Глава 1.
Мы – веселые духовные создания, играющие в жизнь со Вселенной
Мы можем выбрать для себя ту картину мира, которая будет работать на нас
Как вы думаете, ваше представление о мире помогает вам в жизни, или, наоборот, мешает, чрезмерно усложняя жизнь, делая ее трудной, тяжелой, безрадостной?
Какова она, ваша личная картина мира? Вы уверены, что она в самом деле работает на вас, а не против вас?
Ведь у каждого из нас – своя собственная картина мира. Это только кажется, что мы все живем в одном общем мире, одинаковом для всех. На самом деле сколько людей, столько и миров, столько и представлений о мире. И если вы оглянетесь по сторонам и внимательно приглядитесь и к себе, и к другим, то обязательно заметите, что каждый человек являет собой нечто вроде отдельной вселенной со своими законами. То, что правильно и справедливо для вас, может оказаться неправильным и несправедливым для вашего соседа по дому, хотя вы каждый день ходите одной и той же дорогой и видите из окна один и тот же пейзаж. Но его мысли и чувства, его стремления и желания, его убеждения, его цели и планы, его сны и мечты очень сильно отличаются от ваших – так, что вы и в самом деле в каком-то смысле являетесь инопланетянами друг для друга.
Единой, общей для всех картины мира, единого представления о мироустройстве человечество до сих пор не выработало. Потому что каждый из нас воспринимает мир в соответствии со своими индивидуальными представлениями, верованиями, убеждениями. Кто-то унаследовал их от предков, усвоил в процессе воспитания и образования, кто-то вывел из своего собственного опыта, кто-то присоединился к господствующим в обществе взглядам. Так или иначе – но мы выбираем, во что верить, что считать за истину. Даже если эти убеждения навязаны нам – мы все равно сами сделали этот выбор, позволив себе навязать их.
Выбор – вот самое важное слово здесь. Раз у человечества нет единого представления о мироустройстве, значит, мы можем выбирать, какую картину мира считать для себя истинной. И выбор у нас на самом деле очень велик!
Вы можете сделать выбор в пользу материализма, и начать считать, что за пределами видимого, материального мира ничего не существует.
Вы можете следовать убеждению, что Бог – это выдумка церковников, что души на самом деле не существует, а человеческая жизнь – это череда страданий, заканчивающихся окончательной и бесповоротной смертью, пустотой и темнотой, за которой уже ничего нет.
Но вы можете выбрать и другую позицию:
начать считать, что мир устроен мудро и разумно, что в нем существует множество измерений за пределами его видимой материальной части, что человек – это бессмертный дух, пришедший на Землю и временно принявший человеческий облик ради получения нового опыта и знаний, а также ради удовольствия и приключений.
Какая из этих двух позиций больше способствует оптимизму и жизнелюбию?
Какая из двух позволяет чувствовать себя счастливее, а свою жизнь – более наполненной смыслом?
Конечно же, вторая – в этом нет сомнений.
Представьте, каким чудесным образом может измениться к лучшему наша жизнь, если мы позволим себе – пусть не поверить, пусть хотя бы поиграть в то, что мы являемся вечными, бессмертными существами, пришедшими на Землю из других, нематериальных измерений, чтобы поиграть здесь в увлекательную игру под названием «Жизнь».
В самом деле, если никто не знает настоящей правды о том, как устроен мир и кто мы на самом деле такие – почему бы нам не поиграть в правду, которая позволяет стать намного счастливее, жизнерадостнее, успешнее?
Почему бы нам не поиграть в правду, которая придает новый смысл нашей жизни, мгновенно улучшает настроение, выводит из состояния подавленности, депрессии, отгоняет мрачные мысли, а главное – позволяет жить намного более насыщенно, плодотворно и полноценно?
Такую игру предлагает нам Ричард Бах. Попробуем? И пусть поначалу нам может казаться, что это самообман. Но весь фокус в том, что когда мы начинаем играть в такую игру – сама жизнь словно включается в нее и принимает наши правила.
И тогда мы понимаем: это в самом деле работает!
А раз работает – значит, это уже не может быть самообманом. Значит, эти правила и в самом деле действуют – действуют в реальной жизни.
Начав жить в новой картине мира, вы заметите удивительную вещь: мир и в самом деле становится таким, каким мы его представляем. В этом состоит одна из самых чудесных неразгаданных тайн Вселенной.
Вы считаете, что вокруг лишь зло, что мир жесток и несправедлив? Он будет для вас именно таким.
Но стоит начать считать, что мир полон любви, что все в нем происходит не случайно, что жизнь полна радости и смысла, что смерти не существует, а вы на самом деле вечны, бессмертны и могущественны – как мир волшебным образом преобразится, заиграет яркими красками и станет именно таким, каким вы его видите.
Когда Дональду Шимоде, герою книги Ричарда Баха «Иллюзии», задали вопрос, почему он так уверен в истинности произносимых им слов, он ответил: «Я не знаю, истинно ли все это… Я просто в это верю, потому что это доставляет мне радость».
Мы все вольны верить в то, что доставляет нам радость. И тогда сама жизнь начинает доставлять нам радость. И это истинная, а не придуманная радость, вот в чем фокус. А если жизнь становится радостной – то в ней появляется множество возможностей, о которых мы и не подозревали.
Внутренний ребенок – веселое создание – ждет, когда вы вспомните о нем
Итак, мы собираемся жить в новой картине мира, выбирая новую жизнь и новых себя. И первое, чему нам придется научиться – это игре.
Вернее, учиться нам не нужно – нам нужно только вспомнить о том, как это делается.
Все дети умеют играть, хотя специально их этому никто не учит. Дети играют с удовольствием и радостью, вот почему их жизнь интересна и полна смысла. Взрослые же считают, что игра – детское несерьезное занятие, и не позволяют себе этого. Не замечая, как жизнь становится тусклой, скучной и убогой.
Нам необходимо играть независимо от возраста, потому что игра – это и есть наша истинная суть. «Мы – играющие в игры, получающие развлечения сознания». Мы – это сознания, или духовные существа в первую очередь. Почему бы не поверить в свою веселую, любящую играть духовную сущность?
Только прежде нам надо уточнить само понятие игры, чтобы прийти к его истинному смыслу. Игра в рулетку, в карты, или компьютерные игры – это ведь тоже игры, но мы не их сейчас имеем в виду.
Игра в ее истинном смысле в чем-то близка тонкому актерскому искусству. Или к тем детским играм, в которых мы представляли себя кем-то другим, примеряя те или иные роли. Не случайно во всем мире популярна профессия актера. Не случайно люди любят кино и театр. Потому что все, связанное с перевоплощением, игрой в кого-то другого, очень близко нашему духу.
Наш дух, являющийся нашей истинной сутью, пришел на Землю играть, испытывать себя в разных ипостасях, вживаться в разные роли, проходить через разные ситуации, чтобы получить необходимый ему опыт – и не только опыт, а еще удовольствие от игры.
Мы забываем о своей сути играющего духа. Мы воспринимаем происходящее с нами слишком серьезно. Так мы сами делаем свою жизнь полной драматизма, боли и страданий.
«Чем меньше ты знаешь об игре, чем больше забываешь, что ты – игрок, тем бессмысленнее становится жизнь».
Следующие упражнения – это не столько упражнения, сколько опыты, которые вы можете проделывать в любое удобное для вас время и в любом месте. Вы можете сделать их частью своей каждодневной жизни. Вы можете практиковаться наедине с собой или среди людей. В любом случае они расширят ваши представления о самом себе и об окружающей действительности. Они внесут в вашу жизнь элемент игры, которая может до неузнаваемости расцветить ваши будни.
Упражнение 1. Мир глазами туриста
Выберите любое удобное время, чтобы представить, что вы турист и в первый раз видите все, что вас окружает. Представьте, что вы приехали из очень далекой страны, и все вокруг для вас странно и непонятно.
Вы каждый день ходите по одной и той же улице?
А какой бы увидел эту улицу турист из экзотической страны?
Как воспринимал бы ее индеец из туземного племени?
Очень богатый человек, привыкший передвигаться на личном самолете и давно не ходивший пешком?
Представитель северных народов, или, наоборот, тот, кто приехал из жаркой страны?
А если бы это был инопланетянин?
А если этот турист прибыл из далекого прошлого, или, наоборот, из будущего?
Вы можете каждый день примерять на себя новую роль – хотя бы на десять-пятнадцать минут представлять себя другим человеком, для которого все вокруг в новинку.
Вы увидите, как изменилось ваше восприятие. Вы вспомните то особое восторженное состояние туриста, которого удивляет и восхищает буквально все. Вы новыми глазами посмотрите на то, что стало для вас привычным и обыденным. Вы заметите много деталей, которые раньше оставались для вас незамеченными. Вы освежите ваше восприятие мира, и пробудите свою способность к игре.
Окружающие ничего не заметят, и вам не обязательно кому-то рассказывать о своих играх. Эти игры – только для вас, их задача в том, чтобы пробудить вашу истинную суть играющего духа.
Упражнение 2. Кино про вас
В любое удобное для вас время задайтесь целью прожить час или два так, как будто все это время за вами следит кинокамера, снимающая фильм о вас. Это фильм о вашей жизни, его цель – дать наиболее полный и яркий ваш портрет.
Как бы вы прожили эти час или два?
Вы заметите, что живете более осознанно, чем обычно, стараетесь наполнить смыслом каждое мгновение вашей жизни. Вы словно держите себя под наблюдением, не просто совершая обычные действия, но и стараясь делать это как можно более точно, правильно и выразительно. Ваша жизнь благодаря этому становится более насыщенной. Даже самое обычное времяпрепровождение способно благодаря этому упражнению превратиться в яркое приключение.
Упражнение 3. Вы – литературный (кино-) герой
Если у вас есть любимые литературные и киногерои, можете время от времени входить в их образы, задавая себе вопросы: «А как бы он вел себя в этой ситуации?», «Что бы он чувствовал, о чем бы думал?», «Как бы он говорил, ходил, жестикулировал?», и т. д.
Вы можете просто ехать в автобусе и чувствовать себя выбранным вами героем. Вы можете ходить по магазинам так, как делал бы это он, общаться с людьми, завтракать, читать газету, даже спать так, как делал бы это он.
Не надо ничего изображать внешне. Ваша игра должна отражаться прежде всего в изменении вашего внутреннего состояния.
Ваша задача в том, чтобы почувствовать, каково это – быть другим. Почувствовать, а вовсе не изобразить.
Играйте в это, не надо быть слишком серьезным, легко меняйте образы. Вы можете заметить, что в вас проявляются новые качества. Может быть, вы станете смелее, решительнее, свободнее, добрее, оптимистичнее – в соответствии с качествами выбранного вами героя. Возможно, вы не подозревали, что эти качества у вас есть. На самом деле они у вас были всегда – просто вы не давали им проявиться, потому что ограничивали себя раз и навсегда выбранной ролью самого себя. Теперь вы знаете, что являетесь более многогранным человеком, чем думали раньше.
Чаще всего люди не имеют представления обо всех своих возможностях. На самом деле в каждом из нас скрыто очень многое. Мы по природе своей призваны быть многообразными. Мы можем в разных ситуациях проявлять себя с самых разных сторон. Мы можем быть сегодня совершенно другими, не такими, как вчера, а завтра – не такими как сегодня. И это нормально. Ненормально – ограничить себя одной какой-то ролью и всю жизнь прожить в ее узких рамках.
Быть собой – это не значит быть всегда одинаковым. Быть собой – это значит позволить проявляться всем граням своей натуры, всем тем внутренним «Я», которые обычно пребывают в спящем состоянии.
Дети легко переходят от одной игры к другой, от одного образа к другому, от одной грани себя к другой. Они не думают о том, что нужно соответствовать какому-то сложившемуся представлению о себе – они просто такие как есть.
Но взрослые почему-то думают, что быть взрослым – это значит быть серьезным, скучным и однообразным, сегодня таким же как вчера. Так они застревают в этом «вчера», не замечая, что жизнь движется и развивается, забывая двигаться вместе с нею.
Между тем ребенок, живущий в каждом из нас, с годами никуда не девается. И он все так же хочет играть. И мы страдаем, если подавляем в себе этого ребенка, если не позволяем удовлетворить его страсть к игре.
«Пойми как можно раньше: мы никогда не взрослеем».
Стремитесь не столько учиться входить в разные образы, сколько играть в это. Игра ценна сама по себе, в ней не важен результат. Вы играете и получаете удовольствие от игры – это и есть результат, не надо стремиться к другому.
Быть другим – как это? Это здорово!
Помните, что игра – это не притворство, не попытка что-то изображать внешне, это прежде всего внутреннее представление себя кем-то другим.
Но почему бы не поискать и внешние способы выражения разных внутренних состояний? При этом вам не обязательно быть актером и добиваться высоких степеней актерской выразительности. Если вы не собираетесь играть на сцене – никто вас не заставляет, но наедине с собой вы вполне можете позволить себе играть кого угодно и как угодно. Следующие упражнения помогут вам понять и на практике убедиться, что вы можете быть разным не только внутренне, но и внешне.
Упражнение 4. Сто способов сказать «да» и «нет»
Вы задумывались когда-нибудь, сколькими способами можно произнести даже такие простые слова как «да» и «нет»? Их не меньше сотни! Можно говорить тихо и громко, спокойно и нервно, быстро и медленно, бодро и вяло, не говоря уже о самых разных интонациях. А сколько разных смыслов могут нести в себе эти слова! Но и этим богатство выбора не исчерпывается.
Попробуйте сказать «да» так, как будто:
– вам предложили что-то, о чем вы давно мечтали, и теперь спрашивают вашего согласия на это,
– вам предлагают что-то, что кажется вам мерзким и отвратительным,
– вы соглашаетесь на что-то, но делаете это с сомнениями,
– вы говорите «да», хотя имеете в виду «нет»,
– вы сильно удивлены,
– вы расстроены,
– вы еле скрываете ярость,
– вы в восторге,
– вам пришло неожиданное приятное известие,
– вы справились с трудной работой,
– вам хочется признаться в любви всему миру.
Теперь скажите «да» так, как его сказал бы:
– инопланетянин, впервые увидевший Землю,
– говорящая собака, желающая выразить преданность и любовь к своему хозяину,
– великан, попавший в царство лилипутов,
– кинозвезда на церемонии вручения «Оскара»,
– голодный человек, наконец севший за стол с обильной едой,
– пресытившийся человек после обильного обеда,
– спортсмен, выигравший Олимпиаду,
– черепаха, без остановки прошедшая целый метр пути,
– злой колдун,
– добрый волшебник,
– веселый клоун на цирковом представлении,
– клоун, уставший после представления,
– космонавт, выведший корабль на околоземную орбиту,
– астероид, летящий к Земле.
Придумайте сами еще несколько образов. Затем аналогично поэкспериментируйте со словом «нет».
Упражнение 5. Сто способов ходить
Вы думаете, что у вас есть только одна походка, присущая вам? Ничего подобного. Вы просто не пытались ходить по-другому.
Попробуйте пройти хотя бы несколько метров так, как будто вы:
– человек очень высокого роста, на две головы выше окружающих,
– человек очень маленького роста, не достающий до плеча большинству окружающим,
– директор крупного предприятия, идущий по коридору своей фирмы,
– студент, входящий в аудиторию, где идет экзамен,
– балерина, выходящая на поклон после спектакля,
– маленький ребенок, недавно научившийся ходить,
– знаменитый актер, идущий по улице, где на него все обращают внимание,
– человек, старающийся остаться незаметным,
– человек, старающийся обратить на себя внимание,
– человек, идущий на важную встречу,
– человек, идущий туда, куда ему совсем не хочется идти,
– человек, только что узнавший, что он стал обладателем многомиллионного наследства,
– только что приземлившийся парашютист,
– космонавт, впервые вступивший на поверхность чужой планеты.
Придумайте еще любые, какие хотите образы и воплотите их в походке.
Упражнение 6. Сто выражений лица
Большинство людей все время пользуются одними и теми же привычными выражениями лица, не догадываясь, что природа дала им гораздо больше возможностей.
В этом упражнении вы можете потренироваться менять не только выражение лица, но и позу в соответствии с выбранным образом. Если даже у вас не все будет получаться, все равно упражнение принесет пользу. Вы обретете внутреннюю гибкость, пластичность, способность быть разным, легкость перехода от одного состояния к другому.
Итак, просто встаньте или сядьте в любую удобную позу (ходить в этом упражнении не нужно), и представьте, какая мимика могла бы быть:
– у человека, увидевшего что-то очень красивое,
– у человека, увидевшего что-то неприятное или страшное,
– у человека, только что съевшего кислый лимон,
– у человека, полакомившегося своим самым любимым блюдом,
– у только что вынырнувшего ныряльщика, проведшего под водой без воздуха несколько минут,
– у охотника, столкнувшегося нос к носу с медведем,
– у медведя, увидевшего охотника с ружьем,
– у сейфа, забитого деньгами,
– у зайца, сбежавшего от лисы,
– у младенца, увидевшего любимую игрушку,
– у рыцаря, победившего дракона,
– у вулкана, кипящего от ярости,
– у собирающейся расцвести прекрасной розы.
Не старайтесь ничего внешне изображать – войдите внутренне в нужное состояние, и пусть выражение лица родится само собой. Придумайте сами новые, пусть самые неожиданные образы и попримеряйте на себя их мимику и позы.
Свет затонувшей звезды. Откройте свою глубину!
Когда вы выполняли эти упражнения, то наверняка заметили, как изменилось ваше состояние. Во-первых, улучшилось настроение – иначе и быть не может, и не только потому, что игра сама по себе является веселым занятием, но и потому, что мы наконец-то позволяем себе быть самими собой, существами, чья суть и чье призвание – игра.
Игра целительна, потому что она соответствует нашей истинной природе, она естественна для нас. А когда мы делаем что-то естественное для себя, мы восстанавливаем гармонию души и тела. с
А во-вторых, вы почувствовали какое-то особое тонкое изменение внутри себя – вы поняли, что можете быть разным, другим, непривычным для себя, и что кроме вашего привычного «Я», кроме того, что вы называете собой, своей личностью, внутри вас есть еще другое «Я» – то, которое остается наблюдателем, когда вы играете те или иные роли и входите в разные образы.
Опять проведем аналогию с актерской игрой: когда актер играет роль, он никогда не забывает, что это всего лишь роль, что не мешает ему играть всерьез, с полной отдачей, и испытывать все эмоции, которые полагаются по роли. Но всегда остается та его часть, которая контролирует происходящее и наблюдает за процессом игры. Персонаж, которого играет актер, может плакать и страдать от горя, а сам актер при этом пребывает на вершине блаженства, он наслаждается своей игрой, от чего вовсе не страдает ее искренность.
Вот такое удивительное раздвоение – это вовсе не какое-то особое свойство актеров. Оно присуще всем людям без исключения. Это в нашей природе – быть тем, кто играет, и тем, кто наблюдает одновременно.
Знаете, почему это естественно для нас и почему приносит столько радости? Потому что этот внутренний наблюдатель – это и есть наша истинная суть, это вечный бессмертный дух, пришедший на Землю играть. Когда мы играем, мы пробуждаем его. Он проявляет себя тем, что начинает наблюдать за нашей игрой и радоваться ей. Он радуется, потому что мы наконец начинаем осуществлять то, ради чего, собственно, и пришли в этот мир. Мы начинаем играть!
При необходимости возвращайтесь снова к предыдущим упражнениям, или придумайте свои, в которых вы сможете «поймать» вот это ощущение раздвоения на того, кто играет, и того, кто наблюдает.
Именно в этом внутреннем раздвоении – залог успешной, приносящей радость игры, и актерской в том числе.
Обнаружив в себе внутреннего наблюдателя, нам надо познакомиться с ним поближе. На что похоже это чувство, когда мы открываем его в себе и прикасаемся к нему? Как мы его воспринимаем?
Это чувство может быть индивидуально у каждого из нас. У Ричарда Баха в книге «Бегство от безопасности» есть удивительно красивый образ затонувшей звезды.
Ты обнаруживаешь в себе глубину более величественную, чем океанская, и когда ныряешь в эту глубину, замечаешь свет, словно от затонувшей звезды. И когда ты оказываешься в луче этого света, то понимаешь, что тебе уже ничего не страшно, с тобой ничего не может случиться, потому что эта звезда – и есть твоя истинная суть, вечная, бессмертная, светящаяся.
Вы можете обнаружить в себе этот внутренний свет прекрасной звезды – звезды вашего духа, звезды, которая и есть ваша истинная суть, скрывающаяся за внешним обликом, за тем, что вы называете личностью, за всеми вашими привычными социальными ролями, за вашей каждодневной обыденной жизнью.
Обнаружив в себе эту внутреннюю глубину и внутренний свет, вы уже никогда не будете с прежней серьезностью относиться к мелким невзгодам, не будете всей душой предаваться суете и чрезмерно зависеть от происходящего в вашей жизни, от людей и событий. Потому что вы начали постигать: это все – не главное, а главное – это свет, который у вас внутри, это то, что вы представляете собой на самом деле.
Вы можете прислушаться к себе, вчувствоваться в свою внутреннюю глубину и найти свои, индивидуальные способы восприятия своего истинного «Я».
Это может ощущаться и как внутренний свет, и как чувство внутренней бездонной глубины, но не пустоты, а напротив, наполненности, во что можно нырнуть, как в теплую воду, обволакивающую нежным мягким прикосновением.
Это может ощущаться как внутренняя опора, как духовный стержень внутри, или как источник спокойствия, мира, тишины – источник, не зависящий от того, что происходит снаружи.
Это может ощущаться и как внутреннее пристанище, безопасное место, куда всегда можно спрятаться, где можно залечить свои раны и набраться сил. Вспомните, как в детстве вы прятались от обиды, забираясь с головой под одеяло, где сначала, наверное, плакали, переживая свое горе, но потом слезы высыхали, и обиды отступали, и вы засыпали спокойным и почти счастливым сном. Так приходила вам на помощь ваша внутренняя духовная сущность, как любящий родитель успокаивающая вас и обволакивающая теплом и любовью.
Никто не мешает вам снова искать помощи, защиты, утешения, покоя, а также радости и вдохновения у вашего духа, глубинной истинной сути.
И вот что интересно: когда мы по-настоящему соприкасаемся со своей духовной сутью, нас уже не надо убеждать в том, что бессмертие реально существует. Мы начинаем чувствовать, что наш дух просто не может быть смертным. Он вечен, в этом нет сомнения, так как является частью чего-то гораздо большего, чем мы – частью огромной, вечной, бессмертной Вселенной. Да, наше человеческое тело не бессмертно, но дух, безусловно, бессмертен. Ему ничего не грозит в тех играх, в которые мы играем на Земле. Смерть для него иллюзорна.
И если мы знаем, что дух, являющийся частью Вселенной, это и есть мы – то и для нас смерть становится иллюзией, а сами мы превращаемся в неуязвимых бессмертных существ, которым на самом деле ничего не грозит, что бы ни происходило в игре под названием «Жизнь».
Упражнение 7. Примеряем на себя бессмертие
Не пытайтесь ни в чем себя убедить или во что-то уверовать. Если даже вы не верите в бессмертие духа, просто представьте, что бы вы чувствовали, если бы точно знали, что ваша истинная, духовная суть бессмертна. Пусть это тоже будет игрой, которую можно назвать примеркой бессмертия на себя.
Как бы вы себя чувствовали, если бы точно знали, что являетесь духом, которому ничто не может повредить, ведь он вечен, бессмертен и неуязвим? Как бы вы себя чувствовали в качестве вечного, бессмертного существа, которое пришло на Землю, как турист приезжает в экзотическую страну, чтобы получить там новый опыт и впечатления, чему-то научиться, а главное – стать участником увлекательного приключения и насладиться им?
Посмотрите на окружающий мир глазами бессмертного духа. Посмотрите на свою собственную жизнь глазами бессмертного духа. Он вечен, а жизнь человека коротка по сравнению с вечностью. Вот почему для него дорог каждый миг. Вот почему он удивляется всему и восхищается всем. Вот почему он рад любому опыту, какой можно получить в человеческом теле.
Смотрите глазами духа, глазами бессмертного, вечного, умиротворенного наблюдателя, и вы научитесь ценить каждый миг жизни, всему радоваться и восхищаться происходящему.
Уделяйте такой практике хотя бы 10–15 минут ежедневно, и вы очень скоро почувствуете изменения к лучшему и в своем самочувствии, и в своей жизни.
Неизбежно возникает вопрос: если все, происходящее с нами – лишь игра, то почему наши игры бывают такими страшными и жестокими, или неприятными, или просто скучными, или изматывающими, иссушающими душу? И нельзя ли так сделать, чтобы наша игра в жизнь стала интереснее, лучше, радостнее, чтобы она приносила побольше удовольствия?
Ответ: так сделать можно и нужно!
Об этом – следующая глава.