Вы здесь

Тренинг публичных выступлений. Глава 3. Психологическая подготовка к публичному выступлению ( Коллектив авторов, 2018)

Глава 3. Психологическая подготовка к публичному выступлению

В результате изучения данной главы студент должен: знать общий порядок и конкретные приемы подготовки к публичному выступлению в соответствии с ориентационным, содержательным и эмоционально-волевым этапами, а также знать нежелательные и неэффективные приемы подготовки к выступлению;

уметь формулировать цели и задачи выступления, планировать свое выступление по времени, повышать свою эмоционально-волевую готовность к выступлению;

владеть конкретными приемами подготовки к публичному выступлению на разных этапах работы с планами, текстами, презентациями и над собственной психологической (эмоционально-волевой) готовностью к выступлению.

3.1. Ориентационный этап подготовки к выступлению

Важный «ориентировочный» шаг – это выбор самого варианта подготовки к публичному выступлению в зависимости от имеющегося времени и необходимости часто/ или не очень часто делать такие выступления. Можно рассмотреть разные варианты подготовки к публичному выступлению, среди которых условно выделяются: 1) заблаговременная подготовка, часто осуществляемая предварительно в рамках тренингов общения или специального обучения ораторскому искусству; 2) непосредственная подготовка с учетом конкретной задачи выступающего.

В настоящее время имеется немало предложений пройти предварительную подготовку как в рамках цикла тренинговых занятий, так и в формате повышения квалификации для специалистов, часто использующих публичные выступления в своей работе. Нередко на таких занятиях обучающихся также знакомят с правилами подготовки к выступлениям, а потом еще и закрепляют в специальных упражнениях определенные навыки подготовки к таким выступлениям. Например, К. Никулин предлагает участникам на своих тренингах четко спланировать свое выступление, а главное – преодолеть страх перед работой с большой аудиторией. Другие тренеры, например, А. Ищенко, больший акцент делают на повышении убедительности своего выступления (выделение сильных сторон, выбор удачной стратегии аргументации, эмоциональная «зарядка» аудиторию и т. п.). Исправила фразу. Предварительная подготовка к выступлению часто помимо общего знакомства обучающихся с общими правилами выступления главный акцент делает на преодолении первичных опасений в своей неспособности работать с большой аудиторией.

Если говорить о подготовке к конкретному выступлению, то приходится в большей степени учитывать конкретные цели такого выступления и условия работы с конкретной аудиторией. И именно о такой «ориентировке» в этой конкретике дальше будет идти речь. В различных пособиях, посвященных ораторскому искусству и мастерству публичных выступлений, еще со времен Д. Карнеги предлагаются в целом похожие советы и рекомендации по подготовке выступлений [13; 92]. Интересный опыт подготовки выступлений накоплен в образовании, где преподавателям часто приходится готовиться к занятиям с учебными группами [44].

С учетом рекомендаций упомянутых авторов, а также на основе обобщения собственного опыта (преподавательской деятельности и участия в многочисленных форумах и конференциях), мы предлагаем ниже следующие общие рекомендации на «ориентационном этапе» по подготовке публичного выступления перед конкретными аудиториями:

1. Уточнение для себя цели и более конкретных задач выступления. Обычно задачи являются конкретизацией цели, что в дальнейшем поможет более содержательно подготовить основные идеи и при необходимости – тексты выступления. При этом можно обозначить для себя «цель-минимум» (обязательную информацию и идеи, которую Вы хотели бы донести для данной аудитории даже при не очень благоприятных условиях выступления) и «цель-максимум» (информацию и идеи, которые можно было бы дать аудитории при благоприятных условиях выступления).

2. Учет ожидания аудитории от Вашего выступления. Сами эти ожидания часто определяются следующими обстоятельствами:

1) общим контекстом Вашего выступления (в рамках определенного цикла занятий или в рамках определенной темы совещания конференции, круглого стола);

2) реальными проблемами, которые волнуют слушателей;

3) уровнем их общей культуры и компетентности в обсуждаемых вопросах;

4) возможного общего настроя на серьезное восприятие Вашего выступления;

5) возможных осложняющих моментов, которые могут помещать Вашему выступлению (например, участников не очень интересуют обсуждаемые вопросы и их собрали на выступление скорее как «массовку», кто-то может просто сорвать Ваше выступление, в аудитории нет технических средств для мультимедийной презентации выступлений и т. п.).

3. Согласованность Вашего выступления с выступлениями других ораторов. Например, в зале могут присутствовать важные люди, которым могут не понравиться некоторые Ваши тезисы и которые сами будут предлагать аудитории совсем иные идеи. Здесь Вы должны решить: либо вообще отказаться от смелого выступления (не рисковать), либо подготовиться к дискуссии.

4. Учет регламента выступления, куда обычно включают:

1) время самого Вашего сообщения;

2) время на возможные вопросы к оратору и на его ответы аудитории;

3) время на возможную дискуссию.

5. Материальные условия:

1) техническая оснащенность аудитории (хороший микрофон, мультимедийные средства и др.);

2) наличие достаточного количества места для слушателей (если мест мало, то кому-то придется стоять, а кто-то может уйти, не дослушав до конца, и т. п.);

3) возможность для слушателей конспектировать услышанное (удобные столы или откидные столики и т. п.).

3.2. Содержательная подготовка к выступлению

Обычно само содержание выступления во многом продумывается заранее. Но с учетом конкретных условий, описанных в предыдущем разделе, содержание может быть значительно скорректировано. Исходя из цели выступления необходимо выделить главную идею, которую следует донести до слушателей. Иногда в коротком выступлении рекомендуют сконцентрироваться вокруг этой главной идеи и не разбрасываться на второстепенные моменты. Правда, если еще на «ориентировочном этапе» удалось сформулировать и более конкретные задачи (как производные от цели), то по каждой из таких задач могут быть обозначены вспомогательные идеи. Такие вспомогательные идеи могут стать основой плана выступления. Сам план предполагает определенную последовательность аргументов (проблем и противоречий, фактов, логических заключений и т. п.), которые обосновывают как вспомогательные идеи, так и центральную мысль выступления. Для облегчения восприятия выступления рекомендуется опираться на следующую схему: «тезис – доказательство – вывод» [44]. Но нередко выступающие ориентируются и на другую схему: «информация (доказательство) – вывод – тезис», рассчитывая, что слушающие будут следовать за логикой рассуждений выступающего и сами придут к нудному выводу – по аналогии с чтением детектива, когда автор до последнего момента сохраняет интригу, а потом удивляет читателя разгадкой. Мы считаем, что последняя схема не очень продуктивна, поскольку слушатель может сделать и иной вывод, чем это планировалось выступающим, и тогда сложнее будет донести до аудитории основные идеи выступления. Правда, если оратору удается поддерживать у аудитории живой интерес к теме выступления, а сам выступающий достаточно авторитетен для слушателей, то сохранение интриги может произвести хорошее впечатление и цель будет достигнута. При работе над содержанием выступления часто рекомендуют использовать конспект в виде текста. При этом ключевые формулировки (особенно формулировки основной и вспомогательных идей) должны быть продуманы достаточно тщательно.

Конец ознакомительного фрагмента.