь первым случайным впечатлением, которое очень быстро изменится на противоположное при более пристальном взгляде на этого человека.

Чтобы избежать подобных ловушек, которое подстраивает нам восприятие, надо научиться свое восприятие расширять. Не отключать, не игнорировать, а именно расширять, выявляя его разные возможности. Когда вы поймете, что ваше восприятие способно одну и ту же вещь воспринимать с разных точек зрения, то сможете избежать ошибок, связанных с искажением имеющейся информации.

«Большинство ошибок в мышлении, если не считать головоломок, – это ошибки не логики, а восприятия. Мы видим только часть ситуации. И все же, продолжая верить, что логика является наиболее важной частью мышления, мы практически не обращали внимания на восприятие».

Эдвард де Боно. Научите себя думать

Для начала немного разберемся в природе восприятия. Принципы восприятия очень отличаются от логики и анализа. Традиционную логику Эдвард де Боно называет «каменной». Потому что традиционная логика утверждает: это истина, а это ложь. И точка. Это хорошо, а это плохо. Это стол, а это стул. «Каменная» логика ставит в конце точку, и ей больше некуда двигаться. Когда мы твердо убеждены в чем-то, мы тоже уподобляемся камню, который не хочет сдвигаться с места.

Иное дело – восприятие. Восприятие способно быть текучим, как вода. Сегодня оно одно, а завтра другое. Да что там – восприятие может меняться гораздо чаще, даже в течение одной минуты. Только что собеседник вам не нравился, вы скучали и хотели уйти – но вдруг он улыбнулся, сказал вам комплимент, заговорил о чем-то интересном, и вот вы уже лучшие друзья.

Окажись вы в плену «окаменевшего» убеждения, что этот человек неинтересен – лишили бы себя приятного общения.

Поэтому нам важно научиться использовать «текучие» свойства восприятия. А прежде чем использовать, мы должны хотя бы научиться их замечать. И тогда мы сами удивимся, каким, оказывается, многогранным способен стать наш взгляд на мир в целом, и на его предметы и явления в частности.

Метод потокограммы: куда текут наши мысли?

Чтобы использовать текучесть восприятия, надо понять, что логика стоит на месте, а восприятие способно нас куда-то вести. Но мы чаще всего не задаем себе вопроса «куда?», а потому остаемся на месте, в плену «каменной» логики.

Эдвард де Боно изобрел метод потокограммы, который позволяет нам выяснить, куда ведет нас поток восприятия. Это не метод принятия решений – но метод, который позволяет увидеть одну и ту же ситуацию с разных сторон и начать более эффективно работать над интересующей вас проблемой.

Чтобы составить потокограмму, сначала надо выбрать ее тему. Тема потокограммы – это ситуация, проблема, вопрос, решение которого вы ищете. По этой теме у вас есть информация, но нет пока даже намека на решение. Но вы можете рассмотреть информацию в свете вашего восприятия, и, возможно, увидеть верные и неверные ходы по поиску решений.

Выбрав тему, нужно просто включить «поток сознания» и записывать на бумагу все, что само приходит в голову для описания проблемы, руководствуясь лишь возникающими ассоциациями. Пусть это будет нелогично, эмоционально, пусть повторяются не по одному разу одни и те же фразы – следуйте потоку, пусть он сам ведет вас, не пытайтесь направлять его. Не беспокойтесь о том, правильный ли список у вас получится. Вам важно получить образ вашего восприятия ситуации – именно таков и будет результат.

Напишите в столбик примерно десять пунктов. У вас получится список, каждый пункт которого надо обозначить по порядку буквами латинского алфавита.

Дальше вы сможете проанализировать полученную потокограмму и сделать выводы.

Вот как это делается (один из примеров, который приводит Эдвард де Боно в книге «Водная логика»). Представьте, что вы начальник, и у вас верная опытная секретарша. Она проработала у вас много лет, но годы берут свое, и вы видите, что она уже не может так хорошо справляться с обязанностями, как прежде. Однако она еще не достигла пенсионного возраста, и увольняться не собирается. А у вас назрела необходимость взять на работу нового человека.

Проблема сложная, включает тонкие морально-этические аспекты, и основанное на каменной логике волевое решение здесь вряд ли возможно.

Отключаем «каменную» логику и отдаемся во власть потоку сознания, пишем то, что приходит в голову. Затем обозначаем буквами получившийся список:

А. Проработала много лет.

B. Не желает уходить на пенсию.

C. Есть необходимость нанять нового человека.

D. Деньги – это не проблема.

E. Сфера влияния – проблема.

F. Трудно доказать несостоятельность.

G. Секретарь – человек восприимчивый.

H. Когда-нибудь это должно случиться.

I. Отразится на моральном духе других членов коллектива.

J. Намеки игнорируются и отвергаются.

Теперь вам нужно попытаться отыскать связи перечисленных пунктов: какие-то из них вытекают из других, какие-то тесно связаны, а какие-то не согласуются друг с другом. Есть здесь и своего рода «камни преткновения» – те пункты, которые, собственно, и отражают суть проблемы. Таких пунктов обычно один-два, не больше. Опять же не беспокойтесь, правильно вы выберете или нет – это ведь отражение именно вашего восприятия.

В данном примере явно сутью проблемы является пункт B. Ведь все остальные пункты связаны с ним, и возникли как следствие основной проблемы.

Такой центральный пункт можно назвать «точкой стока». То есть все остальные проблемы так или иначе стекаются к нему. В какой-то мере «точкой стока» является и пункт I – остальные пункты так или иначе связаны с ним.

«Точки стока» обозначают проблемы, которые не могут решиться сами собой, и которые нельзя решить «лобовым» способом, просто приняв волевое и, казалось бы, логичное решение.

Значит, все подобные попытки лучше отвергнуть как неверные и искать дальше.

Для этого нужно выявить в вашей потокограмме схожие, повторяющиеся или объединенные общей темой пункты. Такие группы схожих пунктов называются «стабильными петлями».

Так, в нашем примере две стабильных петли: первая – H-C-F-G, говорит о том, что возможность нанять нового человека блокирована невозможностью уволить секретаря против ее воли; и вторая – B-E, говорит о том, что секретарь не хочет увольняться, потому что не желает терять привычное для себя положение и сферу влияния.

Из этого уже можно сделать выводы: итак, секретаря нельзя уволить, это плохо скажется на моральном духе коллектива, так как она проработала много лет; заставить ее уволиться тоже невозможно, намеков на этот счет она не воспринимает. Но и оставить все как есть нельзя. Однако мы видим, что для секретаря важны не столько деньги, сколько возможность сохранить свое влияние. А вот и вытекающее из этого решение: перевести ее с должности секретаря на другую, желательно, более высокую должность, где у нее будет возможность руководить группой сотрудников, выполняющих работу, с которой она сама уже справиться не может. Что называется, и овцы целы, и волки сыты.

Мы видим, как изменение восприятия дает новый взгляд на известную информацию и приводит в итоге к наиболее оптимальному решению.

Вы можете применять метод потокограмм к любой ситуации. И помните, что это метод субъективный, здесь не может быть правильных или неправильных решений. Даже в приведенном примере вы, возможно, найдете другие «точки стока» и «стабильные петли», и сделаете другие выводы.

Главное, что вы должны усвоить из применения этого метода: истина многолика, вы можете взглянуть на одни и те же факты с разных сторон, не оказываясь в плену у застывшего восприятия, а раскрыв и реализовав его «текучесть» и многосторонность.

Практика

Упражнение 1

Выберите какую-то тему, о которой вы ничего не знаете, но хотели бы собрать побольше информации. Сформулируйте ее в виде вопроса, например: «Как создать сайт в Интернете?», «Как найти хорошую работу?», «Как вырастить рассаду цветов?», «Как выгодно вложить деньги?», и т. д. – все зависит от вашей сферы интересов. Представьте себе, что у вас намечена встреча со специалистом, который знает по этой теме если не все, то очень много. Заготовьте перечень вопросов для беседы с таким специалистом. Запишите эти вопросы на бумаге. Их у вас должно быть не менее двадцати. Составьте список так, чтобы половина ваших вопросов были «рыбацкими», а половина «охотничьими».

Затем воспользуйтесь такими источниками информации как книги, средства массовой информации, материалы из Интернета. Попробуйте найти хотя бы часть ответов на ваши вопросы там. После чего пересмотрите ваш список вопросов. Вычеркните вопросы, ответы на которые вам стали известны, и дополните список снова до двадцати вопросов (после первого ознакомления с темой у вас непременно будут появляться новые вопросы).

После этого найдите возможность поговорить об интересующей вас теме с разными людьми, пусть даже не большими специалистами, а лишь немного осведомленными. Какую-то информацию вы получите в любом случае – даже от тех, кто совсем ничего не знает, но может выразить по крайней мере свое отношение к данной тематике. Рассортируйте все полученные сведения, выделив в отдельные блоки информацию, которая вам представляется достоверной, и те сведения, которые кажутся вам нуждающимися в проверке.

Теперь вам надо попытаться найти еще какой-то источник необходимой вам информации. Для этого вам, может быть, придется посетить выставку, бесплатный семинар, зайти для консультации в какую-то организацию. После опять скорректируйте список ваших вопросов.

Очень хорошо, если в завершение ваших изысканий вам удастся найти специалиста, которому вы в итоге сможете задать подготовленные вами таким образом вопросы. И не удивляйтесь, что к этому моменту вы будете беседовать с ним если не совсем на равных, то во всяком случае как человек знающий и разбирающийся в интересующем его вопросе.

Упражнение 2

Выберите какую-то тему, к которой у вас есть практический интерес, и по которой вы уже имеете некоторые знания, хотя специалистом не являетесь. Например, вы хотите построить дом, или начать какое-то новое дело. Возьмите лист бумаги, ручку, и запишите вверху название этой темы. А далее кратко запишите все то, что вы знаете по этой теме, а также свое отношение к ней, или то, как вы представляете себе осуществление выбранного дела на практике. Что для этого нужно? С чего начать? Какие требуются методы и средства, какие условия? И т. д.

Наберите не меньше двадцати пунктов.

Затем перечитайте все написанное и проанализируйте, что из перечисленного вами является фактами, а что – вашими убеждениями. Перепишите ваш список заново, теперь уже на разных листах бумаги, один озаглавьте «Факты», другой «Убеждения».

Обратитесь к листу «Убеждения» и подумайте, нельзя ли здесь что-то изменить. Может, вы попробуете взглянуть иначе на то, что считаете истиной? Или посоветуетесь с кем-то более знающим, и измените свое мнение?

Перепишите лист «Убеждения», скорректировав его. Вы увидите, что дело, к которому вы, возможно, не знали, как подступиться, представляется вам уже более понятным и осуществимым.

Упражнение 3

Выберите несколько проблемных ситуаций в вашей жизни, которые вы хотели бы изменить, но не знаете, как. Это могут быть как вполне обычные бытовые ситуации, так и ситуации, связанные с профессиональной сферой, карьерой, или с любой другой сферой жизни. Например, вы не знаете, как наладить отношения с начальством, или с соседями, а может, вас волнует проблема автомобильных пробок.

Составьте потокограммы на все эти ситуации начиная с самой простой. Когда вы благодаря анализу потокограммы увидите возможные альтернативные решения проблемы, переходите к более сложным ситуациям. Обязательно попытайтесь хотя бы в одной из выбранных вами ситуаций применить на практике полученный результат – решить проблему нестандартным, ранее не приходившим вам в голову способом, выявленным с помощью потокограммы.

Конец ознакомительного фрагмента.