Вы здесь

Тренинг управления судьбой. Глава 1. Знание себя, понимание своих желаний и потребностей (Н. В. Рубштейн)

Глава 1

Знание себя, понимание своих желаний и потребностей

Чтобы делать, нужно быть.

Н. Козлов

Знать себя необходимо. Один из базовых законов самой жизни гласит: «Познай самого себя». «Я сам» – это всегда отправная точка для всего, что с нами происходило, происходит и будет происходить в жизни. Я – это единственное, что у нас по-настоящему есть и что будет до последней минуты, чем мы обладаем полностью в отличие от всего окружающего мира. Я – это одновременно базис, опора, генератор идей и желаний, проводник воли и инструмент исполнения. Самое главное, что делает человек, намереваясь управлять своей судьбой, – это производит манипуляции в себе самом. Потому что именно так, через нас и наши неосознанные решения, и происходит в жизни все, что происходит. Большая часть предстоящей работы будет заключаться в том, чтобы мы научились это делать осознанно.


1. Отложите сейчас книгу и задумайтесь о себе. Ответьте на вопросы:

• Что вы видите, думая о себе? • • Вы можете сказать, кто вы? Какой (какая) вы?

•Каково ваше жизненное пространство, атмосфера, которую вы создаете вокруг себя или позволяете создавать другим?

• • Какой стиль действий вам присущ?

• Как вы разбираетесь с возникающими в вашей жизни проблемами?

Как радуетесь приятным событиям?

Как воспринимаете события негативные?

Как относитесь к неожиданностям и сюрпризам?

• Каков ваш стиль взаимодействия с другими людьми – открыты вы или закрыты?

Часто ли вас задевают? Что вас задевает и как вы на это реагируете?

• Напишите в вашем дневнике небольшой рассказ о себе, пользуясь ответами на эти вопросы. Прочтите его.

Как вам это описание? Что вы чувствуете, читая его? Что вы думаете о самом себе после этого небольшого самоанализа?


Если вы почти ничего не можете о себе сказать или думаете о себе с неуважением, значит, вы еще и не начинали быть. Возможно, вы приняли решение, что проще и лучше не быть тем, кем вы являетесь на самом деле. Обычно это происходит в раннем детстве, когда из желания быть любимым и одобренным близкими взрослыми или просто из желания выжить ребенок отказывается от своих проявлений, чувств и желаний. Тот рассказ, который вы получили, отвечая на эти вопросы, – результат вашего творческого приспособления к агрессивной или неподдерживающей среде. Если сейчас ваша жизнь не в вашей власти – то это значит, что вы до сих пор чувствуете себя тем ребенком, которому приходилось быть удобным для взрослых, между тем как ваши права и возможности изменились, поскольку вы уже выросли. Теперь вернемся ненадолго в прошлое и посмотрим, кем вы были, когда ваши желания и чувства были живее, чем сейчас.


2. Попробуйте вспомнить себя в раннем детстве. Ответьте на вопросы:

• Каким вы тогда были? Опишите ваш характер, привычки, потребности, интересы, любимые заня-

тия.

Каким было ваше самовосприятие? Как вы относились к себе? Что вы думали о себе? Как ощущали себя в мире?

Как ваше восприятие себя в детстве отличается от нынешнего? Опишите сходства и отличия.

• А теперь попробуйте вспомнить, когда вы решили, что быть самим собой – напряжно (плохо), невыгодно или, может быть, страшно, опасно?

Что произошло или происходило для того, чтобы вы приняли такое решение?

Господи! Зачем такая бесконечная Вселенная внутри?

Когда мы были детьми, мы совсем-совсем не могли управлять своей жизнью, поскольку не могли обеспечить собственное существование. Мы зависели от взрослых. Все, что мы могли делать, – это изменять самого себя и свои способы поведения для того, чтобы окружающая среда в лице других людей не причиняла нам боль. Мы кроили из себя удобную для взрослых конструкцию, которая вписывалась в их картину мира. Тогда это был наш творческий способ приспособиться и сохранить себя. Но сегодня все иначе! Вы можете обнаружить, что вы – взрослый человек. Если вы в этом сомневаетесь – пощупайте свое тело, особенно те места, которые явно свидетельствуют о вашем возрасте. Посмотрите в зеркало: тот ли вы маленький ребенок, которому необходимо приспосабливаться к взрослым для того, чтобы они не отвергали и не унижали его? Может быть, вы с нами не согласитесь, но вы – взрослый человек. Отличие взрослого от ребенка состоит в том, что взрослый может сам о себе позаботиться и не нуждается для этого в помощи других людей в такой мере, как ребенок. А это значит следующее:

► Правило 2.

Вы можете делать все, что вы хотите делать, и не зависеть от одобрения других, поскольку для взрослого человека одобрение других почти ничего не значит, в отличие от ребенка.

Для того чтобы выживать в социуме, важно соотносить наши действия с требованиями общежития и принимать во внимание мнение значимых людей, но при этом мы не обязаны от этого зависеть!

Вероятно, до сих пор вы не могли управлять своей судьбой постольку, поскольку все еще верили, что вы – маленький ребенок, который зависит от одобрения окружающих. А если вы так до сих пор думали – то так и жили.

Каждому будет по вере его.

Иисус Христос

Позитивное мышление не зря считается залогом успеха. Потому что именно наше мышление производит в нашем мире необходимые преобразования. Говоря себе, что все будет плохо, мы начинаем готовиться к плохому и ожидаем плохое. Помните поговорку: «Пришла беда – отворяй ворота»? Эта житейская мудрость основана на том, что, как только с нами случается что-то нехорошее, мы открываемся новым неприятностям и тем самым притягиваем к себе то, о чем думаем. Наше сознание устроено так, что мы получаем именно то, к чему готовы и что можем принять.

☺ Поймал рыбак золотую рыбку. Говорит она ему:

– Загадывай любое желание, я его тотчас исполню! Рыбак на радостях закричал:

– Я хочу, чтобы у меня все было!!! Рыбка вздохнула:

– Исполнено. Иди, мужик, домой. У тебя уже все БЫЛО!

Если мы привыкли жить так, чтобы другие люди решали, что нам делать, как выглядеть, где работать, как общаться и так далее, – то мы мастера этого стиля жизни. Мы знаем все законы подобных взаимодействий, они для нас привычны и удобны. Мы все умеем жить, не управляя своей жизнью. Это мы принимать умеем, к этому мы готовы. А для того, чтобы научиться жить иначе, необходимо быть готовым встать на другую позицию – позицию собственной ответственности за происходящее в жизни.

Любое событие может вступать с нами в резонанс или диссонанс. Если событие вписывается внашусис-тему координат, то есть согласуется с тем, чему нас учили, чего мы привыкли ожидать от жизни, во что мы верим, оно находится с нами в резонансе. Как только это происходит, мы начинаем работать на одной частоте, начинаем искать в окружающем мире точно такие же вибрации как «правильные» и привлекать их к себе. На этом же принципе основана и другая не менее известная русская пословица: «Рыбак рыбака видит издалека». А мы, психотерапевты, говорим так: «Зависимый зависимого видит издалека». Это значит, что для нас комфортно то, к чему мы привыкли. Так, если мы привыкли к общению с людьми, с которыми мы постоянно находимся в состоянии борьбы, хаоса, неопределенности, напряженности или которые решают за нас, как нам жить, то нам эта атмосфера знакома, и, встречая такого человека, интуитивно определяем его как «своего». Обычно это происходит за счет бессознательной подмены качеств человека. Например, мрачный и отстраненный мужчина может показаться женщине, привыкшей к отсутствию тепла и близости в отношениях, ранимым и чувствительным (и именно такой образ мужчины чаще всего фигурирует в дамских романах), а холодная и высмеивающая женщина привидится мужчине, не привыкшему получать любовь, поддержку и одобрение, загадочной и вызывающей. Если мы привыкаем находиться с окружающими в ситуации постоянного конфликта, то, встречая других людей – уважающих, деликатных, ненавязчивых, начинаем испытывать в их обществе попросту скуку: ведь никто не наступает нам на мозоль, не сыпет соль на рану, не заставляет нас маскироваться. Как общаться с такими людьми?

► Правило 3.

Если мы мыслим позитивно: с уважением и любовью относимся к себе, людям, миру, то мы начинаем привлекать к себе то же самое: «Что посеешь, то и пожнешь».

Дзенский коан: что внутри, то и снаружи.

Есть мнение, что, для того, чтобы начать мыслить позитивно и любить себя, нужно что-то особенное, например, «найти себя настоящего» или выявить все причины своего деструктивного поведения. Некоторые пытаются переделать себя «снаружи»: сделать пластическую операцию или прикинуться кем-то другим, надеть маску.

В результате до тех пор, пока «мы себя не обретем вновь», или «не обнаружим все причины», или «не станем другим человеком», жизнь откладывается, откладываются счастливые моменты, невозможна полнота ощущений. И вот мы решаем проблемы, решаем. А они все не кончаются и не кончаются. Проблемы можно решать до бесконечности, и на их месте будут возникать новые.

А что, если идти с другой стороны? Можно начать разбираться со своими проблемами, например, с помощью психолога. А можно найти самое лучшее, что есть у нас в жизни, и отталкиваться от него. Можно просто говорить себе, что мир вокруг прекрасен, что вы прекрасны. И улыбаться. Если вам кажется это глупым, попробуйте. Мы проверяли на себе, и уверяем вас, это работает. Стоит улыбнуться самому себе, пусть даже через силу, и через какое-то время настроение и тонус действительно повышаются, и мышление само собой начинается формироваться положительное. А внутреннее положительное настроение притягивает к себе положительные события извне. То, как мы живем сегодня, – результат многолетних тренировок. И для того чтобы изменить свою жизнь, приходится упражняться в обратную сторону, например, не ожидать нападения и не строить убежищ от несуществующих опасностей, а улыбаться.

3. Каждый день по нескольку раз подходите к зеркалу и улыбайтесь самому себе.

Улыбаться нужно некоторое время, чтобы почувствовать обращенную к себе улыбку и дать время своему организму настроиться на новый лад. Назовем это внутренней настройкой. Состояние внутренней улыбки – это правильный тон или правильный лад, как бывает правильный тон у музыкального инструмента. Как только инструмент настраивают, он начинает по-настоящему звучать. То же самое и с нами. Стоит нам поймать нужный тон, мы точно так же начинаем звучать. И этот тон – улыбка. Сделайте следующее: вдохните глубоко и выдохните. Вместе с выдохом «выдуйте» наружу ваши переживания и негативные эмоции, недовольство собой и раздражение. Вдохните так несколько раз, пока не почувствуете, что дышите свободнее. Опустите плечи вниз, приподнимите грудь вверх. И теперь попробуйте расслабиться и улыбнуться. Может быть, ваша улыбка вначале покажется вам глупой, – не обращайте внимания, вам нужно привыкнуть к ней. Кроме того, в улыбке задействованы мышцы, которые нужно развивать. Развитые мышцы складываются в красивую, естественную улыбку. Наблюдайте за тем, что с вами происходит, когда вы улыбаетесь, как меняются ощущения вашего тела.

После этого возьмите свой дневник наблюдений и зафиксируйте то, что вам удалось обнаружить: наблюдайте и записывайте ваши телесные и эмоциональные переживания, запишите также, как долго вам удается сохранить эту настройку в течение дня.

Первое время это будет очень короткий период – может быть, несколько минут. И это нормально. Все большие дороги начинаются с одного маленького шага. А теперь сделаем еще один небольшой шаг в следующем упражнении.

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».

Уинстон Черчилль

4. Напишите для себя несколько позитивных утверждений, например: «Я люблю землю, и земля любит меня», «Я знаю, что у всех моих проблем есть решение», «Мой дух спокоен. Я знаю, что жизнь всегда отвечает на мои запросы», «Что бы я ни сделал – я сделал это наиболее совершенным образом, как только мог. Несмотря ни на что, я – хороший человек». Поищите свои собственные варианты таких фраз-аффирмаций. Слова должны быть справедливы и важны именно для вас. Повторяйте их про себя регулярно в течение дня и прислушивайтесь к изменениям в себе так же, как вы это делали в предыдущем упражнении. Помните, что со временем вы привыкнете к этим утверждениям, и они станут для вас нормой вместо утверждений негативных.


Несмотря на то что сохранение позитивного настроения является своеобразной целью, это не означает, что вы должны игнорировать и подавлять другие состояния – гнев, досаду, раздражение, обиду, грусть. Важно любое ваше состояние, поскольку ваше настроение – это индикатор того, что с вами происходит, индикатор того, насколько вам подходит или не подходит то, с чем вы в настоящее время соприкасаетесь. Подавление или игнорирование любых чувств лишает вас важной информации о себе самом и о том, как вы относитесь к тому или иному явлению.

Иногда приходящие к нам клиенты говорят: «Избавьте меня от этих чувств, я не хочу чувствовать страха или гнева, я не хочу обижаться». Эти люди еще не знают, что наши эмоции – это часть организма, и избавляться от них не полезно.

Если вы запретите себе гневаться, для вас может стать нормой, чтобы вам наступали на ногу, оскорбляли, игнорировали вас и ваши потребности. Важно помнить о том, что наши эмоции, которые тесно переплетены друг с другом, – это механизм выживания. Например, страх отвечает за безопасность, за выживание. Если бы мы не чувствовали страха, то постоянно попадали бы в самые неприятные ситуации, от которых сейчас именно страх нас удерживает. Сигналы человеческого тела читаются мозгом, и мозг откликается на них эмоциями. Эмоции наполняются энергией для определенных действий, направленных на достижение комфорта и равновесия. Эмоции – это то, что побуждает к действию. Эмоции непосредственно связаны с предпринимаемыми нами действиями. Если к действию нет эмоциональной предпосылки, то оно не может быть сделано. Можно сколько угодно внушать себе, что нам нужно сделать то-то и то-то, но если вы не чувствуете эмоциональной предрасположенности к тому, что нужно сделать, то вы будете продолжать сидеть на диване и рассматривать обои.

Эмоции связаны с действиями не только как мотиватор, но и как генератор энергии. Например, тот же страх – это энергия. У животных отсутствие мыслей помогает использовать его конструктивно – либо драпать, либо драться. У людей же принято считать, что страх – это плохо: «Мальчик, ты что – слабак?» Еще хуже с агрессией, на которую навешано огромное количество ярлыков – «плохо», «зло», «грех» и т. д.: «Девочки должны быть добрыми и покладистыми.

Драться, сердиться, возмущаться – это плохо». Агрессия же на самом деле – это тоже энергия, необходимая на биологическом уровне для борьбы за место, за территорию, для присваивания из окружающей среды важного материала, который является для человека питательным. Нет агрессии, значит, нет борьбы и, следовательно, нет места, нет территории, нет жизненного пространства. Агрессия – это всегда действие и всегда Сила. Грызть яблоко – это тоже агрессия и тоже выживание. Недаром, когда мы находимся в ситуации стресса, мы часто не отходим от холодильника (вместо того чтобы использовать родившуюся агрессию на преодоление препятствий). Агрессия – такой же механизм выживания и обеспечения жизнедеятельности, как и созидание, творчество. Она необходима. Кроме того, агрессия – это еще и выход нерастраченной физической или психической энергии. Например, если грудной ребенок ест из очень мягкой материнской груди, после еды ему еще необходимо сосать соску, чтобы сила в организме не оставалась нерастраченной и не беспокоила его.

Страх – весьма важное чувство. Его нельзя игнорировать, им нельзя не пользоваться. Ведь его поместили в человека, для блага человека. Это хорошее, полезное чувство, которое не только может унизить человека, низведя его до животного, но может и возвысить. Из страха бросить тень на друга могут и собственной жизнью пожертвовать.

В.Тарасов

В следующем упражнении мы будем исследовать и присваивать свою агрессию, отторгнутую, отчужденную когда-то под влиянием взрослых.

5. Для этого упражнения вам понадобится уединиться подальше от других людей в комнату, где вы никого не испугаете и не разрушите материальных ценностей, а также не повредите себя.

Вспомните какую-либо ситуацию, связанную с чувством агрессии – гневом, злостью, раздражением, ненавистью. Ощутите в себе это чувство, дайте ему развернуться внутри вас. Останьтесь со своим чувством наедине, увидьте его перед собой, посмотрите ему в глаза. Рассмотрите его внимательно, детально. А теперь станьте им. Если вы в ярости, дайте ей развернуться в своей душе, почувствуйте себя на ее крыльях. Чувствуйте, контактируйте с ней, погружайтесь в чувство. Изучайте его, выслеживайте его, как охотник. Отмечайте, как вы проживаете свои чувства. Возможно, вы будете рычать или строить гримасы – отлично! Сейчас вы исследователь, а не деятель, поэтому, если ваша агрессия хочет, чтобы вы, скажем, ударили кого-то или оскорбили, не стоит делать этого. Вам сейчас важно не отреагировать на то, что вызвало вашу агрессию, а присвоить себе ее энергию. Просто исследуйте себя и свое чувство. Чем меньше вы будете делать и больше замечать, ощущать и принимать, тем сильнее будут ваши ощущения и выше энергетический потенциал. Теперь проанализируйте, какая она, ваша агрессия, – сильная, слабенькая, вялая, энергичная? Изобразите ее в движении – это взмах крыльев, или движения пантеры, или рев раненого зверя? Побудьте в этом состоянии, изучите его. Что хочет от вас это состояние? Какое в нем есть для вас сообщение?

Теперь попробуйте проникнуть на более глубокий уровень этого состояния, ощутите Силу, стоящую за ним. Какова эта Сила? Как ею можно воспользоваться? Для чего она в вас?

После выполнения упражнения, чтобы лучше усвоить его опыт, возьмите свой дневник и ответьте на вопросы:

• Как изменилось ваше восприятие себя?

• Как изменилось ваше восприятие агрессии?

• Запишите ваши наблюдения в дневник.


Теперь вы знаете, что в вашем арсенале всегда есть сила, которой вы можете управлять. Это легко, если вы не считаете ее злом и чем-то плохим или некрасивым. Когда мы говорим о чем-то, что оно плохое, мы тем самым ставим между этим «плохим» и собой границу, барьер и отчуждаем это от себя. И тогда у нас нет никакого шанса этой энергией управлять и распоряжаться.

► Правило 4. Когда мы присваиваем себе чувство, мы можем с ним что-то делать. Но если мы не хотим считать его своим, то ничего не можем с этим поделать – ведь оно чье-то, не наше.

Любая вещь имеет несколько смыслов. Типичный пример – экзотерический смысл и эзотерический. Экзотерический – это явный, внешний смысл. Эзотерический – это тайный смысл, смысл не для всех. Агрессия в экзотерическом смысле – это зло. Авэзо-терическом смысле, на более глубинном уровне, где энергия еще не делится на хорошую и плохую (вообще ни на какую не делится), агрессия – это просто энергия, Сила.

В книгах Пратчетта, в его цикле про ведьм, одна из главных героинь, матушка Ветровоск, считала умение гневаться главным своим достоинством, потому что, таким образом, в ее распоряжении всегда была энергия, необходимая для того, чтобы производить магические действия.

В следующем упражнении попробуем присвоить энергию других чувств.


6. Поэкспериментируйте подобным образом с другими эмоциями: радостью, счастьем, азартом, спокойствием, уважением, любовью, ленью. Проживите их внутри себя, разверните, раскройте. Визуализируйте: в какие образы эти чувства у вас складываются? В какие ощущения в теле превращаются? Таким образом, вы ближе познакомитесь с самим собой и увидите, как много энергии окажется в вашем распоряжении, если вы будете свободно испытывать и присваивать себе разнообразные чувства.


Давайте теперь вернемся к тому, с чего начали, – к важности позитивного мышления. Мы обещали вам, что наряду с психологическими практиками будем использовать магические способы управления судьбой. Так вот, позитивное мышление – самая что ни на есть магия.

Дон Хуан, персонаж серии книг К. Кастанеды, мексиканский шаман, говорил: «Делать что-то в мире магов – это не то же самое, что учиться управлять автомобилем. Для того, чтобы что-то делать, это надо намеревать».

Если вы просто повторяете про себя одни и те же утверждения, вы свыкаетесь с ними. Если вы делаете это с намерением, то есть вкладываете в это желание, чтобы ваши утверждения стали реальностью, и энергию, которую вы знаете теперь, откуда можно брать, вы творите магию.

К. Кастанеда

Самовнушение, аутотренинг – не более чем направленное, концентрированное внимание. Если воля хорошо развита, это будет намерением, если плохо – бесполезной тратой времени. В актерской игре, для того чтобы актер мог творить на сцене, перевоплощаясь в самых разных героев, он использует свои собственные чувства, извлекая их из глубин своей души, и свое внимание. Это внимание имеет несколько видов:

1. Внимание к себе и своим чувствам.

2. Внимание к партнеру и его действиям. Актер верит в то, что делает его партнер, в искренность чувств и переживаний роли партнера. Когда актер видит партнера и откликается на его действия своими искренними чувствами, рождается истинное перевоплощение, и тогда мы говорим: «Я верю!»

3. Внимание к зрителю: чувства актера настолько сильны, что мы заражаемся ими, в нас откликаются похожие переживания, и опыт героя фильма или спектакля кажется нам до боли знакомым.

► Правило 5.

Доверяйте своим чувствам и их энергии.

Чтобы ваши чувства и их энергия могли реализоваться, необходимо любить их, считать их нужными и правильными и ни в коем случае не осуждать себя за них, какими бы они ни были. Чувства, которые осуждены, которые подвергаются презрению, человек подавляет и прячет, пытаясь их уничтожить. А это самый лучший способ сделать их бесконтрольными, неуправляемыми. Подавленные, они никуда не исчезают – они копятся, и в какой-то момент, когда вы теряете равновесие, они взрываются, сметая все на своем пути. А когда этот приступ проходит, вы снова осуждаете себя за свои же чувства, и вновь возникает заколдованный круг: подавление – взрыв, подавление – взрыв.

► Правило 6.

Для позитивного мышления необходимо подкрепление, а именно – любовь к себе.

Недостаточно говорить себе, что вы красивы, не следя при этом за своим внешним видом.


7. С сегодняшнего дня начните одеваться в красивую и удобную одежду и перестаньте носить что попало – проявите уважение к своей внешности. Начните есть хорошую и полезную пищу и перестаньте есть лишь бы что – проявите уважение к своему организму. Начните общаться с теми людьми, которые вам приятны, и перестаньте общаться с теми, кто вам неприятен. Тщательно выбирайте книги, которые вы читаете, дела, которыми вы занимаетесь. И проверяйте каждый раз: то, что вы сейчас делаете, – это действительно то, что вы хотите, или нет?


Выполняя это упражнение каждый день, записывайте ваши наблюдения в дневник: что вам удалось, а что нет, какие чувства и мысли поддержали вас, а какие остановили.

В заключение этой главы, чтобы подвести итоги и наметить направления движения, сделаем еще одно упражнение.


8. Запишите 10 качеств, умений, черт характера, которые помогли вам добиться каких-либо положительных изменений в жизни. После того как вы составите этот список, взгляните на него и осознайте: это – ваши ресурсы, ваша сила, ваш арсенал средств, ваши достоинства.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Самое главное, что делает человек, намереваясь управлять своей судьбой, – это производит манипуляции в себе самом. Для того чтобы получить то, что я хочу, нужно сначала понять, что я хочу. Поэтому прежде всего необходимо познать самих себя, собственное устройство.

2. Любое ваше состояние важно, это информация о вас и вашем контакте с окружающим миром, а также информация о мире.

3. Ваши эмоции – это мотиватор для действий и генератор энергии. Когда мы присваиваем себе чувство, мы можем с ним что-то делать.

4. Если мы мыслим позитивно: с уважением, заботой и любовью относимся сначала к себе, а затем – к людям, миру, то мы получаем в ответ то же самое.