Глава 1. Общая характеристика психологического тренинга
В результате изучения данной главы студент должен: знать о методах активного социально-психологического обучения; понятие и виды социально-психологического тренинга;
уметь применять тренинговые методы развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением;
владеть приемами и методами психологического взаимодействия между людьми в профессиональной деятельности.
1.1. Тренинг как метод активного социально-психологического обучения
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»
В XX веке теоретические наработки в психологии социальных групп стали широко применяться в практике различных сфер человеческой жизни. Необходимость использования интерактивных методов в обучении привело к тому, что в конце прошлого столетия в образовательном процессе стали все шире использовать групповые формы обучения и развития, к которым следует отнести тренинги, отвечающие требованиям современной жизни, насыщенной различными общественными и психологическими проблемами [6; 25; 30; 38; 39; 60].
В современный период социально-психологический тренинг как один из востребованных и распространенных методов активного социально-психологического обучения становится актуальным и динамичным на рынке психологических и образовательных услуг, привлекая своей эффективностью, психологической атмосферой, конфиденциальностью, внутренней открытостью, индивидуальной и групповой рефлексией и многими другими явлениями. Применение тренингов представляет возможность эффективного решения задач, связанных с личностным ростом, развитием самопознания и самопринятия, управлением эмоциями, развитием навыков общения, формированием коммуникативных компетенций.
С помощью тренинга решается значительное число различных актуальных проблем, в частности, профессионального и личностного развития, что привело к его применению в разных областях профессиональной деятельности. В социально-психологическом тренинге формируются навыки для эффективного взаимодействия с миром, что создает условия для достижения успеха в различных областях жизнедеятельности, способствует эффективности коммуникаций и т. п.
Появление тренинговых методов воздействия на личность имеет исторические предпосылки. То, что воздействие на группу, в частности, в целях лечения, может быть иногда эффективнее, чем на одного человека, было известно еще, пожалуй, даже нашим пещерным предкам. Успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных наблюдалась и в шаманской практике. Различными целителями и знахарями во все времена существования людей использовались механизмы эмоционального возбуждения и заражения, которых наиболее сильно проявляются в группе.
Э. Дюркгейм и Г. Зиммель стали первыми социологами, начавшими изучать на рубеже XIX и XX столетия групповые методы, а также их функции и механизмы.
Огромное влияние на развитие социально-психологического тренинга оказали исследования Курта Левина и его последователей, став основой концепции лабораторного тренинга в США. В созданной в США в 1950 году Национальной лаборатории тренинга у управленческого персонала, менеджеров и политических лидеров формировались навыки эффективного межличностного взаимодействия, управления конфликтами в организациях и т. п. «Теория поля» К. Левина обусловила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах. Идеи бихевиоризма создали условия для появления групп тренинга умений, ориентированных на поведенческие модели обучения.
Вспоминая историю групповых методов в психотерапии и психологии, следует отметить вклад Джекоба Морено, которого считают отцом групповой психотерапии, создавшего психодраму и организовавшего первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов. Cледует отметить, что значительное количество школ групповой психотерапии и тренингов появились либо из основных направлений психологии: психоаналитического подхода, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, либо как результат соединения разных психологических теорий (например, гештальттерапия Ф. Перлза может считаться объединением и развитием идей психоаналитического и феноменологического подходов с положениями гештальтпсихологии). В телесно-ориентированной терапии В. Райха заложены идеи классического психоанализа. Нейролингвистические программисты ведут свои начала от современного необихевиоризма. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса [72] имеет связь с гуманистическими идеями экзистенциальной философии, что привело к появлению тренингов социальных и жизненных умений, которые проводились в целях профессиональной подготовки менеджеров для их психологической поддержки и профессионального развития. Но академической наукой, считавшей более важными фундаментальные исследования, долго не воспринимались серьезно групповые формы психологической работы.
Социально-психологический тренинг в России имеет собственные глубокие традиции. Еще в 20—30-е годы прошлого столетия, изучая и внедряя методы профессионального отбора и профессиональных консультаций, способы психологической рационализации профессионального образования, создавая специальные тренажеры и разрабатывая приемы психологического воздействия на группу, российские психологи активно применяли элементы методов, которые в дальнейшем стали называться тренинговыми. В тот же период создавались первые деловые игры, уже позднее вошедшие в структуpу многих тренингов.
Другое направление, реализовывавшее групповые методы в социальной практике, возглавила педология, пытавшаяся разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в духе коммунистического воспитания.
Во многих воспитательных системах того времени применялись различные психотехнологии, впоследствии использованные в психологических тренингах, например, методики, применявшиеся А. С. Макаренко в групповой работе с беспризорниками.
Большое распространение в то время в советской психологии получили идеи З. Фрейда. Отечественными психологами творчески применялись групповые методы на основе психоаналитических идей в работе с детьми. Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке, так как развитие этих направлений было фактически прекращено в Советском Союзе из-за запрета их властью и преследования ученых и практиков. Долгое время в России не было возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с мировым психологическим опытом. Однако В. А. Сухомлинский и другие советские педагоги разрабатывали формы группового воздействия (педагогические исследования обучающего и воспитательного эффекта учебного коллектива).
Являясь по сущности совместным творчеством участников и ведущего, тренинг создает предпосылки для раскрытия и освоения не применяемого до настоящего момента жизненного, творческого и духовного потенциалов личности [57].
Достаточно сложно объяснить человеку, что такое тренинг, для это необходимо побывать на нем.
В группах социально-психологического тренинга, о которых мы будем говорить в этой главе, для обучаемого создаются условия получения необходимого личностного и профессионального опыта, что облегчает его личностное и профессиональное саморазвитие, позволяет лучше познать самого себя.
В современном понимании тренинг включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции. Современный российский психолог И. В. Вачков предлагает определение тренинга как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [16]. Другой российский психолог Ю. М. Емельянов дает определение тренинга как «группы методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» [28]. А. С. Прутченков полагает, что «слово тренинг не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия «тренировки» [67, с. 5].
В зависимости от психологической теории, являющейся основой для тренинга, и целей его проведения существуют различные понятия тренинга, в частности:
• тренинг как своеобразный метод дрессуры с жесткими манипулятивными приемами для формирования нужного поведения участников;
• тренинг как тренировка, результатом которого является формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и поиска ими способов решения своих психологических проблем;
• тренинг как форма активного обучения, цель которого – передача определенных психологических знаний, а также формирование и развитие умений и навыков.
В связи с разным пониманием психологического смысла тренинга по-разному называют проводящего тренинг: тренер, ведущий, директор группы, руководитель, фасилитатор, эксперт и т. д.
В нашем случае тренинг рассматривается в качестве метода активного обучения, применяемый для углубления знаний, выработки навыков, умений и социальных установок с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Среди всего разнообразия методов активного социально-психологического обучения тренинг отличается определенными характерными только для него особенностями, к которых следует отнести:
• соблюдение ряда принципов групповой работы;
• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, но и от самих участников;
• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 12 до 16 участников), периодически собирающейся на занятия группы или работающей непрерывно в течение 2–5 дней («тренинги-марафоны»);
• определённая пространственная организация (удобное изолированное помещении, стулья для участников чаще располагаются по кругу);
• акцент на взаимоотношениях участников группы, развивающихся и анализирующихся по принципу «здесь и теперь»;
• применение активных методов групповой работы;
• объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
• атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности [9; 17].
С. И. Макшанов выделяет основные принципы социально-психогического тренинга, которые включают 4 группы принципов (рис. 1).
Рис. 1. Основные принципы социально-психологического тренинга (по С. И. Макшанову)
К результатам социально-психологического тренинга можно отнести:
• осознание наличие у себя определенных паттернов поведения;
• сравнение их с паттернами поведения других людей;
• экспериментальное убеждение в их достоверности (недостоверности);
• выработка и апробация новых, более эффективных, паттернов поведения и соотнесение их со своими личностными ресурсами.
Работа в тренинговых группах по сравнению с индивидуальной имеет ряд преимуществ, выделенных еще в 1993 году К. Рудестамом [74]:
• групповой опыт противодействует отчуждению, оказывает помощь в решении межличностных проблем; человек перестает замыкаться в самом себе со своими трудностями, выясняет, что его проблемы не уникальны, что и другими людьми могут переживаться похожие чувства, является сильным психотерапевтическим фактором;
• в группе отражается общество в миниатюре, выявляются такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сущности в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, которая характерна для реальной жизни участников тренинга, что позволяет им в условиях психологической безопасности увидеть и проанализировать психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
• в группе создаются условия для получения обратной связи и поддержки от участников с похожими проблемами;
• благодаря участию в групповой работе человек получает возможность обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; в реальной же жизни всегда есть риск непонимания, неприятия и даже наказания. Тренинговые группы, выступая в качестве своеобразного «психологического полигона», предоставляют человеку возможность попытки вести себя по-другому, чем обычно, возможность «примерки» новых моделей поведения, попробовать начать по-новому относиться к себе и к людям, – и все это в атмосфере Обучение новым моделям поведения и отношения происходит в обстановке благожелательности, принятия и поддержки, что также способствует эффективности закрепления навыков;
• участники в группе получают возможность идентификации себя с другими, могут «примерить» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; эмоциональная связь и сопереживание, возникающие в результате этого, содействуют личностному росту участника;
• благодаря взаимодействию в группе создается напряжение, помогающее выявлению психологических проблем каждого участника; что не происходит эффект при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе;
• в группе облегчаются процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; открытие себя другим и открытие себя самому себе дают возможность понимания себя, изменeния себя и повышения уверенности в себе;
• групповая форма имеет преимущества и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду [16].
1.2. Организация и этапы проведения тренинга
В социально-психологическом тренинге как форме обучения, которая построена на применении преимуществ групповой работы, выделяют три относительно самостоятельных процесса:
• процесс обучения;
• процесс групповой динамики;
• процесс развития личности.
Тренинги, в которых ведущую роль играет процесс обучения в различных сферах профессионального общения, методически опираются, как правило, на классический бихевиоризм Дж. Уотсона, ортодоксальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера или социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры.
Общие тренинговые методы
К общим тренинговым методам относятся:
• групповая дискуссия, предполагающая совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, что позволяет в процессе непосредственного общения прояснение (или изменение) мнения, позиции и установки участников группы. В результате групповой дискуссии проблема рассматривается с разных сторон, что дает возможность уточнить взаимные позиции, уменьшить сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы. Групповая дискуссия может быть способом групповой рефлексии путем анализа индивидуальных переживаний, что усиливает как сплоченность группы, так и способствует самораскрытию участников;
• игровые методы, которые подразделяют на ситуационно-ролевые, дидактические, организационно-деятельностные, творческие, имитационные и деловые игры. Игровые методы дают возможность преодолеть скованность и напряженность участников на начальной стадии групповой работы, являясь условием безболезненного снятия «психологических защит». Они могут быть инструментом диагностики и самодиагностики, что позволяет обнаружить как наличие сложностей в общении, так и серьезные психологические проблемы.
Игровые методы интенсифицирует процесс обучения, закрепляют новые поведенческие навыки, участники тренинга приобретают новые способы лучшего взаимодействия с другими людьми. Происходит закрепление вербальных и невербальных коммуникативных умений [40]. Игра – это психотерапевтическое и психокоррекционное средство в любом возрасте;
• методы, направленные па развитие социальной перцепции предназначены для развития умений воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу;
• методы телесно-ориентированной психотерапии делятся на работу над структурой тела, чувственное осознание, нервно-мышечную релаксацию и восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо);
• Медитативные техники применяют для обучения физической и чувственной релаксации, формирования и развития умения снимать излишнее психическое напряжение, снятия стрессовых состояний. Результатом применения данных техник становится развитие навыков аутосуггестии и закрепление способов саморегуляции.
Каждая тренинговая группа может устанавливать свои особые правила проведения тренинга, однако имеется ряд основных базовых правил, которых следует придерживаться. Выделяют несколько основных базовых правил тренинга (см. рис. 2)
Рис. 2. Правила тренинга, которые характерны для значительного количества тренинговых групп
• «Здесь и теперь»
Этот принцип означает, что для участников тренинга предметом их анализа постоянно должны быть процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещены проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению навыкам сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, формированию и развитию навыков самоанализа.
• Искренность и открытость
Во время проведения тренинга нельзя лицемерить и лгать. Успешность зависит работы в группе от искренности и откровенности участников тренинга. Откровенность в рассказах о том, что действительно волнует и интересует участников, искренность в предъявлении чувств содействуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то информации, важной каждому участнику, информации, запускающей механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Конечно, в самом начале тренинга введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. Казалось бы, почему участники группы, еще почти незнакомые, начнут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми? Но всё же уже через несколько часов занятий правило начинает действовать, особенно если ведущий (тренер) сам является образцом эффективного участника тренинга.
• Принцип Я
Главное внимание участников должно быть направлено на процессы самопознания, самоанализ и рефлексию. Оценка поведения другого участника должна реализовываться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Нельзя высказываться: «мы считаем…», «у нас есть другое мнение…» и т. п., то есть не следует перекладывать ответственность за свои чувства и мысли на аморфное «мы». Во всех высказываниях должны использоваться личные местоимения единственного числа: «я чувствую…», «я думаю…». Одна из важных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже в первых групповых дискуссиях обнаруживается непохожесть мысли и чувства разных участников тренинга, что показывает необходимость введения этого правила.
• Активность
Групповая работа не дает возможности быть пассивным, «спрятаться за спины других». Так как социально-психологический тренинг является одним из активных методов обучения и развития, то норма активного участия всех в происходящем на тренинге должна быть непременно.
Также проведение большинства упражнений предполагает участие всех участников. Но и когда выполняется упражнение с демонстрационным характером или участникам предлагается индивидуальная работа в присутствии группы, у всех участников есть бесспорное право высказаться по окончании упражнения.
• Конфиденциальность
Это правило означает, что все сказанное участниками группы при проведении тренинга относительно конкретных участников не должно «выходить» из группы. Это этическое требование создает условия для климата психологической безопасности. Это правило направлено на формирование доверия к членам группы и группе в целом. Понятно, что полученные в тренинге психологические знания и освоенные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне тренинга: в профессиональной и учебной деятельности, в повседневной жизни, в коммуникациях.
Кроме указанных правил тренинга рассматривается вопрос обращения участников. В тренинге принято обращаться на «ты» к участникам и тренеру независимо от возраста и социального статуса. Такое общение создает дружескую и свободную обстановку в группе, хотя может осуществляться достаточно трудно в первое время из-за привычки и иерархичности отношений.
Также всем членам группы ведущий предлагает выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя», по которому все остальные участники должны будут к нему обращаться. Можно оставить собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), можно взять детское или институтское прозвище, можно назвать себя именем любимого литературного персонажа, героя фильма или просто любое имя.
В самом начале эти процедуры создают особые условия взаимодействия участников, а их игровой характер дает возможность в некоторой степени снизить напряжение и уровень тревоги участников. Правила тренинговой группы позволяют создать особый благоприятный психологический климат, зачастую значительно отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, понимая это, принимаются сами следить за соблюдением групповых правил.
• Процедура знакомства
Игровая методика на знакомство выбирается в зависимости от темы тренинга, количества участников, продолжительности тренинга.
• Формирование норм и правил в группе
Целью данного этапа является фиксация правил группы как основы работы в тренинге. На этом этапе обсуждаются и принимаются основные правила группы. Выясняется, в какой степени предложенные правила ясны участникам? Какие из новых правил кажутся полезными, а какие – обременительными?
• Упражнения
Упражнения могут быть на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное – индивидуальное. В основе занятия находятся экспериментальные упражнения, в которых четко определяется последовательность действий, выделяются возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, созданы условия для хорошего настроя на обучение;
• Завершение процедур
Все упражнения после выполнения активно обсуждаются в группе в форме групповой дискуссии. Участникам задаются вопросы: какие выводы Вы сделали для себя во время упражнения? Что было сложного (легкого)? И т. п.;
• Обратная связь в тренинговой группе – одна из важнейших составляющих психологического тренинга, так как она способствует развитию самопонимания участников. Обратная связь должна быть конструктивной и соответствовать определенным правилам.
Правила обратной связи:
• сначала всё хорошее;
• выражение мыслей предельно ясно;
• конкретность, полезность и лаконичность;
• слова имеют значение;
• обратная связь – это обоюдный процесс;
• обратную связь запрашивают.
• Ритуалы в группе
Ритуал – установленный традицией порядок выполнения определенных действий, на самом деле это одна из форм игровой деятельности. Такие ритуалы, как приветствие, начало и конец занятия, моменты психологической поддержки и др. вводятся с первого занятия. Могут быть разные варианты приветствия: «пожелания на сегодняшний день», «комплимент участнику», «невербальное приветствие» и др. Когда мы говорим о ритуале прощания, речь идет об окончании каждого занятия. Традиционная схема занятия – тоже ритуал, который в силу повторяемости оказывает влияние на участников тренинга. Ритуалом могут быть аплодисменты после успешного выполнения упражнения, остроумного высказывания участника и др.
• Завершение тренинга
Каждое из занятий должно заканчиваться обсуждением проделанной работы. Это очень важно. Для обсуждения задаются вопросы типа: «Что нового сегодня вы узнали?», «Было ли полезно для вас сегодняшнее занятие?», «Выскажите, что вы хотели, но не сказали», «Чтобы вы хотели изменить в себе к следующему занятию?». Следует выслушать всех участников. Каждый участник вкратце расскажет остальным, что он будет и как он будет это делать после того, как выйдет из дверей (Приложение 1).
Тренер тоже должен поделиться своими чувствами и мыслями и сказать об общих положительных достижениях. Закончить занятие можно, высказав благодарности группе.
Работа тренера включает в себя 7 видов деятельности, представленных на рис. 3.
Рис. 3. Виды деятельности тренера социально-психологических тренингов
Таким образом, социально-психологический тренинг направлен как на развитие личности, так и формирование коммуникативных умений и навыков. Социально-психологический тренинг – это активный метод обучения путем приобретения жизненного опыта в специально созданных безопасных условиях посредством моделирования жизненных ситуаций.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие направления психологии XX века применяли групповые методы?
2. Назовите преимущества групповой формы психологической работы по сравнению с индивидуальной.
3. Перечислите существенные специфические характеристики тренинга, которые его отличают от других методов психологической работы.
4. Сформулируйте определение групповой дискуссии как метода тренинговой работы.
5. В каких целях используются в тренинге медиативные техники?
6. Объясните, для чего применяются игровые процедуры в тренинге.
7. Почему важно установление правил (норм) каждой тренинговой группы?
8. Раскройте содержание правила тренинга Принцип Я. Выполнению каких задач тренинга оно способствует?
9. Какое значение имеет обратная связь для эффективности тренинга?
10. Приведите примеры ритуалов, применяемых в социально-психологических тренингах.
1. Впервые вопросы групповой динамики затрагивались в работах:
1) К. Левина;
2) Дж. Морена;
3) Ф. Перлза;
4) З. Фрейда;
5) Ф. Райха.
2. Методы телесно-ориентированной психотерапии:
1) хатхайога;
2) айкидо;
3) джиу-джитсу;
4) тайчи;
5) хапкидо.
3. Обратная связь в тренинговой группе должна отвечать следующим требованиям:
1) соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
2) носить характер советов или рекомендаций;
3) ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
4) даваться от собственного лица.
4. Удачная формулировка обратной связи:
1) Я отвлекался от работы, когда ты перебивал меня;
2) Я отвлекался от работы, потому что ты меня все время перебивал, так как ты не умеешь самостоятельно работать.
5. Тренинг психологического взаимодействия, направленный на повышение индивидуальной эффективности людей в разных сферах жизни, и в бизнесе в частности: 1) психологический тренинг;
2) инструктивный трениг;
3) бизнес-тренинг;
4) тренинг продаж;
5) тренинг консультирования.
6. Для обучения физической и чувственной релаксации и снятия стрессовых состояний применяют:
1) методы, направленные па развитие социальной перцепции;
2) методы телесно-ориентированной психотерапии;
3) медитативные техники;
4) игровые методы;
5) методы использования парапсихологических феноменов.
7. Отличие тренинга от других методов социально-психологического обучения:
1) пассивная позиция участника;
2) атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности;
3) низкая эмоциональная включенность участника;
4) акцент на взаимоотношениях участников группы, развивающихся и анализирующихся по принципу «здесь и теперь»;
5) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.
8. Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим. Назовите, на каком этапе тренинга можно применять это упражнение.
9. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением («ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует. На что направлено это упражнение?
10. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
Какие навыки развивает эта игра?