Шаг 1. Правильно поставленная цель – 95 % успеха в решении задачи
К сожалению, люди постоянно считают, что цель мышления всегда очевидна, так как они знают, о чем думают. Однако за многие годы обучения мышлению я обнаружил, что очень редко люди могут четко определить свою цель. Это именно та часть мышления, с которой обычно хуже всего справляются. И четкое определение цели мышления может облегчить его процесс и сделать мышление гораздо более эффективным. Не зная точно, куда хотите идти, вы вряд ли туда попадете.
Чтобы преуспеть, вам придется заново научиться думать
Если вы хотите преуспеть, то, скорее всего, находитесь в одном из следующих положений:
• у вас есть конкретная цель и план действий по ее достижению;
• у вас есть конкретная цель, но вы не знаете, с чего начать путь к ее достижению;
• у вас есть цель, но вы сомневаетесь либо в самой цели, либо в своих возможностях по ее достижению;
• у вас нет конкретной цели, вы точно не знаете, чего хотите;
• у вас есть цель, которую необходимо достичь, но вам этого не хочется.
Во всех этих случаях вам поможет метод Эдварда де Боно. Да так, что вы сами удивитесь результатам. Может оказаться:
• что у вас появятся новые цели, гораздо более масштабные и значимые, чем прежние, которые потеряют свою актуальность;
• что вы найдете множество путей достижения вашей цели, о которых и не подозревали;
• что вы преисполнитесь решительностью и уверенно начнете достигать своих целей, и двигаться все к новым вершинам, которые еще недавно считали недостижимыми;
• что у вас обнаружится множество целей, желаний и возможностей, хотя недавно вы думали, что лишены всего этого;
• что необходимая, но нежеланная цель либо перестанет быть необходимой, либо станет желанной.
Для этого вам не придется производить никаких особых изменений в своей жизни. Изменить придется лишь одно: мыслительный подход к поиску своей цели и способов ее осуществления.
А путь к этому один: вам придется забыть о тех способах мышления, которым вас учили в школе и других учебных заведениях. Вам придется учиться думать заново.
Но, может быть, вы уверены, что учиться думать вам не нужно? Что способность мыслить дана вам от природы и не нуждается в усовершенствовании? Что процессы мышления происходят сами собой?
Да, они происходят сами собой, но, возможно, ведут они вас совсем не к тем целям, которые вам нужны.
Если вы не достигаете своих целей, значит, ваше мышление несовершенно. И вам следует заново учиться думать.
Только не думайте, что в этом есть какая-то ваша вина. Никого из нас ни в школе, ни в других учебных заведениях не учили мыслить так, чтобы в результате мышления мы достигали успеха в интересующих нас областях. Практически с рождения мы буквально с молоком матери впитывали другую систему мышления – такую, в которой слишком велика вероятность ошибок. Уже не одно тысячелетие человечество мыслит в рамках определенных традиций. И сейчас, в XXI веке несовершенство традиционной системы мышления становится все более очевидным.
Основы традиционной системы мышления заложены «Великой тройкой» – крупнейшими философами древности Сократом, Платоном и Аристотелем. В свое время провозглашаемые ими истины были чрезвычайно прогрессивными для развивающегося человечества. Но в наше время они очень часто становятся тормозом на пути эволюции человеческого разума.
Сократ разоблачал ложь, но не предлагал истины взамен. Поэтому мы чаще всего настроены критично, предпочитаем видеть плохое, а не хорошее.
Платон считал, что истину можно вычислить логическим путем. Поэтому мы придаем преувеличенное значение логике.
Аристотель утверждал, что к истине можно прийти путем логических суждений, определений и оценок, основанных на прошлом опыте. Поэтому наш разум так боится всего нового и в итоге отстает от жизни.
Основные принципы традиционной системы мышления – это критический взгляд на вещи, опора на прошлый опыт и логику. Предполагается, что у нас есть какие-то данные – факты, обстоятельства, прочая информация. С помощью логики и вынесенных из прошлого суждений мы перерабатываем эту информацию и делаем выводы. Вот и вся структура традиционного мышления. Казалось бы, все четко и просто. Но почему в итоге получаются неверные выводы, и ошибочными оказываются действия, сделанные на основе этих выводов?
Потому что традиционная система мышления не открывает нам простого секрета: чтобы мышление достигло своей цели, мы должны задействовать не только критику, но и конструктивный подход, не только опираться на прошлый опыт, но еще и уметь смотреть свежим взглядом и не бояться новизны, не только обрабатывать имеющуюся информацию, но еще и самостоятельно отбирать факты для обработки. Потому что та информация, которая сама собой попадается нам, обычно случайна и имеет отношение скорее к нашему эмоциональному восприятию действительности, чем к реальным фактам.
Простой пример: вот кухня и вот опытный повар, настоящий профессионал. На кухонном столе целая гора продуктов. Повару нужно приготовить обед. Он прекрасно умеет готовить. Но прежде чем приступать к обработке продуктов, ему надо отобрать из них необходимые. Результат зависит в первую очередь от того, какие продукты будут отобраны. Они могут быть разные по ассортименту, качеству, свежести. И если повар отберет не те продукты, даже самый высокий уровень кулинарного мастерства не спасет его – обед будет испорчен.
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном нашей жизни и происходит даже помимо нашей воли. Еще его можно назвать реактивным – потому что оно является реакцией, откликом на происходящее вокруг. Это обыденный тип мышления, которым пользуются все люди в повседневной жизни. Это стихийное, спонтанное, автоматическое мышление. Оно не направлено ни в какое определенное русло.
Такой тип мышления вовсе не является бесполезным! Фоновое, или реактивное мышление нам бывает необходимо в очень многих ситуациях. Например, когда вы за рулем машины, вам нужно очень быстро, оперативно и правильно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию на дороге. Вы видите перед собой дорогу и дорожные знаки, встречные и попутные автомобили, их сигналы или отсутствие таковых, вам встречаются повороты и перекрестки, регулируемые или нет, и каждый раз вы должны отреагировать и выполнить правильное действие.
Это единственно верный способ мышления на дороге. Но люди по большей части именно так мыслят и на дорогах своей жизни. Тогда как на жизненном пути у этого способа мышления есть множество недостатков. А именно – он исключает возможность планирования ваших действий. Вы оказываетесь целиком и полностью в плену у попадающейся вам на глаза информации. Не вы строите линию своей жизни – а она выстраивается хаотично под влиянием происходящего вокруг.
Для дороги нашей жизни гораздо лучше подходит другой тип мышления – стратегический, или взвешенный. В этом случае вы двигаетесь не «на авось», от одной случайной ситуации к другой, а заранее составляете подробную карту своего маршрута. Вы заранее определяете всю последовательность своих действий, и точно знаете, каким образом они приведут вас к заранее намеченной цели.
Вот этому нам и предстоит учиться – мыслить стратегически, и вместе с тем творчески, направлять свое мышление в нужное русло, чтобы точно знать, откуда, куда и зачем мы движемся, выбирать точные и взвешенные действия и всегда достигать своих целей.
А для того чтобы достичь целей, надо прежде всего определить две вехи – начальную и конечную точку нашего пути. То есть мы должны точно знать, где мы находимся, каковы наши обстоятельства сейчас, и к чему мы хотим прийти.
И вот тут мы сразу же должны оградить себя от самой распространенной ошибки. Самая распространенная ошибка состоит в том, что, определяя исходную и конечную точку, люди руководствуются своими чувствами и желаниями – но не мыслительным потенциалом.
Предположим, вы оказались в запертой комнате и не знаете, как из нее выйти. Ваша цель – выйти из комнаты, но если вы руководствуетесь только желанием и эмоциями, то не найдете ключ, даже если он лежит на видном месте, и тем более не сможете отыскать других возможных способов освобождения (через окно, каминную трубу, привлечь к себе внимание соседей, и т. д.).
Наши чувства, наши желания, наши жизненные ценности – это очень важно, но без мышления все это теряет смысл. Так как лишь мышление способно привести нас к удовлетворению желаний, обретению ценностей и самым радостным чувствам.
Итак, давайте будем учиться мыслить, основываясь на системе взвешенного, стратегического мышления, а не только лишь на желаниях и чувствах.
Сначала давайте определимся с нашими целями.
Вы точно знаете, чего вы хотите? Вы уверены в этом? В таком случае приготовьтесь к неожиданностям. Формируя свои цели на основе чувств и желаний, люди чаще всего не берут в расчет реальность. То есть ведут себя как повар, который умеет готовить, но выбирает не те продукты. Чувства и желания – это не те «продукты», из которых можно приготовить «блюдо» под названием успех. Ведь чувства и желания могут быть просто реакцией на обстоятельства (продуктом реактивного мышления), и вовсе не соответствовать общей стратегии вашей жизни, так как не проистекают из стратегического мышления.
Следующий метод поможет вам соотнести ваши чувства и желания с истинной реальностью вашего разума и вашей души.
Метод ПЛЮМИН: проверка цели на истинность
Для начала возьмите любое действие, которое вы собираетесь совершить – не обязательно это должна быть глобальная цель вашей жизни. Пусть это будет то, чего вы хотите – или вам кажется, что хотите. У каждого человека есть такие мечты и желания – например, устроиться на новую работу, переехать жить в другое место, создать семью или, наоборот, развестись. А кто-то хочет совершить крупную покупку, или изменить свою внешность с помощью пластической хирургии, либо просто поменять прическу. Словом, независимо от масштабов и характера вашего желания вы можете устроить ему проверку – узнать, насколько на самом деле это вам надо.
Метод ПЛЮМИН позволит вам нарисовать карту вашего истинного отношения к ситуации. Метод кажется простым, но на самом деле буквально проясняет ваш взгляд на обстоятельства и выявляет ваши истинные потребности, которые для обыденного, реактивного мышления являются скрытыми.
ПЛЮМИН расшифровывается как «плюс-минус-интерес».
Возьмите лист бумаги и напишите все положительные стороны предполагаемого действия – все, что придет в голову. Дайте каждому из них оценку «плюс».
Затем возьмите другой лист бумаги и напишите все отрицательные стороны предполагаемого действия. Дайте каждому из них оценку «минус».
На третьем листе бумаги напишите все те стороны предполагаемого действия, которые вы пока не можете отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Дайте им оценку «интересно».
На первый взгляд вам может показаться, что вы занимаетесь каким-то бессмысленным делом. Ведь вы считаете, что и без этого знаете, что в предполагаемом деле для вас хорошо, а что плохо.
Но понаблюдайте за собой и за своим процессом мышления во время выполнения этой работы. Вы сможете заметить, что вошли в совершенно особое состояние. От вас требуется концентрация внимания. От вас требуется осмысление ваших действий и желаний. От вас требуется особый сознательный настрой.
Разве вы так мыслите в повседневной жизни? Нет. В повседневной жизни вы привыкли, если можно так сказать, «думать не задумываясь». Мысли текут сами собой без участия вашей воли, без какого-либо определенного русла.
Совсем другое дело – сейчас, когда вы волевым усилием направляете поток мыслей в нужное вам русло. Вы решаете определенную задачу и не позволяете мыслям расползаться куда попало. Иными словами, вы совершаете серьезную, осмысленную, осознанную мыслительную работу.
Вот вы и узнали на своем опыте о первом и главном отличии мышления стратегического от мышления обыденного. Запомните это состояние вашего разума. Оно вам очень понадобится на вашем жизненном пути.
«Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся „объять необъятное“. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно».
Теперь пожалуйста обратитесь к анализу результатов. Посчитайте количество плюсов, минусов и оценок «интересно». Что преобладает?
Не редкость ситуации, когда после применения метода ПЛЮМИН человек полностью пересматривает свои планы и цели, так как выясняется, что минусов в них гораздо больше, чем казалось. Или, напротив, действие, казавшееся неудачным, оказывается самым точным и верным. Просто обыденное мышление не замечало этого, а вот стратегическое мигом все поставило на свои места.
Таким же образом вы можете проанализировать и действия, которые вы уже совершили. К примеру, вы сделали что-то, о чем сожалеете. Но, пропустив это действие через метод ПЛЮМИН, вы вполне можете выяснить, что совершили правильный поступок. И напротив, может оказаться, что действие, которое вы считали правильным, на самом деле ошибочно. И это тоже будет положительным результатом – ведь чем раньше вы выявили ошибку, тем проще ее исправить.
Метод конкретизации цели
Возьмем другую ситуацию: у вас пока нет конкретной цели, а есть цель общая. Например: хочу быть богатым, или хочу быть счастливым. Вы можете применить стратегическое мышление, чтобы конкретизировать эту цель и определить направление своего движения.
Первое, что вам нужно сделать – записать эту цель на бумаге в том виде, в каком она есть. И не считайте, что это лишнее и никчемное действие. Делайте. Помните – вы учитесь мыслить стратегически, вы вырабатываете карту своего жизненного пути. А здесь все важно, ничего лишнего нет.
Итак, вы записали, к примеру, «Хочу быть счастливым».
Теперь подумайте: а нельзя ли написать еще раз то же самое, но какими-нибудь другими словами. Измените определение вашей цели. Запишите несколько вариантов.
Посмотрите, что у вас получилось. Возможно, в последующих определениях ваша цель сформулирована уже более конкретно?
Теперь попробуйте сознательно еще больше конкретизировать вашу цель. Подумайте, что делает вас счастливым. Может быть, уик-энд на природе с друзьями, или отпуск у теплого моря?
Чувствуете, как ваша цель становится все ближе и реальнее?
Теперь ваша мысль уже не расплывается вокруг неконкретной цели. Теперь она обретает плоть и кровь, и вы можете направить ваше мышление во вполне определенное русло: например, в русло планирования отпуска.
И опять же не пускайте это на самотек, не отдавайте столь важное дело на откуп реактивному мышлению! Задавайте себе вопросы: куда я хочу поехать в отпуск? Когда? На какую сумму денег я рассчитываю? Куда мне лучше обратиться, чтобы узнать о предложениях турфирм?
Если нужно, пропускайте каждое действие через метод ПЛЮМИН. И не пугайтесь, если в процессе ваши цели изменятся. Вы ведь проясняете для себя ситуацию – то, что было скрытым, вскрывается в процессе стратегического мышления. Поэтому вы можете увидеть плюсы и минусы там, где раньше их не видели. В итоге придете к самому оптимальному варианту.
И снова обратите внимание на то, как процесс стратегического мышления отличается от вашей обычной манеры мыслить. Мысли не скачут с предмета на предмет – вы сами направляете их в нужное русло. Для этого могут потребоваться усилия по концентрации и удерживанию внимания. По мере тренировок эти навыки будут развиваться у вас все лучше и лучше.
Метод «Веер решений»
Обратите внимание на такую важную вещь: как правило, наших целей мы можем достичь множеством разных путей. Более того – мы можем выбирать из множества равноценных для нас целей. Реактивное мышление мешает нам это делать – оно заставляет нас зацикливаться на какой-то одной цели и одном способе ее достижения.
Вы можете прибегнуть к методу составления веера решений, чтобы избежать этой зацикленности и найти множество вариантов решения вашей проблемы.
Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. На правой стороне напишите вашу цель. Для начала потренируйтесь на чем-нибудь не очень сложном (на частной цели, а не глобальном смысле всей вашей жизни). К примеру, вы хотите улучшить свой сон. До сих пор вы решали эту проблему приемом снотворного, но поняли, что данный метод вас больше не устраивает.
Сосредоточьтесь, направьте свое внимание на поиски других решений и напишите на левой половине листа другие возможные способы решения этой проблемы. Пишите все, что приходит в голову, пока не особенно анализируя и не задумываясь, как эти способы могут быть применены именно вами. В итоге вы можете обнаружить неожиданные вещи. Например, понять, что вам мешает спать шум на улице или за стеной, и решить эту проблему вы можете, просто заткнув уши. Также вы можете найти другие альтернативные способы достижения цели: вместо снотворного пить перед сном теплое молоко с медом, вместо просмотра телевизора совершать ежевечерние неспешные прогулки или заняться медитацией, а может, изменить цвет стен и освещение в спальне.
Рассмотрите все варианты, которые вы записали. Выберите те, что для вас приемлемы. Рассмотрите вопрос, как вы можете это осуществить. И воплощайте намеченное в жизнь.
Отнеситесь к этому как к воодушевляющему опыту. Вы только что поняли, что жизнь бесконечно многообразна – также многообразны могут быть наши цели и способы их достижения. А значит, для каждого из нас существует далеко не единственный способ стать успешным и счастливым. Из множества вариантов вы уже наметили для себя то, что подойдет вам идеально. Вы прояснили направление своего движения, у вас появилась цель и желание достичь этой цели.
В этом вам помогло стратегическое мышление, навыки которого вы только что освоили в том, что касается определения намерений и постановки целей.
Тренируйтесь в этом и дальше. Если у вас пока еще нет полной ясности относительно ваших целей – не расстраивайтесь. Это нормально и естественно, что цели проясняются постепенно. Главное – делать к этому шаги, все больше развивая свою способность мыслить стратегически.
Практика
Чтобы научиться мыслить стратегически, нам надо в первую очередь оттренировать навык владения своим вниманием. А именно – научиться по своей воле концентрировать внимание на интересующей нас цели и направлять его в нужное русло. Уделяйте тренировкам внимания хотя бы несколько минут ежедневно, и вы очень скоро удивитесь тому, какие плоды принесет ваш новый способ мышления.
1. Сядьте в удобную позу (в любом месте, где вам никто не помешает, дома, в помещении или на улице), отгоните все хаотично мечущиеся в голове мысли. Поверните голову направо и сосредоточьтесь только на том, что вы видите (все предметы, вещи, явления, и т. д.). Запомните это, а затем запишите на листе бумаги все, что вы видели, стараясь ничего не упустить, вплоть до мелочей и деталей.
Затем поверните голову налево и также рассмотрите все, что видите там. Запомните, затем запишите все до мелочей.
2. Оказавшись среди людей (там, где обстановка достаточно спокойная, и вам не требуется совершать какие-то действия – к примеру, на каком-либо совещании, вечеринке, в вагоне метро, или в зале ожидания вокзала, и т. д.), уделите немного времени этому заданию. Задайтесь целью, к примеру, на протяжении 5–10 минут обращать внимание только на одну какую-то деталь внешности (например, нос или прическу) разных людей и сравнивать их между собой. Старайтесь не отвлекаться и отдавать себе отчет во всех своих мыслительных действиях: вот вы концентрируете свое внимание исключительно на одной детали внешности, вот вы делаете вывод, отмечаете в памяти увиденное, вот вы переносите такое же концентрированное внимание на другого человека, опять делаете вывод, затем сравниваете увиденное в первом и втором случае; отмечаете для себя все различия и сходства увиденного.
3. Отведите 5–10 минут ежедневно, которые вы посвятите обдумыванию какой-то проблемы. Сегодня это может быть одна проблема, завтра другая – но важно, чтобы в течение 5–10 минут вы были сконцентрированы только на одной проблеме и не отвлекались ни на что другое. Сначала четко сформулируйте для себя цель, например: «В ближайшие десять минут я буду думать о своем отпуске». Помните, что «думать» – это вовсе не означает мечтать и представлять себе, как вы будете отдыхать. Думать – это значит, рассматривать все возможные факторы, связанные с отпуском. Для этого последовательно задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Например: «Какими деньгами я могу располагать в отпуске?», «Сколько времени мне требуется, чтобы отдохнуть?», «Какие виды отдыха я могу позволить себе в рамках этого бюджета и этого времени?», «Какие идеи отпуска мне нужно отбросить, так как они слишком дорогие или требуют слишком много времени?», «Какие существуют альтернативные идеи отпуска?», и т. д.
Когда почувствуете, что у вас уже хорошо получается концентрировать внимание и не отвлекаться, выбирайте для рассмотрения более сложные проблемы или такие, на которых сосредоточиться труднее, так как в них нет вашей непосредственной личной заинтересованности. Например, задайтесь целью в течение десяти минут придумать как можно больше способов сделать ваш город (или другой населенный пункт) чище и красивее. Если мысль будет упорно переключаться на что-то другое, снова и снова направляйте ее в нужное русло, пока не придете к какому-то удовлетворяющему вас решению.
Чтобы научиться ставить цели и достигать их, нам надо выработать навык мыслить более широко, чем мы делаем это при обычном, фоновом мышлении. Заметьте: когда мы обдумываем какой-то вопрос, то обычно хватаемся за первый вывод, пришедший в голову, и не утруждаем себя поисками других вариантов. Стратегическое мышление предполагает всестороннее рассмотрение проблемы. Найдите немного времени ежедневно, чтобы потренироваться в этом.
Сядьте в удобную расслабленную позу, возьмите ручку и лист бумаги. Задайтесь целью обдумать какую-то конкретную задачу, у которой, казалось бы, немного вариантов решения. Но вам надо задаться целью найти не одно, а хотя бы несколько (чем больше, тем лучше) вариантов решения. Например, вы выбираете вопрос: «Как я могу отметить свой день рождения?». Запишите этот вопрос, а затем направьте все свое внимание и сосредоточенность, чтобы придумать десять несхожих между собой способов проведения этого мероприятия.
Если мы хотим достигать своих целей, то должны уметь абстрактные цели превращать в конкретные. Ничего плохого нет в том, чтобы иметь абстрактные цели, например: хочу быть счастливым, хочу быть богатым, хочу жить благополучно, и т. д. Но чтобы эти цели осуществлялись, мы должны четко представлять себе, что конкретное стоит за ними именно для нас, потому что для разных людей понятия счастья, благополучия, богатства могут довольно сильно отличаться.
Найдите немного времени ежедневно, чтобы поразмышлять об абстрактных целях.
Возьмите лист бумаги, ручку, сядьте в удобную позу. Сформулируйте какое-то из важных для вас желаний, например: «Хочу быть богатым». Запишите это желание на листе бумаги.
Затем начинайте целенаправленно задавать себе вопросы, призванные конкретизировать эту цель.
• Что для меня это значит – быть богатым?
• Как я себе это представляю?
• Как я буду себя чувствовать, когда буду богатым?
• Где я буду жить?
• Чем я буду заниматься?
• Как проводить свободное время?
• О чем я буду думать?
• Что для меня хорошего в том, чтобы быть богатым?
• Что для меня плохого в том, чтобы быть богатым?
• Где я буду хранить деньги?
• На что я буду их тратить?
• Что я сделаю конструктивного при помощи этих денег?
• С кем я буду дружить?
• Какие у меня будут отношения в семье?
• Какие вещи будут меня окружать?
• Что будет меня заботить?
• Что будет делать меня счастливым?
• Что будет делать меня несчастным?
• Как я буду приумножать свое богатство?
• Как я буду меняться по мере наращивания богатства?
Далее вы можете задавать себе любые вопросы, относящиеся к этой теме, позволяющие взглянуть на вещи более широким взглядом и тем самым прояснить свои истинные цели.
Записывайте последовательно эти вопросы, и хотя бы тезисно, в двух словах обозначайте ответы на них. Эти записи помогут вам лучше сконцентрироваться. Но главное – вы должны мысленно четко и ясно формулировать ответы, не ограничиваясь лишь какими-то смутными представлениями.